Профессиональное утомление и переутомление — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Профессиональное утомление и переутомление

2017-06-13 371
Профессиональное утомление и переутомление 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Объективные, закономерные, типичные для большинства профессионалов процессы снижения возможностей организма работающего человека осуществлять трудовые функции по мере уве­личения длительности работы принято обозначать термином «утом­ление». Характеристика самой трудовой деятельности и ее усло­вий, с точки зрения негативного влияния на работоспособность субъекта труда обозначается термином «утомительность». Подвер­женность человека развитию явлений утомления, характеристика индивидуальных особенностей его работоспособности называется утомляемостью. Субъективное переживание работником развития состояния утомления получило название «усталость». На рис. 14 обозначены виды утомления.

Состояние утомления в труде является разновидностью обра­тимых функциональных нарушений, это состояние характеризует нормальные физиологические процессы. Без утомления нельзя добиться развития функциональных возможностей человека, без этого феномена не бывает тренировки.

Норма в проявлениях утомления выражается в достаточности периода пассивного отдыха, сна для полного восстановления ра­ботоспособности. Нормальное утомление развивается постепенно, системы организма успевают перестраиваться, есть возможность для компенсации страдающих функций. В том случае, если чело­век выполняет чрезмерно тяжелую, непосильную работу, разви­вается острое утомление, при этом типичны быстро нарастающие функциональные нарушения в деятельности центральной нервной системы.

 

Рис. 14. Виды профессионального утомления.

В случае недостаточности отдыха утомление накапливается и переходит в хроническую форму, тогда человеку требуется длительный отдых для восстановления работоспособности (несколь­ко недель, месяц). Если такого длительного отдыха не обеспечивают и человек продолжает интенсивно работать, развивается пе­реутомление, выраженные формы которого требуют не только отдыха, но и лечения. К. К. Платонов выделил четыре степени пе­реутомления (табл. 25).

На поздних этапах выраженное утомление проявляется в об­щих симптомах, встречающихся в самых разных видах труда независимо от его функционального содержания. Феноменология об­щего утомления включает следующие признаки: снижается лабильность процессов центральной нервной системы (ЦНС), ухуд­шается самочувствие, снижается уровень активности, притупля­ется внимание, трудно поддерживать его концентрацию на объекте труда, ухудшается координация движений, увеличивается латен­тный период реакций, снижается чувствительность всех анализа­торов, мышление становится стереотипным, ухудшаются мнемические процессы.

Начинающееся, раннее утомление проявляется особыми симп­томами и их сочетанием в разных видах труда в зависимости от специфики выполняемых задач и преобладающей в них нагрузки на разные психические процессы; в этой связи выделяют утомле­ние физическое, эмоциональное, утомление когнитивных функ­ций. Так, у кузнеца, грузчика, слесаря-ремонтника велика физи­ческая нагрузка, утомлению подвергаются в первую очередь систе­мы психомоторики; у врача, лаборанта, патологоанатома, сбор­щицы микросхем или часовых механизмов максимально нагружена зрительная система, глазодвигательный аппарат, обеспечивающий установку глаз в зоне оптимального видения; у телеграфиста, зву­кооператора, телефонистки в первую очередь нагружены слуховой анализатор и оперативная память; труд учителя средней школы ежедневно требует напряженного функционирования голосового аппарата и эмоционально-волевой регуляции своего состояния.

До сих пор не утихли споры о природе явлений утомления. Сосуществуют разные концепции, а именно:

а) теории, в кото­рых подчеркивается роль местных периферических явлений, раз­вивающихся при утомлении в наиболее нагруженных органах и системах субъекта труда (примером могут служить идеи о роли молочной кислоты и других продуктов обмена в работающих мыш­цах);

б) утверждается, что ведущее значение при утомлении име­ют явления торможения в ЦНС (И. М. Сеченов);

в) подчеркивает­ся значение адаптационно-трофических воздействий вегетативной нервной системы и гуморальных влияний — гормонов, биохимических составляющих тканей и жидкостей при утомлении (Л. А. Орбели, К.Х. Кекчеев и др.).

 

Таблица 25. Схема степеней переутомления

 

Симптомы Степень переутомления
I — начинающееся II — легкое III — выраженное IV — тяжелое
Снижение дееспособности Мало Заметно Выражено Резко
Появление ранее отсут­ствовавшей усталости при нагрузке При усиленной нагрузке При обычной нагрузке При облегченной нагрузке Без всякой нагрузки
Компенсация волевым усилием снижения дееспособности Не требуется Полностью Не полностью Незначительная
Эмоциональные сдвиги Временами сниже­ние интереса к ра­боте Временами неустойчивость настроения Раздражительность Угнетение, резкая раздражительность
Расстройства сна Труднее засыпать или просыпаться Многим труднее засыпать или просыпаться Сонливость днем Бессонница
Снижение умственной работоспособности Нет Труднее сосредоточиться Временами забывчивость Заметное ослаб­ление внимания и памяти
Психогигиенические мероприятия Упорядочение от­дыха, физкультура, культурные развле­чения Очередной отпуск и отдых Необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха Лечение

 

Подтверждением важной роли нервной системы (коры боль­ших полушарий мозга, а также вегетативной нервной системы) в явлениях утомления могут служить эксперименты, проведенные в конце 30-х гг. Д. И. Шатенштейном (1939). В его опытах испытуе­мые вводились в состояние гипноза и им предлагались объектив­но легкая работа (перенос на небольшое расстояние пустой кор­зины) и объективно относительно тяжелая физическая работа (удерживание и перенос груза массой около 10 кг на небольшое расстояние). Испытуемым последовательно внушалось, что пус­тая корзина является очень тяжелой, а тяжелый груз — якобы легким. При выполнении задания производились измерения зат­рат энергии испытуемыми с помощью метода газообмена, фик­сировались частота сердечных сокращений и частота дыхания, а также проводилось наблюдение за внешним видом испытуемых, их мимикой. В результате экспериментов было установлено, что физиологические реакции, сопровождающие выполнение заданий испытуемого, были адекватны внушенной задаче, а не задаче, реально выполняемой испытуемым. Организм человека подстраи­вался на выполнение работы в связи с командами из ЦНС, а не от органов периферии тела, выполняющих определенную мышеч­ную работу. Оказалось, что «момент наступления утомления... независим не только от того, какое количество работы фактически выполнено испытуемым, но, как показал циклографический ана­лиз, и от того, каково соотношение периодов фактической рабо­ты и периодов отдыха. При почти одинаковой продолжительности фазы фактической работы и в 5 раз меньшей продолжительности фазы отдыха в течение одного рабочего цикла общая продолжи­тельность работы, связанная с моментом наступления утомления, может возрасти в 30 — 40 раз в соответствии с изменением дея­тельности и состояния ЦНС. При этом однажды наступившее утом­ление может быть снято воздействием на ЦНС и работоспособность не только полностью восстановлена, но и даже превышена по сравнению с максимальным уровнем ее в предшествующий утом­лению период. В результате воздействия на ЦНС одновременно с изменением работоспособности может меняться и газообмен... Несомненно, что изменения работоспособности и газообмена могут протекать независимо друг от друга» (Шатенштейн Д. И., 1939, с. 158).

Ученый предложил рассматривать явления утомления в кон­тексте понимания места и роли ЦНС в деятельности различных частей организма. Эта роль понималась им не только как общая координация. ЦНС, по его мнению, «меняет состояние органов и тканей, их функциональные свойства, их реактивность, установ­ку на определенный уровень деятельности в соответствии с изме­нением своего состояния». Такое понимание близко физиологи­ческому понятию лабильности Введенского — Ухтомского. Но Шатенштейн не отождествлял явление утомления только с умень­шением лабильности нервных центров, для него базовым оказа­лось представление об установке органов и тканей на определен­ный уровень деятельности, меняющейся под воздействием гумо­ральных влияний, и о воздействии нервных импульсов со сторо­ны не только ЦНС, но и вегетативной нервной системы.

А.Б.Леонова и В.И.Медведев (1981) предложили рассматри­вать работоспособность человека как субъекта труда на трех уров­нях: морфофизиологическом, психологическом и поведенческом.

На морфофизиологическом уровне субъекта труда учитывается его состояние здоровья, особенности обменных процессов, процес­сов активации в организме, нейродинамические свойства. В про­цессе работы организм человека может испытывать неблагопри­ятные воздействия со стороны факторов производственной сре­ды, к которым относятся: температура, влажность и скорость дви­жения воздуха (микроклимат); атмосферное давление; шум, виб­рация, излучения — электромагнитное, инфракрасное и пр.; па­раметры освещения рабочего места; временной режим работы; контакт с ядами, пыль; контакт с микроорганизмами. Эти воз­действия (если их интенсивность превышает допустимые величи­ны) приводят к снижению работоспособности человека за счет адаптационных процессов, необходимых для поддержания отно­сительного постоянства внутренней среды организма и функций жизнеобеспечения (процессов дыхания, обменных процессов и пр.).

При анализе работоспособности субъекта труда на психологи­ческом уровне обсуждаются функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим операционально-техническое выполнение тру­довых задач (временной режим труда и отдыха, рабочая поза, функциональные особенности трудовой нагрузки). При этом речь идет о профессионально наиболее нагруженных психических про­цессах (перцептивных, мнемических, логических, эмоциональ­ных, коммуникативных, психомоторных), а также о трудовой мотивации, побуждающей работника к деятельности, к субъек­тивной значимости труда и его компонентов.

Рассматривая работоспособность субъекта труда на поведенче­ском уровне, можно исследовать его опыт, навыки, стиль деятель­ности, приспособительные стратегии поведения, способствующие успешной профессиональной деятельности или приводящие к профессиональной дезадаптации. Могут изучаться типичные для большинства работников данной профессиональной сферы при­чины снижения работоспособности, а также индивидуальные варианты профессионального поведения. Выделение типичных фак­торов снижения работоспособности, понимание природы разви­тия неблагоприятных функциональных состояний в конкретных видах труда составляют основу для выработки способов оптимизации труда, повышения работоспособности, рационализации ору­дий труда, пространственной организации рабочих мест и других эргономических мероприятий.

В конкретных видах труда ведущими в динамике работоспособ­ности могут оказаться разные факторы внешней среды или трудового процесса, а также их своеобразные сочетания. Поэтому в ис­следовании причин профессионального утомления и путей повы­шения работоспособности важное значение имеет психологиче­ский анализ профессиональной деятельности и условий ее осу­ществления.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.