Глава 16 ТИХИЙ ДАЛЕКИЙ ГОЛОС — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 16 ТИХИЙ ДАЛЕКИЙ ГОЛОС

2017-06-12 246
Глава 16 ТИХИЙ ДАЛЕКИЙ ГОЛОС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В небе нет пути; нет мудреца вне нас.

Дхаммапада

Особая значимость символизма вертикального направления подчеркивается во многих психотерапевтических концепциях. Ро-бер Дезуайе, автор метода «управляемых сновидений», рассматри­вал эту символическую ось (и соответствующий мотив восхожде­ния на гору) как своего рода направляющую всех формирующихся личностных структур. В пространственной топонимике трех направ­лений (по отношению к человеческому телу как точке отсчета) вер­тикальная ось является наиболее эмоционально «заряженной», постоянно формирующей смысловое поле человека — по крайней мере с момента появления на свет. В приводимой ниже таблице перечислены (без претензий на полноту и точность возрастной пе­риодизации) несколько метафор, иллюстрирующих значимость вертикальной оси в «пространстве человеческих смыслов».

 

Возраст События Некоторые метафоры
Детство' Освоение положений сидя и стоя. Рост тела в высоту. Формирование чувства "Я" и его физического соотнесения. Телесный низ, контроль функций. Духовная инициация. Встать на ноги. Тянуться изо всех сил. Голова - значит главный. Как это низко, низменные чувства. Небеса и преисподняя (будь хорошим — будешь наверху).
Молодость Вхождение в социальную иерархию. Психологическое развитие. Сражение (драка). Спортивные соревнования. Секс. Верхи и низы. Личностный рост. Сломать хребет (вертикальную ось тела). Подняться на пьедестал. Союз неба и земли.
Зрелость Обретение определенного социального статуса и страх утраты. Карьерный рост, вертикаль управления, глава семьи, покорение новых вершин, роязденный ползать.
Старость Смена интересов. Новое место в социуме. Духовная иерархия. Ближе к земле. С высоты своих лет. Небесный анклав.

1 Это, конечно, очень условные обозначения «социально-психологического воз­раста», хотя и коррелирующие с хронологическим рядом.


Сначала мне казалось странным, что в моей психотерапевтической прак­тике мне больше всего остального помогали повествования о магах и шаманах, о хасидских раввинах, христианских отшельниках и буд­дийских мудрецах. Поэзия и мифы давали мне гораздо больше, чем научные исследования и доводы. Ш. Копп

Не Случайно во многих ре­лигиозных традициях высокая гора считается местом, где жи­вут боги или их человеческие посредники. Дезуайе рекомен­довал использовать этот мотив после спуска на морское дно. И действительно, как показы­вает практика, многие терапев­тические разрешения, смоделированные в терминах архетипи-ческой метафоры мудрого старца2, становятся возможными только после выхода из теневого регистра (дно моря или под­земный мир), как, например, в следующем случае.

С, учащийся, 15 лет, конфликты в семье и школе, агрессивное поведение (текст части занятия — сразу после выхода из моря):

«Весна, травы нет, часов 11 утра, солнце есть, кочки, много талой воды, снег, вода грязная, мокрая. Снежные вершины. Эки­пировка килограмм десять... Все сыпется из-под ног... За дерево уцепился, съехал немножко, упал... больно стало... Отвесная сте­на, зацепил кошкой, пара крюков. Повис над пропастью... Более пологий подъем. Зацепился кошкой, есть липучка. Лучше проре­зиненный канат. Рискнем... Повис над пропастью. «Кошку» ос­тавлять жалко, помогла. Привязал. Вынес на тропинку. Слева гора, справа. Обрыв. Стена, цельный гранит, может быть, сде­лана искусственно... Я бегу по ней. Кончилась тропинка... По­дошел к пещере и остановился... Зашел в пещеру... Там сосульки висят. Привязал бечевку. Пещера не меньше километра... Везде натыканы сосульки. Страшно... вернее, неприятно, как будто кто-то смотрит в спину. Тропинка кончается у пещеры. Склон посыпан галькой. Вон там площадка есть. Эта гора двуглавая... я стою на маленькой. Беру с собой ружье, стреляет гарпуном, он втыкается в скалу. У меня еще парашют десантный, если сорвусь. Почему перчатки каждый раз исчезают с рук... Натя­нута проволока, надо под ней проползти. (Придумывает слож-

2 Юнг называл этот архетипический образ «сенексом»; в китайской традиции это звучит как «Лао-цзы» или «великий мудрец, равный небу», а вот, например, у Стругац­ких это уже «могучий утес».


ную техническую конструкцию, как перебраться.) Добрался, влево дорога, вправо дорога, лестница, еще одна веревочная лес­тница... Как бы топорик в меня не кинул, я весь в черном... Мне кажется, он будет в белом кимоно... Я весь в белом облаке... Моя цель уже вот она..: Там что-то вроде японского домика. Кар-тонно-бумажный, два метра высотой. Татами под ногами... снял, исчезли ботинки. Дверь открыта, надену зеленый пояс. Почему-то борцовки странные, чисто белые. Поклониться не мешает... мебели нет. Это большая зала, проходная комната, ничего нет. Зашел в другую комнату. Там полумрак. Там мечи на стене... книги на полке, толстые тетради. Попробую пере­вести на английский: «Хэз пауз он пипл онли иф бейзт он л...» [(Somebody) has power on people only if based on L...], — написа­но алмазом. Кто-то имеет силу над людьми, только если осно­вывается на... на последнем слове как будто чернила кончают­ся... Коричневый тисненый переплет... лист порван, дальше не разобрать... Маленький мастер стоит... [Выраженная вегета­тивная реакция, пауза несколько минут]. Гроза собирается... Мы выше туч находимся. Не хочу спускаться, полечу... Прыгаю с парашютом, сносит ветром.... Как больно... Апрель... 9 вече­ра... Солнца нет».

Затем клиент рассказывает, что во время паузы мастер сказал ему примерно следующее: «Все ресурсы заложены изначально, все находятся на верном пути. Дано сбиться с пути или нет, за­висит от человека». Относительно буквы «L»: с этой буквы начи­нается, наверное, самое известное слово в английском и русском языках, а также два других сходных по звучанию английских сло­ва — law (закон, правило) и low (низкий, низменный). Что-то похожее есть и у Маяковского: «Имя этой теме — л.!..».

Мы любим, чтобы наш внут­ренний голос доносился к нам снаружи. С.Лец

На пути в гору, конечно, тоже могут встретиться слишкбм сильно заряженные образы, особенно если перед этим не была достаточно проработана тема погружения или если эти подъе­мы проходят без инструктора. К. Томас приводит пример подъе­ма на вершину горы во время самостоятельного занятия с ис­пользованием техник «высших ступе­ней» аутотренинга. 59-летняя женщи­на сталкивается с мотивом, который пока еще не может быть прояснен:



«В первый раз я встретила серьезного молодого человека в длин­ном платье монаха. Но мы не говорили друг с другом. Во второй раз я опять встретила его и вдруг поняла, что он был моим сы­ном, которого я потеряла 27 лет назад в возрасте 6 месяцев. Он поднял свои руки, как будто хотел защититься от меня. Я ук­лонилась и пошла, рыдая, вниз. Даже когда образ был удален, я плакала и была так потрясена, что с тех пор больше не отправ­ляюсь в путь на вершину горы».

Так выглядят обитатели «верхних этажей» имагомира:



Боги неба — это Творцы, стражи Закона. Д. Купер. Энциклопедия символов

Во многих случаях на вершине горы мы все же встречаемся с «внутренним наставником», предлагающим новые стратегии, которые могут быть исполь­зованы клиентом на символическом или реальном уровне, или помогающим пройти через разрешающее переживание. Эти фигуры чаще всего появляются в облике мудрого старика (ар-хетипический образ «сенекса» по Юнгу), волшебного живот­ного или прекрасной женщины; иногда они что-то говорят, но чаще что-то показывают.

В некоторых случаях «вертикальный» ресурс практически не виден; другими словами, человек пока не имеет доступа в верх­ний мир нуминозных образов3, которые замещаются противо­положными по значению символами телесного низа4, как, на­пример, в приводимом ниже случае (молодой человек 19 лет с асоциальным поведением и высоким уровнем агрессивности):

—Попробуем подняться на гору...

В гору подниматься тяжело... долго идти... Заснеженные вер­шины. Нет дороги наверх. Красота, природа... горная цепь... Спущусь по канатной дороге... Там, на вершине — туалет... буд­ка, железо и кирпич...

—Для чего она?

Для того, кто поднимается... Там говно... Грязный туалет, общественный. Канатная дорога, кафе... придорожное, летнее... Кафе работает... музыка играет...

Вообще говоря, фигура «внутреннего наставника» может появиться и вне символического контекста «вершины»: так, при использовании в качестве отправной точки негативного кине­стетического ощущения она проявляется в совершенно разных обличьях. Например, в данном случае (Н., женщина 29 лет, кон­фликты в семье, эмоциональная неустойчивость^ психосома­тические проблемы) негативное соматическое ощущение через

3 Дезуайе называл это «смещением вертикальной ориентации».

4 Хотя, конечно, сам факт наличия негативного полюса всегда (в данном случае
неявно) предполагает наличие позитивной вершины биполярной оси: грязь заметна толь­
ко на чистом фоне — вспомните хотя бы «кощунственное» сновидение Юнга про Бога и
церковь (Jung, 1956).


феномен возрастной регрессии постепенно переводится в за­ряженный страхом образ, а затем к фигуре животного-учителя, который кое-что показывает сознанию5:

Боль в спине, в верхней части, две точки, на которые кто-то нажимает...

—Кто нажимает?

Рука, волосатая, смуглая, длинная... Рука вырастает из крас­ного пятна... Пятно в спине...

—Какое оно?

Оно... разросшееся во все стороны... как большая неровная картошка... Я поняла: картошкаэто корень, оттуда рас­тет много... ниточек...

—Рассмотрим повнимательнее.

Она живая... в смысле, дает жизнь... но что-то ей не дает жить...

—Что это... что не дает жить?

Такое черное отверстие... Там сидит какое-то существо... оно постоянно изменяется... У него три вида — котенок, крыса и мышь... Появилось другое существо... это насекомое... оно не меняется...

— Какого оно цвета?

Как саранча... Она сейчас ничего не дела­ет... Она в спячке, у нее хвост как у скорпио­на... Я ее как-то боюсь... Она проснулась... Я взяла прут, чтобы защититься от нее...

— Посмотри ей в глаза...

Она готова к нападению... Это она... жен­ского рода...

— Попробуй положить прут...

Я боюсь... Оно громадное... но вроде беззубое, укусить не мо­жет, но все равно как-то страшно...

— Можно все же положить прут... и просто посмотреть на нее...

Я смотрю на нее... У нее глаза как у стрекозы— огромные... Я уже не боюсь ее...

— Откуда она явилась?

Ее среда обитания — вечернее время и слякоть...

— Что она делает сейчас?

Она забралась в старую металлическую ванну...Мои родите­ли греют воду... Я маленькая стою... Отец и мать доброжела-

5 Помните, как Карлос играл с Мескалито («духом пейотля») в образе собаки?



тельные... Когда я в этой ванне мылась, я боялась... она очень скользкая... И когда меня мыли... Там состояние страха... она там сидит..

— Она боится?

Нет, она ждет, когда я буду бояться... мне говорят: «Садись в ванну»... Существо стало такое маленькое... микроскопическое... Оно убе­жало в подъезд... Она хочет, чтобы я боялась...

— Давайте поищем ее... что Вы сейчас видите?

Дверь на улицу... Я раньше
очень боялась, когда она от­
крывалась, была такая темная... Она теперь другая... Она пла­
чет... превратилась в котенка... потом в большого кота... Дверь
распахивается...

— Может быть, кот сейчас что-то покажет Вам... или расска­жет...

Кот знает, что я боюсь, и показывает мне похоронную про­цессию... Там часто проходили похороны... Я боялась... но те­перь не боюсь... Свет, фонарь, хорошее настроение...

— А кот?

Кот превратился в собаку... Ощущение очень приятного оди­ночества...

— Поиграйте с ней...

У меня такое чувство, как будто новый год скоро... Очень приятное ощущение... Играю с ней... Вечерний свет освещает улицу... Меня переполняет чувство радости... Я чувствую себя очень хорошо... приятное ощущение легкости во всем теле.


— Если бы это, не дай Бог, про­исходило со мной, — сказал, на­конец, Дима, — я бы перво-на­перво как следует рассмотрел, кто передо мной стоит.

В. Пелевин. Жизнь насекомых


В таких случаях довольно ча­сто возникает соблазн немного поинтерпретировать — попытать­ся выяснить, что это за кот и по­чему он превращается в собаку, что или кто ассоциируется с са-



ранчой, кто лежит в гробу, и так далее. Но для эффективного разрешения все эти аналитические экзерсисы совершенно из­лишни. При чрезмерном увлечении интерпретациями появля­ется довольно много мелких и крупных опасностей. Возмож­но, одна из наиболее неприятных состоит в том, что интерпре­тация событий сама по себе может стать некоторым навязчи­вым паттерном, шаблоном поведения, который уводит человека от полного и непосредственного восприятия ситуации и посте­пенно приводит его к ногам очередного гуру — с дипломом, лицензией или разрешением на вывоз.

Одним из важных факторов, определяющих продуктивность контакта с наставником, является уровень сопротивления — сознательные установки Эго, которые во многих случаях пре­пятствуют эффективному взаимодействию с этими фигурами бессознательного. Например, Ирвинг Ойл, одним из первых использовавший технику «внутреннего наставника», приводит следующий пример: врач-психиатр, страдающий приступами мигрени и периодического критицизма, встретив в имагомире такого наставника, русалку по имени Этель, постоянно прояв­лял враждебное отношение к воображаемому персонажу (ну и, конечно, к самому доктору Ойлу), причем Этель отвечала ему тем же. Потом, когда он все же сменил гнев на милость и под­ружился со своей русалочкой, то спросил у нее, почему она была так агрессивна. Этель ответила ему так: «Ты был тоже враждеб­но настроен, и это был единственный способ привлечь твое внимание». Действительно, такой контакт с внутренним настав­ником часто является довольно продуктивным способом лич­ностной интеграции; но все же для того, чтобы подойти к «внут­реннему источнику» и расширить набор доступных выборов и возможностей, необходимо затратить определенные усилия (по преодолению «сопротивления»), как, например, в этом случае:

С, 16 лет, учащийся 11-го класса, хронические боли в области шеи, проблемы в общении, сверхконтроль поведения:

—На что похоже это ощущение? Отправная точка —

Это такие повторяющиеся уколы... кинестетическое

ощущение.


—Представь себя на опушке леса... и, возможно, ты сейчас встретишь­ся с этим состоянием, которое явля­ется твоей болью... Это может быть человек или предмет...

Идет человек, мужчина в охотни­чьей одежде... В нем нет ничего осо­бенного, он что-то ищет, но я не знаю что.

—Поговори с ним...

Он говорит, что за зайцами охо­тится.

—Давай вернемся к ощущению... Попытайся еще раз почувствовать, на что это может быть похоже.

На стрелу... она у меня в руках... Металлическая стрела, когда она по­падает в меня, она ранит меня на­сквозь...

—Может быть, это стрела охотника?

Я спрашиваю, ваша ли это стрела... но он ничего мне не говорит... не хо­чет отвечать...

—Положи эту стрелу и отойди в сто­рону.

Он забирает стрелу.

—Спроси охотника, зачем он ис­пользует эту стрелу?

 

Он этими стрелами охотится за зайцами...

— Бывает ли так, что стрела попада­ет не туда, куда надо?

Нет, он говорит, что она всегда попадает туда, куда нужно...

— Попроси у него эту стрелу...

Он дает ее мне.

— Возьми эту стрелу... и попробуй что-нибудь сделать, с ней, согнуть, например.

Нет, она очень крепкая...


Образ боли.

Нет контакта.

Симптом необходим.

Прямое воздействие, конечно, не работает. Сенсорное расшире­ние образа.



— Если есть стрела, то где-то должен быть лук. Поищи его.

Это обычный лук. Я стреляю из него... Стрела проходит сквозь дерево и исчезает...

— Спроси у дерева, что это было.

Дерево не знает...

— Давай походим и, может, найдем того, кто знает...

Лежит раненый волк, смертельно раненный...

— Может, ему чем-то помочь?

Нет, он умирает... Он ранен этой стрелой... Его ранил охотник, но волк убежал и умирает здесь...

— Давай теперь поищем такой осо­бый источник... родник... Давай спу­стимся к роднику... Принеси оттуда живой и мертвой воды...

Волк ожил... Он говорит, что этот охотник очень опытный... Он ранит только смертельно...

— Давай накормим его...

Волк мне не доверяет...

— Спроси у него, может, еще кто-ни­будь знает?

Заяц знает... Вот он... Он очень боится этого охотника, он не будет ничего говорить... Заяц трясется от страха...

— Может, стрела сама обладает ка­кой-то силой... и может поразить только в каком-то особом случае?

Заяц уже убит... Он боялся и погиб за свой страх... Я теперь могу не бо­яться...

— Ты теперь можешь пойти через лес и не бояться?

Но я не знаю до конца, что со мной может быть, я не знаю... что дальше будет...


Символ подавленной мужественности.

Фигура из патернали­стского регистра («отец»), связанная с подавлением эмоций. Стратегия обмена да­рами пока не работает. Тревожная сублич­ность знает, но ниче­го не может сооб­щить.

Третий образ вол­шебного животно­го — пока контак­та нет.



—В лесу, наверное, есть один зверь, который может дать тебе ответ на эту загадку...

Я его нашел... Это тигр... он очень гордый и сильный и никогда не пойдет со мной на контакт... Он к себе ни­ когда не подпустит...

—Попробуй накорми его...

Он не будет есть, я предлагал, он очень гордый — Я даю мясо, он его не ест.

—Это старое мясо, покажи ему мер­твого зайца...

Он не ест... он боится, что этот страх перейдет к нему...

—Дай ему что-нибудь стоящее... Это надо отдать не жалея...

Я дарю ему золотой ошейник... Это очень красивая, роскошная вещь...

—Когда он наденет его, он даст тебе что-то взамен... что это будет?

 

Тигр надевает ошейник и ведет меня в пещеру... Там, в пещере, меч... Он обладает волшебной силой, я наде­ваю его... Я уже ничего не боюсь...

— Спроси у тигра, правильно ли ты делаешь, что не скрываешь своего оружия?

Тигр говорит, что это и была раз­ гадка — не скрывать своего оружия...


Стратегия обмена да­рами.

Символ мужествен­ности.

Без комментариев...


Разгадка, полученная в имагомире, чаще всего не может быть сформулирована на языке формальной логики и не нуждается в переводе на этот язык («интерпретации»), хотя у клиента и ведущего такой соблазн, конечно, возникает постоянно6. Так, в данном случае можно дать множество разъяснений о том, что «означают» различные персонажи этой истории и что, собствен-

6 Карлос (и читатель) в эпопее про школу дона Хуана тоже вначале постоянно про­сит интерпретаций и время от времени получает их, иначе может произойти разрыв рап­порта.


Сиы наяву и направленное воображение не только позволяют нам видеть но­вые возможности, но и ак­тивно изменять их — воз­можности, которые пере­ходят в повседневную ре­альность и создают само наше существование. Г. Эпштейн

но, «имел в виду» тигр, говоря о том, что можно не скрывать своего оружия. Очевидно, что полностью исчерпать послание от внутреннего источника невозможно, даже в тех случаях, когда оно приходит через вербальный канал. Поскольку интерпретация всегда не­верна7 (по крайней мере, частично) то лучшим ее вариантом является коммен­тарий (например, история, сказка или анекдот), поскольку наше Эго часто стремится использовать различные интерпре­тации для укрепления «мана-личности», или, как теперь модно говорить, харизмы. Поэтому при близких контактах с персона­жами из «верхнего регистра» надо быть достаточно осторож­ным. В этом плане, пожалуй, безопасней иметь дело с персона­жами типа Микки Мауса или русалки, поскольку они вряд ли будут претендовать на знание абсолютной истины. Ну вот, на­пример, показательный случай — женщина 54 лет, занимаю­щаяся «оккультными науками»:


 
 

Я не знаю, чем мы так провинились перед Богом, Аллахом, Буд­дой и остальными... Приписывается В. С. Черномырдину

Полянка красивая, солнечная. Вдалеке горы с заснеженными вершинами. Речка течет с горных вершин, возле реки селение — аул. Иду по берегу реки, вижу, что река разливается на три ру­кава. Три реки уходят под землю...

—Можно отправиться туда, по течению реки?

Смогу... Эти реки, под землей... они впадают в озеро, а озеро находится в пещере. Пещера высокая, светлая, сверху вижу све­чение. Это Иисус Христос. Он сошел обычным человеком и вы­ шел из пещеры. Я попросила его отпустить меня, теперь могу возвращаться домой.

—Давайте вернемся на поляну.

Возвращаюсь, вижу гору, она совсем не такая высокая, как раньше. Везде чайные плантации, работают на них женщины. Они одеты как восточные женщины. Я уго­щаю одну из них яблоком, другую своим чаем.

7 Рассказывают, что дельфийский оракул посоветовал клиенту «провести переоцен­ку ценностей», и тот решил освоить ремесло фальшивомонетчика. Большая ошибка.


Мой чай красный, вкусный, горячий. Третья тоже пьет чай. Прощаюсь с ними и иду в гору. Не доходя до вершины, вижу до­мик. Захожу и вижу: стол, свеча. Передо мной появляется Буд­ да. Я молюсь, молюсь и молюсь.

Теперь он разрешает задать три вопроса. Я спрашиваю о том, сколько лет будут жить мои родители. Спрашиваю о себе и понимаю, что на эти вопросы я получила ответы. Благодарю Будду и прощаюсь. Иду с горы, любуюсь природой. (Интересная комбинация — Христос и Будда, каждый в не­стандартном амплуа; действительно, все (субличности) сме­шались в доме...)

А вот еще несколько примеров такого общения с «высши­ми силами».

Т., 16 лет, учащаяся 10-го класса:

Лето, закат. Крылатый конь понес меня по полю вдоль реки,
потом по воздуху. Я причесываю ему гриву. Кругом птицы и ба­
бочки. Он рассказывает о том, что может отнести меня на
скалу. Там живет божество, оно повелевает всем живым.
Огромная скала, поднимается за облака. Лифт останавлива­
ется, и там написано, что к нему можно записаться только за
месяц. Секретарь в виде птицы говорит: «Раз вы не местные,
то в виде исключения я проведу вас». Скала кончается, мы идем
по облакам. Воздушный замок. Там звонок, дворецкий, лев и кот.
Лестница в виде круга, мы идем медленно к двери по коридору.
Птица-секретарь доложила о нас. Зал, где мы находимся, очень
богатый.

Богмолодой мужчина. Красиво одет, как король, но без коро­ны. Он любит, когда с ним обращаются как с ребенком. Он гру­ стит оттого, что не всемогущ. Ему, возможно, хотелось бы быть другимобычным человеком. Он предлагает выпить по чашечке кофе. Я согласилась. Мне хотелось бы продолжать об­щение с ним. Он мог бы быть моим покровителем и, похоже, я ему понравилась.

Еще один пример поглощенности Эго мистическими мотивами

Р., 17 лет, учащаяся 11-го класса, в семье — «оккультный культ»:

Я встречаю монаха. Мы подошли к дверям. Каждая откры­
тая дверь имеет свой символ. Необходимо совершить некото-


рые ритуалы и надо готовиться. Монах говорит, что я могу с ним пройти, но необходимо осознать прошлое, настоящее и бу­дущее. Мне стало плохо, все словно поплыло. Вижу горы, солнце, нет никого. Одежда лежит для того, чтобы я переоделась. Лифт, я села в него. Ужас, куда я приехала. Мрачное место. Крокодил чуть не укусил меня за ногу. Я его кормлю, все кругом изменилось и стало жарко. Светло. Крокодил довез меня до бе­рега. Я поблагодарила его и накормила. Здесь где-то есть хижи­на, в ней живет человек. Я залезла в хижину. Она очень инте­ресно обставлена. Я села на коврик, поприветствовала хозяина. Он поздоровался и назвал меня по имени. Я спросила, откуда он меня знает. Он сказал, что знает много. Ему лет 30-40. Мы сели в позу лотоса. Он сказал, что хочет, чтобы мы выпили чаю. Это успокоит меня. Он сказал мне:

Будущее не стоит знать. Все в прошлом. И если ты сделала что-то плохое, то необходимо осознать свои поступки и попро­сить прощения.

А как же настоящее?

Надо меньше задумываться о реакции на других, а больше со­вершать благородных поступков. И не стоит стараться изме­нить в себе все, иначе будешь такая, как все.

Что мне делать, чтобы изменить свое высокомерие?

Тренируй свое спокойствие и старайся больше размышлять и сдерживаться. Жди, верь, любовь спасет мир, и если чаще обра­щаться к чувствам, то будешь счастливой.


 
 

Сейчас взорвусь,как тыща тонн тротила, Во мне заряд нетворческого зла. Меня сегодня Муза посетила, Посетила... немного посидела и ушла. В. Высоцкий. Песня плагиатора

Субличности, которые появляются в подобных диалогах, как правило, не­сколько высокопарны, иногда немного занудны и отражают представления Эго о «красивой жизни» — любят поучать, хорошо одеты, не против выпить чаю или вина и, как правило, принадлежат к про­тивоположному полу (по отношению к клиенту). Эти эроти­ческие обертона иногда просматриваются невооруженным гла­зом, как, например, в данном случае.

Н., 28 лет, психосексуальные проблемы:

Я поднимаюсь, и оказывается, что вершина горы гораздо бли­же, чем мне казалось. Тут пусто. Но вот немного ниже шалаш



из досок. Это не дом, это укрытие от дождя. Когда я гляжу на это укрытие, мне становится холодно при мысли о том, кто здесь живет — ая точно знаю, что здесь кто-то живет. Этот человек мало общается с миром.

Дверь отворилась. Тут комната. В потолке окно, а в жилище все просто. Он сидит у очага. Да, он невозмутим и далек от мирской суеты. Ему безразлично, как я буду себя вести. Он как неживой. Сидит и металлической кочергой спокойно ворошит горящие в очаге угли. Долгая пауза. На столе замечаю бутылку красного вина и хлеб. Он ведет себя так, как будто меня здесь нет. Я выкладываю на стол свои припасы — фрукты, мясо. Но вот мясо он может и не есть. Он говорит, что если я голодна, то могу поесть, а он не голоден. Тогда я предлагаю ему помощь. Предлагаю убрать в доме, привести все в порядок. Он согласен. Я начинаю убираться и понимаю, что на всей мебели и на полу лежит какое-то серое пыльное покрывало. Я все убрала. Теперь все по-другому. Комната стала совсем другая, как в каком-ни­будь богатом доме. Он одел белый махровый халат и cел в крес­ло-качалку. Пьет из золотого кувшина вино. Мне приятно, что у него обо мне останутся хорошие воспоминания. Я собираюсь уходить, у меня хорошее настроение. Открываю дверь, чтобы уйти.

И вдруг он поворачивается ко мне лицом и смотрит на меня гла­зами человека, который не хочет, чтобы я уходила. Он дарит мне кольцо с красным рубином. Оно сияет, я вижу у него на по­ ясе меч в чехле. Он так не хочет отпускать меня. Но мы вместе понимаем, что так надо. И я спокойно ухожу. А он закрывает дверь. Я хочу быстрее спуститься вниз.

Наше Эго постоянно склоняется к разработке таких «мыль­ных опер», и в этих случаях можно попытаться сменить жанр и предложить другие символические мотивы, может быть, дру­гие стратегии, по крайней мере переключить внимание на ки­нестетические ощущения. В любом случае ведущий не поощря­ет шаблонные решения и стратегии (паттерны), но стремится усилить креативные способы поведения — те, которые в наи­большей степени учитывают особенности ситуации, являются менее поверхностными8 и включают новые ресурсы («расши­ряют сознание»). Основатель психотерапевтического подхода

8 То есть не относятся к категории «простых решений».


хакоми9 Рон Курц описывает, как это происходит, следующим образом:

«Что бы человек вам ни рассказывал, что бы он ни говорил о своих убеждениях, есть еще один, более глубокий слой орга­низующего материала, которого рассказчик не осознает. Этот более глубокий слой организует рассказчика и его рассказ. На любом уровне осознания всегда есть более глубокий слой, и с помощью осознания этого более глубокого слоя мы создаем возможность увеличения свободы выбора и более просторно­го ума. Расширение происходит с помощью осознавания од­ного слоя за другим, пока рассказ и рассказчик не становятся одним целым, и больше не переживается отдельное «Я».

Прерывание паттернов — это один из способов ускорить процесс перехода на более глубокий уровень (на котором, воз­можно, находится конфликт), и поэтому он может быть исполь­зован только после создания устойчивого терапевтического контакта; в противном случае такой «разрыв шаблона» может негативно сказаться на формировании этого контакта. В ниже­следующей таблице приведено несколько паттернов, которые ведущий (никогда) не поощряет и (иногда) прерывает.

 

Тип паттерна ("шаблона") Возможный способ купирования
I Детализация, подробное описание не очень существенных элементов Переключение внимания на чувства, «связное» дыхание.
  Слишком быстрый темп, постоянное перескакивание Техники релаксации
  Драматизация (экзальтированная фиксация на чувствах) Переключение внимания на кинестетику, на конкретные детали
  Погруженность в переживания, потеря контакта с ведущим Вопросы о кинестетических ощущениях, изменение тона голоса, положения тела и т. д.
  Чрезмерная фиксация на ведущем, ожидание подсказок, предугадывание вопросов Использование открытых вопросов, исключающих простые выборы (типа «да/нет»)
б Анализ и метавысказывания (например, интерпретации или воспоминания) Фиксация внимания на ощущениях "здесь и теперь" (любой модальности)

Более подробно о стратегиях и паттернах, проявляющихся на уровне имагомира, мы поговорим в следующей главе.

9 С языка индейцев хопи это можно приблизительно перевести как «Кто ты?».


Вертикальные подсказки

1. Обычно даются персонажами типа «сенекса» (мудрый ста­рец) или «анимы», животным — волшебным помощни­ком и другими нуминозными персонажами.

2. Часто сопровождаются интенсивными «разрешающими переживаниями».

3. Самая «полезная информация» чаще всего передается по визуальному каналу, через поэтическое высказывание или притчу (в стиле «оракула») или через непосредственное действие персонажа.

4. Вертикальная дисгармония (негативные атрибуты, «микст» эротических и божественных образов, жесткая ре­лигиозная имагофиксация), как правило, отражают серь­езный личностный дисбаланс и наличие глубоко укоре­ненных «фиксированных идей».

5. Полученная информация может использоваться для про­яснения психосоматического и поведенческого компо­нента симптома, для создания терапевтического образа и формирования новых стратегий.



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.