Флейту, звучание массовки и снять с её уходом — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Флейту, звучание массовки и снять с её уходом

2017-06-25 268
Флейту, звучание массовки и снять с её уходом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ЧЕРТ. (за стульями) НАВАЖДЕНИЕ ШЕСТОЕ.

 

№22. Музыкальный акцент

 

Переход света.

 

№ 23.Колокольный звон (pianissimo).

 

 

РАСКОЛЬНИКОВ. (сидит на полу, рядом с у лошадкой) Страшный сон приснился мне…

 

Приснилось мое детство…

Я лет семи и гуля­ем мы в праздничный день, под вечер... Дорога всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная. Идет она, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище… (ведущее обстоятельство – убийство лошадки). Среди кладби­ща каменная церковь, с зеленым куполом, в которую я раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по моей бабушке, умершей уже давно и которую я никогда не видал.

При этом всегда они бра­ли с собой кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Я любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею го­ловой. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и малень­кая могилка моего меньшого брата, умершего шести месяцев и которого я тоже совсем не знал и не мог помнить: но мне сказали, что у меня был ма­ленький брат, и я каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почти­тельно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее...

 

№ 24. Колокольный звон уводится

 

И вот снится мне: мы идём с отцом по дороге к кладбищу и проходим мимо кабака; я держу отца за руку и со страхом оглядываюсь на кабак…

 

АКТЕРЫ. Тихо звучит бубен, балалайка и пьяное пение голоса «Каравай...»— всё это озвучивают актеры («Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!

АКТЕРЫ - Каравай, каравай, кого хочешь убивай...» - пение и звуки- резко снять… )

 

 

Все пья­ны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки…

 

Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была малень­кая, тощая саврасая крестьянская клячонка...

 

№ 25. (Запись шума толпы) –

АКТЕРЫ. Громко звучит бубен, балалайка и пьяное пение: «Каравай...»— всё это озвучивают актеры (микшировать на репликах)

 

Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песня­ми, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и си­них рубашках, с армяками внакидку.

 

Актеры работают со своих мест.

МИКОЛКА. (А. Вотинов) «Садись, все садись! – всех довезу, садись!»

Толпа:

У. Мокрушина. Этака кляча да повезет!..

Е. Безгодов. Да садись, чего! Слышь, вскачь пойдет!

 

МИКОЛКА. А. Вотинов Садись, всех довезу! Говорю, садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдет! (И он берет в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску).

№ 26. Звук телеги…

 

ТОЛПА.

А. Коэн. Она вскачь-то уж десять лет поди не прыгала.

Д. Егорова. Запрыгает!

С. Лизнёв. Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, зготовляй!

Н. Шатов. И то! Секи ее!...

 

Все смолкают… Слышен звук телеги…

 

РАСКОЛЬНИКОВ. Садись! Все садись! – кричит Миколка, – всех повезет. Засеку! – И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения...

Папочка, папочка, – кричал я отцу, – папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!

 

- Песню, братцы! – кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают.

 

Громко звучит бубен, балалайка и пение: «Каравай...»— всё это озвучивают актеры (микшировать на репликах) — на фоне звука телеги

 

 

Все на сцене…

МИКОЛКА. – Секи до смерти!... Засеку!..

ТОЛПА:

А. Минькина. Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!

Д. Суворков Видано ль, чтобы така лошаденка таку поклажу везла...

Р. Бояршинов Заморишь!

МИКОЛКА. Не трошь! Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись еще! Все садись! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!.. По морде ее, по глазам хлещи, по глазам!

 

Толпа смолкает…Звук телеги… Воспоминание сна Раскольниковым…

 

РАСКОЛЬНИКОВ. …Я бегу подле лошадки, забегаю вперед, вижу, как ее секут по глазам, по самым глазам! Я плачу… Один из секущих задевает меня по лицу; я не чув­ствует, ломаю свои руки, кричу…А чтобы те леший! – вскрикивает в ярости Миколка. Он бросает кнут, наги­бается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской. Мое добро! – кричит Миколка и со всего размаху опускает оглоблю. Разда­ется тяжелый удар.

 

Телега и отдаленные реплики….

 

П. Шарапов. Топором ее, чего! Покончить с ней разом...

МИКОЛКА. Добивай!..

РАСКОЛЬНИКОВ. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало – кнуты, палки, оглоблю – и бегут к издыхающей кобыленке. Миколка становится сбо­ку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вз­дыхает и умирает…

 

 

РАСКОЛЬНИКОВ. Папочка! За что они… бедную лошадку… убили! – всхлипываю я… Я хочу перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпаюсь…

Боже! - да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму то­пор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой теп­лой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кро­вью… с топором… Господи, неужели?

 

№ 27. Крики пьяной толпы и звук телеги затихают. Все уходят на свои места.

 

 

ЧЁРТ сосвоего места в зале подходит к лошадке - везёт лошадку в разрез задника. НАВАЖДЕНИЕ СЕДЬМОЕ.

 

№ 28. (14)Переход света. Музыкальный акцент.

 

Раскольников в луче света

ЧЁРТ. (с лошадкой) Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать

Черт кладёт на комод

 

№ 29.(с № 29 до убийства процентщицы - короткие и редкие акценты с разбивкой по всем кускам)

 

Раскольников в луче света.

 

 

Раскольников слушает звуки на лестнице

 

 

Дверной коло­кольчик у двери процентщицы.. Раскольников поднимает колокольчик, звонит…. РАСКОЛЬНИКОВ И АЛЕНА ИВАНОВНА В ДВУХ ЛУЧАХ. Раскольников ещё раз дергает веревку колокольчика. Нет ответа.

Раскольников позвонил в третий раз, но тихо, солидно и без всякого нетерпения. Возня Алёны Ивановны с замками, с дверной цепочкой.

 

Свет из центральной двери резко осветил Алену Ивановну…Она пристально всматривается в Раскольникова.

 

РАСКОЛЬНИКОВ. Дверь отворилась на крошечную щелочку, и два вострые и недоверчивые взгляда уставились на меня из тем­ноты.

АЛЕНА ИВАНОВНА. Алёна Ивановна, процентщица, коллежская секре­тарша...

Он взялся за дверь и потянул ее к себе, чтобы я как-нибудь не взду­мала опять запереться. Увидя это, я не выпустила ручку замка, так что он чуть не вытащил меня, вместе с дверью, на лестницу

Процентщица, как снаряд, вылетела навстречу Раскольникову.

 

РАСКОЛЬНИКОВ. Здравствуйте, Алена Ивановна, – я вам… вещь при­нес… да вот лучше пойдемте сюда… к свету… Ведет её на свет фонаря – световой круг….берет у круглого стола стул

 

Ведет Алену Ивановну к лучу фонаря у стола квадратного

 

АЛЕНА ИВАНОВНА. Господи! Да чего вам?.. Кто такой? Что вам угодно?

Р АСКОЛЬНИКОВ. Помилуйте, Алена Ивановна… знакомый ваш… Рас­кольников… вот, заклад принес, что обещался намедни… (откатывает от неё стол….

 

Игра вокруг стола…

 

РАСКОЛЬНИКОВ. Да что вы так смотрите, точно не узнали? Хотите бери­те, а нет – я к другим пойду, мне некогда.

АЛЕНА ИВАНОВНА. Да чего же ты, батюшка, так вдруг… что такое?

РАС­КОЛЬНИКОВ. Серебряная папиросочница: ведь я говорил прошлый раз.

 

(Алена Ивановна протянула руку в сторону протянутого в руке Раскольнико­ва заклада…Она не стремится взять сверток…

 

АЛЕНА ИВАНОВНА. Да чтой-то вы какой бледный? Вот и руки дрожат! Искупался, что ль, батюшка?

РАСКОЛЬНИКОВ Лихорадка, поневоле станешь бледный… коли есть нече­го...

СТАРУХА. Что такое?

РАСКОЛЬНИКОВ. Вещь… папиросочница… серебряная… посмотрите.

 

Резко берет сверток…

 

СТАРУХА. Да чтой-то, как будто и не серебряная…

 

Повернулась лицом к свету, но спиной к Раскольникову…

 

Ишь навертел. Да что он тут навертел!

РАСКОЛЬНИКОВ. Ни одного мига нельзя было терять более. Я вынул то­пор совсем, взмахнул его едва себя, чувствуя, и почти без усилия, почти ма­шинально, опустил на голову обухом…

 

№15. Яркая вспышка. Мгновенное ЗТМ.

№ 30.(Ксенакес, Мюрай) Искаженные звуки «Вечернего звона» ЗТМ (процентщица садится на стул)

(Раскольников сел на своё место в зале)

 

№ 16. Медленно вводит­ся синий свет на процентщицу, сидящую на стуле.

На месте происшествия - Зосимов и Порфирий. Они ведут след­ственный эксперимент. Заметов отмечает контур, «условно лежащей на полу старухи». Порфирий что-то отмечает в своем досье, сидя у круглого стола…

 

ПОРФИРИЙ. Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост... В одной руке еще продолжала держать «заклад».

ЗАМЁТОВ. Тут он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом, и все по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь.

№ 31. Звуки часов

 

АЛЕНА ИВАНОВНА. Он положил топор на пол, подле меня, и тотчас же полез ко мне в карман, стараясь не замараться текущею кровию, – в тот са­мый правый карман, из которого я в прошлый раз вынимала ключи. Ключи он вынул и тотчас же он побежал с ними в спальню.

 

№ 32. Оркестр из часов (тихо) – «вразброс» по тексту

 

 

№ 33- а - Микшировать и снять № 35.

 

АЛЕНА ИВАНОВНА. (в руках у Алены Ивановны связка крестов и об­разок, с ними она и будет бродить впоследствии). Вдруг он заметил на моей шее снурок, дернул его, но снурок был крепок и не срывался; к тому же намок в крови. Он попробовал было вытащить так, из-за пазухи, но что-то мешало, застряло. В нетерпении он взмахнул было опять топором, чтобы рубануть по снурку тут же, по телу, сверху…

 

№ 34.Тихое церковное пение

 

(пауза) … и не посмел, и с трудом, испачкав руки и топор, после двухминутной возни, разрезал снурок, не касаясь топо­ром тела, и снял; он не ошибся – кошелек… На снурке были два креста, ки­парисный и медный, и кроме того, финифтевый образок…

 

№ 34-а. - Микшировать и снять № 36.

 

Алена Ивановна уходит с площадки, садится на свое место в зале (ПАУЗА).

№ 17. Синий луч снять

№ 35. Звук проезжающей пролетки

Порфирий, оценивая, сидящего в зале Раскольникова, встаёт со своего места. Стул, на котором он сидел, отодвигает в сторону, давая понять, что он ждет встречи с ним…Раскольников садится.

 

РАСКОЛЬНИКОВ. Я полез под кровать, зная, что укладки обыкновенно ставятся у старух под кроватями. Так и есть: стояла значительная укладка... Зубчатый ключ как раз пришелся и отпер… Но только что я пошевелил тряпье, как вдруг из-под шубки вы­скользнули золотые часы. Я бросился все перевертывать. Действительно, между тряпьем были перемешаны золотые вещи – вероятно, всё заклады, вы­купленные и невыкупленные, – браслеты, серьги, булавки и прочее Нимало не медля, я стал набивать ими карманы панталон и пальто, не разбирая и не рас­крывая свертков и футляров; но я не успел много набрать …

 

№ 36. Микшировать и снять пролетку

 

Раскольников хотел пойти на своё место в зале, но что-то его остановило, он вспомнил…

ПОРФИРИЙ (из зала). НАВАЖДЕНИЕ ВОСЬМОЕ.

 

№ 37. Микшировать и снять пролетку

№ 38. Звукошумовой акцент (Peteris Vasks – начало

№ 18. Ирреальный свет на Лизавету. (Она встаёт со своего места в зрительном зале с узлом в руках. Лизавета.

 

 

ЛИЗАВЕТА. (вспоминает) Увидав его выбежавшего, я приподняла руку, раскрыла было рот, но все-таки не вскрикнула и медленно, задом, стала отодвигаться от него в угол, присталь­но, в упор, смотря на него, но все не крича, точно мне воздуху недоставало, чтобы крикнуть. (Садится на свой стул).

 

№19. Яркая вспышка. Мгновенное ЗТМ…

№ 38. Звукошумовой акцент (Peteris Vasks – forte – микшировать и снять

Раскольнико сидит в в зале.

№ 39. Отдельные и короткие акценты с № 39 по №41

№ 20. Свет из дверей.

Зосимов и Порфирий ведут эксперимент, входя и выходя из разных дверей зала, переговариваясь на ходу.

ЗОСИМОВ. Удар пришелся прямо по черепу, остриём, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба…

ПОРФИРИЙ. Почти до темени. Она так и рухнулась… И если бы в ту минуту он в состоянии был правильнее видеть и рассуждать; если бы только мог сообразить все трудности своего положе­ния, все отчаяние, все безобразие и всю нелепость его… то очень может быть, что бросил бы все и тотчас пошел бы сам на себя объявить, и не от страху даже за себя, а от одного только ужаса и отвращения к тому, что он сде­лал.

 

(Порфирий разворачивается спиной на зал, затем возвращается к зрителю.)

№ 40.

 

Впрочем, заглянув на кухню и увидав на лавке ведро, наполовину полное воды, он догадался вымыть себе руки и топор. Руки его были в крови и лип­ли. Топор он опустил лезвием прямо в воду, схватил лежавший на окошке, на расколотом блюдечке, кусочек мыла и стал, прямо в ведре, отмывать себе руки… Затем все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке, протяну­той через кухню...

(Сел на своё место)

№ 41. Звуковой акцент (Peteris Vasks – начало

 

РАСКОЛЬНИКОВ. (выходит в «световой круг»). Я стоял, смотрел и не верил глазам своим: дверь, наружная дверь, из прихожей на лестницу, та самая, в которую я давеча звонил и вошел, стояла отпертая, даже на целую ладонь приотворенная: ни замка, ни запора, все время, во все это время!...

Мучительная, темная мысль поднималась во мне – мысль, что я сумасшествую и что в эту минуту не в силах ни рассудить, ни себя защитить, что вовсе, может быть, не то надо делать, что я теперь де­лаю… «Боже мой! Надо бежать, бежать!» - и бросился в переднюю

№ 42. Звуковой акцент (Peteris Vasks – начало – forte – микшировать и снять

(Садится на своё место в зале)

 

№ 21. Медленно снимать свет – свет в зале

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

№1. Звуки Петербурга (Шарманка №5, параллельно пролетка, телега)

 

 

№ 1. Вводится синий свет уличного фонаря и тёплый свет на опорные световые точки — 30%.

На маленьком круглом столе справа — стоит подсвечник, рядом с ним лежит книга. На стилизованном комоде лежит книга «БИБЛИЯ», здесь же располагается справа- цилиндр, слева- шляпка Сони, зонтик. На столе слева подсвечник с оплывшей свечой.

 

 

ПОРФИРИЙ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Наваждение девятое

 

Звучит куплет из песни «Вечерний звон» (поют К. Елохова или Ярослава Ульянова по гитару. Черт выстраивает из стульев (8) ряд спинками на зрителей.

№2.Лейтмотив «Вечерний звон»

 

На площадку выходят все персонажи спектакля в шляпках, шалях, котелках и картузах; с драными зонтиками, бесформенными баулами, тросточками, веерами, узлами - это призраки Петербурга.

Пластический этюд. С фотоаппаратом появляется ЧЕРТ. Вспышка магния (два раза с озвучкой)— при разворотах в профиль и анфас Родиона Раскольникова - мужчины надевают на головы арестантские шапочки и садятся на стулья спиной на зал. Массовка застывает при первой вспышке фотоаппарата. Раскольников садится на стул, стоящий в центре. Движение массовки продолжается.

ПОРФИРИЙ. (Из массовки) НАВАЖДЕНИЕ ДЕВЯТОЕ.

Все остальные участники садятся на свои места в зале

 

 

№ 3. Отдельные локальные акценты по всей сцене с каторжанами и переход света – на фоне звука вьюги

Свет синий

 

ПОРФИРИЙ. (Резкий переход света. Порфирий, выходит в зрительный зал в луче света, который пробивается из распахнутой центральной двери. У него в руках папка).

Дело ссыльнокаторжного Родиона Романовича Раскольникова… (садится на своё место в зале)

ГОЛОС ПОРФИРИЯ (в записи на фоне спин каторжан) …Сибирь. На берегу широкой, пу­стынной реки стоит город, один из административных центров России; в го­роде крепость, в крепости острог

 

РАСКОЛЬНИКОВ (в записи). (выходит на зал и за спинки стульев) Я смотрел на каторжных товарищей своих и удивлялся: как тоже все они любили жизнь, как они дорожили ею! Именно, мне показа­лось, что в остроге ее еще более любят и ценят и более дорожат ею, чем на свободе... Наиболее стала удивлять меня та страшная, та непроходимая про­пасть, которая лежала между мною и всем этим людом. Казалось, я и они были разных наций. Я и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприяз­ненно.

 

РАСКОЛЬНИКОВ. Меня же самого не любили и избегали все. Меня даже стали под конец нена­видеть – почему? Я не знал того…

 

1-ый АРЕСТАНТ (Д. Суворков) Ты барин! Тебе ли было с топором ходить…

2-ой АРЕСТАНТ. (А. Вотинов) Не барское вовсе дело.

 

РАСКОЛЬНИКОВ. На второй неделе великого поста пришла мне очередь говеть вместе с своей казармой. Я ходил в церковь молиться вместе с други­ми.

 

Из-за чего, я и сам не знал того, – произошла однажды ссора; все разом напали на меня с остервенением.

 

Сговор и мгновенный разворот озверевшей толпы арестантов.

 

1-ый АРЕСТАНТ. (А. Вотинов) Ты безбожник!

2-ой АРЕСТАНТ. (Е. Безгодов) Ты в бога не веруешь!

1-ый АРЕСТАНТ. (А. Вотинов)Убить тебя надо.

РАСКОЛЬНИКОВ. Один каторжный бросился было на меня в решительном исступлении; Я ожидал его спокойно и молча: бровь моя не шевельнулась, ни одна черта моего лица не дрогнула. Конвойный успел вовремя стать между мною и убийцей – не то пролилась бы кровь...

Я никогда не говорил с ними о боге и о вере, но они хо­тели убить меня.

 

Все садятся на свои места в зрительном зале, сняв арестантские шапки.

 

№ 4. Снять № 3

………………………………………………………………………………………….

№ 5. Музыкальный акцент

№ 6. Запись атмосферы суда

 

Резкий переход света. Порфирий, спиной на зрительный зал, появляется в луче света, который пробивается из распахнутой центральной двери. Он вспоминает судебный процесс.

 

№ 7. Шум зала в суде. Звук колокольчика прерывает шум зала. Голос: Прошу всех встать! Суд идёт!….

ПОРФИРИЙ. (разворачивается лицом на зал) Судопроизводство по делу Родиона Романовича Раскольникова прошло без больших за­труднений. Преступник твердо, точно и ясно поддерживал свое показание, не запутывая обстоятельств, не смягчая их в свою пользу, не искажая фактов, не забывая малейшей подробности. Он рассказал до последней черты весь про­цесс убийства:… разъяснил загад­ку об убийстве Лизаветы.

 

№ 8. Запись атмосферы суда

 

Шум в зале суда, звук судебного колокольчика. Тишина (музыкальный ак­цент).

 

ПОРФИРИЙ. И в заключение Раскольников указал камень во дворе, на Вознесенском проспекте, под воротами, под которым найдены были вещи и кошелек. Одним словом, дело вышло ясное. Следователи и судьи очень удив­лялись, между прочим, тому, что он спрятал кошелек и вещи под камень, не воспользовавшись ими… он ни разу не открыл кошелька и не знал даже, сколько именно в нем лежит денег…

 

РАСКОЛЬНИКОВ. Наваждение десятое.

№ 9.Переход света. Акцент.

 

№ 11. Звук кабака.

 

В луче света Раскольников. Воспоминание Рас­кольникова. Родион наблюдает за Мармеладовым, который находится в некотором беспокойстве, ерошит волосы, подпирая голову двумя руками.Они оба беспрерывно поглядывают друг на друга. Наконец, Мармеладов прямо посмотрел на Раскольникова и громко и твердо проговорил. Встал с бутылкой и ста­каном. Подходит со своим стулом.

 

МАРМЕЛАДОВ. Мармеладов Семен Захарович, состою титулярным советником... А осме­люсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором прилич­ным? Ибо хотя вы и не в значительном виде, но опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного.

 

Раскольников обратил на него внимание. Садится на некотором расстоянии от него, ставит штоф на пол.

 

Осмелюсь узнать: слу­жить изволили?

РАСКОЛЬНИКОВ. – Нет, учусь…

МАРМЕЛАДОВ. – Студент, стало быть, или бывший студент!... Так я и ду­мал! (торжественно) Милостивый государь! …Позвольте, молодой человек, случалось вам… гм… ну хоть испрашивать денег взаймы безнадёжно?

РАСКОЛЬНИКОВ – Случалось… то есть как безнадёжно?

МАРМЕЛАДОВ То есть безнадёжно вполне-с, заранее зная, что из сего ни­чего не выйдет. Вот вы знаете, например, заранее и досконально, что сей че­ловек, сей благонамереннейший и наиполезнейший гражданин, ни за что вам денег не даст, ибо зачем, спрошу я, он даст? Ведь он знает же, что я не отдам. Из сострадания? …И вот, зная вперед, что не даст, вы все-таки отправляетесь в путь и…

РАСКОЛЬНИКОВ – Для чего же ходить?

МАРМЕЛАДОВ – А коли не к кому, коли идти больше некуда! …Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!... Ибо едино­родная дочь моя по желтому билету живет-с…) Позвольте, молодой че­ловек: можете ли вы… Но нет, изъяснить сильнее и изобразительнее: не мо­жете ли вы, а осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утверди­тельно, что я не свинья?...Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь…

Молодой человек не отвечал ни слова. Мармеладов вспоминает…

 

№ 12. «Вечерний звон»

На сцену выходит Катерина Ивановна в шали накинутой на плечи.

 

в благородном губернском дворянском институте воспитывалась…

КАТЕРИНА ИВАНОВНА. Катерина Ивановна, жена Мармеладова, мачеха Сони. В благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила...

 

Со своего места на сцену выходит Соня. В руках она держит «своё шитьё».

 

Ты, Соня, не поверишь, ты и вообразить себе не можешь до какой степени мы весело и пышно жили в доме у папеньки и как этот пьяница погубил меня и вас всех погубит!...

 

Соня садится за столик.

Переход света на сидящих Мармеладова и Раскольникова. Катерина Ивановна бродит вокруг сидящих…

 

МАРМЕЛАДОВ. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер. И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском, где и я тогда находился,… И тогда-то, милостивый госу­дарь, тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание... Она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая – пошла! Ибо некуда было идти. Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете…

 

№ 13. Звуки трактира

 

А тем временем возросла и дочка моя, от первого брака, и что только вытер­пела она, дочка моя, от мачехи своей, возрастая, о том я умалчиваю. Да-с! Ну, да нечего вспоминать о том!

Мармеладов решительно стукнул кулаком по столу...Пью, ибо сугубо страдать хочу!…Молодой человек, в лице вашем я читаю как бы некую скорбь. Как вошли, я прочёл её, а потому тотчас же и обратился к Вам…Я чувствительного и образованного человека ищу

№ 14.Музыкальный лейтмотив.

 

Мармеладов вспоминает…Переход света на Катерину Ивановну

Катерина Ивановна ходит по комнате, берет со своего места в зале стул и тащит его по сцене…

 

 

Катерина Ивановна снимает со своих плеч шаль и опускает её в «условную воду», стирает…

КАТЕРИНА ИВАНОВНА. Живешь, у нас, ешь и пьешь, и теплом пользуешься», а что тут пьешь и ешь, когда и ребятишки-то по три дня корки не видят!

СОНЯ. (отложив свое шитье) Что ж, Катерина Ивановна, неужели же мне на такое дело пойти.

КАТЕРИНА ИВАНОВНА. А что ж, (с иронией) чего беречь? Эко сокрови­ще!»... (уходит)

Звук шарманки издалека

 

Соня, надев на голову шляпку с нелепым цветком и взяв зонтик, пошла за спинами зрителей… Катерина Ивановна заломив руки ушла в глубину сцены.

МАРМЕЛАДОВ. (К Раскольникову)

...И вижу я, эдак часу в шестом, Сонечка встала, и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла …(Сонечка, скрылась в разрезе занавеса и уже без шляпки и зонтика, возвратилась на площадку и, прежде чем сесть на свой стул в зрительном зале, на мгновение остановилась… Катерина Ивановна почувствовала явление Сони) …Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать цел­ковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взгля­нула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок, накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают… А я, как и давеча, в том же виде лежал-с… И видел я тогда, молодой человек, видел я, как затем Катерина Ивановна, так же ни сло­ва не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обн я вшись… обе… обе… да-с… а я… лежал пьяненькой-с.

 

Катерина Ивановна пошла со своим стулом на своё место в зале… Соня села на свой стул в зале

Мармеладов замолчал, как будто голос у него пресекся. Потом вдруг поспеш­но налил, выпил и крякнул.

 

С тех пор дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была полу­чить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться.

 

№ 16. Шарманка - forte

 

№ 17. Шарманка - piano

 

А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Вот этот самый по­луштоф-с на ее деньги и куплен, –Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела… Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! а это больней-с, больней-с, когда не укоряют...Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!... А пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он и судия. Приидет в тот день и спросит: «А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чу­жим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяни­цу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?» И скажет: «Прииди! Я уже простил тебя раз… Простил тебя раз… Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…» И простит мою Соню, простит, я уж знаю, что простит… Я это давеча, как у ней был, в моем сердце почув­ствовал!.. И всех рассудит и простит, и добрых и злых, и премудрых и смир­ных… И когда уже кончит над всеми, тогда возглаголет и нам: «Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите сором­ники!» И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возгла­голят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…» И прострет к нам руце свои, и мы припа­дем… и заплачем… и всё поймем!

 

Тогда всё поймем!.. и все поймут… и Кате­рина Ивановна… и она поймет… Господи, да приидет царствие твое!...

 

№ 18. Шарманка - forte, затем микшировать и снимать – переход - вьюга

 

Раскольников некоторое время сидит, съежившись в комок… и смотрит в сторону ушедшего Мармеладова…Соня в его воображении выходит на сцену…

№ Зажигается уличный фонарь

Соня идет вокруг фонаря и возвращается на свое место в зале.

№ 19. Вьюга – forte, затем – микшировать.

РАСКОЛЬНИКОВ. Наваждение одиннадцатое.

№ 20. Музыкальный акцент.

НАСТАСЬЯ. (Со своего места в зале) Да, забыла! к тебе ведь письмо вчера без тебя пришло…

 

Раскольников достаёт и распечатывает конверт, начинает читать...

Пульхерия Александровна и Дуня озвучивают письмо со своего места в зале.

ПУЛЬХЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Милый мой Родя, вот уже два месяца с лишком, как я не беседовала с тобой письменно, отчего сама страдала и даже иную ночь не спала, думая. Ты знаешь, как я люблю тебя: ты один у нас.. у меня и у Дуни, ты наше все, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе? Но теперь, слава богу, я, кажется, могу тебе еще выслать, да и вообще мы можем теперь даже похвалиться фортуной, о чем и спешу сообщить тебе.

ДУНЯ. Дуня Раскольникова, сестра Родиона. Милый Родя, ко мне посватался жених и я успела уже дать свое согласие…

 

Раскольников срывается с места и начинает нервно ходить по сцене.

 

Он уже надворный советник - Петр Петрович Лужин... он человек хотя и небольшого образования, но умный и, кажется, добрый...

ПУЛЬХЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА. Конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет…. Например, Лужин, не зная Дуни, положил взять девушку честную, но без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение; потому, как объяснил он, что муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля.… (Свет микшируется)

 

№ 21. Музыкальный акцент. Раскольников в луче света.

 

РАСКОЛЬНИКОВ. (выход на первый план с листком письма и, обращаясь в зал - к мамаше и Дуне). Не бывать этому браку, пока я жив, и к черту господина Лужина!... (Потому что это дело очевидное, ухмыляясь и злобно торжествуя, заранее зная успех своего решения). Нет, мамаша, нет, Дуня, не обмануть меня вам!.. И еще извиняются, что моего совета не попросили и без меня дело решили! Еще бы! Думают, что теперь уж и разорвать нельзя, а посмотрим – льзя или нельзя!

 

Рвет листок письма.

Сони.

РАСКОЛЬНИКОВ. НАВАЖДЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ. Явление Сони

 

№22. Музыкальный акцент.

 

Со своих мест поднимаются Пульхерия Александровна и Дуня.

ПУЛЬХЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА. (Из зала) Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, – я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхо­лик.

 

Раскольников расставляет стулья.

 

РАСКОЛЬНИКОВ. Квартира?.. – отвечал он рассеянно. – Да, квартира много способствовала… я об этом тоже думал…

 

Дуня и Пульхерия Александровна вышли на сцену и сели на стулья, подготовленные Родионом.

 

(за их спинами) А если б вы знали, однако, какую вы странную мысль сейчас сказали, маменька, – прибавил он вдруг, странно усмехнувшись.

 

Дуня и Пульхерия Александровна вышли на сцену и сели на стулья.

 

ДУНЯ. Маменька, покажите брату письмо Лужина Петра Петровича…

 

Пульхерия Александровна дрожащими руками передала письмо. Он с большим любопытством взял его. Но, прежде чем развернуть, он вдруг как-то с удивлением посмотрел на Дунечку.

№ 23. Музыкальный акцент и переход света.

В эту минуту поднялась с места Настасья и вместе с нею Соня. Все обратились к ним с удивлением и любопытством. Расколь­ников не узнал Соню с первого взгляда. Это была Софья Семеновна Мармеладо­ва.

 

РАСКОЛЬНИКОВ. Ах… это вы?..

 

Настасья провожает Соню в комнату Раскольникова.

 

Я вас совсем не ожидал… Сделайте одолжение, садитесь. Вы, верно, от Катерины Ивановны. (Настасья берет стул, который стоит перед круглым столиком, но Раскольников опережает Настасью)… Позвольте, не сюда, вот тут сядьте …(он приглашает её сесть рядом с Дуней, но она, не осмелившись ответить на оказанную ей честь, не двигается с места). Настасья пошла на свое место. Однако выдвинула вперед свой стул, чтобы ничего не пропустить.

№ 24. Звук проезжающей пролетки

СОНЯ. (очень робко и, стараясь, чтоб её не слышали гости Родиона) Я… я… зашла на одну минуту, простите, что вас обеспокоила. Я от Катерины Ивановны, а ей послать было неко­го. А Катерина Ивановна приказала вас очень просить быть завтра на отпева­нии, утром… за обедней… на Митрофаниевском, а потом у нас… у ней… откушать… Честь ей сделать… Она велела просить.

 

Соня порывается уйти, всё делает на ходу и впопыхах

 

РАСКОЛЬНИКОВ. (демонстративно идет к сидящим). Постараюсь непременно… непременно. Сделайте одолжение, садитесь, мне надо с вами погово­рить. Пожалуйста, – вы, может быть, торопитесь, – сделайте одолжение, по­дарите мне две минуты…

 

Некоторое время она в нерешительности, затем осторожно садится на стул.

 

РАСКОЛЬНИКОВ. Маменька, – сказал он твердо и настойчиво, – это Со­фья Семеновна Мармеладова, дочь того самого несчастного господина Мар­меладова, которого вчера в моих глазах раздавили лошади и о котором я уже вам говорил…

 

№ 25.Звук проезжающей телеги

 

СОНЯ. Катерина Ивановна просит вас сделать нам честь на отпевании в церкви быть зав­тра, а потом уж к ней прибыть, на поминки.

 

Соня пытается не быть для семейства лишней

РАСКОЛЬНИКОВ. Она поминки устраивает?

СОНЯ. Да-с, закуску; она вас очень велела благодарить, что вы вчера помо­гли нам… без вас совсем бы нечем похоронить.

РАСКОЛЬНИКОВ. Но неужели Катерина Ивановна могла обойтись такими малыми средствами, даже еще закуску намерена?.. – спросил Раскольников, настойчиво продолжая разговор.

СОНЯ. Гроб ведь простой будет-с… и в


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.267 с.