В орлятском кругу исполняется песня С. Иванова-Гончарука — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

В орлятском кругу исполняется песня С. Иванова-Гончарука

2017-06-20 327
В орлятском кругу исполняется песня С. Иванова-Гончарука 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аналитический «огонек».

 

«Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора – на них обсуждают прожитый день, проведенное дело, события организационного периода или всей смены, но их объединяет то, что все они являются аналитическими.

Педагогические задачи таких «огоньков»:

- привить навыки самоанализа и коллективного анализа происходящего, коллективного обсуждения;

- научить ребят видеть причины успеха или неудачи с целью дальнейшего избежания подобных ошибок;

- воспитать в ребятах потребность в общении друг с другом, заинтересованность общими делами;

- научить ребят правилам поведения и выступления, искусству разговора;

- формировать необходимость постоянного осмысления собственной жизни, мыслей, поступков и построения перспектив на будущее.

По существу, на этих «огоньках» продолжается знакомство ребят друг с другом и самим собой, поскольку, участвуя в такой (возможно, новой для себя) совместной деятельности, как обсуждение-анализ, каждый узнает себя с необычной стороны.

Приучать подростков к анализу дел, дней, происходящих событий необходимо с самого начала смены. И пусть первые обсуждения продемонстрируют вожатому полное неумение ребят анализировать и говорить, главное в этих «огоньках» – систематичность [9, с.29].

Строить обсуждение можно по схеме: «Что было хорошо?», «Что плохо?», «Что надо сделать?». А можно говорить о значении для отряда в целом и каждого в отдельности прошедшего периода времени, проведенных дел; о том, что каждый сделал для своего отряда, для своей группы, для себя. В чем причины успеха, неудачи? Что можно исправить? Что можно посоветовать тем, кто будет организовывать следующее дело, день, работу группы и прочее. Где и как можно применить полученные знания и опыт?

Ведущими аналитических «огоньков» могут быть не только педагоги, но и сами ребята. В этом случае вожатому необходимо подготовить ведущих, проконсультировать их по всем вопросам и быть им помощником во время «огонька».

На аналитическом «огоньке» вожатый выражает свое мнение через слова и высказывания ребят. Он соглашается с тем, что говорили одни, не соглашается с тем, что говорили другие, поддерживает третьих и т.д. Вожатый цитирует слова детей, ссылается на их мнение, приводит их оценки. В этом случае в подростке крепнет уверенность в том, что его услышали, его суждения значимы, к его мнению прислушиваются; усиливается желание все чаще и чаще анализировать происходящее вместе со всеми.

Итак, что в аналитическом «огоньке» должно быть обязательно и чего не должно быть:

а) выступление, по возможности, каждого члена отряда; б) предложена схема анализа; в) особая форма анализа или особый способ работы (когда нет повторов, детям намного интересней); г) обсуждение и оценка работы командира отряда, или органов самоуправления, или творческой группы и т.д.; д) слова вожатого, обобщающие мысли детей. а) выступлений лишь отдельных ребят; б) обсуждения чисто эмоционального восприятия происходящего; в) обидной критики; г) длинной речи вожатого; д) нерешенных вопросов и проблем по окончании «огонька» (по крайней мере, должен быть намечен некий план действий).

 

Тематический «огонек»

 

Данный вид «огонька» представляет собой «разговор на определенную тему и характеризуется некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием» [9, с.42].

Основу тематического «огонька» составляют технологии диспута, беседы, дискуссии или дискурсии (т.е. обмена мнениями, коллективного размышления на тему, обсуждения какого-либо вопроса, проблемы с целью поиска оптимального решения, включающие или не включающие в себя элементы спора).

Для тематического «огонька» выбирается серьезная, объемная, общественно значимая, актуальная «тема, от которой (или, наоборот, к которой) вы начнете (проведете) свой разговор» [9, с.42].

Вы можете говорить о романтиках, о Человеке с большой буквы, о героях войны и о мире, о добре и зле, о любви и дружбе, подвигах и славе, о молодежи и правах ребенка и т.д. Разумеется, темы «огоньков» этим не исчерпываются, их может быть великое множество.

И, конечно же, необходимо связать обсуждаемую тему с жизнью вашего отряда, вашего детского объединения, с тем, что происходит в жизни детей и подростков в тот или иной момент.

По сути, педагог может продумать и провести целую серию тематических «огоньков» для ребят своего отряда. Или организовать как тематические все «огоньки», включая «огонек» знакомства и «огонек» прощания. Нужно только подобрать актуальную тему для разговора, соответствующую, например, игровому сюжету программы отрядной деятельности.

Образовательный потенциал тематического «огонька» огромен, поскольку подобный «огонек» способствует:

- более глубокому осмыслению подростками имеющихся знаний и жизненного опыта;

- формированию ценностного отношения к предмету обсуждения, уважительного отношения к мнению собеседника;

- формированию мировоззрения, жизненной позиции человека;

- развитию взаимопонимания между членами группы (коллектива);

- развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения, вести коллективный поиск истины.

Для того чтобы «огонек» получился, педагогу (или другим ведущим тематического «огонька», ведь ими могут стать сами ребята) необходимо учесть ряд условий:

а) при выборе темы, отборе содержания и приемов ведения разговора нужно учитывать возрастные особенности, потребности подростков;

б) участники (как дети, так и сам вожатый непосредственно) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;

в) на «огоньке» надо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;

г) педагог (ведущий) должен владеть технологиями дискуссии или дискурсии;

д) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы.

Для решения этой задачи педагог может использовать следующие приемы (предложены в методических рекомендациях к.п.н Морозовой М.И.) [17]:

- Микроисследование, экспресс-опрос (по карточкам).

- Демонстрация аудиовизуального ряда (отрывки из фильмов, слайды, фотографии, прослушивание авторских песен и т.п.).

- Чтение отрывков художественных или публицистических произведений (газета «1 сентября» – «Пушкинские проповеди» Л.И. Маленкова, «Человековедение» - В.А. Сухомлинский «Письма к сыну»).

- Элементы психологического тренинга (Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения).

- Перечисление пословиц и поговорок.

- Примеры из биографии, жизненного опыта великих людей, анализ афоризма.

- Незаконченное предложение (Хорошая жизнь – это…; Чтобы иметь друзей, надо …).

- Анализ факта, события, ситуации.

Во время тематического «огонька» должно идти разностороннее обсуждение проблемы, определение каждым собственного мнения, собственной позиции, соблюдаться правило корректности ведения разговора.

Ведущий «огонька» для получения более эффективного результата может использовать такие приемы ведения диалога, как [там же]:

- Парафраз (краткий пересказ сказанного, если мысль выражена подростком недостаточно четко, запутанно…).

- Стимулирование идей, суждений («О! Это интересная мысль. Давайте подумаем вместе…»)

Технологические правила [там же]:

- не спешить брать на себя роль арбитра в споре,

- не прерывать обсуждение собственными высказываниями («Вожатый говорит не ранее, чем пятый»),

- оперативно определять и заострять противоречия,

- использовать разногласия в суждениях выступающих,

- промежуточное подведение итогов (если поток идей прекратился, но проблема еще не полностью раскрыта)

Приемы расширения мысли [там же]:

- вопросы продуктивного типа: что будет, если…? При каком условии это утверждение будет верно?

- анализ ситуации, суждения, афоризма (должны быть заготовлены заранее).

Приемы корректировки мысли [там же]:

- попросить разъяснить понятие, слово (что ты имеешь в виду, когда говоришь…);

- попросить доказать суждение (при этом можно определить софистическое звено в цепочке рассуждений).

Сигналом к завершению разговора может служить начавшееся повторение суждений. На этом этапе формулируются общие выводы, обобщается сказанное.

Подросткам предлагается минуту помолчать и мысленно ответить на вопросы: «Что дал мне этот разговор? Что я понял, осознал?»

Итак, что в тематическом «огоньке» должно быть обязательно:

а) разностороннее обсуждение темы, проблемы;

б) создание условий для активного высказывания идей, суждений;

в) соблюдение всеми участниками корректности ведения разговора.

 

Конфликтный «огонек»

 

Конфликтный «огонек», или «огонек»-откровенный разговор, – это особый вид «огонька», который проводится не более 1-2 раз в смену.

В коммунарской методике «огонек»-откровенный разговор был одним из самых важных, поскольку на этом «огоньке» не анализировался день или дело, не обсуждались конкретные поступки. «Откровенный разговор» - это «огонек», на котором обсуждался каждый член отряда как личность, давалась общественная характеристика, оценка ему как человеку, товарищу, члену коллектива» [9, с.33].

Подобный «огонек» труден как для детей, так и для вожатого. Детям нелегко преодолеть барьер психологического комплекса «ложного товарищества». Для вожатого нелегко создать такой настрой, чтобы «огонек» не превратился в разбор персональных дел, не стал местом сведения счетов и взаимных обвинений.

В настоящее время в «Орленке» проводятся несколько иные «огоньки» - конфликтные. Необходимость в проведении подобных «огоньков» возникает, когда в отряде, во взаимоотношениях ребят зарождается конфликт, происходит неординарный случай, появляется сложная ситуация. Конечно, вожатый пытается разрешить проблему разными путями: более тщательно продумывает индивидуальную занятость подростков, совместную деятельность, организовывает занятия вместе с психологами и т.д. И в том числе проводит конфликтный «огонек», если приходит к решению, что такой «огонек» нужен его отряду.

В принципе данный «огонек» схож с «откровенным разговором», поскольку и здесь идет обсуждение ситуации, дается оценка поступка. Но только не каждому члену отряда, а непосредственно проблеме, разногласию, ситуации, причинам возникновения и возможным последствиям.

Конечно, так или иначе, на «огоньке» будет идти обсуждение ребят, причастных к возникновению конфликта. Здесь также возможно прикосновение к чрезвычайно сложной и ранимой области индивидуального самосознания ребенка – его самооценке. Потому подобный «огонек» готовится с особой тщательностью.

«Опыт показывает, что наиболее продуктивен и содержателен будет «огонек», когда у отряда есть «эталон» для сравнения, для обсуждения. Возможно, так и родился «этический рассказ» (или «легенда», как мы говорим в обиходе)» [9, с.34].

Очень важна тональность разговора. Всегда следует напоминать, что обсуждают не человека, а его поступок, подчеркивая тем самым, что самого человека не приравнивают к поступку, что важны те мотивы, из-за которых поступок был совершен.

Вожатому (а этот «огонек» ведет только он!) необходимо чутко ловить каждое слово и при необходимости повернуть разговор в нужное русло, не допуская обидной критики, взаимных оскорблений, выяснения отношений.

Подобный «огонек» всегда должен заканчиваться на оптимистичной ноте, конструктивно. А это значит, что по выявлении всех причин возникновения конфликта должны быть продуманы пути их устранения, пути разрешения проблемы. Участники должны прийти к общему мнению, как поступить в дальнейшем, что делать всем и каждому. Каждый должен осознать степень личной ответственности за возможные последствия.

Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в конфликтном «огоньке»:

а) особая тональность разговора; б) «легенда», пример или обозначение примерных путей выхода из сложившейся ситуации; в) обсуждение по принципу «свободного микрофона»; г) естественность в организации и проведении (ни в коем случае подобный «огонек» не должен быть просто надуман вожатым). а) разбора «персональных» дел; б) сведения счетов, взаимных оскорблений, необузданной критики.

 

«Огонек» прощания

 

Это последний «огонек» в вашем отряде. К нему мысленно готовятся и ребята, и вожатые за несколько дней до окончания смены. Особому эмоциональному состоянию способствует атмосфера предстоящей разлуки. Все чаще звучат слова: последний, заключительный, прощальный.

Прощальный «огонек» имеет свою специфику, отличающую его от всех других «огоньков», свои особенности:

- «отряд находится на высшей точке своего развития как коллектив. Близкая разлука окрашивает взаимоотношения в теплые и трогательные тона» [9, с.46];

- специфический, эмоциональный фон, на котором проходит «огонек» прощания. Последний «огонек» как «старт новой жизни отряда уже за пределами лагеря. Создание именно такого эмоционального настроя – одна из главных задач «огонька» прощания» [9, с.47];

- содержание разговора. Это не просто ответы на вопросы: что было хорошего, плохого и прочее. Это разговор о том, что сделал каждый представитель отряда, каким он стал, что в нем изменилось, что и как будет у каждого из ребят после «Орленка».

Но как простроить такой «огонек», какие методы, приемы использовать, в каком плане, в каком эмоциональном «ключе» повести разговор?

Найти ответы на все эти вопросы предстоит вожатому самому, поскольку прощальный «огонек» он также готовит сам, это тоже его подарок отряду.

Если «огонек» прощания проводится в виде тематического «огонька», то это могут быть формы «огонька-мечты», «огонька-фантазии». Все обсуждение строится в плане значения прошедших дней, проведенных дел для «послеорлятской» жизни. На таком «огоньке» велик удельный вес песен, можно слушать музыку, читать лирические стихи, рассказывать легенды, притчи.

На прощальном «огоньке» вручаются только орлятские значки или маленькие сувенирчики на память от вожатого, от ребят друг другу. Медали, грамоты, дипломы, буклеты и т.д. вручаются на итоговом сборе отряда.

Зачастую на прощальном «огоньке» отряд договаривается о будущей встрече и о переписке. Это очень ответственный момент. По существу так обсуждается форма существования отряда после разъезда. Не каждому ребенку удается легко перенести момент расставания. А на прощальном «огоньке» в ребенке зарождается мысль, что он не останется один. Он сможет переписываться с ребятами и вожатыми, делиться мнениями и суждениями, жизненными планами и глубоко личными тайнами. Он может встретиться со своими друзьями, приехать в гости. Подобные мысли помогают легче отнестись к моменту расставания. А собственно, почему только лишь мысли? Ведь во многих случаях так и бывает на самом деле.

Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в прощальном «огоньке»:

а) настрой оптимизма; б) атмосфера сдержанной грусти (иногда на прощальных «огоньках» дети тихо плачут, но вожатый не должен допускать громких рыданий и истерик); в) ритуал вручения орлятских значков (после обсуждения каждого ребенка); г) размышления над дальнейшей перспективой (договоренность о встрече, переписке, пожелания). а) поспешного разговора; б) беспринципной раздачи значков и формального обсуждения (пусть лучше вовсе не будет обсуждения, и каждый подросток сам решит – достоин он звания «орленка» или нет, почему, что можно сделать, как можно помочь и т.д.); в) нескончаемого потока слез.

 

Итак, мы рассмотрели основные виды «огоньков», которые являются традиционными для вожатых «Орленка» в настоящее время. Конечно, невозможно описать все то, что необходимо продумать педагогу, прежде чем вести своих детей на «огонек». Невозможно описать все способы и методы, с помощью которых ведется тонкая нить разговора. У каждого вожатого в арсенале есть свои находки, мысли, приемы.

Остановимся на том, что должен сделать педагог при подготовке к «огонькам», что необходимо продумать, приготовить, о чем позаботиться.

1. Выбор темы, предмета разговора. Определение главной мысли, основного вывода.

2. Сбор содержательного материала (сборники стихов, песен, афоризмов, кинофильмы, видеофильмы, слайды, примеры из жизни и т.д.).

3. Группировка материала, составление сценарного плана «огонька». Выбор приемов введения в тему разговора. Определение вопросов для обсуждения, приемов активизации мышления подростка, расширения мысли.

4. Выбор и подготовка места проведения, необходимого реквизита.

5. Выбор способов предварительной подготовки каждого подростка и отряда в целом к предстоящему «огоньку» (прогулка, рассказ легенды, музыкальный час, КТД, встреча с интересным человеком, написание писем и т.д.)

6. Определение способов создания благоприятной обстановки на «огоньке»: соответствующее оформление места; рассадка по кругу (подготовка заранее стульев, лавочек, бревен, матрацев и пр.); распевка (песни, близкие к теме «огонька», предмету разговора) или соответствующее музыкальное оформление; доброжелательный тон общения.

Кроме того, для успешного проведения «огонька» вожатому необходимо:

а) хорошо знать материал, то, о чем он собирается говорить, даты, имена людей и т.д.;

б) придумать интересную форму, интересный способ ведения разговора и приемы активизации детей;

в) перед началом «огонька» оценить ребят, их физическое состояние, настроение и соответственно этому утвердиться в плане проведения дела (изменить место, продолжительность, что-то добавить или убрать в разговоре);

г) если «огонек» проводится с привлечением каких-либо гостей, необходимо заранее предупредить этих людей (договориться о месте, времени, о предмете разговора) и подготовить самих ребят;

д) по возможности приготовить заранее небольшие сувенирчики, подарки, сюрпризки для всех участников «огонька»;

е) помнить, что оптимальная продолжительность «огонька» - не более 1-1,5 часов;

При построении разговора можно придерживаться следующей схемы (предложена Щурковой Н.Е.) [6]:

«пролог» - момент установления контакта, введение в тематику «огонька», в суть разговора, создание необходимой установки, расположенности к совместному действию;

«инструкция» - сообщение условий взаимодействия, правил разговора, поведения каждого участника;

«действие» - собственно разговор на «огоньке», определенная деятельность;

«кульминация» - обозначение главного вывода, обобщение сказанного, отражение момента практического выхода из ситуации;

«рефлексия» - возвращение к переживаниям, самочувствию, посетившим в ходе «огонька» мыслям, к выводу, который сделал каждый для себя.

 

«Огонек» - это особое общение взрослого и ребенка. Все то, что происходит на «огоньке»: коллективное обсуждение, коллективный анализ, самоанализ, коллективный разговор – обладает величайшей силой воздействия.

«Создается привычка рассматривать личную и коллективную жизнь и работу; видеть не только конечный результат, плохой или хороший, но и причины, от которых зависел успех или неуспех; рассматривать организацию дел и жизнедеятельности коллектива, отношение каждого к происходящему и т.д.» [7, с.55].

Улучшается самочувствие каждого в коллективе. Формируется оптимальная самооценка, оценка человеком своих сил и возможностей, способностей и дарований, определенная жизненная позиция.

Потому так непросто придумать, организовать и провести «огонек». На одном главное это, на другом – другое. А может, главное – планы на будущее, или откровенный разговор, или разговор на определенную тему, или присутствие особого гостя. «Огонек» - всегда «огонек». И как не похожи «огоньки»: знакомства и прощания, начала, середины или конца смены!

Но из всего сказанного можно сделать вывод, что воспитательная возможность «огонька», этой подлинно педагогической находки, может превратиться в действительность лишь при условии системности его использования и соблюдения основных его правил и традиций.

 

О том, как соблюдаются традиции «огоньков» вожатыми детских лагерей «Орленка» летом 2003 года.

       
 
   
Часть 2. Подробнее о современных «огоньках»  
 

 


Елена Лаврентьева, «Солнечный»

Мой дом

«огонек» знакомства

Давайте домами дружить!

Кирпичными и крупноблочными,

Кооперативными, прочными –

Любыми, в которых нам жить!

Давайте дружить!

Цель: формирование позитивного отношения подростков друг к другу, расширение представлений подростков о себе, предоставление возможности всем участникам лучше понять других ребят, познакомиться с ними поближе.

Оборудование: свечи, листы бумаги, мольберты или подставки, их заменяющие, разноцветные карандаши, фломастеры, маркеры, буквы «Мой дом – моя…», стулья по кругу.

Фонограммы: «Дом» Е. Куменко, «Мой дом летает…» В. Долиной, «Пожелание» и «Песенка об открытой двери» Б. Окуджавы, «Маленький принц» М. Таривердива и Н. Добронравова.

Ход дела:

Вступительное слово ведущего о назначении встречи.

Мы не будем говорить об обыкновенных домах, в которых живем, речь пойдет о «Я» каждого из нас.

Давайте попробуем увидеть себя с непривычной точки зрения. Мы слишком часто навешиваем на себя ярлыки и с неудовольствием обнаруживаем, что играем надоевшие роли, что мы уже не живые люди, а удобные для окружающих типы, и это сильно осложняет нам жизнь и общение с людьми.

Каждый участник рисует дом – видимый (внешний) образ своего «Я».

Ведущий:

У каждого человека есть свое представление о себе – снаружи и издалека – его представительский фасад для предъявления разнообразной публике. Как велико здесь разнообразие вариантов!

Один дом – это набор праздничных огней, другой – настойчиво сер и, как в осажденном городе, накрыт маскировочной сеткой. Чей-то дом сделан добросовестно и со вкусом.

А какой фасад у вашего дома? Он гармоничен, ярок, с хорошей отделкой? Или вял и невыразителен?

Изобразите дом - образ «внешнего» себя, каким вы его представляете, какой он, на ваш взгляд, есть.

Давайте нарисуем дом,

Чтоб на окне свеча горела,

Чтобы друзья пришли на свет,

Чтоб песни радостные пели,

Для нас без песен дома нет.

Давайте нарисуем дом,

Где б на окне цветы стояли,

Где все придумаем мы сами,

А вечером за крепким чаем

Беседу с вами проведем.

Давайте нарисуем дом,

Чтоб без замков там были двери,

Чтоб если власть,

То власть доверья,

Иначе мы не проживем.

Давайте нарисуем дом.

Ирина Головина, Кострома

Участники отождествляют себя с каким-либо домом, рисуя его на листе бумаги. Можно при этом использовать абстрактные формы и краски (15-20 минут).

После этого участники вновь садятся в круг и располагают свои рисунки перед собой так, чтобы окружающим было их хорошо видно.

Ведущий:

Получилась целая Улица. Улица наших достопримечательностей. Каждый дом зовет насладиться своей отделкой, манит внутрь. Так и каждый из нас интересует других людей, с нами хотят познакомиться, узнать поближе.

 

Каждый дом интересен по-своему, радует глаз своей красотой, изобретательностью архитектуры, живописной отделкой. Но пока окна этого дома темны, он пуст и чужд нам, в нем нет солнца, в нем нет жизни. Ведь без света, без солнца, мы не можем жить. Так давайте попробуем осветить наши дома, зажечь в них маленькое солнышко.

Около каждого изображения участники зажигают свечи.

Теперь, привлеченные фасадом, люди стремятся попасть внутрь дома, насладиться его загадочностью, открыть внутренние сокровищницы. Человек подошел к вам и соприкоснулся с вашим «Я» – останется ли он рядом с вами?

- Кому вы открываете свои Двери? И много ли людей рвутся к вам?

- Какой он, ваш Дом? Что находится в его комнатах, какая обстановка в них?

- Для кого вы готовы провести экскурсию по залам и комнатам, коридорам и каморкам своего Дома?

- Бывают ли двери Дома наглухо закрытыми?

- Расскажите о внутренних чудесах и тайнах вашего Дома. Пустите нас погреться у вашего солнышка.

- Стоит ли ваш Дом в одиночестве или рядом с другими домами? Чьи эти дома?

Каждый участник показывает всем свой рисунок

и описывает себя от имени своего дома, в первом лице.

Эта техника приводит к пониманию очень важных вещей:

«Я - дом с крепкими мощными стенами. Но у меня много распахнутых окон, и мои двери никогда не запираются. Мне кажется, что в моем доме не хватает еще одного этажа…» Когда каждый расскажет о своем доме,

то есть фактически о себе, начинается общий разговор.

 

- Какие Дома вам кажутся надежными, вызывают чувство защищенности и доверия?

- Что в этих Домах вас удивило и показалось необычным?

- Как вы ощущали себя, когда рисовали?

- Что вы чувствовали, когда отождествляли себя с Домом?

- Чей Дом произвел на вас особенно сильное и приятное впечатление?

- О ком вы узнали нечто новое? И т.д.

Ведущий:

Дом ваш постоянно достраивается. Завтра он будет отличаться от вчерашнего, а за год его фасад и внутреннее убранство могут измениться до неузнаваемости. Но остов, фундамент, опоры вашего Дома всегда постоянны, и он не будет похож ни на какой другой Дом.

Ваш Дом не потеряет высоты и не покачнется, потому что построен он не на болоте, а на холме посреди мира. Небо над ним ясно, и прекрасные дороги расходятся во все стороны от него. Дом богат, и все, допущенные в него, получают от вас в дар столько, сколько они смогут унести! Спасибо!

Мой ладный, бедный, старый дом!

В твоих просторных коридорах

Молчание застыло в шторах –

Оно хозяйничает в нем.

В том зале, обращенном вдаль,

Где много лет никто уж не был,

Стоит расстроенный рояль,

А утром в окнах входит небо.

А ваш Дом нельзя назвать бедным, ведь в нем побывало уже много людей.

 

Оксана Данилова, «Олимпийский»

 

Я расскажу вам про себя

«огонек» знакомства

Цель: сформировать у ребенка представление об отряде и о своем месте в этом отряде.

Задачи: познакомить детей с традициями доброго отношения к песне, вечернего «огонька» и речевки, с правилами поведения на «огоньке».

Идея: ребенок через выбранный предмет рассказывает о себе, своем характере, принимаемых им общечеловеческих ценностях.

Необходимое оборудование: свечи, игрушки, краски, кисти, книги, значки, фотографии и т.п., магнитофон, гитара.

Подготовка: заранее готовится место для «огонька», необходимо сделать так, чтобы каждому ребенку было удобно сидеть. Вокруг свечи (костра) разложены различные предметы, звучит музыка.

Ход дела:

Дети выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, приходят на «огонек».

После того как все удобно расположились вокруг костра,

исполняется песня Инны Касимовой «Баллада» или любая другая вечерняя песня.

 

Вожатые дарят ребятам традицию доброго отношения к песне:

Во Всероссийском детском центре «Орленок» сложилось много интересных традиций. Одна из них особенная – традиция доброго отношения к песне…

Эта традиция заключается в бережном отношении к песне: надо знать песню, уважать людей, ее написавших; тактично относиться к содержанию и характеру песни – знать место и время для исполнения каждой песни; учиться не кричать песни, а петь, не начинать песню, если ее не знаешь, допевать песню до конца.

Не оскорбите песню пустотой,

От грубости ее оберегите.

Дарите голос сердца ей живой,

Любовь свою и нежность ей дарите.

Не оскорбите песню пустотой.

А. Горин

Вожатый рассказывает о традиции «огонька»:

- В бархатном южном небе вспыхивают звезды, а навстречу им зажигаются земные звездочки – костры, вокруг которых собираются орлята на свой вечерний разговор.

«Огонек» - так называют они это время. Разговор на «огоньке» идет неспешно, каждый, кто хочет высказаться, говорит. Всякая мысль уважаема. Кто-то промолчит сегодня, но в следующий раз непременно скажет свое слово, потому что сама жизнь в «Орленке», атмосфера открытости и доверия помогают человеку преодолеть собственную неуверенность.

«Огоньки» бывают разные: «Расскажи мне о себе» (знакомство), «Расскажи мне обо мне» (прощальный), «Анализ дня», «Анализ прожитой недели», «Огоньки-сюрпризы».

«Огонек» не только костер. Это искорка заинтересованности каждого совместными делами, настроением и проблемами друзей, теплота дружеских взаимоотношений.[1]

Мы вечерней порой

Снова вместе сидим у костра,

По дорогам чудес

Нас уводят в мечты фантазеры…

И вихрастый герой

Удивляться готов до утра,

И плывут в тишине

Над орлятским костром разговоры.

Борис Першуткин

Вожатый еще раз называет правила «огонька»:

- Говори вполголоса, внимательно слушай, не перебивай;

- Критикуй не с целью оскорбить, а помочь и посоветовать;

- Откровенность – это норма разговора на «огоньке»;

- Никому нельзя запретить говорить или заставить разговаривать;

- На «огонек» никто не опаздывает, но и не уходит с него раньше других;

- Никто не рассказывает, не передает никому услышанное на «огоньке».

Вожатый демонстрирует ребятам различные предметы.

Любой предмет может многое рассказать о человеке, которому он принадлежит. Например: краски и кисточка – символ творчества, фантазии, желание сделать жизнь вокруг ярче, красочнее.

Вожатый рассказывает о себе через определенный предмет, задавая тон.

После чего, по кругу, высказываются все ребята.

Методическое пояснение [2].

Основой данного «огонька» является тренинговое упраж­нение «Человек в вещах и предметах». Цель этого упражнения – увидеть «человеческое присут­ствие» в вещи; рассмотреть предмет сквозь призму Человека. В этом случае предмет выступает не как внешний объект, не как «безгласная вещь», а наоборот, он представляет собой «выразительное и говорящее бытие».

Ребенку предлагают ответить на вопрос «Кто ты?» не напрямую, вместо этого используется предмет, принесенный с собой, который может достаточно точно охарактеризовать его личностные особенности.

Идея описать себя обычно очень импонирует подростку, находящемуся в поисках самого себя, выстраивающего свое поведение напряженно, отчаянно, бравируя смелостью, пряча робость, нарушая иногда границы дозволен­ного лишь по незнанию общепринятых норм поведения.

Основная доминирующая задача – научить подростков видеть Человека там, где непосредственно он не проявляется как личность. Кроме этого, такой разговор расширяет эмоциональ­ный опыт детей, содействует накоплению богатых эмоцио­нальных связей ребенка с окружающими людьми.

В начале упражнения чрезвычайно важным является созда­ние атмосферы доверия, взаимной доброжелательности, де­ликатного отношения друг к другу.

Во время упражнения осознанно не затрагиваются глубинные личностные вопросы, хотя глубина откровений будет зависеть исключительно от желания самого ребенка поделиться чем-то личным. Но, благодаря разговору, ребенок сможет понять, насколько он хорошо знает себя, насколько верно его воспринимают окружающие.

Вожатый говорит свои пожелания отряду на смену:

 

Желаю вам счастливого пути,

Мои друзья, моя надежда, вера.

Без сожаленья открываю двери,

Желаю вам счастливого пути.

Я знаю: солнце путь вам осветит,

И вы дойдете, вы придете к цели.

Так будьте вечны, счастливы и целы.

Желаю вам счастливого пути.

Вожатый рассказывает о вечерней речевке.

Многие традиции "Орленка" 60-х годов сохранились до наших дней. Одной из самых любимых у современных ребят-орлят является традиция вечерней речевки.

День отшумел, и ночью объятый

Лагерь зовет уснуть.

Доброй вам ночи, девчата-орлята!

Доброй вам ночи, ребята-орлята!

Завтра нам снова в путь.

А впервые появилась вечерняя речевка летом 1963 года. Ее автор - вожатый дружины "Солнечная" Сергей Сафонов, впоследствии ставший главным врачом "Орленка".

 

Ребята исполняют одну из вечерних песен, произносят речевку.

С «огонька» отряд уходит цепочкой.

 

Вероника Коваленко, «Солнечный»

 

Небесное зеркало

«огонек» анализа организационного периода

 

Цель: диагностика ожиданий подростков от пребывания в «Орленке», заявка индивидуальных целей каждого на период смены, создание теплой дружеской атмосферы, знакомство с одной из форм коллективного анализа.

Оборудование: коряга, свечи, звезды, вырезанные из бумаги по количеству детей в отряде, шкатулка, буквы, карандаши, фонограмма.

Ход дела:

Песня О. Дриза и А Суханова «Зеленая карета»

Ведущий:

Давным-давно-предавно вместо неба было огромное Зеркало, в котором отражалась вся Земля – с горами и лесами, морями и пустынями, облаками и птицами. И люди, глядя на небо, могли увидеть и себя, и своих соседей, и все, что им вздумается… Если, конечно, была хорошая погода!

После работы любили они посидеть возле дома на завалинке и поглядеть на другие страны и народы и узнать, как здоровье дальних родственников, или просто передать привет жителям соседних континентов. И не было на земле ни вражды, ни подозрительности, ни войн. Все жили в мире и согласии, и матери не боялись отпускать детей далеко от дома. Ведь стоило только выглянуть из окна и посмотреть наверх… и если случалось, что кто-то совершал зло, то долго потом он не смел поднять глаз к небу.

И жила в те давние-предавние времена на горе Арарат большая глупая горилла, которой и в голову не приходило посмотреть на небо. Целыми днями высматривала она путников, проходивших внизу, и швырялась в них сверху финиками и бананами. Люди, конечно, знали об этом, но не обращали на нее внимания.

И вот однажды горилла с горы Арарат от нечего делать посмотрела наверх. И увидела прямо над собой Гориллу, сидевшую на небе. Глупая горилла, сидевшая на небе, тоже запустила фиником и попала земной глупой горилле прямо по голове. Глупая горилла рассвирепела, схватила огромный камень и, вскарабкавшись на вершину горы, швырнула его с такой силой, что камень долетел до неба…

И разлетелось Небесное зеркало на миллион сверкающих осколков. И рассыпались они по небу миллионом сверкающих звезд. Поглядели на небо люди и ничего в нем не увидели: ни себя, ни своих соседей, ни далеких стран и народов. И появилось на земле одиночество, подозрительность и вражда. И если кто-нибудь совершал зло, то не боялся уже смотреть на небо.

Давным-давно висело над землей Небесное Зеркало. Так давно, что никто этого и не помнит. Но до сих пор ясными вечерами выходят жители Земли из домов и долго зачарованно смотрят в мерцающее звездное небо, словно надеясь в нем что-то увидеть.

Ведущий:

Перед вами множество звездочек, возможно, осколков того Небесного зеркала. И сейчас мы с вами попытаемся увидеть в них с


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.229 с.