II. Анималистические образы в творчестве Чингиза Айтматова — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

II. Анималистические образы в творчестве Чингиза Айтматова

2017-06-20 3578
II. Анималистические образы в творчестве Чингиза Айтматова 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Содержание

Введение …………………………………………………………………… C.

I. Анималистические традиции в литературе ………………………….

 

1.1 Классификация анималистической литературы…………………… С..

1.2Специфика анималистических традиций в литературе Казахстана в контексте кочевого образа жизни и древнетюркской мифологии……….С.

 

II. Анималистические образы в творчестве Чингиза Айтматова

2.1 Анимализм ранней прозы Ч.Айтматова…............................................. С.

2.2 Специфика мифологем Ч.Айтматова. Волки как символ апокалипсиса природы……………………………………………………………………….С.

2.3 Анимализм прозы Чингиза Айтматова конца XX - начала ХХI веков: «Тавро Кассандры», «Когда падают горы»………………………………………… С.

 

Заключение …………………………………………………………………..С.

Список использованной литературы…………………………………… С.

 

РЕФЕРАТ

Объем дипломной работы –

Использованных источников –

Тема: Анималистические образы и их функции в поздней прозе Чингиза Айтматова.

Ключевые термины: анимализм, образ, писатель-натуралист, мотив, рассказ, реалистический жанр, психология животных.

Цель работы:

- выявить и исследовать специфику художественного изображения животных в поздних произведениях Чингиза Айтматова - в романе «Плаха», «Тавро Кассандры», «Когда падают горы».

Задачи исследования:

- рассмотреть истоки анималистической литературы и ее традиции;

- исследовать творчество Чингиза Айтматова с целью выявления художественной специфики изображения животных в его позднем творчестве;

- выявить средства и способы познания внутреннего мира и психологии животных в произведениях Чингиза Айтматова;

- определить место произведений Ч.Айтматова в анималистической литературе.

Объект исследования: анималистические образы в поздних произведениях Чингиза Айтматова.

Предмет исследования: специфика художественного изображения образов животных в анималистической прозе Ч.Айтматова, в частности, образов снежного барса, волка, верблюда и китов.

Методика исследования: исследование анималистических образов в прозе Чингиза Айтматова осуществлено с помощью комплексной системы методов интерпретации художественного текста: структурно-семантического, историко-функционального, мотивного и биографического методов. В основе методологии - целостный подход к творчеству писателя, сочетающий в себе элементы сопоставительного и типологического анализа. Основной методологический инструментарий включает такие понятия как анимализм, образ, писатель-натуралист, мотив, психология животных и др.

Методы и приемы исследования: биографический, мотивный, структурно-семантический, культурно-исторический, сравнительно-типологический.

Полученные результаты: выявлены особенности художественного изображения животных в позднем творчестве Ч.Айтматова, позволившие сделать вывод о том, что вселенная, природа и человек в книгах писателя становятся единым, неразделимым целым, органически соотносятся между собой.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из нескольких подразделов, зaключeния и cпиcкa иcпoльзoвaннoй литepaтypы.

 

ABSTRACT

The theme of thesis: Animalistic images and their functions in the late prose of Chingiz Aitmatov.

Key words: animalism, image, writer and naturalist, motive, novel, realistic genre, animal psychology.

Objective: To study the specificity of animal images in Ch.Aitmatov’s prose;

- To study and reveal the specificity of the animals’ artistic imagery in Chingiz Aitmatov’s later works such as the novel “Плаха”, «Тавро Кассандры», «Когда падают горы».

Objectives of research:

- to consider the origins of animalistic literature and its traditions;

- to clarify features of the "realistic" animalistic genre development in literature;

- to investigate Ch.Aitmatov’s creativity and identify the specifics of art images;

- to identify Ch.Aitmatov’s ways and means of animal’s internal world cognition, animal psychology in the works;

- to determine the role of Ch.Aitmatov’s works in animalistic literature of Kazakhstan

Object of research: animalistic images in the late prose of Ch.Aitmatov.

Subject of research: The Specificity of the artistic image of animal images in the animalistic prose of Ch. Aitmatov, in the formed snow leopard, wolves, camel and whales.

Methods of the research: The study of animalistic imagery in Chingiz Aitmatov's prose is carried out with the help of a complex system of methods for interpreting literary texts (structural-semantic, historic-functional and biographical methods). A holistic approach to the writer's work, combining elements of comparative and typological methods of analysis is the basis of the methodology. The basic methodological tools include concepts such as animalism, imagery, writer, naturalist, motive, story, realistic fiction, animal psychology.

Methods and techniques of research: biographical research method, motive, structural-semantic, cultural and historical, comparative-typological methods.

Achieved results: the peculiarities of animal images in the works of Ch.Aitmatov analyzed collections and stories devoted to the study of animal psychology, place of works of Ch.Aitmatov in animalistic Kazakh literature, the synthesis of science and literature in the work of the writer.

The results of the research: Features of the animal imagery in Chingiz Aitmatov’s works, the significance of his works in the Kazakhstani animalistic literature as well as the synthesis of science and literature in the writer's works have been revealed as a result of the research.

Structure of the work: graduation work consists of an introduction, two chapters, conclusion and bibliography.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Устойчивый интерес к познанию животного мира способствовал возникновению анималистической литературы как особого жанра. Репрезентация животных в анималистической литературе имеет два основных подхода: «антропологическое» и «зоологическое». Кульминацией в развитии анимализма как подхода к познанию животных следует считать возникновение в конце XIX века в литературе Канады реалистического рассказа о диких животных, ознаменовавшего появление новых принципов их репрезентации в художественной литературе. У истоков реалистического или «зоологического» жанра в анималистической литературе стоял канадский писатель Э. Сетон-Томпсон, посвятивший свое творчество изображению животных как реалий природного мира.

Важное место анималистические образы имели и в творчестве Чингиза Айтматова. Имя Чингиза Торекуловича Айтматова известно не только на его родине, в Киргизии, но и далеко за ее пределами. Произведения Айтматова переведены более чем на пятьдесят языков мира, книги его разошлись миллионными тиражами.

Творчество Айтматова с самого начала получило высокую оценку современников. Любое произведение вызывало множество рецензий и отзывов на страницах самых популярных журналов. В современном айтматоведении существует целый ряд серьезных монографических исследований, освещающих художественный мир писателя как в целом, так и более частные проблемы его творчества. Изучение наследия киргизского писателя ведется по нескольким направлениям: философская проблематика, проблемы психологизма, проблемы поэтики и стиля, взаимосвязи литератур, художественный перевод, нравственно-эстетические взгляды писателя и др.

Монографические работы П.Глинкина, В.Воронова, В.Левченко - это первые попытки целостного осмысления творческого пути Ч.Айтматова. Они представляют собой анализ эволюции идейно-художественного содержания произведений Айтматова с акцентировкой внимания на жанр, стиль и поэтику.

Указанные работы исследователей охватывают ранее творчество Ч.Айтматова: рассказы и первые повести («Джамиля», «Лицом к лицу», «Тополек мой в красной косынке», «Верблюжий глаз», «Первый учитель» и «Прощай, Гульсары!»). Уже в них представлены важнейшие проблемы, творческий потенциал Айтматова. Являясь представителем национальной литературы, писатель в то же время органично вливается в русскую литературу и через нее выходит на мировой уровень. Вместе с тем корни айтматовского мастерства прежде всего в родной тюркской, а затем уж в русской культуре.

На начальном этапе осмысления творчества Айтматова писатели, литературоведы и критики отмечали, что его проза стала подлинным образцом мастерства, она внесла весомый вклад в развитие советской многонациональной литературы, обогатила ее в процессе межлитературного взаимодействия и взаимовлияния. В первую очередь, конечно же, отмечалось, что писатель поднял развитие киргизской литературы на новый высокий уровень. О вкладе Айтматова в развитие жанра повести писал, в частности, А. Исенов, отметивший, что писатель «создал в киргизской литературе жанр социально-психологической повести» [1, 4]. Т. Давыдова, также высоко оценивая творчество писателя, подчеркивает, что «мощный талант Чингиза Айтматова обогатил киргизскую повесть, раздвинул ее жанровые рамки и возможности, прировняв их к возможностям романа<.> Его поиски и открытия были подхвачены и разработаны (конечно, по-своему) идущими вслед за ним поколением писателей. Не случайно в советской критике появился новый термин "Школа Айтматова"» [2, 7]. Произведения Айтматова не принадлежат только киргизской литературе, они вышли на уровень мировой литературы, о чем писал в 1976 году литературовед А.Сайфулаев в своей работе «Проблемы поэтики, жанра, стиля» [3, 4].

Высоко оценивали современники и вклад писателя в русскую литературу. В пятидесятые - шестидесятые годы ХХ в. своими ранними повестями, принесшими ему мировую славу, Айтматов органично вливается в когорту традиционалистов-экологов. Несомненно, в этот период талант прозаика развивался и вбирал достижения так называемой «деревенской прозы». В русской литературе в эти годы доминировала психологическая проза с ее ориентацией на философское осмысление общества и цивилизации. Обращение писателей- «деревенщиков» к «судьбе человеческой», к проблеме связи поколений, сохранение и передача духовного опыта определили то обстоятельство, что в 70-е годы Айтматов «заявляет о себе как о писателе, способном сочетать обостренные социально-исторические начала с художественно-философским осмыслением краеугольных проблем человеческого бытия», по мнению известного исследователя Е. Озмителя [4, 14].

Об Айтматове сегодня пишут во всем мире. Библиография работ о нем вполне может составить солидный том. В ней, кроме статей, которым, буквально, нет числа, обнаруживаем немалые, количество фундаментальных работ, книг. И вот среди этого калейдоскопа критических работ, статей, книг, в дипломной работе мы остановились на исследованиях творчества Ч.Айтматова таких критиков как: Владимира Воронова, Коркина, Кенешбека Асаналиева, В.Левченко. Так же использованы статьи, рецензии, беседы критиков Л.Лебедевой, В.Ковикова, Ю.Лукина, Ф.Медведева, Л.Калашникова, А.Адамовича, Ф.Кузнецова, С.Истратова, А.Карпова, А.Латыниной, В.Чубинского и др.

Особо хочется уделить внимание книге публицистики Чингиза Айтматова «Статьи, выступления, диалоги, интервью». Это страстное из глубины сердца идущее слово человека, художника, размышляющего о войне и мире, о времени и о себе, о том, как человеку человеком быть

Важно помнить, что и неповторимая стилистика, и своеобразная характерология, и изображение внутреннего мира героев непосредственно через мир природы, - все это не есть нечто просто заимствованное Айтматовым из эпоса и использованное как комплекс приемов, как сумма частных уроков, извлеченных из киргизской фольклорной сокровищницы.

Изучив большое количество литературы об Айтматове, о его творчестве, надо сказать, что литературоведы затрагивали в основном анималистические образы в ранних произведениях, которые принесли писателю мировую известность. Поэтому были рассмотрены образы животного мира и их функции в поздних произведениях писателя: «Тавро Кассандры» и «Когда падают горы» (Вечная невеста), которые несомненно вызывают интерес.

Человечество, обеспокоенное своими отношениями с природой, в такой же степени, как и отношениями людей друг с другом, в лице Айтматова обрело голос удивительной силы и своеобразия, голос, который звучит тем более неповторимо и единственно, что питаем неиссякаемым родником жизни своего народа.

 

 

Заключение

Писатели-анималисты художественно доносят до читателя великое эстетическое воздействие мира дикой природы на человека. Природа является важным источником формирования истинно человеческих эмоций, в том числе чувства прекрасного. Через созерцание представителей мира дикой природы происходит приобщение человека к извечным тайнам бытия и мироздания, к непреходящим этико-эстетическим ценностям.

Художники-анималисты подчеркивают, что предметом изображения являются реальные представители мира дикой природы – волки, тигры, лисы – с характерными для своего вида особенностями поведения. В то же время вышеназванные образы – это не только реальные животные, но еще и образы-символы, символы самой Природы, жизненных Первооснов, характеризующих особый, кочевой образ пребывания в мире.

Имя Чингиза Айтматова известно не только на его родине, в Киргизии, но также в России и далеко за ее пределами. Произведения Айтматова переведены более чем на пятьдесят языков мира, книги его разошлись миллионными тиражами. Интерес этот обусловлен, с одной стороны, актуальностью затрагиваемых им проблем, и тем, что автор через национальное стремится показать общечеловеческое; с другой стороны, Айтматов интересен как явление киргизской (тюркской по генезису) и мировой литературы. Творчество Айтматова с самого начала получило высокую оценку современников. Любое произведение вызывало множество рецензий и отзывов на страницах самых популярных журналов. Важное место анималистические образы имели в творчестве Чингиза Айтматова.

Писатель показывает мир диких животных с различных точек зрения: и как реальное окружение человека, и как эстетический объект, и как средство раскрытия человеческого характера, и, наконец, как образы-символы. А все они, животные, лишь жертвы моральной деградации человечества согласно убеждениям писателя. Последовательно и с яркой художественной выразительностью писатель проводит в своих произведениях мысль о том, что освобождение животного мира, положение которого усугублялось еще и неспособностью к активному сопротивлению, полностью в руках человеческого сознания.

Подобное утверждение о необходимости полного изменения общественного сознания не раз звучало в русской и зарубежной литературе, но Айтматов заявляет об этом через изображение жизни животных, их чувств, их эмоционального заряда. Необычный показ духовной сути волков обусловливает и новое понимание их характеров, а психологический анализ характеров приводит к мысли, что животный мир - значительно более сложное явление, чем это представляется на первый взгляд, и он таит в себе возможности нравственного самосовершенствования и обновления. Образ волка, собаки, которые выполняют самые различные функции - от защитной, как в использованной Айтматовым версии мифа, до враждебной. Образ волков олицетворяет несчастье, несет за собой тревогу за погибающую по вине человека природу. В «Плахе», носит иной смысл: Акбара и Ташчайнар совершенны, чисты в помыслах, наделены самыми человеческими качествами.

В последние годы своей творческой деятельности Чингиз Айтматов представил вниманию читателей такие произведения, как «Тавро Кассандры» (1994) и «Когда падают горы» (Вечная невеста, 2006)

Чингиз Айтматов всем содержанием романа «Тавро Кассандры» утверждает: мы, люди, живущие на этой планете, должны пересмотреть свое отношение к природе, к себе, должны выходить за пределы своей страны в решении глобальных проблем современности. Именно потому Ч.Айтматов намеренно переносит действие романа в далекую Америку, а оттуда - в Россию.

С помощью образов китов Айтматов показывает весь эсхатологизм современной действительности.

Таким образом, раздвигая временные и национальные границы, при помощи анималистических образов китов и совы писатель утверждает единство и общность главных человеческих проблем (независимо от того, в какой части света это происходит), из которых он вычленяет самую главную проблему самой жизни на земле - ее продолжение, рождение человека. И в этом романе писатель не изменил своему привычному стилю: животный мир является индикатором жизни на земле, первым реагируя на все происходящее (киты).

Чингиз Торекулович скрупулезно собирал материал об образе жизни снежных барсов, их привычках и повадках. И ярким результатом этого стало произведение «Когда падают горы» (Вечная невеста), как неопознанный мир этих гордых властелинов горных высот. Писатель сумел (опять, в который раз!) нерасторжимо связать жизнь дикой природы с миром людей, вновь поразив своих читателей.

Идейно- художественная сила произведений Айтматова в диалектическом единстве Вселенной и Человека в бездонности мыслей и чувств. Нет человека без Природы, Вселенной и нет Природы, Вселенной без человека. Эти мысли на разный лад высказывались мудрецами во все века, но Ч.Айтматов вновь и вновь по- своему обновляет и напоминает людям эти непреложные истины.

Самая важная роль в этом принадлежит образам животных. Вселенная, Природа и человек в книгах писателя становятся единым, неразделимым целым, органически соотносятся между собой.

В вечные вопросы бытия Чингиз Айтматов сумел вдохнуть новое дыхание во многом благодаря анималистическим образам.

Список литературы

1. Исенов А.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: Искусство, 1957. – 170 с.

2. Давыдова Т.Г. Современная киргизская повесть. Фрунзе, 1989.

3. Большая советская энциклопедия. Т.2. – М., 1970. – 632 с.

4. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: Искусство, 1957. – 170 с.

5. Михельсон А.Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. – Спб., 1865. -235 с.

6. Большой толковый словарь русского языка: [А-Я] / Рос. акад. наук, Ин-т. kингвист. исслед.; [Авт. и рук. проекта, сост., гл. ред. С. А. Кузнецов]. – СПб.: Норинт, 1998. – 358 c.

7. Борисов А.А. Описание природы как средство обеспечения коммуникативно-прагматической когерентности художественного текста в эпоху романтизма//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 60. – C. 31-32.

8. Караковский А.В. Искусство психологического изображения в русском народном поэтическом творчестве // Фольклор как искусство слова. – М., 1969. – С. 12-13.

9. Lutts R. The Wild Animal Story: Animals and Ideas /R. H. Lutts. The Wild Animal Story: Animals and Ideas. (Philad., Temple U. P., 1998). – PP. 12-13.

10. Lucas A. Introduction / Roberts C. The last barrier and other stories. –Toronto (Mclelland & Stewart), 1958. – 125 p.

11. Буре С. Рассказы из жизни животных: по Брэму, Полю Бер, Роменсу и др. / Сост. С. Буре. – Киев, Харьков: Ф.А. Иогансон, 1899. – 187 с.

12. Roberts C. The kindred of the wild. A book of animal life by Charles G.D. Roberts. Livingston Bull, Boston Page, 1902. – PP. 21-22.

13. Киплинг Р. Книга джунглей: [Текст]: сборник / Р. Киплинг; [пер. с англ. Е. Чистяковой-Вэр]. – М: Мир книги: Литература, 2010. – 412 с.

14. Кант И. Собрание сочинений в 8-ми томах. Т.5. – М.: Чоро, 1994. – 308 с.

15. 3оля Э. Полное собрание сочинений / Под ред. М.В. Лучицкой. Т. 45. – Киев: Б.К. Фукс, 1922-1924. – 192 с.

16. 3оля Э. Экспериментальный роман // Собрание сочинений в 26 томах. Т. 24. – М., 1966. – 358 с.

17. Ааrпе-Thompson А. The types of the Folktale/A classification and bibliography. 2-nd Rev. – Helsinki, 1961 (FF Communications. №184).

18. Мелетинский Е.М. Миф и сказка // Фольклор и этнография. – Л., Книга 1970. – 184 с.

19. Веселовский А.Н. Статьи о сказке. / Веселовский А.Н. Собр. Соч. в 16-ти томах: Т. 16. М. – Л., 1938. – 112 с.

20. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки. – М., 1965. – 103 с.

21. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. [Сост. ред., и прим. Путилова Б.Н.]. – М.: Наука, 1976. – 207 с.

22. Аникин В.П. Искусство психологического изображения в сказках о животных // Фольклор как искусство слова. М., 1969. – С. 32-33.

23. Гаспаров М.Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий). – М., 1971 г. – 127 с.

24. Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова / Жуковский В.А. Собр. соч. в 4-х томах: ТАМ. – Л., I960. – 502 с.

25. Бобров В. А. Русские народные сказки о животных: Исслед. / Владимир Бобров. – Варшава: тип. Варш. учеб. окр., 1909. – 87 с.

26. Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстет, реакции / Л. С. Выготский. - 5. изд., заново свер. с ориг., испр. и доп. – М.: Лабиринт, 1998. – 526 с.

27. Виндт Л. Басня как литературный жанр. Поэтика. – Л., 1927. – 102 с.

28. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос. акад. наук. Ин-т науч. информ. по обществ, наукам; Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М.: Интелвак, 2001. – 146 с.

29. Микушевич В. Карнавал бытия / Средневековый бестиарий. – М., 1984. – 246 с.

30. MacDonald R.H. The Revolt against Instinct: The Animal Stories of Seton and Roberts // Canadian Literature, no.84 (Spring 1980).

31. Mighetto L., Science, Sentiment and Anxiety: American Nature Writing at the Turn of the Century // Pacific Historical Review 54 (February 1985).

32. Jolee A. L'homme et animal. – Paris. 1877. – 298 p.

33. Сетон-Томпсон Э. Серебристая лисица / Э. Томпсон-Сэтон; пер. А. Гретман. – Москва: Изд-во И.Д. Сытина, 1910. – 182 с.

34. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. – М.: Высшая школа, 1990. – 358 с.

35. Айтматов Ч. Иссык-Кульский форму: Ростки нового мышления II Культура и жизнь.-1987.-№2.-С. 21.

36. Айтматов Ч. Как слово наше отзовется / Беседа с Ч.Айтматовым о романе «Плаха» / Записал Н.Анастасьев II Дружба народов. -1987. № 2. - С. 234-246.

37. Айтматов Ч. Лицом к лицу II Лит. Киргизстан. -1989. № 3. - с. 6-71.

38. Айтматов Ч. Материнское поле. Прощай, Гульсары! Повести / Ч.Айтматов; Рис. П.Пинкисевича. М.: Дет. л-ра. 1984. - 224 е., ил.

39. Айтматов Ч. Мерить дни делами II Сов. Киргизия. -1981. 23 февр.

40. Айтматов Ч. Мир стоит на пороге своего преобразования II Лит. Киргизстан. -1987.-№ 7. С. 92-98.

41. Айтматов Ч. Нет мира в рощах нейтралитета II Правда. -1986. 2 марта.

42. Айтматов Ч. О неизменном в меняющемся мире. Известия, № 117, 27 апреля, 1986, с. 3.

43. Айтматов Ч. Окрыленное время II Известия. -1983. 3 янв.

44. Айтматов Ч. Память, устремленная в будущее / Публ. и комментарий

45. B.Коркина II Смена. -1982. № 18. - С. 2-4.

46. Айтматов Ч. Первый учитель. Повесть /Ч.Айтматов: пер. с кирг. А.Дмитриевой; Рис. К.Безбородова. М.: Дет. л-ра, 1984. - 93 е., ил.

47. Айтматов Ч. Планета у нас одна II Сов. культура. -1987. 3 ноября. - С. 5.

48. Айтматов Ч. Плаха. Роман / Авт. послес. Г.Гачев. Ф.: Кыргызстан, 1987. - 320 с.

49. Айтматов Ч. Плача на коленях, восстать во гневе! II Известия. 1985. -7 июля.

50. Айтматов Ч. Повести и рассказы / Пер. с кирг. / Худож. В. Т. Рогачев. -3-е изд. Фрунзе: Кыргызстан, 1973. - 620.

51. Айтматов Ч. Повести. Рассказы. Публицистика / Сост. В.Ф. Коркина. М.: Правда, 1985.-528 с.

52. Айтматов Ч. Повести. Рассказы. Публицистика / Сост. В.Ф. Коркина; Ил. В.ВЛукашова. М.: Правда, 1985. - 528 е., ил.

53. Айтматов Ч. Политика, обращенная к истинным идеалам гуманизма // Культура и жизнь. -1984. № 4. - С. 2.

54. Айтматов Ч. Потребность в новом видении мира II Известия. 1987. -20 июня.

55. Айтматов Ч. Разум в ядерной осаде II Правда. -1985. 4 февр.

56. Айтматов Ч. Разум и жизнь II Лит. газета. -1984. -19 дек. С. 1.

57. Айтматов Ч. Ранние журавли. Повесть / Ч.Айтматов; Худож. А.С. Оста-шев. Фрунзе: Кыргызстан, 1976. - 96 е., ил.

58. Айтматов Ч. Роман главный носитель художественной мысли II Дон. -1984.-№1.

59. Айтматов Ч. Собрание сочинений: В 3-х т. / Вступ. Ст. Н.Потапова, с. 5-38. М.: Мол. Гвардия, 1982. -1984.

60. Айтматов Ч. Совесть не может молчать: Беседа с Ч.Айтматовым / Записал В.Ниязматов II Коме, правда. -1983. -16 окт.

61. Айтматов Ч. Созвездие культур II Юность. -1983. № 3. - С. 73-77.

62. Айтматов Ч. Солдатенок. Рассказ. Фрунзе: Мектеп, 1974. -18 с. с ил.

63. Айтматов Ч. Статьи, диалоги, выступления, интервью. М.: Прогресс, 1988.-340 с.

64. Айтматов Ч. Точка присоединения. Вопросы литературы, 1976, № 8, с. 14.

65. Айтматов Ч. Уберечь секвойи от СОИ II Лит. газета. -1986. № 1. - 1янв.

66. Айтматов Ч. Цена жизнь II Лит. газета. -1986. -13 авг. - С. 4.

67. Айтматов Ч. Цена прозрения: Беседа с писателем / Записал Ф.Медведев //Огонек.-1987.-№ 28.-С. 4-9.

68. Айтматов Ч. Час слова: Диалог о мире / Записал В.Коркин II Дружба народов. -1982. № 12. - С. 244-254.

69. Айтматов Ч. Это вдохновляет II Лит. газета. -1983. 7 ноября. - С. 3.

70. Айтматов Ч. Эхо мира. Повести. Рассказы. Публицистика / Сост. В.Коркина. М.: Правда, 1985. - 528 с.

71. Айтматов Ч., Новиченко Л. Неизбежность гармонии. Лит. газета, 1973, 1 янв., с. 4-5.

72. Айтматов Ч., Юдковская Е. Надеюсь жизнь рассудит II Лит. обозрение. -1987.-№11.-С. 39-44.

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………… C.

I. Анималистические традиции в литературе ………………………….

 

1.1 Классификация анималистической литературы…………………… С..

1.2Специфика анималистических традиций в литературе Казахстана в контексте кочевого образа жизни и древнетюркской мифологии……….С.

 

II. Анималистические образы в творчестве Чингиза Айтматова

2.1 Анимализм ранней прозы Ч.Айтматова…............................................. С.

2.2 Специфика мифологем Ч.Айтматова. Волки как символ апокалипсиса природы……………………………………………………………………….С.

2.3 Анимализм прозы Чингиза Айтматова конца XX - начала ХХI веков: «Тавро Кассандры», «Когда падают горы»………………………………………… С.

 

Заключение …………………………………………………………………..С.

Список использованной литературы…………………………………… С.

 

РЕФЕРАТ

Объем дипломной работы –

Использованных источников –

Тема: Анималистические образы и их функции в поздней прозе Чингиза Айтматова.

Ключевые термины: анимализм, образ, писатель-натуралист, мотив, рассказ, реалистический жанр, психология животных.

Цель работы:

- выявить и исследовать специфику художественного изображения животных в поздних произведениях Чингиза Айтматова - в романе «Плаха», «Тавро Кассандры», «Когда падают горы».

Задачи исследования:

- рассмотреть истоки анималистической литературы и ее традиции;

- исследовать творчество Чингиза Айтматова с целью выявления художественной специфики изображения животных в его позднем творчестве;

- выявить средства и способы познания внутреннего мира и психологии животных в произведениях Чингиза Айтматова;

- определить место произведений Ч.Айтматова в анималистической литературе.

Объект исследования: анималистические образы в поздних произведениях Чингиза Айтматова.

Предмет исследования: специфика художественного изображения образов животных в анималистической прозе Ч.Айтматова, в частности, образов снежного барса, волка, верблюда и китов.

Методика исследования: исследование анималистических образов в прозе Чингиза Айтматова осуществлено с помощью комплексной системы методов интерпретации художественного текста: структурно-семантического, историко-функционального, мотивного и биографического методов. В основе методологии - целостный подход к творчеству писателя, сочетающий в себе элементы сопоставительного и типологического анализа. Основной методологический инструментарий включает такие понятия как анимализм, образ, писатель-натуралист, мотив, психология животных и др.

Методы и приемы исследования: биографический, мотивный, структурно-семантический, культурно-исторический, сравнительно-типологический.

Полученные результаты: выявлены особенности художественного изображения животных в позднем творчестве Ч.Айтматова, позволившие сделать вывод о том, что вселенная, природа и человек в книгах писателя становятся единым, неразделимым целым, органически соотносятся между собой.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из нескольких подразделов, зaключeния и cпиcкa иcпoльзoвaннoй литepaтypы.

 

ABSTRACT

The theme of thesis: Animalistic images and their functions in the late prose of Chingiz Aitmatov.

Key words: animalism, image, writer and naturalist, motive, novel, realistic genre, animal psychology.

Objective: To study the specificity of animal images in Ch.Aitmatov’s prose;

- To study and reveal the specificity of the animals’ artistic imagery in Chingiz Aitmatov’s later works such as the novel “Плаха”, «Тавро Кассандры», «Когда падают горы».

Objectives of research:

- to consider the origins of animalistic literature and its traditions;

- to clarify features of the "realistic" animalistic genre development in literature;

- to investigate Ch.Aitmatov’s creativity and identify the specifics of art images;

- to identify Ch.Aitmatov’s ways and means of animal’s internal world cognition, animal psychology in the works;

- to determine the role of Ch.Aitmatov’s works in animalistic literature of Kazakhstan

Object of research: animalistic images in the late prose of Ch.Aitmatov.

Subject of research: The Specificity of the artistic image of animal images in the animalistic prose of Ch. Aitmatov, in the formed snow leopard, wolves, camel and whales.

Methods of the research: The study of animalistic imagery in Chingiz Aitmatov's prose is carried out with the help of a complex system of methods for interpreting literary texts (structural-semantic, historic-functional and biographical methods). A holistic approach to the writer's work, combining elements of comparative and typological methods of analysis is the basis of the methodology. The basic methodological tools include concepts such as animalism, imagery, writer, naturalist, motive, story, realistic fiction, animal psychology.

Methods and techniques of research: biographical research method, motive, structural-semantic, cultural and historical, comparative-typological methods.

Achieved results: the peculiarities of animal images in the works of Ch.Aitmatov analyzed collections and stories devoted to the study of animal psychology, place of works of Ch.Aitmatov in animalistic Kazakh literature, the synthesis of science and literature in the work of the writer.

The results of the research: Features of the animal imagery in Chingiz Aitmatov’s works, the significance of his works in the Kazakhstani animalistic literature as well as the synthesis of science and literature in the writer's works have been revealed as a result of the research.

Structure of the work: graduation work consists of an introduction, two chapters, conclusion and bibliography.

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Устойчивый интерес к познанию животного мира способствовал возникновению анималистической литературы как особого жанра. Репрезентация животных в анималистической литературе имеет два основных подхода: «антропологическое» и «зоологическое». Кульминацией в развитии анимализма как подхода к познанию животных следует считать возникновение в конце XIX века в литературе Канады реалистического рассказа о диких животных, ознаменовавшего появление новых принципов их репрезентации в художественной литературе. У истоков реалистического или «зоологического» жанра в анималистической литературе стоял канадский писатель Э. Сетон-Томпсон, посвятивший свое творчество изображению животных как реалий природного мира.

Важное место анималистические образы имели и в творчестве Чингиза Айтматова. Имя Чингиза Торекуловича Айтматова известно не только на его родине, в Киргизии, но и далеко за ее пределами. Произведения Айтматова переведены более чем на пятьдесят языков мира, книги его разошлись миллионными тиражами.

Творчество Айтматова с самого начала получило высокую оценку современников. Любое произведение вызывало множество рецензий и отзывов на страницах самых популярных журналов. В современном айтматоведении существует целый ряд серьезных монографических исследований, освещающих художественный мир писателя как в целом, так и более частные проблемы его творчества. Изучение наследия киргизского писателя ведется по нескольким направлениям: философская проблематика, проблемы психологизма, проблемы поэтики и стиля, взаимосвязи литератур, художественный перевод, нравственно-эстетические взгляды писателя и др.

Монографические работы П.Глинкина, В.Воронова, В.Левченко - это первые попытки целостного осмысления творческого пути Ч.Айтматова. Они представляют собой анализ эволюции идейно-художественного содержания произведений Айтматова с акцентировкой внимания на жанр, стиль и поэтику.

Указанные работы исследователей охватывают ранее творчество Ч.Айтматова: рассказы и первые повести («Джамиля», «Лицом к лицу», «Тополек мой в красной косынке», «Верблюжий глаз», «Первый учитель» и «Прощай, Гульсары!»). Уже в них представлены важнейшие проблемы, творческий потенциал Айтматова. Являясь представителем национальной литературы, писатель в то же время органично вливается в русскую литературу и через нее выходит на мировой уровень. Вместе с тем корни айтматовского мастерства прежде всего в родной тюркской, а затем уж в русской культуре.

На начальном этапе осмысления творчества Айтматова писатели, литературоведы и критики отмечали, что его проза стала подлинным образцом мастерства, она внесла весомый вклад в развитие советской многонациональной литературы, обогатила ее в процессе межлитературного взаимодействия и взаимовлияния. В первую очередь, конечно же, отмечалось, что писатель поднял развитие киргизской литературы на новый высокий уровень. О вкладе Айтматова в развитие жанра повести писал, в частности, А. Исенов, отметивший, что писатель «создал в киргизской литературе жанр социально-психологической повести» [1, 4]. Т. Давыдова, также высоко оценивая творчество писателя, подчеркивает, что «мощный талант Чингиза Айтматова обогатил киргизскую повесть, раздвинул ее жанровые рамки и возможности, прировняв их к возможностям романа<.> Его поиски и открытия были подхвачены и разработаны (конечно, по-своему) идущими вслед за ним поколением писателей. Не случайно в советской критике появился новый термин "Школа Айтматова"» [2, 7]. Произведения Айтматова не принадлежат только киргизской литературе, они вышли на уровень мировой литературы, о чем писал в 1976 году литературовед А.Сайфулаев в своей работе «Проблемы поэтики, жанра, стиля» [3, 4].

Высоко оценивали современники и вклад писателя в русскую литературу. В пятидесятые - шестидесятые годы ХХ в. своими ранними повестями, принесшими ему мировую славу, Айтматов органично вливается в когорту традиционалистов-экологов. Несомненно, в этот период талант прозаика развивался и вбирал достижения так называемой «деревенской прозы». В русской литературе в эти годы доминировала психологическая проза с ее ориентацией на философское осмысление общества и цивилизации. Обращение писателей- «деревенщиков» к «судьбе человеческой», к проблеме связи поколений, сохранение и передача духовного опыта определили то обстоятельство, что в 70-е годы Айтматов «заявляет о себе как о писателе, способном сочетать обостренные социально-исторические начала с художественно-философским осмыслением краеугольных проблем человеческого бытия», по мнению известного исследователя Е. Озмителя [4, 14].

Об Айтматове сегодня пишут во всем мире. Библиография работ о нем вполне может составить солидный том. В ней, кроме статей, которым, буквально, нет числа, обнаруживаем немалые, количество фундаментальных работ, книг. И вот среди этого калейдоскопа критических работ, статей, книг, в дипломной работе мы остановились на исследованиях творчества Ч.Айтматова таких критиков как: Владимира Воронова, Коркина, Кенешбека Асаналиева, В.Левченко. Так же использованы статьи, рецензии, беседы критиков Л.Лебедевой, В.Ковикова, Ю.Лукина, Ф.Медведева, Л.Калашникова, А.Адамовича, Ф.Кузнецова, С.Истратова, А.Карпова, А.Латыниной, В.Чубинского и др.

Особо хочется уделить внимание книге публицистики Чингиза Айтматова «Статьи, выступления, диалоги, интервью». Это страстное из глубины сердца идущее слово человека, художника, размышляющего о войне и мире, о времени и о себе, о том, как человеку человеком быть

Важно помнить, что и неповторимая стилистика, и своеобразная характерология, и изображение внутреннего мира героев непосредственно через мир природы, - все это не есть нечто просто заимствованное Айтматовым из эпоса и использованное как комплекс приемов, как сумма частных уроков, извлеченных из киргизской фольклорной сокровищницы.

Изучив большое количество литературы об Айтматове, о его творчестве, надо сказать, что литературоведы затрагивали в основном анималистические образы в ранних произведениях, которые принесли писателю мировую известность. Поэтому были рассмотрены образы животного мира и их функции в поздних произведениях писателя: «Тавро Кассандры» и «Когда падают горы» (Вечная невеста), которые несомненно вызывают интерес.

Человечество, обеспокоенное своими отношениями с природой, в такой же степени, как и отношениями людей друг с другом, в лице Айтматова обрело голос удивительной силы и своеобразия, голос, который звучит тем более неповторимо и единственно, что питаем неиссякаемым родником жизни своего народа.

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.