Основные закономерности психического развития детей с проблемами в развитии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Основные закономерности психического развития детей с проблемами в развитии

2017-06-26 398
Основные закономерности психического развития детей с проблемами в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно теории психического развития ребенка, разработанной в трудах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина, центральным моментом является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.

Именно деятельность, и в первую очередь, ведущая деятельность порождает базовые структуры личности, определяет ее характерные особенности. Данное положение отечественных ученых означает, что главным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка в ходе реализации, которой закладывается основа для позитивных сдвигов в развитии личности проблемного ребенка. Известно, что в основе коррекционной работы в детском возрасте лежит игровая деятельность и в первую очередь, сюжетно-ролевая игра.

Прежде, чем перейти к методике обучения детей с отклонениями развития обучению сюжетно-ролевой игре необходимо рассмотреть основные методологические подходы к организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, которые базируются на понимании закономерностей психического развития в норме и в патологии.

Исследования отечественных ученых Л.С. Выготского, Л.В. Занкова (1935), И.М. Соловьева (1957), Ж.И. Шиф (1965), Т.А. Власовой (1972), В.И. Лубовского (1978) и других показали, что основные закономерности психического развития являются едиными как для нормы, так и для патологии. «К таким закономерностям, прежде всего, относятся: определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии» [53, с.19].

Следовательно, и в норме и в патологии психическое развитие имеет поступательный поэтапный характер, сложную организацию во времени и обусловлено взаимодействием биологических и социальных факторов.

Наряду с закономерностями общими для нормального и аномального психического развития выделяют закономерности общие для всех типов аномального развития, которые в работе с детьми необходимо учитывать.

К ним относятся следующие закономерности:

1.- Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.

Больше страдает усвоение той информации, которая адресована к пораженному анализатору. Снижение скорости приема всех видов информации, и уменьшение ее объема, поступающего за единицу времени, а также искажение первичной информации, особенности запоминания, характеризующиеся нестойкостью, привнесениями, искажениями запоминаемого материала имеют место при аномальном развитии вследствие поражения ЦНС.

2.- Трудности словесного опосредования при образовании новых связей.

Как отмечает В.И. Лубовский, в наиболее отчетливой форме данная закономерность обнаруживается у умственно отсталых детей, которые не могут дать словесный отчет о проделанных действиях [53, с.19-20].

3- Замедление процесса формирования понятий.

Выше перечисленные закономерности развития обусловливают замедление темпа развития мышления в частности процессов обобщения и отвлечения. Это происходит потому, для формирования того или иного понятия необходимо образование большого количества единичных связей, в то время как индивидуальный опыт проблемного ребенка медленнее создает то состояние «предуготованности», которое делает возможным формирование нового понятия у нормального ребенка после образования 2-3 единичных связей [53].

Умственно отсталые дети дошкольного возраста не могут осуществить группировку предметов по форме или цвету и это указывает на отсутствие у них способности к простейшим обобщениям. Умственно отсталый ребенок остается во власти единичных, наглядных образов, не умея понять скрытое за ними общее, существенное [52, 53].

Итак, в педагогическом процессе следует учитывать важнейшие принципы и вышеуказанные закономерности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Они определяют содержание, методические требования, подходы и рекомендации по организации обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии сюжетно-ролевой игре.

Прежде всего, они предполагают повторяемость программного материала через различные виды детской деятельности, целенаправленное формирование программирующей и регулирующей функции речи, развитие ее смысловой стороны, частую смену заданий и дидактического оборудования в процессе игровой ситуации, с целью формирования переноса полученных знаний в реальные жизненные ситуации. Необходимым условием организации игровых обучающих ситуаций является также учет не только возрастных, индивидуальных особенностей, но и особенностей эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.3 Особенности эмоционально-волевой сферы детей с нарушениямиинтеллекта

Известно, что развитие умственно отсталых детей идет по тем же законам, что и здоровых, с той лишь разницей, что эти дети обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру.

Выделяются три диагностических критерия умственной отсталости: клинический - наличие органического поражения головного мозга, психологический - стойкое нарушение познавательной деятельности, педагогический – низкая обучаемость [51].

Как указывает Е.М. Мастюкова, особенностью эмоциональной сферы детей с умственной отсталостью является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе. В своих переживаниях ребенок не может отделить главное от второстепенного. Поэтому он может давать бурные, эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события [5, с.122].

Актуальными для них являются непосредственные переживания, дети не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий. Это объясняется тугоподвижностью, слабой переключаемостью, инертностью и стереотипностью эмоций. Часто отмечаются неадекватные реакции, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков [5, с.122].

Особенности нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка с умственной отсталостью находятся в соответствии со степенью снижения интеллекта, а также в зависимости от клинического варианта дефекта [5, 53]. Например, возбудимые дети берут игрушку и тут же ее бросают. Движения у них быстрые, речевое сопровождение громкое, эмоциональные реакции неустойчивые и поверхностные. Проявления гнева, обиды, радости выражаются бурно, импульсивно и не контролируются детьми.

Заторможенные умственно отсталые дошкольники действуют вяло, нерешительно. Они кажутся мало эмоциональными, хотя их переживания нередко бывают устойчивыми и достаточно глубокими. Дети с сохранным поведением эмоционально более устойчивы, хотя их поведение и переживания отражают слабое осознание окружающей обстановки [53, с.69].

Волевая сфера умственно отсталого дошкольника находиться на самых начальных этапах развития. Дети не могут контролировать свои поступки, желания. Некоторые дети с трудом подчиняются требованиям взрослых, и их действия нередко носят импульсивный характер, а поведение часто не соответствует общепринятым правилам и нормам [53, с.71-72].

Однако необходимо отметить, что дети в дошкольном возрасте отзывчивы на похвалу, одобрение, порицание. Могут различить ласковую и недовольную интонацию, хотя выразить словом свои эмоции затрудняются, особенно если дети младшего дошкольного возраста. С возрастом дети научаются выражать свои эмоции, могут сказать, что им нравиться или нет. Мимикой, жестами и словесными высказываниями выражают сочувствие положительным героям и отрицательное отношение к их обидчикам. Как отмечает В.И. Лубовский, дети проявляют отчетливо выраженное положительное отношение к своим родным и близким, любят своих родителей [53, с.69]. Практика показывает, что многие дети отчетливо проявляют положительные чувства к воспитателям детского сада, которые относятся к ребенку с любовью и уважением.

Учитывая особенности умственно отсталого ребенка, можно сказать, что обычно процесс воспитания и обучения бывает нелегким, требует как от воспитателей, так и от родителей огромного терпения, оптимизма, умения радоваться самым незначительным достижениям ребенка.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.