Понятие и назначение паспортно-регистрационной системы, функции органов внутренних дел по ее осуществлению — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Понятие и назначение паспортно-регистрационной системы, функции органов внутренних дел по ее осуществлению

2017-06-20 3673
Понятие и назначение паспортно-регистрационной системы, функции органов внутренних дел по ее осуществлению 5.00 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

 

Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О милиции» определение «правила паспортной системы» заменены определением «правила регистрационного учета граждан Российской Федерации». Однако такое определение не охватывает основные понятия и цели паспортно-регистрационной системы.

Под паспортно-регистрационной системой понимается совокупность правовых норм, определяющих порядок выдачи, замены паспортов и пользования ими, сдачи и изъятия их, регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в целях удостоверения личности гражданина и принадлежности его к российскому гражданству, обеспечения полноты учета населения и упорядочения его передвижения, обеспечения реализации конституционных прав граждан и выполнения ими своих обязанностей, а также обеспечения общественного порядка, государственной и общественной безопасности, борьбы с преступностью.

Как видно из определения, целями паспортно-регистрационной системы являются:

– учет населения;

– упорядочение его передвижения;

– обеспечение реализации конституционных прав и обязанностей граждан;

– обеспечение общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьбы с преступностью.

Учет населения. Из единой системы показателей статистики определенный интерес представляют показатели учета населения, характеризующие его численность и происходящие изменения в целом по России, а также по республикам, краям, областям, городам и районам. Учет населения необходим для прогнозирования и разработки различных программ и практического их осуществления, т. е. строительства жилого фонда, школ, больниц, иных объектов социального обеспечения и производства.

Основным средством текущего оперативного учета населения является система регистрации граждан. Данные паспортно-визовых аппаратов органов внутренних дел о количестве прибывших на жительство и убывших в другие местности является исходным материалом для последующего обобщения и использования органами государственной статистики.

С помощью системы регистрационного учета граждан Российской Федерации ведутся два вида учетов:

а) персональный – путем заполнения листков убытия и прибытия, которые остаются в паспортно-визовых аппаратах.

б) статистический – путем заполнения талонов статистического учета, отрывная часть которого направляется в органы статистики.

Упорядочение передвижения населения. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 27) и Законом РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-1 каждый гражданин России может осуществить это право. Важнейшим правовым средством упорядочения передвижения населения является совокупность паспортно-регистрационных правил, которые, не препятствуя праву граждан на свободу передвижения, устанавливают порядок их регистрации по месту пребывания и жительства. Вместе с тем государство устанавливает (регулирует) определенные ограничения на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (ст. 8 Закона):

– в пограничной полосе;

– закрытых военных городках;

– закрытых административно-территориальных образованиях;

– зонах экологического бедствия и других территориях;

– на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

– территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Обеспечение реализации конституционных прав граждан и выполнение ими обязанностей. Граждане России постоянно вступают в различные правоотношения с государственными органами, общественными формированиями, коммерческими структурами и между собой. Являясь субъектом правоотношений, граждане участвуют в них от своего имени как сторона строго индивидуализированная.

Одним из отличий каждого человека, как личности, является совокупность демографических (биографических) признаков: фамилия, имя, отчество, время и место рождения и т. д. Эти признаки гражданина закрепляются путем выдачи ему паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Наличие паспорта и регистрации являются необходимыми предварительными условиями для реализации конституционных прав граждан: поступление на работу, учебу, вступления в брак и т. п.

Обязанностью граждан является предъявление паспорта или иного документа по требованию сотрудников милиции и других уполномоченных лиц.

Основными функциями паспортно-визовых аппаратов по осуществлению паспортно-регистрационной системы являются:

– выдача паспортов, их обмен;

– регистрация и снятие с учета граждан;

– ведение адресно-справочной работы;

– осуществление административного надзора за выполнением паспортно-регистрационных правил;

– оформление материалов на нарушителей правил регистрационного учета и привлечение их к ответственности.

Более подробно рассмотрим некоторые функции.

Во исполнение Указа Президента РФ «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» от 13 марта 1997 г. № 232, принято Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» от 8 июля 1997 г. № 828. Этим нормативным актом Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено приступить с 1 октября 1997 года к выдаче паспортов гражданина Российской Федерации (п. 2 Положение о паспорте гражданина РФ).

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации (п. 1).

Из этого Положения следует, что впервые за всю историю существования паспортной системы в нашем государстве паспорт получат и военнослужащие – граждане Российской Федерации, (кроме военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), при этом, согласно букве Закона, именно паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность военнослужащего.

В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина
(п. 4):

– фамилия;

– имя;

– отчество;

– пол;

– дата рождения;

– место рождения.

В паспорте производятся отметки (п. 5):

– о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета – соответствующими органами регистрационного учета;

– об отношении к воинской обязанности граждан, достигших 18-летнего возраста – соответствующими военными комиссариатами и органами внутренних дел;

– о регистрации и расторжении брака – соответствующими органами записи актов гражданского состояния и органами внутренних дел;

– о детях, не достигших 14-летнего возраста, – органами записи актов гражданского состояния и органами внутренних дел;

– о выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, – органами внутренних дел или другими уполномоченными органами.

По желанию гражданина соответствующими учреждениями здравоохранения в паспорте также производится отметка о его группе крови и резус-факторе.

Вышеизложенный перечень сведений и отметок, вносимых в паспорт, является исчерпывающим, а поэтому запрещается вносить в паспорт сведения, отметки и записи, не предусмотренные Положением о паспорте гражданина Российской Федерации. Более того, паспорт, в который внесены сведения, отметки или записи, не предусмотренные названным Положением, является недействительным (п. 6).

Указанным Положением устанавливается срок действия паспорта гражданина:

– от 14 лет – до достижения 20-летнего возраста;

– от 20 лет – до достижения 45-летнего возраста;

– от 45 лет – бессрочно.

По достижении гражданами (за исключением военнослужащих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, паспорт выдается или заменяется по месту их жительства по окончании установленного срока военной службы по призыву.

Выдача и замена паспорта производится органами внутренних дел по месту жительства граждан в порядке, определяемом МВД России. Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту их пребывания.

Для получения паспорта гражданин представляет (п. 11).

– заявление по форме, установленной МВД России (форма 1П);

– свидетельство о рождении;

– две личные фотографии размером 35´45 мм.

В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта.

При необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Заменапаспорта производится при наличии следующих обстоятельств:

– достижение 20-летнего и 45-летнего возраста;

– изменение гражданином в установленном порядке фамилии, имени, отчества, изменение сведений о дате (число, месяц, год) и/или месте рождения;

– изменение пола;

– непригодность паспорта для дальнейшего использования вследствие износа, повреждения или других причин;

– обнаружении неточности или ошибочности произведенных в паспорте записей.

Замена паспорта производится и в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для замены паспорта гражданин представляет (п. 13):

– заявление по форме, установленной МВД России;

– паспорт, подлежащий замене;

– две личные фотографии размером 35х45 мм;

– другие документы, подтверждающие основания для замены паспорта (предусмотренные п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации).

Важнейшей функций паспортно-визовых аппаратов является регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту их пребывания и по месту жительства. В соответствии с Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 17 июля 1995 года принято Постановление Правительства РФ № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

Во исполнение названного правового акта издан приказ МВД России от 23 октября 1995 года № 393 «Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».

В соответствии с Правилами регистрационного учета граждан местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристическая база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение (п. 3 Правил регистрационного учета).

Органы внутренних дел при осуществлении регистрации и снятии граждан с регистрационного учета выполняют следующие функции:

1) оформление регистрации и снятия граждан с регистрационного учета;

Примечание. Оформление регистрации и снятия граждан с регистрационного учета осуществляется по представлении должностными лицами, ответственными за регистрацию, а также гражданами и юридическими лицами, предоставляющими для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, наряду с документами, удостоверяющими личность граждан, надлежащим образом оформленных и заверенных документов, подтверждающих в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ наличие оснований для вселения в жилое помещение (или свидетельствующих об отсутствии обстоятельств, препятствующих вселению)[71].

2) ведение адресно-справочной работы;

3) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

4) осуществление контроля за соблюдением гражданами, должностными и юридическими лицами правил паспортно-регистрационной системы;

5) информирование населения о принятых законодательных и иных нормативных правовых актах, касающихся регистрационного учета граждан;

6) решение правоохранительных задач при осуществлении регистрации и снятия граждан с регистрационного учета;

7) учет при регистрации лиц, имеющих судимость к лишению свободы;

8) контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов МВД России о регистрационном учете населения[72].

Рассмотрим регистрацию граждан по месту жительства.

Документами, удостоверяющими личность граждан, необходимыми для осуществления регистрационного учета, согласно п. 5 Правил, являются:

– паспорт;

– свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

– заграничный паспорт – для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

– удостоверение личности – для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

– военный билет – для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;

– справка об освобождении из мест лишения свободы – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

– иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. № 5242-I гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, и представить:

– документ, удостоверяющий личность;

– военный билет (временное удостоверение взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, с отметкой о снятии с воинского учета по последнему месту жительства – для лиц, обязанных состоять на воинском учете;

– заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6;

– документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по последнему месту жительства, представляют, кроме названных документов, адресный листок убытия по форме № 7, выданный органом регистрационного учета по месту последнего жительства.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, представляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в порядке, установленном Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 марта 1995 г. № 292, оформляют в 3-дневный срок со дня получения документов о регистрации постановку военнообязанных на воинский учет и передают все документы в паспортно-визовую службу органов внутренних дел.

В 3-дневный срок со дня получения документов о регистрации соответствующие должностные лица паспортно-визовой службы органов внутренних дел регистрируют граждан по месту жительства. О принятом решении они производят необходимую запись в графе «принятое решение» заявлений по форме № 6 с указанием оснований, согласно которым производится регистрация[73].

В паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа о регистрации по месту жительства. При регистрации граждан по месту жительства в населенных пунктах, расположенных на территории пограничной зоны, проставляются соответствующие оттиски штампа.

За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в размерах, предусмотренных Законом РФ «О государственной пошлине».

Явка граждан в паспортно-визовую службу органов внутренних дел для оформления регистрации не обязательна, за исключением лиц, имеющих судимость. Регистрация таких граждан осуществляется паспортно-визовой службой территориальных органов внутренних дел.

Рассмотрим также особенности регистрации граждан по месту пребывания в жилом помещении, не являющемся их местом жительства.

Граждане, прибывшие к месту пребывания (временного проживания) в жилое помещение, не являющееся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обязаны представить должностным лицам, ответственным за регистрацию:

– документ, удостоверяющий личность;

– заявление о регистрации по месту пребывания в жилом помещении по форме № 1;

– документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма, (поднайма), или заявления лиц, предоставивших гражданам жилое помещение.

В 3-дневный срок со дня получения документов о регистрации по месту пребывания соответствующие должностные лица паспортно-визовой службы органов внутренних дел обязаны зарегистрировать граждан по месту пребывания или письменно уведомить их о причинах отказа.

О принятом решении производится запись в графе «принятое решение» заявлений по форме № 1. При этом указываются основания регистрации или отказа со ссылкой на соответствующие пункты (подпункты) Правил или иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

При регистрации граждан по месту пребывания сотрудники паспортно-визовой службы органов внутренних дел оформляют и выдают зарегистрированным гражданам свидетельства о регистрации по месту пребывания по форме № 3 с одновременным проставлением в соответствующей графе заявлений по форме № 1 порядкового номера выданного в текущем году свидетельства. Начиная с 1 января нумерация свидетельств производится с единицы.

После оформления регистрации граждан по месту пребывания или поступления из органов местного самоуправления адресных листков прибытия по форме № 2 сотрудники паспортно-визовой службы в течение суток посредством телефонной, телеграфной, факсимильной (в зависимости от местных условий) связи проверяют зарегистрированных граждан по учетам республиканских, краевых, областных, окружных адресно-справочных бюро, на чьей территории обслуживания граждане зарегистрированы по месту пребывания, при необходимости осуществляют проверку по соответствующим учетам органов внутренних дел, где прибывшие граждане зарегистрированы по месту жительства.

Если на зарегистрированных по месту пребывания лиц имеются сторожевые листки на лиц, объявленных в розыск, сотрудники паспортно-визовой службы немедленно докладывают об этом своим руководителям, которые обязаны доложить руководству или дежурному по органу внутренних дел и затем действуют по их указанию.

Как следует из ч. 1 ст. 6 Закона, для регистрации достаточно представление любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу ч. 2 данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства.

Постановлением Правительства РФ «О правилах регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» от 17 июля 1995 г. № 713 утвержден также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. К ним отнесены должностные лица:

– жилищно-эксплутационных организаций государственного и муниципального жилищных фондов;

– жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

– гостиниц, кемпингов, туристических баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

– акционерных обществ и других коммерческих организаций;

– других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд.

§ 3. Использование возможностей паспортно-регистрационной
системы в борьбе с правонарушениями

 

Паспортно-регистрационная система как средство обеспечения общественного порядка, государственной и общественной безопасности и борьбы с преступностью используется в деятельности милиции в целях предупреждения правонарушений, розыска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов государства или пропавших без вести. Паспортно-визовые аппараты ФМС России при выдаче паспортов имеет следующие возможности выявлять преступников: по листкам прибытия устанавливают различную категорию лиц, находящихся в розыске; направляют информацию о лицах, представляющих оперативный интерес в подразделения криминальной милиции и милиции общественной безопасности; выявляют нарушителей правил паспортно-регистрационного учета.

В процессе контроля (административного надзора) за соблюдением правил паспортно-регистрационной системы также могут быть выявлены лица, проживающие без паспортов и регистрации, скрывающиеся от предварительного следствия, дознания и суда. При проверке паспортов сотрудниками паспортно-визовых аппаратов, участковыми уполномоченными милиции, патрульно-постовыми нарядами милиции могут быть обнаружены подделки, исправления. Кроме того, при проверке паспортов обращается внимание на его защитные свойства (серия, номер, водяные знаки и др.)

Нередко преступники, скрываясь от милиции, используют похищенные у граждан паспорта, переклеив в паспорте фотокарточку, проставляют поддельные печати, штампы и т. д.

При регистрации лиц, имеющих судимость, сотрудники паспортно-визовых аппаратов ведут их учет по карточкам установленного образца при предъявлении данными лицами документов на регистрацию по месту жительства. Реквизиты карточек заполняются на основании справок об освобождении из мест лишения свободы, а в случаях их утраты (отсутствия) – со слов граждан с последующим запросом дубликатов таких справок из соответствующих учреждений, исполняющих наказание, либо сведений из информационных центров МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Одновременно с этим сотрудники паспортно-визовой службы составляют рапорты, которые не позднее следующего дня после постановки на учет лиц, имеющих судимость, докладываются начальникам соответствующим органам внутренних дел или их заместителям.

Большие разыскные возможности содержатся в заявлении формы №1П на получение паспорта, поскольку на ней имеется фотография гражданина, получившего паспорт, его данные о дате и месте рождения, семейном положении с указанием фамилии, имени и отчества жены (мужа), каким органом регистрации актов гражданского состояния (ЗАГСом) и когда был зарегистрирован брак; фамилия, имя, отчество отца и матери, место жительства получателя паспорта. В розыске лиц активно используются возможности паспортно-визовых аппаратов и адресно-справочных бюро путем получения сведений о зарегистрированных лицах и путем выставления сторожевых листков.

§ 4. Оформление документов гражданам Российской Федерации
для временных выездов за границу
и постоянного проживания за пределами России

 

Конституция Российской Федерации в статье 27 закрепила также важнейшее право каждого гражданина свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Реализация этого права осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ.

В целях обеспечения указанного конституционного права граждан Российской Федерации, других прав и свобод граждан Российской Федерации, для осуществления их защиты и покровительства за пределами России Указом Президента РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации»[74] от 21 декабря 1996 г. № 1752 к таким документам отнесены: паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка.

Отсюда следует, что для выезда за пределы России ее гражданину, не имеющему дипломатического, служебного паспорта или паспорта моряка, недостаточно внутреннего национального паспорта, он должен получить еще один – именно для выезда в страны дальнего зарубежья и в некоторые страны бывшего СССР.

Во исполнение Федерального закона и Указа Президента РФ министром внутренних дел Российской Федерации издан приказ от 26 мая 1997 г. № 310 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (с изменениями, внесенными приказом МВД России от 7 апреля 2000 г. № 360).

Для получения паспорта гражданин должен обратиться в орган внутренних дел по месту жительства, подтвержденному регистрацией, или месту пребывания и представить следующие документы:

– заявление по установленной форме в двух экземплярах, которое заполняется на пишущей машинке или от руки разборчивым почерком;

– свидетельство о рождении его детей, не достигших 14-летнего возраста, их копии, а также вкладыши, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации, выданные к свидетельству о рождении;

– квитанции об уплате государственной пошлины и оплате стоимости бланка паспорта;

– четыре личных фотографии установленного образца, а также отдельно на детей, достигших 6 лет (в случаях, когда заявитель просит выдать им паспорта или внести сведения о них в свой паспорт).

Особое внимание при этом обращается на содержание заявления, где гражданин должен указать не только свою фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, места жительства, но и место работы в течение последних 10 лет с указанием полного наименования и юридического адреса организации, а также об отсутствии обстоятельств, которые могли бы временно ограничить его право на выезд из Российской Федерации. Причем трудовая деятельность должна заверена руководителем организации или его кадровым подразделением по основному месту работы (службы, учебы). Если же гражданин в данное время не работает, сведения о его трудовой деятельности заверяются сотрудниками паспортно-визовой службы органов внутренних дел на основании подтверждающих документов.

После принятия от гражданина заявления сотрудники паспортно-визовой службы осуществляют проверку оснований, которые могут повлечь временное ограничение его права на выезд из Российской Федерации. Проверка производится:

1) по учетам Главного информационно-аналитического центра МВД России в отношении граждан:

а) прибывших в Российскую Федерацию и проживающих на территории субъекта Российской Федерации менее 5 лет;

б) не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации;

2) по учетам информационных центров (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации в отношении граждан, обращающихся в органы внутренних дел по подтвержденному регистрацией месту жительства или пребывания гражданина. В то же время не подлежат проверке по учетам ИЦ МВД, ГУВД, УВД сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания, а также сотрудники Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Службы внешней разведки и Федеральной службы охраны Российской Федерации.

3) по учетам паспортно-визовой и адресно-справочных служб органов внутренних дел субъекта Российской Федерации в отношении всех категорий граждан.

Кроме того, осуществляется проверка на наличие ранее выданного паспорта и ранее принятых отрицательных решений по выдаче паспорта, а также результатов согласования с органами Федеральной службы безопасности, если у заявителя в основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, отсутствует отметка о ранее выданном паспорте.

В этих случаях проверка производится: а) по учетам автоматизированной информационной системы «Загранпаспорт» – в отношении граждан, не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации; б) по учетам паспортно-визовой службы прежнего места жительства – в отношении граждан, проживающих менее 5 лет на территории субъекта Российской Федерации.

Отметим, что на согласование в органы Федеральной службы безопасности направляются первые экземпляры заявлений о выдаче паспорта без сопроводительных писем и передаются по реестру.

При отсутствии оснований для временных ограничений права гражданина на выезд из Российской Федерации органы Федеральной службы безопасности направляют в соответствующее подразделение паспортно-визовой службы сообщения о том, что вопрос о выезде за границу согласован. При наличии предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» оснований для временных ограничений права граждан на выезд из Российской Федерации органом Федеральной службы безопасности направляется письменное сообщение в орган внутренних дел с указанием оснований и срока ограничения, даты и регистрационного номера решения об ограничении, полного наименования и юридического адреса органа, принявшего на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

Возникает вопрос: какие же обстоятельства влекут временное ограничение права гражданина на выезд из Российской Федерации? Такие обстоятельства указаны в статьях 15 и 17 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», где закреплено, что право гражданина на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:

1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне», заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временные ограничения права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пяти лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями и фактически осведомлен в них на момент оформления паспорта, – до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с указанным Федеральным законом.

Если же заявление гражданина и материалы его проверки будут переданы в Межведомственную комиссию по защите государственной тайны и она даст заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой Правительством Российской Федерации. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десяти лет;

2) в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, – до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;

3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

4) осужден за совершение преступления, – до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;

5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, – до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;

6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации, – до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы.

При наличии указанных оснований и после получения сообщения из органа Федеральной службы безопасности о принятом решении об ограничение права конкретного гражданина на выезд из Российской Федерации, орган внутренних дел обязан выдать ему уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес каждой организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

При этом срок выдачи такого уведомления не должен превышать 10-ти дней со дня принятия отрицательного решения.

Если же после осуществления проверок начальником управления, отдела (отделения) паспортно-визовой службы принимается положительное решение, гражданину оформляется паспорт с одновременным изъятием ранее выданного паспорта. В тех случаях, когда деятельность гражданина связана с регулярными, то есть не реже чем один раз в течение одного месяца, выездами за пределы территории Российской Федерации, а данный гражданин не имеет права на получение дипломатического или служебного паспорта, ему по ходатайству организации, направляющей его за пределы территории российской, может быть оформлен и выдан второй паспорт.

После получения паспорта гражданин вправе обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства на территории Российской Федерации для получения въездной визы.

Глава 11. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ПРАВИЛ ПРЕБЫВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

§ 1. Правила въезда и выезда, пребывания и транзитного проезда
через территорию Российской Федерации
иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Одной из закономерностей, характерных для Российской Федерации переходного периода, являются более тесные и открытые связи с зарубежными странами. Расширение торгово-экономических, научно-технических, культурных и иных международных связей способствует увеличению числа иностранных граждан, прибывающих в нашу страну. Упрощение порядк


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.