Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-06-20 | 470 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В жизни современной высшей школы лекцию часто называют горячей точкой. Основная дидактическая цель ее — формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Слово «лекция» имеет в основе латинское слово lectio — чтение. Лекции появились еще в Древней Греции, получив свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века.
С развитием печатного дела и распространением книги лекция не утратила своего значения для высшего образования.
Широко применялась лекция в первых университетах России. Яркие страницы в развитие лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М. В. Ломоносов, по достоинству ценивший значение живого слова преподавателя. Он считал необходимым систематически и настойчиво учиться «красноречию», под которым разумел «искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной мнению», и поэтому советовал «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов».
С середины XIX в. по мере роста научных и технических знаний, развития производства стала ощущаться потребность введения в университетах практических занятий, стимулирующих самостоятельность и активность студентов. Взгляд на лекцию стал изменяться. Начали раздаваться голоса за сокращение лекций, поскольку основное назначение их — вводить студента в соответствующую область знаний и готовить их к самостоятельному изучению материала по книгам.
В доводах противников лекций, несомненно, есть доля истины. Вместе с тем опыт высшей школы показал, что отказ от лекций может привести лишь к снижению научного уровня подготовки студентов, нарушению системности и равномерности в их работе в течение семестра. Поэтому лекция продолжает оставаться в настоящее время ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной мере могут быть преодолены при правильной методике и рациональном построении всего лекционного курса.
|
В учебном процессе высшей школы складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения студентов не может быть заменена никакой другой. Так, при отсутствии учебников и учебных пособий чаще всего по новым, складывающимся курсам лекция выполняет функцию основного источника учебной информации. Эту же функцию выполняет лекция в тех случаях, когда новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в учебниках или изложен в устаревшей трактовке. Некоторые, разделы и темы курсов особенно трудны для самостоятельного изучения по учебникам и учебным пособиям и требуют методической переработки, которую и осуществляет лектор. В случаях, когда по основным проблемам курса в пособиях и научных статьях излагаются спорные и разноречивые концепции, лекция необходима, чтобы дать объективную оценку различных подходов и трактовок.
Наконец, лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие на студентов с целью убедить, повлиять на формирование их взглядов; можно смело утверждать, что лекция, прочитанная лектором без интереса, не может оказать сколько-нибудь ощутимого влияния на студентов.
Лектор высшей школы не может забывать, что студентам, особенно младших курсов, свойственна известная «приподнятость», оптимистичность настроения, жажда знаний соединена в них со стремлением к ярким краскам и образам. Разумеется, эмоциональная окраска лекции должна естественно сочетаться с глубоко научным содержанием, это и создает в конечном итоге гармонию мысли, слова и настроения слушателей. Опыт показывает, что для студенческой молодежи привлекательно содержание лекций, окрашенных в яркие тона. И это касается как предметов общественного, гуманитарного цикла, так и естественных дисциплин.
|
Хорошая вузовская лекция — это творческое общение лектора с аудиторией, эффект такого общения, как правило, в познавательном и эмоциональном отношении выше, чем чтение студентами соответствующего текста. В лекции есть особые, присущие только ей качества, которые могут оказывать сильнейшее, неповторимое влияние на слушателей. Кроме того, нельзя не подчеркнуть, что лекции являются весьма экономным способом получения в обобщенном виде основ знаний, ориентировки в учебном материале.
Сообщаемый на лекции новый учебный материал хорошо осваивается студентами, если он активизирует мыслительную деятельность. Поэтому главное в лекции — вызвать активное внимание слушателей, движение их мысли вслед за мыслью лектора.
По силе впечатления, общего воздействия на студентов лекционный способ передачи учебного материала пока все еще незаменим никаким другим методом в силу воздействия личности лектора, его контакта с аудиторией. От преподавателя зависит, чтобы в лекции были с возможной полнотой использованы все потенциальные возможности этой ведущей формы организации познавательной деятельности студентов, приобщения их к системе научного мышления и к научной школе лектора.
Некоторые преподаватели считают, что дидактика чтения лекций в вузе заключается в том, чтобы знать хорошо свой предмет и ясно его излагать. Следует заметить, что само требование «ясности изложения» является сложной педагогической проблемой. Ясность в преподавании может быть достигнута при соблюдении необходимых условий, и важнейшими среди них выступают сознательность и активность учащихся, наглядность и последовательность в процессе преподавания, твердость усвоения учебного материала и т. п.
Лекции по своей структуре могут отличаться друг от друга в зависимости от содержания и характера излагаемого материала. Однако всегда полезно придерживаться некоторых общих методических положений. Прежде всего это сообщение слушателям плана лекции, строгое следование которому затем является обязательным. В план обычно включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые впоследствии могут быть использованы при составлении экзаменационных билетов.
|
Полезно напомнить студентам вопросы, которые рассматривались на прошлых лекциях, связать их с новым материалом, указать на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук. Дальнейшее раскрытие темы лектора может осуществлять как на ряде примеров, фактов, постепенно подводя слушателя к научным выводам, т. е. следуя индуктивным путем, так и дедуктивно, т. е., начиная с разъяснения и истолкования общего положения с последующим показом возможности его приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его интонацией и повторением. В конце всей лекции полезно подвести итог тому, что студенты узнали на данной лекции.
Специфические требования предъявляются - к каждому виду вузовской лекции. Так, лекции вводного характера должны ознакомить студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин, изучаемых будущими специалистами, содержать краткий обзор курса. Лектор в такой лекции не только определяет предмет и метод излагаемой науки, но и ставит научные проблемы,- выдвигает гипотезы, намечает перспективы развития науки и выходы в практику. Очень важно именно во вводной лекции связать теоретический материал с общественной практикой, с личным опытом студентов и практикой их будущей работы, назвать имена в истории науки, своеобразные вехи ее развития, ограничить данную науку, в то же время указать на связь ее с другими, смежными.
В вводной лекции целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом: дать характеристику учебника и учебных пособий, рекомендуемых к курсу, ознакомить выборочно со списком обязательной литературы, рассказать об экзаменационных требованиях и других видах занятий, которые будут дополнять курс. Такое введение помогает студентам представить общее содержание и структуру курса, ориентирует их на. систематическую работу над лекциями и специальной литературой, знакомит с методами работы над курсом.
|
Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или всего курса, должны отражать основное содержание всех теоретических положений, составляющих научно-понятийную основу данного курса, исключая второстепенный материал и детализации.
Обзорная лекция — это не краткий конспект основных положений прочитанного лекционного курса, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, четко оформленный в виде системы, запоминается лучше и допускает более широкий перенос на новые ситуации, чем сумма тех же фактов, поданных несистемно. В обзорной лекции полезно выделить и четко рассмотреть особо трудные и сложные вопросы, включенные в экзаменационные билеты.
Важнейшая задача для вузовского лектора — эффективная организация работы студента на лекции, в основе которой лежит активный процесс, включающий слушание, понимание, осмысление материала и преобразование полученной информации в форму краткой записи, помогающей быстро восстановить основное содержание прослушанной лекции.
Вузовский преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты записывают основные положения его лекции, это помогает им внимательно слушать, лучше запоминать и иметь на руках некоторые опорные вехи, облегчающие последующую самостоятельную работу по учебнику при подготовке к семинарскому или практическому занятию, затем к экзамену. Чтобы запись велась осмысленно, т. е. студенты не только понимали что говорит лектор, но и успевали каждое сказанное положение обработать, сочетая слушание лекции с ведением записей, требуется помощь преподавателя. Это и акцентированное изложение материала лекции, т. е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением более важной, существенной информации, и использование пауз, применение иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий, а также в случае необходимости предварительное обучение методике записи лекций, правильному графическому расположению и оформлению записи: вычленению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамки и т. п.
Во многих случаях возникает необходимость оценить качество лекции. Специально выделенные для оценки вопросы могут помочь преподавателю самому дать оценку своей лекции как в целях ее совершенствования, так и в отдельных случаях для выявления причин потери интереса слушателей. Подобные вопросы полезны и в качестве плана обсуждения открытых лекций, позволяя дать оценку содержанию лекции, методике ее чтения и мастерству лектора. Ряд таких узловых моментов, которые могут составить канву для оценивания подготавливаемой или прочитанной лекции, выделила Т. А. Ильина.
|
Содержание лекции. Научность, соответствие современному уровню развития науки. Активизация мышления, проблемность — проблемное начало лекций, выдвижение проблемных вопросов и показ противоречий по ходу- лекции; ознакомление с историей научного поиска; показ различных концепций и точек зрения; выдвижение проблем для самостоятельного исследования и т. д. Связь с жизнью, показ практической значимости областей применения на практике. Содержание лекции и содержание учебника — излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы; дается ли задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т. д. Указание на связь с предыдущими лекциями и с последующими темами или разделами курса, внутрипредметные связи. Указание на связь с другими курсами — межпредметные связи.
Методика чтения лекций. Четкая структура лекции и логика изложения — наличие плана, строгое следование ему, отклонение от плана и т. п. Сообщение литературы к теме — в начале лекции, по ее ходу или в конце; дается обязательная и дополнительная литература или только обязательная; оценка правильности выбора рекомендованной литературы и т. п. Доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование приемов закрепления — повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения и т. п.; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции и т. п. Использование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО). Применение лектором опорных материалов при чтении лекции — текст, конспект, отдельные записи, свободное чтение без опорных материалов и т. п.
Руководство работой студентов. Требование вести запись и контроль за выполнением этого требования. Обучение студентов методике ведения записей, оказание им помощи в этом — изменение темпа, медленный темп при выделении материала, подлежащего записыванию, паузы для записи, вычерчивания графиков и т. п. Просмотр конспектов лекций — во время, после лекции, на семинарских или практических занятиях. Использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, шутки, экскурсы в смежные области, замечания. Разрешение задавать вопросы лектору — в процессе лекции, после лекции, в письменной форме, устно и т. п.
Лекторские данные. Знание предмета. Эмоциональность. Голос, дикция. Ясность, правильность речи. Внешний вид. Умение держаться перед аудиторией. Умение видеть и чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт.
Результаты лекции. Информационная ценность лекции. Воспитательное воздействие. Достижение дидактических целей.
Вопросы для самоконтроля.
1.Каковы общие характеристики методов обучения в вузе?
2.Почему существуют различные классификации методов обучения в вузе?
3.Чем определяется использование инновационных методов обучения?
4.Какие методы относятся к методам контекстного обучения?
5.Каковы основные функции лекции в вузе?
6.Как развивается лекционная форма в условиях информатизации обучения?
7.Каковы критерии и признаки развития практических занятий в вузе?
8.В чем заключаются психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия преподавателя и студентов на различных видах занятиях?
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!