Опросник нервно-психического напряжения (автор Т.А.Hемчин) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опросник нервно-психического напряжения (автор Т.А.Hемчин)

2017-06-19 553
Опросник нервно-психического напряжения (автор Т.А.Hемчин) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Опросник представляет собой перечень признаков нервно-пси­хического напряжения, составленный по данным клинического наблюдения и включающий в себя 30 основных характеристик этого состояния, разделенные на три степени выраженности. Применяется в психологических исследованиях с целью выяв­ления "фона", на котором протекает деятельность.

Шкала астенического состояния (ШАС) разработана Л. Д. Майковой и адаптирована Т. Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника MMPI (Миннесотский многомерный личностный перечень). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния. Исследование проводится индивидуально в отдельном, хорошо освещенном и изолированном от посторонних звуков помещении. Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к Вашему состоянию в данный момент, отметьте один из четырех вариантов ответов правой части бланка».

Методика «Стресс-ФИЭ» Иванова Е.С. Относится к группе самооценочно-симптоматических. При ее разработке из различных опросников были отобраны 35 наиболее характерных симптомов стресса, характеризующих его проявления на физиологическом, информационном, эмоциональном уровнях.

Общий уровень стресса вычисляется путем суммирования показа​телей по всем трем субшкалам.

Опросник на выгорание MBI, адаптирован Н.Е. Водопьяновой Авторы опросника американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Инструкция. Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний. Опросник имеет 3 шкалы «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание».

 

 

24. Синдром профессионального выгорания педагога

и его психологическая профилактика.

Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания.

Под синдромом «психологического или эмоционального выгорания» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

Деперсонализация - тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.

Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Возникновение чувства вины за собственные негативные проявления или чувства, снижение профессиональной и личной самооценки, появление чувства собственной несостоятельности, безразличие к работе.

Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания у учителя:

- на первой начальной стадии у учителей наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, внесена ли нужная запись в документацию, задавался ли ученику планируемый вопрос, что ученик ответил на поставленный вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действийна фоне ощущения нервно-психической напряженности;

- на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

- третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Факторы, вызывающие выгорание:

Индивидуальные факторы. Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Имеются исследования, свидетельствующие о наличии связи между семейным положением и выгоранием. Личностная выносливость – способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Тревожность среди других характеристик личностных особенностей имеет наиболее тесные связи с выгоранием. Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания и «локусом контроля». К.Кондо относит к «сгорающим» также «трудоголиков».

Организационные факторы. Развитию выгорания может содействовать неопределенность или недостаток ответственности. Синдром профессионального выгорания тесно связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки. Практически все исследователи показывают, что повышенные нагрузки, сверхурочная работа стимулирует развитие выгорания. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием, поскольку эти две переменные тесно связаны друг с другом.

Решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания является социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи, друзей. Особенно значимой является поддержка администрации [10]. Для работников при стимулировании важно (и это отмечается многими исследователями) не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что обозначается как справедливость.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.

1. Организация деятельности. Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию. Администрация также может четко распределить обязанности, продумав должностные инструкции. Руководство может организовать здоровые взаимоотношения сотрудников [10]. В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени.

2. Улучшение психологического климата в коллективе. Создание коллектива существующего как единое целое, как группы людей поддерживающих друг друга.

3. Работа с индивидуальными особенностями. Психологическая работа с учителями должна включать три основных направления, соответствующие выявленным аспектам выгорания.

Первое направление направлено на развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Второе направление должно нивелировать влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию. Здесь необходима работа по развитию у сотрудников умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Естественные приемы регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения, типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение человека к высшим силам (богу, вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

 

Сушенцова Л.В. Профессиональное выгорание педагога: сущность, диагностика, профилактика - Йошкар-Ола: ГОУВПО "Мар. гос. ун-т", 2006. - С. 190-198.

 

 

25. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса.

Образовательный процесс - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания (самовоспитания) и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Участниками образовательного процесса являются: обучающиеся, педагогические работники и родители (законные представители) обучающихся.

Взаимодействие может быть непосредственным, опосредованным, внешне предъявленным или выраженным во внутренних отношениях. Психолого-педагогические основы взаимодействия нами рассматриваются как взаимодействие различных субъектов образовательного процесса, определяемое решением педагогических задач и имеющее особую психологическую и социально-психологическую регуляцию.

Педагогическое взаимодействие - это систематическое, постоянное осуществление коммуникативных действий учителя, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны ученика (В.Я. Ляудис), это воздействие и на самого ученика, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего (Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Н.Ф. Радионова).

Педагогическое взаимодействие – это личностный контакт воспитателя с воспитанниками (родителями воспитанников), направленный на взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках.

Ведущей целью взаимодействия является развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей.

Выделяют следующие сущностные и функциональные требования к обеспечению субъектной позиции участников образовательного процесса:

¾ содержанием субъект-субъектных отношений должна является система деятельности, позволяющая каждому успешно взаимодействовать в непрерывно меняющихся жизненных ситуациях;

¾ в контексте субъект-субъектных отношений функции образовательного процесса должны быть ориентированы на развитие образовательных потребностей, интересов и предметных способностей учащихся, позволяющих ему успешно адаптироваться и самореализовываться в жизненных и образовательных ситуациях;

¾ в субъект-субъектном контексте необходима организация условий для развития предметных способностей в плане переструктурирования предметного содержания дисциплин таким образом, чтобы оно наряду со знаниями, умениями и навыками, обеспечивало всестороннее развитие личности и системы ее деятельности;

¾ организация образовательного процесса должна осуществляться на основе механизма, обеспечивающего постоянную включенность каждого участника образовательного процесса в систему отношений (в том числе коммуникативного характера).

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к учащемуся. Суть косвенного воздействия заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение, компоненты образовательной среды. Различают вербальные и невербальные способы педагогического взаимодействия. Не смотря на то, что основная часть профессионально значимой деятельности педагога связана с вербальном способом общения, эффективность педагогического взаимодействия зависит также и от того, насколько учитель владеет невербальной коммуникацией.

Таким образом, взаимодействие можно рассматривать как систему взаимосвязей субъектов, которая обуславливает их взаимное влияние. В процессе взаимодействия между субъектами и объектами педагогического процесса возникают разнообразные связи: информационные (обмен информацией между субъектами образования); организационно-деятельностные (совместная деятельность); коммуникативные (общение); управления и самоуправления.

Функции пед общения:

- Информационная

- контактную - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

- побудительную - стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;

- амотивную - побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и др.Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную.

Модели общения:

1. Учебно-дисциплинарная модель общения. Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения, где: способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; тактика общения: диктат или опека; личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

2. Личностно-ориентированная модель общения. Цель личностно-ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения.

Педагогическое общение определяется тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.

Общение в образовательном процессе выступает как: средство решения когнитивных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений участников образовательного процесса, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Е.В.Коротаева, опираясь на традиционно выделяемые три стороны общения:

Информативная сторона общения. Получение информации. Воспроизведение и передача информации.

Интерактивная сторона общения, или собственно взаимодействие.

Перцептивная сторона общения или восприятие.

М.М.Рыбакова рассматривает в педагогическом взаимодействии вопросы влияния и организации разных видов учебной деятельности. Автор считает, что от отношения учителя к учащимся во многом зависит и содержание тех оценок, которые он дает ученикам, характер их переживаний по поводу своих поступков или срывов в поведении. Автор выделяет четыре наиболее часто выбираемые позиции.

Позиция «жесткой дисциплины». Занятая с первых дней знакомства с классом, эта позиция в дальнейшем приводит к закреплению авторитарно – ролевого стиля общения. Учителя при этом мало волнует состояния учащихся и их психические особенности.

Позиция «терпеливого ожидания порядка». Для нее характерен личностно – избирательный стиль отношений. Такая позиция свойственна учителям, увлеченным наукой и стремящихся увлечь ею учащихся.

Позиция «обиженного неблагодарными учениками». Учитель, занимающий эту позицию, постоянно жалуется на усталость, он недоволен учениками, его раздражают улыбки, поведение учеников, замечания он делает в резкой, раздражительной форме, срывается на крик.

Позиция «сотрудничества». В основе взаимоотношений лежит хорошее знание каждого ученика, терпимость к неудачам в усвоении учебного материала и поведению. При таком стиле взаимоотношений ученик верит, что учитель готов ему помочь, а если накажет, то справедливо (157). Эта позиция способствует формированию доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися.

Эффективность педагогического общения определяется его стилем, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия его участников: демократический, авторитарный, либерально-попустительский.

Основная особенность эффективного взаимодействия - взаимоприятие и взаимоориентация участников взаимодействия. Сотрудничество становится продуктивным, если:

· осуществляется при условии включения каждого учащегося в решение задач не в конце, а в начале процесса разрешения образовательной проблемы;

· организовано как активное сотрудничество с педагогом, учащимися или другими участниками образовательного процесса;

· в процессе обучения происходит становление механизмов саморегуляции поведения и деятельности учащихся;

· осваиваются умения образования целей.

Формированию доверительных взаимоотношений между учителем и учащимися способствуют такие качества педагога как, корректность, гибкость, любознательность, чувство юмора, неординарность, доброжелательность, толерантность, мудрость, воспитанность, гуманность, работоспособность, сдержанность, уравновешенность, современность.

 

 

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996г.

 

 

26. Формирование профессиональной компетентности педагогов.

Компетентностный подход - подход, акцентир. внимание на результате образования, в качестве результата рассматривается способность человека эффективно действовать в различных проблемных ситуациях., т.е это система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для формирования компетентностей.

Компетентность - владение комплексом специфических способностей, качеств, позволяющих оперативно осваивать новое, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, самостоятельно выбирать методы и средства в сфере своей деятельности, принимать эффективные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения в соответствующей сфере деятельности.

Компоненты компетентности: психологические и педагогические знания, профессиональные умения, профессионально значимые личностные качества и др.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.