Международные универсальные и региональные акты в области защиты прав и свобод человека. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Международные универсальные и региональные акты в области защиты прав и свобод человека.

2017-06-13 1910
Международные универсальные и региональные акты в области защиты прав и свобод человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 1946 г., следующем после образования ООН, была создана Комиссия по правам человека (которую в 2006 г. изменила Совет по правам человека). Государства - члены ООН определили, что разработка Хартии (Билль) о правах человека - одна из главных задач Комиссии. Впоследствии Комиссия уточнила, что Хартия должна состоять, по крайней мере из трех частей: 1) декларации прав человека; 2) пакта о правах человека; 3) мероприятий по внедрению в жизнь положений пакта, независимо от того, станут ли эти меры частью пакта или нет. Это решение было утверждено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

Устав ООН не содержит конкретного перечня прав человека и основных свобод, в связи с чем и было принято решение о создании декларации прав человека. Таким образом, 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека была принята и провозглашена в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "как задача, выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". В Декларации указана цель, к которой должна стремиться "каждый человек и каждый орган общества". Ежегодно международное сообщество отмечает 10 декабря как День прав человека.

В связи с тем, что Всеобщая декларация прав человека была утверждена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, этот документ не является юридически обязательным. В то же время, учитывая огромный политический и моральный авторитет положения Всеобщей декларации стали включаться в Конституции многих государств и в тексты международных договоров.

Вторая и третья часть Хартии о правах человека были реализованы 19 декабря 1966 г. В этот день под эгидой ООН был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Оба нормативных документа вступили в силу в 1976 г. после их ратификации 35 государствами. Составной Пакта о гражданских и политических правах является Факультативный протокол к нему, что предоставляет индивидам право подавать в Комитет ООН по правам человека жалобы о том, что они стали жертвой нарушения государством-участником любого права, закрепленного в Пакте.

Эта Хартия была дополнена многими другими документами ООН, специализированных учреждений ООН и региональных организаций. Среди этих документов следует назвать следующие:

· Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.;

· Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., согласно которой "расовая дискриминация" означает любое различие, ограничение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод. При ООН создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации;

· Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г., согласно которой "преступление апартеида" - это политика и практика расовой сегрегации и дискриминации с целью установления или поддержания господства одной расовой группы над другой расовой группой. Апартеид является преступлением против человечества;

· Конвенцию о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г.;

· Конвенцию о политических правах женщин 1953 г.;

· Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г.;

· Конвенцию о гражданстве замужней женщины 1957 г.;

· Конвенцию Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.;

· Конвенцию против пыток и других жестоких, нечеловеческих или таких, что унижают достоинство, видов обращения и наказания 1984 г.;

· Конвенцию о правах ребенка 1989 г. и др.

Существенный вклад в дело защиты и обеспечения прав человека делают специализированные учреждения ООН, в частности Международная организация труда (МОТ) и ЮНЕСКО. В рамках МОТ были разработаны и приняты Конвенция № 100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда», Конвенция № 95 «О защите заработной платы»и т.д.

ЮНЕСКО в пределах компетенции разрабатывает документы и конвенции, защищающие права человека. Самая распространенная Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г., которая предусматривает ликвидацию и предупреждение такой дискриминации, принятия государствами - участницами Конвенции необходимых мер для этого.Перечисленные акты являются международными договорами, положения которых имеют юридически обязательный характер для государств-участниц, а в той мере, в какой они отражают международный обычай, - также для всех субъектов международного права.

В то же Время есть документы, в которых рассматриваются вопросы прав человека и основных свобод, относящихся к "мягкому праву":

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г.;

· Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка 1979 г.;

· Меры, гарантирующие защиту прав осужденных к смертной казни 1984 г.;

· Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних 1985 г.;

· Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в любой форме 1988 г. т.д.

Поскольку эти документы были утверждены резолюциями главных или вспомогательных органов ООН, они не являются юридически обязательными, однако многие государства воплотили их положения в своем национальном законодательстве.[6]

Наряду со сложившейся системой универсального сотрудничества государств в области прав человека такая деятельность осуществляется и на основе региональных соглашений. Региональное сотрудничество дополняет формы универсального сотрудничества, а в некоторых отношениях и более эффективно обеспечивает основные права и свободы человека.

Согласно ст. 52 и 53 Устава ООН, региональные организации должны были создаваться для мирного разрешения “местных споров”, а также для применения принудительных мер под руководством Совета Безопасности. Однако вскоре после принятия Устава ООН стали создаваться и организации, цель которых — защита прав и свобод человека на региональном уровне. Такие организации учреждены на всех континентах за исключением Азии.

Старейшей региональной организацией является Совет Европы.[7] 4 ноября 1950 г. в Риме его членами были принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г. Спустя 25 лет после принятия Конвенции ее участниками стали все члены Совета Европы.

Любое государство, вступающее отныне в Совет Европы, должно не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россию приняли в Совет Европы, особенно важно привести российское законодательство и правоприменительную практику в полное соответствие с европейскими стандартами. Принятие России в Совет Европы несомненно ускорит этот процесс. И наконец, чтобы избежать наплыва частных жалоб в Европейский суд, необходимы четко работающие эффективные механизмы защиты прав и свобод человека, а также система гарантий реализации принимаемых законов.

Наряду с Советом Европы значительное место вопросы прав человека занимают в деятельности Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Это Совещание, которое объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду, является наиболее представительной европейской региональной организацией, которая начала работу в Хельсинки 3 июля 1973 г. В конце 1994 г. Совещание было преобразовано в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В Парижской хартии для новой Европы предусматривалось создание Парламентской ассамблеи СБСЕ,[8] в которую должны войти члены парламентов всех государств-участников. В рамках этого парламента могли бы быть созданы специальные органы с полномочиями рассматривать отдельные нарушения основных прав и свобод человека и принимать обязательные по ним решения.[9]

Многие западные ученые признают нереалистичность этого документа, хотя все перечисленные в нем права «срочно нуждаются в международной защите». Функционирование региональной системы защиты прав человека, созданной на основе Межамериканской конвенции по правам человека, свидетельствует о ее неэффективности, определяемой нестабильностью политических режимов в ряде государств данного региона.

Цель этих международных деклараций, соглашений адресована на безусловное установление приоритета социальных и личных прав, свобод и обязанностей индивида над политическими и общегражданскими. И трактовка, и применение в жизнь указанных прав должны складываться не из государственных соображений, или их временных интересов общества, а из универсальных принципов гуманизма, из самой человеческой природы, сущности. Признание перечисленных прав и свобод, а также создание всех возможных условий для их полной и всесторонней реализации есть обязанность, долг государства. В противном случае невозможно всестороннее совершенствование личности и, следовательно, ее участие в развитии страны, в делах государства.[10]

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать определенные выводы.

Международное сотрудничество по вопросам прав человека в основном складывается в рамках деятельности, осуществляемой международными организациями, целью которых является защита основных прав и свобод человека и гражданина в мировых или региональных масштабах.

Наиболее крупной и наиболее богатой опытом в данной сфере является Организация Объединенных Наций, осуществляющая свою деятельность в сфере защиты прав человека на основе ряда международно-правовых документов в данной сфере. При ООН действуют ряд структур, деятельность которых направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина в целом или на защиту определенных прав и свобод. Среди таких структур, прежде всего, следует назвать: Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка и др.

В региональном масштабе в Европе действует Совет Европы, деятельность которого также направлена на создание эффективного механизма защиты основных прав и свобод граждан государств-членов Совета Европы. Кроме того, действует Европейский Суд по правам человека, являющийся одной из формой международного сотрудничества государств по вопросам прав человека.

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.