Научный атеизм и его роль в формировании сознания личности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Научный атеизм и его роль в формировании сознания личности

2017-06-25 376
Научный атеизм и его роль в формировании сознания личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Я. А. КОСТЕНКО, д-р филос. наук

Формирование нового человека является не только целью, но и непременным условием коммунистического строительства. В решении этой задачи важная роль принадлежит идеологической работе, в том числе работе по преодолению религиозных пережитков, сохраняющихся еще в сознании некоторой части населения нашей страны. Здесь надо учитывать, что в условиях кризиса религии церковники и сектанты, воздействуя на сознание верующих, особое внимание уделяют вопросам нравственности.

При изучении условий и факторов, определяющих освобождение сознания верующих от религиозно-нравственных пережитков, научный атеизм исходит из того, что нравственные отношения вырастают на определенной материальной основе, отражают материальные интересы определенных классов. Они существуют в обществе независимо от того, что о них думает тот или иной человек 1. В работе по преодолению религиозности в сознании трудящихся недопустимы как недооценка объективных условий, облегчающих этот процесс, так и попытки решения таких задач, для реализации которых еще не созрели эти условия.

К объективным условиям, определяющим процесс освобождения нравственного сознания верующих от религии и ее морали при социализме, относятся

— отсутствие в социалистическом обществе частной собственности на средства производства, эксплуатации человека человеком, безработицы и других социальных пороков, присущих антагонистическим общественно-экономическим формациям;

1 См.:Шварцман К. А. Теоретические проблемы этики. М., 1969. С. 22—23.

— утверждение и развитие социалистического способа производства материальных благ с характерными для него социалистическими производственными отношениями;

— все более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей советских людей благодаря росту общественных фондов потребления в масштабах государства, а также общественных фондов отдельных промышленных предприятий, совхозов и колхозов;

— дальнейшее укрепление государственности и развитие социалистической демократии, активное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, в управлении производством;

— возрастание общественных интересов по сравнению с личными интересами трудящихся на основе изменения их социально-нравственных потребностей;

— улучшение моральной атмосферы в трудовых коллективах как основа укрепления сотрудничества и взаимного доверия между людьми и дальнейшего совершенствования нравственных отношений;

— включение самих верующих в активную общественно-полезную деятельность по социалистическому и коммунистическому строительству (в частности, участие их в социалистическом соревновании).

В условиях ускорения социально-экономического развития нашей страны происходят крупномасштабные сдвиги в экономике, политике и других сферах общественной жизни, что, в свою очередь, ускоряет процесс секуляризации. В итоге, как результат позитивных социальных процессов, происходят изменения в общественном и индивидуальном сознании трудящихся, меняются их мировоззренческие и социально-нравственные представления и установки, что проявляется в росте коммунистической сознательности, ответственности личности за результаты труда, в развитии коллективистской психологии, в изменении общественного поведения и т. п.

Однако улучшение материального положения, жилищных условий, увеличение свободного времени и другие положительные явления в жизни нашего общества нередко не ведут автоматически к формированию активной жизненной позиции трудящихся, а в некоторых случаях могут способствовать возникновению и негативных явлений: психологии потребительства, культа вещей и т. д.

За годы Советской власти произошли существенные изменения в религиозной идеологии и деятельности религиозных организаций. Характерны в этом отношении сближение

и взаимопроникновение в идеологии и нравственном богословии различных религиозных течений, изменения и сближение в толковании основных догматов в различных религиях, их приспособление к современности, снижение «авторитета» бога как определяющего фактора социально-нравственной ориентации в жизни, повышенный интерес к проблемам переустройства социальной жизни на «справедливых» основах, «размывание» веры в загробную жизнь, сокращение случаев исповеди, домашней молитвы и т. п.

Социологические исследования, проведенные во Пскове и других городах, показали, что если в прошлом абсолютное большинство верующих в сложных жизненных ситуациях уповали лишь на помощь «сверхъестественных сил», то уже в 70-е годы при трудных жизненных обстоятельствах 30,2% верующих из числа опрошенных обращались за помощью в советские организации, 32,5% опирались на помощь своего рабочего коллектива, 15,2% надеялись только на себя и лишь 22,1 % верующих все еще считали бога своим единственным заступником от жизненных невзгод 2. В г. Новосибирске, по далеко не полным сведениям, только в местные Советы народных депутатов и профсоюзные комитеты своих предприятий ежегодно обращаются по разным вопросам, связанным с решением разнообразных жизненных проблем (получение жилья, материальной помощи и т. п.), более чем 500 верующих.

Однако существующие на современном этапе развития социализма объективные условия и возможности освобождения сознания верующих от религии и ее морали не реализуются сами по себе, стихийно, автоматически. Их практическое воплощение немыслимо без активного воздействия субъективных факторов, и прежде всего идеологической работы, которая включает

— формирование у верующих материалистического мировоззрения и коммунистической морали;

— формирование коммунистической убежденности и непримиримости у всех советских людей, в том числе и верующих, к буржуазной идеологии, ко всем бесчеловечным порядкам, присущим капиталистическому обществу и оправдываемым его религиозным сознанием; и др.

Все это способствует росту самосознания, самодисциплины, повышению чувства ответственности перед Коллективом, социальной активности верующих.

2 См., например: Атеизм, религия, нравственность. М., 1S72. С. 181.

Подлинной социальной активностью человека является такая, которая проявляется в предметной, созидательной и революционно-преобразующей деятельности, направленной на обеспечение реального земного счастья всего человечества. Вовлечение верующих в социальную деятельность — важнейший источник преодоления их религиозности. Деятельность же человека, пусть даже активная, но не соответствующая указанным целям или направленная против них, отражает псевдоактивную жизненную позицию. Иными словами, активная жизненная позиция человека может быть по своим социальным, гносеологическим и классовым функциям прогрессивной, регрессивной или открыто реакционной.

Примером подлинно прогрессивной активной жизненной позиции является социальная активность строителя коммунизма, а регрессивной — религиозная активность. Если социальная активность строителя коммунизма, проникнутая духом гуманизма, служит общественному благу, то религиозная, суррогатная, построенная на принципах индивидуализма и эгоизма, объективно не служит благу человечества, а, наоборот, отвлекает людей от созидательной деятельности, направленной на достижение высоких, истинно человеческих идеалов, верой в иллюзорную возможность достижения человеком счастья в потустороннем мире.

Однако сам факт наличия в сознании человека представлений о боге как сверхъестественном не делает его верующим, а научное представление об атом же даже является отличительным признаком убежденного атеиста. И лишь только вера в иррациональные догмы и иллюзии о реальном существовании бога как сверхъестественного существа служит исторической, социальной, гносеологической, психологической, а в классово-антагонистическом обществе также классовой и экономической основой религиозного мировоззрения.

Религиозное мировоззрение, формируя жизненную позицию человека, требует от него подчинения воли, чувств, помыслов и поступков идее бога, подготовке к встрече с ним в потустороннем мире. Верующий «может быть уверен в своем спасении и милосердии бога лишь в том случае,— справедливо отмечал К. Маркс,— если совершенно отдаст себя богу, совершенно умрет для мира и мирских интересов»3. Поэтому формирование нравственных и других убеждений советских людей с позиций научно-материалистического,

3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 192.

атеистического мировоззрения и социалистической идеологии как основы их социальной активности — одна из важнейших задач теории и практики научного атеизма в системе идеологической, политико-воспитательной работы КПСС и других общественных организаций.

Нравственные убеждения личности социалистического типа — это возникающие на основе научно-материалистического, атеистического мировоззрения и коммунистической морали в процессе обучения, трудовой деятельности и воспитания глубокая и непоколебимая уверенность в правоте марксизма-ленинизма, высокий патриотизм, социалистический интернационализм и преданность своей социалистической Родине. Эти личностные качества советского человека определяют его активную жизненную позицию как самоотверженного борца за коммунистические идеалы во всех сферах общественной жизни. Мировоззренческая и социально-нравственная убежденность личности социалистического типа как подлинного атеиста выступает в качестве важнейшего условия выбора человеком активной жизненной позиции, фактором повышения его социальной активности, а следовательно, мощным фактором ускорения темпов социального прогресса.

Убежденность атеиста предполагает активную борьбу не только против идеи бога, но и против всяких суеверий: знахарствам, гаданий и т. п. Суеверия воскрешают древние культы или «консервируют» в современных религиях элементы анимизма, фетишизма и магии. Фетишизм, писал К. Маркс, также «весьма далек от того, чтобы возвысить человека над его чувственными вожделениями»4,— он, напротив, является «религией чувственных вожделений»6. «Распаленная вожделением фантазия создает у фетишиста иллюзию, будто,,бесчувственная вещь" может изменить свои естественные свойства для того только, чтобы удовлетворить его прихоть»6. Суеверия объективно снижают социальную активность не только верующих, но и неверующих, в сознании которых продолжают сохраняться суеверия в форме разнообразных пережитков.

Атеистическая убежденность как одна из важнейших характеристик личности социалистического типа предполагает активную борьбу и против индифферентности в отно-

4 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 98.

5 Там же.

6 Там же.

шении к религии. Различие в жизненных позициях неверующего и воинствующего атеиста состоит в том, что первый индифферентен к религии, а второй рассматривает ее как превратное мировоззрение, извращающее истинную картину развития окружающей действительности, подлинный смысл социального бытия, нравственные ценности. Если неверующий не ведет активной борьбы против религии, то воинствующий атеист, считая религиозную идеологию «опиумом народа», ведет против нее активную наступательную борьбу с позиций диалектико-метериалистического мировоззрения.

Однако атеистическая убежденность как важный фактор выбора человеком активной жизненной позиции в реальной социальной действительности не выступает в «чистом» виде, в качестве самостоятельного феномена. Она лишь является стороной, моментом, аспектом, фактором научного мировоззрения и нравственной убежденности человека. Целостной же основой научного мировоззрения и нравственности человека является марксистско-ленинская философия. Чем выше поднимается уровень сознательности народа, каждого советского человека, тем шире развертывается социальная активность людей в строительстве материально-технической базы коммунизма, в совершенствовании социалистических общественных отношений и их перерастании в коммунистические, в воспитании нового человека, в успешном продвижении по пути к коммунизму.

СССР является страной массового атеизма, где безраздельно господствует в умах людей диалектико-материалистическое, марксистско-ленинское мировоззрение. Однако религиозные пережитки, еще имеющие место в сознании определенной части советских людей, не отмирают сами по себе. «...Религия,— говорил К. Маркс,— будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию»7. Коммунистическая партия, организующая научно-атеистическую работу на основе гуманного отношения к верующим, рассматривает воинствующую борьбу против религии, ее идеологии, психологии и нравственности не как борьбу против верующих, а как борьбу за каждого советского человека, в сознании которого еще не преодолены религиозные пережитки. Задача состоит в том, чтобы по-

7 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45. С. 474.

мочь верующим преодолеть религиозные пережитки и проявить подлинную социальную активность в борьбе за счастье на земле, за светлое будущее человечества — коммунизм. Для достижения этого необходимо разработать и реализовать на практике конкретные меры по усилению атеистического воспитания.

Формирование научно-материалистического, атеистического мировоззрения, высоких гражданских качеств неразрывно связано с неуклонным ростом производственной и общественно-политической активности всех тружеников социалистического общества, с овладением ими современными достижениями науки и техники, с приобщением к высотам культуры, а также с усвоением основополагающих принципов жизнеутверждающей коммунистической морали.

Сложность, комплексность и системность задач общественно-политического и идейно-нравственного воспитания будет неизбежно возрастать по мере успехов коммунистического строительства и неуклонного повышения требований общества к социально-нравственной активности своих граждан. Секуляризация сознания трудящихся отнюдь не ведет к нравственному нигилизму, как утверждают богословы, а, наоборот, способствует осознанию людьми нравственной ценности научного атеизма как важнейшего фактора утверждения в обществе научно-материалистического мировоззрения и коммунистической нравственности, о чем свидетельствуют социологические исследования, проведенные в Белоруссии, на Украине, в Молдавии, Татарии, Чувашии, Мордовии, Андижанской, Брянской, Воронежской, Калининской, Новосибирской, Пензенской, Томской и других областях нашей страны 8.

Мораль всегда была существенным образом связана с общественно-исторической деятельностью людей, а нрав-

8 См.: Активная жизненная позиция борцов за коммунизм: По материалам Всесоюзной научно-практической конференции в Баку (25—27 апреля 1979 г.). М., 1979. С. 276; Вопросы научного атеизма. Вып. 26. М., 1980; Ворошилов А. С. Молодежь, атеизм и религия: Социологическое исследование. Ростов н/Д, 1979; Кобецкий В. Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. М., 1978; Лебедев А. А. Конкретные исследования в атеистической работе. М., 1976; Москаленко А. Т., Чечулин А. А. Микросреда верующего и атеистическое воспитание Новосибирск, 1979; Партийная организация и атеистическое воспитание. М., 1975. С. 241—252; Пивоваров В. Г. Религиозность: Опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976; Соловьев В. С. Атеизм и формирование нового человека. Йошкар-Ола, 1979; и др.

ственное воспитание, что бы ни писали по этому вопросу идеалисты и богословы, никогда не осуществлялось в отрыве от социальных процессов, материальных и духовных потребностей и интересов классов конкретных общественно-экономических формаций. Однако отрицание и ломка старой морали, становление и утверждение в обществе новой, коммунистической — это не автоматический процесс отмирания религиозных и формирования новых нравственных ценностей и норм. Разрыв с религией и ее моралью не ведет сам но себе к формированию в сознании человека коммунистической убежденности, а нередко еще порождает у отдельных людей моральную индифферентность и потерю нравственных ориентиров. «Как показывают социологические исследования, определенная часть нерелигиозного населения занимает безразличную, а порой примиренческую позицию по отношению к религии. Она не имеет ясных представлений об атеизме, его позитивной, созидательной роли, равно как и социально-идеологическом вреде религиозных пережитков»9.

В целях формирования научного мировоззрения у всех трудящихся, преодоления мировоззренческой и нравственной индифферентности, религиозных пережитков в сознании всех членов нашего общества атеистическое воспитание в современных условиях охватывает не только верующих, но и все слои и группы населения. При этом эффективность атеистической работы определяется «не только по конечному результату — по количеству отхода верующих от религии,— но и по тому, насколько она влияет на изменение идеологической, политической, социальной, моральной, культурной и других позиций религиозных организаций, насколько она изменяет мировоззрение, психологию, быт и поведение верующих»10, а также по отношению неверующих, и особенно порвавших с религией, к научно-материалистическому мировоззрению и социалистической нравственности, по их социальной позиции и поведению в своем трудовом коллективе и в обществе в целом.

Процесс формирования научного мировоззрения и социалистической нравственности у трудящихся дает поло-

8 Вопросы теории и практики атеистического воспитания: По материалам Всесоюзных курсов партийных работников по вопросам научного атеизма. Ташкент, 1979. С. 21.

10 Онищенко А. С. Социальный прогресс, религия, атеизм: Эволюция современного религиозного сознания и проблемы формирования атеистического мировоззрения. Киев, 1977. С. 338.

жительные результаты, если он опирается на глубокое знание их психологии и идеологии. Коммунисты, писал В. И. Ленин, «должны жить в гуще рабочей жизни, знать ее вдоль и поперек, уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроения массы, ее действительные потребности, стремления, мысли, уметь определить, без тени фальшивой идеализации, степень ее сознательности и силу влияния тех или иных предрассудков и пережитков старины, уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением ее нужд 11.

В этом отношении важную задачу решают комиссии по контролю за соблюдением советского законодательства о культах, созданные во всех городских и районных исполкомах нашей страны и пользующиеся у верующих заслуженным авторитетом. Авторитет этот не случаен, так как в комиссиях, как правило, работают теоретически грамотные и умудренные жизненным опытом люди, способные правильно строить отношения с верующими, учитывать условия их жизни и быта, оказывать им соответствующую помощь и давать исчерпывающие консультации в сложных жизненных ситуациях.

Важнейшими условиями эффективности борьбы против религии и ее морали являются единство и неразрывная связь научно-атеистической и естественно-научной пропаганды и контрпропаганды, их масштабность, системность, воинствующая непримиримость и активная наступательная тактика, органическая связь с практикой. Интересным опытом в этом плане располагают научно-методические советы обкомов КПСС и отделения общества «Знание» по пропаганде научного атеизма, действующие в Белоруссии, Прибалтике, Воронежской, Новосибирской, Пензенской и других областях, такие советы установили контакты с советами по пропаганде естественно-научных знаний среди населения, разработали совместные планы работы, активно проводят разнообразные социологические исследования в местных конфессиях, читают соответствующие лекции, проводят индивидуальную работу с верующими.

Важным аспектом научно-атеистической работы является изучение социальной (в том числе трудовой) активности верующих, поскольку порывают с религией прежде всего люди социально активные. «Включение в активную обще-

11 Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 348.

ственную деятельность, пусть даже и скромного масштаба,— отмечает В. Д. Тимофеев,— как правило, является переломным моментом в эволюции мировоззрения верующего от религии к атеизму. Поэтому доля верующих, участвующих в тех или иных формах общественной деятельности, являющихся ударниками труда, может служить показателем эффективности атеистического воспитания. Эта доля показывает, насколько велик контингент верующих, переходящих на стадию сознательно критического отношения к религии»12.

Развитию социальной активности верующих способствует и сложившаяся практика запрета безнравственных и поощрения истинно нравственных поступков. Осуждение общественным мнением безнравственных поступков, желание человека приобрести необходимый авторитет в обществе, угрызения совести, чувство стыда перед родственниками, друзьями, знакомыми, членами рабочего или учебного коллектива, осознание гражданского долга и другие факторы, имеющие не сверхъестественное, а земное происхождение, способствуют формированию у советских людей, в том числе и у значительного числа верующих, социалистической нравственности.

Успехи научно-атеистической работы по формированию материалистического мировоззрения и социалистической нравственности у верующих во многом зависят от знания религиозной идеологии и практики современных религиозных организаций, от степени выявления и использования в идеологической работе возможностей, заложенных в самой сути нашей действительности. Между тем умение религиозных организаций приспособиться к современной действительности, с одной стороны, а с другой — «размывание» настроений религиозного фанатизма, трудовые успехи и патриотизм значительной части верующих иной раз порождают беспечность в отношении религии и ее морали, равнодушие, формализм или недостаточное внимание к научно-атеистической работе. Подобные ошибки приводят порой к тому, что отдельные люди, в прошлом безразличные к религии, но проживающие и работающие там, где слабо поставлено или вообще отсутствует организованное и целенаправленное научно-атеистическое воспитание, становятся под влиянием религиозной пропаганды сначала пассивно

12 Актуальные вопросы атеистического воспитания. Алма-Ата, 1976. С. 53.

верующими, а затем и активными прозелитами церковно-сектантских организаций. Только этим, например г можно объяснить тот факт, что в с. Неудачино Татарского района Новосибирской области ранее весьма малочисленные группки меннонитов и баптистов, состоящие из очень пожилых людей, «случайно» и «неожиданно» активизировались, пополнили свой состав за счет сравнительно молодых жителей села, которые стали запрещать своим детям вступать в октябрята, пионеры и комсомол, участвовать в художественной самодеятельности 13.

Встречаются также случаи, когда религиозные деятели в целях сохранения и распространения религиозности пытаются связать определенную форму религии, ее социально-нравственные доктрины с националистическими предрассудками, представляя религиозность как черту национальной самобытности отдельных народов, а непосещение богослужений и особенно игнорирование религиозных праздников — как неуважение к национально-нравственным традициям и пренебрежительное отношение к «заветам отцов». Негативно относящихся к иноверцам в православии насчитывается из числа опрошенных в 1970 г. во Пскове 17,2%, в баптизме — 29,1% 14, а в иудаизме и исламе этот процент еще более высок. Восхваление националистических предрассудков и внедрение их под прикрытием религии и ее морали в сознание верующих поощряется и поддерживается извне антисоветскими центрами и религиозными организациями, ведущими антикоммунистическую пропаганду, адресованную верующим социалистических стран. Об этом свидетельствуют, в частности, соответствующие письма, поступающие в адрес меннонитов, баптистов и лютеран из Западной Германии и других капиталистических стран.

В Советском Союзе, как известно, уважаются национальные и религиозные чувства, национальное достоинство каждого человека. Однако «при этом, — как подчеркивал Ю. В. Андропов,— надо помнить, что в духовном наследии^ традициях, в быту каждой нации есть не только хорошее, но и плохое, отжившее. И отсюда еще одна задача — не консервировать это плохое, а освобождаться от всего, что устарело, что идет вразрез с нормами советского общежития,

13 См.: Костенко Н. А. Партийная организация, научный атеизм и нравственное воспитание. Новосибирск, 1979. С. 10—11.

14 См.: Атеизм, религия, нравственность. С. 179.

социалистической нравственности, с нашими коммунистическими идеалами»16.

Одним из важнейших стимулов активности атеистов в борьбе против религиозной морали является глубокое понимание того, что в наше время религия остается опиумом, дурманом, деформирующим сознание верующих. Ее источники хотя и подорваны, но полностью не уничтожены, социальные, психологические и гносеологические причины еще существуют в нашей действительности. Практика подтверждает, что нельзя покончить с религией и ее моралью ни административными методами, ни повышением общеобразовательного и культурного уровня населения, ни голым просветительством. Для этого нужна длительная, настойчивая, научно поставленная атеистическая работа, связанная с привлечением верующих к борьбе за коммунизм. Глубоко прав А. Ф. Окулов, когда пишет, что «атеистическое воспитание — не кампания, его нельзя строить по принципу сезонности, от случая к случаю. Оно должно быть тонко и умно вписано во всю идеологическую, культурную работу партийных организаций»18, проводиться постоянно, систематически и целеустремленно.

Однако до сих пор еще бытует мнение, что в условиях социалистического общества, безраздельного господства марксистско-ленинского мировоззрения религия отомрет сама собой. Сторонники его пытаются обосновать это тем, что массовые формы и средства научно-атеистической работы будто бы не дают положительных результатов, поскольку ими охватывается, как правило, только неверующее население, которое, дескать, и так не нуждается в атеистическом воспитании. С подобными взглядами согласиться нельзя. Хотя и верно, что огромное большинство населения нашей страны — неверующие, однако многих из них нельзя считать убежденными атеистами: по данным социологов, они всего лишь индифферентны к вопросам веры.

Научно-материалистическое, атеистическое мировоззрение и коммунистическая нравственность формируются не сами по себе, а вносятся в сознание масс всеми идеологическими учреждениями, всем комплексом форм и средств воспитательной работы, среди которых видное место занимает атеистическая пропаганда.

15 Андропов Ю. В. Шестьдесят лет СССР: Доклад на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 г. М., 1982. С. 13.

l6 Актуальные вопросы атеистического воспитания. С. 45.

Преодолеть религиозные пережитки в сознании и поведении людей — нелегкое дело. В. И. Ленин предупреждал, как длительно, трудно и сложно дело преодоления пережитков прошлого, переработки человеческих нравов, «надолго загаженных, испорченных проклятой частной собственностью...»17. «Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех,— писал К. Маркс,— надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать»18. Для атеистов это указание имеет методологическое значение в подходе к проблеме преодоления религии и ее морали. Необходимо изучать обстоятельства жизни конкретной личности, ее «микросреду» и на основе полученных знаний изменять эту среду, добиваясь, чтобы она имела одну ориентацию с общей социальной средой. В изучении и изменении обстоятельств жизни конкретной личности неоценимую помощь партии и государству, идеологическим учреждениям и общественным организациям призваны оказать широко развернувшиеся в стране систематические, продуманные, конкретные социальные исследования.

Советские люди в большинстве своем — это добросовестные труженики, люди высокой политической культуры, патриоты и интернационалисты. Однако это вовсе не значат, чю мы уже решили все вопросы, связанные с формированием нового человека. Задач здесь стоит перед нами немало. Успех же воспитательной работы обеспечивается лишь тогда, когда она опирается на прочный фундамент социально-экономической политики. С этих позиций необходимо терпеливо и тактично работать с верующими и неверующими, чтобы, памятуя указания В. И. Ленина, «внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило:,,все за одного и один за всех, правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд»19.

Научно-атеистическая работа, как уже отмечалось, становится действенной тогда, когда она носит систематический, массовый, боевой и наступательный характер. В ней недопустимы даже малейшие теоретические и фактические ошибки. Она несовместима со стандартными, шаблонными и примитивными формами и методами. Коммунисты, отмечал В. И. Ленин, отвергают «абстрактную», идеалистическую-

17 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 107.

18 Маркс К., Энгельс Ф. Соч 2-е изд. Т. 16. С. 195.

19 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 108.

постановку религиозного вопроса «от разума», вне классовой борьбы20. В современных условиях недостаточно ограничивать критику, религии и ее социально-нравственных концепций лишь развенчанием отдельных форм религиозной обрядности или разоблачением социально вредной деятельности религиозных фанатиков из числа проповедников и верующих. Необходимо вскрыть с научных и классовых позиций реакционную сущность религии, ее непримиримость с идеологией научного коммунизма.

Немаловажное значение в научно-атеистической работе, как и в других видах деятельности партийных организаций, имеют борьба против бюрократизма, администрирования и равнодушного отношения к запросам и нуждам трудящихся, вовлечение их в активную трудовую деятельность, социалистическое соревнование, различные формы общественной работы.

Исходя из оценки места и роли научного атеизма в системе коммунистического воспитания; а также опираясь на опыт КПСС, ее первичных ячеек и других общественных организаций и научных коллективов 21, можно определить следующие наиболее вероятные направления и пути дальнейшего совершенствования научно-атеистической работы, в частности в области воспитания нового человека, в формировании активной жизненной позиции тружеников развитого социалистического общества.

Богатство духовного мира личности — это, как известно, богатство социальных связей и отношений, в системе которых протекает жизнедеятельность человека. Следовательно, наибольшие результаты в формировании личности социалистического типа дает не просветительство, а такая идеологическая, политико-воспитательная работа партийных и общественных организаций, ученых и пропагандистов, которая опирается на реальную жизнь, на прочный фундамент социально-экономической политики КПСС и Советского государства в условиях социализма. Вот почему в качестве основного пути преодоления пережитков религии

20 См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 146. 21 См.: Активная жизненная позиция борцов за коммунизм; Вопросы научного атеизма. Вып. 26; Вопросы теории и практики атеистического воспитания...; Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986; Медведев В. А. Развитой социализм: Вопроси формирования общественного сознания. М., 1980; О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. М., 1979; Партийная организация и атеистическое воспитание. М., 1975; и др.

в общественном и индивидуальном сознании выступает создание такой обстановки в повседневной жизни и деятельности трудящихся современного социалистического общества, которая все больше и больше исключала бы необходимость поисков лучшей жизни в неземных, иллюзорных условиях, помогла бы трудящимся, особенно верующим, приобщиться к истинным ценностям коммунизма, вселяющим в их сознание бодрость и оптимизм, веру в светлое будущее.

Концепция ускорения социально-экономического развития страны предполагает внедрение в производство принципиально новой техники и технологии, достижений науки, существенную перестройку в характере и содержании труда, образовании, культуре и духовном облике людей, появление новых форм человеческого общения как в сфере производства, так и в быту. Эгот же процесс объективно связан с перестройкой мировоззрения, психологии и морали советских людей, как неверующих, так и верующих, и в частности с ростом их научных знаний, профессиональных навыков, коллективистских начал в трудовой деятельности, а также высокого чувства долга, дисциплинированности и четкости в работе. Вот почему совершенствование научно-материалистического, атеистического мировоззрения и высоких социально-нравственных качеств у всех советских тружеников — строителей коммунизма является важнейшей практической задачей.

В научно-атеистическом воспитании, как и в целом в воспитательном процессе, недопустимо игнорирование объективных трудностей, возникающих в ходе коммунистического строительства, а также приукрашивание, действительности. Подобные действия порождают иллюзии об отсутствии серьезных препятствий на пути социально-нравственного прогресса, о легкости в реализации коммунистических идеалов. Вместе с тем имеющиеся объективные трудности, любая житейская мелочь негативного характера могут, как это иногда бывает у верующих, затенять панораму: величайших успехов советского народа в его созидательной деятельности и порождать внешне безобидные, объективистские, а фактически вредные социально-нравственные взгляды, свидетельствующие о социально-классовой и идеологической незрелости или слепоте их носителей. Для искоренения таких взглядов необходимо формировать у каждого труженика, как неверующего, так и верующего, умение самостоятельно разбираться в ценностях подлинных и мнимых и на этой основе подходить к оценке явлений действительности.

Жизнь, как известно, жестоко наказывает за любую поспешность в социальной практике, связанную с игнорированием объективных условий и роли субъективного фактора в общественной жизни. Примерами, в частности, могут послужить необоснованное закрытие церквей и молитвенных домов, ущемление законных прав верующих и т. п., которые на практике прямо или косвенно оборачиваются нарушением единства слова и дела, наносящим политический и нравственный ущерб нашему обществу. Вот почему нравственное воспитание в научно-атеистической работе должно тесно связываться с политическим, экономическим и юридическим обучением. Следует воспитывать у людей умение не только правильно оценивать величие исторических достижений нашего общества, но и не идеализировать уровень достигнутого и в конечном счете не забегать вперед, не выдвигать в практической деятельности задач и призывов, для реализации которых еще не созрели определенные объективные и субъективные факторы и возможности.

Как уже отмечалось, материальной обеспеченности трудящихся в настоящее время нередко, к сожалению, сопутствуют неоправданное накопительство, излишнее потребительство, иждивенчество, разболтанность, нарушения налаженного производственного ритма, плановой, технологической и трудовой дисциплины, пьянство и иные негативные явления, на чем ловко спекулируют зарубежные антикоммунистические клерикальные центры и око


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.