Вопрос 39. Сущность и задачи эстетического воспитания. Структура эстетической культуры личности. Пути реализации задач эстетического воспитания. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Вопрос 39. Сущность и задачи эстетического воспитания. Структура эстетической культуры личности. Пути реализации задач эстетического воспитания.

2017-06-26 642
Вопрос 39. Сущность и задачи эстетического воспитания. Структура эстетической культуры личности. Пути реализации задач эстетического воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Термин «эстетическое воспитание» связан с понятием «эстетика» (ощущение, чувство), обозначающим философскую науку о прекрасном.

Эстетическое воспитание - организация разнообразной художественно- эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способности полноценно воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий, вкусов и убеждений, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Задачи эстетического воспитания:

· формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата;

· формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности;

· формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одарённых детей; выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учётом эстетических норм и ценностей.

Цель ЭВ — формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:

Эстетическое восприятие — способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства.

Эстетические чувства — эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства.

Эстетические потребности — нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.

Эстетические вкусы —способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов.

Эстетические идеалы — социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание - совокупность идей, теорий, взглядов, критериев художественных суждений, вкусов, благодаря которым человек получает возможность достоверно определять эстетическую ценность окружающих его предметов, явлений жизни, искусства.

Пути осуществления ЭВ:

· Эстетическое воспитание осуществляется в процессе обучения и воспитания комплексом средств (кино, телефильмы, природа, картины, музыкальные произведения, литература, отношения, СМИ, труд, семья, личность учителя, слово и др..), приёмов (отработка культуры соблюдения тишины и порядка, бережливого отношения к книгам и тетрадям, школьной мебели, доброжелательных отношений и вежливости между учащимися; беседы о нравственности, этикете, культуре речи и внешнем облике человека, его манерах; ознакомление с современной модой: встречи с модельерами, артистами и т.д..), методов и форм (беседы, лекции, встречи за круглым столом; университеты культуры; клубы друзей искусства; экскурсии, фестивали, устные журналы, тематические вечера, выставки, студии, музыкальная фонотека, певческая деятельность, утренники и вечера; «капустники», «посиделки»; посещение кинотеатров и театров и многие другие). Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Развитие эстетического восприятия начинается в начальных классах и реализуется за счёт восприимчивости младших школьников, в первую очередь на уроках литературы, языков, музыки и пения, изобразительного искусства, технологии. Учитель даёт задание самим делать рисунки, иллюстрации, пейзажные зарисовки. Основная работа в этом направлении осуществляется в средних и старших классах. В процессе восприятия и сравнения произведений литературы и искусства формируются художественно- эстетические представления. Развитие эстетического вкуса - очень сложная и слабо решаемая проблема. Только приобщая учащихся к высоким образцам литературы, музыки и изобразительного искусства, можно формировать у них подлинно художественные вкусы. В старших классах есть условия для более глубокого понимания искусства. Эстетика должна присутствовать на всех уроках, особенно на уроках художественного цикла; должна проявляться в деятельности учения, в здоровых человеческих взаимоотношениях, в ближайшем окружении и в быту, в природе вокруг детей. Эстетика поведения должна пронизывать организацию труда и разнообразную практическую деятельность во внеурочное время (уборка класса, насаждение растений, выращивание цветов - видеть красоту своей деятельности).

· В процессе внеклассной работы продолжается приобщение учащихся к художественному творчеству и делаются первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве. Работают кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организуются встречи с работниками искусства, проводятся художественно-творческие конкурсы, олимпиады. Результаты художественной деятельности оформляются в виде журналов, газет, выставок, концертов и др. Это имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний.

· Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.

Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством. Подлинная эстетическая воспи­танность школьника проявляется в наличии эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, органически соединенных с развитой спо­собностью к воспроизведению, любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому творчеству.

В современной западной художественной педагогике широко рас­пространен ряд концепций эстетического воспитания.

Абстрактно-формалистическое обучение детей в области ис­кусства. Сторонники этой концепции отвергают реалистичес­кое образное художественное отображение мира, противопоставля­ют ему идею субъективистского самовыражения художника с помощью цвета, линий, комбинаций абстрактных форм, фантастических художественных композиций. Педагоги-абстракци­онисты усматривают суть эстетического развития в формировании у учащихся «индивидуального» видения мира, умения выражать свои субъективные состояния и переживания с помощью сюрреалистичес­ких образов или «высокоинтеллектуальных абстрактных обобщений». Такой подход, по их мнению, в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения, абстрактно-мыслительных спо­собностей школьников.

Идея спонтанного художественно-эстетического проявления тесно связана с теорией свободного воспитания. Она исходит из при­знания природного совершенства художественных задатков ребенка и эффективности их развития путем свободного спонтанного прояв­ления. Представители этой концепции изгоняют из преподавания искусства целенаправленное и систематическое обучение умениям и навыкам реалистического твор­чества.

Концепция утилитарно-прагматического эстетического разви­тия исходит из идеи максимального развития сенсорной сферы ребенка, его способ­ности различать многочисленные и тончайшие оттенки цвета, нюан­сы композиции, звуковые тональности. Такое развитие основывается на неограниченных возможностях человеческой природы, которые в условиях индустриально развитых стран широко используются в про­мышленном производстве. Например, в Японии, Германии, Бельгии в условиях школьного художественно-эстетического обучения реша­ются практические задачи узкопрофессиональной подготовки детей к труду на предприятиях.

Теория религиозно-эстетического воспитания основывается на использовании искусства для пробуждения религиозных чувств, создания религиозно-фантастичес­ких образов как духовной опоры религиозности человека.

Основной социальный смысл этих концепций эстетического вос­питания и развития детей состоит в том, чтобы приспособить, адап­тировать детей к духовным ценностям общественного сознания сво­их стран.

Литература для самостоятельной подготовки:

  1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.52
  2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.390
  3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.321
  4. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.354
  5. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.211
  6. Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ.
  7. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.