Семинар 3. Психологическая характеристика дошкольников — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Семинар 3. Психологическая характеристика дошкольников

2017-06-19 404
Семинар 3. Психологическая характеристика дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для обсуждения:

1. Каково место дошкольного возраста в онтогенезе человека? Охарактеризуйте период дошкольного детства с точки зрения Э.Эриксона.

2. Назовите виды деятельности ребенка дошкольного возраста.

3. Почему именно сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте?

4. В чем вы видите отличие игровой деятельности от предметной? Чем детская игра отличается от спортивной или азартной игры взрослых?

5. Какие теории игр вам известны?

6. Какие особенности мышления дошкольника выявил в своих исследованиях
Ж. Пиаже?

7. Что такое понятие, каковы этапы его развития (по Л.С.Выготскому)?

8. Что такое эгоцентрическая речь? В чем состоял смысл дискуссии между Ж.Пиаже и Л.С.Выготским?

9. Какие теории развития речи у ребенка вам знакомы?

10. Почему именно общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении со сверстниками? Как меняется общение со сверстниками по мере развития игровой деятельности?

11. В чем состоят новообразования личности дошкольника?

12. Дайте сравнительную характеристику кризисов первого года жизни и семи лет. Какой должна быть стратегия родителей и их поведение во время кризиса семи лет?

 

Практические задания

1. Работа со словарем понятий.

2. Анализ детских графических работ с целью изучения личностных особенностей детей дошкольного возраста.

3. Разработайте психолого-педагогические рекомендации по развитию познавательной, эмоциональном, коммуникативной, личностной сфере дошкольника.

4. Предложите психолого-педагогические мероприятия по коррекции заниженной и завышенной самооценки дошкольника.

5. Анализ психолого-педагогических ситуаций.

 

Библиографический список:

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.

2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО. – 176 с.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001. – С. 350–454.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 163-248.

5. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

6. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для пед. училищ и вузов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 239-364.

Проверьте себя

Установите соответствие между понятиями и их признаками.

 

1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте (1 правильный ответ)

2. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте (1 правильный ответ)

3. Психологические новообразования в дошкольном возрасте (3 правильных ответа)

4. Развитие личности (5 правильных ответов)

 

1. Соподчинение мотивов.

2. Развитие эмоционально-мотивационной сферы.

3. Сюжетно-ролевая игра.

4. Взаимодействие с миром взрослых людей.

5. Потребность в признании.

6. Усвоение социальных норм поведения.

7. Формирование самосознания.

8. Ценностное отношение к окружающему предметному миру.

9. Высокая самооценка.

10. Внутренняя позиция школьника.

Оценивание ответа:

 

Оценка Ошибки
Отлично 0-1
Хорошо 2-3
Удовлетворительно 4-5
Неудовлетворительно 6 и более

 

Семинар 4. Психологическая характеристика

Младшего школьного возраста

Вопросы для обсуждения:

1. Какое место ребенок начинает занимать в системе общественных отношений с поступлением в школу? Что такое позиция школьника?

2. Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?

3. Какое содержание может иметь мотивация учебной деятельности?

4. Что имеют в виду, говоря о психогенной школьной адаптации в младшем школьном возрасте? Каковы ее причины?

5. Раскройте значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития в младшем школьном возрасте.

6. Каковы основные идеи теории учебной деятельности В.В. Давыдова?

7. Обозначьте основные направления развития личности младшего школьника.

8. Какие стили общения предлагают взрослые в семье и в школе, а также в учреждениях интернатного типа?

9. Как меняются звенья самсосознания в младшем школьном возрасте (по В.С. Мухиной)

 

Практические задания

1. Работа со словарем понятий.

2. Выпишите (в виде таблицы) особенности познавательных процессов младших школьников.

Познавательный процесс Особенности развития Новообразования
Ощущение Восприятие Внимание Память Воображение Мышление Речь    

3. С помощью опроса (или анкетирования) учителей начальных классов и родителей первоклассников опишите проблемы, возникающие у ребенка в первые дни пребывания в школе. Продумайте рекомендации родителям и учителям для преодоления выявленных проблем.

4. Анализ психолого-педагогических ситуаций.

Библиографический список:

1. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психологии. – 1997. – № 1.

2. Давыдов В.В. Учебная деятельность: сосотояние и проблемы исследования// Вопр. психологии. – 1991. – № 6.

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001. – С. 458-554.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 249-342.
  3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
  4. Цукерман Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопр. психологии. – 1999. - № 6. С. 3-18.

 

Проверьте себя

Установите соответствие между понятиями и их признаками.

 

1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте
(3 правильных ответа)

2. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте (1 правильный ответ)

3. Психологические новообразования в младшем школьном возрасте (6 правильных ответов)

4. Развитие личности в младшем школьном возрасте (6 правильных ответов)

 

1. Изменение самосознания.

2. Поступление ребенка в школу.

3. Рефлексивное мышление.

4. Переоценка ценностей.

5. Произвольные формы поведения и деятельности.

6. Отношения в системе «ребенок-учитель».

7. Формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы.

8. Возникновение социальных мотивов.

9. Познавательное отношение к действительности.

10. Возникновение внутренней жизни ребенка.

11. Обращенность к коллективу сверстников.

12. Рождение социального «Я».

13. Относительно устойчивые формы поведения и деятельности.

14. Дифференциация игры и труда.

15. Чувство компетентности.

16. Учебная деятельность.

Оценивание ответа:

 

Оценка Ошибки
Отлично 1-2
Хорошо 3-4
Удовлетворительно 5-6
Неудовлетворительно 7 и более

Темы лабораторных занятий

 

Подготовка к выполнению лабораторной работы предполагает изучение и конспектирование литера­туры к лабораторной работе; изучение хода выполнения лабораторной работы; оформление отчета по лабораторному занятию. В отчете указываются: название методики, ее цель; ФИО и возраст испытуемого, ФИО экспериментатора, дата проведения методики, интерпретация результатов, выводы и коррекционные рекомендации. К отчету прилагается протокол наблюдения за ребенком и беседы с ним и результаты его работы.

Экспериментальная часть работы (внеаудиторная) выполняется студентом самостоятельно. Обработка и оценка результатов проводится в аудитории.

 

Лабораторное занятие 1.

Задание 1. Психологический анализ игры дошкольников.

Цель: определить особенности игровой деятельности детей.

Методика: Наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5–7 лет в естественных условиях (группой или за одним ребёнком), за характером их поведения, проявлением личностных черт и межличностных взаимоотношений.

Ход работы: Провести наблюдение, зафиксировав результаты в протокол и оформить отчет по лабораторному занятию.

Примерная схема протокола

Список играющих Точная запись игры Время, затраченное на игру
Указать детей, их количество и возраст   Фиксировать действия, жесты, мимику, взаимоотношения в игре, отношение к роли, предметам. Как разворачивался сюжет? Как распределялись роли? Когда (в какое время суток) велось наблюдение? Сколько минут играл каждый участник? Каков перерыв между занятиями?

 

Примерная схема анализа игры дошкольников

1. Какой характер носила игра: отобразительный, творческий и т.д.?

2. Сколько времени было затрачено на игру в целом и на проигрывание отдельных сюжетов внутри игры?

3. Сколько человек принимало участие в игре? Как долго сохранялось это объединение?

4. Как начиналась игра: с предварительного планирования, распределения ролей, определения сюжета?

5. Как распределялись роли и когда: до игры, по ходу игры?

6. Как разворачивался сюжет игры: последовательно, по предварительному плану, сговору или стихийно? Был ли предварительный замысел?

7. Какими способами, действиями пользовались дети в игре: действия с предметами, проигрывание про себя, с использованием слова?

8. Какова роль слова в разворачивании сюжета?

9. Какие предметы или игрушки использовались детьми в игре? Как?

10. Как отражалась действительность в игре: механическое копирование, творчески, по памяти, по воссоздающему воображению? В чем и как проявлялись элементы творчества?

11.Какие знания нужны были ребенку для игры? Какие знания он приобрел?

12. Как ребенок относился к взятой на себя роли?

13. Каковы взаимоотношения в игре между играющими: реальные или игровые? Какие преобладали? Каков характер этих взаимоотношений?

14. Были ли конфликты в игре? Чем они вызваны?

15. Какие особенности внимания, памяти, мышления, воображения и воли проявились у детей в данной игре?

16. Каков общий эмоциональный настрой играющих? От чего он зависел?

17. Обращается ли ребенок к взрослому в процессе игры и по поводу чего? Как часто обращается?

Задание 2. Изучение игровых предпочтений

Цель: изучить игровые предпочтения детей.

Методика: Индивидуальная беседа с детьми 5-7 лет по вопросам:

1. Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

2. В какие игры ты играешь? В какие игры ты любишь больше всего играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?

3. Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх и почему? Что бы ты хотел делать в играх?

4. Кем ты бываешь в играх? Кем ты чаще всего бываешь в играх и почему?

5. Кем ты любишь быть в играх и почему? Кем бы ты хотел быть?

6. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как ты с ними играешь? В какие игры? Какие игрушки ты бы хотел иметь и почему? Как бы ты с ними играл?

7. С кем ты чаще всего играешь и почему?

В беседе необходимо добиваться от детей развернутых ответов и их объяснений. Эти вопросы несколько изменяют и задают воспитателям и родителям (например: «В какие игры любит играть ваш ребенок?» и т.д.). Ответы детей, воспитателей и родителей сопоставить с наблюдением за игрой ребенка (задание 1). Сделать вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.

Ход работы: Провести беседу, результаты зафиксировать в протокол и включить в отчет по лабораторному занятию.

 

Библиографический список:

  1. Короткова И.А. Современные исследования детской игры // Вопр. психологии. – 1985. - № 2. – С. 163-167.
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО. – С. 82-88.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 9-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 235-245
  4. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – С. 231-239.
  5. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 243-254.
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. – 256 с.

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.