Понятие и типологии правовых систем (семей) современного мира. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Понятие и типологии правовых систем (семей) современного мира.

2017-06-11 583
Понятие и типологии правовых систем (семей) современного мира. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под правовой семьей понимается определенная совокупность национальных систем права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, принципов правового регулирования, понятийно-категориального аппарата юридической науки. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.

Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения.

К вопросу о типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии – идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т. д. Юридическая типология позволяет учитывать конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем.

Наибольшее распространение в настоящее время получила классификация, построенная на основе трех главных критериев: особенности исторического развития правовых систем; источники права; структура права. Соответственно выделяются десять право­вых семей: романо-германская; семья общего права (англосаксон­ская); славянская; латиноамериканская; скандинавская; мусуль­манская; индусское право; семья обычного (традиционного) права; дальневосточная; социалистическая.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе восприятия, заимствования римского права в XII —XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе.

Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская) су­щественно. Здесь главным источником права выступает судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел. Отсюда следует, что глав­ными творцами права в этой семье являются судьи, которые, обоб­щая практику и руководствуясь уже сложившимися отношениями, вырабатывают на этой основе своеобразные юридические принци­пы — прецеденты, составляющие систему общего права.

Славянская правовая семья стала выделяться в качестве само­стоятельной только в самое последнее время. Славянская ветвь правовой цивилизации основана главным образом на нацио­нально-культурных и географических факторах.

Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализ­мом, поскольку она восприняла, с одной стороны, романогерманскую правовую модель, а с другой — правовую систему США. Особенность латиноамериканских государств — заимст­вование у США президентской формы правления, конституции и некоторых конституционных институтов. В целом сфера публич­ного права у государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США.

Скандинавская правовая семья охватывает пять государств — Швецию, Норвегию, Финляндию, Исландию и Данию. Судебная практика играет в Скандинавских странах существенную роль. Скандинавское право действует как единая система, для него характерно большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех Скандинавских государствах. Для скандинавской правовой семьи характерно развитие коди­фицированного законодательства, ему не присущ прецедент как ис­точник права.

Мусульманское право относится к религиозным правовым сис­темам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, тер­минов и т. д. и включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.

Индусская правовая семья основана на своеобразном религи­озном комплексе — индуизме и составляет одну из религиозно-тра­диционных семей права. Индусская система права сформировалась более двух тысяч лет назад и, пройдя сложный путь развития, сохранила свое регули­рующее значение до наших дней.

Семья обычного (традиционного) права. Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями. Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имели свои обычаи и традиции. Другая особенность африканского обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не субъ­ективные права отдельной личности. Поэтому в африканской среде справедливым считается то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимоотношения между ее членами. Отсюда еще одна особенность обычного права — идея примирения сторон, заинтересованных лиц. И если суд европейского типа уста­навливал право какого-либо индивида на что-либо, последний не мог им воспользоваться, так как для него было важнее сохранить сплоченность той группы, к которой он принадлежал. В соответствии с африканским обычным правом брачный дого­вор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, следовательно, и развод возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит всей социальной группе, и по наследству имущество переходит не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Поэтому идея о том, что индивид может быть соб­ственником земли, противоречит существующим обычаям. Компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или иной группе. Таким образом, в обычном праве регулирование сводится пре­имущественно к сфере частного права — семейных отношений, обя­зательств гражданского характера, наследования, отношений зе­мельной собственности.

Дальневосточная правовая семья. Для данной правовой семьи характерно, отрица­тельное отношение к праву вообще. Японцы, например, традицион­но отождествляют право исключительно с уголовным законода­тельством, которое у них ассоциируется с тюрьмой. В дальневосточных обществах господствует идея примирения, доб­ровольного соглашения сторон спора, т.е. конфликты предпочита­ют решать внесудебным путем. Но при решении споров в суде они чаще всего завершаются примирением участников спора. В суд об­ращаются после того, как исчерпаны все другие способы разреше­ния конфликта. В

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрь­ской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистиче­ских государств в Восточной Европе, Азии. Отрицает судебный прецедент как источник права.

Билет № 13


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.