Темы ассоциаций: какой сейчас наш отряд, мы, «Орленок», смена в «Орленке», вожатые, наши ожидания от пребывания в «Орленке» и т.д. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Темы ассоциаций: какой сейчас наш отряд, мы, «Орленок», смена в «Орленке», вожатые, наши ожидания от пребывания в «Орленке» и т.д.

2017-06-20 433
Темы ассоциаций: какой сейчас наш отряд, мы, «Орленок», смена в «Орленке», вожатые, наши ожидания от пребывания в «Орленке» и т.д. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ассоциации: цветы, предмет мебели, одежда, учебный предмет в школе, вид спорта, книга, дерево и т.д.

 

Здравствуйте, это мы

Идея: знакомство вожатых (как старожилов «Орленка») и ребят (его новых жителей), представление друг другу.

Содержание: желательно сразу обговорить вопросы, посредством которых будет строиться «огонек», задавая тем самым определенные рамки. Данная форма «огонька» предполагает со стороны вожатых разговор об особенностях «Орленка», его легендах и песнях. Как вариант вступительного слова ведущего «огонька» - легенда, в ходе рассказывания

которой звучат традиции «огонька».…

Давным–давно люди задумались, как сделать свою жизнь интересней…

Вопросы «огонька»: Кто мы? Что мы хотели бы получить от смены в «Орленке»? Наш отряд – это? и т.д.

Разговор можно вести в рамках легенды, рассказываемой ведущим, в конце «огонька» легенду можно завершить или перенести ее завершение на прощальный «огонек».

При подготовке к «огоньку» можно использовать дело «Письмо в конец смены» Ребята запечатывают письма в конверт на первом «огоньке» отряда, а на прощальном происходит анализ данных писем. В письмах ребята ставят свои цели на смену в «Орленке», описывают свои ожидания и опасения и т.д.

Мой герб

Идея: знакомство ребят друг с другом через создание и объяснение собственных гербов.

Предварительная подготовка: КТД «Мой герб» (индивидуальное рисование личных гербов в режиме ограниченного времени).

На гербе могут присутствовать символы мечты, имени, увлечений ребенка, его семьи и семейных реликвий, отношения к понятиям «мир», «дружба», «жизненные ценности».

Эти гербы вожатый собирает и при подготовке к «огоньку» раскладывает вокруг импровизированного костра (свечей).

Содержание: каждый из ребят интересен по-своему, и рассказать об особенностях каждой личности помогут ваши гербы. Вожатый первым рассказывает о своем гербе, расшифровывая символы, которые он использовал. Затем каждый ребенок по кругу представляет свой герб.

Вожатый помогает ребятам, испытывающим затруднения в рассказе о личном гербе, предложениями-подсказками, вопросами, оставляющими возможность выбора вариантов ответов, оказывает эмоциональную поддержку.

 

 

Из архива Сергея Степанца, педагогический колледж

Неслучайные попутчики

Идея: первый «огонек» - это начало путешествия длиною в 21 день, а все ребята – это попутчики.

Содержание: чтобы нам с вами легче было общаться, чтобы мы быстрее познакомились друг с другом, давайте представим следующую ситуацию: «Вы путешествуете, неожиданно встречаете на своём пути попутчика, знакомитесь с ним, рассказываете ему о себе, о своих увлечениях, жизненных ценностях, ожиданиях, отношениях с другими людьми и т.д.

Каким будет наше совместное путешествие? Запомнится ли оно нам? Поможет ли что-то открыть в каждом из нас? Всё это будет зависеть от того пути, который мы вместе выберем, от того, что привнесет каждый из нас в наше необычное путешествие.

Ложка дегтя

Цель: разрешение скрытого конфликта между ребятами в отряде, когда все проблемы переживаются молча, и никто не решается сделать первый шаг к примирению или объяснению.

Содержание: необходимо подготовить карточки с описанием отрицательных качеств (характеристик, свойств) человека. Это можно сделать совместно с ребятами: предложить заполнить карточку, представив некую личность, с которой некомфортно общаться, заниматься общим делом и т.п. Но вожатый может приготовить карточки самостоятельно.

Карточки складываются в конверт. Вожатый предлагает желающим (или каждому) вытянуть из конверта по одной карточке и представить, что перед вами находится человек, обладающий тем отрицательным качеством характера, которое описано на карточке.

- Попробуйте сказать воображаемому человеку всё, что вы о нём думаете, сообщите ему о тех чувствах, которые он в вас вызывает, посоветуйте ему путь исправления.

 

Волшебный стул

 

Цель: разрешение скрытого конфликта между ребятами в отряде, когда необходимо подчеркнуть необходимость в коллективе каждого человека; формирование умения видеть в каждом человеке положительные качества, признавать их.

Необходимый реквизит: красиво (сказочно) оформленный стул.

Содержание: вожатый рассказывает историю (легенду) про данный «волшебный» стул, а затем предлагает каждому (или желающим) по очереди на нём посидеть, а всем остальным участникам по очереди называть достоинства человека, занимающего волшебный стул.

Вожатый призывает всех участников придерживаться следующего правила: волшебный стул высвечивает только положительные качества, называть недостатки человека категорически запрещается.

Завершается «огонек» общим обсуждением вопросов: «Что ты чувствовал, сидя на волшебном стуле? Что нового услышал о себе? Приятно ли было тебе слышать о своих достоинствах? Легко ли говорить вслух друг другу приятные вещи?»

 

Подарок отряду

Цель: подведение итогов основного периода.

Идея: сегодня у нашего отряда праздник (или день рождения, или определённая «годовщина»). Каждый ребенок представляет себя подарком или придумывает подарок, который хочет подарить отряду в этот знаменательный день.

Необходимый реквизит: различные по размерам и цвету коробки, а также развешанные повсюду разноцветные воздушные шары.

Содержание: самыми яркими впечатлениями, остающимся на долгие годы в душе человека, являются дни рождения и праздники.

Каким «подарком» вы себя представляете? Чем бы вам хотелось быть? Кому понравилось быть «подарком»? Почему?

 

Символ отряда

Цель: создание и сохранение общего символа отряда через развивающуюся кооперацию

Содержание: на первом «огоньке» коллективно придумывается и рисуется символ отряда на смену, отражающий общие качества ребят, совместные устремления. Этот символ отряда разрезается на составные части в зависимости от количества ребят. Каждый участник получает частичку общего символа на хранение, но сначала рассказывает о себе, своих увлечениях, ожиданиях, о своих возможностях, о том, чем он может быть полезен отряду и т.п.

На последнем «огоньке» участники соединяют свои кусочки в единое целое, рассказывая при этом о своих впечатлениях от смены и дальнейших перспективах.

 

Анастасия Герасимова, «Солнечный»

Талисман

 

Идея: знакомство ребят друг с другом через рассказ о своем талисмане.

Содержание: вожатый рассказывает, что такое талисман, каково его значение для человека. Затем представляет себя через талисман, который передается потом ребятам по кругу. Тот, у кого в руках оказывается талисман, рассказывает о себе.

Можно заранее подготовить вопросы, отвечая на которые ребята могут сделать свой рассказ интереснее, разнообразнее.

 

 

Наталья Мякишева, «Солнечный»

Любимая вещь

 

Идея: составить впечатление о человеке по его любимой вещи; проверить, насколько совпадут характеристики, данные посторонним человеком, с самооценкой.

Содержание: на «огонек» каждый ребенок берет с собой какую-нибудь свою вещь. Вещи кладутся в одну коробку (втайне от всех).

Каждый ребенок берет из коробки любую вещь и пытается рассказать об ее хозяине, описывает свои ассоциации, а затем хозяин этой вещи может сказать, совпадает ли услышанное о нем самом с реальностью.

После того как все лучше узнали друг друга, каждый рассказывает о своих ожиданиях от смены.

Заканчивается «огонек» вечерней песней и речевкой.

 

Людмила Бучкова, «Олимпийский»

Два камешка

Идея: повлиять на сложные (конфликтные) отношения ребят в отряде, продемонстрировать способ решения возникающих проблем.

Необходимый реквизит: по два камешка на каждого - черного и белого цвета - (по количеству детей), несколько листов бумаги, ручка или фломастер.

Содержание: у каждого ребенка в руках два камешка - белый и черный.

Вожатый (ведущий) просит положить один камешек рядом с костром (свечой). Белый камешек – если ребенок считает, что в отряде все хорошо и не существует проблем. Черный – если ребенок считает, что в отряде не все благополучно и есть какие-либо проблемы.

Когда все дети подобным образом обозначат свое мнение, ведущий или вожатый подводит итог и делает вывод о том, что большинство ребят отряда считают, что в нашем отряде существуют проблемы.

Все вместе стараются назвать наиболее общие существующие проблемы (или проблему), формулируют и записывают на листе бумаги.

Коллективное обсуждение причин возникновения проблем (проблемы), поиск путей ее (их) разрешения. После того как принимается общее решение относительно выхода из создавшейся ситуации, листок, на котором записана данная проблема, сжигается.

Подведение итогов – это озвучивание того решения, к которому пришел отряд. Можно придумать определенный ритуал, который символизировал бы объединение отряда для успешного разрешения выделенных проблем. Например, на ниточку капаем воском, делаем браслетик. Носим его на запястье, чтобы, если будут возникать подобные проблемы, он напоминал о нашем разговоре. Или берем на память уголек от костра.

В конце «огонька» исполняется любимая песня отряда.

 

Из опыта Юлии Кашириной, «Звездный»

Дружба

 

Идея: тематический «огонек». Дружба, которая только начинается между ребятами отряда, похожа на тонкую паутинку, которая ткется маленькими старательными паучками.

Необходимое оформление и реквизит: нарисованная паутинка, вырезанные из бумаги пары разноцветных паучков, на обратной стороне которых написаны ситуации, которые могут произойти с друзьями.

Содержание: вожатый рассказывает легенду о трудолюбивом паучке, который старался со всеми подружиться.

Каждый ребенок снимает с нарисованной паутины своего паучка. Ребята находят себе пару. Соединив паучков, прочитывают записанную ситуацию и стараются найти совместное решение, отвечают на вопрос: «Кого называют настоящим другом?».

Высказываться пары ребят начинают по желанию. Закончив рассказ, прикрепляют своих паучков рядышком на нарисованную паутинку.

 

Почему у нас …

 

Цель: научить ребят принимать коллективные, компромиссные решения в сложных проблемных ситуациях.

Идея: конфликт или проблема осложняют отношения между людьми, делая их «темными», а совместная договоренность помогает «высветить» сложные закоулки отношений.

Необходимая подготовка и реквизит: пригласительные билеты для каждого ребенка, на которых обозначена проблемная ситуация, возникшая в отряде; небольшие свечи по количеству участников «огонька».

Содержание: ребята по одиночке собираются на условленном месте, обозначенном в пригласительном билете и освещаемом только одной маленькой свечкой. В темноте не видно, где и рядом с кем усаживается ребенок, сложно выбрать комфортное место.

Вожатый напоминает о проблемной ситуации, возникшей в отряде, и предлагает высказать каждому свое отношение к случившемуся, предложить выход, начиная с фразы «Почему у нас …»

Ребята высказываются по желанию. Если ребенок предложил конструктивный вариант разрешения проблемы, а не просто пересказал ситуацию или дал ей оценку, обвинил товарищей и т.п., то вожатый зажигает еще одну маленькую свечу. С каждым конструктивным предложением на «огоньке» становится светлее.

Считается, что решение найдено, если по итогам разговора зажженных свечей будет меньше, чем негорящих.

 

 

Татьяна Логинова, «Звездный»

Мыслители

 

Идея: поддержка авторитетности собственного мнения высказыванием известного человека; умение использовать в споре цитаты как аргументы.

Предварительная подготовка и реквизит: карточки с высказываниями, цитатами, афоризмами и т.п. Ребята посещают библиотеку, работают с литературой и находят строки, выражающие отношения великих и известных людей к сложным понятиям дружбы, человеческих отношений, целей жизни, доброты, таланта, силы и т.п. Возможен вариант, когда подбираются высказывания только на одну тему.

Содержание: ребята достают одну-две карточки с цитатами, высказывают свое отношение к теме, которая обозначена, пытаются трактовать написанное, соглашаются или спорят с мнением «великих», исходя из собственного опыта, приводя примеры из своей жизни.

 

 

Из архива Оксаны Ефимчевой, методический отдел

Гороскоп

Идея: знакомство с личностью каждого человека через общее описание качеств, свойств, черт характера людей, родившихся под каким-либо знаком Зодиака.

Ключевая фраза: влияют ли на судьбу человека звезды?

Оборудование: фигурки или картинки всех 12 знаков Зодиака, свечи.

Содержание: дети распределяются по группам – знакам Зодиака. При невозможности такого распределения в группы можно объединить по стихиям: вода, земля, воздух, огонь.

Детям предлагается рассказать о себе, о своих интересах, мечтах, желаниях, интересных случаях из жизни и т.д. Но перед высказыванием детей педагогом дается краткая характеристика знака Зодиака. Необычность такой характеристики способствует запоминанию личности ребят через выделение необычных качеств.

Возможно, что в речи ребенка окажется мало информации о нем самом. В этом случае помогут вопросы подобного типа: «Как ты думаешь, соответствует ли описание знака Зодиака, под которым ты родился, твоим личностным качествам?», «По каким позициям ты принципиально не согласен с описанием?», «Какой из знаков тебе больше всего нравится и почему?» и пр.

Наш общий дом

Ключевая фраза: «От личного вклада каждого зависит общий успех».

Подготовка: перед «огоньком» (незадолго до его проведения или в течение всего дня) каждый ребенок рисует лист – «кирпичик» о себе, т.е. как он себя представляет.

Содержание: каждый представляет свой лист-«кирпичик», или, как вариант, ребята представляют своего соседа по его листу-«кирпичику». Из всех этих кирпичиков потом строится «дом», а на «крыше» пишутся особенности отряда (каким он будет, по мнению ребят).

 

Свеча откровений

Подготовка: в помещении необходимо поставить стулья по кругу (по количеству участников «огонька») и один стул в центр круга. На стул нужно поместить зажженную свечу. Общий свет должен быть потушен.

Содержание: все садятся вокруг стула, на котором стоит зажженная свеча.

Вожатый объясняет участникам правила: «Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечу в руки. Вы сядете на стул и поднимите ее на уровень глаз. Будете смотреть только на свечу, а не на тех, кто будет задавать вам вопросы о вас. На этот стул может сесть любой, кто возьмет на себя обязательство отвечать на вопросы откровенно. Если вы боитесь каких-либо вопросов и не уверены, что сможете искренне ответить, вам не нужно выходить и садиться на стул».

Ведущему необходимо создать соответствующую атмосферу, где неуместны пустые разговоры, чтобы вопросы были не случайные, а сокровенные (но не глубоко интимные). Для облегчения «участи» тех, кто решится сесть на стул к свече, ребятам можно предложить какие-либо игровые роли.

 

Вот я какой

Ключевая фраза: «Как много есть людей хороших,

Друг на друга непохожих…»

Подготовка: готовится множество различных карточек с изображением буквы «Я», составленной из различных предметов. Или, наоборот, карточки со всевозможными изображениями буквы «Я» (большие, маленькие, по-разному разукрашенные, с разными предметами и т.д.). Буквы или картинки раскладываются вокруг «живого» огня.

Содержание: Каждый участник «огонька» выбирает ту букву, которая, на его взгляд, больше всего похожа на него, а потом объясняет, почему он взял именно это изображение.

Мое зеркальное отражение

Ключевая фраза: «Я как в зеркала смотрюсь в людей.

В тех людей, с которыми судьба свела.

Может, я и впрямь такой,

Каким я отражаюсь в них,

Может, просто кривы зеркала…»

Подготовка: перед «огоньком» проводится анкетирование (социометрия), чтобы получить срез по симпатиям ребят друг к другу. В помещении, где будет проводиться «огонек», создается эффект зеркала при помощи свечей, оформления и т.д. В центр круга или на определенном участке периметра ставятся два кресла напротив друг друга.

Содержание: каждому участнику необходимо выбрать из всех присутствующих одного-двух человек, от которых он хотел бы услышать мнение о себе. То есть участник выбирает свое «зеркало», в котором могут отражаться все его поступки, деяния, черты характера и т.д. Говорящий и слушающий садятся в кресла напротив друг друга. Слушающий может задавать своему «зеркалу» различные вопросы (это могут делать и другие участники).

Вожатому необходимо настроить ребят на откровенный разговор, создать благоприятную атмосферу. Такой способ общения позволяет оценить каждого члена отряда с позиций соответствия его званию «орленка».

 

Карта жизни

Ключевая фраза: «В нашей жизни так много хорошего…»

Подготовка: рисуется карта, на которой обозначены различные географические объекты с необычными названиями: материк Счастья, остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.д. Также готовится кубик, например, из картона, с каким-либо наполнением внутри.

Содержание: каждый участник бросает кубик на карту. На какой географический объект тот попадает, на ту тему и рассказывает ребенок случай из своей жизни. Чтобы помочь отвечающему, ведущий задает наводящие вопросы. Например, кубик попал на остров Одиночества. Тогда вопросы могут быть такие: бывают ли в твоей жизни такие минуты, когда тебе очень одиноко? Любишь ли ты одиночество?

Как и любой другой, «огонек» заканчивается добрыми словами, песнями.

 

 

Идеи Ольги Сохиновой, «Стремительный»

описаниеОксаны Ефимчевой

Фонарщик

Ключевая фраза:

«Послушайте!

Ведь если звезды зажигаются –

Значит, это кому-нибудь нужно»?

Но не только в этом дело, а еще и в том,

Что по небу ходит кто-то, эти звезды зажигая,

Чтоб до самого рассвета им гореть, едва мигая.

Кто - не знаю, но предполагаю,

Что бродит маленький фонарщик от звезды к звезде»

Подготовка: свечи, несколько бумажных фонариков разного размера и цвета.

Содержание: после эмоционального рассказа педагогом или другим ведущим легенды о маленьком фонарщике, ребятам предлагается высказать свое мнение о первых днях, прожитых в лагере (иначе говоря, предполагается анализ оргпериода).

Высказывание должно ассоциироваться с маленьким фонарщиком: есть ли в нашем отряде ребята, способные зажигать звезды; что было сделано, чтобы смогли зажечься «звездочки», что для этого надо сделать в дальнейшем и т.д.

Говорит тот ребенок, у кого в руках фонарь, который передается не по кругу, а по свободному выбору: «Чье мнение, чей отзыв я хотел бы услышать».

Букет цветов

Подготовка: необходимо сделать бумажные цветы или по количеству человек в отряде, или по количеству вопросов для обсуждения. Вопросы записываются на цветах.

Содержание: после некоторого вступления ведущего «огонька» и объяснения правил ведения разговора, ребенок берет один из цветков и отвечает на поставленный вопрос. Затем дарит другой цветок кому-либо по выбору, и уже другой человек отвечает на вопросы. Для педагога это не только способ проанализировать день или дело, но и своеобразная диагностика: кто из ребят кого выбирает, выделяет из остальных (некий способ для дальнейшего определения состава микрогрупп).

Памятный день

Содержание: рассказывая о себе, ребенок вспоминает какой-либо памятный день из своей жизни (яркий, радостный, грустный и т.д.). Такой «огонек» проходит более эмоционально, чем просто рассказ-эстафета о себе, особенно если вожатый будет помогать ребятам вопросами. И для самого педагога это некий «огонек»-тест: вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам, притязаниям.

 

Машина времени

Содержание: этот «огонек» напоминает игру, которая связана с отправлением в будущее. Предстоящий период (день, неделя, а может, вся смена) обсуждается участниками с точки зрения перспектив, т.е. ребята рассказывают о будущем времени так, будто они его уже прожили.

Подобный способ общения помогает развить образно-ассоциативное мышление у детей, навык построения собственных перспектив. Кроме того, вожатый подобным образом может выделить, зафиксировать для себя проблемы, волнующие детей.

 

Про «огоньки» написано много замечательных книг. В них можно найти и исторические данные, и методические советы, и воспоминания, и восхищенные отзывы.

 
 


1. Коллективные творческие дела коммуны имени А.С. Макаренко (из опыта воспитательной работы) – Л.: 1970.–232 с.

Методические материалы, помещенные в настоящем сборнике, подготовлены членами Макаренковской секции (Коммуны имени Макаренко) студенческого научного общества Ленинградского государственного педагогического института имени А.И. Герцена.

Данный сборник включает в себя ПАМЯТКИ – обобщенные рекомендации по подготовке и проведению 50 коллективных творческих дел: организаторских, познавательных, трудовых, спортивных, а также ОЧЕРКИ, в которых рассказывается, как эти дела осуществлялись кимовцами и их друзьями – педагогами и учащимися ленинградских школ.

2. Пионерские костры (из материалов Пермского Дворца пионеров и областного Совета профсоюзов в помощь работникам пионерских лагерей). – Киев, 1967. – 46 с.

В этих методических пособиях вы найдете рекомендации о том, как провести в отряде и дружине линейки, как создать в лагере клубы и отряды по интересам, а также практические советы по проведению разнообразных костров.

3. Скаутинг для начинающих. – Петрозаводск, 1993. – 36 с.

В сборнике даны самые общие рекомендации о том, как организовать скаутскую жизнь. В ней рассказывается, кто такие скауты, даются история скаутинга и основы международного скаутизма, советуется, как организовать интересную деятельность, поддерживать хорошую атмосферу между скаутами, следить за становлением их духовных ценностей и многое другое. Сборник составлен по материалами мирового скаутского движения, а также опыта работы Союза скаутов «Товарищ» г. Петрозаводска.

4. Отрядному вожатому. Сборник методических рекомендаций/ Сост. Сохинова О., Гавриленко С. – ВДЦ «Орленок», д/л «Стремительный», 1994. – 34 с.

В сборник вошли рекомендации по планированию и организации каждого дня смены, описаны формы, методы, приемы ежедневной работы с детьми, методики конкретных дел, способы работы органов самоуправления и т.д., которые написаны в форме страничек вожатского дневника.

5. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса.– М., 1994.–112 с.

Книга представляет читателю один из подходов к воспитанию ребенка, основа которого – гуманность и уважение индивидуальности. Признаки подобного подхода – ясность, простота, изящество и радость работы с детьми. Предлагаемые педагогические технологии воспитательного процесса (как педагогу общаться с детьми, предъявлять педагогические требования, организовать групповую деятельность, формировать образ жизни, достойной Человека, создавать ситуацию успеха и т.д.) исследованы группой ученых под руководством профессора Н.Е. Щурковой.

6. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. 4-е изд., дополненное, переработанное. – Смоленск, 1998. – 96 с.

Книга раскрывает психолого-педагогический взгляд на групповое дело как воспитательный феномен. Описана методика 100 новых форм групповой деятельности с детьми на темы: «Я в обществе», «Я и природа», «Я и моя социальная роль», «Предметы вокруг меня», «Я – стратег своей жизни» и другие.

7. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы ВПЛ «Орленок», - М.: Педагогика, 1982. – 96 с. – (Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки)

В книге рассказывается о системе воспитательной работы во Всероссийском детском центре «Орленок» 70-80-х годов. Авторы анализируют особенности формирования временного детского коллектива, исследуют роль труда, творчества и самоуправления в воспитании подростка.

8. Салют, «Орленок!», или Путешествие в педагогику боевой, звонкой, многокрасочной пионерской жизни. /Сост. В. Яковлев. Пред. Л. Тимофеевой. – М.: Молодая гвардия, 1987. –159 с., - Для тех, кто работает с пионерами. (Библиотечка вожатого).

Эта книга, авторами которой являются вожатые, методисты, работники лагеря, орлята разных поколений, рассказывает, как за недолгие дни лагерной смены создается коллектив, об умении вожатых находить путь к сердцам ребят, увлекать их интересными, полезными делами - словом, обо всем, что называют «педагогикой «Орленка».

9. Гиндис Б. Вечерний огонек. – ВДЦ «Орленок», 1998. – 61 с.

Идея «вечернего огонька» появилась во фрунзенской коммуне, но только здесь, в «Орленке», она превратилась в уникальный по своей эффективности педагогический инструментарий.

Идеальная модель «огонька» той эмоционально и интеллектуально «заряженной» атмосферы «Орленка» 70-х годов (не только каким тогда было отрядное дело, но и каким оно могло бы быть) оформлена автором в виде данного методического пособия.

10. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову.– М.: Педагогика, 1989. – 352 с.

Автор, писатель и публицист, раскрывает содержание и основные принципы методики коллективного творческого воспитания, разработанной известным советским педагогом Игорем Петровичем Ивановым. Основное внимание уделяется применению коммунарской методики в практике школы.

Данная книга – книга-поиск. Она состоит из трех в разное время сделанных работ, представляющих собой последовательные попытки понять и описать опыт и методику КТВ.

Первая книжка – «Фрунзенская коммуна» - собрана из сочинений ребят-коммунаров и передает жизнь детского коллектива такой, какой она была, какой ее видели дети. Следующая работа – «Воспитание творчеством» – обобщает накопленный опыт коммунарского движения. Третья работа – «Дневник Николая Федоровича» – это описание методики КТВ для классного руководителя.

Таким образом, данная книга – это описание детской жизни в творческом коллективе и методики организации такой жизни.

11. Листопадов Ю.Г. Вечерний костер в детском лагере: общие подходы, основные виды, проведение в первичном коллективе. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Дружина «Шуя», 1997. – 24 с.

В брошюре дается краткая историческая справка о традиции ежевечерних сборов в детском лагере, классификация костров по различным признакам, приводится описание методики проведения вечернего «огонька» (по книге Б. Гиндиса «Вечерний огонек») и костров первого дня в палаточном лагере.

12. Листопадов Ю.Г. Вечерний костер в детском лагере: часть 2-я; звеновые костры.– 2-е изд., исправленное и дополненное.– Дружина «Шуя»,1997.– 24с.

В данной брошюре говорится о системе проведения костров в палаточном лагере, о педагогическом потенциале костров, традициях их проведения. Описываются методики организации и проведения основных видов звеновых костров и общелагерных костров знакомства и прощания.

13. Иванов И.П. Формирование юных общественников и организаторов (методическое пособие). – Л.: 1969. – 120 с.

В книгу вошли наблюдения, рекомендации, размышления о путях совершенствования воспитательной работы, очерки и методики воспитательной работы школы. Читатель найдет ответы на вопросы: что такое воспитательная работа и коллективная организаторская деятельность; как формировать микроколлективы, подготовить и провести творческие дела на пользу и радость себе и окружающим; что такое общая забота; как педагогический коллектив может осуществлять руководство жизнью единого коллектива школы?

Что было главным в деятельности коммуны имени Макаренко? - Разработка методики организации воспитательного процесса в классном и школьном коллективе на началах творческого содружества поколений. Ведущие положения этой методики изложены в данной брошюре.

14. Фрунзенская коммуна. Книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими самими, с рисунками, которые сделала Галина Скотина, тоже коммунарка. / Сост. С. Соловейчик. – М.: «Дет.лит», 1972. – 176 с.

Увлекательный рассказ о том, какой захватывающей может быть жизнь отряда и дружины, какое счастье приносит совместная работа для людей, забота о друзьях, постоянное стремление к осмысленной жизни. В книге описаны история развития детского коллектива, глубокие педагогические идеи, дается оригинальное описание истории детской организации.

15. Макаренко А.С. Воспитание в советской школе. – М.: «Просвещение», 1966. – 256 с.

В книге собраны воедино и даны в системе основные мысли выдающегося советского педагога Антона Семеновича Макаренко о проблемах воспитания в школе.

Излагается учение о целях и задачах воспитания, раскрывается методика воспитания: проблемы формирования и воспитания единого коллектива учащихся, вопросы дисциплины, мысли о воспитателе, формах и содержании воспитания и педагогическом мастерстве учителя.

16. Крапивин В.П. Трое с площади Карронад. – Свердловск, Средне-Уральское кн. Изд-во, 1981. – 400 с, ил.

Книга писателя повествует о рыцарском понимании законов дружбы, о мужестве и непримиримости к разным формам проявления несправедливости.

Много удивительного можно прочесть в ней о дороге, воспоминаниях и открытиях детства, мальчишках из отряда «Каравелла», парусах, звездном небе…

Особо ценен для нас в этой книге рассказ «Альфа Большой Медведицы», в котором коротко, но очень четко и точно описывается прощальный «огонек» одного из отрядов «Орленка».

17. Папка методических материалов (рекомендаций, сценарных планов и конкретных сценариев) «Отрядные огоньки» (из опыта работы вожатых «Орленка»).


[1] Всероссийский детский центр «Орленок» / Детская энциклопедия: Познавательный журнал для девочек и мальчиков. №6, 2000 г.

[2] Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1998.

 

[3] Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1998.

 

[4] Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 1998.

 

[5] Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. 3-е изд., стер. – М.: Генезис, 2001. – 256 с.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.