Тема XVIII. Духовная сфера жизни общества — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема XVIII. Духовная сфера жизни общества

2017-06-19 242
Тема XVIII. Духовная сфера жизни общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Духовная сфера жизни общества – подсистема, которая занимается производством, хранением и распределением нематериальных ценностей общества, способных удовлетворить актуальные потребности сознания и мировоззрения субъектов.

Д у х о в н а я с ф е р а общества (философия, религия, наука, искусство, право, мораль) совпадает с духовной культурой, присуща только человеку и возвышает его над остальным миром.

Система духовного производства является не только сферой формирования и распространения духовных ценностей, но и сферой общения, постоянного диалога людей.

Основными критериями с ф е р ы д у х о в н о й ж и з н и общества являются: развитость индивидуального сознания – способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласования с потребностями и интересами личности. Важнейшим показателем духовности общества являются мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан.

Духовная деятельность является основой духовной жизни. Ее рассматривают как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о явлениях природы и социальных реалиях. Итогом этой деятельности выступают различные взгляды людей, идеи, теории, воззрения. Они реализуются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях искусства, обрядах. Все это составляет основу духовных ценностей и определяет морально-психологический климат в обществе, семье, коллективе.

Основным стимулом д у х о в н о й д е я т е л ь н о с т и являются духовные потребности, побуждающие человека к духовному творчеству. Они выражают объективную необходимость духовного освоения людьми окружающего их природного и социального мира.

Важнейшим элементом духовного мира человека является мораль. М о р а л ь (от лат. moralis ’нравственный’) – исторически сложившаяся система неписаных норм и правил регуляции поведения посредством совокупности устоявшихся оценок, в которой выражаются общепринятые ценности и способы различения добра и зла. О с н о в н а я ф у н к ц и я морали – регуляция поведения посредством оценки. Проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности. Мораль не зафиксирована в законах. Мораль изучается специальной философской дисциплиной – этикой. В исторически изменяющихся нормах нравственных ценностей существует преемственность. Некоторые формы нравственного сознания являются общими для различных эпох и культур. Эту устойчивую совокупность называют общечеловеческими ценностями.

Несмотря на экономические, политические, социальные, культурные изменения в обществе, которые сопровождаются изменением основных мировоззренческих ориентиров, основные нравственные правила (не убивай, будь справедлив и т.п.) остаются неизменными и в наше время. И.Кант считал, что только поведение, сообразное с долгом, можно назвать моральным. Если человек внешне действует в соответствии с общепринятыми нормами, но при этом извлекает пользу или испытывает удовольствие, то его действия нельзя назвать моральными. Этику И.Канта называют этикой долга – ригоризмом (от лат. rigor ’твердость, строгость’).

Существование и развитие духовной жизни, общественного сознания, как и других сфер жизнедеятельности общества, прежде всего подчиняется действию всеобщих, существенных, необходимых, повторяющихся общественных связей и отношений, имеющих объективный характер, т.е. общесоциологическим законам (обусловленности социальных, политических и духовных процессов материальным способом производства; закон взаимодействия общественного бытия и общественного сознания и другие).

Многообразие материальной жизни, дифференциация материальных и духовных потребностей обусловливают сложную структуру общественного сознания, которая также не является статичной.

 

I. Контрольные вопросы

1. Что представляет собой духовная сфера общества?

2. Что такое система духовного производства?

3. Каковы основные критерии развития сферы духовной жизни общества?

4. В чем реализуются итоги духовной деятельности общества?

5. Что стимулирует духовную деятельность человека?

6. Что является важнейшим элементом духовного мира человека?

7. Что такое мораль и в чем ее основные функции?

8. Какие ценности являются общечеловеческими ценностями?

9. Что представляет собой общественное сознание?

 

Глоссарий

Абсолютизм (абсолютная монархия) – форма государственного правления правления, при которой верховная власть одного лица – монарха формально не ограничена.

Абсолютная идея – по мнению Гегеля, исходная основа мира, всех его вещей.

Абсолютность истины есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Абстрактно сущее – понятие о явлениях субъективной реальности (мыслях, иллюзиях, теориях и др.), отвлеченное от конкретных свойств и признаков самих явлений или предметов.

Агностицизм – философское учение отрицающее либо ограничивающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Агностики придерживаются мнения, что наше знание определяется не только природной действительностью, но и логическими формами мышления. Именно поэтому мы знаем мир таким, каким мы его мыслим. Но не знаем, каким он существует сам по себе, независимо от нашего мышления. Ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Аксиология – учение о ценностях.

Антропологический материализм – характерная черта домарксовского материализма, понимание человека как высшего продукта природы, объяснение всех особенностей и свойств человека только их природным происхождением.

Антропоцентризм – религиозно-идеалистическое представление, согласно которому человек является центром Вселенной и конечной целью мироздания.

Атеизм – это позиция, отвергающая существование Бога, и связанное с этим отрицание религии.

Атрибут – неотъемлемое свойство объекта или явления; постоянная принадлежность, характерный признак.

Бытие – центральное философское понятие о едином сущем, что есть всегда, пребывает как безусловное и неизменное (в античной интерпретации данного понятия Парменидом); а также понятие о существовании мира в его актуальной (реальной), глобальной и естественной форме.

Веды – памятники древнеиндийской литературы (гимны, напевы, заклинания) конца 2-го – начала 1 тыс. до н.э.

Вечность – время, не имеющее ни начала ни конца; философская характеристика существования мира как непреходящего, бесконечно эволюционирующего бытия.

«Вещь в себе» – философский термин о принципиально недоступной (по Канту) нашему познанию природе вещей.

Воля – формируемые в процессе отражения побуждения, стремления к действию (не я хочу, а надо, я должен).

Время – объективное, фундаментальное свойство действительности, выражающее глубинно длительность бытия, существования. Это – форма координации событий по длительности, интенсивности и последовательности развертывания в развитии. Согласно специальной теории относительности (СТО), время есть локальная фиксация длительности событий.

Гелиоцентризм – теория системы мира, согласно которой Земля, как и другие планеты, обращается вокруг Солнца.

Гносеология – наука об источниках и границах человеческого познания, то же, что теория познания; раздел философии, изучающий процесс познания мира.

Государство – 1) политическая организация общества с определенной формой правления (монархия, республика), 2) форма исторического вызревания общества (народа) до уровня политической самоорганизации.

Гражданское общество – неполитическое объединение самостоятельных субъектов общества (в сфере экономики, культуры и др.), выполняющее функцию посредничества между государством и гражданином.

Гуманизм – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Даосизм – одно из основных направлений китайской философии наивно-материалистического характера.

Движение – философской категорией движения обозначается свойство изменчивости, которым обладает любое сущее. Объективно движение есть всякое изменение вообще.

Деизм – учение, признающее существование Бога как разумное существо, создавшее реальный мир; вместе с тем деизм отвергает дальнейшее вмешательство Бога в естественный ход вещей; не допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума.

Джайнизм – индийское религиозно-философское учение, оформившееся в 6 в. до н.э.; в центре учения – проблема бытия личности.

Диалектика – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, о всеобщей связи и движении, развитии мира. Возникла как искусство диалога.

Диалектическое отрицание – философская категория, выражающая объективную смену одних качественных форм сущего другими в процессе развития. По Г.В.Ф. Гегелю, вторая стадия развития объекта – антитеза его исходному состоянию, в свою очередь подвергающаяся отрицанию. Соответственно данное понятие не тождественно по своему значению логическому отрицанию явлений.

Диктатура пролетариата – государственная власть пролетариата, устанавливаемая в результате победы социалистической революции.

Дуализм – философское учение (направление), отстаивающее равноправность материи и сознания как первооснов, первоистоков мира.

Духовные ценности – разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.

Единство есть устойчивая общность явлений; системная взаимосвязь предметов либо их сторон; солидарность.

Заблуждение – ложное знание, принимаемое за истинное.

Закон (закономерность) – существенная, устойчиво проявляющаяся связь между явлениями, существующая независимо от человеческого сознания.

Знание представляет собой 1) осмысленный, логически оформленный результат познавательной деятельности. Познавательное отражение человеком мира осуществляется в форме чувственных и мыслительных образов, на основе которых и формируется знание; 2) центральный компонент сознания, продукт мыслительной деятельности, логически оформленные образы отражаемого.

Идеальное – понятие о фундаментальном качестве субъективной реальности, которое заключается в абстрактном, образном ее отражении (от греч. idea ’образ’).

Идеология политическая – мировоззрение, система взглядов и идей, выражающих интересы различных классов и групп.

Идея – мысль, понятие о каком-нибудь предмете, постигаемые разумом образ, явление. В науке идеи служат синтезирующей основой знания.

Изменчивость – философская характеристика действительности в процессуальном отношении. Непостоянное, неустойчивое.

Интерпретация – истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык.

Истина – понятие, характеризующее знание со стороны его соответствия действительности, т.е. его достоверность. Дополняется понятием правдоподобности – степени истинности и соответственно ложности гипотез и теорий.

Качество – философская категория, выражающая существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным.

Классовая теория – марксистская теория, в которой главным фактором социальной дифференциации выступает собственность на средства производства, а социальная структура общества представляется как система отношений между постоянно борющимися экономическими классами.

Клерикализм – стремление обеспечить первенствующую роль церкви и религии в политической и культурной жизни.

Количество – философская категория, выражающая внешнюю определенность объекта: его величину, число, объем, степень развития свойств и т.д.; характеристика масштабной определенности явлений.

Конкретное сущее – понятие о вещах (предметах), явлениях как актуальных формах содержания материальной реальности. Непосредственно данное, чувственно воспринимаемое, наглядное.

Конкретность истины – характеристика, выражающая оценку достоверности строго определенного знания.

Конституционная монархия – государство, главой которого является монарх. Власть его ограничена парламентом.

Конфуцианство – древнейшая философская система и одно из трех учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Китая. Возникла на рубеже 6–5 в.в. до н.э. Его характерная черта – антропоцентризм; в центре внимания – проблемы человека, его умственного и нравственного облика.

Концептуальное пространство и время – теоретическая форма представлений о них; с преобладанием атомистического понимания структуры материи: конечной, абсолютной и порождающей субстанцией признается лишь движущаяся материя, существующая и изменяющаяся в пространстве и времени как внешних условиях бытия.

Космическая биология – комплекс главным образом биологических наук, изучающий деятельность земных организмов в условиях космоса, а также биологические системы жизнеобеспечения на космических кораблях.

Космология – учение о Вселенной как едином целом, основанное на результатах исследований наиболее общих свойств той части Вселенной, которая доступна для наблюдений.

Культура – совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе.

Легизм – древнекитайское этико-политическое учение об управлении человеком, обществом и государством; возникло в 6–3 вв. до н.э.

Макромир – мир окружающих нас явлений и объектов в диапазоне от молекулы до планетарного масштаба.

Марксизм – философское и социально-политическое учение Маркса и Энгельса о законах развития общества, о неизбежности его революционного преобразования через диктатуру пролетариата в неклассовое коммунистическое.

Материализм – философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания; материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость.

Материалистическая диалектика – учение о признании материальной природы мира как единственной. Действительность носит материальный характер и «отражается» в сознании человека. Выражается в системе философских категорий и законов.

Материалистический монизм – философская система, считающая что в основе мира и его явлений лежит одно начало, единое начало (субстанция) – материя (в противоположность дуализму и плюрализму).

Материальное – понятие о фундаментальном качестве и специфике естественного мира; выражает также наиболее глубокую сущность мира – объективность его бытия.

Материя – объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, отображаемая им.

Мегамир – (от греч. megas ’большой’) мир галактических объектов

Вселенной.

Мера – это философская категория, выражающая диалектическое единство качественных и количественных характеристик объекта; указывает предел, за которым изменение количества влечет за собой изменение качества объекта.

Метафизика (от греч. metá tá physicá ’после физики’) – синоним философии, постигающей путем умозрения основополагающие принципы (начала) бытия. Мировоззрение и метод, противоположные диалектике, идеалистическое учение об абсолютных неизменных сущностях бытия и принципах познания.

Метод – способ (приемы) познавательной деятельности, построения и обоснования системы философского знания.

Методология – учение о принципах, построения, формах и способах научного познания действительности.

Микромир (от греч. micros ’маленький’ и kosmos ’мир’) малый мир элементарных частиц материи, вселенная в малом виде.

Мировоззрение – совокупность взглядов, воззрений на окружающее, на жизнь, на мир, на ту или иную область бытия.

Многообразие – философская характеристика многоликости представляющих бытие материальных форм.

Монизм – единственность, или условно, абсолютность глобального сущего.

Мораль – нравственность, исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, выражающих общепринятые ценности и смыслы, способы различения добра и зла, должного, справедливости и т.д.

Мышление – центральный процесс сознания связанный с рационально-логической обработкой, осмыслением отражаемых данных.

Наука – исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир.

Научно-материалистическое мировоззрение – мировоззрение, противоположное идеалистическому. Ориентировано на первичность материального и вторичность духовного, возможность познания мира, его бесконечность.

Небытие – понятие идеалистической онтологии, означающее отсутствие, отрицания бытия; это то, что реально не существует, что пока не возникло или уже прекратило свое существование (абстрактная форма проявления небытия – ничто).

Неисчерпаемость (непрекращающееся,постоянный) философская характеристика материальной действительности в содержательном и масштабном отношениях.

Неотомизм – наиболее влиятельная философская школа в католицизме, современный этап в развитии томизма. Аналогично тому, как некогда в христианской философии было переосмыслено наследие античности, неотомизм предпринял попытку переосмыслить с точки зрения учения церкви философию Нового времени и современности. В рамках данного направления показывается величие и значение христианских идей католической веры. Резко противостоит материализму и субъективному идеализму.

Новое – философское понятие, характеризующее формирующееся явление (элементы явления), определяющее дальнейшее развитие либо способствующее ему. Относящееся к ближайшему времени или к нашей эпохе.

Ноосфера – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактом ее развития; сфера планетарной разумной человеческой деятельности, качественно преобразующей природу.

Общественное сознание – категория исторического материализма, духовная сторона исторического процесса, совокупность взглядов, идей, теорий, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

Общественно-экономическая формация – структура общества, присущая определенной стадии его развития. Согласно теории К. Маркса, история человеческого общества есть закономерный процесс смены общественно-экономических формаций, характеризующихся определенным способом производства материальных благ.

Общественный договор – теория происхождения государства, выдвинутая Г.Гроцием, конкретизированная Д.Дидро, Т.Гоббсом, Ж.Ж.Руссо и др. Ее сторонники считали, что государство возникло в результате договора между людьми.

Общество – совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества; исторически развивающаяся форма корпоративной жизнедеятельности людей.

Объективная реальность – понятие о внешнем, окружающем нас естественном мире (глобальная его форма – природа, космос, Вселенная, материя).

Объективность – философская характеристика, выражающая независимость существования, отсутствие предвзятости, беспристрастное отношение.

Объективность истины есть отражение логическим содержанием знания содержания познаваемых вещей (сторон) внешнего мира. Логический критерий – производный от практического: истинно, объективно то, что подтверждено на практике и не зависит от субъекта.

Объективный идеализм – философское учение, утверждающее существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания; понимающее его как некий, якобы существующий надмировой разум.

Онтология – раздел философии, учение о бытии мира, первоначалах всего существующего, его основах, принципах, структуре и закономерностях.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному.

Относительность истины (изменяющийся в зависимости от окружающих условий, не безусловной, не абсолютной) выражает оценку достоверности знания относительно характеризуемой им системы отношений. Ее противоположность – заблуждение (ошибка, мнение неправильное, ложное).

Отражаемость –способность сознания воспроизводить в образах, отражать независимо от нас существующий внешний мир, реальную действительность.

«Отрицание отрицания» –категория законадиалектики о направленности процесса развития, выражает связь-единство в процессе развития: а) преодоления пройденного или деструкции; б) сохраняемости или преемственности; в) новаций как формирования, созидания качественного нового.

Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежнее впечатление.

Пантеизм – религиозно-философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое; отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение вечного, вневременного.

Патристика – термин обозначающий совокупность теологической, философской и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II–VIII вв. – так называемых отцов церкви.

Перцептуальное пространство и время – восприятие человеком пространственных и временных свойств сущего.

Позитивизм – философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание – совокупный результат специальных наук и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование.

Познание – это высшая форма отражения объективной действительности; процесс достижения знания, составляющий предмет теории познания.

Покой – философская категория, характеризующая относительную устойчивость всякого сущего.

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, социальными группами, ядром которой является проблема установления, удержания и использования государственной власти.

Политическая система – совокупность социально-политических институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции.

Политические институты – элементы социальной структуры, исторические формы организации и регулирования общественной жизни – совокупность учреждений (государство, партии, профсоюзы), ценностей, культурных образцов, устойчивых норм поведения.

Политические партии – группы людей, организации, объединенные общностью идей, интересов (создаваемые, как правило, с целью достижения политической власти) и защищающие их интересы.

Политическое сознание – духовное явление с определенной внутренней структурой и формой, совокупность знаний и оценок гражданами деятельности государства по регулированию общественной жизни.

Постклассическая философия – философия, для которой характерен отход от традиции классического рационализма.

Правовое государство – политическая организация общества, важнейшими признаками которого являются закон и взаимная правовая ответственность государства и личности.

Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе общественного производства.

Производственные отношения – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства, складывающихся в зависимости от формы собственности на средства производства, от характера и уровня развития производительных сил.

Пространство – состояние материи, характеризующееся протяженностью и объемом.

Противоположность – диалектическая категория, выражающая существенное предельное различие предметов либо их сторон, свойств; совершенно несходный, обратный, противоречащий данному; что-то противоположное другому по своим свойствам.

Противоречие – диалектическая категория, выражающая взаимоисключающее отношение между сторонами противоположности; мысль или положение, несовместимое с другим, опровергающее другое, несогласованность в мыслях, высказываниях и поступках, нарушение логики или правды.

Развитие – необратимо направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие представляет собой особый тип процессуальности, характеризующейся а) качественными изменениями; б) направленностью; в) необратимостью.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Ригоризм – строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, учет других принципов отличных от исходного и др.

Самосознание –осознание и оценка человеком самого себя как личности – своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения; в гносеологии – внутренний контроль, самооценка результатов отражения.

Свобода совести – право исповедовать любую религию или не придерживаться никакого вероисповедания.

Сенсуализм (эмпиризм) – учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Системность (структурность) – совокупность мыслей и положений, идеологическое построение всего конкретно сущего.

Скачок – это объективный момент (период) и форма перехода-превращения количественных изменений в качественные. Характеризуется также как период наиболее интенсивного развития.

Скептицизм – принципиальное сомнение в существовании надежного критерия истины.

Современная философия Запада – это философия евроатлантической цивилизации XX и начавшегося XXI веков, отражающая духовные и социокультурные искания ее народов, прежде всего мировоззренческие и методологические.

Сознание – способность мыслить и рассуждать, свойство высшей нервной деятельности человека определять свое отношение к окружающей действительности. Своеобразие такой психической активности человека в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предшествует практике, придает ей целенаправленный характер.

Социальная сфера общества – устойчивые социальные общности (группы, организации, институты), их связи и отношения.

Старое – философское понятие, характеризующее отживающее в содержании развивающихся явлений, препятствующее дальнейшему развитию сущего.

Субстанция – понятие о самоопределяющей (имманентной) основе сущего, т.е. то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Субъективная реальность – понятие об отраженном мире, рефлексированном человеческим сознанием.

Субъективный идеализм – философская позиция (направление), полагающее первичным, творящим мир, непосредственно индивидуальное, личностное сознание каждого человека. Отрицает наличие какой-либо реальности вне субъекта или вне его активности.

Суверенитет – независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Схоластика (XI–XIV вв.) – тип религиозной философии, система взглядов которой строилась не на анализе действительности, а на догматах церкви.

Теология – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении.

Теория естественного права – концепция, разработанная Т.Гоббсом, согласно которой люди от природы равны, но властолюбие и жажда богатства приводят в итоге ко всеобщей войне («всех против всех») как естественному состоянию общества.

Теория классовой борьбы – обоснование К.Марксом и Ф.Энгельсом всемирно-исторической роли рабочего класса в борьбе за освобождение трудящихся масс от эксплуатации.

Теория социальной стратификации отражает расслоение общества, различия в социальном положении его слоев (страт). На основе таких признаков, как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т.п., общество делится на «высшие», «средние», «низшие» классы и страты.

Уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений.

Универсалии – общие понятия. Одна из центральных проблем средневековой философии: существуют ли универсалии «до вещей» как их вечные идеальные прообразы, «в вещах», «после вещей» в человеческом мышлении.

Универсум – философский термин, обозначающий «мир как целое».

Упанишады – древнеиндийские произведения религиозно-философского характера, примыкающие к Ведам, но переносящие системные пояснения с внешней на внутреннюю сторону явлений.

Утопический социализм – учение о коренном преобразовании общества на социалистических началах (без наемного рабства, с равными правами всех людей на свободу и пользование жизненными благами и под.), не опирающихся на знание объективных законов общественного развития и его движущих сил.

Феноменология – идеалистическое философское направление (основоположник Э.Гуссерль). Центральное понятие феноменологии интенциональность сознания (т.е. направленность на предмет, воспринятый сознанием) предназначено для утверждения субъективно-идеалистического принципа: «Нет объекта без субъекта» (познание рассматривается как поток сознания).

Философская антропология – философское учение о природе (сущности) человека.

Христианская антропология – это религиозно-философское учение о верующем человеке и обретаемой им в вере судьбе его личной души.

Ценность – материальные или духовные явления, соотнесенные с потребностями, интересами и целями человека и общества.

Цивилизация – высокая степень общественного развития, материальной и духовной культуры, достигнутая определенной общественно-экономической формацией.

Экзистенциализм (философия существования) – философское направление человеческого бытия в мире, философия кризисных состояний человека (рождение, смерть, любовь, ненависть, отчаяние, раскаяние, решимость, надежда и т.д.).

Экономическая сфера общества – производственные элементы и совокупность производственных отношений.

Эмоции – субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, охватывающие все виды чувствительности и переживаний.

Язык – система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым м грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе.

Учебное издание

 

Баландина Людмила Васильевна

Баранов Николай Павлович

Барбук Светлана Геннадьевна

Верниковская Алла Викторовна

Каминская Ирина Сергеевна

Клокоцкий Владимир Михайлович

Коваленок Светлана Викторовна

Петровский Иосиф Станиславович

Полетаева Ольга Александровна

Федорович Николай Николаевич

Щербач Ирина Михайловна

 

 

Начала философских знаний

 

Учебно-методическое пособие для студентов

гуманитарных вузов

 

 

Редактор Л.М. Малинина Ответственный за выпуск Н.П.Баранов

Компьютерная верстка Е.Ю. Ковалькова

 

 

Подписано в печать. Формат 84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Ризография. Усл. печ л. 8,04. Уч.-изд. л. 9,48. Тираж. Заказ.

 

Издатель и полиграфическое исполнение: Учреждение образования «Минский государственный лингвистический университет». ЛИ №02330/0133306 от 09.06.04. ЛП№ 02330/0133138 от 08.06.04. 220034, Минск, Захарова, 21.


* В VIII–IX веках Арабский халифат превышал прежнюю Римскую империю. В руках арабов находился торговый путь от Атлантики до Китая, и арабский язык стал господствующим от Гибралтара до Инда.

[1] Дидро, Д. Собр. соч.: в? т.- М.; Л., 1939. – Т.7. – С. 156.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.