Психологические причины возможных трудностей при обучении з средней школе — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Психологические причины возможных трудностей при обучении з средней школе

2017-06-26 407
Психологические причины возможных трудностей при обучении з средней школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По данным психологов Ануфриевой А.Ф. и Костроминой СИ., затруд­нения в обучении б средней школе испытывают от 15 до 40% учащихся. Ануфриева А.Ф., Костронина СИ. Как преодолеть трудности в обучении де­тей. - М., 1997 г. Для более чем 50% неуспевающих школьников характерна задержка психического развития, чаще всего имеющая церебрально-органическое происхождение. Профилактика и диагностика трудностей в обучении является приоритетным направлением среди задач, поставленных перед практическим психологом средней школы и педагогом - психологом ДОУ. Решение этой проблемы возможно через коррекцию состояния элемен­тов объекта психодиагностики. Многовариантность причинно-следственных связей часто приводит к тому, что, выясняя причину трудностей в обучении, возникают сложности с определением круга возможных психологических причин, выбором методики и эффективности коррекционных упражнений.

Перспективная коррекционная программа, рассчитанная на индивиду­альное развитие каждого ребенка, позволяет предотвратить школьные про­блемы еще в условиях дошкольного обучения.

Предлагаемая таблица может помочь педагогу-психологу при поста­новке психологического диагноза и прогноза характера будущих затруднений в процессе школьного обучения каждого ребенка.

Данная таблица предназначена для самостоятельной работы педагога-психолога ДОУ в поиске причинно-следственных связей для каждого кон­кретного ребенка. Например, возможные отклонения в развитии речи: дефек­ты дикции, двуязычие в семье и, как результат, недостаточное владение рус­ским языком может привести ребенка к возможным затруднениям при пере­сказе текста в первом классе средней школы.

А также дефекты кратковременной памяти, такие, как трудности при запоминании, сохранении информации, ее припоминании могут привести к таким возможным трудностям при обучении з школе, как орфографическая незоркость, грязь в тетради, проблемы при списывании с доски, постоянное переспрашивание учителя.

Возможные трудности при обучении в школе (ванн по мере убывания) Частота проявлений е %
1. Пропуск букв при письменной работе 19,9 %
2. Орфографическая незоркость 19%
  Невнимательность. рассеянность на уроке 17%
4. Затруднения при решении математических задач 14,8 %
  В пересказе текста 13,5%
6. Неусидчивость 13,1 %
7. Непонимание объяснений учителя 12,7%
8. Грязь в тетради 11,5%
9. Затруднения при заломинании таблицы умножения, де­ления 10,2%
10. Самостоятельная оабота вызывает тревсту, чаще неудача 9,6 %
11. Часто забывает дома учебные предметы 9,5 %
  Списывание с доски 8,7 %
13. Классная работа неудовлетворительна при успешной домашней работе 8,5 %
14. Необходимость многократного повтора учителем зада­ния ' 7,5 %
15. Постоянные переспрашивай ия учителя 7,3 %
16. Затруднения ориентировки з тетради 6,8 %
  Поднимает руку, но не может сформировать ответ 6.5 %
  Опоздания в школу на урок 6.1 %
19. Охзлекаетса от процесса урока 5,2 %
  Страх перед опросом 4,3%..-.
21. Отсутствие письменной классной работы в тетоади 4,г%:;
22. Выходит с урока, долго отсутствует 2,3 %
23. Комментирует оценки и поведение учителя 1,2%
24. В классе долго не может найти свое место 0,7 %
         

 

 

                                           
1. Недостаточная развитость речи                                                
2. Недостаточная развитость памяти                                                
  - кратковременной                                                
  - долговременной                                                
  - механической                                                
  - логической                                                
i. Недостаточно развито вни­мание                                                
  - переключение                                                
  - концентрация                                     |          
  - объем                                              
  - распределение                                                
устойчивость     ■                                           4. Недостаточная развитость восприятия                                                   - общая j                                            

7 3

 

/ / - ориентировка в простран­стве                                       \ \\    
  - фонематический слух ¥                                              
5. Несформированность воли                                                
Воз можпые психологические чины Возможные трудности при обучении в школе  
при
                  1 0 1 1       1 5 1 6   1 8 1 9     2 2   2*     - недоразвитие произволь­ности                                           v   и     - нарушение самоконтроля ¥                                                 -- - нарушение планирования деятельности - невыполнение устной ин­струкции       —                                       —     - невыполнение по правилу                                                     невыполнение учебной задачи                                                 6. Неразвитость мышления                                                   - недостаточный общий интеллект                                                   неразвитость образного мышления                                                     - непонимание граммати-                                                                                                         ческой конструкции                                             -     - недостаточное осмысле­ние слухового восприятия                                                   - неразвитость логических операций                                                   - затрудненность в ориен­тировке на систему при­знаков                                                   - задержка психического развития                             |                   7. Несформированнос гь учебной мотивации                                                   - преобладание игровой мотивации                                     |             - отсутствие учебной моти­вации                                                   несформированность приемов учебной деятель­ности                                                 8. Личностные проблемы                                                   - заниженная самооценка                                 |                 -индивидуально-типологические особенно­сти                                                                                                                                              
/ /- отсутствие отношения к / / себе как к школьнику             г—                       ' 1        
  - нарушение «Я - концеп­ции»                                                
9. Физиологическая неразви­тость                                                
  - низкая скорость протека­ния психич. процессов                                                
  - слабое развитие тонкой моторики пальцев                                                
  - слабое развитие мускула­туры кистей рук                                                
  Нарушение эмоционально­го равновесия                                                
  - эмоциональная импуль­сивность, нестабильность                                                
  - стрессовое состояние                                                
  - адаптационный стресс                                                
1. Социальные нарушения                                                
  - трудности в семье                                                
  - поиск вторичной выгоды                                                
  - перенос функции матери на учителя                                                

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.