Хутба 32. Нормы Шариата, касающиеся дороги — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Хутба 32. Нормы Шариата, касающиеся дороги

2017-06-13 1103
Хутба 32. Нормы Шариата, касающиеся дороги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

Хвала Аллаху, Единому и Единственному, Который не рождал и не был рождён, и не был равным Ему ни один, и благословения и приветствия лучшему из избранных — Мухаммаду, членам его семьи, сподвижникам и всем тем, кто усердно поклоняется Всевышнему.

Бойтесь Аллаха, о мусульмане, ибо, поистине, богобоязненность — наилучший запас и дорога, ведущая в Сады наслаждения.

Всевышний Аллах сказал:

«Поистине, приближённые Аллаха [вали] не познают страха и не будут опечалены. Они уверовали и были богобоязненны. Им предназначена радостная весть в этом мире и в Последней жизни. Слова Аллаха не подлежат отмене. Это — великое преуспеяние» (10:62–64).

О рабы Аллаха!

Ислам постановил, что дороги существуют для удобства людей и облегчения их передвижения и собраний.

Ислам — великая религия. Её учение, ценности и принципы включают всё, что приносят обществу счастье и спокойствие. Она учит людей повиноваться Господу и поклоняться Ему Одному.

Дорога — важная часть инфраструктуры, и ислам не обошёл её своим вниманием. Шариат разъясняет правила поведения на дорогах, права дороги и проходящих по ней.

Пророк * велел очищать дороги и общественные места. В хадисах упоминается о том, что устранение с дороги препятствия, мешающего проходить людям — одно из ответвлений веры и благое дело. Уборка общественных мест и дорог приносит пользу всем, кто будет проходить по этим дорогам и проезжать по ним верхом или на автомобиле, и посещать эти места, поэтому её можно считать проявлением благонравия.

Посланник Аллаха * сказал:

«عُرِضَتْ عَلَيَّ أَعْمَالُ أُمَّتِي حَسَنُهَا ، وَسَيِّئُهَا ، فَوَجَدْتُ فِي مَحَاسِنِ أَعْمَالِهَا ، الأَذَى يُمَاطُ عَنْ الطَّرِيقِ ، وَوَجَدْتُ فِي مَسَاوِي أَعْمَالِهَا ، النُّخَاعَةَ تَكُونُ فِي الْمَسْجِدِ لاَ تُدْفَنُ»

«Мне были показаны благие и дурные дела моей общины, и среди её благих дел я обнаружил устранение с дороги того, что мешает проходить людям, а среди её дурных дел — незакопанный плевок в мечети» [Муслим].

Пророк * также сказал:

«لَقَدْ رَأَيْتُ رَجُلاً يَتَقَلَّبُ فِى الْجَنَّةِ ، فِى شَجَرَةٍ قَطَعَهَا مِنْ ظَهْرِ الطَّرِيقِ كَانَتْ تُؤْذِى النَّاسَ»

«Я видел в Раю человека, который наслаждался там благодаря дереву, которое росло у дороги (в этом мире) и мешало проходить людям, и которое он срубил» [Муслим].

А в другой версии этого хадиса говорится:

«مَرَّ رَجُلٌ بِغُصْنِ شَجَرَةٍ عَلَى ظَهْرِ طَرِيقٍ فَقَالَ وَاللَّهِ لأُنَحِّيَنَّ هَذَا عَن الْمُسْلِمِينَ ، لاَ يُؤْذِيهِمْ ، فَأُدْخِلَ الْجَنَّةَ»

«Один человек проходил мимо дерева, ветви которого опускались на дорогу, и сказал: “Клянусь Аллахом, я уберу это от мусульман, чтобы оно не беспокоило их!”, — и за это был введён в Рай» [Муслим].

Посланник Аллаха * также сказал:

«تَبَسُّمُكَ فِي وَجْهِ أَخِيكَ لَكَ صَدَقَةٌ ، وَأَمْرُكَ بِالْمَعْرُوفِ وَنَهْيُكَ عَنْ الْمُنْكَرِ صَدَقَةٌ ، وَإِرْشَادُكَ الرَّجُلَ فِي أَرْضِ الضَّلاَلِ لَكَ صَدَقَةٌ ، وَبَصَرُكَ لِلرَّجُلِ الرَّدِيءِ الْبَصَرِ لَكَ صَدَقَةٌ ، وَإِمَاطَتُكَ الْحَجَرَ وَالشَّوْكَةَ وَالْعَظْمَ عَنْ الطَّرِيقِ لَكَ صَدَقَةٌ ، وَإِفْرَاغُكَ مِنْ دَلْوِكَ فِي دَلْوِ أَخِيكَ لَكَ صَدَقَةٌ»

«Если ты улыбнёшься брату своему, это запишется тебе как милостыня, и твоё побуждение к одобряемому и удерживание от порицаемого запишется тебе как милостыня. И если ты укажешь дорогу заблудившемуся человеку, это запишется тебе как милостыня, и если ты поможешь своим зрением человеку, который плохо видит, это запишется тебе как милостыня, и если ты уберёшь с дороги камень, колючку или кость, это запишется тебе как милостыня, и если ты выльешь воду из своего ведра в ведро своего брата, это запишется тебе как милостыня» [Ат-Тирмизи; аль-Бухари в «Аль-адаб аль-муфрад»; аль-Альбани назвал его достоверным].

О рабы Аллаха!

Если убирающего с дороги предметы, мешающие проходить людям, ожидает такая великая награда, то какое же наказание ожидает того, кто намеренно портит и загрязняет дороги, а также оставляет мусор на территории своего соседа, в парках и в тени, где обычно сидят люди?! Об этом наказании упомянул Посланник Аллаха * в одном из хадисов:

«مَنْ آذَىَ المُسْلِمِينَ فِي طُرُقَاتِِهِمُ وَجَبتْ عَلَيْهِ اللَّعْنَةُ»

«Кто оставляет на дорогах мусульман то, что причиняет им беспокойство, заслуживает проклятия» [Ат-Табарани; аль-Альбани назвал его достоверным].

А в хадисе, который приводит Муслим, говорится:

«اتَّقُوا اللَّعَّانَيْنِ. قَالُوا: وَمَا اللَّعَّانَانِ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ: الَّذِى يَتَخَلَّى فِى طَرِيقِ النَّاسِ أَوْ فِى ظِلِّهِمْ»

«Остерегайтесь двух действий, за которые человек заслуживает проклятия». Люди спросили: «А что это за действия, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Это — действия человека, который справляет нужду на дорогах, по которым ходят люди, или в тени, где они сидят».

Ислам предписал своим последователям идти по дороге спокойно и не спеша, избегая неестественности и кичливости в походке, понижать голос, говорить только о благом и отвечать на приветствия идущих навстречу. Всевышний сказал: «Рабы Милостивого — те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят благие слова» (25:63). Мусульманин, идущий по дороге, должен помогать нуждающимся в помощи, заблудившимся и обиженным, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого. Он не презирает слабого, не проявляет неуважения к старшему и ни над кем не насмехается, и не издевается.

О рабы Аллаха!

Поскольку дороги пролегают между домами мусульман, и проходящий может увидеть то, что происходит в доме, ислам велит своим последователям опускать взор, чтобы он случайно не упал на запретное. Опуская взор, верующий оберегает себя от страстей, ведущих к запретному, и дурных намерений. Взгляд — предвестник греха, и кто смотрит по сторонам, не опуская взор, тот однажды горько пожалеет об этом. Вспомним слова арабского поэта времён невежества:

Увидев соседку, я взор опускаю

И жду, чтобы скрылась она в своём доме…

Одно из правил поведения на дорогах — обращение к людям с приветствиями. Обмен приветствиями — указание на взаимную любовь, к которой побуждает Всевышний верующих, и символ братства и дружбы. К тому же, приветствующим друг друга Всевышний Аллах обещал щедрую награду. Посланник Аллаха * сказал:

«لاَ تَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّى تُؤْمِنُواُ ، وَلاَ تُؤْمِنُوا حَتَّى تَحَابُّوا ، أَوَلاَ أَدُلُّكُمْ عَلَى شَيْءٍ إِذَا فَعَلْتُمُوهُ تَحَابَبْتُمْ ، أَفْشُوا السَّلامَ بَيْنَكُمْ»

«Вы не войдёте в Рай до тех пор, пока не уверует а вы не уверуете (по-настоящему) до тех пор, пока не полюбите друг друга. Так не указать ли мне вам на действие, совершая которое, вы полюбите друг друга? Приветствуйте друг друга» [Муслим].

Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) ходил по рынкам и приветствовал людей, стремясь к награде Всевышнего.

Однако сегодня, к нашему величайшему сожалению, этот благородный исламский обычай постепенно исчезает. Люди проходят мимо друг друга, не здороваясь. Они приветствуют лишь знакомых, и то — приветствием, перенятым у немусульман…

О рабы Аллаха!

Некоторые люди имеют привычку сидеть на дорогах и собираться в переулках. Ислам запрещает это, потому что так ведут себя только ленивые, бездеятельные люди. Если же в этом есть необходимость, то сидящий на краю дороги должен вести себя так, как завещал Посланник Аллаха * в хадисе:

«إيَّاكُمْ وَالجُلُوسَ في الطُّرُقَاتِ! فقالوا: يَا رَسُول الله ، مَا لنا مِنْ مجالِسِنا بُدٌّ ، نتحدث فِيهَا. فَقَالَ رسولُ الله - صلى الله عليه وسلم -: فَإذَا أبَيْتُمْ إلاَّ المَجْلِسَ ، فَأَعْطُوا الطَّريقَ حَقَّهُ. قالوا: وما حَقُّ الطَّريقِ يَا رسولَ الله ؟ قَالَ: غَضُّ البَصَرِ ، وَكَفُّ الأَذَى ، وَرَدُّ السَّلامِ ، وَالأمْرُ بِالمَعْرُوفِ ، والنَّهيُ عن المُنْكَرِ»

«Ни в коем случае не сидите на дорогах!» Люди сказали: «Но мы не можем не делать этого, ведь только там мы можем собраться и побеседовать друг с другом!» Тогда Посланник Аллаха * сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться там, то, по крайней мере, воздавайте дороге должное!» Люди спросили: «А что значит — воздавать должное дороге?» Он ответил: «Это значит — потуплять взоры, никому не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого» [Аль-Бухари; Муслим].

Некоторые люди превращают дороги, рынки и переулки в места собрания, ставят там стулья, разглядывают и обсуждают проходящих, злословят и сплетничают, и говорят дурное о достойных людях. Они не вспоминают о вежливости и благовоспитанности, не опускают взор и не удерживают свои языки от насмешек над рабами Аллаха. Они произносят слова, вызывающие отвращение у любого нормального человека, и люди ничего не могут с ними поделать. Эти компании, облюбовавшие дороги и общественные места, причиняют много хлопот и беспокойства другим людям.

Они давно потеряли всякий стыд и, не задумываясь, пятнают честь людей и совершают запретное. Однажды Пророка * спросили о Словах Всевышнего: «Неужели вы вожделеете мужчин, перекрываете дороги и совершаете предосудительное на своих сборищах?» (29:29). Он сказал:

«كَانُوا يَخْذِفُونَ أَهْلَ الطَّرِيقِ وَيَسْخَرُونَ مِنْهُمْ ، فَذَاكَ الْمُنْكَرُ الَّذِي كَانُوا يَأْتُونَ»

«Они бросали камешки в проходящих по дорогам и насмехались над ними. Это и есть порицаемое, которое они совершали» [Ахмад; аль-Хаким; достоверный хадис, отвечающий условиям Муслима].

Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения и приносите Ему покаяние. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху ва тубу иляйхи иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, хвала премногая, благая и благословенная — такая, которую любит наш Господь и которой Он доволен. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, возвеличивая Его. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Судного дня.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70–71).

Знайте, да помилует вас Аллах, что нормы исламского Шариата регулируют все стороны жизни отдельного человека и общества, потому что ислам — печать всех религий и вечный Закон, который будет существовать до самого Судного дня.

Мусульманские учёные (да помилует их Аллах) упоминают в своих книгах о нормах Шариата, касающихся поведения на дорогах и в общественных местах. Например, не разрешается мешать другим мусульманам проходить по дороге — напротив, нужно пропускать их и освобождать им проход. Также необходимо убирать с дороги всё, что мешает проходить или проезжать по ней. Человек, живущий у дороги, не должен делать со своим имуществом ничего такого, что причиняет неудобство людям — например, строить крышу, нависающую над дорогой и мешающую проезжать транспорту или верховым животным, или ставить скамейку, на которой потом будут сидеть люди и беспокоить прохожих. Также нельзя ставить машины на дороге, потому что они сужают проход и способствуют дорожно-транспортным происшествиям.

Шейх ислама Такыййуддин Ахмад ибн ‘Абду-с-Салям (да помилует его Аллах) сказал: «Ни одно строение не должно выходить на дорогу мусульман».

Ислам запрещает сажать деревья и кустарники, строить что-либо, рыть ямы, складывать дрова, резать скот, бросать мусор и высыпать золу на дорогах, а также делать всё, что причиняет неудобство прохожим. Посланник Аллаха * сказал:

«الْمُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ ، وَالْمُهَاجِرُ مَنْ هَجَرَ مَا نَهَى اللَّهُ عَنْهُ»

«Настоящий мусульманин — тот, от языка и рук которого не страдают другие мусульмане, а настоящий переселенец (мухаджир) — тот, кто оставляет запрещённое Аллахом» [Аль-Бухари; Муслим].

Пророк * также сказал:

«الإيمانُ بِضْعٌ وَسَبعُونَ ، أَوْ بِضعٌ وسِتُونَ شُعْبَةً: فَأفْضَلُهَا قَولُ: لا إلهَ إلاَّ اللهُ ، وَأَدْنَاهَا إمَاطَةُ الأذَى عَنِ الطَّريقِ ، والحَيَاءُ شُعبَةٌ مِنَ الإِيمَانُ»

«Вера имеет более семидесяти ответвлений. Наилучшее из них — слова “Нет божества, кроме Аллаха”, а наименьшее — устранение с дороги того, что мешает проходить людям, и стыдливость — одно из ответвлений веры» [Аль-Бухари; Муслим].

Ислам велит не только очищать дороги от мусора и нечистот, но и вести себя на них соответствующим образом, избегая не только обыкновенной, но и моральной «грязи». Мусульманин не должен причинять неудобства проходящим по дороге и обижать их. Ему следует опускать взор, а не следить за людьми. Всевышний Аллах сказал:

«А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (33:58).

Причиной ниспослания этого аята стало то, что в Медине дома стояли очень близко, и женщины выходили по нужде по ночам. А мединские нечестивцы и развратники поджидали их и начинали говорить им непристойности. Если женщина молча шла дальше, они следовали за ней, а если она стыдила их и делал им выговор, они отставали от неё. На самом деле их интересовали только рабыни, однако в те времена рабыню невозможно было отличить от свободной женщины, потому что это было до ниспослания хиджаба, и все женщины выходили на улицу в длинной рубахе и накинутом на голову покрывале. Женщины пожаловались своим мужьям, и те сказали об этом Пророку *, после чего Всевышний ниспослал этот аят.

Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и помогайте друг другу в делах благочестия и богобоязненности, и не помогайте в грехе и несправедливости, и призывайте благословения на Посланника Аллаха *, который был милостью для миров. Ибо Всевышний сказал: «Поистине, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром» (33:56). А Пророк * сказал:

«مَنْ صَلىَ عَلَيَّ صَلاَةً وَاحِدَةً ، صَلَىَّ اللهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرَاً»

«Кто призвал на меня благословение один раз, того благословит Аллах десять раз» [Муслим].

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).

О Аллах, защити нас и избавь нас от страха! (Аллахумма-хфаз ‘ауратина ва амин рав‘атина).

О Аллах, помоги исламу и мусульманам! (Аллахумма-нсури-ль-Исляма ва-ль-муслимин).

О Аллах, помоги нашим братьям-мусульманам, где бы они ни были! (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муслимина фи кулли макан).

О Аллах! Нет Божества, кроме Тебя, ниспошли нам дождь и не давай нам отчаиваться! (Аллахумма АнтаЛлаху ля иляха илля Анта анзиль ‘аляйна-ль-гайса ва ля тадж‘альна мина-ль-канитин).

О Аллах, помоги Своим рабам! (Аллахумма агыс ‘ибадака ва билядака).

О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и не одной беды без избавления, ни одного долга без уплаты, и не одного трудного дела без облегчения! (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-макам занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху ва ля дейнан илля кадайтаху ва ля амран ‘асиран илля йассартаху).

О Аллах, раскрой сердца наши, облегчи нам дела наши и приведи нас к благонравию, ибо, поистине, не приводит к нему никто, кроме Тебя! (Аллахумма-шрах судурана ва кулюбана ва йассир умурана ва-хдина ли-салихи-ль-ахляк фа-иннаху ля йахди ли-салихиха илля Анта).

И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да’вана анна-ль-хамда лиЛляхи Рабби-ль-‘алямин).


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.