Вопрос 44. Управление школой: его сущность, принципы. Функции дирекции школы. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Вопрос 44. Управление школой: его сущность, принципы. Функции дирекции школы.

2017-06-26 1237
Вопрос 44. Управление школой: его сущность, принципы. Функции дирекции школы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школа — один из типов образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Управление школой - это научно-обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно- общественному управлению образованием. Основная идея государственно - общественного управления образованием — объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Общественный характер управления образованием проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельностьколлективного органа управления - совета школы. Один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.

Государственный характер управления образованием закреплён совокупностью принципов, сформулированных в «Законе об образовании в Республике Беларусь»: гуманистический характер образования; общедоступность образования; светский характер образования; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно - общественный характер управления образованием; гарантия права на образование и др.

Немаловажное значение имеют научно-обоснованные принципы управленческой деятельности органов управления в школе.Наиболее существенные из них следующие:

· скоординированность, согласованность и деловое со­трудничество всех управленческих органов в определении ведущих задач школы и ее учебно-воспитательной деятель­ности;

· демократизм, гласность и опора на общественное мне­ние учителей, родителей и учащихся в осуществлении все­ми управленческими органами и должностными лицами своих обязанностей и функций;

· персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей и воспитате­лей групп продленного дня за выполнение своих обязанно­стей;

· поддержание здорового психологического микрокли­мата в школе, творческой активности и инициативы, вы­сокой требовательности к качеству учебно-воспитательной работы;

· тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принима­емых в школе решений по совершенствованию обучения и воспитания учащихся;

· поощрение педагогического творчества, инновацион­ных поисков и стимулирование учителей и классных руко­водителей к овладению передовым педагогическим опытом.

Школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят преподаватели, учащиеся, лаборанты, технические работники.

Условно в школе можно выделить следующие управленческие группы:

1 группа. Должностные лица школы: директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций.

2 группа. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии;

общешкольная конференция представителей учителей, родителей и уч-ся.

3 группа. Органы ученического самоуправления (ученический комитет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).

4 группа. Органы родительской общественности (родительский комитет школы, родительские комитеты классов).

Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Руководитель в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом; б) избран коллективом; в) назначен учредителем; г) нанят учредителем по контракту. Директор школы осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, создаёт условия для эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Директор школы несет персональную ответственность за деятель­ность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.

В его обязанности входят:

· правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогическим коллективом школы, создание условий для повышения профессионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня учителей, стимулирование их педагогического творчества;

· осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса;

· осуществление деловых контактов с местными общественными организациями;

· организация воспитательной работы по профориентации учащихся;

· оказание практической помощи в активизации деятельности ученического самоуправления;

· развитие и укрепление материально-технической базы школы и др.

Функции и обязанности заместителя директора шко­лы по учебно-воспитательной работе включают в себя:

· организацию учебных занятий в школе и воспитатель­ной работы в процессе обучения;

· контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся;

· организацию внеклассной учебной работы по различ­ным предметам (предметных кружков, обществ, олимпи­ад, конкурсов и т.д.);

· регулирование учебной нагрузки учащихся;

· анализ учебно-воспитательной работы школы и состав­ление статистических и письменных отчетов о результа­тах деятельности педагогического коллектива;

· реализацию и контроль за выполнением указаний вы­шестоящих органов образования по вопросам совершен­ствования учебно-воспитательной работы;

· обобщение и внедрение передового педагогического опыта по повышению качества учебно-воспитательной ра­боты;

· руководство работой предметных методических комис­сий (секций) учителей и др.

К обязанностям заместителя директора по воспита­тельной работе относятся:

· организация и координация внеклассной воспитатель­ной работы с учащимися;

· проведение методической работы с классными руко­водителями и воспитателями групп продленного дня по со­вершенствованию воспитания учащихся;

· поддержание деловых контактов с родителями учащих­ся, руководителями внешкольных детских организаций;

· научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогического опыта и др.

В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заместители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответ­ственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к совершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Педагогика под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.577

2. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.210

3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.482-550

4. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.264


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.