Хронограф жизни и творчества Н. Я. Мясковского — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Хронограф жизни и творчества Н. Я. Мясковского

2017-06-12 320
Хронограф жизни и творчества Н. Я. Мясковского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  8 апреля [1] — Родился в семье военного инженера, в крепости Новогеоргиевск (Модлин) близ Варшавы.
  Переезд в Оренбург (затем — Казань, с 1893 — Нижний Новгород).
  Смерть матери, Веры Николаевны, урожд. Петраковой. Воспитание детей берет на себя сестра отца, Еликонида Константиновна Мясковская.
  Семья переезжает в Петербург. Поступление во Второй кадетский корпус. Растущее увлечение музыкой, участие в школьном оркестре (вторая скрипка).
  Концерт А. Никиша, «потрясающее впечатление» (слова Мясковского) от Шестой симфонии Чайковского. В том же году — первые самостоятельные музыкальные сочинения: прелюдии для фортепиано (сборник закончен в 1898).
  Поступление в Военно-инженерное училище. Сближение с группой учеников, увлеченных музыкой композиторов «Могучей кучки». Пробуждение интереса к литературе. Занятия по фортепиано у Ф. К. Петерсена.
  Окончание училища и начало службы в саперах (Зарайск, Москва). Ноябрь — знакомство с В. В. Яковлевым, 12 декабря — первое исполнение «Кащея Бессмертного» на сцене Частной русской оперы; «сильнейшее впечатление». Письмо к Н. А. Римскому-Корсакову с просьбой дать совет, у кого заниматься теорией композиции; ответная рекомендация — обратиться к С. И. Танееву.
  январь — май — Занятия по гармонии у Р. М. Глиэра (по указанию С. И. Танеева). Осень — перевод на службу в Петербург. Возвращение в прежний кружок, зна-

 

[1] День рождения композитора приходится на 20 апреля нов. стиля.

<стр. 171>

 

    комство с новейшими течениями искусства. Начало занятий по контрапункту и фуге у И. И. Крыжановского (до 1906), одного из основателей «Вечеров современной музыки».
1904— 1905 Встречи с поэтами Вяч. Ивановым, С. Городецким, М. Кузминым. Первые романсы на слова З. Гиппиус (цикл «На грани», закончен в 1908). Знакомство с участниками «Вечеров современной музыки» и с исполняющимися там сочинениями Дебюсси, Регера, Шёнберга, Р. Штрауса.
  Поступление в Петербургскую консерваторию. Занятия по гармонии и контрапункту у Лядова, по оркестровке у Римского-Корсакова. Одновременно — военная служба. В изд. Ю. Г. Циммермана выходит первый сборник романсов (на слова З. Гиппиус).
  Конец срока обязательной военной службы и выход в отставку. Сочинение четырех сонат для фортепиано, струнного квартета, семи романсов на слова Баратынского (ор. 1) и др. пьес. Начало тесной дружбы и многолетней переписки с товарищи ми по консерватории, Б. В. Асафьевым и С. С. Прокофьевым.
  Написана Первая симфония, принесшая автору стипендию имени А. К. Глазунова. Начало преподавательской работы (частные уроки теории музыки). 18 декабря — первое выступление в качестве композитора на «Вечерах современной музыки», вместе с Прокофьевым; С. Демидова и В. Каратыгин исполнили три романса Мясковского на слова З. Гиппиус.
1909—1910 Написана симфоническая притча «Молчание» по одноименной сказке Э. По (в переводе К. Бальмонта).
  Окончание консерватории по классу композиции А. К. Лядова (в качестве экзаменационной работы представлена фортепианная соната d-moll, op. 6, изданная годом раньше). 31 мая — первое исполнение симфонической притчи «Молчание» под управлением К. С. Сараджева, на летней эстраде Сокольнического круга в Москве. 20 августа — первая заметка (за подписью Н. Я) в московском еженедельнике «Музыка», открывшая серию статей, корреспонденции, нотографических заметок Мясковского, появлявшихся в журнале до декабря 1914 г. Постепенно возрастающее сближение с К. С. Сараджевым, редактором-издателем «Музыки» В. В. Держановским и его женой, камерной певицей Е. В. Копосовой-Держа-

<стр. 172>

 

    новской. Начало интенсивной переписки с Держановскими. Новые московские друзья становятся деятельными пропагандистами музыки Прокофьева и Мясковского.
1912 — 1913 Написана симфоническая поэма «Аластор» (по Шелли).
1913— 1914 Написана Третья симфония.
    23 января — Первое исполнение сонаты для виолончели и фортепиано (Е. Белоусов и П. Ламм) и романсов на слова Вяч. Иванова и 3. Гиппиус (Е. Копосова-Держановская и П. Ламм) в 4-м камерном концерте «Вечеров современной музыки» в Москве. Июль — мобилизация в чине поручика саперной части; август — октябрь — учебные занятия в тылу; 2 ноября — перевод всей части в действующую армию, на Юго-западный (Галицийский) фронт. 5 ноября — первое исполнение симфонической поэмы «Аластор» под управлением С. Кусевицкого в Москве. Сближение с военным врачом А. М. Ревидцевым. Записи народных песен.
    январь — Саперная служба в прифронтовой полосе. 14 февраля — Первое исполнение Третьей симфонии под управлением Э. Купера, в Москве. Март — участие во взятии Перемышля. Апрель — июнь — участие в тяжелом отступлении с Карпат, через Галицию и Полесье, оставившее глубокое впечатление. Во второй половине года — служба под Двинском (Даугавпилсом); болезнь после контузии. Ноябрь — перевод на строительство морской крепости в Ревель (Таллин).
  Служба в Ревеле, с наездами в Петроград. Частичное возвращение к творческим интересам и планам (мысли об опере на сюжет романа «Идиот» Достоевского, занимавшие Мясковского, начиная с 1908 и особенно в 1914).
  Рост общественно-политических интересов; враждебность к обывательщине и умеренности во всех областях русской жизни. Декабрь — перевод на службу в Главный военно-морской штаб в Петрограде.
1917-1918 Бурный подъем творчества. Восемнадцать пьес для фортепиано (написаны еще в Ревеле), Четвертая и Пятая симфонии, интенсивная работа над либретто оперы «Идиот» (вместе с П. П. Сувчинским).
    осень — Переезд в Москву к В. В. и Е. В. Держанов-

 

<стр. 173>

 

    ским. Смерть отца композитора, Я. К. Мясковского. Смерть А. М. Ревидцева.
    январь — Начало жизни «у себя», на отдельной квартире. Служба в Морском штабе. Работа в Гос. музыкальном издательстве (член жюри). Избран членом бюро коллектива московских композиторов. Сближение с П. А. Ламмом, деятельным организатором домашнего музицирования в 4 и 8 рук; Мясковский становится постоянным участником таких музыкальных собраний, а позднее и неизменным спутником семейства Ламм во время летнего отдыха.
  Сочинение Третьей сонаты для фортепиано и романсов на слова А. Блока. Приезд сестры, Валентины Яковлевны Меньшиковой, поселившейся с композитором и взявшей на себя заботу о быте. 18 июля — первое исполнение Пятой симфонии под управлением Н. Малько, в Москве.
  Демобилизация. Приглашение профессором класса композиции в Московскую консерваторию. Назначение заместителем заведующего Музыкальным отделом Наркомпроса.
1921—1923 Написана Шестая симфония.
  Избран членом правления Всеросс. ассоциации композиторов. В Гос. музыкальном издательстве выходит партитура симфонической поэмы «Аластор», Третья соната для фортепиано и Шесть стихотворений А. Блока для голоса с фортепиано. Лето — вместе с семейством П. А. Ламма в гостях у Н. Т. Жегина, директора Дома-музея Чайковского в Клину.
  Первая заметка в журнале «К новым берегам» (за подписью А. Версилов). Участие в работе Ассоциации современной музыки. В Музсекторе Госиздата выходит партитура Пятой симфонии.
    4 мая — Первое исполнение Шестой симфонии под управлением Н. Голованова, в Москве. Начинает выходить журнал «Современная музыка» (орган АСМ); в нем деятельно сотрудничает Б. В. Асафьев; участие Мясковского носит в основном организационный и консультационный характер.
1924—1925 Написана Восьмая симфония.
  В Универсальном издательстве (Вена) выходит партитура Шестой симфонии. Декабрь — январь 1926 — ис-

 

<стр. 174>

 

    полнение фортепианных пьес и романсов Мясковского в концертном турне С. С. Прокофьева и певицы Л. И. Льюбера-Прокофьевой по городам США.
  Планы симфоний «Эврика», «Медный всадник», «Русские сказки». Начало работы над Девятой и Десятой симфониями. 2, 4, 5 января — исполнение Пятой симфонии под управлением Л. Стоковского в Филадельфии и Нью-Йорке (ранее, в 1923—1924 «Аластор» и Пятая симфония исполнены под управлением Г. Вуда в Лондоне). 24 января—исполнение Шестой и Седьмой симфоний под управлением К. Сараджева в Праге, в феврале — Шестой под его же управлением в Вене. 23 мая— первое исполнение Восьмой симфонии под его же управлением, в Москве. Ноябрь — поездка Мясковского за границу (единственная): в Варшаву на открытие памятника Шопену, в Вену в связи с изданием в Универсальном издательстве Седьмой, Восьмой и Девятой симфоний.
1926—1927 Завершение Девятой и Десятой симфоний.
1927—1928 Переработка фортепианных пьес, написанных (но не изданных) в 1906, 1907, 1917, образовавших два цикла: «Воспоминания» и «Пожелтевшие страницы».
    7 апреля— Первое исполнение Десятой симфонии Первым симфоническим ансамблем без дирижера (Персимфанс), в Москве.
1928—1929 Написана Серенада для малого оркестра, Симфониетта для струнного оркестра, Лирическое концертино для малого оркестра. Сделаны переложения для фортепиано в 4 руки Третьей симфонии С. С. Прокофьева и Третьей симфонии М. О. Штейнберга.
  Написано два струнных квартета, заново отредактирована виолончельная соната (1911). Написано два марша для духового оркестра. Прекращается работа Мясковского в Музгизе.
  Выход (вместе с группой композиторов) из Ассоциации современной музыки. Лето — впервые (вместе с семейством П. А. Ламма) в поселке РАНИС на Николиной горе, близ станции Перхушково Белорусской ж. д. Николина гора становится любимым местом летнего труда и отдыха Мясковского до конца его жизни.
1931—1932 Написаны Одиннадцатая и Двенадцатая.симфонии.

 

<стр. 175>

    1 июня — Первое исполнение Двенадцатой симфонии под управлением А. Коутса, в Москве. Лето — избрание в правление Московского Союза советских композиторов. Переложил в 4 руки «Иванову ночь на Лысой горе» Мусоргского (авторская редакция — «весьма несуразная, но сильная...»)
  Написаны Тринадцатая и Четырнадцатая симфонии.
1933—1934 Написана Пятнадцатая симфония.
  Написано пять массовых песен на слова А. Суркова, С. Кирсанова и др.
    28 октября — Первое исполнение Пятнадцатой симфонии под управлением Л. Гинзбурга, в Москве.
1935—1936 Написаны Шестнадцатая симфония и Двенадцать романсов на слова М. Лермонтова.
    28 мая — Первое исполнение романсов на слова М. Лермонтова (Е. Романова и Б. Яворский), в Москве; 24 октября — первое исполнение Шестнадцатой симфонии под управлением Э. Сенкара, в Москве.
1936—1937 Написана Семнадцатая симфония.
  Написана Восемнадцатая симфония. 1 октября — первое исполнение Восемнадцатой симфонии под управлением А. Гаука, в Москве. 17 декабря первое исполнение Семнадцатой симфонии под его же управлением, в Москве.
  Написан Концерт для скрипки с оркестром. Первое исполнение— 10 января в Москве (дирижер А. Гаук, солист Д. Ойстрах).
  Написаны Девятнадцатая симфония, Приветственная увертюра, Пятый струнный квартет. 28 ноября — первое исполнение Пятого струнного квартета квартетом имени Комитаса в Москве.
1939—1941 Участие в редакционной работе журнала «Советская музыка» в качестве члена редколлегии.
  Написана Двадцать первая симфония. Присуждена степень доктора искусствоведческих наук без защиты диссертации. 16 ноября — первое исполнение Двадцать первой симфонии под управлением А. Гаука, в Москве.,
  15 марта — Присуждение Государственной премии за Двадцать первую симфонию. Июль — написаны две массовые песни и два марша для духового оркестра. Август — вместе с группой деятелей искусства Мясковский эвакуируется в г. Нальчик. Сентябрь — ноябрь — Двадцать

 

<стр. 176>

 

    вторая симфония-баллада и Седьмой струнный квартет. Сентябрь — декабрь — Двадцать третья симфония-сюита (на темы кабардино-балкарских песен). Ноябрь — переезд в Тбилиси.
    12 января — Первое исполнение Двадцать второй симфонии под управлением А. Стасевича, в Тбилиси. Июль — первое исполнение Двадцать третьей симфонии под управлением Н. Голованова, в Москве. Сентябрь — трудный переезд из Тбилиси во Фрунзе. 16 декабря — возвращение в Москву. Октябрь — декабрь — завершена поэма-кантата «Киров с нами», начатая еще в Тбилиси.
    апрель—июнь — Девятый струнный квартет. 23 июля — Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о награждении Мясковского за выдающиеся заслуги в деле развития советской музыкальной культуры орденом Ленина.
  Преподавательская, консультационная, организационная работа, председательство в Комитете по празднованию 100-летия со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова, участие в подготовке юбилейной сессии, посвященной 60-летию Б. В. Асафьева, и др. Октябрь — декабрь — Концерт для виолончели с оркестром. Пятая и Шестая сонаты для фортепиано (по старым эскизам 1907—1908).
  Десятый струнный квартет (обработка квартета, написанного в 1907) и Одиннадцатый струнный квартет («Воспоминания»). Лето — болезнь.
1945— 1946 Написана Двадцать пятая симфония.
  Присвоение Мясковскому звания народного артиста СССР. Написаны Славянская рапсодия для симфонического оркестра, «Тетрадь лирики» (романсы на стихи и переводы из Р. Бернса М. Мендельсон), «Стилизации» (девять пьес в форме старых танцев для фортепиано), «Из прошлого» (шесть импровизаций для фортепиано на материале пьес 1906—1917).
  «Кремль ночью», кантата-ноктюрн. 15 ноября — первое исполнение под управлением Н. Аносова, в Москве.
    февраль — Отстранение Мясковского от работы в Оргкомитете Союза советских композиторов. Май — октябрь — написана Двадцать шестая симфония (на древнерусские темы). Сентябрь — возвращение к преподаванию в Московской консерватории. 28 декабря — первое исполнение Двадцать шестой симфонии под управлением А. Гаука, в Москве.

 

<стр. 177>

 

    27 января — Смерть Б. В. Асафьева. Июль — ноябрь — написаны Двадцать седьмая симфония и Тринадцатый струнный квартет.
1949—1950 Приведение в порядок личного архива.
  Эскизы новой симфонии, оставшейся неоконченной, уничтоженной автором. Болезнь. 8 августа — смерть Н. Я. Мясковского. 9 декабря — первое исполнение Двадцать седьмой симфонии под управлением А. Гаука, в Москве.

 


<стр. 178>


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.