История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-06-12 | 364 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Дна нет. Просто глубже не пускают.
С.Лец
Зеркало — это аналог водной поверхности, зачаровывающее
отражение, возможность увидеть свой образ со стороны, так ска
зать, древнейший вариант биологической обратной связи1. Зер
кало, распространенный элемент мифов и волшебных историй,
часто бывает связано с мотивом дома. Его
можно использовать как «дверь» или пе
реход на другой уровень (аналогично кни
ге или картине). Во многих случаях отра
жение в зеркале устанавливает канал об
ратной связи между сознательным и бес
сознательным образом «Я» клиента, как,
например, в этом случае, когда избыток
фаллической символики, отягощенной
«дьявольскими» мотивами, проявляется
на уровне реального поведения как асо
циальные импульсы и стремление мани- А., 16 лет, асоциальное
пулировать окружающими. поведение
Зеркало в имагомире можно рассматривать и как инструмент, фиксирующий присутствие тех или иных субличностей клиента. Чем сильнее уровень диссоциированности этих субличностей, тем быстрее они проявляются при работе с образом зеркала — обычно на фоне углубления, уровня транса у клиента2. Например, у женщины 42 лет на фоне не очень глубокого
1 Жак Лакан, культовая фигура европейского психоанализа, выделял «стадию зер
кала» в процессе развития ребенка как индикатор появления «воображаемого» — чело
веческого Эго (Lacan, 1977).
2 То есть можно сказать, что мотив зеркала часто является своего рода специфи
ческим трансовым ресурсом (кстати, не только в имагомире) — подобно образам окна,
двери, пещеры, моста и другим «знакам перехода».
погружения появляющиеся в зеркале отражения (различного эмоционального содержания) значительно усиливают транс:
|
— Дом кирпичный... Внутри одна комната... Стол, на столе чашка и самовар, в самоваре чай (с травами)...
— Если налить в чашку и выпить?
— Хороший чай.
— Где-то здесь может быть зеркало...
— Да, вот — большое...
— Посмотрите в зеркало, что там можно увидеть?
— Я не знаю... меня там нет... Что-то коричневое... очень нехорошее..
— Если внимательно присмотреться...
— Нет, не хочу, что-то плохое... Какие-то коричневые брызги...
— Все хорошо. Давайте посмотрим внимательно...
— Это... это нельзя называть... Тот, кто с рогами...
— Все нормально... Можете протереть зеркало?
— Тут на нем почему-то висит тряпка... Протираю... Смотрю в зеркало... Там девушка... такая Аленушка, как в фильме... С косой.
— Зеркало стало совсем чистым?
— Нет, еще по краям осталось немного пыли... Тряпка очень грязная, ею уже нельзя вытирать...
— Может, здесь есть еще какая-то чистая ткань, которой можно совсем дочиста вытереть зеркало...
— Да, вот... полотенце вышитое, красивое. Вытерла, оно стало очень грязное... но зеркало стало совсем чистым...
— Давайте отмоем его.
Отражение в зеркале — это явленный, временный мир, но также и знание человека о самом себе. При рассмотрении человеком своей природы зло уничтожается, увидев свое отражение: зло разрушается, когда узнает себя. Д. Купер. Энциклопедия символов |
— Тазик с водой, стираю... Никак не отстирывается, грязь как прилипла...
— Добавим что-нибудь. Это поможет отстирать.
— Тут уже есть порошок... стираю им... Наконец чистое... Воду грязную выливаю... (Через некоторое время возвращается к зеркалу и видит там себя такую, как сейчас, а затем как десятилетнюю девочку.)
Появление в зеркале явно негативных фигур обычно бывает связано с сильными тенденциями к созданию «фиксированных идей» — жестких матриц биполярного программирования (оппозиции типа «хорошо — плохо», «свет — тьма» и др.) и отторжением ресурсных образов — медиаторов этих оппозиций (например, в таких случаях ими могут быть «так, как есть»3 или «восход»). При отсутствии явных внутренних конфликтов изображение в зеркале, как правило, достаточно «позитивное» — это может быть отражение самого клиента в хорошем расположении духа или в более молодом возрасте, часто с различными «сказочными» атрибутами; или может появиться какое-то животное, символизирующее определенные черты его личности. У женщин часто появляется субличность Принцессы-невесты и другие символы вечной молодости, очертания кошачьей фигуры или птицы; мужчины могут встретиться с различными древними «тотемическими субличностями» (тигром, медведем, орлом и т. д.). Состояние и внешний облик этого животного может сообщить кое-что важное о мотивационной сфере и стратегиях достижения цели.
|
Вот, например, символический образ агрессивной черной кошки возник у 15-летней девушки в ситуации психологического кризиса.
Как мы уже видели, при сниженном уровне психосоциальной адаптации появляются различные теневые ресурсы — дьявольские фигуры, Золушка и Маленький оборвыш, «негативные» животные (с клыками, клювами, копытами или пребывающие в измученном состоянии), симбиотичес-кие фигуры (материнского и отцовского регистра). В некоторых случаях зеркало бывает пустым — обычно при неглубоком погружении в транс и/или при доминировании защитного ме-
3 Как в известной шуточной строчке: «Жизнь такова, какова она есть, и больше никакою».
ханизма отрицания4. Вообще фигура из теневого регистра — это потенциально наиболее сильный имагоресурс, эпицентр конфликта, который, подобно отрицательному герою «мыльной оперы», может оказаться основным двигателем воображаемого сюжета5.
Зеркальное отражение у девушки 17 лет с проблемами в общении. Принцесса в красивом платье, появляющаяся в зеркале, в полном смысле этого слова отражает «детские» представления о женственности и красоте, ориентацию на видимость, форму. Новое платье для королевы шьют близкие ей люди, но посторонние часто не замечают этой красоты.
А это отражение принадлежит 14-летней девушке (психологические проблемы, связанные с восприятием своего тела). Паучок, располагающийся рядом с глазом — это визуальная метафора древней пословицы про сучок в глазу. Если одни люди не замечают в своем глазу бревна, то другие фиксируют внимание на малейших соринках. Иногда это еще называют перфекционизмом (perfection — совершенство).
|
4 В таких случаях может также возникнуть стандартное (как фотография на пас
порте) отражение, с очень низкой информационной ценностью, не «заряженное» сим
волически.
5 Как в известной киноистории: убив бессмертного (конечно, «плохого»), получа
ешь массу энергии (хотя, по идее, такая однообразная стратегия не должна бы так долго
работать).
Еще одним распространенным элементом символического визуального поля являются различные изображения — картины, фотографии, книги. Книга часто бывает написана на непонятном языке, и в ней почти всегда есть какие-то картинки. Картины и фотографии могут встретиться и отдельно — на картинах часто изображены какие-то мифические фигуры и пейзажи (драконы, дворцы, море и др.), на фотографиях же чаще всего запечатлены мужчины и женщины (иногда с детьми) либо какие-то неизвестные люди, порой красиво или необычно одетые.
Картины, книги, зеркала, двери с замками и без, мосты обычно символизируют своего рода «знаки перехода», свидетельствующие о возникновении возрастной регрессии, углублении трансового состояния — это своего рода «сон во сне», погружение на следующий уровень. В некоторых случаях за дверью находятся темные комнаты, книги на непонятном языке; но эта темнота, как правило, постепенно осветляется в процессе углубления рапорта.
Женщина 34 года. Мост через пропасть. Его нужно преодолеть, для того чтобы перейти к следующему уровню имагоми-ра, в котором содержится «момент истины».
Молодой человек 19 лет. Еще один мост, на этот раз через реку. К сожалению, по этому светлому пути пройти не удастся.
В следующем примере в процессе «осветления темноты», находящейся за деревянной дверью, появляются эмоционально заряженные фигуры маленькой девочки и старика, через взаимодействие с которыми возникает состояние полета — уже слегка даже приевшаяся метафора сексуального слияния (Е., 25 лет, психосексуальные проблемы).
— Дверь... деревянная, большая... красивые такие петли... За дверью темно...
|
— За большой деревянной дверью... что-то все же видно?
— Полка книжная... Там книга с красной обложкой... В ней закладки, слова написаны какими-то закорючками, ничего нельзя понять... Кое-где такие рамки для картинок, но в них нет никаких рисунков... Почти ничего... Что-то вроде комнаты... Темно... Там в углу кто-то есть... забился в угол, шевелится...
— Кто это?
— Не видно... это ребенок... Вроде девочка, грязная очень, одета
в тряпье, а глаза огромные-синие... Это подросток... лет 12...
— Если подойти поближе, может быть, погладить ее по голове...
— Она боится... Подошла, я платком вытираю ей лицо... Она уже не такая грязная... Я беру ее на руки... Она как-то скручивается калачиком у меня на руках... Становится какой-то маленькой... Я выхожу с ней на улицу, там светло... На поляну, там трава и цветы...
— И что сейчас происходит?
— Вот тут какой-то дом... Дверь... она закрыта...
— Можно постучать?
— Стучу... Открывает какой-то мужик6... очень высо-
' Ну, в общих чертах, похож..
кий, ростом под притолоку... Говорит, что мне туда нельзя, а ребенок стал каким-то маленьким... как будто несколько месяцев... Идет в дом, ему можно...
— Может быть, он Вас пустит... Покажите ему ту красную книгу... Откройте и покажите...
— Он стал добрее... Разрешил... но только на первый этаж... на второй нельзя...
— Хорошо...
— Я вхожу, там комнаты... Тоже как-то темновато... Что-то вроде кухни, стоит стол, на нем ваза с фруктами — большие красные яблоки и виноград...
— Яблоки и виноград... они сладкие?
— Я не люблю яблоки... А виноград какой-то невкусный...
— Есть еще какие-нибудь плоды?
— Да... вот половинка персика... Вкусный... Я его ем... Тут еще комната с очень мягким ковром...
— Хорошо... А можно подняться на второй этаж, туда, где ребенок?
— Старик не разрешает...
— Дайте ему яблоко. Может быть, он разрешит...
— Да, он разрешает... Кладет мне что-то в карман... что-то как бы опасное... Поднимаюсь наверх... Там ребенок, сейчас ей лет десять...
— А что дал старик? Что сейчас у Вас в кармане?
— Это ключ... не знаю, что им можно открыть... Здесь ничего нет...
— Может быть, старик знает?
— А он уже здесь... Он расстегивает рубаху... У него в животе замок... Это его нужно открыть... Как-то страшновато...
— Откройте...
— Открываю... Он весь как-то поплыл... и вся комната поплыла... Теперь вокруг только небо... Голубое небо, и я летаю в нем...
Подобно тому, как Алиса, путешествуя по Стране Чудес, стремится попасть в волшебный сад, находящийся за специальной дверцей, путешественнику в имагомире постоянно приходится входить в различные двери, проходить через зеркала и туннели, входить в старые книги и картины. Эти погружения и переходы являются чем-то вроде маркеров, помечающих переход на следующий уровень игры — все дальше в поисках золотого ключика, волшебных сокровищ, принца или принцессы.
|
Другие берега
1. Зеркала, двери, мосты, тоннели, картины обычно помечают зоны перехода на «другие уровни» внутреннего мира.
2. Мотив зеркала также является хорошим способом увидеть наиболее активные в данный момент «субличности».
3. Многие знаки перехода сопровождаются явлением возрастной регрессии и более глубокими изменениями сознания.
4. Помимо перечисленных символических объектов в има-гомире встречается множество других «мест силы» — таких, как дерево, камень, любое замкнутое пространство, центральная точка помещения и др.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!