Хутба 67. Земная жизнь и проводы уходящего года (по хиджре) — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Хутба 67. Земная жизнь и проводы уходящего года (по хиджре)

2017-06-13 590
Хутба 67. Земная жизнь и проводы уходящего года (по хиджре) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

Хвала Аллаху, Великому Творцу и Создателю всего сущего. У Него — Прекрасные Имена и Высочайшие Атрибуты. Я восхваляю Его и благодарю за Его бесчисленные милости. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он — Господь небес и земли. Он — Творец вселенной и всех созданий. И я свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад — Его раб и Посланник, лучший из творений и печать посланников и посланий. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии до самого Дня воздаяния!

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха, благодарите Его, исполняйте Его веления, соблюдайте Его запреты. Он наказал вам это. Быть может, вы будете богобоязненными...

О рабы Аллаха! Всевышний Аллах сказал:

«Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, и стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю: растения после него восхищают земледельцев, но потом высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения» (57:20).

О мусульмане! Это — проникновенное наставление и серьёзный повод задуматься. Мы провожаем ещё один год по хиджре. Ещё один год нашей жизни, уходящий навсегда.

Этот год оставил после себя напоминание и назидание в сердцах верующих. Он напомнил всем нам о том, что этот мир — не наш настоящий дом и не место, в котором мы пребудем вечно. Всевышний Аллах предопределил, что этот мир должен однажды разрушиться до основания и исчезнуть, а его обитатели — покинуть его, все до одного. Сколько прекрасного и цветущего вскоре превратится в труху и руины, и сколько спокойно живущих в этом мире совсем скоро покинут его?!

Этот мир подвержен изменениям. Что-то в нём становится лучше за счёт ухудшения чего-то другого. Когда радуется один, другой в печали. Предаваться этому миру и впускать его в своё сердце опасно. Довериться ему — значит, быть обманутым. Он изменчив и капризен. Он коварен и вероломен, и от него в любое мгновенье следует ожидать предательства. Мечты и надежды, которые человек связывает с этим миром, ложны и бесплодны. Чистота его непременно оскверняется чем-то. Человек, живя в этом мире, должен быть постоянно настороже. К нему приходят либо быстро исчезающее благо, либо беда, либо смерть. Жизнь в этом мире — считанные дни и определённый срок, и дела, за которые человек будет вознаграждён или осуждён. Земная жизнь приносит нам немного радости, но взамен заставляет нас много плакать. День радости уходит, а на смену ему приходят месяцы и годы страданий. Дав немного, она лишает надолго. Она дарует немного добра, а потом обрушивает на нас много зла. Наполнив дом смехом и весельем, она тут же наполняет его печалью и грустью.

Всевышний Аллах сказал:

«О мой народ! Мирская жизнь — не что иное, как предмет пользования, а Последняя жизнь является вечной обителью» (40:39).

О рабы Аллаха! Всевышний Аллах предостерёг нас от испытания богатством и детьми, которое Он посылает нам в этом мире, чтобы они не отвлекали его от исполнения велений Всевышнего и реализации своего истинного предназначения. Аллах сказал:

«Знайте, что ваше имущество и ваши дети являются искушением и что у Аллаха — великая награда» (8:28).

Всевышний также запретил нам смотреть на то, что принадлежит другим, потому что оно пробуждает в нас любовь к преходящим благам мира этого и отвлекает нас от стремления к миру вечному. Всевышний сказал:

«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них [неверующих], чтобы подвергнуть их этим искушению. Это — блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее» (20:131).

О мусульмане! Поистине, мир этот — лишь быстро исчезающая тень и мираж. Богатство в нём приводит к бедности, а радость ведёт к печали. В этом мире нет и не может быть покоя и стабильности. Он неустойчив и изменчив. Таков обычай Всевышнего Аллаха. Он делает так, что удача и благополучие приходят то к одним людям, то к другим, радость сменяется горем, а счастье — несчастьем. А в мире вечном Всевышний дарует награду верующим и подвергнет наказанию неверующих. Кто-то приходит в этот мир, и в это же время кто-то уходит из него.

Всевышний Аллах сделал земную жизнь испытанием для людей: чьи деяния окажутся лучше? До нас дошло такое сообщение: «Поистине, Всевышний Аллах не сотворил ничего более ненавистного для Него, чем мир этот, и Он ни разу не взглянул на него с самого его сотворения».

Аль-Муставрид ибн Шаддад передаёт: «Я сопровождал Посланника Аллаха *, и когда мы проезжали мимо мёртвого ягнёнка, который валялся у дороги, Посланник Аллаха * сказал:

«أَتَرَوْنَ هَذِهِ هَانَتْ عَلَى أَهْلِهَا حِينَ أَلْقَوْهَا ؟ قَالُوا: مِنْ هَوَانِهَا أَلْقَوْهَا ، قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم: فَوَالَّذِي نَفْسُ مُحَمِّدٍ بِيَدِهِ لَلدُّنْيَا أَهْوَنُ عَلَى اللَّهِ مِنْ هَذِهِ عَلَى أَهْلِهَا ، ولَوْ كَانَتِ الدُّنْيَا تَعْدِلُ عِنْدَ اللَّهِ جَنَاحَ بَعُوضَةٍ ، مَا سَقَى كَافِرًا مِنْهَا شَرْبَةَ مَاءٍ»

“Как вы думаете, представляет ли он какую-нибудь ценность для его владельцев?” Люди сказали: “Конечно же, он не представляет для них никакой ценности! Недаром они его бросили…” Тогда Посланник * сказал: “Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада, этот мир ещё более ничтожен для Всевышнего Аллаха, чем этот ягнёнок для его хозяев. Если бы мир этот равнялся у Аллаха по своей ценности хотя бы комариному крылу, Он не дал бы неверующему из него и глотка воды!”» [Ат-Тирмизи; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].

А Муса (мир ему) сказал, наставляя своих сподвижников: «Этот мир — мост, проходите же по нему и не задерживайтесь на нём. Не оспаривайте у приверженцев мира этого их мир, потому что иначе они поднимутся против вашей религии, и тогда вы не получите мирских благ и не сможете сохранить свою религию».

Таков этот мир, увлёкший стольких людей. Он обольстил их своей обманчивой красотой, ослепил своим блеском, и они бросились собирать мирские блага и состязаться друг с другом в их приобретении. Они стали считать этот мир своим домом, искать наслаждения и следовать за своими страстями, и перестали готовиться к тому дню, в который они покинут этот мир. Они перестали трудиться для мира вечного и забыли, что на самом деле земная жизнь — лишь мост в жизнь вечную и площадь для состязания в благих делах ради спасения в мире вечном.

Пророк * предупредил своих сподвижников об опасности, которую несёт в себе этот мир. Он опасался, что мирские блага станут доступными для них, как это случилось с общинами, жившими до них, и эти блага погубят их, как погубили те общины.

Пророк * сказал:

«إنَّ الدُّنْيَا حِلْوَةٌ خَضِرَةٌ ، وِإنَّ اللهَ مُسْتَخْلِفُكُمْ فِيهَا ، فَيَنْظُرُ كَيْفَ تَعْمَلُونَ ، فَاتَّقُوُا الدُّنْيَا وَاتَّقُوُا النَّسَاءَ؛ فَإنَّ أّولَ فَتْنَةِ بَنِي إِسْرَائِيلَ كَانَتْ فِي النِّسَاءِ»

«Поистине мир этот — прекрасный и цветущий, и поистине, Аллах сделал вас наместниками в нём и смотрит, что вы станете делать. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин, ибо, поистине, первым искушением сынов Израиля были женщины» [Муслим].

Увидев, как люди борются за приобретение мирских благ, становясь из-за них врагами и соперниками, мы понимаем, почему некоторые люди теряют веру и не заботятся о своей семье и детях, а в обществе распространяются взаимная ненависть, зависть и злоба. Это — подтверждение слов Пророка *:

«مَنْ كَانَ هَمُّهُ الآخِرَةَ ، جَمَعَ اللَّهُ شَمْلَهُ ، وَجَعَلَ غِنَاهُ فِي قَلْبِهِ ، وَأَتَتْهُ الدُّنْيَا وَهِيَ رَاغِمَةٌ ، وَمَنْ كَانَتْ نِيَّتُهُ الدُّنْيَا ، فَرَّقَ اللَّهُ عَلَيْهِ ضَيْعَتَهُ ، وَجَعَلَ فَقْرَهُ بَيْنَ عَيْنَيْهِ ، وَلَمْ يَأْتِهِ مِنْ الدُّنْيَا إِلاَّ مَا كُتِبَ لَهُ»

«Чьей заботой был мир вечный, Аллах приведёт в порядок его дела, вложит в сердце его довольство малым, и мир этот придёт к нему сам. А кто стремится к миру этому, Аллах приведёт его дела в беспорядок и сделает так, что он всегда будет нуждаться в ком-то или в чём-то, и не получит он от мира этого ничего, кроме того, что предопределено ему Аллахом» [Ахмад; аль-Альбани назвал его достоверным].

О рабы Аллаха! Остаётся лишь удивляться нашей беспечности. Столько наставлений и назиданий, а мы улыбаемся и смеёмся, не думая о том, что, возможно, совсем скоро тела наши завернут в саван. Один из нас забавляется и развлекается, а может быть, Ангел смерти уже стоит возле его головы и спрашивает у своего Господа разрешения забрать его душу. Человеку кажется, что он живёт в стабильном и благополучном мире и будет жить ещё очень долго, а на самом деле он идёт быстрыми шагами к смерти, которая уже рядом, оставляя мир этот за своей спиной, и часть его жизни, которая уже прошла, никогда не вернётся…

О мусульмане! Мы теряем родителей, детей, сестёр и братьев, однако даже их смерть и разлука с ними не становятся для нас назиданием. Большинство из нас — за исключением тех, кого помиловал Аллах — думает лишь о мирском, без сожаления упуская благословенные времена, в которые можно сделать много благих дел и заслужить великую награду Всевышнего, а также часы, в которые мольба не остаётся без ответа. Мы беспечны и легкомысленны, заняты обогащением и подсчётом накопленного. Мы ведём себя так, словно прошедший день или месяц можно с лёгкостью вернуть, когда мы этого пожелаем.

Величайшее проявление беспечности — когда человек знает, что каждый прожитый день приближает его к смерти, и при этом забавляется и не готовится к Дню расчёта и воскрешения. Он надеется, что проживёт столько же, сколько прожил Нух (мир ему), и не думает о том, что конец близок…

О мусульмане! Абу ад-Дарда прибыл в Шам и сказал: «О жители Шама! Прислушайтесь к слова вашего брата, желающего дать вам добрый совет!» Услышав это, они собрались к нему, и он сказал: «Что с вами? Отчего вы строите то, в чём не будете жить, и собираете то, что не будете есть… Поистине, те, кто жил до вас, строили дворцы, мечтали о многом и копили богатства, и их мечты обольстили их. Накопленное ими погубило их, а их жилищами стали могилы».

О рабы Аллаха! Разве не пришло время беспечным и забавляющимся понять суть земной жизни и её предназначение? Земная жизнь — страдание. Блаженство в ней — испытание, всё новое в ней ветшает и разрушается, и сама она уходит. А мы по-прежнему беспечны, словно смерть придёт к кому угодно, только не к нам, и словно обязанности в этом мире возложены на кого-то другого, а не на нас, и умершие, которых мы похоронили, вскоре вернутся к нам. Мы оставили их в могилах и теперь беспечно растрачиваем оставленное ими наследство, словно только они смертны, а мы будем жить в этом мире вечно. Мы забываем все наставления, которые слышим, и считаем, что нам ничего не угрожает.

Наши праведные предшественники, которые были лучшим примером для нас, не вели себя так, как мы, несмотря на силу своей веры и донесённую до многих из них ещё при жизни весть об ожидающем их Рае. Аль-Хасан аль-Басри (да помилует его Аллах) сказал: «Я застал людей, которых не радовали приобретённые ими мирские блага и которые не жалели об упущенных ими украшениях мира этого. Этот мир был для них ничтожнее земли, по которой ступали их ноги».

Они следовали примеру Мухаммада *, который сказал:

«مَا لِي وَلِلدُّنْيَا ، مَا مَثَلِي وَمَثَلُ الدُّنْيَا إِلاَّ كَرَاكِبٍ سَارَ فِي يَوْمٍ صَائِفٍ ، فَاسْتَظَلَّ تَحْتَ شَجَرَةٍ سَاعَةً مِنْ نَهَارٍ ثُمَّ رَاحَ وَتَرَكَهَا»

«Что мне до мира этого? Меня и мир этот можно сравнить со всадником, который остановился в жаркий день под деревом, отдохнул немного и уехал, покинув его» [Ахмад; ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].

‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Пророк * сказал ему:

«كُنْ فِي الدُّنْيَا كأنَّكَ غَريبٌ ، أوْ عَابِرُ سَبيلٍ»

«Будь в этом мире, словно чужестранец или человек, проходящий мимо».

А сам Ибн ‘Умар говорил: «Если ты дожил до вечера, то не надейся дожить до утра, а если дожил до утра, не надейся дожить до вечера, и бери от здоровья то, что пригодится тебе, когда придёт болезнь, и бери от жизни своей то, что пригодится тебе для смерти» [Аль-Бухари].

Когда кто-нибудь из наших праведных предшественников (да помилует Аллах их всех) доживал до сорока лет, он спал по ночам лишь немного и много молился, восхвалял Аллаха и просил у Него прощения, стараясь восполнить упущенное в прошедшие годы и готовясь к переходу в мир вечный.

Запасайтесь же благими делами, да помилует вас Аллах, и пусть не обольщает вас этот бренный мир. Знайте, что очень скоро вы покинете его, и разумен тот, кто строго спрашивает со своей души и трудится для того, что после смерти, и бессилен тот, кто позволяет душе своей следовать за прихотями и страстями и при этом надеется, что Аллах введёт его в Рай без каких-либо усилий с его стороны…

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения и приносите Ему покаяние. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху ва тубу иляйхи иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху за Его благодеяние и благодарность Ему за Его милости. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, возвеличивая Его, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, призывавший людей к Его довольству. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и братьев по вере, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Судного дня.

Бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, и знайте, да помилует вас Аллах, что, несмотря на все свои недостатки, земная жизнь — это нива для жизни вечной и бесценная возможность для совершения благих дел, покорности Всевышнему и поклонения Ему, которое спасает верующего в мире вечном. Это — площадь для состязания в благих делах. В этом мире мусульманин запасается для мира вечного и трудится для вечной жизни. В Судный день преуспеет лишь тот, кто совершал благие дела в земной жизни. Этот мир может помочь тому, кто будет правильно вести себя в нём, и стать обителью спасения для того, кто понимает его истинную суть. Он может стать обителью богатства для тех, кто запасается из него. Многие порицают этот мир и считают его причиной всех бед. Эти люди не знают о том, что земная жизнь даётся нам, чтобы мы могли запастись благими делами, проложить себе дорогу к Раю и возвысить свои степени в нём.

О люди! В конце каждого года мусульманин должен задуматься о том, что он сделал за этот год, что было правильным, а что — неправильным в его поведении. Он также должен почувствовать ответственность, возложенную на него Всевышним, и подумать о том, что он будет делать в наступающем году. До конца этого года по хиджре осталось несколько дней, и когда они пройдут, он уйдёт навсегда. Нам кажется, что лишь недавно мы встречали его, и вот он уже уходит, как будто его и не было. Однако такова вся земная жизнь. Она быстротечна и конец её близок…

Уходящий год напоминает нам о том, что однажды закончится и наша жизнь в этом мире, и мы окажемся в мире вечном, где нас ожидают расчёт и воздаяние. А потом — либо Рай, либо Ад…

Мы часто торопим время, желая быстрее достигнуть желаемого, однако при этом мы не задумываемся о том, что вместе с этими днями и ночами от нас уходит наша жизнь. Каждый уходящий день приближает нас к смерти. Так стоит ли радоваться его уходу?! Радоваться может лишь тот, кто ежедневно без устали запасается благими делами для предстоящей встречи со Всевышним Аллахом, и Аллах доволен им.

Каждый раз, когда вы провожаете уходящий год, вспоминайте о том, что однажды закончится ваша земная жизнь. Время бежит быстро, и смерть, прерывающая наслаждения, неумолимо приближается. Земная жизнь остаётся позади, а жизнь вечная приближается с каждым уходящим мгновением.

‘Умар ибн Абду-ль-Азиз (да помилует его Аллах) однажды сказал: «О люди! Поистине, для каждого путешествия нужны припасы, так запасайтесь же в этом мире богобоязненностью для мира вечного. Будьте подобными тому, кто видит воочию наказание, уготованное ему Аллахом. Надейтесь же на Его милость и прощение и страшитесь Его наказания. Пусть сердца ваши не ожесточаются по прошествии долгого времени. Не подчиняйтесь своему врагу, ибо, поистине, не должны простираться далеко надежды и мечты того, кто не знает вечером, доживёт ли до утра, и не знает утром, доживёт ли до вечера. Смерть может унести его в любое мгновение. Спокоен лишь тот, кто уверен, что его не коснётся наказание Аллаха, и ужасы Судного дня обойдут его стороной. Что же касается того, кто, не успевая залечить одну рану, тут же получает новую, то как же он может быть спокоен?».

Сколько мы видели людей, которым было даровано множество мирских благ, а потом они покинули этот мир, взяв с собой лишь саван, подобно тому, у кого ничего не было. Могила уравнивает всех: великого и ничтожного, богатого и бедного. Однако для одних могила станет одним из садов Рая, а для других — ямой, наполненной Адским огнём (да убережёт нас Аллах от этого!). Тот, кто совершал в этом мире благие дела, готовился к встрече с Аллахом и не тратил времени даром, будет радоваться в день, в который не принесут пользы богатство и сыновья. И преуспеет лишь тот, кто пришёл к Аллаху со здравым сердцем в День, когда будут розданы свитки с записью дел, и содрогнутся сердца, и закатятся взоры, и люди будут казаться пьяными, однако они не будут пьяны, просто мучения от Аллаха будут столь тяжкими…

Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и подвергайте отчёту самих себя до того, как вас подвергнут расчёту. Совершайте благие дела, пока у вас есть две великие милости, которых лишены многие люди. Это — здоровье и свободное время.

Призывайте благословение на Посланника Аллаха *, о котором Господь сказал:

«Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (33:56).

А сам Пророк * сказал:

«مَنْ صَلَّى عَلَيَّ صَلاةً وَاحِدَةً ، صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرَ صَلَوَاتٍ ، وَحَطَّ عَنْهُ عَشْرَ سَيِّئَاتٍ ، وَرَفَعَ لَهُ عَشْرَ دَرَجَاتٍ»

«Кто призвал на меня благословение один раз, того благословит Аллах десять раз, простит ему десять прегрешений и возвысит его на десять степеней» [Ан-Насаи; аль-Альбани назвал его достоверным].

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).

О Аллах, защити нас и избавь нас от страха! (Аллахумма-хфаз ‘ауратина ва амин рав‘атина).

О Аллах, помоги исламу и мусульманам! (Аллахумма-нсури-ль-Исляма ва-ль-муслимин).

О Аллах, помоги нашим братьям-мусульманам, где бы они ни были! (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муслимина фи кули макан).

О Аллах! Нет Божества, кроме Тебя, ниспошли нам дождь и не давай нам отчаиваться! (Аллахумма АнтаЛлаху ля иляха илля Анта анзиль ‘аляйна-ль-гайса ва ля тадж‘альна мина-ль-канитин).

О Аллах, помоги Своим рабам! (Аллахумма агыс ‘ибадака ва билядака).

О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и не одной беды без избавления, ни одного долга без уплаты, и не одного трудного дела без облегчения! (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-макам занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху ва ля дейнан илля кадайтаху ва ля амран ‘асиран илля йассартаху).

О Аллах, раскрой сердца наши, облегчи нам дела наши и приведи нас к благонравию, ибо, поистине, не приводит к нему никто, кроме Тебя! (Аллахумма-шрах судурана ва кулюбана ва йассир умурана ва-хдина ли-салихи-ль-ахляк фа-иннаху ля йахди ли-салихиха илля Анта).

И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи Рабби-ль-‘алямин).

Хутба 68. Пост в рамадан

Часть первая

Хвала Аллаху, Господу миров! Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и нет силы и могущества ни у кого, кроме Него. И я свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии до самого Дня воздаяния!

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и благодарите Его за Его милость к вам. Ведь Он даровал вам благодатные периоды времени и много других благ. Цените же эти благодатные времена должным образом, наполняйте их покорностью Всевышнему и приближением к Нему и отдаляйтесь от грехов и ослушания Аллаха. Ведь эти времена Аллах создал для того, чтобы прощать вам ваши грехи, умножать ваши благие дела и возвышать ваши степени в Раю.

О рабы Аллаха! Мы встречаем благословенный месяц рамадан, который является прекрасной возможностью совершать благие дела. Это — месяц, в который был ниспослан Коран, месяц, в который умножается награда за благие дела и увеличивается наказание за дурные дела. Начало его — милосердие, середина его — прощение, а конец его — освобождение от Огня.

Пост в рамадан является одним из столпов ислама, а добровольная ночная молитва — дополнение к этой великой обязанности. Кто постился в рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые прегрешения, и кто будет простаивать ночи рамадана в молитве с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые грехи. ‘Умра совершённая в рамадан, приравнивается к хаджу, совершённому вместе с Пророком *. В этот месяц открываются врата Рая, и закрываются врата Ада, и верующие стараются совершить как можно больше благих дел и как можно меньше грехов. В рамадан шайтаны закованы в цепи и не могут добраться до верующих, как им это удаётся в остальное время года.

О люди! Начинайте поститься, когда увидите народившийся месяц рамадана, и воздержитесь от поста в предшествующий ему день или два, потому что Пророк * запретил поститься в эти дни (если только у человека не осталось дней поста, которые он должен восполнить). Также разрешается поститься в эти дни, если на них выпадает обычный пост человека. Например, человек привык поститься по понедельникам или четвергам, и этот день совпал с одним из двух дней перед началом рамадана.

Не поститесь в день сомнения. Это — тридцатый день месяца ша‘бан, если его ночь облачна, и облака мешают увидеть месяц, даже если он уже народился. ‘Абдуллах ибн ‘Амр передаёт, что Пророк * сказал:

«الشَّهْرُ تِسْعٌ وَعِشْرُونَ لَيْلَةً ، فَلاَ تَصُومُوا حَتَّى تَرَوْهُ ، فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا الْعِدَّةَ ثَلاَثِينَ»

«В месяце двадцать девять ночей, и не поститесь, пока не увидите его (народившийся месяц), и если ночь будет облачной, то доведите счёт до тридцати» [Аль-Бухари]. ‘Аммар ибн Йасир ** сказал: «Кто постился в день сомнения, тот ослушался Абу аль-Касима!».

Кто видел народившийся месяц своими глазами, тот должен сообщить об этом другим людям и не скрывать это. Если официально объявили о начале рамадана, начинайте поститься. Если официально объявили о начале шавваля, прекращайте пост.

Как мы уже сказали, пост в рамадан — один из столпов ислама. Всевышний вменил пост в обязанность всем верующим, и кто отрицает его обязательность, тот становится неверующим, потому что он опровергает сказанное Аллахом и Его Посланником * и противоречит согласному мнению мусульман. Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, — быть может, вы устрашитесь» (2:183).

Всевышний Аллах также сказал:

«Месяц рамадан, в котором был ниспослан Коран как руководство для людей и разъяснение прямого пути и различения… Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185).

Пост — обязанность каждого мусульманина, разумного, достигшего совершеннолетия, способного поститься и не находящегося в пути. Поститься обязаны и мужчины, и женщины. Однако женщина постится только тогда, когда у неё нет менструации и послеродового кровотечения. Неверующий не должен поститься, и если он примет ислам во время рамадана, он не обязан восполнять пропущенные дни поста. Если он принимает ислам днём в рамадан, он обязан воздержаться от еды и питья остаток дня и потом восполнить его.

Ребёнок, не достигший совершеннолетия, не обязан поститься, однако, если ему не очень трудно поститься, следует понемногу приучать его к посту. Сподвижники велели своим детям поститься. А если ребёнок начинал плакать от голода, они давали ему игрушку, чтобы он отвлёкся и, играя с ней, смог обойтись без еды до захода солнца.

Мальчик считается совершеннолетним, когда ему исполнится пятнадцать лет, или когда у него начинают расти волосы на лобке, или появляется поллюция. Сказанное относится и к девочке, однако к упомянутым признакам добавляется появление менструации.

Если появился любой из этих признаков, ребёнок считается совершеннолетним, и на него ложатся те же обязанности, что и на взрослого, при условии, что он разумный.

Сумасшедший и слабоумный не обязаны ни поститься, ни кормить бедняков вместо поста. Они также не обязаны совершать омовение и молиться, потому что не способны к различению и приравниваются к ребёнку младше возраста различения.

Человек, который вообще не способен поститься, также не обязан соблюдать пост в рамадан. Это — дряхлый старик и человек, страдающий хронической болезнью. Они должны кормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста. За каждый день нужно отдавать четверть са‘ пшеницы. Однако лучше давать вместе с зерном или хлебом приправу к нему — мясо или что-нибудь из того, что намазывают на хлеб.

Что же касается больного, болезнь которого должна вскоре пройти, то если ему не трудно поститься, и пост не причиняет ему вреда, он должен поститься, потому что у него нет оправдания. Если ему трудно поститься, соблюдать пост для него нежелательно (макрух — مكروه). Если же пост причиняет ему вред, ему запрещается поститься. После выздоровления он должен восполнить пропущенные дни поста. Если же он умрёт, не успев восполнить пропущенные дни, с него снимается обязанность восполнять их.

Беременная женщина, если ей трудно поститься, может оставить пост в рамадан. Она должна восполнить пропущенные дни позже, во время беременности или после окончания послеродового кровотечения. Женщина, кормящая грудью, также имеет право не поститься, если ей трудно или у неё пропадает молоко так, что ребёнку не хватает питания. Она должна восполнить пропущенные дни поста позже.

Если путешественник отправляется в путь только ради того, чтобы не поститься, он обязан соблюдать пост даже в пути, и ему запрещается нарушать пост. Если же путешествие просто совпало с рамаданом, то он должен сам выбрать, поститься ему или оставить пост. Он обязан восполнить позже пропущенные дни поста. Лучше всего делать то, что легче для человека.

Если ему всё равно, поститься или оставить пост, лучше поститься. Так поступал Пророк *, потому что в этом случае совесть человека быстрее освобождается от обязанности. К тому же, поститься в рамадан обычно легче, чем восполнять пост позже. Если человеку трудно поститься в путешествии, то ему нежелательно поститься. Если же ему очень трудно, то пост становится запрещённым для него. Когда Пророк * отправился в Мекку в год её завоевания во время рамадана, он постился, и ему сказали: «Людям трудно поститься, однако они смотрят на то, что делаешь ты…» Тогда он велел принести чашу воды — а это было после послеполуденной молитвы. Он поднял чашу и держал её так некоторое время, чтобы люди обратили на него внимание, а потом попил из неё, а они в это время смотрели на него. После этого ему сказали: «Некоторые люди продолжили поститься». Тогда он сказал:

«أُولَئِكَ الْعُصَاةُ أُولَئِكَ الْعُصَاةُ»

«Это — ослушники! Это — ослушники!» [Муслим].

При этом неважно, случайное ли это путешествие по необходимости, или же человек находится в разъездах большую часть времени. Например, таксисты или дальнобойщики часто проезжают большие расстояния, что считается путешествием. Как только они покинут местность, в которой живут, они считаются путешественниками, и им разрешается всё, что разрешено другим путешественникам. Они могут оставлять пост, сокращать молитву из четырёх рак‘атов до двух, совмещать полуденную молитву с послеполуденной и закатную с вечерней при необходимости. Если им легче восполнить пост по возвращении домой, то им лучше не поститься. А как только они покидают местность, в которой живут, они снова становятся путешественниками и обретают права и обязанности путешественников.

Если человек отправляется в путешествие днём в рамадан, то ему лучше не прерывать свой пост. Если же ему трудно поститься во время путешествия, он прерывает свой пост и восстанавливает этот день позже. Путешествие не ограничивается определённым временем. Если человек отправился в дорогу, он считается путешественником, как только покинет местность, в которой живёт, и до тех пор, пока не вернётся обратно, даже если во время путешествия он надолго остановится в той местности, в которую отправился. Однако он не должен делать этого с намерением избежать поста. В этом случае ему запрещается оставлять пост даже в путешествии, потому что обязанности, которые Всевышний Аллах возложил на человека, не снимаются с него посредством подобных ухищрений.

Женщина, у которой менструация или послеродовое кровотечение, не должна поститься. Её пост недействителен, если только кровотечение не прекратилось до рассвета, пусть даже за минуту. В этом случае женщина соблюдает пост, даже если она не совершила полное омовение до восхода солнца. Пропущенные дни поста она обязана восполнить позже.

О мусульмане! Пророк * побуждал верующих совершать добровольную ночную молитву в рамадан. Он сказал:

«مَنْ قَامَ رَمَضَانَ ، إيمَاناً وَاحْتِسَاباً ، غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ»

«Кто выстаивал рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прошлые прегрешения» [Аль-Бухари; Муслим].

Молитва-таравих также входит в ночную молитву, которую следует совершать в рамадан. Поэтому совершайте её должным образом до тех пор, пока имам не уйдёт, ибо, поистине, кто выстаивал молитву вместе с имамом, пока тот не уйдёт, тому запишется выстаивание целой ночи, даже если большую её часть он проспал.

А имамы должны бояться Аллаха и учитывать положение молящихся. Они должны совершать молитву спокойно и не торопясь, и не лишать себя и других возможности получить награду Всевышнего. Нельзя совершать молитву наспех, проделывая все движения быстро и без остановки, подобно ворону, клюющему добычу. Имам не должен думать лишь о том, чтобы покинуть мечеть раньше всех и как можно быстрее проговорить все таслимы. Ведь Всевышний Аллах сказал: «… сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (67:2). Всевышний сказал: «Чьи деяния окажутся лучше», а не «чьи деяния окажутся быстрее»….

Пророк * был наилучшим примером для тех, кто надеется на милость Аллаха и готовится к Судному Дню, и он больше всех стремился к благу. Он никогда не совершал по ночам больше одиннадцати рак‘атов — ни в рамадан, ни в другие месяцы. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что он «совершал (ночную) молитву в рамадан вместе со своими сподвижниками, а потом перестал, боясь, что она будет вменена им в обязанность, а они не смогут совершать её».

‘Умар ибн аль-Хаттаб ** велел Убеййу ибн Ка‘бу и Тамиму ад-Дари совершать с людьми одиннадцать рак‘атов. Именно столько постоянно совершал Пророк *, и праведный халиф ‘Умар ** последовал его примеру. Лучше всего совершать во время молитвы-таравих одиннадцать рак‘атов (включая витр). Если человек желает совершить больше рак‘атов, однако не с целью противоречия Сунне, он не заслуживает порицания. Некоторые из наших праведных предшествен


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.