Моделирование идентификации. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Моделирование идентификации.

2017-06-25 212
Моделирование идентификации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если говорить в общем, то каждая персонификация в Социальной панораме человека занимает собственное уникальное место. Исключением являются только персонификации с двойной или тройной репрезентацией, билокацией и трилокацией (см. Главу 6). Другое исключение - это когда две персонификации помещаются в одно и то же место, то есть имеют общее местоположение.

Десять лет работы по модели Социальной панорамы постепенно раскрыли передо мной механизмы процесса идентификации. Эта модель дает нам возможность детально описать подобные механизмы. Что же конкретно происходит, когда человек Х идентифицирует себя с человеком Y?

Как уже должно быть понятно читателям, идентификация происходит не между «людьми», а между «персонификациями». Следовательно, если мы видим, как человек Х идентифицирует себя с кем-то, мы можем сказать об этом так: «Одна из персонификаций Социальной панорамы Х смешалась с другой персонификацией».

Главное открытие моделирования идентификаций с помощью Социальной панорамы можно сформулировать в виде простого паттерна: идентификация означает, что две персонификации занимают одно и то же место в ментальном пространстве. Другими словами, персонификации Х и Y могут находиться в одном и том же месте все то время, в течение которого продолжается идентификация.

Самая полная идентификация происходит, когда персонификация Х полностью и навсегда соединяется с персонификацией Y и больше не распознается как отдельная. Иногда все действительно так просто. Клиент жалуется на то, что компульсивно ведет себя как его мать. И действительно, персонификация матери полностью окружает тело клиента. Подобным же образом клиент может обнаружить, что очень влиятельный родственник находится где-то внутри его головы или груди. В целом ряде примеров идентификации человек может осознавать, что другой человек оказывает на его идентичность огромное влияние, и зачастую говорит о том, что ему сложно различить, кто есть кто. Но во многих других случаях человек может точно осознавать разницу между собой и другим. Подобная сложность объясняется тем фактом, что идентификация может быть непостоянной, а иногда в ней принимают участие только некоторые части персонификации.

Если говорить коротко, то для того, чтобы воспринимать две персонификации как «идентичные», человек должен видеть их на одном и том же месте (см. «общее местоположение» в Главе 6). Общее местоположение обнаруживается, когда клиенты видят другую персонификацию вокруг, внутри или частично внутри пределов собственного тела. Как только «ощущение себя» включается в общее местоположение, человек будет убежден, что он или она - это кто-то другой.

В театре это означает, что актер, который полностью идентифицируется с ролью, обнаруживает: его восприятие себя находится в том же самом месте, что и персонификация характера, который он изображает. Однако так как он все же осознает, что он - это он, а не отыгрываемый персонаж, персонификация роли не будет включать в себя его ощущение себя («его центр», как называет это специалист по актерскому мастерству Кейт Джонстон, 1979).

Человек, который уверяет, что он одержим духами, может указывать: дух находится в границах его тела и включает его ощущение себя. У такого человека во время транса одержимости будет возникать амнезия: он будет уверять, что не помнит себя, когда одержим, и не помнит о духовной идентичности после того, как одержимость прекратится.

Когда мы детально изучаем структуру идентификации, мы можем увидеть, что она может быть весьма динамичной: нет необходимости удерживать две персонификации на одном месте в течение долгого времени. В случае с актером понятно, что он не будет погружен в роль постоянно. Как правило, он может выходить из нее очень быстро и по собственному желанию.

У людей с синдромом множественных личностей наблюдаются те же паттерны, которые мы видим у актеров, переключающихся между различными ролями - за исключением того, что актер сохраняет ощущение «реального себя», в то время как человек, у которого диагностирован синдром множественных личностей, этого не ощущает. Актеры и страдающие синдромом окружены своими потенциальными ролями, и чтобы возникла идентификация, эти ролевые идентичности (альтер) нужно «надеть на себя». Когда образ надет, он будет находиться на том месте, где обычно находится образ себя (прямо впереди), а его ощущения будут совпадать с местоположением кинестетического «я».

Разумным будет поверить, что разница между «добровольной идентификацией», которую мы можем видеть у актеров, и «компульсивной идентификацией», как в случае с множественными личностями, заключается в сильном или слабом кинестетическом «я». Однако некоторые актеры (мой любимый пример в этом плане Аль Пачино) демонстрируют слабое «собственное я» во время своих интервью. Когда они играют, они создают гораздо более сильные личности, нежели их собственная.

Контридентификация.

Противоположный идентификации процесс - это контридентификация, при которой человек Х убежден, что он полностью отличается от человека Y. Подобное «убеждение» зачастую означает желание отличаться от Y. Возьмем, к примеру, сына, который не хочет быть похожим на своего агрессивного отца, учителя, который хочет «быть не таким, как все учителя», англичанина, который ненавидит, когда его принимают за американца, ученика, который не желает походить на своего учителя, или мачо, который боится, что его могут обвинить в гомосексуализме.

Контридентификация помогает человеку создать сильную (контр) идентичность - но может приводить и к появлению сильных и странных симптомов. Проблемы, которые возникают в результате контридентификации, вызваны отрицанием многих качеств, которые на самом деле являются необходимыми, но считаются частью отвергнутой персонификации. В примере отца и сына это может помешать сыну вести себя ассертивно, ведь если он это сделает, он будет слишком походить на своего отца.

Персонификации, с которыми человек контридентифицируется, зачастую проецируются прямо перед ним, немного выше уровня глаз и на расстоянии от 5 до 50 метров. Если говорить метафорически, контридентифицируемая персонификация выступает как «север» в социальном компасе человека. Так как она редко располагается в том месте, где должен быть образ себя (также прямо впереди), образ себя часто перекрывается образом персонификации, с которой человек контридентифицирует себя - а потому образ себя может ослабляться. И в конечном итоге дело кончится тем, что картина того, кем человек не является, окажется сильнее, чем картина того, кто он есть на самом деле.

Тренер в слезах.

Представьте себе, что вы тренер и только что выдали группе великолепную демонстрацию техники медитации. Ваше демо возымело драматический эффект: вы смогли разрешить древний конфликт между двумя бизнес-партнерами. Вы показали все шаги в нужном порядке и четко объяснили их назначение. Короче говоря, отличная работа.

Вооруженные вашими тщательно составленными раздаточными материалами, ваши ученики отправляются выполнять упражнение. И после короткого перерыва и чашечки кофе настало время посмотреть, каких успехов они добились.

Первое трио, за которым вы наблюдаете, сообщает вам, что они пока не начали упражнение, так как им нужно было поговорить «о личном». Следующая пара уже делает упражнение - но очень сложно понять, на каком они шаге. «Мы предпочитаем делать все по-своему», - объясняют они и продолжают, не обращая на вас больше никакого внимания. К своему величайшему удивлению следующее трио вы обнаруживаете лежащими на полу: они занимаются тем, что сами называют «работой с энергиями», так как полагают, что это гораздо лучше позволит им справиться с проблемой. К своему облегчению вы обнаруживаете двоих, которые действительно сидят так, как надо. Правда, предполагалось, что упражнение выполняется в группах по трое. Но один из них спорит по поводу того, кого нужно винить в возникновении проблемы... Вы пытаетесь вмешаться: «Помните, как я говорил со сторонами конфликта?». Да нет. что. действительно?

Когда вы приходите к выводу, что ваши ученики имеют лишь отдаленное представление о вашей демонстрации, а все ваши напоминания не приводят ни к каким результатам - для вас это как пощечина.

В баре вы встречаетесь с частью своей группы. Они обсуждают вопрос, можно ли вообще научиться искусству переговоров или это нечто генетическое?

Тогда вы начинаете плакать - но, кажется, ни один из учеников этого не замечает. Как вообще возможно, что великолепный поведенческий пример, который вы им предложили, попросту превратился в дым? К счастью, это был лишь пример из серии «А что, если.», и ваши упражнения, скорее всего, проходят именно так, как нужно.

8.6.1. Четыре режима обучения в тренинге

На нейрологическом уровне обучение происходит в синаптических окончаниях нервных клеток (Синклер, 1982) - но для тренера эта информация не слишком полезна.

На семинаре для тренеров в институте IEP в Голландии мы выделяем четыре режима обучения. Эти режимы выделены на основе моделирования, наблюдения и анкетирования учеников в процессе изучения материалов тренинга. Какие же процессы в уме человека соответствуют тому, что мы называем «обучением»?

Первый режим обучения представляет собой (1) попытку запомнить то, что произносит учитель. Именно это - зачастую безуспешно - пытаются делать ученики, составляя конспекты и повторяя все про себя. Это весьма сознательная деятельность, которую многие преподаватели ошибочно считают «настоящим» обучением.

Другой режим обучения - (2) мы делаем выводы. Мы видим, как ученики кивают головой, и слышим: «О!» или «Понятно.». Ученики обобщают то, что происходит на тренинге, и эти обобщения могут превращаться в убеждения. Способность делать выводы - это также деятельность, которая происходит на сознательном уровне. Учителя нередко пытаются навязать ученикам собственные суждения, и это действительно лучший способ что-либо запомнить. Люди обычно принимают то, что им подходит - и забывают то, что считают для себя ненужным. В целом убеждения, сформированные ранее в жизни, обычно превалируют над появившимися позже. Новые выводы, которые противоречат старым убеждениям, вызывают внутренний конфликт, который приходится решать с помощью сознательного умственного усилия. «Так я с самого начала ошибался... а это значит...».

Третий режим обучения носит название (3) «реструктурирование более раннего опыта». То, что говорит учитель, будет иметь смысл только тогда, когда его слова связываются с уже имеющимся у ученика опытом. В противном случае они будут просто набором бессмысленных звуков. Этот процесс обязательно включает в себя активацию уже имеющихся в уме учеников воспоминаний. Когда учитель говорит, его ученики выстраивают собственный жизненный опыт. Это означает, что режим обучения (3), представляющий собой реструктурирование более раннего опыта, является самым важным.

Четвертый режим - (4) обучение через идентификацию. Это означает «поставить себя на место другого человека» и подражать ему. Это самый эффективный способ обучения поведению - именно так дети обучаются социальным навыкам.

8.6.2. Категории ресурсов

В упомянутой выше программе обучения тренеров мы в значительной степени фокусируемся на третьем (3) режиме обучения. Мы признаем четыре (опять четыре!) категории восприятия, к которым может подключаться человек, желающий учиться. Человек может либо пользоваться настоящими воспоминаниями о том, что он делал - либо вообразить себе, что он мог бы сделать. Аналогично человек может воспользоваться ранее сохраненными примерами поведения, взятыми у других людей - или придумать, что могли бы сделать другие люди. Эти четыре категории перекликаются с «реструктурированием более раннего опыта» (режим 3) и «идентификационным обучением» (режим 4).

Категории опыта, на основе которых человек может обучаться:

а) Я сам это делал: реальные воспоминания об использовании навыка.

б) Я могу представить себе, как я это делаю: фантазии по поводу того, как это можно будет сделать когда-либо в будущем.

в) Я видел, как это делают другие: реальные воспоминания о том, как этим навыком пользовался кто-то другой.

г) Я могу представить себе, как это делают другие: фантазии о том, как кто-то другой сможет это сделать.

В первых двух категориях человек подключается к собственному опыту: (а) происходил с ним в реальности, в то время как (б) является продуктом воображения. В категориях (в) и (г) поведенческие примеры появляются благодаря наблюдению за другими людьми: (в) представляет собой реальные наблюдения, а (г) - воображаемые.

Категория (в) представляет собой прототип идентификационного обучения. Воображаемые примеры в категории (г) могут работать аналогичным образом, но для обучения подобным способом потребуется значительная креативность. Приведенная выше матрица состоит из классических переменных «вспоминаемое и сконструированное» и «я и другие».

В процессе идентификационного обучения содержимое категории (с) или (г) передается категории (б), чтобы в конечном итоге превратиться в категорию (а). Другими словами, навыки, принадлежащие другим людям - реальные или воображаемые - ассимилируются человеком, который представляет себе, как делает то же самое.

Суммируем: чтобы человек мог обучаться через идентификацию, он сначала должен запомнить несколько примеров - а затем войти в них. Сохранение в памяти - это легкая и полностью бессознательная часть процесса. На основе своей коучинговой практики мы должны предположить, что люди хранят огромное множество поведенческих примеров - но идентифицируют себя только с ограниченным их числом. Мы можем заключить, что все мы обладаем огромным потенциалом неиспользуемых поведенческих примеров, которым мы могли бы последовать в любое время.

Мы можем утверждать, что обе части - хранение и идентификация - в значительной степени зависят от отношений с моделью (родитель, учитель, равный). Чтобы пример отправился на хранение, ролевая модель должна рассматриваться по меньшей мере как стоящая внимания. Акт идентификации требует уже больше умственных усилий, следовательно, уровень мотивации должен быть намного выше. Разумное позитивное отношение к учителю, скорее всего, является необходимым: если учителем восхищаются, идентификация может происходить бессознательно и без усилий.

8.6.3. Учителя в Социальной панораме

Большинство тренеров верят, что создание и поддержание хороших отношений с участниками тренинга являются очень важными. Но в истории современного образования важной ролью отношений между учеником и учителям очень часто пренебрегают. Многие верят, что результаты обучения не зависят от того, нравится ли ученику его наставник. Некоторые даже верят, что жесткий подход со стороны авторитарного профессора будет работать лучше всего, а хороший учитель - это учитель, не проявляющий особого снисхождения к ученикам.

Возможно, для сознательных режимов обучения - (1) и (2) - это может оказаться верным: угроза наказания может гарантировать внимание. Но бессознательное обучение в этом случае работать не будет. Ученики вряд ли будут идентифицироваться с учителем, который им не нравится. Когда учитель отвергается как человек, идентификация будет невозможна - и вся модель идентификационного обучения в этом случае исключается.

Чтобы уложить все это в систему, я опишу пять основных переменных отношений «ученик- учитель»:

1. Эмоциональное отношение ученика к учителю - позитивное, нейтральное или негативное.

2. Размер персонификации учителя в Социальной панораме ученика - больше, меньше или равный себе.

3. Расстояние от ученика до персонификации учителя - недалеко, на определенном расстоянии и далеко.

4. Размер образа себя ученика - больше образа учителя, меньше или равный ему.

5. Расстояние до образа себя ученика - недалеко, на определенном расстоянии или далеко. Эти пять переменных помогут нам понять наиболее важные моменты касаемо роли отношений в обучении.

8.6.4. Эмоциональная позиция ученика по отношению к учителю

Когда ученик любит своего учителя, ничто не помешает ему идентифицироваться с поведенческими примерами, которые дает последний. Тренер, который нравится участникам, увидит, что его демонстрация будет тут же воспроизводиться в ходе упражнений. Если ученики не любят учителя, они не будут следовать его примеру. Они не захотят быть такими, как он, и будут сопротивляться идентификации с «неправильным», «неэтичным» или «вредным» примером: они могут даже контридентифицироваться. Учитель заметит, что ученики делают упражнения «по- своему» - если вообще делают. Некоторые будут демонстрировать большую креативность, изобретая контрпримеры и причины, по которым все идеи учителя неправильные.

Однако контридентификационное обучение тем не менее может оказаться весьма ценным. Почему? Потому, что больше всего прогресса в науке исходит от учеников, которые контридентифицировали себя со своими авторитарными профессорами. Новые и креативные гипотезы появлялись тогда, когда ученики хотели доказать: учитель неправ. И лишь лучшие и полностью независимые души намеренно делали так, чтобы их ненавидели - с целью заставить учеников думать самостоятельно.


 

8.6.5. Размер персонификации учителя

Статус человека может быть результатом действия многих «источников власти» (Глава 4). Наиболее распространенные - статус знаменитости, доминирующее поведение, деньги и власть наказывать или вознаграждать. Конечно, то, каким образом учитель будет репрезентироваться в Социальной панораме своего ученика, в первую очередь зависит от того, что считает важным данный ученик. Даже если учитель - суперзвезда или имеет лицензию на убийство, ему тем не менее придется что-то сделать для того, чтобы произвести на учеников впечатление и чтобы занять доминирующее местоположение в их Социальной панораме.

Если ученик видит учителя в большом размере - это увеличивает шансы на то, что ученик идентифицируется с этим учителем. Если тренер репрезентируется как доминирующий - он окажет на слушателей большое влияние, но лишь тогда, когда он нравится ученикам. Всем

захочется быть такими же, как тренер: носить такую же одежду, водить машину такой же марки, есть ту же пищу и даже выполнять упражнения только так, как их делает тренер.

Однако доминирование, которое сопровождается негативным эмоциональным отношением, спровоцирует учеников на сопротивление идентификации. Для этого они могут вооружиться очень сильным образом себя: если их образ себя будет сильнее, чем репрезентация учителя - ученики будут в безопасности. В результате ученики будут вести себя очень самоуверенно, что покажется учителю сочетанием глупости и невежества. В подобных случаях борьба за власть между учениками и учителем будет гарантией того, что учебный процесс будет проходить весьма живо.

8.6.6. Расстояние от ученика до персонификации учителя

У нас есть основания верить, что умственное усилие, которое требуется для идентификации, возрастает вместе с субъективным расстоянием, на котором воспринимается персонификация.

Если ученик видит учителя как находящегося рядом, идентификация будет легкой: ученику потребуется совершать небольшие прыжки туда и обратно - и идентификация станет мягким и полностью подсознательным процессом.

Мы уже упоминали тенденцию защищать свою целостность, размещая доминирующие персонификации на большом расстоянии (Глава 4). Студенты с маленьким, негативным или разрушенным образом себя могут помещать доминирующего учителя на большое расстояние, чтобы не чувствовать себя подчиненными.

Некоторыми харизматичными учителями (гуру) восхищаются, репрезентируя их как очень доминирующих. Такие учителя активно поддерживают самооценку своих учеников - но они слишком святы или слишком могущественны, чтобы их можно было репрезентировать поблизости от себя. Если такой гуру виден с очень большого расстояния, идентификация будет практически невозможна. Но тем не менее восприятие ученика и большое количество поведенческих примеров, предлагаемых гуру, будут способствовать усвоению информации (режим обучения 1).

Ученики могут запоминать каждое предложение и выражение такого гуру - но они смогут воспроизвести свое знание только в форме цитат: «То, что он сказал, было... а затем он посмотрел вот так. он ответил, сказав.». Ученики никогда и ни за что не смогут воспроизвести его мудрость так, как будто она является их собственной. Как только гуру потеряет лицо и будет сброшен со своего пьедестала, все, чему он учил, будет тут же забыто.

Харизматичные тренеры, которые репрезентируются слишком далеко, чтобы с ними идентифицироваться, никогда не останутся без работы. Их студенты никогда не смогут полностью изучить то, что дает такой тренер, так как идентификации не происходит - и они всегда будут возвращаться, чтобы получить больше.

8.6.7. Размер образа себя как ученика

Если ученик уверен в себе, его образ себя будет позитивным, стабильным и крупным - и доминирующая персонификация учителя не сможет его превзойти. Ученик сможет выбирать, с какими моделями поведения учителя он хотел бы идентифицироваться. И мы можем ожидать, что между моментом сохранения поведенческих примеров и моментом идентификации будет иметь место определенная задержка. Этой задержки не будет у учеников со слабым образом себя. Если такие ученики будут любить учителя - то он немедленно окажет на них влияние, и они подхватят в том числе и не слишком важные поведенческие паттерны учителя. Его пример они могут превратить в догму.

Тренеры и учителя оказывают огромное влияние на самооценку тех, кого они обучают. Если они сделают так, чтобы ученики чувствовали себя неуверенными и незащищенными, их ролевая модель будет иметь больше влияния - особенно если их все же любят. Тренер, придерживающийся конфронтационного стиля и вызывающий у учеников неуверенность, конечно, потеряет часть их расположения, что снизит стремление участников идентифицировать себя с ним. Тренер увидит, что его примеры не дают результатов - и это может привести к еще большей конфронтации, которая еще больше снизит идентификацию.

8.6.8. Обучение у равных

Тренеры зачастую склонны переоценивать собственное влияние и недооценивать влияние на ученика товарищей по группе. Такая позиция может поменяться, когда тренер столкнется с группой учащихся, которые постоянно демонстрируют отклонения от примеров, предложенных учителем, когда дело будет доходить до проверки их практических навыков. Если все студенты делают одни и те же ошибки, возможно, это результат влияния популярных одноклассников. Влияние «ближайшего равного по положению» очень велико, так как с ним легко идентифицироваться.

Когда в Социальной панораме человека равный ему репрезентируется как не слишком значимый (маленький или находится на большом расстоянии), обучения через идентификацию не происходит, даже если тренер замечательный.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.