Методики и организация эмпирического исследования динамики профессионального самосознания курсантов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Методики и организация эмпирического исследования динамики профессионального самосознания курсантов

2017-06-25 700
Методики и организация эмпирического исследования динамики профессионального самосознания курсантов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В рамках работы представлено исследование основных компонентов профессионального самосознания у курсантов Мос У МВД России.

В исследовании в качестве респондентов было задействовано 80 курсантов Московского Университета МВД России, обучающихся на факультете информационной безопасности и подготовки психологов. Обучаемые, принявшие участие в исследовании получают высшее профессиональное образование в рамках подготовки специалистов в области психологии, гуманитарный аспект, и информационной безопасности, прикладной аспект.

В процессе эмпирического исследования составляющих компонентов профессионального самосознания было использовано 8 методик (таблица 3).

Таблица З

Программа эмпирического изучения основных компонентов профессионального самосознания курсантов Мос У МВД России

Направление исследования: Использованные методики:
1 Исследование когнитивного компонента профессионального самосознания - Тест двадцати утверждений самоотношения (авторы - М. Кун, Т. Мак- Партланд)  
2 Исследование аффективно-оценочного компонента профессионального самосознания -Тест - опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) -методика Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн
3 Исследование поведенческого компонента профессионального самосознания - опросник «САМОАЛ» Н.Ф. Калиной -Тест смысложизненных ориентации (Д.А.Леонтьев) - Методика определения уровня субъективного контроля (Дж. Роттер, модификация С.А. Галыкиной)  

 

Для изучения характера взаимосвязи профессионального самосознания курсанта и уровня его профессионализма нам необходимо было в первую очередь выделить группы с различным уровнем развития профессионального самосознания.

Исследование когнитивного компонента профессионального самосознания.

С целью исследования когнитивного компонента профессионального самосознания, мы использовали тест двадцати утверждений самоотношения Twenty Statements Attitude Test [39] (авторы - M. Кун, Т. Мак-Партланд) - личностный опросник, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся с проективными методиками исследования личности. Тест основан на использовании нестандартизированного самоописания с последующим контент- анализом.

Используемые в тесте категории контент- анализа были выделены на основе ряда исследований. Таковыми являются социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), мировоззренческие позиции (философские, религиозные, политико-идеологические и моральные высказывания), интересы и увлечения, стремление и цели, самооценка. Теоретической основой создания данной методики является разработанное М. Куном понимание личности, операциональную сущность которой можно определить через ответы на вопрос: «Кто я такой?», обращенный к самому себе.

Диагностическое использование теста двадцати утверждений затрудняется отсутствием социокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности. Не решены также теоретические и методические проблемы кодирования ответов.

Ход исследования: респондентам было предложено в течение 12 минут дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе «Кто я такой?», при этом ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботиться о последовательности, грамматике и логике.

Обработка данных: В результате обработки данных нами были выделены категории, которые определялись как на основе частоты высказываний, так и с учетом имеющихся теоретических представлений о профессиональном образе Я. Первоначально обобщению подверглись наиболее часто встречающиеся и конкретные понятия, такие как пол, возраст, национальность, семейный статус, указанные респондентами. Все представленные Я-позиции мы разделили на два класса: позиция-статус и позиция-отношение. При первоначальном анализе позиция-статус и позиция-отношение анализировались отдельно, как например будущая профессия и отношение к ней, а также к себе как к работнику и т.д. Учитывая недостаточную выраженность системы отношений в ответах респондентов, последние были объединены со статусами. В основном представленные «Я - позиции» отличались однозначностью, то есть каждый ответ отражал какой-то один аспект «Я-образа» (например, «я курсант, спортсмен, сын»).

В процессе проведения исследования при выборе единиц контент-анализа мы опирались на связь с профессиональной деятельностью, в зависимости от этого мы выделили характеристики связанные и не связанные с профессиональной деятельностью курсантов.

Анализ полученных данных показал, что, несмотря на преобладание в самоописаниях курсантов характеристик, не связанных с профессиональной деятельностью (57,8% от всей выборки), все же значительное место в представлениях о себе уже занимают профессионально зависимые определения. Следуя основной цели нашего исследования, мы провели детальный анализ в интерпретации характеристик, связанных с профессиональной деятельностью, в результате чего нами были выделены такие единицы контент-анализа, как:

A - принадлежность к учебно-образовательной деятельности

Б - принадлежность к служебной деятельности

В - уровень профессиональной идентичности

Г - осознание профессионально-важных качеств

С- целью выявления особенностей структуры и становления профессионального образа «Я», а также профессионального самопознания курсантов нами была использована.

Исследование аффективно-оценочного компонента профессионального самосознания

Одной из составляющих аффективно-оценочного компонента профессионального самосознания является самоотношение. Особенности самоотношения курсантов в период обучения мы изучали при помощи опросника самоотношения, разработанного В.В. Столиным и СР. Пантелеевым[40]. Данная методика представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета, направлен на исследование комплекса факторов отношения к себе. Опросник содержит 57 пунктов в виде утверждений типа: «Вряд ли меня можно любить по-настоящему», «Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки».

В результате факторизации массива данных и экспертной интерпретации словесных портретов, составленных на основании полученных результатов, в качестве шкал были отобраны семь факторов: 1) самоуверенность, 2) ожидаемое отношение (позитивное или негативное), 3) самопринятие; 4) саморуководство, внутренняя последовательность, 5) самообвинение, 6) самоинтерес, 7) самопонимание.

Выделенные факторы были интерпретированы как наиболее конкретный уровень самоотношения - уровень внутренних действий в свой адрес или готовность к таким действиям. Кроме того, данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, различающиеся по степени обобщенности:

1) глобальное самоотношение, 2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, ауто-симпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе, 3) уровень конкретных действий (готовность к ним) в отношении к своему Я.

Опросник обладает удовлетворительной ретестовой надежностью по различным шкалам от 0,62 до 0,9.

Ход исследования: респондентам предлагалось 57 утверждений, с которыми они могли согласиться, либо не согласиться.

Обработка данных: используя ключ, по каждой шкале нами были подсчитаны утверждения с положительными (если респондент согласен с утверждением) и отрицательными (если не согласен) знаками. Показатели по каждому фактору были подсчитаны путем суммирования утверждений и переведены в накопленные частоты.

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в моди­фикации А.М.Прихожан[39].

Цель: Исследование самооценки личности.

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) людьми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, ха­рактер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель са­мооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Размеры шкал 100 мм, ответы получают количественную характеристику. Результаты оцениваются по специальной таблице.

Исследование поведенческого компонента профессионального самосознания

С целью определения индивидуальных проявлений самоактуализации личности нами был использован (Personal Orientation Inventory, POI) - опросник «САМОАЛ» Н.Ф. Калиной[40]. Опросник предназначен для измерения степени самоактуализации личности. Опросник состоит из 126 утверждений.

Тест измеряет самоактуализацию по двум базовым и двенадцати дополнительным шкалам. Базовые шкалы независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов. Базовыми шкалами являются «Ориентация во времени» и «Поддержка» - дополнительные шкалы составляют 6 блоков — по две шкалы в каждом:

- блок ценностей: «шкала ценностных ориентации» и «шкала гибкости поведения»

- блок чувств: «шкала сензитивности к себе» и шкала спонтанности»

- блок самовосприятия: «шкала самоуважения» и «шкала самопринятия»

- блок концепции человека: «шкала, оценивающая взгляд на природу человека» и «шкала синергитичности»

- блок межличностной чувствительности: «шкала принятия агрессии» и «шкала контактности»

- блок отношения к познанию: «шкала познавательных потребностей» и «шкала креативности».

Ход исследования: респондентам было предложено выбрать из двух альтернативных утверждений одно, наиболее для них подходящее. Обследование проводилось индивидуально, время выполнения методики не было ограничено.

Обработка данных: В процессе первичной обработки были получены данные, отражающие уровневую структуру самоактуализации в выборке курсантов, а также данные по каждому курсу обучения.

Смысложизненные ориентации, лежащие в основе поведенческого компонента профессионального самосознания, мы исследовали с помощью методики "Тест смысложизненных ориентации" Д.А.Леонтьева, разработанной на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла. Тест смысложизненных ориентации представляет адаптированную версию теста

"Цель в жизни" Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика, а также первой русскоязычной версии, выполненной К.Муздыбаевым[39].

Данная методика представляет собой адекватный диагностический инструмент для оценки степени осознанности жизни респондентов. Степень осмысленности жизни оказывает непосредственное влияние на формирование профессионального самосознания, и, конечно же, на формирование внутренней мотивации профессиональной деятельности, лежащей в основе ее продуктивности. Тест СЖО включает в себя три субшкалы отражающих конкретные смысложизненные ориентации, соотносимые с целью (будущим), процессом (настоящим) и результатом (прошлым). Кроме того, в тест СЖО входят две субшкалы, отражающих два аспекта локуса контроля, с которыми в непосредственной взаимосвязи находится осмысленность жизни. Первый фактор характеризует общее мировоззренческое убеждение в возможности контроля, второй отражает веру индивидуума в собственную способность осуществлять такой контроль.

Помимо пяти вышеозначенных показателей, учитывая данные корреляционного анализа шкал методики СЖО с опросником уровня субъективного контроля (УСК), мы имеем возможность рассматривать уровни общей интернальности, интернальности по отношению к достижениям и интернальности по отношению к неудачам, в производственной сфере и по отношению к здоровью — болезни. Также осмысленность жизни коррелирует с целым рядом шкал теста личностных ориентации Э.Шострома - со шкалой самоуважения, взгляда на природу человека и синергитичности, а также со шкалой самоуверенности методики исследования самоотношения СР. Пантелеева и В.В. Столина.

Следовательно, чем более выраженными являются показатели осмысленности жизни и остальных пяти субшкал методики СЖО Д.А.Леонтьева, тем больше оснований мы имеем для предположения высокого уровня субъективного контроля, внутреннего его локуса по отношению к вышеперечисленным сферам жизни.

Данные взаимосвязи подтверждают адекватность использования теста СЖО в проводимом исследовании, поскольку усиливают значимость изучаемых характеристик наличием связи последних с другими, не менее ценными в формировании профессионального самосознания.

Ход исследования: респондентам было предложено выбрать из двух альтернативных утверждений одно, наиболее близкое к действительности, которое, в свою очередь, необходимо оценить в диапазоне от 0 до 3, в зависимости от степени уверенности в выборе.

Обработка данных: При обработке данных, опираясь на средние отклонения субшкал и общего показателя ОЖ нами были выделены три уровня: высокий, средний и низкий. Поскольку числовые выражения показателей по шкалам теста смысложизненных ориентации представлены достаточно большим диапазоном, то в процессе математико-статистической обработки мы анализировали только степень выраженности показателей теста СЖО.

Мотивацию достижениймы изучали с помощью опросника для измерения результирующей тенденции мотивации достижения А.Мехрабиана (модификация М.Ш.Магамед-Эминова)[40].

Данный опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона и предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи.

Теория мотивации достижения в разных видах деятельности основана на существовании у человека двух разных мотивов, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. При этом, поведения индивидуумов, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудач, различны между собой и, следовательно, имеют отнюдь не идентичные по степени эффективности результаты выполнения деятельности.

Конструктная и критериальная валидность опросника измерения результирующей тенденции мотивации достижения А.Мехрабиана была подтверждена рядом экспериментальных работ, направленных на исследование мотивации достижения.

Ход исследования: респондентам были выданы бланки и предложено ответить на вопросы. Данный опросник имеет две формы мы использовали форму "А" для мужчин - (32 вопроса).

Обработка данных: После подсчета суммарного балла по каждой шкале мы определяли доминирующую мотивационную тенденцию: достижений, избегания неудач и смешанную мотивацию.

В результате можно сказать о том, что понимание самосознания как соотнесение себя с некоторым эталоном дает нам возможность сравнить индивидуальные представления курсантов с представлениями об эталоне в нашем исследовании. Кроме того, представленные методики позволяют найти тот примерный отрезок времени, когда самосознание становится близкой к реальной оценке, проследить влияние самосознание на профессиональную деятельность у представителей различных профессий.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.