Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-06-25 | 261 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Если обобщить все существующие взгляды на предмет психологии, то можно прийти к выводу о том, что предметом психологии является психика человека и животных, основные законы её формирования и функционирования.
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Психические процессы Психология личности
· память, восприятие, речь темперамент, воля, способности
· воображение, мышление, характер, эмоции
· внимание, ощущения
Деятельность
Мотивация
Задачи психологии
· научиться понимать сущность явлений и их закономерности
· научиться управлять ими
· использовать полученные знания в системе образования, в управлении, на производстве с целью повышения эффективности различных отраслей практики
· быть теоретической основой деятельности психологической службы
Психология является интегратором большинства научных дисциплин. Она взаимосвязана:
- с естественными науками (физиологией, биологией, анатомией)
- с общественными науками (историей, экономикой, юриспруденцией, социологией, искусствоведением).
Особенно важна связь психологии с педагогикой. Без знания психологии невозможна грамотная разработка содержания образования, подбор наиболее эффективных методов и приёмов обучения и воспитания.
Методологическим фундаментом для психологии является философия. Она определяет мировоззрение учёного и выбор им стратегии научного исследования.
2. Сознание и бессознательное как уровни психики.
Психика – особая внутренняя реальность; свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира
Структура психики
|
Сознание – высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми
Характеристики сознания:
Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые актуально человеком не осознаются, но могут воздействовать на поведение человека.
Личностные проявления бессознательного (неосознаваемые человеком качества, интересы, потребности) проявляются в ошибочных действиях, непроизвольном забывании имён, обещаний, намерений, в сновидениях, мечтах, грёзах.
3. Ощущение как психический познавательный процесс: виды, свойства.
Ощущение – отражение отдельного чувственного качества предмета или недифференцированные, неопредмеченные впечатления от окружающего.
Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов – анализаторов, каждый из которых состоит из трёх частей: 1) периферический отдел (рецептор); 2) афферентные (центростремительные) нервы; 3) корковые отделы анализатора.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ
Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма (ощущения боли, температурные, химического состава жидкостей и т.д.)
|
Проприоцептивные ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве, о положении опорно-двигательного аппарата, регулируют движения. Рецепторы в мышцах и суставах. Ощущение равновесия (рецепторы в каналах внутреннего уха).
Экстероцептивные ощущения доводят информацию из внешнего мира. Их подразделяют на:
- контактные, вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа(вкус, осязание)
- дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии(обоняние, слух, зрение)
СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ
Адаптация - изменения чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя
Изменения чувствительности под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Три вида: Сенсибилизация/Синестезия/Контраст
Компенсация: нарушения в деятельности одного анализатора способствуют развитию других органов чувств.
4. Восприятие как психический познавательный процесс: виды, свойства.
Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Отличия восприятия от ощущений:
|
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ
- восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его величины (протяжённости), глубины, удалённости от субъекта, направления, в котором находится объект восприятия;
- восприятие времени – как отражение объективной временной длительности, скорости протекания и последовательности явлений действительности;
- восприятие движения – как изменение положения объекта в пространстве и времени, т.е. направления и скорости.
СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ
Иллюзии восприятия – явления ошибочного (ложного) восприятия
Ощущения и восприятия представляют собой только более или менее точные копии, отражения реальной действительности. Не следует забывать, что наши восприятия являются только первой ступенью познания, углубляемого мышлением и проверяемого практикой.
5. Внимание, виды и свойства внимания.
Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах и определённой деятельности при отвлечении от всего остального
Признаки внимания:
1) преобладание одного вида деятельности над другим
2) повышение умственной, сенсорной и двигательной активности
Внимание не является особым психическим процессом, но оно включено во все остальные психические процессы и неотделимо от них, обеспечивает их успешную и четкую работу
|
Непроизвольное внимание - пассивное, не связанное с целями и намерениями человека.
Его причины:
1) Характер и качество раздражителя:
– сила и интенсивность;
– контраст между раздражителями;
– новизна и необычность.
2) Внешние раздражители, соответствующие внутреннему состоянию человека и имеющимся у него потребностям.
3) Общая направленность личности. То, что интересно, привлекает непроизвольное внимание.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, тесно связано с волей и выработалось в результате трудовых усилий. Это внимание волевое, активное, преднамеренное. Интересует только результат, но не процесс деятельности
Послепроизвольное (постпроизвольное) внимание носит целенаправленный характер, требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит в работу», интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат. Наиболее продуктивный вид внимания
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ:
Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Может быть внешней и внутренней.
Отвлекаемость может перейти в рассеянность – неспособность человека сосредотачиваться на чем-то определенном в течение длительного времени.
Мнимая («профессорская») рассеянность («липкое внимание»): человек крайне сосредоточен на каком-либо объекте и вследствие этого – невнимателен к окружающим предметам или явлениям.
Подлинная рассеянность («порхающее внимание») заключается в следующем: человек с трудом удерживает произвольное внимание на объекте, действии, легко отвлекается.
6. Память психический познавательный процесс. Классификация видов памяти.
|
Память – сложный психический процесс, включающий в себя 4 частных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание
Виды памяти
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности
Двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная). Эйдетическая память – особое качество образной памяти, «фотографическая память»
2. По характеру целей деятельности
Произвольная, непроизвольная
3. По продолжительности закрепления и сохранения материала
Мгновенная, кратковременная, долговременная, оперативная, генетическая
4. По качеству запоминания и воспроизведения материала
Механическая, логическая
ФУНКЦИИ ПАМЯТИ
Запоминание – процесс запечатления воспринимаемой информации с целью последующего сохранения.
- Непроизвольное запоминание носит избирательный характер: лучше всего запоминается то, что связано с интересами и потребностями, с целями и задачами деятельности человека.
- Произвольное запоминание представляет собой сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить, и включает разнообразные действия. К одним из таких действий относится заучивание – многократное повторение материала до его полного и безошибочного запоминания.
- Механическое: запоминание без логической связи между различными частями воспринимаемого материала, в основе - ассоциации по смежности.
- Осмысленное: запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Связано с процессами мышления и опирается на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.
- Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного.
Сохранение бывает динамическим (в оперативной памяти) и статическим (в долговременной памяти)
Сохранение зависит от:
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ ФОРМЫ
· Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия на основе личных впечатлений или словесных описаний. Различается по степени полноты и точности. Возможно“deja vu” - мнимое узнавание
· Собственно воспроизведение – процесс воссоздания образа, воспринятого нами ранее, но не в данный момент. Осуществляется вне восприятия, в отсутствии оригинала
· Припоминание – это произвольное воспроизведение, требует волевых усилий
Забывание протекает по времени неравномерно (Кривая Эббингауза).
Закон забывания Эббингауза; в течение часа забывается 60% информации, а через 6 дней остается менее 20% информации.
Факторы, способствующие забыванию:
7. Мышление как высший познавательный процесс. Умственные операции.
Особенности мышления как познавательного процесса:
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
· Теоретическое (понятийное и образное)
· Практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное)
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
ü Понятие – символическое обобщённое представление предметов, людей или событий, имеющих, по крайней мере, хотя бы одну общую черту, которая проявляется независимо от частных ситуаций. Выделяют житейские и научные понятия
ü Понятия объединяются в суждение, которое отражает связь между предметами и явлениями, их свойствами и признаками
ü Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой мы получаем новое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений (посылок)
ü Может быть дедуктивным (от общего к частному) или индуктивным (от частного к общему)
Мыслительные операции
Ø Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в нём отдельных признаков и свойств
Ø Синтез – мысленное объединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое
Ø Сравнение – установление сходства или различия между предметами, явлениями, их отдельными признаками
Ø Абстракция – мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение только существенных особенностей групп предметов и явлений
Ø Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание
Ø Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам
Ø Классификация – это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям
Ø Систематизация – разделение и последующее объединение групп, классов объектов (а не отдельных объектов, как при классификации)
|
|
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!