Психофизиологические особенности развития детей и подростков — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Психофизиологические особенности развития детей и подростков

2017-06-20 581
Психофизиологические особенности развития детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1.Что такое критические (переломные) и сенситивные периоды развития?

Критические периоды – этопериоды развития, характеризующиеся наибольшей скоростью процессов формирования и созревания, снижениемадаптивные возможности организма. Учет критических периодов является важным условием построения учебно-воспитательного процесса.Сенситивные периоды – это возрастные периоды, во время которых условия для формирования условных рефлексов, развития психики, речи, стереотипов поведения, навыков учебной и трудовой деятельности становятся наиболее благоприятными. Если сенситивный период упущен, и навык не развит, или недостаточно развит, то в дальнейшем надлежащее качество вырабатывается с трудом.

2.Чем характеризуется период дошкольного возраста?

В дошкольном возрасте (2–5 лет) идет становление психики ребенка, котороесвязано со стабилизацией тормозных механизмов. Дети в этом возрасте очень эмоциональны, возбуждены. Постепенно возбуждение снижается, и на передний план выходит словесное мышление с внутренней речью. Вторая сигнальная система (речь) отстает в развитии от первой сигнальной системы, основанной на информации, поступающей от органов чувств. Особенности развития психики ребенка в этот период требуют индивидуального подхода.

3. Почему период 6–7 лет характеризуют как один из кризисов развития?

Возраст 6–7 лет является границей между первым детством (дошкольный период) и вторымдетством. Этот период происходят многообразные изменения в протекании физиологических и психологических процессов. В этот период ребенок попадает в новую для него социальную среду, часто испытывает умственное и психоэмоциональное напряжение, связанное с учебой. Происходят изменения функциональных показателей дыхательной, сердечно-сосудистой систем, и прежде всего во время покоя. Частота сердечных сокращений снижается от 96–98 ударов /мин в 6 лет до 91–92 ударов/мин к 7 годам, а к 10 годам – до 80 ударов/мин. Снижается и частота дыхания, тогда как его глубина увеличивается. Перестройки в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем определяют более высокий уровень умственной и физической работоспособности.Интенсивно развивается кора головного мозга, до 7 лет созревают нейроны всех слоев коры и ее зоны. Наблюдается усиленный рост черепа и головного мозга. Происходит смена молочных зубов на постоянные. Начало и темп смены зубов является важным показателем биологического возраста ребенка.

4. Почему решение вопроса о школьной зрелости – готовности ребенка к систематическим занятиям в школе, крайне важно для организации его обучения?

Шестилетний первоклассник по уровню своего развития остается дошкольником: у него преобладает непроизвольная память, поэтому он запоминает то, что ему интересно, а не то, что нужно. Он способен удерживать внимание всего лишь 5–7 мин, а по истечении 10 мин испытывает утомление. Дети данного возраста очень остро реагируют на замечания, которые вызывают у них состояние тревожности. Вместе с тем, они себя хорошо чувствуют в игровой среде, так как здесь они психически менее напряжены. В школе же, в оптимальных условиях организации, психическая напряженность у ребенка начинает уменьшаться только через 1,5–2 месяца. Оценка уровня «школьной зрелости» должна проводиться на основе определенной системы тестов (Филиппинский, Керна-Ирасека), которые позволяют выявить физическую и интеллектуальную готовность ребенка к школе. При недостаточном уровне школьной зрелости дети отстают в учебе, или справляются с ней ценой большого нервно-психического напряжения, приобретая заболевания школьного возраста. В этой связи необходим дифференцированный подход в обучении, использование технологии личностно-ориентированного обучения.

5. Назовите отличительные особенности второго детства (8–11 лет).

Усиливается эмоционально-мотивационная сфера ребенка, поэтому неудачи, с которыми может столкнуться младший школьник, могут приводить к формированию устойчивых комплексов неполноценности, униженности и т.д. Если умственная нагрузка большая, то это в значительной степени способствует астенизации нервной системы ребенка 8–9 лет, особенно, если типологически ребенок относится к слабому или возбудимому типу. К 10–11 годам подобного рода явления исчезают, усиливаются тормозные процессы в двигательной области коры, увеличивается продолжительность активного внимания до 15 мин, нервные процессы (возбуждение и торможение) становятся достаточно сильными и уравновешенными, хорошо выражено внутреннее торможение. Благодарякропотливой воспитательной работе, развитие отдельных свойств ВНД изменяется в нужном направлении легче и быстрее, чем у подростков.

6. Перечислите отличительные особенности подросткового возраста (12–16 лет).

Этот период связан с половым созреванием и эндокринными изменениями в организме. Под действием андрогенов увеличивается длина костей, растет мышечная масса, появляются вторичные половые признаки. Время начала таких физиологических изменений у девочек наступает раньше, чем у мальчиков. В 12–13 лет может быть снижено кровоснабжение головного мозга вследствие несоответствия в развитии сердца и сосудов, что приводит к быстрой утомляемости, астенодепрессивному состоянию. Однако чаще в ЦНС подростков наблюдается иррадиация возбуждения, обусловливающая эмоциональную нестабильность. Они начинают осознавать себя взрослыми, вступают в психологические конфликты, выходом из которых может стать поиск одновозрастной группы, в которой нередко закреплены вредные привычки. Роль родителей, педагогов может быть очень велика, если они помогут подростку найти интересное дело, которое позволит ему реализовать себя.

7. Охарактеризуйте группы детей по степени готовности к обучению в школе.

Готовность детей к обучению в школе начинают диагностировать за год до поступления в школу во время медицинского осмотра. Степень готовности детей к школе определяется по совокупности медицинских и психолого-педагогических критериев. Первая группаготовые к обучению дети, у которых биологический возраст соответствует или опережает паспортный, имеются только функциональные отклонения в нервно-психическом развитии, отсутствуют хронические заболевания, болеющие не более 3 раз в году. Группа здоровья I, II. Уровень умственного развития соответствует возрасту. Тест Керна-Ирасека выполняют с оценкой «Зрелый-А». Успешно осваивает программу дошкольного учреждения образования. Занимаются в школе без ограничения педагогических требований. Вторая группаусловно готовые к обучению дети, биологический возраст которых отстает от паспортного, которые имеют хроническое заболевание, сниженную резистентность организма. Группа здоровья III. Ребенок выполняет тест с оценкой «Зреющий-Б». Удовлетворительно осваивает программу детского сада. Имеют сниженные показатели развития мышления. Третья группане готовые к обучению дети – состояние здоровья соответствует IV группе здоровья, имеют 5 и более заболеваний в год, задержку психического и психомоторного развития, неудовлетворительные показатели по освоению программы детского сада, развитию мышления, внимания и др. Тест Керна-Ирасека выполняют с оценкой «Незрелый-В». Нуждаются в дифференцированном подходе к обучению. Обучение неготовых детей надо проводить в соответствии с рекомендациями специалистов медико-педагогической комиссии.

8. Каковы признаки атипического развития ребенка?

Дети с отклонениями в развитии отстают в физическом и умственном развитии, им трудно адаптироваться и общаться в социальной среде. У них снижен или низкий уровень познавательной активности, выражена незрелость эмоционально-волевых качеств. Потеря слуха сопровождается нарушением развития речи, или ведет к полному ее отсутствию. Поэтому у слабо слышащих и глухих детей ограничено мышление, что негативно сказывается на их поведении, провоцирует замкнутость. Ограниченность потока информации затрудняет развитие функций коры головного мозга, вызывает постоянные стрессовые реакции. Наряду с недоразвитием органа слуха, наблюдается поражение вестибулярного аппарата, что отрицательно влияет на развитие двигательной функции. Частичная, а тем более полная потеря зрения сопровождается сопутствующими заболеваниями и нарушениями: около 40 % слабовидящих и слепых детей имеют недостаточное интеллектуальное развитие, 80 % – неврозы и нарушения психики. Они малоподвижны, страдают атонией мышц. У детей с интеллектуальной недостаточностью из-за необратимого органического поражения центральной нервной системы физическое и психическое развитие протекают аномально: недоразвиты системы организма и высшие психические функции, все формы двигательной активности нарушены. Таким детям необходима реабилитация – система взаимосвязанных медицинских, физиологических, психологических и социальных компонентов, направленных на восстановление, или уменьшение степени нарушений. Необходимо учитывать естественную необходимость детей в движениях, поэтому одним из основных методов реабилитации детей с атипическим развитием является адаптивная физическая культура (АФК).


ЗАДАНИЯ ПО ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЕ И ОТВЕТЫ- КОММЕНТАРИИ К НИМ

Общие гигиенические требования к организации и построению образовательного процесса в школе

1.Как должна быть организована структура комбинированного урока и как правильно организовать опрос учащихся в ходе урока?

Комбинированный урок делят на три части: вводную, которая включает организационный момент и опрос, основную (изучение нового материала) и заключительную (тренировочное воспроизведение учебного материала, или закрепление). 3/4 урока посвящается изучению нового материала и 1/4 отводится на проверку знаний и повторение.

Согласно современным учебно-методическим требованиям опрос учеников не должен сводиться к пересказу, механическому воспроизведению полученной ранее информации. В педагогической практике широко внедряется метод дискуссии, используются активные и групповые формы работы. В этом случае урок проходит интересно, не утомительно, эмоционально.

2. Назовите уровни организации комбинированного урока.

Различают три уровня организации комбинированного урока: рациональный, недостаточно рациональный и нерациональный. Рациональному уровню соответствует плотность урока не более 75–80 %, но не менее 70 %. Если плотность урока превышает 90 %, то такой урок является нерациональным. Количество видов деятельности на рациональном уроке должно составлять не менее 4–5, на нерациональном их обычно не более 1–2. Средняя продолжительность одного вида деятельности при рациональном уровне 6–10 мин у младших школьников и от 10 до 20 мин у средних и старших школьников. Количество методов преподавания на рациональном уроке – 3–4, нерациональный урок проводится с помощью одного метода. Как правило, дисциплинарных нарушений на нерациональном уроке значительно больше. Чередование методов (словесных, наглядных, практических) и видов деятельности на рациональном уроке должно происходить не реже, чем через 5–10 мин у младших школьников и 10–20 мин – у средних и старших школьников. Если урок построен нерационально, то отсутствует чередование методов и форм работы. Количество физкультпауз, или эмоциональных разрядок должно быть не менее 2-х у младших школьников, продолжительностью 3–4 мин и одной – у старших школьников, продолжительностью до 2 мин. При плохой организации они отсутствуют. На рациональном уровне применение ТСО осуществляется в соответствии с гигиеническими нормами, а на нерациональном – в произвольной форме. Время наступления утомления учащихся фиксируется по снижению их работоспособности. При рациональной организации утомление наступает через 40 мин, а при нерациональной – через 15–25 мин. На рациональном уроке преобладают положительные эмоции, а на нерациональном – отрицательные эмоции.

3. Какие современные технологии обучения следует использовать в ходе комбинированных уроков? Какие гигиенические требования предъявляются к их использованию на уроке?

В работе с детьми и подростками применяются необходимые технологии. Технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающая вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; технология уровневой дифференциации обучения (использование трехуровневых заданий); проблемного обучения, когда на уроке создается проблемная ситуация; технология решения исследовательских задач –технология организации исследовательской деятельности; развивающего обучения – технология, ориентированная на развитие умений и навыков ученика с учетом его способностей и возможностей; блочно-модульного обучения (изложение учебного материала «блоками»); технология игровой деятельности, например, урок-путешествие; компьютерная технология (внедрение в учебный процесс электронных учебно-методических материалов, разработанных учителем); мультимедийная технология (демонстрация мультимедийных слайдов на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности), информационно-коммуникативная (использование компьютерных презентаций, интерактивной доски для наглядного представления материала);технология дистанционного обучения с визуальной связью с учеником(по скайпу) или без визуальной связи и др. Технологии обучения чередуются в течение урока, учебной недели, четверти. На одном уроке нужно применить не менее двух-трех технологий, причем более легкие технологии используют в конце занятия. Чередование в учебном процессе образовательных технологий оказывает благоприятное воздействие на психику школьников и помогает реализовать задачи обучения и воспитания.

4. В какой последовательности учитель должен чередовать в ходе урока методы и формы организации обучения?

В обучении школьников применяют необходимые методы и формы работы. Методы на уроке используют в определенной очередности. Словесные:1) рассказ или объяснение; 2) метод дискуссии; 3) работа с учебником; 4) беседа. Наглядные: 1) метод наблюдения; 2) метод иллюстраций; 3) метод демонстраций. Практические: 1) метод упражнения; 2) метод практических или лабораторных работ; 3) метод дидактической игры. Нередко объединяют словесные и наглядные методы: объяснение, рассказ и демонстрационный метод. Затем используют репродуктивный метод (воспроизведения), а затем – метод дискуссии. В заключение работа организовывается поисковым методом, или исследовательским. Такое чередование методов способствует постепенному наращиванию нагрузки на нервные центры коры головного мозга и лучшему усвоению учебного материала. Формы организации обучения также применяются на уроке в определенном порядке: 1) фронтальная (общеклассовая); 2) групповая; 3) индивидуальная, что способствует постепенному вхождению в данный вид учебной деятельности, а своевременное чередование форм организации обучения способствует повышению качества урока.

5. Каковы особенности гигиенической организации учебно-воспитательной работы в школе?

Во-первых, продуманное составление расписания учебных занятий с учетом сложности и чередования дисциплин (первые–третьи уроки отводятся более сложным дисциплинам, а уроки по естествознанию чередуются с уроками гуманитарного цикла); во-вторых, рациональное распределение школьных поручений учителям и учащимся; в-третьих, предъявление повышенных требований к учащимся на уроке, когда работоспособность достигает высокого уровня; в-четвертых, смена видов деятельности – важная составляющая восстановления работоспособности.

6. Перечислите гигиенические требования к расписанию занятий.

Для учащихся 5–11 классов распределять учебную нагрузку на неделю следует так, чтобы ее наибольшая интенсивность по сумме баллов за день (см. шкалу трудности предметов) приходилась на вторник и четверг, а среда – более облегченный день. Можно вторник и среду сделать более загруженными, а четверг тогда облегчить. Предусматривается меньшее количество учебных часов для занятий в понедельник и субботу (пятницу при пятидневной неделе). Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку нужно распределить на три дня, но не ставить в один день. Около 65 % всей учебной нагрузки должно приходиться на три дня недели (вторник, среда, четверг), когда работоспособность учащихся выше, чем в конце недели, но в среду можно немного снизить объем учебной нагрузки. Расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели. Основные предметы, требующие умственного напряжения в течение учебного дня необходимо чередовать с более легкими и в расписании они должны соответствовать периоду повышенной работоспособности учеников, то есть проводиться на 2, 3-ем уроках. Первые уроки предназначаются для дисциплин средней трудности (география, история, биология и др.), поскольку работоспособность учеников еще не достигла своего максимума. Факультативные и стимулирующие занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультатива и последним уроком необходим перерыв продолжительностью 30–45 мин.

На вторник и среду планируются контрольные работы, диктанты, причем они проводятся на 2, 3-ем уроках. В четверг с младшими школьниками проводят прогулки, экскурсии на открытом воздухе, что способствует сохранению высокой работоспособности в пятницу.

7. Каковы принципы распределения учебной нагрузки в течение учебной четверти?

Учебную нагрузку рекомендуется увеличивать постепенно, от начала четверти с максимумом в середине четверти, когда обязательная учебная нагрузка должна сочетаться с факультативами, поддерживающими занятиями и кружковой работой. Необходимо учитывать объем максимально допустимой недельной нагрузки учащихся, обучающихся в 5–11 классах, специфику организации учебного процесса при 5-дневной и 6-дневной учебной неделе. Исходя из этого, надо планировать поручения учащимся, воспитательную работу, проведение классных часов, факультативов, внутришкольных и внешкольных мероприятий.

8. Какова специфика организации деятельности учащихся при 5-дневной неделе?

Данный режим работы предусматривает усвоение учебного материала в сжатые сроки, за счет чего объем учебной недельной нагрузки снижается. Для этого уместно использовать на устных дисциплинах принцип укрупнения дидактических единиц – учебных блоков, модулей, что позволяет многие темы рассмотреть за более короткое время. Во вторник и среду (или четверг) учебная нагрузка должна быть максимальной. Максимально допустимая недельная нагрузка: 5 класс – 28 ч; 6 – 29 ч; 7 – 31 ч; 8 –9 – 32 ч; 10–11 классы – 33 ч. При 6-дневной неделе во всех классах недельная учебная нагрузка на 3 часа больше.

В субботу организация учебно-воспитательного процесса возможна в двух формах: 1) проведение стимулирующих занятий в школе. При этом в класс приходят не все ученики, а только те, которых приглашает учитель, или проявляющие интерес к дисциплине; 2) в школе организуются занятия кружкового типа по интересам.

9. Дайте определение понятия «умственная работоспособность школьника». От каких факторов она зависит?

Умственная работоспособность школьника – интегральный показатель, который характеризует количественную и качественную характеристики учебного труда, уровень психического развития, состояние физиологических систем организма ученика. Она зависит от возраста, содержания работы, значимости ее для школьника, эмоциональной притягательности урока, индивидуальных особенностей соматического и психического здоровья, а также функционального состояния основных систем организма.

10. Каковы условия продуктивной умственной деятельности школьника?

Умственный труд ученика – это работа, связанная с переработкой мозгом информации, требующая активного функционирования сенсорных систем, структур мозга, осуществляющих психические процессы (мышление, внимание, память, эмоции, мотивации и др.). Выделяют правила, следование которым способствует продуктивной умственной деятельности. 1. – В работу нужно входить постепенно. 2.– Необходимо соблюдать ритм работы, последовательность. 3.– Умственная работа требует правильного чередования умственного труда и активного отдыха. 4. – Высокая работоспособность сохраняется при систематической и постоянной деятельности, при которой укрепляется навык.Таким образом, главным условием высокой работоспособности является дозированная систематическая последовательная работа, тренирующая соответствующие нервные центры коры головного мозга.

11.Дайте определение понятия «утомление школьника при выполнении умственной работы». Какие факторы развития утомления учащихся на уроке должен учитывать педагог?

Утомление школьника – временное обратимое снижение работоспособности, наступившее в результате учебной деятельности. Охранительное возбуждение связано с изменениями в нервных центрах и защищает организм от переутомления. Восстановление работоспособности происходит быстрее не в условиях полного покоя, а при смене вида деятельности, или при активном отдыхе. Мощным средством снятия утомления являются занятия физкультурой, двигательная активность, смена деятельности в ходе урока. После активного отдыха, смены деятельности, работоспособность ученика восстанавливается и даже некоторое время может быть повышенной. Это явление называется гиперкомпенсация.Развитие утомления на уроке зависит от степени адаптации ученика к учебному труду, уровня мотивации,интереса к работе, увлеченности предметом, физиологических возможностей организма. Ослабленные дети быстро устают, у них первая фаза утомления (охранительное возбуждение) может быть стертой и быстро наступает вторая фаза утомления – торможение. Предупредить у них наступление торможения можно, применив в обучении задания, тесты с интересным иллюстрационным материалом, демонстрацию натуральных объектов, или фильма по изучаемой теме и др.

12. Дайте определение понятия «переутомление школьника»

Переутомление длительное снижение работоспособности, познавательной активности и функциональных возможностей организма. Возникает, если учебные нагрузки неадекватны физиологическим возможностям организма школьника, особенно ослабленного, если не соблюдается режим дня и отдыха, нерационально организован учебный труд. Ведет к заболеваниям нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем, снижению успеваемости учащихся.

13. Охарактеризуйте внешние признаки небольшого и среднего утомления учащихся на уроке.

Небольшое утомление: легкая гиперемия кожи, незначительная потливость, спокойное выражение лица, дыхание ровное, четкое выполнение команд, отсутствие жалоб. Среднее утомление: значительная гиперемия кожи лица, выраженная потливость, напряженное выражение лица, учащенное дыхание, нечеткое выполнение заданий, жалобы на усталость.

14. Какова продолжительность перемен в начальной и старшей школе?

В начальных классах обычно проводится перемена 10 мин и две перемены по 20 мин (схема: 10–20–20). Проводятся также две 10-минутные перемены после первого и третьего уроков и большая перемена длительностью 30 мин после второго урока (10– 30–10), которую необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха. В старшей школе оптимальной считается следующая схема проведения перемен: 10–20–20–10.

15. Каковы гигиенические требования к письменным принадлежностям?

Ручки и карандаши изготовляют определенной длины и диаметра.Разрешается пользоваться круглыми ручками с шариковыми стержнями, содержащими синюю, или фиолетовую пасты. Длина их 142—150 мм, диаметр не более 10 мм, масса не более 10 г. Среди карандашей отвечают гигиеническим требованиям круглые карандаши средней твердости, оставляющие на бумаге четкую неразмазывающуюся линию. Длина ученического карандаша около 180 мм, диаметр 7—8 мм. Использование учащимися и учителями синих или фиолетовых чернил в школе не противопоказано. Авторучки должны быть с открытым пером.

15.Каковы гигиенические требования к наглядным пособиям?

Основным требованием к наглядным пособиям является хорошая видимость учащимися, сидящими не только на передних партах, но и на последних. Напряжение глаз при рассмотрении наглядных пособий не допустимо. Форма букв, изображенных на наглядных пособиях (таблицы, мультимедийные слайды и др.) должна быть простой, высота шрифта не менее 3,5 см.

16. Какие гигиенические требования предъявляют к использованию технических средств обучения (ТСО) на уроке?

Применение ТСО регламентируется. Так, в 1–2-х классах длительность просмотра мультимедийных слайдов составляет 7–10 мин; в 3–4-х продолжительность всех видов просмотра не должна превышать 15–20 мин. В старших классах это время не должно превышать 20–30 мин. Количество уроков с применением ТСО не должно превышать в течение недели четырех.

17. Каковы гигиенические требования к организации урока труда учащихся начальных классов

Основным колющим и режущим инструментарием для выполнения учащимися I—IV классов разных поделок служат: а)ножницы 118—120 мм длиной с закругленными концами, с длиной режущей поверхности 70 мм. Рычаги ножниц должны двигаться свободно, без усилий, а режущие поверхности должны быть хорошо отточенными; б) нож массой 75 г, длина клинка 60 мм, ширина 18 мм. Лезвие хорошо заточено. Ручка 85 мм из дерева твердой породы или пластмассы, хорошо отполирована. Для выполнения работ с картоном следует использовать картон толщиной не более 0,5 мм, легко поддающийся резанию Освоение учащимися навыков пиления, строгания, лучше начинать на древесине из мягких пород дерева (липа, сосна, ель).

18. Опишите требования к организации полива цветов, грядок на пришкольном участке?

Рекомендуется переносить тяжесть одновременно в обеих руках при одинаковой нагрузке. Ведра и лейки должны иметь емкость 4 и 6 л для старших школьников. Для младших школьников 8—10 лет должны быть лейки емкостью 2–3 л, а если их нет, то используют 4-литровые лейки, но воды в них наливают на 1,5 л меньше, чем для старших школьников.

19.Каковы гигиенические требования к трудовому воспитанию школьников?

Труд на пришкольном участке организуют, начиная с 4–5-го классов. Садово-огородный инвентарь, применяемый при работах на пришкольном участке по массе и размерам должен соответствовать возрастным возможностям детей. Размеры лопат для школьников. Для вскапывания почвы используют лопаты, имеющие различную режущую грань (прямая, полукруглая и остроугольная) с толщиной лотка 2 мм. Для учащихся младшего, среднего и старшего возраста установлены определенные размеры лопат: для учащихся 9–10 лет длина ручки 600–650 мм, ее диаметр 30 мм и размер лотка 210х140 мм, а для 12–18-летних школьников соответственно 770–850 мм, 35 мм и 250х170 мм. Размеры граблей для школьников. Грабли железные и деревянные рекомендуется применять двух размеров. Для учащихся младшего школьного возраста 8-зубовые железные и 7-зубовыедеревянные, с длиной зубьев 54–64 мм. Для учащихся среднего и старшего возраста 10-зубовые железные и 9-зубовые деревянные с длиной зубьев 64 мм. Размеры мотыг для школьников. Мотыги также применяют двух размеров: размер бойка для учащихся младшего возраста 100x90 мм, для учащихся среднего и старшего возраста 125x100 мм. Ручки делают овальной формы: их удобнее держать и при работе они не выскальзывают из рук. Длина мотыг должна соответствовать росту учащихся: для учащихся младшего школьного возраста длина ручки не должна превышать 110 см, а для учащихся среднего и старшего школьного возраста 140 см. Помимо указанных размеров, необходимо, чтобы масса используемых детьми младшего школьного возраста лопат, мотыг, метел, щеток, граблей не превышала 400 г, а старшего – 600 г. Носилки и тачки, которые школьники используют при переноске и перевозке груза, также должны по массе соответствовать возможностям учащихся. Работа по транспортировке грузов не должна занимать более 1/3 учебного времени.

20. Укажите основные требования к переносу тяжестей школьниками.

Переносимые в школе тяжести с одного места в другое не должны превышать гигиенические нормы. Для здоровых мальчиков 14 –16лет — 8 –10 кг, а для девочек этого возраста –6 –7 кг. Это могут быть пакеты с землей, лотки с рассадой, книги и т.п.

21. Каковы гигиенические требования к внеклассной и внешкольной работе как составной части учебно-воспитательного процесса?

На внеклассную и внешкольную работу с учащимися 2–4 классов рекомендуется затрачивать не более 1–2 ч в неделю, 5–8 классов 3–4 ч, 9–11 классов–4–5 ч в неделю. Эта работа предусматривает культурный и активный отдых школьников на основе оздоровительных мероприятий. Поэтому классный руководитель должен быть знаком с основами педагогической валеологии. Ее проводят в кино, театрах, музеях, выставках, станциях юных натуралистов, детских парках, на физкультурно-спортивной площадке в учебные дни с минимальным количеством уроков, после обеда, а также в каникулы. Каждый школьник может выполнить только одно общественное поручение в четверть и участвовать не более, чем в двух кружках. При этом занятия кружка должны проводиться не более 1–2 раза в неделю, а продолжительность их не должна превышать 35–40 мин для младших школьников и 50– 60 мин для старших школьников.

22. Перечислите основные требования к школьной мебели.

Мебель должна соответствовать росту каждого ученика. Для школьников разработана ростовая шкала с интервалом в 15 см и разработаны стандарты ученической мебели, включающие шесть номеров, соответствующих шести ростовым группам учащихся (рост от 115 до 175 см и более). Мебель меньших размеров ставят к классной доске, мебель больших – дальше. Когда возникает необходимость поместить ближе к доске мебель больших размеров, ее следует ставить первой в первом или третьем ряду с краю. Высота поверхности стола над полом (дифференция) должна позволять ученику без поднимания или опускания плеч, класть руки на стол. Угол наклона крышки парты около 15º. Такой наклон крышки обеспечивает нормальное зрительное восприятие книжного текста. Если используются столы, то лучше располагать книгу на подставке под углом 15 º.

23. Какая поза за столом ученика считается физиологически обоснованной?

Правильную рабочую позу ученик может соблюдать только при достаточной дифференции. При увеличенной дифференции, работая за столом, школьник поднимает чаще правое плечо, а левое опускает. При малой дифференции он сгибается, низко наклоняя голову, что оказывает негативное влияние на осанку. Дистанция сиденья должна быть только отрицательной (сиденье заходит за край поверхности стола на 5–8 см). В этом случае ученик глубоко сидит на стуле (2/3 бедра), опираясь пояснично-крестцовой частью о его спинку, ровно держит корпус и немного наклоняется при письме и чтении. Угол наклона корпуса от вертикали – 10–15 град. Между краем стола и передней поверхностью туловища обязательно сохраняется пространство, в котором вмещается кулак школьника.

24. Перечислите правила посадки учащихся за столом (партой).

Правила посадки учащихся:1) при письме ученик должен сидеть с легким наклоном вперед (оптимальный угол наклона грудной части туловища составляет 10–15 градусов от вертикали);2) между краем стола (парты) и передней поверхностью туловища должно быть пространство, равное 4 см. Грудная клетка в этом случае не сдавлена, дыхание свободное;3) линии седалищных бугров должны быть параллельны; 4) книга или тетрадь должны находиться на расстоянии предплечья и кисти от глаз (30 см);5) в тазобедренном и коленном суставах должен быть прямой угол;6) предплечья и кисти должны симметрично располагаться на столе;7) на сиденье должно располагаться 1/2–2/3 бедра;8) поясница должна опираться на спинку стула; 9) ученик должен опираться полностью стопами на пол.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.