Глава 2 особенности формирования профессонального самосознания курсантов на различных стадиях профессионального обучения — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 2 особенности формирования профессонального самосознания курсантов на различных стадиях профессионального обучения

2017-06-25 444
Глава 2 особенности формирования профессонального самосознания курсантов на различных стадиях профессионального обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Говоря об особенностях формирования профессионального самосознания, нельзя не обратить внимание на то, что на каждом периоде обучения присутствуют свои целостные характеристики профессионального самосознания.

И так, необходимо начать с характеристика профессионального самосознания курсантов первого курса.

Несмотря на отсутствие реальной профессиональной деятельности, первокурсник уже на этой стадии обладает профессиональным самосознанием, которое проявляется в факте осознания своих профессиональных способностей, потенций и перспектив.

Представления первокурсников о профессиональной деятельности размыты и близки с профессиональным стереотипом, проявляющимся в общественном мнении. Образ профессии при этом включает в основном внешние отличительные признаки деятельности, а более глубокие, операционально-технические признаки в этом образе отсутствуют.

Курсанты 1-го курса не могут адекватно отличать профессиональное и непрофессиональное поведение, так как система критериев профессионализма в этот период еще только начинит складываться.

Критерии профессионализма у курсантов 1-го курса малочисленны, однотипны, абстрактны и носят субъективный характер. Те критерии, которые сводятся к чертам личности профессионала, заданы в абстрактной форме (например, это такие качества личности, как целеустремленность, интеллект, умение чувствовать другою и т. п.).

Представляя свое профессиональное развитие, первокурсник видит равномерный, последовательный рост профессиональной компетентности. Причем уже в этот период первокурсники не только чувствуют в себе значительный потенциал задатков, но и считают, что уже имеют часть необходимой профессиональной компетентности и предполагают к концу обучения в вузе довести уровень профессионализма до максимально возможного. При построении таких прогнозов своего профессионального развития курсанты опираются в большей степени на свои желания и самооценку, а не на объективные условия профессионального развития.

Характеристика профессионального самосознания курсантов второго курса.

На втором курсе у курсантов формируется более углубленное представление о профессии. Но это можно определить как количественный, а не качественный рост. На этот момент образ профессиональной деятельности включает множество разнообразных признаков, но существенные признаки здесь не вычленяются еще не в полной мере, хотя движение в эту сторону происходит, и это видно на примере изменения в системе критериев профессионализма.

Причинами кризисного положения в профессиональном самосознании являются:

1) завышение общей и профессиональной самооценки после удачного поступления в вуз;

2) повышение степени информированности о профессии после первого года обучения;

3) состояние все еще низкой адаптированности к учебному процессу;

4) осознание того, что профессиональный путь только начинается и есть еще возможность "переиграть", изменить свой профессиональный выбор.

Следствием этого кризиса профессионального самосознания является падение веры в себя как в профессионала, изменение эмоционального отношения к профессиональной деятельности и к профессиональному обучению, снижение показателя профессиональной идентичности.

Характеристика профессионального самосознания курсантов третьего курса.

Представление о профессии продолжает углубляться, уточняться и дифференцироваться. В образе профессии появляются такие признаки, которые характеризуют операционально-техническую сторону деятельности.

В системе критериев профессионализма у третьекурсников наблюдаются изменения по сравнению со студентами второго курса. Существенно растет степень осознанности критериев.

Характеристика профессионального самосознания курсантов четвертого курса.

В этот период у курсантов в представлении о профессиональной деятельности все большее место начинают занимать операционально-технические характеристики. Появление в образе профессии на старших курсах этических параметров говорит о понимании нового аспекта в профессиональной деятельности, связанной с ограничениями в профессии и осознании ее высокой ответственности.

Характеристика профессионального самосознания курсантов пятого курса.

Здесь имеется наиболее ясное и дифференцированное представление о профессиональной деятельности. Критерии профессионализма многочисленны, разнообразны, конкретны и носят не только субъективный, но и объективный характер. Особенно часто выделяются группы критериев, связанные с профессиональными и этическими нормами


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.