Вьетнамская экономическая реформа: достижения и проблемы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Вьетнамская экономическая реформа: достижения и проблемы

2017-06-19 243
Вьетнамская экономическая реформа: достижения и проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

НГУЕН ВАН МИНЬ
кандидат экономических наук
докторант кафедры предпринимательства
Тульского государственного педагогического университета
имени Л.Н.Толстого

 

• Успеха можно добиться, если государственная социально-политическая концепция реформ базируется на всенародной поддержке, при стабильной общественной обстановке, без всяких “шоковых” действий
• В результате перехода от сельскохозяйственного к промышленному развитию сформировался новый облик народного хозяйства Вьетнама
• Важнейшей задачей является разработка модели рыночной экономики с социалистической ориентацией

Второе десятилетие во Вьетнаме идет широкомасштабная экономическая реформа. Ее основные направления:

переход от централизованной плановой экономики, базирующейся на всенародной и коллективной собственности, к товарной с различными формами собственности, функционирующей на основе рыночного механизма, значительное место в котором занимает государственное регулирование. В результате постепенно формируется модель рыночной экономики с социалистической ориентацией;

демократизацию общественных и экономических отношений, последовательное формирование правовой системы, присущей “всенародному государству, государству народа и для него”;

проведение политики “открытых дверей”, укрепление международного сотрудничества и партнерства под девизом “Вьетнам всегда готов сотрудничать со всеми странами, которые поддерживают путь мира, независимости и развития”.

На VI съезде Коммунистической партии Социалистической Республики Вьетнам, состоявшемся в декабре 1986 г., провозглашается государственная программа экономических преобразований. Она предусматривает:

развитие в долгосрочной перспективе различных форм собственности (укладов). Это значит, что власть признает важность частного сектора в народном хозяйстве страны и тем самым ставит государственный сектор в равную зависимость от рыночной конкуренции, рассчитывая на повышение его эффективности;

подтверждение решающей роли рыночных отношений в производстве, товарообмене, сфере услуг и экономике в целом;

опору на три основных направления развития – сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и услуг, усиление экспорта и расширение экономических международных связей;

стабилизацию социального и экономического положения, главным условием которого является снижение темпов инфляции;

регулирование государственного бюджета путем сокращения его расходов, существенное повышение жизненного уровня народа.

Результаты преобразований демонстрируют рис. 1 и 2 и табл. 1.

Таблица 1

Изменение структуры ВВП за 1991-2001гг. (в ценах 2001г., %)
Год Сельское хозяйство Промышленность Сфера услуг
  40,49 23,79 35,72
  33,94 27,26 38,80
  29,87 28,90 41,23
  27,43 28,87 43,70
  27,18 28,76 44,06
  27,76 29,73 42,51
  25,77 32,08 42,15
  25,78 32,49 41,73
  25,43 34,49 40,08
  24,30 36,61 39,09
  23,30 37,75 38,95

Источник: http://www.vneconomy.com.vn/statistic/vn/

Следует, однако, заметить, что в стране после войны за независимость сложилась тяжелейшая внешняя и внутренняя обстановка, для которой характерны:

бедность и низкий уровень жизни и образования населения;

несовместимость северной социалистической и южной капиталистической экономических систем, четко обозначившаяся после их слияния;

нехватка продовольствия в сельскохозяйственной по сути стране;

нулевая социально-экономическая инфраструктура;

низкий уровень развития промышленности и науки;

систематический глубокий дефицит государственного бюджета, главным источником дохода которого были в прошлом займы или дотации со стороны СССР, стран восточной Европы, Китая (незначительные и в настоящее время);

замкнутая экономика, почти не имеющая связей с внешнем миром, кроме стран социалистического лагеря.

Кроме того в последние годы на экономику большое влияние оказали финансовые кризисы в ряде азиатских государств и нестабильное положение в мировой экономике.

Несмотря на это Вьетнам сделал большой шаг вперед. За 1991-2000 гг. ВВП увеличился более чем в 2 раза. Полностью ликвидирован товарный дефицит благодаря собственному производству, уверенно растет экспорт – с 2,4 млрд в 1990 г. до 15,1 млрд долл. в 2001 г. Отмечается также активное перемещение центра тяжести в структуре ВВП. Если в 1990 г. продукция сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг в ВВП страны составляла соответственно 38,74%; 22,67 и 38,59%, то в 2001 г. зафиксирован сдвиг в сторону промышленности и услуг – соответственно 23,3%; 37,75 и 38,95%. Это значит, что осуществлен переход от сельского к промышленному развитию. Есть также успехи в формировании и совершенствовании социально-экономической инфраструктуры, особенно в энергетике, связи, на транспорте, а также в банковской и страховой сферах.

Закладывается таким образом основа для производства, привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор.

Во Вьетнаме успешно реализуется модель рыночной экономики с социалистической ориентацией, главными элементами которой являются:

существование различных форм собственности, которые можно разделить на государственный и негосударственный секторы. Первый играет ключевую роль в развитии экономики страны. Интенсивно идет процесс модификации, реконструкции государственных предприятий, создания мощных стратегических государственных корпораций. Бурно развивается и негосударственный сектор. Именно здесь создается большое количество рабочих мест, постепенно формируется экономическая и юридическая база для развития частного предпринимательства, среднего и малого бизнеса;

контроль со стороны правительства над монополиями, использующего методы государственного регулирования, а также рыночные инструменты – налоговую политику, банковскую ставку, бюджетное планирование и т.д.;

оптимальное сочетание плановых и рыночных механизмов – планирование на макростратегическом уровне; свободное и самостоятельное функционирование на уровне хозяйствующих субъектов.

Ощутимый результат дает политика “открытых дверей”. Визиты президента США Б. Клинтона в конце 2000 г. и президента России В. Путина в 2001 г. наглядно подтверждают потепление отношений Социалистической Республики Вьетнам с внешним миром, утверждая роль и место страны в восточно-азиатском регионе. Вступление Вьетнама в AСЕАН дает новый импульс для подъема экономики и поддержания стабильности в регионе. Открытый и конструктивный диалог с другими странами во всех сферах является приоритетной стратегией Вьетнама во взаимовыгодном международном сотрудничестве.

Существенно повысился уровень жизни людей. За 5 лет (1994 – 1999 гг.) доход на душу населения в месяц увеличился вдвое – с 168,1 тыс. донгов до 295 тыс. Хотя этот показатель является еще очень низким по сравнению с мировыми стандартами, но темп его роста впечатляющий. Заметны позитивные сдвиги в образовании, социально-медицинском обеспечении, научной и культурной сферах и т.д.

Опыт экономической реформы Вьетнама и Китая показывает, что успеха можно добиться только в том случае, если государственная социально-политическая концепция базируется на всенародной поддержке, при стабильной общественной обстановке, без “шоковых” действий, направлена на процветание народа, опираясь на собственные силы.

Однако, несмотря на отмеченные положительные изменения, Вьетнам остается бедной и отсталой страной по сравнению прежде всего с государствами – членами АСЕАН.

Основными проблемами современной вьетнамской экономики являются следующие.

Низкоэффективное и неконкурентоспособное производство. По официальной статистике на конец 2001 г. в стране образовано 94 государственные крупные корпорации, в которые входит более 1 600 хозяйствующих субъектов (предприятий), или 28,4% их общего количества. Кроме того, корпорации объединяют 65% общего основного капитала и 61% общего числа занятых в государственном секторе. В 2001 г., несмотря на приоритетные льготные условия, предоставленные государством, доход этих компаний вырос на 28% по сравнению с 2000 г., но прибыль уменьшилась на 40%. Это говорит о крайней неэффективности деятельности промышленных предприятий государственного сектора. Причин тому много, но назовем самые главные:

• отсутствует единое государственное экономико-правовое регулирование производства; не совместимая с реальностью и слабая правовая система; налоговая база не создает предпосылок для стимулирования хозяйственной деятельности предприятий, а во многих случаях, наоборот, рождает заметные проблемы; тяжелая бюрократическая машина на всех уровнях государственной власти;

• неэффективное государственное регулирование и управление. Не найден оптимальный способ использования механизма “планирование – рынок – регулирование”;

• промышленные предприятия работают по устаревшей технологии с высокими затратами на инфраструктуру (энергетика, вода, транспорт), нет источников инвестиций, на 80% используется импортное сырье и полуфабрикаты. К тому же, идет жесткая конкурентная борьба на внутреннем рыке (в основном с китайскими производителями), труден выход на мировой рынок в условиях интенсивной глобальной интеграции. Низка квалификация работников. Все это сказывается на конкурентоспособности продукции вьетнамской промышленности, имеющей высокую конечную стоимость при невысоком качестве.

Бюджетный дефицит. Ясно, что экономическое благосостояние страны во многом зависит от стратегии, методов регулирования государственного бюджета.

По данным табл. 2, дефицит бюджета в 2001г. составлял 34,42% всей его доходной части и 10,16% ВВП. Если не принять адекватных мер, то экономику Вьетнама трудно будет назвать самостоятельной, так как главным источником покрытия дефицита государственных расходов являются внешние займы.

Таблица 2

Некоторые статьи государственного бюджета за период 1997-2001 гг.
Статьи бюджета На конец года, млрд донгов
       
1. Доходная часть 65 352 72 965 78 489 86 275
2. Расходная часть 78 057 81 995 95 972 115 975
3. Дефицит 12 705 12 145 18 524 29 700
4. Доля дефицита в ВВП, % (в ценах 1994 г.) 5,5 4,96 7,23 10,16

Отсутствие четкого механизма развития модели экономики с различными укладами и социалистической ориентацией. Государство не смогло его создать, а слабая устаревшая банковская система не способна выполнить роль гаранта и стимулирования бизнеса.

Сложившаяся система образования в эпоху информационных технологий имеет много недостатков, в первую очередь слабое качество подготовки специалистов. В образовательных учреждениях часто встречаются такие негативные явления, как бюрократизм, коррупция.

Высокая безработица во всех секторах национальной экономики (табл. 3) Эту социальную проблему, создающую потенциальную угрозу общественной стабильности обостряют распространение наркотиков, проституция, СПИД и т. д.

Таблица 3

Динамика безработицы среди лиц трудоспособного возраста, %
Территория 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г.
По всей стране 5,88 6,01 6,85 7,40 6,44 6,13
г. Ханой 7,71 8,56 9,09 10,31 7,95 7,30
г. Хошимин 5,68 6,13 6,76 7,04 6,48 5,94
Равнина р. Хонг (север Вьетнама) 7,57 7,56 8,25 9,34 7,34 6,93
Равнина р. Кылонг (юг Вьетнама) 4,73 4,72 6,35 6,53 6,15 5,93

Понимание сложностей, стоящих перед страной, обязывает принять неотложные меры для их устранения. Предыдущий анализ позволяет среди них выделить следующие.

1. Разработать теоретические и практические основы для внедрения модели рыночной экономики с социалистической ориентацией, особенно в правовом и финансовом аспектах; реформировать систему государственного регулирования с целью создания благоприятных условий для свободного и равного развития всех экономических укладов.

2. Чтобы выполнить стратегию “догнать и перегнать”, необходимо выработать такой механизм, который каждому члену общества позволяет работать творчески и с полной отдачей. Это значит, что в условиях современной экономики, когда знания, технологии, информация являются основным и бесценным видом капитала, нужно прежде всего совершить прорыв в человеческих отношениях. Самым главным видом производства теперь является производство интеллектуально развитого человека. Поэтому, на наш взгляд, приоритет надо отдать реформированию, совершенствованию системы образования, ориентированной на вызовы эпохи.

3. Продолжить реформирование экономики на новом этапе, с новыми задачами. Вьетнам переходит сразу от феодализма к рыночному социализму без капиталистических преобразований в экономике и социальной жизни. Именно это усложняет трансформацию экономики. Страна, в которой 90% населения занимается сельским хозяйством, должна жить и работать в рыночном пространстве, где царят очень жесткие, а порой и жестокие правила игры.

4. Нынешнее состояние вьетнамской экономики можно рассматривать с двух сторон. Одна отражает фактический переход от феодализма к рыночной экономике и включает в себя сельское хозяйство и некоторые отрасли промышленности. Здесь важно решить такие задачи, как повышение производительности труда, конкурентоспособности продукции, эффективности производства. Это вопросы, которые были решены развивающимися странами. Вторая сторона – те сферы экономики, которые ориентированы на требования постиндустриальной экономики – современные технологии, знания и образование. Это – создание и развитие интеллектуального капитала, повышение производительности работников умственного труда, формирование условий для обучающегося общества.

Успех экономической реформы во многом зависит от того, насколько государство сможет управлять с учетом этих двух сторон в единой динамике развития, т.е. сделать так, чтобы они дополняли друг друга на пути процветания национальной экономики.

Экономика Вьетнама как “черный ящик”, где на входе находятся фактические возможности, характерные для начала эпохи индустриальной революции (в начале XX в.), а на выходе – требования XXI в., эпохи постиндустриализации. Как быть в этой ситуации? Найти ответ на вопрос, по нашему мнению, является главной задачей отечественной экономической науки, управленческих кадров.

Необходимо обеспечить политическую стабильность и предпринять решительные шаги в борьбе с коррупцией, бюрократизмом. Как правило, чем сложнее административные барьеры, тем сильнее коррупция. Власть должна сделать все, чтобы экономика страны стала прозрачной и контролируемой, чтобы народ искренне понимал и поддерживал политику власти.

http://www.biblio.nhat-nam.ru/monogr_mazyrin.pdf (в список литературы)

 

http://www.istmira.com/istoriya-azii-i-afriki/556-strategiya-rynochnogo-socializma-sovremennogo.html


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.