Дидактические основы проектирования профессионально-ориентированных технологий обучения в вузе — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Дидактические основы проектирования профессионально-ориентированных технологий обучения в вузе

2017-06-20 548
Дидактические основы проектирования профессионально-ориентированных технологий обучения в вузе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С овладения преподавателем основами проектирования и конструирования технологии обучения начинается новое педагогическое мышление. Оно предполагает четкость дидактических целей, обучение в контексте будущей профессиональной деятельности, структурированность преподаваемого учебного материала, ясность методического языка, обоснованность в управлении познавательной деятельностью обучающихся. В то же время эта работа предполагает формирование у педагога технологического видения процесса обучения, его особенностей и специфики, в соответствии с предметным содержанием преподаваемой учебной дисицплины.

Под проектированием как видом профессиональной деятельности педагога следует понимать разработку им соответствующего проекта технологии обучения – дидактического описания педагогической системы, реализация которой предлагается в рамках учебного процесса. Конструктивная деятельность преподавателя связана с отбором, композицией, разработкой учебного материала, т. е. с созданием материального основания для осуществления разработанного проекта на практике.

Под профессионально-ориентированной технологией обучения следует понимать технологию, обеспечивающую формирование у обучающихся значимых для их будущей профессиональной деятельности личностных качеств, а также значений, навыков, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей по предназначению.

По мнению П.И. Пидкасистого, в основу обучения специалистов в вузе должен быть заложен принцип самообучения. Реализация его всецело зависит от организации обучающимися самостоятельной познавательной деятельности. Для этого важно, как справедливо отмечается в многочисленных работах по дидактике высшей школы, чтобы студент владел умениями:

-самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками;

-работать с этой информацией в удобное для него время;

-отбирать, конструировать необходимые и достаточные способы познавательной деятельности, адекватные целям и задачам учения;

-применять добытые, усвоенные и усваиваемые знания в ходе решения разнообразных реальных проблем социальной и профессиональной значимости;

-взаимодействовать с преподавателями по наиболее значимым и сложным вопросам усваиваемого фрагмента учебного курса;

-постоянно в ходе работы над учебным курсом возвращаться к пройденному, изучая его каждый раз с новых позиций и более глубоко.

Вот почему с позиции преподавателя, его функций в системе вузовского обучения самостоятельная работа выступает для него и для студента как средство организации, педагогического руководства, управления учебно-познавательной деятельностью студента, которую они осуществляют в общей структуре процесса подготовки высококвалифицированных кадров, основанного на интерактивном обучении.

К основным признакам учебно-познавательной деятельности студентов относят:

1.Внешние, включающие в себя планирование обучаемыми своей работы, выполнение заданий без подробного инструктажа и непосредственной помощи преподавателя.

2.Внутрениие, выраженные в проявлении студентами самостоятельности и творческой активности при решении поставленных перед ними учебно-познавательных задач, проходя при этом все уровни учебно-познавательных действий: от воспроизведения задания по образцу до частично-поисковых и даже исследовательских действий.

3.Общие:

а) наличие учебно-познавательной (или производственно-практической) задачи, выступающей в виде учебной, практической или иной проблемы;

б) проведение студентами самокорректировки и усовершенствования результатов учения;

в) наличие в учебном задании полноценного в гносеологическом и дидактическом отношении материала, усвоение которого способствует развитию обучающегося как личности.

Указанные признаки должны, по мнению многих исследователей, детерминироваться такими характеристиками как:

-современность – стремление к совершенствованию дидактического процесса с учетом уменьшения разрыва между новейшими достижениями в научной мысли, производстве и их отражение в дисциплинах и методиках обучения;

-интегративность – синтез получаемых знаний в области фундаментальных, гуманитарных и прикладных наук;

-оптимальность – попытка достичь учебно-воспитательных целей при наименьших затратах силы, времени и средств;

-научность – отказ от формального, интуитивного определения содержания, методов и форм обучения и переход к глубокому научно-обоснованному анализу образовательного процесса.

При разработке заданий для самостоятельной работы преподаватели должны руководствоваться требованием профилирования своей дисциплины в соответствии с получаемой специальностью. Таким образом, профилирование заданий предусматривает в равной мере их прикладной характер, связанный со спецификой будущей профессии и методологические особенности, связанные с формированием профессионального мышления.

Все вышеизложенное позволяет сформулировать ряд четких требований к профессиональной ориентации дисциплины в вузе:

-отбор и изложение материала должны обеспечивать достижение целей, изложенных в квалификационной характеристике, и понимание прикладного значения данной дисциплины для своей профессии;

-материал заданий должен быть методологичен, осознаваем и служить средством выработки обобщенных умений;

-в теоретической части любой дисциплины должно быть выделено фундаментальное ядро знаний; выявление и демонстрация множественных связей между ядрами помогут создать в сознании студентов научную картину мира и современную методологию познания;

-при составлении задач и заданий следует формулировать их содержание в контексте специальности, а также учить студентов формированию мысленной модели объекта.

Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего профессионального образования рассматриваются как система психологических, общепедагогических, дидактических процедур взаимодействия педагогов и студентов с учетом их способностей и склонностей, направленную на реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, будущей деятельности и профессионально важным качествам специалистов.

Исходными данными для проектирования профессионально-ориентированных технологий выступают образовательные и профессиональные стандарты с учетом целей и содержания обучения. Позитивный потенциал и творческие возможности личности, которые могут получить свое развитие только в условиях комфортности обучения, также должны быть учтены педагогом.

Методика профессионально-ориентированного обучения студентов предполагает:

-учет межпредметных связей;

-ориентацию на индивидуальные возможности студентов;

-тесную взаимосвязь теории и практики;

-контроль и коррекцию аудиторной и самостоятельной работы студентов;

-возможность видоизменять, варьировать соотношение объема и последовательности выполнения заданий;

-опору на достижения дидактики, отражающие взаимосвязанную деятельность педагогов и студентов.

По мнению Дмитренко Т., важнейшими характеристиками профессионально-ориентированных технологий являются:

-результативность, когда высокий результат достигается каждым студентом; экономичность, когда в единицу времени эффективно усваивается большой объем учебного материала без больших затрат и усилий со стороны как преподавателя, так и обучаемого;

-психогигиеничность (эргономичность), когда обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления;

- создание высокой мотивации к изучению предметов, что позволяет выявить и совершенствовать лучшие личностные качества студентов, раскрыть их резервные возможности.

Вопросы для самоконтроля.

1. Каковы условия и признаки технологизации процесса обучения в вузе?

2.В чем проявляется системность технологий обучения?

3.Из каких компонентов состоит технология обучения?

4.На каких принципах строится проектирование технологий обучения?

5.Каковы сравнительные характеристики традиционных и инновационных технологий обучения?

6.В чем заключаются основные характеристики коммуникативных технологий обучения?

7.Каков педагогический потенциал игровых технологий?

8.При каких психолого-педагогических условиях эффективны кейс-технологии?

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.