Хутба 30. Побуждение к правдивости и предостережение ото лжи — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Хутба 30. Побуждение к правдивости и предостережение ото лжи

2017-06-13 655
Хутба 30. Побуждение к правдивости и предостережение ото лжи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

Хвала Аллаху, Который повелел всем верующим быть правдивыми. Он возвысил упоминание о правдивых в мире и унизил лжецов, и сделал так, что их поминают недобрым словом. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он — Справедливый Судья и Истинный Разъясняющий Властелин. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, и лучший из правдивых. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Судного дня.

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и будьте правдивыми и искренними со Всевышним и Его рабами, ибо в хадисе сказано:

«فَإِنَّ الصِّدْقَ يَهْدِي إِلَى الْبِرّ،ِ وَإِنَّ الْبِرَّ يَهْدِي إِلَى الْجَنَّةِ ، وَمَا يَزَالُ الرَّجُلُ يَصْدُقُ وَيَتَحَرَّى الصِّدْقَ ، حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللَّهِ صِدِّيقًا ، وَإِيَّاكُمْ وَالْكَذِبَ ، فَإِنَّ الْكَذِبَ ، يَهْدِي إِلَى الْفُجُورِ ، وَإِنَّ الْفُجُورَ يَهْدِي إِلَى النَّارِ ، وَمَا يَزَالُ الرَّجُلُ يَكْذِبُ ، وَيَتَحَرَّى الْكَذِبَ ، حَتَّى يُكْتَبَ عِنْدَ اللَّهِ كَذَّابًا»

«Поистине, правдивость приводит к благочестию, и, поистине, благочестие приводит к Раю, и будет человек говорить правду и стараться быть правдивым, пока не будет записан у Аллаха как правдивейший. И остерегайтесь лживости, поистине, лживость приводит к грехам, и, поистине, грехи приводят к Огню, и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец» [Аль-Бухари; Муслим].

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха и будьте с правдивыми. Будьте искренними в своём поклонении Аллаху, стремясь только к Его довольству и не делая ничего напоказ людям. Исполняйте Его веления из стремления приблизиться к Нему и получить Его награду, и соблюдайте Его запреты из страха отдалиться от Него и заслужить Его наказание. И не стремитесь добиться похвалы от людей, ибо, поистине, Всевышний Аллах не нуждается в том, чтобы Ему придавали сотоварищей. В одном из хадисов-кудси Всевышний Аллах сказал:

«أَنَا أَغْنَىَ الشُّرَكَاءِ عَنْ الشِّرْكِ ، مَنْ عَمِلَ عَمَلاً أَشْرَكَ مَعِيَ فِيْهِ غَيْرِيِ ، تَرَكْتُهُ وَشِرْكَهُ»

«Я совершенно не нуждаюсь в том, чтобы Мне придавали сотоварищей, и если кто-нибудь совершит что-либо не только ради Меня, но и ради кого-то другого, Я оставлю его вместе с его многобожием!» [Муслим].

Пусть ваше отношение к Пророку * также будет искренним. Следуйте за ним не только в своих действиях, но и в своей душе, неуклонно соблюдая его Сунну. Ничего не отнимайте от неё и ничего не добавляйте к ней. И будьте правдивыми и честными в своих взаимоотношениях с людьми. Не обманывайте их и всегда говорите им правду.

Это и есть правдивость, придерживаться которой повелел нам Всевышний Аллах и Его Посланник *. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (9:119). А Пророк * сказал: «Придерживайтесь правдивости. Поистине, правдивость приводит к благочестию, и, поистине, благочестие приводит к Раю, и будет человек говорить правду и стараться быть правдивым, пока не будет записан у Аллаха как правдивейший» [Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].

Посланник Аллаха * разъяснил в этом хадисе, что у правдивости есть последствия, и что правдивому уготовано почётное место. Последствия правдивости — благочестие и благо, а затем — Рай. А что касается почётного места, то правдивые занимают следующую ступень после пророков. Всевышний сказал:

«Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми, шахидами и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (4:69).

Правдивый пользуется доверием людей, и они верят его словам и охотно имеют с ним дело, а также хвалят его и хорошо отзываются о нём как при его жизни, так и после его смерти.

О мусульмане! Остерегайтесь лжи! Остерегайтесь лжи, когда речь идёт о поклонении Всевышнему, и не поклоняйтесь напоказ людям, и не лицемерьте. И остерегайтесь лжи, когда речь идёт о следовании за Посланником Аллаха *: остерегайтесь нововведений в принесённый им Шариат и не противоречьте его руководству и его Сунне.

Остерегайтесь лгать людям. Не старайтесь обмануть их и говорите им только правду. Поистине, верующий не может лгать, потому что ложь является свойством лицемеров. Всевышний сказал: «…и Аллах свидетельствует, что лицемеры являются лжецами» (63:1). Всевышний также сказал: «Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали» (2:10). Всевышний также сказал: «Поистине, ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха. Они и есть лжецы» (16:105).

А Абу ад-Дарда однажды сказал:

«يَا رَسُوُلَ اللهِ ، هَلْ يَسْرِقُ المُؤْمِنُ؟ قَالَ: قَدْ يَكُوُنَ ذَلِكَ. قَالَ: فَهَلْ يَزْنِيِ الْمُؤْمِنُ؟ قال: بَلَىَ وَإِنْ كَرِهَ أَبُوُ الدَّرْدَاءُ. قَالَ: هَلْ يَكْذِبُ المُؤْمِنُ؟ قَالَ: إِنَّمَا يَفْتَرِيِ الكَذَبَ مِنْ لاَ يُؤْمِنُ»

«О Посланник Аллаха! Может ли верующий воровать?» Он ответил: «Такое случается». Тогда он спросил: «Может ли верующий прелюбодействовать?» — и он снова сказал: «Да, хотя Абу ад-Дарде это и не по душе». Он спросил: «А может ли верующий лгать?» Он ответил: «Лжёт тот, кто не верует» [Ат-Табарани в «Тахзиб аль-асар»].

Верующий не может лгать, потому что он верит в аяты Всевышнего Аллаха и в слова Посланника *: «Поистине, лживость приводит к грехам, и, поистине, грехи приводят к Огню, и станет человек лгать, пока не будет записан пред Аллахом как отъявленный лжец».

Последствия лжи отвратительны, и положению лжецов вряд ли можно позавидовать. Ложь ведёт к греху и пороку, а порок ведёт в Огонь. Горе обитателям Огня! Лжец низок, потому что у Аллаха он записан как отъявленный лжец, а подобное клеймо не приносит человеку ничего хорошего. Поистине, ни одному человеку не хочется, чтобы люди открыто называли его лжецом, так как же он спокойно соглашается с тем, что у Всевышнего Творца он будет записан как отъявленный лжец?! При жизни лжеца люди не верят его словам и отказываются иметь с ним дело, а после его смерти поминают его недобрым словом.

Всевышний Аллах упоминает в Коране ложь вместе с идолопоклонством. Всевышний сказал: «Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (22:30). Может ли верующий допускать ложь в свою жизнь после всего сказанного?..

Даже в доисламские времена арабы избегали лжи и не лгали ради достижения своих целей, считая это деяние постыдным и отвратительным. Вспомним, как Абу Суфйан сказал Ираклию всю правду о Пророке *, а потом сказал: «И, клянусь Аллахом, если бы я не стыдился того, что потом они станут рассказывать о моей лжи, то обязательно сказал бы о нём неправду или приписал бы ему то, чего он не говорил».

Даже в те времена люди, не знавшие ислама, избегали лжи. Она казалась им омерзительной, и они стыдились быть уличёнными или обвинёнными во лжи. Так что можно сказать о вас, верующих, которым Всевышний Аллах даровал эту религию, призывающую к правдивости побуждающую вас к ней и разъясняющую вам, какие добрые плоды она приносит? Ваша религия запрещает вам лгать, предостерегает вас ото лжи и разъясняет вам, насколько отвратительны её плоды. Абу Суфйан в бытность свою язычником не пожелал солгать даже один-единственный раз, хотя в его интересах было оклеветать Посланника Аллаха *. А сегодня люди, которые называют себя мусульманами, бессовестно лгут, убеждая при этом самих себя, что они не делают ничего запретного. Одни делают это потому, что ложь кажется им чем-то незначительным, другие убеждены, что ложь запрещена лишь в тех случаях, когда сопровождается присвоением чужого имущества, третьих ослепили алчность и стремление к мирским благам, а некоторые просто подражают другим. Поступая так, человек обманывает и вводит в заблуждение самого себя.

Ложь ведёт к пороку, и солгав однажды, мы устраняем преграду между собой и ложью, и в итоге уже ничто не будет удерживать нас ото лжи. Спокойная, довольная своей религией душа испытывает отвращение ко лжи, как и к любому греху. Когда же человек впервые солжёт, ему начинает казаться, что это не так уж сложно, и ничего страшного в этом нет, и так он привыкает лгать, продолжая делать это до тех пор, пока не будет записан у Аллаха как отъявленный лжец.

Поистине, лгать запрещено, даже если это не сопровождается присвоением чужого имущества, потому что ни в Коране, ни в Сунне не упомянуто такое условие. Если ложь сопровождается присвоением чужого имущества, человек берёт на себя больший грех, и его ожидает более суровое наказание, чем за одну только ложь. ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас передаёт, что Пророк перечислил великие грехи и упомянул среди них ложную («окунающую») клятву[28]. Люди спросили: «А что такое “окунающая клятва”?» Он сказал:

«الَّتِي يَقْتَطِعُ بِهَا مَالُ اِمْرِئٍ مُسْلِمٍ هُوَ فِيْهَا كَاذِبٌ»

«Это клятва, содержащая ложь и позволяющая присвоить часть имущества мусульманина» [Муслим].

Посланник Аллаха * также сказал:

«مَنْ اِقْتَطَعَ حَقَ اِمْرِئٍ مُسْلِمٍ ، بِيَمِيْنِهِ ، فَقَدْ أَوْجَبَ اللهُ لَهُ النَّارَ ، وَحَرَمَ عَلَيْهِ الْجَنَّةَ. فَقَالَ رَجُلٌ: وَإِنْ كَانَ شَيْئاً يَسِيْرَاً؟ قَالَ: وَإِنَ كَانَ قَضِيْبًا مِنْ أَرَاكَ»

«Того, кто с помощью (ложной) клятвы присвоит себе часть того, что по праву принадлежит другому мусульманину, Аллах обязательно ввергнет в Огонь и сделает Рай для него запретным». Один человек спросил: «Даже если это будет что-нибудь незначительное, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Даже если это будет прутик арака!» [Муслим].

Некоторые люди рассказывают выдуманные истории, чтобы насмешить людей, и видя, что люди смеются, постепенно привыкают выдумывать и лгать. В одном из хадисов Пророка * говорится:

«وَيْلٌ لِلَّذِي يُحَدِّثُ ، فَيَكْذِبُ ، لِيَضْحَكَ بِهِ اَلْقَوْمَ ، وَيْلٌ لَهُ ثُمَّ وَيْلٌ لَهُ»

«Горе тому, кто рассказывает что-нибудь и при этом лжёт, чтобы рассмешить людей! Горе ему, горе ему!» [Абу Давуд; ат-Тирмизи; ан-Насаи; аль-Альбани назвал его хорошим].

А некоторые люди лгут детям, потому что те не упрекают их за это, однако такая ложь ещё хуже. Ребёнок, видя, что взрослые ему лгут, причём делают это с лёгкостью, без зазрения совести, тоже привыкает лгать. ‘Абдуллах ибн ‘Амир передаёт, что мать позвала его, сказав: «Иди сюда, я дам тебе кое-что». Пророк * спросил: «Что ты хотела дать ему?» Она ответила: «Финики». Тогда Посланник Аллаха * сказал: «Если бы ты ничего не дала ему, тебе была бы записана ложь» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его хорошим].

Бойся же Аллаха, о мусульманин, в том, что касается тебя самого, общества, в котором ты живёшь, и твоей религии. Разве не знаешь ты о том, что о религии судят по тем, кто её исповедует, и если мусульманская община будет лгать, слепо подражать другим общинам и присваивать чужое имущество, что же останется в ней от ислама?

Если мусульмане покажут себя в таком свете, разве не будут они своим поведением отвращать людей от ислама? И разве не станут они добровольными жертвами низких и порочных людей? Их враги будут издеваться и насмехаться над ним, увидев, что мусульмане ведут себя подобным образом: лгут, поступают вероломно, нарушают договор и обещания и поступают нечестно, когда спорят или ведут тяжбу. И враги мусульман будут гордиться, увидев, что мусульмане слепо подражают им, перенимая от них даже самое дурное и порочное, и вообще всё, от чего предостерегает их ислам!

Остаётся только удивляться поведению людей, которые сами дают врагу оружие против себя и добровольно вступают на путь, ведущий к гибели, вместо того, чтобы следовать путём облагодетельствованных Всевышним пророков, правдивых, шахидов и праведников…

Я прошу у Аллаха прощения за все грехи, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха ли ва лякум мин кулли занбин фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, ибо только Он достоин хвалы. Он воздаёт правдивым Своим милосердием и милостью и подвергает лжецов справедливому наказанию по мудрости Своей. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто следовал его руководству.

О мусульмане! Поистине, правдивость похвальна в любой её форме, и правдивого любят и Всевышний Аллах, и люди. Поистине, Аллах дарует правдивому великую награду и делает так, что о нём надолго остаётся добрая молва. Вряд ли это стоит доказывать. Каждый из нас имеет возможность наблюдать, как окружающие относятся к правдивым людям. Они хорошо отзываются о них и хвалят их как при их жизни, так и после их смерти. Люди верят их словам и доверяют им, когда имеют с ними дело. Преуспеют верующие, и потерпят неудачу лжецы.

Ка‘б ибн Малик не сопровождал Пророка * в походе на Табук без уважительной причины, и когда Пророк * вернулся, к нему начали приходить лицемеры, также оставшиеся в Медине, и оправдываться, и он принял их оправдания, и предоставил Аллаху судить об их сокровенных мыслях. А потом к нему подошёл Ка‘б, и он улыбнулся улыбкой человека, скрывающего свой гнев, и спросил: «Что заставило тебя остаться?» Ка‘б сказал: «Клянусь Аллахом, я понял, что если сегодня я солгу тебе, а ты удовлетворишься этим, то Аллах всё равно сделает так, что уже скоро ты разгневаешься на меня. Если же я скажу тебе правду, ты разгневаешься на меня за это уже сейчас, но я надеюсь, что за это Всевышний Аллах приведёт меня к благому исходу! Клянусь Аллахом, нет у меня никаких оправданий». Пророк * сказал: «Что касается этого, то он сказал правду. Вставай же и жди, пока Аллах не примет о тебе решения». А кроме Ка‘ба были ещё два человека, которые не участвовали в походе без уважительной причины, и Пророк * запретил людям разговаривать с ними троими. Ка‘б сказал: «И люди стали сторониться нас и изменили своё отношение к нам, и даже земля, на которой я жил, стала для меня неузнаваемой, ибо это была не та земля, которую я знал прежде. Я ходил по рынкам, и никто не разговаривал со мной. И я подходил к Посланнику Аллаха *, приветствуя его, когда он сидел среди людей после молитвы, и спрашивая себя: “Пошевелил он своими губами в ответ на моё приветствие или нет?” Однажды, когда я провёл уже много времени, сталкиваясь с подобной отчуждённостью со стороны мусульман, я дошёл до ограды сада Абу Катады, моего двоюродного брата, которого я любил больше всех людей. Забравшись на эту ограду, я обратился к нему с приветствием и, клянусь Аллахом, он не ответил на моё приветствие! Тогда я сказал ему: “О Абу Катада, заклинаю тебя Аллахом, скажи, известно ли тебе о том, что я люблю Аллаха и Его Посланника?” Он промолчал, а я снова стал заклинать его Аллахом, но он хранил молчание. Я ещё раз повторил свои слова, и на этот раз он сказал: “Аллах и Его Посланник знают об этом лучше!” Тогда мои глаза наполнились слезами, и я вернулся, снова перебравшись через ограду. А когда я шёл по рынку Медины, один из крестьян Шама, которые были христианами, вручил мне послание от правителя из числа гассанидов. Там было написано следующее: “Поистине, дошло до нас, что твой друг стал чуждаться тебя. Присоединяйся же к нам, и мы утешим тебя!” Прочитав это послание, я сказал себе: “И это тоже испытание”, — после чего подошёл к печи и разжёг в ней огонь этим посланием».

Ка‘б был прав: это было испытание, однако непоколебимая вера в сердце Ка‘ба и правдивость, утверждённая его ‘акыдой помешали ему ответить на этот обольщающий призыв, который был обращён к нему в самое подходящее время. Однако Аллах помог Ка‘бу ибн Малику, которому в то время было всего тридцать три года, устоять перед искушением.

Ка‘б сказал: «Когда прошло сорок дней, ко мне неожиданно явился посланец от Посланника Аллаха *, который сказал: “Посланник Аллаха * велит тебе не приближаться к твоей жене!” Я спросил: “Я должен развестись с ней или поступить как-то иначе?” Он сказал: “Нет, просто сторонись её и ни в коем случае не приближайся к ней!” Тогда я сказал своей жене: “Отправляйся к своим родителям и оставайся у них, пока Аллах не вынесет Своё решение по этому делу”. И я оставался в подобном положении ещё десять дней, так что когда они истекли, прошло уже пятьдесят дней с тех пор, как людям было запрещено разговаривать с нами. А после того, как на исходе пятидесятой ночи я совершил утреннюю молитву на крыше одного из наших домов и сидел там, пребывая в том состоянии, о котором упомянул Аллах, и душа моя сжималась, а земля казалась тесной, несмотря на её обширность, я неожиданно услышал голос человека, забравшегося на гору Саль‘ и кричавшего оттуда во весь голос: “О Ка‘б ибн Малик, радуйся!” Услышав это, я склонился в земном поклоне, так как понял, что пришло облегчение и Аллах простил нас. Я отправился к Посланнику Аллаха *, а по пути люди встречали меня толпами, поздравляя меня с тем, что Аллах принял моё покаяние. Войдя в мечеть, я увидел Посланника Аллаха *, сидевшего там в окружении людей. А после того, как я приветствовал Посланника Аллаха *, он сказал: “Радуйся лучшему из дней твоих с тех пор, как мать твоя родила тебя!”, — и лицо его при этом сияло от радости. Я спросил: “Это от тебя, о Посланник Аллаха, или же от Аллаха?», — на что он ответил: “Нет, это от Аллаха!” Я сказал: «О Посланник Аллаха, поистине, Аллах спас меня только благодаря тому, что я сказал правду, и пусть частью моего покаяния станет то, что я до самой смерти не буду говорить ничего, кроме правды!” И, клянусь Аллахом, с тех пор, как я сказал это Посланнику Аллаха *, и до сего дня я ни разу не солгал намеренно. И, поистине, я надеюсь, что Аллах Всевышний упасёт меня от этого и в дальнейшем!» [Муслим].

О мусульмане! Это — величайшая милость Всевышнего, и мы должны извлечь для себя урок из описанного в хадисе события. Посмотрите на троих правдивых, которых Всевышний воспитал посредством этого бойкота со стороны Посланника * и мусульман! Посмотрите на совершенную веру сподвижников. Исполняя веление Посланника Аллаха *, они прекратили общение со своими родственниками и двоюродными братьями. А когда провинившимся стало совсем тяжко, пришло избавление от Всевышнего. Он простил их, ниспослав соответствующие аяты, и эти аяты до сих пор есть в Коране, и люди будут читать их до самого Судного дня.

А о лжецах и лицемерах Всевышний ниспослал:

«Когда вы вернётесь к ним, они будут клясться Аллахом, чтобы вы простили им. Отвернитесь же от них, ибо они — скверна. Их пристанищем будет Геенна. Таково воздаяние за то, что они приобретали. Они станут клясться вам, чтобы вы остались довольны ими. Но даже если вы останетесь довольны ими, Аллах всё равно не будет доволен людьми нечестивыми» (9:95–96).

О мусульмане! Пусть эти аяты станут для вас назиданием. Думайте о том, что вы избираете для себя, и помните: верующий всегда выбирает богобоязненность и правдивость.

О Аллах, убереги нас от порока, страстей и совершения дурных дел и приведи нас к благонравию, помоги нам полюбить веру, приукрась её в наших сердцах и внуши нам отвращение к неверию, нечестию и ослушанию Аллаха, и сделай нас одними из благоразумных. (Аллахумма джаннибна мункарати-ль-ахляк ва-ль-а‘маль ва-ль-ахва ва-хдина ли-ахсани-ль-ахляк ва-ль-а‘маль ва хаббиб иляйна-ль-иман ва заййинху фи кулюбина ва каррих иляйна-ль-куфра ва-ль-фусука ва-ль-исйан ва-дж‘альна мина-р-рашидин).

О Аллах, благослови и приветствуй Твоего Пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников (Аллахумма салли ва саллим ‘аля ‘абдика ва набиййика Мухаммадин ва ‘аля алихи ва сахбихи аджма‘ин).


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.