Виды выпускных квалификационных работ. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Виды выпускных квалификационных работ.

2017-06-12 531
Виды выпускных квалификационных работ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А. И. ИСАЧЕНКОВА

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА:

ВЫПОЛНЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ, ЗАЩИТА

 

Учебное пособие

 

для студентов по направлению подготовки

46.03.02 «Документоведение и архивоведение»

 

 

ПЕРМЬ

 
 

УДК 378 (075.8)

ББК 74.480.286я73

И-85

 

Рекомендовано к изданию РИС ПГИК. Протокол № 1 от 17.01.2017 г.

Утверждено на заседании кафедры библиотечных и документально-информационных технологий. Протокол № 4 от 15.12.2016 г.

Рецензенты:

Чуприн К. П., канд. пед. наук, доцент кафедры библиотечных и документально-информационных технологий ПГИК;

Корниенко С. И., д-р ист. наук, профессор кафедры новейшей истории России Пермского государственного национального исследовательского университета;

Попова А. Е., главный архивист Государственного архива Пермского края.

Исаченкова, А. И.

И-85Выпускная квалификационная работа: выполнение, оформление, защита: учеб. пособие для студентов по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» /
А. И. Исаченкова; Перм. гос. ин-т культуры, Каф. библиотечных и документально-информационных технологий. – Пермь, 2017. – 104 с.

 

ISBN 978-5-91201-248-8

 

Учебное пособие включает комплекс материалов по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение», профиль подготовки «Документационное обеспечение управления», квалификация выпускника – бакалавр.
В нем изложены требования к работе, рассмотрены этапы ее выполнения, даны рекомендации по структуре и содержанию ВКР, оформлению и процедуре защиты. В приложении представлены образцы оформления основных элементов работы.

Учебное пособие рассчитано на студентов-выпускников, а также на преподавателей-руководителей выпускными квалификационными работами.

УДК 378 (075.8)

ББК 74.480.281.25

 

ISBN 978-5-91201-248-8 © Пермский государственный

институт культуры, 2017

© А. И. Исаченкова, 2017

 
 

Содержание

Введение ……………………………………………………….    
1. Цели и задачи выпускной квалификационной работы...    
2. Виды выпускных квалификационных работ. Общие требования к их содержанию и объему………….    
3. Основные этапы подготовки и выполнения выпускной квалификационной работы …………………    
3.1. Выбор темы и подготовка дипломного задания………...    
3.2. Выявление и отбор документальных источников ……...    
3.3. Изучение и анализ публикаций, аналитико-синте-тическая переработка документной информации ………    
3.4. Сбор фактического и эмпирического материала………..    
3.5. Разработка структуры работы …………….......................    
3.6. Изложение содержания работы ………………………….    
3.7. Редактирование текста …………………………………...    
4. Оформление выпускной квалификационной работы….. 4.1. Общие положения ………………………………………... 4.2. Оформление титульного листа ………………………….. 4.3. Оформление содержания ………………………………… 4.4. Оформление списка сокращений и условных обозначений………………………………………………..    
4.5. Оформление текста работы……………………………….    
4.6. Оформление списка использованных источников……...    
4.7. Оформление приложений…………………………………    
5. Научное руководство выпускной квалификационной работой.………………………………………………………    
6. Проведение предзащиты и сдача выпускной квалификационной работы на кафедру………………….    
7. Рецензирование выпускной квалификационной работы…………………………………………………………    
8. Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы………………………………... 8.1. Подготовка к защите……………………………………… 8.2. Процедура защиты………………………………………... 8.3. Оформление результатов защиты. Критерии оценки работ…………………………………...      
9. Примерная тематика выпускных квалификационных работ…………………………………. 10. Список рекомендуемой литературы для выполнения выпускных квалификационных работ………………………………... Приложения:        
  Приложение 1. Образец заявления на подготовку выпускной квалификационной работы …………………….  
  Приложение 2. Образец задания на выполнение выпускной квалификационной работы……….. Приложение 3. Образец графика выполнения выпускной квалификационной работы …………………….    
  Приложение 4. Образец оформления титульного листа………  
  Приложение 5. Образцы оформления содержания выпускных квалификационных работ………... Приложение 6. Образец оформления списка сокращений и условных обозначений … …………………...  
  Приложение 7. Образцы оформления иллюстративного материала ……………………………………….
Приложение 8. Образцы библиографических описаний (записей) для списка использованных источников……………………………………...    
Приложение 9. ГОСТ Р 7.0.12-2011. Библиографическая запись. Сокращения слов и словосочетаний на русском языке (фрагмент)……………………  
Приложение 10. Бланк рецензии на выпускную квалификационную работу…………………….  
Приложение 11. Образец оформления обложки для диска с электронной версией выпускной квалификационной работы……….  
       
             

 

             
         

ВВЕДЕНИЕ

 

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) является заключительным этапом обучения студента в вузе и одной из форм отчетности студентов перед государственной аттестационной комиссией.

Общие требования к ВКР содержатся в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 16 марта 2015 г. № 176), в приказе Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (от 29 июня 2015 г. № 636 в ред. от 28.04.2016), в «Положении о выпускных квалификационных работах» Пермского государственного института культуры (от 22 февраля 2017 г.).

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме дипломного исследования или дипломного проекта, связанного с решением теоретических, прикладных и научно-методических проблем документоведческой и архивоведческой сферы
деятельности.

ВКР бакалавра представляет собой законченное научно-практическое исследование, написанное студентом под руководством научного руководителя. Она призвана раскрыть научный потенциал выпускника, продемонстрировать его способности в проведении самостоятельного исследования.

ВКР должна основываться на всестороннем изучении документальных источников по выбранной теме и свидетельствовать об умении автора анализировать и обобщать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, приобретенные в период прохождения производственной и преддипломной практики.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Основная цель ВКР состоит в том, чтобы систематизировать, углубить и обобщить теоретические и практические знания по изучаемым дисциплинам, применить их при решении конкретных научных и практических задач; овладеть методикой научного исследования, навыками самостоятельного анализа и обобщения профессиональной информации.

В ходе выполнения ВКР студентам предстоит решить комплекс задач:

· обосновать актуальность и значимость выбранной темы, определить объект, предмет, цель и задачи исследования;

· оценить степень научной разработанности темы и практического состояния дел в исследуемой области;

· собрать, проанализировать и обобщить полученные
материалы;

· выявить тенденции и закономерности развития объекта исследования;

· выработать, описать и обосновать свой вариант решения рассматриваемой проблемы.

В результате выполнения выпускной квалификационной работы студент должен продемонстрировать:

а) знание методов и приемов работы с источниками, официальными, научными, справочными и другими видами изданий, содержащих документальную информацию;

б) умение профессионально изложить состояние изучаемого вопроса или темы на основании анализа специальной литературы и методов научного познания; анализировать, сопоставлять различные точки зрения, критически их оценивать, аргументированно излагать собственные мысли и мнения;

в) навыки анализа и обобщения практического опыта документационного обеспечения управления и организации архивного хранения документов в конкретных учреждениях;

г) способность выполнять опытно-экспериментальную работу в виде разработки проектных решений по совершенствованию ДОУ, в том числе проектировать рациональную организацию
работы с документами.

Таким образом, выполненная ВКР должна свидетельствовать о наличии у выпускника общекультурных и профессиональных компетенций в рамках направления подготовки.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ИХ СОДЕРЖАНИЮ И ОБЪЕМУ

 

Допускается подготовка ВКР трех видов: теоретического и исторического плана и практико-ориентированная.

Предпочтительной формой является практико-ориентиро­ванная ВКР, основанная на практической деятельности выпускника. Цель такого исследования – изучение и анализ документационного обеспечения деятельности конкретной организации и выработка предложений по ее совершенствованию.

Возможны различные варианты этого вида ВКР. Это могут быть темы, посвященные документированию деятельности учре­ждения, предприятия или их структурных подразделений; орга­низационно-функциональной структуре службы ДОУ; отдельным технологическим этапам работы с документами; автоматизации делопроизводственных процессов; организационной и информа­ционной деятельности секретаря; анализу отдельных систем
документации (организационно-распорядительной, плановой,
отчетной, кадровой, информационно-справочной, научно-технической) и др.

Не разрешается подготовка ВКР на базе тех организаций, где не имеется сотрудника, отвечающего за работу с документами, а объем управленческой и производственной документации незначителен и отсутствует его видовое разнообразие.

Практико-ориентированная ВКР включает комплекс научно-исследовательских процедур. Она содержит:

Ú аналитический обзор научной и практической разработанности темы, теоретический (при необходимости – исторический) аспекты темы и современную практику ДОУ;

Ú анализ нормативно-правовых и нормативно-методических материалов по изучаемой теме, включая нормативные акты федерального уровня, Пермского края, локальные акты организации;

Ú характеристику организации–базы исследования, ее
структуры, направления деятельности и определения в ней места
службы ДОУ;

Ú исходные эмпирические данные и их интерпретацию;

Ú результаты исследования в виде выводов, рекомендаций и разработок по совершенствованию работы с документами (управлению документами) в организации.

Обязательным требованием к практико-ориентированной ВКР является разработка студентом проекта одного или нескольких локальных нормативных документов, отсутствующих в организации. Это могут быть: положение о службе ДОУ или архиве организации, инструкция по делопроизводству, должностная инструкция, табель и альбом форм документов, разрешенных к применению в данном учреждении и др. Выбор тех или иных видов разработок студент согласует с научным руководителем и представителем службы ДОУ той организации, где проходила преддипломная практика.

ВКР теоретического характера может быть выполнена
по любой теме в рамках направления подготовки бакалавра и ориентирована на оценку ситуации в предметной области по
актуальным проблемам теории и практики документоведения и архивоведения.

Цель такой работы – осуществить историографический анализ раскрытия темы в специальной литературе, рассмотреть современное состояние проблемы и предложить пути ее решения, позволяющие изменить существующую ситуацию к лучшему.

В качестве теоретических тем возможно выполнение ВКР по проблемам терминологии в области делопроизводства и архивного дела; развития документоведения как научной дисциплины; функций и свойств официального документа; управления документацией в Российской Федерации и за рубежом; отражения отдельных аспектов документирования, документационного обеспечения управления и архивного дела в различных периодических изданиях и т.д.

Результаты теоретических исследований в обязательном порядке докладываются на студенческих научных конференциях и публикуются в сборниках тезисов по итогам этих конференций.

Определенный интерес у ряда студентов вызывают темы по истории документирования деятельности учреждений Прикамья в разные исторические периоды. В качестве ВКР могут быть предложены темы, посвященные документированию деятельности пермских губернаторов, предпринимателей, меценатов, учреждений культуры, образования, здравоохранения в дореволюционный период; организаций, предприятий и выдающихся деятелей Прикамья в советский период.

Работы исторического характера базируются на принципах историзма и объективности, методах и подходах к изучению данной науки. Они выполняются не только на основе исследовательской литературы, но и на исторических источниках (опубликованных и неопубликованных, включая архивные материалы). Студенты выявляют те документы, которые имеют непосредственное отношение к исследуемой теме. Некоторые из них до сих пор не введены в научный оборот, поэтому использование в ВКР архивных источников является наиболее ценным.

В подобных работах необходимо отразить историю создания организации, этапы развития, ее роль и место в отраслевой системе региона, вклад отдельной личности или групп лиц. В качестве методов исследования, как правило, применяются исторические, биографические методы, включая методы оценки исторического факта. В работах исторического характера используются не только архивные, но и музейные материалы, статьи из местных газет, воспоминания современников и очевидцев описываемых событий. В качестве приложений могут быть представлены копии архивных документов, либо археографические публикации этих документов.

Необходимым условием выполнения данного вида ВКР является представление результатов работы в виде выступления на студенческой научной конференции и публикации в сборнике студенческих научных работ.

Общими требованиями к ВКР являются: теоретическая и практическая значимость темы исследования, применение современных методов научного познания, системный подход к решению поставленных задач, авторская самостоятельность.

Объем ВКР должен составлять от 70-ти до 80-ти страниц текста без приложений (введение – от 8-ми до 10-ти страниц, заключение от 3-х до 5-ти страниц). Объем списка использованных источников и литературы для ВКР теоретического и исторического характера не менее 50-ти источников; для практико-ориентированных работ не менее 60-ти наименований. Объем приложений не регламентируется.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ

Разработка структуры работы

Прежде чем перейти к изложению содержания ВКР, необходимо четко обозначить ее структуру. Структура является формой организации научного материала, которая отражает логику исследования, обеспечивает единство и взаимосвязь всех элементов содержания.

Структура, т.е. композиция работы должна содержать следующие части:

· введение;

· главы и параграфы основной части;

· заключение;

· научно-справочный аппарат.

Введение – это вступительная часть работы, содержащая обоснование выбора темы, оценку современного состояния решаемой проблемы, основания и исходные данные для разработки темы. Введение имеет четко регламентируемую и логически обоснованную структуру.

Во введении (8–10 страниц),прежде всего,обосновывается актуальность выбранной темы, которая должна быть раскрыта с теоретической и практической точки зрения. Теоретическая значимость предполагает научный, информационный и методический аспекты, а практическая – новизну документальной и эмпирической базы работы. Она может быть определена как важность, злободневность по сравнению с другими темами и событиями. Описание актуальности темы свидетельствует о том, насколько правильно понимает студент свою тему и оценивает ее с точки зрения значимости для теории и практики.

Далее определяется объект и предмет исследования. Оба эти параметра соотносятся между собой как общее и частное. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Для прикладного исследования объектами могут быть
процессы документирования, документационного обеспечения деятельности организации, процесс управления документами,
автоматизации делопроизводства, технологии работы с документами и др.

Для теоретических и исторических работ в качестве объекта могут быть заявлены взаимодействия, связи, эволюция и другие стороны в сфере ДОУ и архивоведения (исторические, правовые, организационно-методические, управленческие процессы).

Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта (информация, документы, формуляр документа, системы документации, отдельные виды и разновидности документов, службы ДОУ).

Обозначив объект и предмет исследования необходимо определить степень изученности (разработанности) темы, т.е. осуществить глубокий анализ используемой литературы с точки зрения ее значимости для избранной темы.

Выявленная и отобранная по теме ВКР литература, классифицируется и рассматривается по группам (типам). Последовательно дается характеристика законодательных и нормативно-правовых актов, научных, учебных, справочных изданий, неопубликованных (в том числе архивных) источников. При анализе конкретных работ необходимо указание на принадлежность их к определенной группе и определение наиболее важных положений, имеющих отношение к содержанию глав ВКР. Не допускается формальное перечисление источников.

В работах теоретического и исторического характера анализ источников может быть рассмотрен в первой главе ВКР.

Прикладные (проблемно-ориентированные) работы в степени разработанности темы содержат сведения о важнейших публикациях, касающиеся опыта организаций по рассматриваемому вопросу. Например, при исследовании проблем автоматизации делопроизводственных процессов необходимо сослаться на отраженную в литературе практику внедрения автоматизированных технологий в разных учреждениях. Как правило, статьи, раскрывающие опыт работы, публикуются в журналах «Делопроизводство», «Отечественные архивы», «Вестник архивиста» и в других изданиях.

Обзор источников является обязательным элементом введения, так как он демонстрирует уровень ориентации выпускника в специальной литературе, его умение выделять главное, оценивая степень изученности темы.

В обзоре перечисляются инициалы и фамилии авторов тех работ, которые внесли существенный вклад в разработку данной проблемы, темы, вопроса. После указания фамилии автора в квадратных скобках делается ссылка на его работу, включенную в список использованных источников.

Таким образом, в степени разработанности важно отметить, кто из авторов работал над проблемой, насколько она освещена, что в ней остается нераскрытым и нерешенным, и в каком аспекте, направлении студент попытается рассмотреть и решить эту проблему.

Обозначив актуальность темы и степень ее разработанности, необходимо сформулировать цель ВКР и ее задачи. Цель работы, как правило, связана с тем, какой результат намерен получить выпускник в ходе научного исследования. Например, рассмотреть отражение темы в законодательных актах или в специальной литературе; изучить историю формирования отдельной системы документации или конкретного вида документа; исследовать видовое разнообразие организационно-правовых, распорядительных, информационно-справочных, кадровых и других систем документации организации; обобщить опыт учреждений по внедрению автоматизированных систем ДОУ; проанализировать направления деятельности служб ДОУ и разработать модель этой службы.

В соответствии с указанной целью определяются и задачи исследования (4–6 задач). Например, если целью ВКР является анализ состояния документирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «КВАРЦ» в Пермском крае, то в качестве задач можно сформулировать следующие: рассмотреть тенденции развития ООО в России и Пермском крае; охарактеризовать нормативно-правовое регулирование деятельности ООО; выявить и проанализировать видовой состав документов, функционирующих на предприятии; выработать рекомендации по совершенствованию документирования управленческой и производственной деятельности.

Задачи исследования представляют собой конкретные последовательные этапы решения проблемы и указываются в форме перечисления: изучить, выявить, рассмотреть, описать, проанализировать, сравнить, выявить, установить, разработать, спроектировать и т. д.

Во введении необходимо обозначить методы исследования, использованные при сборе фактического материала и его обработке. Метод – это система правил и приемов, с помощью которых достигается познание действительности. Это могут быть общенаучные методы, которые применяются во всех отраслях, но имеют свою специфику в документоведении и ДОУ.

К общенаучным методам относятся: а) теоретические методы (анализ и синтез явлений и процессов, обобщение, систематизация и классификация информации); б) эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, описание, изучение документации); в) исторический метод, предполагающий рассмотрение явления на фоне конкретного исторического процесса; г) системный метод, позволяющий рассматривать объект или явление в системе, во взаимосвязи с другими; д) метод моделирования, позволяющий изучить объект путем создания его копии (модели) и исследовать со всех сторон.

В документоведении и ДОУ широко применяются количественные методы, метод классификации, унификации и стандартизации, хронометраж и фотография рабочего дня, и др.

Выпускник должен хорошо разбираться в методологической базе исследования, понимать и излагать суть каждого метода применительно к процессам и этапам подготовки ВКР. Исследовательский инструментарий отражается не только во введении, но и просматривается в тексте работы. Перечисление методов без комментария не допускается.

Обязательным элементом введения является указание базы исследования, структурного подразделения предприятия, учреждения или организации, где проводилось исследование.

Для теоретических и исторических тем ВКР определяются хронологические и географические рамки исследования, т.е. рассматриваемый исторический период и его территориальные границы.

Далее необходимо отразить новизну и практическую значимость выполненной работы. К элементам новизны могут быть отнесены: задачи, впервые поставленные в ВКР; новая постановка известных проблем или задач; новое применение известного решения или метода; новые результаты и показатели. Практическая значимость заключается в возможности решения на основе полученных результатов той или иной прикладной задачи; использования полученных данных в учебном процессе для подготовки специалистов.

После раскрытия новизны и практической значимости излагается структура работы, т.е. перечисляются главы и параграфы, обосновывается последовательность их расположения. В конце введения указываются следующие данные: объем ВКР (в страницах), количество приложений, рисунков, таблиц, схем, а также объем списка использованных источников (количество библиографических записей).

В основной части текста ВКР содержатся главные результаты проведенного исследования. Это могут быть теоретические, исторические, организационно-методические аспекты обозначенной темы, описание работы и т.д.

Весь материал рекомендуется распределить по главам и параграфам в соответствии с планом работы, демонстрируя умение логично, кратко и аргументированно излагать выявленный и изученный материал.

Заголовки глав и параграфов должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Нецелесообразно сокращать или расширять объем смысловой информации, которая заключена в названиях глав и параграфов. Не следует в заголовок включать общие или узкоспециальные понятия, сокращенные слова и аббревиатуры. Нежелательны чрезмерно длинные заголовки, состоящие из лишних слов. В то же время они не могут быть слишком краткими (из одного-двух слов), так как в этом случае теряется смысл заключенной в них информации.

Каждый параграф и глава содержат краткие выводы, которые подводят итоги рассматриваемого вопроса или аспекта темы.

Завершается ВКР заключением, представляющим собой изложение полученных результатов и их соотношение с общей целью и поставленными задачами. В нем суммируются теоретические и практические выводы, а также те предложения, которые выпускник сформулировал в результате своего исследования.

В заключении содержатся итоги работы, выводы, к которым пришел автор, возможность использования результатов работы, дальнейшие перспективы исследования темы. В заключении не следует повторять содержание введения и основной части. В нем не приводятся новые фактические данные или теоретические положения, о которых не говорилось в главах. Написанное кратко в виде тезисов, заключение отвечает на вопросы: для чего проводилось исследование, к каким выводам пришел автор, и какие рекомендации он может дать для решения проблемы. Таким образом, в заключении представляют ответы на задачи, поставленные во введении.

Научно-справочный аппарат ВКР (титульный лист, содержание, список обозначений и сокращений, список использованных источников и приложения) должен отвечать требованиям ГОСТов 7.80–2000, 7.32–2001, 7.82–2001, 7.1–2003, 7.0.5–2008, 7.0.12–2011 и будет рассмотрен в разделе «Оформление выпускной квалификационной работы».

Изложение содержания работы

Формирование текста ВКР представляет собой сложный процесс. Внимательно анализируя структуру работы, студент вникает в смысл каждой главы и параграфа. После этого он просматривает собранный и законспектированный материал. Это необходимо сделать для того, чтобы сложилось целостное представление об изучаемом вопросе.

Текстовая часть работы будет легче излагаться, если студент воспользуется системой ориентиров. В каждом параграфе необходимо наметить аспекты, пункты, которые будут содействовать детализации материала. Это своеобразная схема, развернутый план изложения текста в параграфе, обеспечивающая последовательность изложения сведений. Схема построения текста может быть расширена за счет тезисов, раскрывающих основные положения каждого пункта параграфа. Чем больше будет составлено таких тезисов, тем зримее вырисовываются смысловые контуры параграфа.

Черновой вариант текста впоследствии дополняется и исправляется. Его целесообразнее переписывать, а по ходу записей вносить уточнения, заполнять пробелы. С первой попытки, как правило, никому не удается подготовить окончательный вариант текста, поэтому подготовленные варианты параграфов и глав приходится переписывать несколько раз, доводя стиль изложения текста до совершенства.

Чтобы логично и понятно изложить информацию, полученную при работе со всеми источниками, полезно ввести «внутреннего оппонента». Этому оппоненту нужно доступно рассказать о собранном материале и убедить его в правильности изложения своих мыслей.

Текст основной части работы должен быть точным, ясным, кратким, логичным. Его характеризуют полнота, объективность, конкретность и достоверность информации. Смысловая точность обеспечивает научную и практическую ценность заключенной в тексте информации. Поэтому необходимо правильно выбирать слова и выражения, чтобы не искажать смысл написанного и исключить двоякое толкование фразы.

Одним из качеств научного изложения материала является ясность, т.е. умение писать доходчиво, чтобы текст воспринимался без затруднений. Стремление некоторых студентов придать тексту наукообразие, усложненность обычно не приводит к положительному результату. Причиной неясности может стать и неправильный порядок слов в предложении.

Обязательным условием качества изложения материала является краткость, позволяющая избежать ненужных повторов, излишней детализации, многословия. Каждое слово и предложение должно нести точную смысловую нагрузку. Поэтому важнейшим требованием при написании текста является самостоятельность суждений и изложения материала. Не допускается сплошное заимствование фрагментов текста из разных документов. Текст излагается своими словами и предложениями.

Существуют полезные рекомендации, помогающие при изложении текста.

Прежде всего, необходимо соблюдать логику изложения материала, которая обеспечивается четким делением его на отдельные, логически соподчиненные части. Простейшим композиционным приемом для объединения нескольких предложений является абзац.

Абзацы применяются для того, чтобы мысли, заложенные в тексте, выступали более зримо, а их изложение носило завершенный характер. Благодаря абзацам текст подразделяется на небольшие смысловые блоки, тем самым облегчается его чтение и осмысление. В каждом абзаце следует выдерживать последовательность в изложении фактов, соблюдать внутреннюю логику их подачи. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и может составлять от трех до пяти.

Выпускную квалификационную работу пишут литературным языком, а язык и стиль изложения должен соответствовать традициям, принятым в научной письменной речи. Ее особенность состоит в том, что не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа («я считаю», «я наблюдала»). Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно и его заменять такими оборотами как «на наш взгляд», «по мнению автора работы», «по нашему мнению». Эти же мысли лучше выражать в безличной форме, например: «изучение опыта работы свидетельствует о том, что…», «на основе анализа можно утверждать…», «проведенные исследования подтвердили…».

При описании фактов, явлений и процессов в тексте работы следует использовать безличные и неопределенно-личные
предложения.

Стилевой чертой научной речи является объективность изложения. Поэтому в тексте часто присутствуют вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам тот или иной факт можно представить как вполне достоверный («конечно», «разумеется», «действительно»), как предполагаемый («видимо», «надо полагать»), как возможный («вероятно», «возможно»).

Одним из условий объективности изложения материала является указание на то, кем была высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение, каков источник сообщения. В этом случае в тексте можно использовать такие обороты и словосочетания, как «по мнению…», «по данным …», «по сведению…», «по сообщению…».

Для выражения логических связей в тексте рекомендуется использовать специальные функционально-синтаксические средства связи, например:

а) последовательность развития мысли достигается употреблением таких фраз, как: прежде всего, вначале, затем, далее, во-первых, во-вторых, итак, значит, наконец и др.;

б) сопоставление и противоречивые отношения могут быть обозначены словами типа: однако, в то время как, между тем, тем не менее, наоборот, аналогично;

в) причинно-следственные отношения обеспечиваются использованием слов: следовательно, тем самым, поэтому, благодаря этому, в соответствии с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же;

г) при переходе от одной мысли к другой можно употреблять фразы: прежде чем перейти к рассмотрению…, рассмотрим, остановимся на…, необходимо рассмотреть, необходимо остановиться и др.;

д) при использовании ссылок на предыдущую и последующую информацию возможно использование фраз: как было сказано (отмечено, показано), как отмечалось (указывалось), как видно; рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, описанный, названный и др.;

е) для подведения итогов целесообразно употреблять словосочетания типа: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все вышеизложенное позволяет сделать вывод, подводя итоги сказанному, следует констатировать и т.д.

Используя рекомендуемые приемы написания текста, и применяя их на практике, студент сможет овладеть культурой письменной научной речи.

Редактирование текста

Перед тем как оформить окончательный вариант текста выпускной квалификационной работы, его нужно отредактировать. Редактирование – это творческий процесс обработки рукописи, включающий в себя анализ текста, уточнение и проверку представленных в нем сведений и исправление ошибок. При редактировании стиль изложения материала проверяется на соответствие его требованиям, предъявляемым к написанию научных работ.

Научный стиль предназначенный для передачи точной и объективной информации, не предполагает эмоциональности и отличается ясностью, логичностью и доказательностью изложения. Научный текст насыщен специальной терминологией. Для него характерно употребление единственного числа вместо множественного, существительных вместо глаголов и применение, в основном, сложных предложений.

Как правило, процесс редактирования включает три этапа. На первом этапе проводится общее ознакомление со всей работой. Студент прочитывает текст работы и осмысливает его с точки зрения структуры и содержания работы, ее соответствия сформулированной цели и задачам.

При чтении делаются пометки на полях. Если текст нуждается в значительном редактировании, замечания лучше записывать на отдельном листе бумаги с указанием конкретных страниц, в которые позднее вносятся изменения, исправ


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.