Переходный период от младенчества — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Переходный период от младенчества

2017-06-19 303
Переходный период от младенчества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К РАННЕМУ ВОЗРАСТУ

 

Специфическим новообразованием переходного перио­да от младенческого к раннему возрасту является возникновение у ребенка образов и представлений, способных мо­тивировать его поведение и деятельность. До этого перио­да, в младенчестве поведение ребенка, как и вся его внут­ренняя психическая жизнь, определяется лишь непосред­ственными воздействиями. Младенец еще не реагирует на то, что не находится в поле его восприятия, что не действу­ет на него в данный момент непосредственно. Если у него на глазах забирают игрушку, он плачет, но если отвлечь его внимание, он, как правило, не замечает ее исчезновения и продолжает играть с другими игрушками. Точно так же, остро реагируя на уход матери, он остается (спокойным, если этот уход совершается не на его глазах). Поэтому, правильно организуя внешнюю ситуацию, можно относи­тельно легко управлять поведением младенца.

Однако наступает момент - примерно в возрасте 1 года 2-3 месяцев, когда ребенок перестает подчиняться дикта­ту внешних обстоятельств. Он часто начинает сопротив­ляться тому, к чему его принуждает в этот момент взрос­лый, пытаясь осуществить свои собственные стремления. Это может быть связано с желанием получить игрушку, которую ребенок оставил в другой комнате, или со стрем­лением продолжать делать то, от чего его оторвали. Иначе говоря, ребенок становится способным хотеть то, что отсут­ствует в данной ситуации, но что продолжает жить в его воспоминании. В этих случаях старания взрослых отвлечь внимание малыша при помощи внешних воздействий часто оказываются безуспешными.

Психологические наблюдения, в том числе дневнико­вые записи матерей-психологов, свидетельствуют о том, что в этот период у детей появляются воспоминания.

Казалось бы, что уж такого значительного в том, что у ребенка появились воспоминания? Но дело в том, что эти воспоминания выполняют побудительную и регулирую­щую поведение функцию. А это обстоятельство имеет для психического развития ребенка принципиальное значение. Впервые возникает поведение, осуществляющееся в ответ не на внешний стимул, а на внутреннее побуждение, по­рожденное представлением желаемого. Конечно, это еще не то поведение, которое позволяет старшим детям созна­тельно принимать решения, но это важный шаг на пути развития произвольности.

Поведение ребенка раннего возраста определяется уже не только тем, что в данный момент воздействует на него извне. Внутренняя мотивация, возникающая под влиянием тех образов и представлений, которые сохранились у него от только что пережитой ситуации, преодолевает внешние воздействия, и ребенок оказывается способным противо­стоять им. Это в корне меняет взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью и людьми.

Прежде всего ребенок в известной мере освобождается от той внешней ситуативности, которая полностью опреде­ляла его поведение на первом году жизни. Конечно, полное освобождение от ситуативности возможно лишь на высоком уровне развития личности, когда человек становится спо­собным овладеть обстоятельствами своей жизни и действо­вать согласно сознательно поставленным целям и приня­тым намерениям. Такого уровня достигают лишь зрелые люди, да и то далеко не все. В процессе же развития ребенок лишь постепенно освобождается от ситуативности поведе­ния, и процесс этого освобождения характеризует собой становление его личности.

Ребенок раннего возраста делает в этом отношении только первый шаг, но это важный шаг. Теперь уже взрос­лый не может обращаться с малышом как с существом, не имеющим своих собственных желаний и стремлений. С этого момента ребенок становится не только объектом, но и субъектом воспитания.

В связи с этим существенным сдвигом в психическом развитии детей должен измениться и подход к их воспита­нию. Н.М. Щелованов, видный специалист по изучению и воспитанию детей ясельного возраста, считал целесооб­разным переводить детей, начиная с 1 года 2 месяцев, в следующую возрастную группу. Он понимал, что прежний подход к ребенку должен быть заменен новым, в противном случае будут постоянно возникать конфликты с воспитате­лями, капризы и непослушание.

Кстати сказать, кризис одного года, как и последующий кризис трех лет, гораздо легче, почти без трудностей, прохо­дит у детей, воспитывающихся в яслях и дошкольных учреж­дениях, чем у детей, находящихся в семье. Это происходит потому, что в детских учреждениях воспитание детей органи­зуется с большим учетом их возрастных особенностей, им предоставляется большая свобода действий...

Итак, центральным личностным новообразованием первого года жизни является возникновение эмоционально насыщенных представлений, которые могут побуждать по­ведение ребенка вопреки конкретной ситуации.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.