Тема 6. Человек как субъект труда. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 6. Человек как субъект труда.

2017-06-26 331
Тема 6. Человек как субъект труда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Определение понятия

2. Компоненты и характеристики

1. Характеристики субъекта труда:

- достижение высокого уровня развития профессиональных спо-

собностей и ПВК;

- удовлетворенность трудом;

- адекватное отражение объекта труда;

- развитие системы саморегуляции;

- усвоение общественно выработанных способов деятельности;

- развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и

самоуважения.

Субъект труда – самоинициатор и исполнитель трудовой деятельности самостоятельный, ответственный, саморегулирующий и ответственный за процесс и результат труда. Человек, выполняющий «рабский», подневольный труд не может считаться субъектом труда.

Проблемы труда:

- узкая специализация;

- отчуждение труда от капитала;

- отчуждение человека от самой деятельности;

- бессмысленность труда (отсутсвие личностных смыслов);

- зависимость работника от коллектива;

- увеличение распространения «технократического мышления»

(лишение совести и способности сострадать другим, «искусственный интеллект);

- монотонность и рутинность труда;

- соотношение профессионального и внепрофессионального труда;

- соотношение коллективной и личной ответственности;

- соотношение личностного и профессионального в труде;

- соотношение престижности и общественной полезности;

- неоднозначная общественная значимость по ряду профессий;

чувство собственного достоинства личности в труде Характеризуя труд человека как «функциональную си­стему», а человека как субъекта труда— инициатора ак­тивности, Е.А. Климов для изучения уровня его сформи­рованное™ выделяет психологические признаки субъекта труда и психические регуляторы труда, разработанные на основе профессиографического анализа субъектно-объектных взаимосвязей, специ­фичных для различных видов профессиональной деятель­ности. “Срезовую” характеристику субъекта труда в каждый момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения:уровень деяний, т.е. целостной деятельности в единстве с личностью; уровень действий; уровень макроэлементов действий; уровень микроэлементов действий

Прежде чем человек станет субъектом трудовой деятельности, проходит многолетний, многоэтапный и сложно обусловленный процесс его телесного и духовного развития. Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (важнейшее свойство психики, как известно, — отображение, моделирование объекта). При этом, как известно, благодаря речи и общению с себе подобными че­ловек может использовать не только свой личный опыт, но и опыт всего человечества — всех народов и времен.

В контексте психологии труда особое значение приобретает развитие ориентировки человека в мире профессий (начиная от развития знаний, представлений дошкольников о труде взрос­лых, кончая освоением сложнейших современных внешних средств деятельности и созданием внутренних средств деятель­ности как условия высшего профессионального мастерства, профессионализма и, следовательно, высшей ценности данного человека для общества). Это вместе с тем и разновидность зна­ний о явлениях общественной жизни, т. е. звено мировоззрения.

Человек — система саморегулирующаяся. При этом, важнейшие психические регуляторы его активности — потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения, одним словом, направленность личности. Это тоже своеобразное ото­бражение действительности, обеспечивающее не ситуативную, а стратегическую («надситуативную») активность.

Направления развития человека как субъекта труда:

1. Приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказы­вается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собст­венная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, нормами, искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации).

2. Формирование направленности, в частности тру­довой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обще­стве, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формирования направленности личности не создаются внут­ренние условия для усвоения знаний, умений, навыков (не го­воря уже о том, что, как ясно, убеждения, относящиеся к облас­ти труда, входят в системообразующее звено мировоззрения личности).

3. Усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) обще­ственно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая и внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия — вербальные и невербальные. И ориентировка в среде, и функции направленности лично­сти, и исполнительные операции предполагают развитие некото­рых личных психологических качеств, способностей. Так, напри­мер, чтобы ориентировка в среде была успешной, а направлен­ность — определенной, нужно, чтобы в голове устойчиво удержи­вались, не искажались и образы предметов, и общие правила; нужно, чтобы человек мог мысленно оперировать этими обра­зами, их элементами; нужно, чтобы человек мог, удерживая в соз­нании общее правило, мысленно сличать его с частными случая­ми. Для осуществления операций исполнения важны, например, способность точной оценки пространства, времени, поведения и ре­акций других людей; важны, скажем, сдержанность, терпеливость, самообладание, определенный уровень двигательной (психомотор­ной, моторной, как иногда говорят) культуры — развитости двига­тельных функций и т. д. Словом, за каждой операцией ориенти­ровки, исполнения, актом самоуправления, мотивации стоят тре­бования к соответствующим качествам, устойчивым характери­стикам человека (аналогично таким характеристикам машин, как «мощность», «прочность», «быстродействие» и пр.).

4.Формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятель­ности. Разумеется, и ориентированность, и направленность, и владение способами действия тоже создают условия успеха и тоже являются субъективным достоянием человека и в этом смысле — его личными качествами. Но здесь мы имеем в виду то, что в пси­хологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегуляции).

5. Совершенствование его знания о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жиз­ненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних, индивидуально неповторимых у каждого условий — формирова­ние индивидуального стиля трудовой деятельности.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.