Растройства соц поведения у детей и подростков. Девиантное поведение. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Растройства соц поведения у детей и подростков. Девиантное поведение.

2017-06-25 318
Растройства соц поведения у детей и подростков. Девиантное поведение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. это поведение которое не соответствует общепринятым официально установленным нормам. Девиантное поведение – это нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества данное время социальных норм

2. девиантное поведение и личность. Его проявляющая вызывает негативную оценку со стороны других людей.

3. особенностью девиантного поведения является то, что оно носит реальный ущерб самой личности и окружающим людям (где стабилизация существующего порядка, моральный и материальный ущерб, физическое здоровье насилие, ухудшения здоровья, суицидальное поведение)

4. рассматриваемое поведение преимущественно можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное длительное). Данное правило имеет исключение. Например, даже однократное социальная попытка представляет серьезную опасность и может расцениваться как отклоненческое поведение.

5. девиантное поведение согласовываться с общей направленностью личности. При этом поведении не должно быть следствием нестандартное ситуация (например, ПТС), следствием самообороны, следствием кризисной ситуации (реакция горя в случае смерти близкого человека в течении первых месяцев)

6. особенностью девиантного поведения является то, что оно рассматривается в пределах медицинской нормы. Патологическое поведение отклоняется от медицинских норм, требует медицинского вмешательства, и изучается психиатрией как, например, девиантное поведение психических больных. Патологическое поведение подразумевает, что под воздействием болезненного состояния способность личности осознавать и контролировать свои действия снижается. В то же время девиантное поведение может переходить патологическое. Например, зависимое поведение может перерасти в системное заболевание – алкоголизм.

7. особенность девиантного поведения является проявления социальной дезадаптации. Состояние дезадаптации может быть причиной девиантного поведения.

8. девиантное поведение отличает индивидуальное и возростно-половое своеобразие. Индивидуальные различия затрагивают мотивы поведения, форма поведения, динамику, частоту и степень выраженности. Другая индивидуальная особенность – как человек переживает девиантное поведение – как нежелательное. Обычное привлекательное.

Термин девиантное поведение применяется к детям не младше пяти лет, а в строгом смысле – после 9 лет. Раннее пяти лет представление о социальных нормах сознании ребенка отсутствуют. Лишь к 9-10 годам появляется способность самостоятельно следовать социальным нормам

Т.О. отклоняющиеся (девиантное) поведение – это устойчивое поведение личности. Отклоняющегося от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу самой личности, а также сопровождающееся ее социальный дезадаптацией.

Данное определение носит относительный характер и ориентировано на практическую работу с людьми, имеющими Д-Г. на индивидуальном же уровне девиантное поведение выглядит более проблематичным, так как оказывает ущерб для жизни самой личности и окружающих людей. На личностном уровне ДП – это социальная позиция личности. Выступающая в форме отклоняющегося стиля и образа жизни.

ДП принадлежит Ц.П. Короленко и Т,А. Донских они выделяют две большие группы ДП: нестандартное и деструктивное. Нестандартное имеет форму нового мышления. Идей, действий, выходящих за рамки социальных норм (революционеры).

Деструктивное П делится на внешнедеструктивное (нарушение социальных норм) и внутридеструктивно е (направленное на регресс личности).

Внешнедеструктивное: делится на аддитивное (использование каких-то веществ специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций) и актисоциональное (действие, нарушающие законы, права людей в форме противоположного. Асоциального, аморально-дезнравственого П).

Внутридеструктивное делится на суицидное, конформистское (поведение ориентированное на внешние авторитеты), Нарцистическое (управление чувством собственной грандиозности), фанатическое (в форме слепой приверженности), аутическое (отгороженность людей и окружающей действительности, погруженность в мир собственных фантазий).

Классификация Знамовской Е.В. критерии: вид нарушаемой нормы; негативные последствия ДП.

1. Антисоциальное (деликвентное) – поведение противоречащее правовым нормам, угрожающее соц порядку и благополучию окружающих людей, включает любые действия или бездействия, запрещенное законодательством. В детском возрасте – жестокое обращение с животными, воровство, поджоги и т.п. У подростков – грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками. У взрослых – правонарушения, влекущие за собой уголовную ответственность.

2. Асоциальное – поведение уклоняющее от выполнения морально – нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений. У детей - побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, злословие, ложь, воровство, попрошайничество. В подростковом – бродяжничество, отказ от обучения, агрессивное поведение, беспорядочные половые связи, субкультурные девиации (сленг, татуировки)

3. Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение, отклоняющееся от медицинских и психических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. В детском возрасте – курение и токсикомания. В подростковом – наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерная зависимость, реже суицидальное поведение. Определяется групповыми ценностями. У взрослых – пищевая, химическая зависимость, суицидальное поведение, фанатическое, аутическое, экстремальные виды спорта.

 

Важным фактором, влияющим на поведение личности, выступают внутренние, биологические, условия – та природная почва, с которой взаимодействуют любые внешние условия. Биологические предпосылки включают: наследственно – генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного развития и родов), импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).

 

Теории, объясняющие ДП с точки зрения биологических причин, появились одни из первых. Исследователи обращали внимание на конституциональные особенности. В 19 веке итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо предложил биосоциологическую теорию в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением.

 

Этологический подход Конрадо Лоренца, развивающий идеи Дарвина, объясняет различные феномены человеческого поведения, например агрессию, врожденным инстинктом борьбы за выживание. Г.Айзенк, изучая связь поведения с индивидуально-типологическими особенностями заключенных, сделал вывод, что экстраверты, более чем интроверты, склонны к совершению преступлений, что по его мнению детерминировано биологически. другие исследователи отмечают устойчивую связь между химической зависимостью и такими характеристиками, как повышенная чувствительность и пониженная способность переносить стресс.

В рамках биокриминологии предпринимались попытки установления связи между девиантным поведением и наследственными особенностями человека. И хотя ген отвечающий за какой-либо конкретный вид поведения, еще не выявлен, корреляция между наследственностью и поведением признается многими специалистами. Среди других биологических причин ДП называют влияние гормонов. Другими биологическими причинами ДП могут быть: повреждение головного мозга (особенно лобных долей), органические заболевания мозга, определенные свойства нервной системы (темперамент).

Т.о наследуется не какая-то конкретная форма отклоняющегося поведения, а определенные индивидуально-типологические свойства, увеличивающие вероятность формирования девиантности, например: импульсивность или стремление к лидерству.

Внутренние биологические процессы играют определенную роль в формировании ДП. Они определяют силу и характер реакций человека на любые средства воздействия. Несмотря на наличие факторов, подтверждающих существование биологических основ ДП, они действуют только в контексте определенного социального окружения.

По мнению Невского существует динамика развития девиантного поведения:

1. дошкольный возраст - неодобряемое поведение, шалость, озорство.

2. мл. школьный возраст – порицаемое поведение

3. подростковый возраст – собственно девиантное поведение, связанное с нравственно отрицательными поступками

4. юность – деликвентное, допреступное поведение

5. зрелость – преступное

6. зрелость – диструктивное поведение.

 

Факторы риска, формирующие девиантное поведение:

1. соц-экономический – низкий материальный уровень, и уровень образования.

2. медико-санитарное – экологически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей, отягощенная наследственность, вредное производство, пренебрежение санитарными нормами

3. соц-демографическая норма – неполная и многодетная семья, семья с престарелыми родителями

4. соц-психологический – диструктивное отношение к семье, эмоциональные конфликты, педагогическая несостоятельность родителей

5. криминальные – алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни родителей, наличие судимости.

 

Классификация:

1. Аморальное – алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, попрошайничество

2. Особые формы – дисгармоничное психическое развитие (психопатии, неврозы)

3. Противоправное – хулиганство, вандализм, нанесение телесных повреждений, грабеж, разбой

4. Дезадаптивное – суицидальное, аутистическое в основе его лежит нарушение психики

5. Асоциальное – криминальное

 

Существует 3 направления исследования ДП:

  1. Биологическое – сутью является физические недостатки и несовершенство человека
  2. Социальное – возникновение противоречий соц-экономического развития общества
  3. Психоаналитический или собственно психологическое считающее основой девиации внутриличностные конфликты или конфликты свойственные личности.

 

ФОРМЫ КОРРЕКЦИИ:

  1. организация соц среды
  2. информирование
  3. активное соц обучение
  4. организация и включение подростка в деятельность
  5. организация здорового образа жизни
  6. активизация личностных ресурсов
  7. минимизация последствий ДП.

 

 

Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими наруш поведения, и их семьями.

 

Учитывая, что патологический и акцент характер в конечном счете складывается под влиянием воспит, необходимо как можно раньше установить возможное направление искажений в личностном и соц развитии. Следует организовать среду воспитания и развития реб т.о чтобы были учтены его слабые и сильные стороны. Главная задача – обходя провоцирующее факторы, нивелировать проявление слабых сторон и путем целенаправленного воспит усилить сильные стороны, имеющееся у каждого Ч.

Для педагога основным методом является изучение соц ситуации развития подростка, наблюдение за его проявлениями в различных ситуациях (решение учебной задачи, конфликтная ситуация, распределение обязанностей и т.п.).

Важно использовать все данные опроса родителей и самого подростка, оценивается стиль семейного воспитания, его адекватность индивидуальным и типологическим особенностям реб, а также адекватность самого ребенка в разных проявлениях жизнедеятельности. Целесообразно включить содержание опроса следующие темы: ранее развитие, вкл соматическое и псих здоровье реб, наиболее тяжелые события, перенесенные реб и реакции на них. Реакции на смену обстановки и необходимое время адаптации к ней (поступление в дет сад, школу, изменение состава семьи и т.д). отношения с различными соц группами (сверстники, близкие взрослые, чужие взрослые). Отношение к учебной деятельности, интересы, увлечения, планы на будущее, сексуальные проблемы, касающееся первой влюбленности, связанные с ними переживания в аспекте оценки своей привлекательности.

Необходимо быть очень внимательным ко всем поведенческим проявлениям ребенка: контактности или замкнутости, эмоц проявлениям, к мимике, жестам настроению и его изменения при затрагивании разных тем.

Можно использовать и стандартные анкеты, опросники для родителей по выявлению наличия и степени выраженности дезадаптивных расстройств у детей и подростков. В частности можно назвать «Опросник Аххенбаха для родителей, имеющих детей 4-18 лет», «Методику изучения Л дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения».

При современном распознании предпосылок личностного неблагополучия возможно предотвратить развитие психопатий. Смягчить выраженность дезадаптивных проявлений, разработать пути оптимальной адаптации в социуме с учетом индивидуальных и типологических особенностей, а также специфики ССР.

Отечественный ученый Кащенко разделил все методы коррекц помощи по отношению к «трудным детям» на две группы: педагогические и психотерапевтические. В число педагогических воздействий он включал и псих методы, такие как – корреляция страхов, самокоррекция.

По отношению к подростку в психокоррекц проц взрослый реализует следующие функции:

1. воспитательная – восстановление положительных качеств Л

2. компенсаторная – нахождение области оптимальной реализации возможностей подростка

3. стимулирующая – активизация значимости соц одобряемой д-ти, формирование заинтересованного отношения к оценкам

4. корректирующая – работа по преодолению негативных, вызывающих дезадаптацию качеств Л

5. регулирующая – стимуляция процессов саморегуляции и самокоррекции

В зависимости от типа личностных изменений целесообразно использовать различные виды психокоррекц воздействия: индивидуальные и групповые, обращенные к сознанию и подсознательным механизмам поведения, развивающее рефлексию или наоборот, способствовать к быстрому принятию решений.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.