Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-20 | 320 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
На современном этапе развития общества, претерпевающего значительные преобразования различных сфер общественной жизни, большие надежды связывают с личностью активной, творческой, способной к самореализации как в профессии, так и в различных социальных направлениях. Это касается, прежде всего, молодежи, которая в силу своих социально-психологических особенностей не отягощена привычками и стереотипами старого. Она легко отзывается на все новое, передовое, готова к новаторским свершениям.
Именно в этом аспекте молодежь можно рассматривать как субъект, т. е. активный, деятельный, способный проявить инициативу, самостоятельно принимать и реализовать решения и определять перспективу своей жизнедеятельности.
Однако об активности молодежи в реализации жизненных планов можно говорить лишь в том случае, когда ею успешно пройдены этапы социализации, под которой понимают процесс усвоения и активного воспроизведения личностью социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.
Социализация, как известно, может проходить как в условиях образования и воспитания, так и в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов[8].
В условиях образования личность, как правило, включается в социальный мир ценностно-нормативной системы требований и правил, овладение которой приводит к социально приемлемым способам поведения, отражает основу формирования нравственного сознания, выражающегося в наличии у человека нравственных убеждений и принципов, понятия социальной ответственности, долга, что ведет к соответствующей регуляции своего поведения.
|
В условиях же стихийного влияния на личность различных жизненных факторов возможны определенные отклонения в поведении человека, одним из которых является аддиктивное поведение, под которым понимается вид отклоняющегося саморазрушающегося поведения, связанный с состоянием измененного сознания, деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества.
Человек, встречаясь с какой-либо жизненной трудностью, проблемой, попадая в конфликтную ситуацию, начинает определенным образом реагировать на нее, проявляя определенную активность (физическую, психическую). Иногда этой активности бывает недостаточно, и неразрешенная проблемная, конфликтная ситуация начинают вызывать у человека напряжение. Будучи не в состоянии должным образом реагировать, отвечать, он вынужден уходить от этой ситуации, от этой реальности. Но возникшее напряжение не исчезает и продолжает «давить» на человека, мешая ему выполнять основную деятельность, препятствуя удовлетворению различных потребностей. В зависимости от личностных особенностей данное напряжение будет сниматься разными путями.Нередко в силу неспособности рационально мыслить и видеть социально полезные пути выхода из ситуации человек прибегает к неадекватным способам, а именно: к употреблению различных психоактивных веществ, которые на определенное время снимают это напряжение, но постепенно в силу привыкания к этим веществам должный эффект не наступает. В этом случае человек добавляет другие психоактивные вещества или меняет их, чтобы получить удовольствие, поддержать соответствующие эмоции, избавиться от существующего напряжения. Поддержание определенных эмоций, сопровождающееся уходом от реальности, становится с каждым разом все более и более необходимым. Этот процесс происходит на первых этапах параллельно с основными видами деятельности, а затем начинает подменять их, навязывая человеку все большую и большую вовлеченность в обладание аддиктивным агентом.
|
Следует подчеркнуть, что длительный период патологического пристрастия к психоактивному веществу приводит к приращению, сплетению и переходу одной привычки, пристрастия в другие.
Анализ научной литературы позволяет констатировать, что аддикты - это личности с устойчивым стремлением к изменению психофизического состояния, со сниженной переносимостью трудностей, им присуще стремление уходить от ответственности в принятии решений. Им свойственна потеря ранее значимой системы ценностей, а также низкая переносимость фрустраций, социальная инфантильность.
Психологически зрелая личность воспринимает мир полным возможностей, она может желать, ставить цели и воплощать в жизнь свои желания. Человек, свободный от аддикции готов к преодолению трудностей и вероятности томительного ожидания[9].
Зависимая личность воспринимает мир как тюрьму, вырваться из которой позволяет не целесообразная продуктивная деятельность, а уход от реальности любым возможным способом. Согласно данному тезису, аддикция - в той или иной мере это уклонение от взрослой личной ответственности, характерной для психологически зрелой личности.
В мыслительной сфере зависимая личность строит свою собственную действительность, мало сопряженную с реальной жизнью. Все, что не соответствует их желаниям и представлениям - выпадает из поля зрения. Аддикт создает свой воображаемый мир, в котором и живет, все более и более входя в конфликт с окружающими людьми, которым его придуманный мир недоступен и непонятен.
Зависимое поведение развивается постепенно, проходя ряд этапов. В качестве триггерного, пускового механизма сначала должна случайно возникнуть смена двух полярных состояний: крайне тяжелое скачкообразно переходит в эйфорию. Индивид на осознанном уровне фиксирует способ перехода от одного эмоционального состояния к другому. В последующем данная последовательность возникает автоматически, при ухудшении психологического состояния. Для последнего этапа характерно встраивание аддиктивного поведения в структуру личности. При этом происходит значительная активизация защитных механизмов, обеспечивающих правомерность зависимого поведения на уровне сознания.
|
На последнем этапе происходят нарушения социальной адаптации человека, т. к. весь арсенал душевных сил аддикта направлен на поиск стимула, запускающего механизм механизм зависимости с последующей эйфорией. К этому времени человек, как правило, уже не способен на нормальное общение, качественную профессиональную деятельность, полноценный отдых. Происходит разрушение физического и психического здоровья.
Зачастую аддиктивное поведение сочетается с личностными расстройствами или пограничными личностными расстройствами. Зачастую, на фоне заболевания могут развиться определенные эмоциональные нарушения, такие как тревожные или депрессивные расстройства. В таких случаях, при обращении к специалистам, пациентам выписываются препараты, купирующие отрицательные эмоции. Существует немало случаев злоупотребления подобными препаратами - не только в случаях проявления неврозов, но и при незначительном ухудшении настроения. Практика показывает, что сочетания различных нехимической и химической аддикций встречаются очень часто. Но зачастую аддиктивное расстройство и невротическое могут протекать параллельно, независимо друг от друга.
В основе появления любой зависимости лежит главная причина - нарушение системы отношений со значимыми людьми. В качестве симптомов подобных нарушений можно наблюдать низкую самооценку, сложности в установлении функциональных границ между собой и другими, снижение способности к реальной оценке окружающих. Для такой личности, как правило, актуальна проблема контроля - либо полное подчинение, либо полное неподчинение, а также потребность в усиленном контроле над другими. При этом аддиктам свойственны навязчивость в поведенческой и эмоциональной сферах, тревожность, импульсивность действий и поступков, неуверенность в себе, экзистенциальные проблемы.
Трудности психотерапии зависимого поведения обусловлены осложненным "распознаванием" заболевания как со стороны ближайшего окружения, так и самим аддик-том. К причинам подобных затруднений относят слияние с микросоциальной средой, действие социальных стереотипов, распространенных в обществе. Помимо этого, развитие психологических защит делает невозможным понимание и принятие аддиктом своей зависимости как болезни, что, в свою очередь, искажает запрос на терапию. Данную особенность важно учитывать при заключении психотерапевтического контракта[10].
|
В рамках когнитивно-бихевиорального подхода в качестве причины невротических и пограничных психических расстройств принято рассматривать недостаточные или нарушенные процессы обучения, трансформировавшиеся в болезненные формы поведения.
В противовес ранее используемым техникам запугивания и ограничения, когни-тивно-бихевиоральная терапия призвана найти ценное, личностно значимое и здоровое в человеке, что поможет восстановить его утраченные возможности получать удовольствие от естественных жизненных процессов. Для этого необходимо высвободить время, обычно затрачиваемое на зависимость, и перенаправить его на забытые или новые разноплановые занятия, приносящие радость и удовольствие. Данный вид терапии принято называть эутимной (ориентированная на удовольствие). Она ориентирована на расширение зоны удовольствий, доступных конкретному человеку.
Часто, если аддиктивное поведение формируется в достаточно раннем возрасте, человек просто не имеет опыта и навыка получения удовольствия от всего разнообразия видов деятельности - от чтения книг, прослушивания музыки, занятий художественным творчеством, от путешествий, учебы, работы, всевозможных хобби и т. д.
Лишая индивида привычных для него удовольствий от злоупотребления, специалисты в области когнитивно-бихевиоральной психотерапии помогают заполнить образовавшееся свободное жизненное пространство новыми конструктивными навыками и стратегиями. Терапия с данным клиентом не должна ограничиваться когнитивно
поведенческим подходом, т. к. за аддиктивным поведением всегда стоят экзистенциально-мировоззренческие кризисы, искаженная система отношений с близкими. Они должны стать предметом и фокусом длительной терапевтической работы с клиентом.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!