Понятие об индексах физического развития. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Понятие об индексах физического развития.

2017-06-12 617
Понятие об индексах физического развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индексами называются различные численные соотношения между отдельными парами или даже несколькими антропометрическими признаками. Индексы являются не основными, а только дополнительными критериями характеристики физического развития детей.

Наибольшее распространение получили следующие индексы:

1. Индекс Л.И.Чулицкой (индекс упитанности), который равен: (3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени) - длина тела.

Абсолютные значения составляют: у новорожденного + 30 см, до 1 года + 25 см, 2-3 года + 20 см, 6-7 лет +10 +15 см.

После 8 лет индекс имеет обычно отрицательное значение и у школьников данный индекс не имеет значения и не определяется.

Индекс состоит из двух частей - первая характеризует упитанность ребенка (окружность плеча, бедра, голени), а вторая часть - скелетный рост. Следовательно, отклонение индекса в меньшую сторону может быть обусловлено либо истощением ребенка, либо чрезмерным ростом.

Для анализа упитанности у детей раннего возраста можно использовать вспомогательные индексы Чулицкой - индексы пропорциональности:

3 окружности плеча = окружность груди = окружность бедра + окружность голени.

Если эта закономерность сохраняется, то жир распределен равномерно, исхудания нет. Эти индексы чувствительны, так как по мере увеличения возраста ребенка жир исчезает сначала с туловища, затем с бедер и голеней.

2. Индекс Эрисмана – индекс пропорциональности. Это разность между окружностью груди в см. и половиной длины тела (роста) в см.

Величина индекса ориентировочно характеризует гармоничность телосложения, так как возрастное изменение пропорций существенно сказывается и на соотношениях между длиной тела и различными поперечными размерами. Значения индекса зависит от возраста ребенка.

Так, у детей первого года жизни в норме он колеблется от + 13,5 до + 10; 2-3 года от + 9 до + 6; 6-7 лет от + 4 до + 2; 8-15 лет от + 1 до – 3.

У здорового правильно развивающегося ребенка первых 3-х лет жизни при пропорциональном развитии индекс Эрисмана составляет половину индекса Чулицкой. Чаще индекс используется в контроле физического развития школьников.

3. Судить о состоянии питания ребенка ориентировочно помогает определение соотношения массы и длины тела с помощью центильных таблиц (Приложение, таблицы 4.1-4.2).

4. До недавнего времени в качестве критерия зрелости новорожденного использовался массо - ростовой показатель - отношение веса к росту, который показывает, какой вес приходится на 1 см длины тела. В норме у новорожденных мальчиков этот показатель составляет от 55,5 до 68 граммов на 1 см роста, а у девочек, соответственно, от 65,5 до 67,0 граммов (гр.).

 

5. Избыточный вес – фактор риска возникновения сахарного диабета. Каждый человек должен знать для себя нормальную массу тела, связанную с его ростом, и стремиться к этому нормативу. По международным стандартам ВОЗ этот показатель принято называть индекс массы тела (ИМТ), который высчитывается следующим образом:

Масса тела (кг) / (рост человека (м))2

 

Нормальным индексом массы тела считается, если цифровой показатель будет от 18,5 до 24,9. Показатели ИМТ выше 25 означают наличие избыточного веса или ожирения:

От 25 до 30 – 1 степень ожирения

От 30 до 35 – 2 степень ожирения

От 35 до 39 – 3 степень ожирения

> 40 - резкое ожирение

Имеются различия ИМТ по полу. Так нормальный ИМТу мужчин > 28, а у женщин > 27.

Нормы для детей:

8 лет – 16,2 11 лет – 17,9 14 лет – 20,2

9 лет – 16,6 12 лет – 18,8 15 лет – 20,6

10 лет–17,2 13 лет – 19,6 16 лет – 21,3

В таблицах 10 и 11 представлены центильные распределения ИМТ у детей в зависимости от возраста и пола.


Таблица 10.

Индекс массы тела у мальчиков от 1 до 19 лет

(по NHANES, Am. J. Dis. Child. 145: 260, 1991)

Возраст (годы) Центили
             
  14,6 15,4 16,1 17,2 18,5 19,4 19,9
  14,4 15,0 15,7 16,5 17,6 18,4 19,0
  14,0 14,6 15,3 16,0 17,0 17,8 18,4
  13,8 14,4 15,0 15,8 16,6 17,5 18,1
  13,7 14,2 14,9 15,5 16,3 17,3 18,0
  13,6 14,0 14,7 15,4 16,3 17,4 18,1
  13,6 14,0 14,7 15,5 16,5 17,7 18,9
  13,7 14,1 14,9 15,7 17,0 18,4 19,7
  14,0 14,3 15,1 16,0 17,6 19,3 20,9
  14,2 14,6 15,5 16,6 18,4 20,3 22,2
  14,6 15,0 16,0 17,2 19,2 21,3 23,5
  15,1 15,5 16,5 17,8 20,0 22,3 24,8
  15,6 16,0 17,1 18,4 20,8 23,3 25,8
  16,1 16,6 17,7 19,1 21,5 24,4 26,8
  16,6 17,1 18,4 19,7 22,2 25,4 27,7
  17,2 17,8 19,1 20,5 22,9 26,1 28,4
  17,7 18,4 19,7 21,2 23,4 27,0 29,0
  18,3 19,1 20,3 21,9 24,0 27,7 29,7
  19,0 19,7 21,1 22,5 24,4 28,3 30,1

Таблица 11.

Индекс массы тела у девочек от 1 до 19 лет

(по NHANES, Am. J. Dis. Child. 145: 260, 1991).

Возраст (годы) Центили
             
  14,7 15,0 15,8 16,6 17,6 18,6 19,3
  14,3 14,7 15,3 16,0 17,1 18,0 18,7
  13,9 14,4 14,9 15,6 16,7 17,6 18,3
  13,6 14,1 14,7 15,4 16,5 17,5 18,2
  13,5 14,0 14,6 15,3 16,3 17,5 18,3
  13,3 13,9 14,6 15,3 16,4 17,7 18,8
  13,4 14,0 14,7 15,5 16,7 18,5 19,7
  13,6 14,2 15,0 16,0 17,2 19,4 21,0
  14,0 14,5 15,5 16,6 18,0 20,8 22,7

Продолжение таблицы 11.

  14,3 15,0 15,9 17,1 19,0 21,8 24,2
  14,6 15,3 16,2 17,8 19,8 23,0 25,7
  15,0 15,6 16,7 18,3 20,4 23,7 26,8
  15,4 16,0 17,1 18,9 21,2 24,7 27,9
  15,7 16,4 17,5 19,4 21,8 25,3 28,6
  16,1 16,8 18,0 19,9 22,4 26,0 29,4
  16,4 17,1 18,4 20,2 22,8 26,5 30,0
  16,9 17,6 18,9 20,7 23,3 27,1 30,5
  17,2 18,0 19,4 21,1 23,7 27,4 31,0
  17,5 18,4 19,8 21,4 24,0 27,7 31,3

 

 

МЕТОДИКА АНТРОПОМЕТРИИ

Применяется унифицированная методика антропометрических исследований, учитывающая определенные количественные характеристики. Необходимым условием антропометрии является точное соблюдение правил и техники, к которым относятся проведение измерений в строго определенных точках тела и использование стандартных измерительных инструментов. Ориентирами для проведения соматометрии служат антропометрические точки. Их названия и положения приведены в таблице 15.

Таблица 15.

Основные антропометрические точки, используемые

В практической педиатрии.

Наименование Проекция на теле
Верхушечная Наиболее высокая точка на сагиттальной линии головы.
Теменная Наиболее латерально выступающая точка теменной кости 1,5 — 2 см выше верхнего края ушной раковины.

 

 

Продолжение таблицы 15

Глабелла Место пересечения сагиттальной линии головы с линией, соединяющей надбровные дуги.
Затылочная Наиболее выступающая назад точка затылка.
Нижненосовая Основание носа.
Подбородочная Наиболее выступающая часть подбородка на сагиттальной линии головы.
Плечевая Наиболее латерально выступающая точка акромиального отростка.
Верхнегрудинная Яремная вырезка по средней линии.
Среднегрудинная Средняя линия грудины на уровне верхнего края IV ребра.
Лучевая Край суставной поверхности лучевой кости.
Лобковая Верхний край лонного сочленения.
Вертельная Наиболее выступающая точка верхней части большого вертела бедра.
Шиловидная Нижний край шиловидного отростка лучевой кости
Радиальная То же.
Пальцевая Мякоть ногтевой фаланги среднего пальца.
Верхнеберцовая внутренняя Край суставной поверхности внутренней части головки большеберцовой кости.
Нижнеберцовая внутренняя Нижний край внутренней лодыжки.
Пяточная Наиболее выступающая сзади точка пяточной кости
Конечная Конец ногтевой фаланги I и II пальца.

 

Установление высоты стояния антропометрических точек производят с помощью подвижного антропометра. Антропометр помещают перед ребенком, стоящим по стойке «смирно». Указательными пальцами исследующий фиксирует на ребенке искомую точку и с помощью подвижной горизонтальной линейки антропометра определяет высоту стояния ее над полом. Парные точки измеряют по прямой стороне. Определение продольного размера сводится к определению высоты стояния верхней и нижней антропометрических точек, ограничивающих данный размер. Разность между высотой их стояния составляет величину длинника.

Измерение роста ребенка старшего возраста осуществляется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. На вертикальной доске ростомера нанесены две шкалы: одна — для измерения роста стоя, другая для измерения длины корпуса (роста сидя).

Порядок измерения: ребенка ставят босыми ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, колени разогнуты, стопы плотно сдвинуты. Голову устанавливают в положении, при котором нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости. Измеряемый должен касаться шкалы тремя точками: межлопаточной областью спины, областью крестца и пятками. Подвижную планку ростомера плотно, но без надавливания, прижимают к голове до соприкосновения с верхушечной точкой, после чего ребенка выводят с ростомера и снимают показания.

Для измерения роста сидя ребенок сидит на табуретке ростомера, выпрямив спину и прижавшись к шкале областью крестца, спиной в межлопаточном промежутке и затылком. Его голову устанавливают также, как и при измерении роста стоя, ноги должны быть согнуты в коленных суставах под прямым углом. Показания снимают с помощью подвижной планки по шкале для измерения роста сидя.

При измерении роста одновременно можно измерить высоту головы, представляющую собой расстояние между верхушечной точкой (подвижной планкой, прижатой к голове) и подбородочной точкой, а также определить верхнее лицо — расстояние между верхушечной и нижненосовой точками, и среднюю точку тела, для чего рост стоя делят пополам и полученную точку проецируют на тело ребенка.

Длина туловища представляет собой разность между высотой стояния верхнегрудинной и лобковой точек.

Длина рук — разница высоты стояния плечевой и пальцевой точек.

Длина плеча— расстояние между плечевой и лучевой точками.

Длина предплечья — определяется расстоянием между лучевой и шиловидной радиальной точками.

Длина кисти — расстояние между шиловидной и пальцевой точками.

Длина ноги — равна высоте стояния вертельной точки над полом или высоте над полом точки, определяемой как середина пупартовой связки.

Длина бедра — разница высоты стояния вертельной и верхнеберцовой внутренней точек.

Длина голени — расстояние от верхнеберцовой внутренней до нижнеберцовой внутренней точки.

Длина стопы — расстояние между пяточной и конечной точками.

Измерение окружностей производят с помощью сантиметровой ленты. Схематическое изображение длинников тела представлено на рисунке 6.

Рис. 6. Точки для измерения различных частей тела.

Окружность головы измеряют наложением ленты, проводя ее сзади по затылочной точке, а спереди — по глабелле. Наложение осуществляют в направлении от правой височной области до левой, и результат считывают надо лбом.

Окружность груди измеряют трижды: при спокойном дыхании, на высоте вдоха и высоте выдоха. Ребенок должен находиться в положении стоя с опущенными руками. Измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди по среднегрудинной точке. У девочек пубертатного периода с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над молочной железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Сначала измеряется основной показатель — окружность груди при спокойном дыхании, затем на максимальном вдохе и, наконец, на максимальном выдохе. Все измерения производят при одномоментном наложении ленты. Разность окружностей грудной клетки при максимальном вдохе и выдохе называется экскурсией грудной клетки.

Окружность живота измеряют на уровне пупка, а при значительном увеличении его - в области максимального выпячивания.

Окружность плеча измеряют при расслабленной мускулатуре рук. Сантиметровую ленту накладывают в месте наибольшего утолщения двуглавой мышцы при свободно опущенной руке.

Окружность бедра измеряют при горизонтальном наложении сантиметровой ленты под ягодичной складкой. Ребенок при этом должен стоять, расставив ноги на ширину плеч.

Окружность голени измеряют в месте максимального объема икроножной мышцы.

Измерение поперечных размеров и диаметров осуществляется с помощью больших и малых толстотных циркулей.

Плечевой (биакромиальный) диаметр измеряют большим циркулем, дпя чего устанавливаем его ножки на плечевых точках.

Вертельный (битрохантериальный) диаметр представляет собой расстояние между вертельными точками.

Измерение нижнего и верхнего сегментов тела. За длину нижнего сегмента тела принимается высота стояния лобковой точки. Размер верхнего сегмента представляет собой разницу между ростом и нижним сегментом.

Размер растяжения представляет собой расстояние между кончиками третьих пальцев горизонтально вытянутых и выпрямленных во всех суставах рук.

«Филиппинский тест». Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки при этом вытянуты в направлении мочки левого уха. Рука и кисть плотно прилегают к голове. Тест считается положительным, если кончики пальцев достигают уха.

Определение массы тела необходимо производить всегда в одно и то же время, лучше утром натощак, после мочеиспускания и дефекации.

Детей старшего возраста взвешивают на рычажных весах с точностью измерения до 50гр. Во время взвешивания ребенок должен стоять неподвижно на середине площадки весов.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.