Мода и задачи моделирования причесок — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Мода и задачи моделирования причесок

2017-06-25 5557
Мода и задачи моделирования причесок 5.00 из 5.00 8 оценок
Заказать работу

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИЧЕСКАХ

Основные стили причесок

Стиль — это общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленных единством идейного содержания. Другими словами, стиль — это сам человек, его мировоззрение, его способность выразить свою индивидуальность. Быть стильным модно всегда. Стильный человек — это тот, в котором все сочетается гармонично: прическа, макияж, одежда, манера поведения, образ жизни.

Принято выделять следующие стили причесок.

Классический (от лат. классикус — образцовый) — прически со строгими, четкими формами и линиями, уравновешенные и пластически завершенные (цв. вкл., рис. 6).

Романтический возник в период утверждения в европейской и американской культуре идейно-художественного направления романтизма, провозгласившего самоценность духовно-творческой жизни личности, одухотворенность и возвышенность. Как правило, прически этого стиля выполняются из полудлинных волос с мягкими волнистыми линиями, кудрями, локонами (цв. вкл., рис. 7).

Авангардный (от фр. авант-карде — впереди и стража) — прически, отражающие тенденции моды завтрашнего дня. Представители этого стиля пользуются оригинальными выразительными средствами для создания нетрадиционного, индивидуального образа (цв. вкл., рис. 8).

Экстравагантный (от фр. экстравагант — необычный, не соответствующий общепринятым обычаям, нормам) — как правило, прически этого стиля причудливой, не соответствующей моде формы (цв. вкл., рис. 9).

Спортивный (от англ. спорт — игра, развлечение) — прически из коротких или полудлинных волос без использования дополнительных средств (лака, начеса), удобны при движении (цв. вкл., рис. Ю).

Элегантный (от фр. елегант — изящный, изысканный) — прически утонченные, изящные, демонстрируют отличный художественный вкус и чувство меры (цв. вкл., рис. 11).

Исторический — прически отражают характерные черты какойлибо исторической эпохи (цв. вкл., рис. 12). «Эклектика» (от гр. еклектикос — выбирающий) — прически механически соединяют разнородные элементы различных стилей (цв. вкл., рис. 13).

 

Моделирование причесок

Творческий процесс создания причесок находится в близком родстве с любым другим видом творческой деятельности человека. При моделировании прически парикмахер-модельер прежде всего выясняет ее функциональность и эстетическое назначение, т.е. условия ее использования, от чего зависят особенности творческого процесса.

Моделирование бытовых причесок имеет двоякий характер: массовый и индивидуальный.

Модели, предназначенные для массового внедрения, должны удовлетворять вкусам большого количества людей. Процесс этот трудный и ответственный, имеет свои сложности и особенности.

Непременными требованиями, предъявляемыми к моделям для массового внедрения, являются: • соответствие их форм основным направлениям современной моды;

• отточенность, несложность, безукоризненная проработка форм с небольшим количеством деталей;

• многовариантность прически без изменения ее конструкции.

При создании модели массового характера модельер исходит не из индивидуальных, а из обобщенных, типичных черт наших современников. Исходными данными при разработке художественного замысла являются облик современного человека и конкретное назначение прически (повседневная, вечерняя и т.д.).

Четко представив себе типичный мужской или женский образ (возможно, конкретного возраста) с определенным цветом волос (ориентируясь на волосы средней густоты, толщины и т.д.), учитывая современный костюм, популярный у представителей данной группы, модельер пытается создать некий образ, отвечающий вкусам наиболее широкого круга людей.

Для достижения большого художественного разнообразия необходимо предусматривать варианты модели для волос, разных по фактуре и цвету, дополнения из волос или украшения, возможность переделки вечерней прически в повседневную или использования ее для людей других возрастных групп. При моделировании прически массового внедрения модельер обязан знать и непременно принимать во внимание все особенности производственного процесса, чтобы дать полную его разработку с максимальным разделением на отдельные простые операции, учитывая, что прическу будут делать разные по классу парикмахеры.

Индивидуальное моделирование — это создание конкретной прически для определенного человека. Популярная модель перерабатывается с учетом исходных данных клиента, т. е. длины, фактуры, цвета его волос, особенностей формы головы, лица,* шеи, фигуры в целом, осанки («постановки» головы). Таким образом, модель привязывается к конкретному человеку. При этом может возникнуть много трудностей, так как проявление ярко выраженной индивидуальности, естественно, придает прическе оригинальность, но и требует учета различных отклонений от нормы (в ту или другую сторону) у отдельных людей. Главная особенность индивидуального моделирования состоит в том, чтобы замысел и исполнение не вступили в противоречие. Это достаточно сложно сделать, так как, внося в модель иногда довольно значительные изменения, необходимо сохранить ее общий стиль.

Моделирование зрелищных причесок (фантазийных, театральных, исторических, цирковых) носит совсем иной характер. Образы, выражаемые такими прическами, должны способствовать перевоплощению человека, которое может подчеркиваться характерным гримом или даже маской, закрывающей часть лица.

Любая работа со зрелищными прическами немыслима без четкого осознания понятия ансамбля. Ансамбль в данном случае — это гармоничное сочетание одежды и дополняющих ее деталей (включая прическу) как единого художественного целого.

Свои особенности и свой подход имеет и моделирование причесок для конкурсов, демонстраций моделей одежды и эстрады.

Любая прическа, представленная на конкурс, должна быть моделью по преимуществу, т.е. являть собой новый по виду, форме, силуэту, деталям отделки или другим качествам образец. Поэтому одежда в какой-то степени подгоняется под прическу, ведь необходимо выгодно подать именно модель прически. Манекенщицы, демонстрирующие модели причесок, должны таким образом приспосабливаться к ней, чтобы лучше выявить ее художественный смысл. С этой целью используется, например, грим. Очень часто для какой-то конкретной модели специально подбирается и манекенщица (или манекенщик).

Совсем иной подход к моделированию причесок звезд эстрады.

Модели этих причесок (как и костюмы в целом) часто отличаются подчеркнутой характерностью, экстравагантностью — для мо ментальной узнаваемости той или иной звезды. Некоторые черты художественного образа даже нарочито подчеркиваются. Все это уместно именно на сцене, в кинотеатре или на экране телевизора в сочетании со сверхмощным звучанием современной музыки и с особенностями сценического освещения, в обстановке феерического эстрадного «действа».

В бытовом обслуживании населения парикмахер-модельер, получив заказ на прическу из журналов конкурсных причесок или по фотографиям звезд эстрады и кино, должен постараться объяснить клиентам, чем руководствуются модельеры при создании зрелищных причесок и почему нельзя механически переносить их в быт.

Выражая конкретный художественный образ прическа может либо иметь главенствующее значение - при необходимости перевоплощения человека (например, театральная или конкурсная), либо подчеркивать индивидуальность конкретного человека.

Индивидуальность различных людей для парикмахера видится не только в их антропометрических данных, но и в различии характеров, эстетических запросов, т.е., делая прическу, парикмахер должен учитывать также личность человека. Образное представление о человеке складывается из оценки его внешних данных (антропометрических и одежды) и личности с точки зрения темперамента и характера (определение типажа).

Условно существует пять типов женских образов: молодежный, спортивный, женственный, элегантный, флегматичный. Возможны и смешанные типы.

На внешний облик человека большое влияние оказывают его возраст, национальная принадлежность, культурный уровень и др. Разница в возрасте у разных людей проявляется и в отношении к прическам: девушка, например, чаще хочет иметь яркую индивидуальную прическу, зрелой женщине приятнее выглядеть просто красиво причесанной. И в том и в другом случае прическа должна составлять единый ансамбль с одеждой.

В зависимости от поставленной задачи моделирования (разработка бытовой, конкурсной, театральной и т.д. прически) и с учетом художественного образа объекта моделирования у парикмахера-модельера возникает та или иная идея, замысел, т. е. приблизительное представление о характере будущей прически — уточняющей, дополняющей образ или, напротив, способствующей перевоплощению человека.

Например, в индивидуальном моделировании каждая используемая популярная модель прически сама по себе посредством своей формы служит выражению каких-либо характерных черт, присущих престижному социально-психологическому образу. В то же время образ клиента далеко не всегда имеет ярко выраженную черту характера. Как правило, у человека их несколько (например, в разных сочетаниях романтичность, мечтательность, скромность, деловитость и т.д.). Если причесывая человека, парикмахер использует модель, основная черта которой совпадает с одной из присущих ему черт (например, романтичностью), то эта черта (которая была не очень заметна раньше) начинает доминировать в образе человека — возникает эффект некоторого перевоплощения (именно этот смысл содержат часто употребляемые модельерами слова «выявляется и подчеркивается»).

Если наряду с романтичностью в исходном образе присутствует еще одна достаточно ощутимая черта характера (например скромность), то следует более сдержанно отнестись к выявлению романтичности, иначе человек будет чувствовать себя скованно, стесняться своей излишне яркой прически. Определение художественной задачи (характера будущей прически) при индивидуальном моделировании с учетом степени перевоплощения называется интерпретацией моды. Она чаще всего происходит в рамках стилевых направлений.

Важное эмоционально-психологическое воздействие на клиента имеет и техника создания тех или иных линий, деталей и объемов. Технические приемы работы по созданию характерных форм прически, призванные выражать образное содержание, и являются тем специфическим художественным языком, которым пользуется модельер.

Качество художественного языка определяется его выразительными возможностями. Основной язык искусства парикмахера составляют первичные элементы формы: геометрический вид формы, величина, масса, фактура, цвет, характер поверхности, отделка. Используя первичные элементы формы в их различных состояниях с помощью ряда композиционных связей, соотношений (пропорций, масштаба, ритма, симметрии) и пользуясь различного рода ассоциациями, парикмахер может строить тот или иной образ прически. Следовательно, можно сказать, что замысел на тему — это вероятностное представление о содержании и форме будущей прически.

Учитывая, что в начальной стадии формирования замысла возможны элементы интуитивного и случайного, творческий процесс моделирования можно представить в виде такой последовательности:

• всестороннее восприятие и осознание эпохи, стиля, моды, идеи прически, самое общее представление о форме будущей прически (объеме), полный размах фантазии на тему, поиск мотива (или мотивов);

• средства воплощения, т. е. нахождение композиционного приема;

• технологическая программа;

• реализация замысла.

Процесс возникновения в сознании модельера художественного образа очень сложен, чаще всего он связан с появлением не одного, а сразу нескольких образов, близких или различньис. Только один из них впоследствии приобретает достаточную четкость и завершенность. В начальный момент работы очень важную роль в создании модели играет рисунок. Образ, возникающий в сознании, лучше фиксировать на бумаге — это дозволит дополнять, уточнять и проверять мыслительный процесс. Первоначальную идею образа модельеры отражают в наброске, развивают в эскизах, отрабатывают в рабочем эскизе (проекте).

Еще одним техническим средством моделирования, особенно в поисках наиболее выразительных объемных форм, является лепка-моделировка с применением пластилина. Рисунки, даже отображающие множество ракурсов прически, все-таки не могут дать полного представления о скульптурной форме - со всеми особенностями взаимосвязей, пропорций и архитектоники в трехмерном пространстве. Лепка-моделировка как техническое средство, по-видимому, наиболее эффективна при моделировании причесок статичных форм: исторических, театральных и вообще тех зрелищных видов, где форма модели имеет особенно важное значение.

В процессе разработки проекта можно использовать как первое, так и второе средство, но лучше применять оба — сначала эскиз, а затем лепку — как уточнение и объемное воспроизведение формы. Постоянно видя перед собой конкретную форму, модельеру легче компоновать или видоизменять детали и, что особенно важно, видеть конструкцию прически, ее особенности, следовательно, с большей степенью уверенности предусмотреть технические способы получения деталей, их соединения и объединения, технологическую последовательность операций по созданию прически. Но, как ни важна подготовительная работа с использованием всех технических средств моделирования, творческий процесс создания модели получает свое завершение только при создании самой прически.

Главнейшей особенностью моделирования причесок и стрижек является то, что парикмахер-модельер в отличие от модельеров других профессий весь комплекс работ по созданию модели осуществляет самостоятельно и собственноручно, вплоть до создания самой прически. Парикмахер-модельер должен сам уметь хорошо причесывать, так как в процессе причесывания, окончательной отделки прически он может получить несколько иное выражение своего замысла, способствующее повышению художественного уровня модели.

Широкое распространение в практической работе парикмахеров имеют модели, либо получившие признание на конкурсах, либо разработанные ведущими стилистами парикмахерского искусства. В первом случае модель распространяется посредством рекламных публикаций в периодической печати, во втором — в специальных изданиях с полной конструкторско-технологической разработкой.

Конструкцией в парикмахерском деле принято считать систему построения прически, т. е. совокупность технологических приемов получения отдельных деталей посредством использования различных инструментов и принадлежностей, а также технологических способов соединения их в модели (компоновку). В повседневной работе конструкцией часто называют конструктивно-технологическую схему модели (последовательность выполнения стрижки и технологию укладки данной модели).

Полная конструкторско-технологическая документация модели представляет собой технологические инструкции, эскизы и схемы, предопределяющие построение деталей и прически в целом. В них указываются соотношение длины волос на отдельных участках головы и методы их обработки (филировка, градуировка и т.п.); объясняются особенности композиции в свете художественных и модных требований и, как следствие, уточняются особенности использования инструментов и принадлежностей, особенности причесывания с учетом фактуры, цвета, декоративной отделки различных фасонов данной модели; приводятся рекомендации по использованию данной модели и варианты ее перечесывания применительно к разным условиям. Входящие в документацию эскизы прически даются в наиболее характеризующих эту модель ракурсах (например, анфас, профиль, вид сзади).

 

КОМПОЗИЦИЯ ПРИЧЕСКИ

Основные законы композиции

Художественным оформлением прически принято называть процесс создания по конкретным канонам красоты как отдельных элементов, так и всей прически в целях получения зрителем определенных ассоциативных ощущений. Во все времена прическа особенностями своей формы выражала определенные идеи: прическа стиля барокко — высокопарность, театральность; стиля рококо — изящество, некоторое легкомыслие и т.д. Отсюда проистекают наши устойчивые представления о характере линий, деталей разных причесок и, следовательно, об их эмоционально-психологическом воздействии на зрителя. Таким образом, прическа как обобщенное художественное целое, способное вызвать у зрителя при восприятии определенные эмоции и ассоциативные ощущения, представляет собой в совокупности с обликом человека некий художественный образ.

Художественное оформление прически непосредственно связано с композицией, т.е. гармоничным сочетанием, расположением ее составных элементов. Композицией называется также и результат этого действия — сама прическа.

Основой композиции прически является совокупность образующих ее форму частей, соотношение этих частей, общие пропорции (масштабность), силуэт. Оттого, насколько удачно решена композиция в целом, зависят красота и выразительность прически. Если не будет согласованности в сочетании основных частей прически, если не найдены ее общие пропорции, никакие приемы украшения не сделают прическу красивой и привлекательной.

Парикмахеру-модельеру приходится работать с разнообразными прическами. В одних главенствует «чистая» лаконичная форма, в других под сложно разработанным декором геометрическая форма лишь угадывается, но в любом случае в основе каждой формы — определенная система пропорций, обусловленная художественным замыслом.

Пропорции прически, ее соотношение с лицом, фигурой (масштабность) играют решающую роль, так как они придают ее форме, а следовательно, и силуэту определенный характер. Например, крупные формы деталей прически, имеющие большую протяженность в горизонтальном направлении, чем в вертикальном, производят впечатление тяжеловесности, и никакие декоративные ухищрения не избавят прическу (и, конечно, образ) от некоторой приземленности (вертикальные линии чаще всего дают обратное ощущение). Следовательно, образная выразительность прически достигается путем ее определенного построения, т. е. композицией.

Целесообразной композицией прически парикмахер-модельер выражает содержание своего замысла, делает его конкретным, доходчивым и впечатляющим. Непрофессионал в оценках прически может пользоваться словами «нравится» или «не нравится», не вникая в тонкости композиции; парикмахер-модельер в своем анализе модели должен четко определять, почему нравится или не нравится та или иная композиция.

Для этого необходимо знать объективные закономерности композиции: компоненты композиции и композиционные средства.

Компонентами композиции прически (как художественного произведения) являются форма и силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы).

Композиционными средствами, или приемами, композиции являются пропорции (масштабность, композиционное единство всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равновесие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс.

Существуют еще два обязательных компонента композиции: единство стиля и образность формы. Их достижение зависит от умения парикмахера-модельера передать дух времени в самом облике прически Образность формы в сфокусированном виде представляет собой все лучшее, что связано с нашими представлениями о прическе данного вида и времени.

Назначение прически и замысел парикмахера-модельера определяют выбор компонентов композиции и композиционных средств. Разработать композицию модели — значит определить характер всех ее компонентов, добиться их соподчинения и дополнения одного другим, выявления художественной образности, т.е. общей гармонии прически, черт лица клиента, его фигуры и костюма. Гармония как основа понимания красоты означает согласованность в сочетании частей единого целого, в нашем случае — создающих образ человека.

Гармоническая цельность, с одной стороны, представляет собой четкость выражения замысла, с другой — обеспечивает точное его восприятие. Это составляет основополагающий закон: цельность композиции. Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании элементов главных, менее значимых и второстепенных.

Отсюда можно сформулировать следующие законы композиции:

• подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;

• наличие композиционного центра;

• соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека.

Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически. Нет необходимости доказывать, что сложная фантазийная прическа, например, неуместна на работе или спортплощадке. Столь же очевидна несообразность появления на приеме, имеющем подчеркнуто официальный характер, человека с длинными распущенными волосами. Все в композиции должно подчиняться назначению прически и подчеркивать это назначение. Иначе говоря, практическое назначение прически должно являться содержанием ее художественной формы. Существует три правила, выражающие этот закон:

1) органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);

2) соответствие исходных данных назначению и форме прически;

3) единство исходных данных и украшений (декора).

Форма любой прически должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной, т.е. прическа должна быть функциональной. Например, прическа работницы у станка должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму — это позволит избежать опасности попадания длинных волос в движущиеся или вращающиеся части станка.

Прически спортсменок чаще всего характеризуются короткими стрижками: во-первых, правилами соревнований (особенно в игровых видах спорта) запрещено использование металлических заколок, шпилек и т.д. — они могут оказаться причиной травмы; во-вторых, спортсменам часто приходится пользоваться душем, и прически из длинных волос доставляют много хлопот. При создании прически необходимо предусматривать удобство ухода за ней, ее сохранность и т. п.

Парикмахер-модельер в своей работе имеет дело с особым исходным материалом — волосами. Этим во многом объясняется специфика композиционных свойств прически (не только техническая возможность создания тех или иных форм, но и композиционное обоснование).

Архитектоника, т. е. взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в материале, — наиболее существенное в композиции любого произведения (и прически тоже). Любая деталь прически и ее форма в целом могут выглядеть красивыми только при одном условии, если в ней отражены особенности материала, т.е. волос. Прическа всегда должна оставаться прической. Нетрудно, применяя каркасы, используя большое количество лака и т.д., создать формы практически любого вида, но красивыми будут выглядеть только те, в которых найдут отражение естественные для волос состояния.

Долговременность повседневной прически является одним из важнейших показателей в ее оценке.

Волосы могут быть по фактуре рыхлыми, эластичными, сыпучими, тонкими, толстыми и т.д. Художественная (и практическая) ценность прически обеспечивается учетом исходных данных и, как следствие, применением тех или иных композиционных средств и технических приемов, которые выявляют замысел художника и вполне отвечают форме и назначению модели.

Для украшения прически можно использовать волосяные изделия, бижутерию, ленты, обручи, цветы, локоны из собственных волос клиентки или манекенщицы, характерное вычесывание отдельных прядей, их лакировку, различные цветные пудры и т.п.

Применение любых видов декора в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. Прежде чем применить отделку в композиции прически, необходимо определить ее характер, вид и технику выполнения. Украшения не должны противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически. Часто применение декоративных украшений, особенно в нарядных прическах, вызывается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки волос. Такими недостатками прически могут оказаться лишние проборы, исходные точки разворотов прядей, пустые места в объемно-пространственной структуре прически, представляющие ся по тем или иным соображениям неэстетичными. Прикрывая недостатки различными украшениями, создают «композиционные мостки», помогающие обойти неприятности такого рода.

Приблизительно с той же целью используются (чаще всего в прическах из длинных волос) разнообразные декоративные заколки, гребни и т.д., которые, фиксируя детали причесок на определенных местах, придают модели дополнительную нарядность и большую образную выразительность.

Однако следует подчеркнуть, что отлично спроектированная модель, представляющая собой законченное композиционное целое, как правило, не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех случаев, когда необходимо заострить идейную направленность композиции и когда украшения органически входят в композицию модели, придавая ей однозначный характер. Когда украшения своим содержанием помогают выразить назначение и художественный замысел прически, они становятся активными и выразительными элементами в композиции, и наоборот, украшения разрушают цельность композиции, если они своим содержанием не соответствуют общему назначению прически и ее исходным данным.

Наличие композиционного центра. Существуют разные толкования понятия «центр (акцент) композиции», однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами прически. Как правило, это и смысловой центр модели.

Например, в прическе из длинных волос, собранных в небольшой узел на нижней части затылка, композиционным центром является именно этот узел. Его может быть и не видно в анфас, но смысловой акцент придает форме прически композиционную завершенность. Иными словами, композиционный центр может располагаться на любой части головы, но его местонахождение, объединение с другими компонентами в качестве главного акцента композиции должно способствовать наиболее четкому раскрытию замысла художника-модельера и образности модели.

Композиционный центр может не совпадать с геометрическим центром или осью симметрии. В таком случае возникает динамика, напряженность.

Все компоненты, составляющие композиционный центр в решении композиции модели прически, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму (объемная форма с контурными очертаниями), и декоративно конструктивные (локоны, челки, украшения и т.д.). Каждый из компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или объединен с другими компонентами.

Как правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве основного акцента композиции способствует более полному раскрытию замысла и образности модели.

Важным свойством композиции прически является равновесие объемной формы, т.е. такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие зависит от распределения основных компонентов композиции относительно ее центра и связано с организацией пространства, с пропорциями, пластикой формы, цветотональными отношениями отдельных частей целого.

Таким образом, основными положениями второго закона композиции являются:

• выявление акцента композиции и подчинение ему других компонентов;

• уравновешенность композиции.

На практике это означает, что характерная особенность главных компонентов, образующих композиционный центр, предопределяет стиль, форму, размеры и взаиморасположение его второстепенных, т. е. декоративно-конструктивных компонентов.

Соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека. Важным фактором в этом законе выступает масштабность, т. е. отношение величины формы прически к величине головы, частям и деталям лица, фигуре человека, соотношение частей формы между собой и отношение каждой части ко всей форме прически с учетом величины главной модной детали.

Масштабность имеет прямую связь с цветом и фактурой как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так, прическа из светлых волос кажется несколько больше, чем точно такая же из темных волос; различные в цветотональном отношении детали прически в зависимости от других элементов могут в общей композиции казаться меньше или больше.

Количество, величина и форма деталей прически, их соразмерность и согласованность с моделью в целом должны обязательно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение его расположения, или формы и объема той части прически, где этот компонент располагается, что, в свою очередь, соотносится с общим объемом прически, головы и фигуры человека.

Итак, композиция может быть цельной, если при ее создании соблюдались рассмотренные выше законы и положения, ибо цельность композиции, отметим еще раз, — это подчиненность второстепенного главному, взаимосвязь всех компонентов, уравновешенность.

 

Компоненты композиции

Форма прически. История прически содержит множество примеров ее формы — от простой и подчеркнуто рациональной до сложной и богато декорированной. Форма является функцией содержания, следовательно, зритель, воспринимая и эстетически оценивая форму прически, одновременно воспринимает и ее содержание.

Чтобы осознанно заниматься формотворчеством, а технологические процессы формообразования имели бы четкую направленность на заранее намеченную цель, парикмахер-модельер должен изучить объективные свойства формы вообще и свойства прически как объемно-пространственной формы в частности.

Известно, что эмоции, возникающие при созерцании и оценке предметов, часто объясняются тем, что их форма, очертания, цвет, фактура, расположение в пространстве относительно трех координат или других предметов создают в нашем сознании представление о покое или движении, взлете или падении, легкости или тяжести и т. п. При описании формы, особенностей ее поверхности или элементов, ее составляющих, очень часто пользуются эмоциональными оценками.

Они обычно связаны с определенным настроением, которое возникает по ассоциации, аналогии или контрасту.

На рис. 4.1 и 4.2 изображены геометрические линии и фигуры, условно обозначающие различные эмоции (см. также цв. вкл., рис. 14).

Два совершенно одинаковых по очертаниям треугольника дают представление о «легкой» и «тяжелой» форме (рис. 4.3).

Эмоциональные составляющие формы (объема) прически складываются из ее деталей, определенный геометрический вид которых очерчен линиями, выражающими соответствующий им эмоциональный характер.

Да и сама форма прически в той или иной степени может быть приближена к геометрическим телам: кубу, цилиндру, шару и т.п. (рис. 4.4), в свою очередь вызывающим различные эмоции.

Свойства прически как объемно-пространственной формы определяются составляющими ее элементами, которые и являются первичным материалом в работе парикмахера-модельера. Поэтому, рассматривая прическу как объемно-пространственную форму, нужно прежде всего иметь в виду следующие ее свойства:

• геометрический вид формы и ее частей;

• величину формы и ее частей;

• массу формы и ее частей;

• цвет и фактуру.

Указанные свойства характеризуют форму, конечно, только в совокупности, но мы рассмотрим их по отдельности, по возможности отмечая их связь и взаимовлияние.

Геометрический вид формы и ее частей. Геометричность прически как объемно-пространственной формы имеет условный характер. Когда речь идет об объемно-пространственной форме какого-либо предмета вообще, на первый план выступает понятие объемности, выражаемое тремя измерениями — высотой, шириной и глубиной. Наибольшей степенью объемности обладают тела, приближающиеся к форме шара или куба. Принимая во внимание, что голова человека является основанием (опорой) прически и сама по себе достаточно объемна, понятие объемности прически в данном случае приобретает несколько иной характер.

Если взять две модели: прилизанную прическу на голове округлой формы и пышную, полностью или частично тупированную прическу более вытянутой формы, то последняя представляется более объемной, так как отсчет ее объемности ведется непосредственно от кожного покрова головы.

Говоря об объемности формы прически, следует иметь в виду два основных компонента ее структуры: объем и пространство, поскольку любая форма так или иначе взаимодействует с пространством. По признаку объемно-пространственного строения прически можно условно разделить на три большие группы:

1) относительно просто организованные монолитные обтекаемые структуры, примером которых могут служить прическа «паж», полностью заглаженные тупированные прически или прически, полностью проработанные ритмическими волнами;

2) структуры, состоящие из разнообразных деталей типа локонов и им подобных, открытые для вхождения в них пространства, т.е. структуры, представляющие собой сочетание материала формы и воздуха, где пространство (пустоты) воспринимается как компонент формы;

3) структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

Об объеме прически дает представление также и силуэт — плоскостное зрительное восприятие объемных форм, четко ограниченное контурами.

При оценке объемной формы прически наиболее важны два ракурса: вид прически спереди, со стороны лица, и вид сбоку, поэтому в работе парикмахера-модельера чаще других используются два силуэта — анфас и профиль. Общая форма прически и ее силуэт сами по себе могут дать представление об идее прически, ее назначении и художественном замысле. Форма прически характеризуется также поверхностью. Поверхность формы по геометрическому характеру может быть прямолинейной и криволинейной, выпуклой и вогнутой, гладкой и ломаной. Наиболее яркими примерами ломаной поверхности служат мелковолнистые пряди, выполненные специальными гофрировочными щипцами. Сочетание различных поверхностей формы способствует усилению общей выразительности формы и силуэта прически.

Величина формы и ее частей. Это свойство прически как объемной формы следует рассматривать в виде соотношения двух форм и более при их сравнении.

При этом сравнивать, сопоставлять по величине можно только однородные по своему виду прически и их составные части (рис. 4.5).

В работе над композицией часто используют эффект противопоставления больших и малых величин. При этом величина одной и той же формы может иллюзорно увеличиваться или уменьшаться. Например, мелкие детали, составляющие большую форму, зрительно еще больше увеличивают ее, тогда как эти же детали, но в более крупном исполнении зрительно уменьшают ту же самую форму. Величина формы и деталей часто бывает непосредственно связана с требованиями моды. От величины часто зависит легкость и тяжесть формы.

Масса формы и ее частей. Масса — это зри


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.