Организация двигательной активности детей и подростков — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация двигательной активности детей и подростков

2017-06-20 702
Организация двигательной активности детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Объясните значение двигательной активности (физической культуры, физкультурных минуток) для жизнедеятельности и работоспособности школьника.

Двигательная активность укрепляет мышцы, увеличивает подвижность суставов, улучшает физическую форму; повышает минутный объем крови и увеличивает дыхательный объем легких; стимулирует обмен веществ, уменьшает избыточную массу тела; снимает стресс, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Физкультминутки на уроках и двигательная активность на перерывах помогают ликвидировать застойные явления в органах, улучшают обменные процессы, способствуют переключению внимания на другой вид деятельности, обеспечивают отдых центрам мышления в лобной области, вследствие чего повышаются внимание и умственная работоспособность детей на последующем этапе урока или на последующих уроках.У школьников, не занимающихся физкультурой, частота сердечных сокращений в покое всегда выше, чем у тренированных. Поэтому в будущем у них могут быть нарушения сердечной деятельности. Необходима активизация детей к занятиям физкультурой во внеурочное время (плаванье, лыжи, коньки, занятия на турнике, беговой дорожке, в спортивном зале и др.).Ежедневный объем двигательной активности учащихся старших классов– 2,5 часа. Объем ежедневной двигательной активности учащихся начальных классов должен составлять: в 1 классе 3,0 ч, во 2 -ом 3,0 ч, в 3 -ем – 3,0 часа, в 4 классе – 2,5 ч.Выполняют гигиеническую гимнастику в хорошо проветренном помещении через 10–15 минут после пробуждения. Продолжительность зарядки составляет 15 минут. Утреннюю гимнастику начинают с легких разминочных упражнений, постепенно увеличивая нагрузку до умеренной. При этом необходимо обращать внимание на своевременное чередование вдохов и выдохов. Не следует в процессе утренней гимнастики выполнять силовые нагрузочные упражнения с задержкой дыхания. После зарядки не должно быть признаков утомления, сильного сердцебиения, интенсивного потоотделения.

Упражнения утренней гимнастики весьма разнообразны: легкий бег, наклоны, повороты туловища, приседания, подскоки, применение соответствующих гантелей для укрепления суставов, упражнения на коврике и др. Число повторений каждого упражнения – от 6 до 8 раз. Комплекс упражнений выполняется в трусиках и майках, на ногах легкие тапочки, или носки. Если утренняя гимнастика не приносит чувства бодрости и возникает разбитость, то физическую активность лучше перенести на вторую половину дня.

2. Назовите формы организации двигательной активности детей.

Формы организации двигательной активности детей: -гимнастика перед началом учебных занятий;-физкультминутки на уроках;-подвижные игры на переменах;-уроки физкультуры;-спортивные часы в группах продленного дня; общешкольные спортивные мероприятия; дни здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;-занятия двигательно-активного характера (аэробные упражнения – езда на велосипеде, ходьба, бег и др.; ритмика, хореография, современные бальные танцы, спортивные игры и др.).- Участие в спортивных соревнованиях – 2 раза в учебном году; дни здоровья – 1 раз в четверть.

3. В чем польза для школьника вибрационной гимнастики?

При выполнении напряженной умственной работы полезно потрясти кистями рук; постучать кулаками по грудной клетке, особенно грудине, стимулируя деятельность вилочковой железы, отвечающей за поддержание иммунного статуса; поерзать на сиденье из стороны в сторону и взад-вперед, чтобы расслабились мышцы туловища и ног. При этом также происходит воздействие на спинной мозг, управляющий работой мышц туловища и внутренних органов; постучать ступнями по полу. Каждое упражнение выполняется в течение 15 с, общее время выполнения вибрационной гимнастики – 2 мин.

4. Поясните значение для организма школьника упражнений аэробной направленности.

Установлено, что упражнения аэробной направленности благоприятно влияют на нервную систему школьника, стимулируют газообмен в тканях и легких; бег в течение 15 мин снимает симптомы умственного утомления, дезадаптационное состояние школьника. Поэтому необходимо применять это средство восстановления функций организма. Полезна также дозированная ходьба пешком в школу.

5. Когда на уроке проводятся физкультпаузы?

Физкультпаузы, организуемые на уроке с выраженным статическим компонентом, должны проводиться в начальной школе на 10 и 20 мин урока. Они являются важным элементом учебного процесса. При этом учителю необходимо понимать, что приседания с подъемом рук вверх стимулируют мозговое кровообращение, потряхивание кистями рук препятствует утомлению мелких мышц кисти, различные наклоны и повороты снимают излишнее напряжение мышц туловища, круговые движения головы и туловища развивают координацию движений. В старших классах физкультпаузы проводятся на 25 мин урока.

6. Почему детям необходимо изменение рабочей позы на уроке?

Полезное действие на функции организма оказывает изменение рабочей позы во время занятий. В этой связи на уроке дети переводятся из положения сидя в положение стоя. С младшими школьниками возможно применение такого метода до трех раз в процессе урока при продолжительности каждого стояния от 3 до 5 мин. Целесообразно использовать смены позы, когда дети слушают объяснение, или отвечающих учеников.

7. Чем характеризуется игровая двигательная активность?

Игровая двигательная активность ребенка максимального развития достигает в возрасте 8–9 лет. При этом дети предпочитают игры, развивающие ловкость, скорость. На перемене активность детей компенсирует вынужденную неподвижность на уроке. Специально подготовленные физорги и дежурные учителя должны организовать во время перемен подвижные игры на открытом воздухе или в рекреационных помещениях. Успех организации игровой двигательной активности зависит от места для занятий и наличия спортивного инвентаря: мячи, скакалки, обручи, эстафетные палочки), или другого оборудования (классики, лесенки, невысокие турники и др.). Для детей 6 лет после второго, а иногда третьего урока предусмотрено проведение динамической паузы — занятия продолжительностью не менее 40 мин. В это время с детьми проводятся подвижные игры и спортивные развлечения в любое время года на открытом воздухе под руководством учителя. При проведении спортивных игр должны учитываться следующие рекомендации:постепенное повышение физической нагрузки;снижение физической нагрузки к концу игровой деятельности.При этом учитывают возраст детей, физическую подготовленность и состояние здоровья.

8. Дайте гигиеническую оценкудвигательной активности детей младшего школьного возраста?

Двигательная активность ребенка – основная функция организма ребенка, определяющая рост и развитие, адаптацию к условиям внешней среды, с приходом в школу у детей снижается в 2 раза. Более 18 ч в сутки, включая сон, ребенок находится в относительной неподвижности.Помимо занятий в школе к гипокинезии предрасполагают приготовление уроков, чтение, просмотр телепередач, компьютерные игры и т.д. Физические упражнения благоприятно сказываются на умственной работоспособности и психической активности в процессе учебы. Они способствуют усилению циркуляции крови. Если не реализуется на практике двигательная активность школьника, то это приводит к задержке развития и нарушениям функционального состояния систем организма, снижению эффективности обучения. Статическая работа гораздо утомительнее для организма ребенка, чем динамическая. Чем меньше по возрасту ребенок, тем статическую позу с напряжением мышц-разгибателей ему тяжелее удержать. Слабость мышц-разгибателей ребенка определяет малую длительность позы сидя. Первые признаки утомления, когда эти мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления, появляются у детей 6 лет в среднем на –6-й мин урока, в 7 лет – на 9-й мин, в 8 лет – на 10 мин урока. У подростков 12–15 лет через 20 мин статической нагрузки появляются признаки утомления. Это проявляется изменением позы, двигательным беспокойством. Отсюда задача педагога – чередовать на уроке статическую и динамическую нагрузки на организм ребенка.

9. Какие физические качества необходимо развивать у школьников?

С возрастом увеличивается скорость одиночных движений различных частей тела и к 13–14 годам она приближается к величинам у взрослых. Развитие выносливости. В младшем школьном возрасте наибольшей выносливостью характеризуются мышцы туловища. По мере взросления повышается выносливость и других групп мышц. В 13–16 лет уровень мышечной выносливости еще ниже, чем у взрослых. В 16–19 лет выносливость подростков составляет 85 % величины этого показателя взрослых. Она достигает максимального уровня к 20–29 годам и в дальнейшем снижается. Мальчики-подростки14 лет обладают большей двигательной выносливостью, чем девочки. У них с возрастом формируется наибольшая выносливость мышц-сгибателей туловища, а у девочек – мышц-разгибателей туловища. Гибкость – двигательное качество, которое лучше развито у девочек по сравнению с мальчиками. Более высокие показатели гибкости отмечаются до 14 лет. При отсутствии тренировки это двигательное качество с возрастом утрачивается, и школьник становится неловким. Координация. В пубертатном периоде наблюдается замедление развития координации, что обусловлено ускорением роста, временной диспропорцией частей тела и непропорциональным ростом костей и мышц. После 15 лет у подростков нормализуется координация движений, движения становятся более точными, поэтому могут развиваться рабочие двигательные навыки.Родители должны стимулировать формирование двигательного разнообразия, иначе происходят отклонения от нормы двигательного развития, упрощение двигательной активности с преобладанием простых движений. У детей 7–8 и даже 12–14 лет физические нагрузки должны сочетаться с отдыхом и только к 17–18 годам подростки способны к длительной мышечной работе.

10. Каким должен быть примерный объем ежедневной и недельной двигательной активности у младших школьников?

Ежедневный объем двигательной активности младших школьников включает: двигательную активность на свежем воздухе в течение 2,5–3,0 ч, причем 4 класс – 2,5 ч; 1 и 2 классы – 3,0 ч; гимнастику до уроков в школе – 5–7 мин; подвижные перемены – 20—30 мин. Двигательная активность во второй половине дня не должна превышать 2 ч. Недельный объем двигательной активности младших школьников включает: уроки по предмету «Физическая культура и здоровье» – 3 ч; внеклассные формы занятий (спортивные секции, кружки, группы ОФП – 1,5 ч; самостоятельную двигательную активность – 2,5–3 ч ежедневно).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.