Финансовые ресурсы и виды фин отношений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Финансовые ресурсы и виды фин отношений

2017-06-12 267
Финансовые ресурсы и виды фин отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сущность и ф-ции финансов.

Наука о финансах – это учение о спец-х произв отнош-х,вызв-х разв-м товарно-ден-х отнош и сущ-ем гос-ва.

Две осн функции: -распредел. И –контрольная.

Распред функц. Отражает: 1) возмещение стоим потребл-х ср-в произв; 2) образ доходов в разл формах; 3) формирование страхов резервов; 4) формиров гос бюджета; 5)содерж и развитие соц сферы.

Контрольная ф-я связ-а с распределением ВВП по соотв фондам их расходам по целевому назнач проверкой соблюд закон-ом в сфере финн-в, а также своеврем-и вып-я финн-х обяз-тв.

По мнению Мертона фин теория базир на 3 блоках: 1) оптим исп-я ден ср-в с учетом фактора времени 2) оценка стоим активов 3) управление риском.

Гл. функц фин закл в управл-ии жизн-х потребн людей для реализ-ии кот и сущ субъекты эконом деятельности

 

Понятие фин. пол-ки гос-ва, ее содерж-е, осн. задачи.

Фин. пол-ка – целенаправл. деят-ть гос-ва, связан. с мобилизацией фин. ресурсов, их рац. распред-ем и исп-ем на основе фин. законодат-ва д/ реш-я задач, стоящ-х перед эк-кой. По целевому назнач-ю фин. пол-ка делится на: 1) стимулирующ. – предполаг. реализацию фин. мер, направл-х на увелич-е объемов валов. нац. продукта и повыш-ю уровня занят-ти; способствует сниж-ю налог. бремени, расшир-ю финн. льгот, стимулир-ю экспортн. операций, делов. активности предприн-лей (в ряде случаев она предполаг-т увелич-е V гос. расходов на наукоемк. отрасли, улучш-е уровня жизни, развитие рын. инфрастр-ры). 2) стабилизацион. – направлена на сохран-е достигнут. уровня развития эк-ки и культуры. С этой целью приним. меры по обеспеч-ю занят-ти насел-я, Vпр-ва важн. видов пр-ции, нормализации уровня цен. Ч.в. прим. как следствие катастроф, войн, но иногда пров-ся, когда в гос-ве Vпр-ва превышен и необх-мо сохранить его потенц. уровень. 3) сдерживающ. – направлена на уменьш-е реальн. V ВВП по сравн-ю с его потенц. уровнем. Прим-ся в период высокого подъема эк-ки с целью избежания кризиса перепр-ва и инфл-ции. Гос-во стремится уменьшить расходы гос. бюджета и увеличить уровень налогооблож-я юр. и физ. лиц.

 

 

Сущность кредита, его ф-ции.

Кредит – экон. отнош-я м/ кредитором и заемщиком по поводу возвратного движ-я ст-ти в товарной или ден форме. Кредитор – субъект кредитн. отнош-й, к-ый предоставл. в долг ресурсы. Характ. черты: 1) предоставл. ресурсы м.б. как собств., так и заемными; 2) кредит выдается на возвратн. и платн. основе, в ден. и товарн. формах; 3) кредитор м.б. одновр-но кредитором и заемщиком. Заемщик – сторона, получ-щая кредит, к-ая обязана возвратить его в срок. Объект сделки – суженная ст-ть. Ф-ции кредита: перераспределит., ф-ция замещение нал. денег кредитн. операциями.

 

 

Общая хар-ка кредитн. с-мы РБ.

Кред. с-ма – совок-ть кред.-фин. учреждений, обслуж-х экон. отнош-я в сферах ден. оборота и кредита. Кредитн. с-ма в РБ включ.: банки (двухуровн. банк. с-ма) и небанк. кред.-фин. орг-ции (НБ КФО). Банк. деят-ть – совок-ть осущ-х банками и небанк. кред.-фин. орг-циями банк. операций, направл-х на получ. прибыли. Осн. принципы банк. деят-ти в РБ: 1) обязат-ть получ-я банками и НБ КФО лицензии на осущ-е банк. деят-ти. 2) независ-ть банков и НБ КФО в своей деят-ти, т.е. невмешат-во со стороны гос. органов в их работу, за исключ. случаев, предусмотр-х законодат-вом. 3) разграничение ответств-ти м/ банками, НБ КФО и гос-вом. 4) обязат-ть соблюд-я экон. нормативов, устан-х Нац. банком. 5) обеспеч-е физ. и юр. лицам право выбора банка. 6) обеспеч-е банк. тайны по операциям, счетам и вкладам клиента. 7) обеспеч-е возврата ден. ср-в вкладчикам банка. Банк – юр. лицо, имеющее исключит. право осущ-ть след. банк. операции: 1. депозитные – привлеч-е ден. ср-в физ. и юр. лиц во вклады; 2. кредитн. – размещ-е привлеч-х ден. ср-в от своего имени и за свой счет на усл-х возвратности, платности и срочности; 3. расч.-касс. обслуж-е клиента – открытие и ведение банк. счетов физ. и юр. лиц. НБ КФО – юр. лицо, имеющ. право осущ-ть отд. банк. операции и виды деят-ти за исключ. осущ-я в совок-ти выше перечисл-х банк. операций.

 

Хар-ка осн. форм кредита.

Формы кредита: 1) по сфере функционир-я: нац. и междунар. 2) по объекту кредитн. сделки: ден., товарн. 3) по субъектам кред. отнош-й: 1. банк. кредит – м/ юр. лицами и банками 2. гос. кредит – м/ гос-вом и насел-ем, юр. лицами 3. комм. – м/ орг-циями в виде отсрочки платежа за продан. товар 4. потребит. – м/ банками и физ. лицами (продажа товаров с отсрочкой платежа, кредит на строит-во или покупку жилья, на потребит. нужды, ломбарды) 5. междунар. – м/ гос-вами. Банк. кредит – движ-е ссудного капитала, предоставл-го банками в займы нуждающ. юр. и физ. лицам на усл-х возврат-ти, платн-ти, срочности, обеспеч-ти целев. назнач-я. Лизинг – специфичн. форма имуществ-х отнош-й, основ-ная на передаче имущ-ва лизингодателем лизингополуч-лю с соблюд. осн. принципов кредитования. Объект лизинга – люб. движим. и недвижим. имущ-во, т.е. долгоср. активы. Лизинг. платеж сост. из: 1) вел-на возмещ-я ст-ти имущ-ва 2) комисс. вознагражд-я лизинг. компании 3) плата лизингодателя за кредит 4) плата за доп. услуги лизингодателя 5) НДС. 2 формы лизинга: 1. фин. – с полной окупаемостью, т.е. передача имущ-ва на длит. срок близкий к СПИ, после лизинга лизингополуч-ль выкуп. объект по остат. ст-ти. 2. оперативн. – срок аренды знач-но короче СПИ.

Д/ оценки кредитосп-ти заемщика рассч. след. коэф-ты: 1. коэф. независ-ти = Собств. капитал / Итог баланса 2. коэф. текущ. ликвидности = Краткоср. активы / Краткоср. обязат-ва 3. коэф. обеспеч-ти собств. обор. ср-вами = (Собств. капитал + Долгоср. обяз-ва – Долгосрочн. активы) / Краткоср. активы.

 

 

Банк. с-ма РБ, ее хар-ка.

Банк. с-ма – совок-ть разл. видов банков и их взаимосвязи, сущ-щая в стране в опред. истор. период. В РБ действ-т 2-хуровнев. банк. с-ма: 1. Нац. банк 2. комм. банки страны. Ф-ции Нац. банка: 1) разраб-ка и осущ-е ден.-кред. пол-ки 2) регулир-е ден. обращ-я и кред. отнош-й 3) валютн. регулир-е 4) эмиссия денег и ценн. бумаг 5) рефинансир-е комм. банков 6) орг-ция эфф., надежн. и безопасн. функцион-я с-мы межбанк. расчетов. Цели Нац. банка: 1. защита и обесп-е устойч-ти бел.р. 2. обеспеч-е эфф., надежн. и безоп. функционир-я платежн. с-мы 3. развитие и укрепл-е банк. с-мы РБ. Нац. банк подотчетен През-ту РБ. През-том утв-ся и внос-ся измен-я в Устав Нац. банка; с согласия Совета РБ назнач-ся председ-ль и чл. правления Нац. банка; опред-ся аудит. орг-ция д/ проверки Нац. банка; утв. год. отчет Нац. банка и распред-е прибыли. Ф-ции комм. банков: 1) трансформация капиталов - банки привлек-т знач. кол-во мелк. вкладов и выдают некот. кол-во крупн. кредитов 2) трансфор-ция сроков – банки привлек-т и размещ-т ресурсы с разн. сроками погаш-я. 3) трансфор-ция рисков – банки гарантир-т возврат ден. ср-в. Комм. банки б.: 1. по структуре: имеющ. филиалы, не имеющ. ф-лы 2. по кругу банк. операц.: универс., специализир. 3. по источнику созд-я: впервые, на основе вышестоящ. банков 4. по осущ. эмиссии ден. знаков: эмисс., неэмисс. 5. с исп-ем внутр. капитала, с исп. заруб. капитала.

 

Платежн. с-ма РБ

Осн. часть расчетов м/ орг-циями осущ. в безнал. форме. Исп-е нал. ср-в в расчетах м/ юр. лицами в теч. дня - н/б 300 баз. вел-н. В РБ расчеты м/ пр-тиями осущ. ч/з расчетн. центр Нац. банка – АС МБР – автоматиз. с-му межбанк. расчетов. Д/ осущ. расчетов ч/з АС МБР комм. банку необх. заключ-ть договор и открыть корресп. счета в Нац. банке. Пр-тия контактир-т м/ соб. ч/з комм. банки. АС МБР сост-т из 2-х частей: 1) с-мы валов. расчетов в реальн. режиме вр. – ВISS 2) клирингов. с-ма. В кач-ве осн. критерия распред-я платежей м/ с-мой ВISS и клиринг. с-мой явл. сумма ден. перевода, устанавливаемая Нац. банком. С-ма ВISS: Порядок платежей: 1. деньги списыв-ся с расч. сч. клиента в его обслуж-щем банке 2. на эту сумму уменьш-ся корресп. сч. комм. банка плательщика в Нац. банке 3. на эту сумму увелич-ся корресп. сч. комм. банка получ-ля в Нац. банке 4. сумма зачисл-ся на расч. сч. орг-ции получ-ля (бенифициара). Особ-ти платежей: 1) обраб-ка платежн. док-тов пров. в режиме реальн. вр. 2) платеж проходит, если хватает лимита на корресп. сч. банка-отправ-ля в Нац. банке 3) если ср-в не достаточно, то платеж стан-ся в очередь 4) разгрузка очереди пров-ся с учетом приоритетов платежей или по принципу ФИФО 5) д/ обеспеч-я ликвидности (достат-ти ср-в) на корресп. сч., комм. банки м. исп. рынок межбанковск. краткосрочн. кредитов. Клиринговая с-ма – обраб-ся мелкие несрочн. платежи. Особ-ти: 1) кажд. платеж ч/з корресп. сч. комм. банков в Нац. банке не проходит 2) в теч. дня выдел-ся неск-ко клиринг. сеансов 3) обслуж-щий комм. банк передает инф-цию о необх-х платежах пр-тий в АС МБР, там платежи накапл-ся в очереди 4) в конце клиринг. сеанса происх. взаимозачет встречных платежей м/ комм. банками 5) незачтенные остатки перед-ся в с-му ВISS.

Содержание и общая характеристика финансового менеджмента

ФМ- это система принципов и методов разработки реализ управ решений, связыных с формирование и использование финн ресурсов предприятия и организации оборота его ден средств.

Цель: максимизация благосостояния собственников предприятия в тек и будущем периоде, обеспечиваемая путем максимизации.

Задачи: Обеспечить формир достаточного обьема финн ресурсов в соответвии с задачами предприятия; Обеспечить эффективное распред и использ сформир объема ресурсов; Оптимизация денежного оборота; Обеспечение макс прибыли; Мин финн рисков; Обеспечение финн равновесия на предприятии; Обеспечение быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий.

 

21. Функции фин. менеджмента направлены на реализацию ф-ий финансов предприятий и конкретизируются с учетом особенностей управления отдельными аспектами его фин.деятельности. Ф-ции: 1) ф-ии фин.менеджмента как управляющей системы – состав этих ф-ий в целом характерен для любого вида менеджмента, хотя и должен учитывать его специфику; 2) ф-ии фин.менеджмента как специальной области управления предприятием – состав этих ф-ий определяется конкретным объектом фин.менеджмента. В группе ф-ий фин.менед. как управляющей системы осн-ми яв-ся:Разработка фин-ой стратегии предприятия, Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений, Формир-ие эффективных информационных систем, Осуществление ан-за различных аспектов фин.деят-ти предприятия, Осуществление планирования финансовой деят-ти предприятия по основным ее направлениям Разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области фин.деятельности, Осущ-ие эффек-го контроля за реализацией принятых управленческих решений в области фин.деятельности

В группе ф-ий фин.менеджмента как специальной области управления предприятием: Управление активами Управление капиталом Управление инвестициями Управление денежными потоками Управление фин-ми рисками Антикризисное фин.управление

 

22. Принципы фин.менеджмента:

1) Интегрированность с общей системой управления предприятием. В какой бы сфере деят-ти предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на форм-ние денежных потоков и результаты фин.деят-ти, фин.менеджмент непосредственно связан с произв-ым менедж-м.

2) Комплексный характер формир-ия управл-их решений. Все управленческие решения в области формир-ия, распределения и использования фин.ресурсов и организации денежного оборота предприятия теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его фин.деятельности 3) Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управ-ие решения в области формирования и использования фин.ресурсов и оптимизации денежного оборота, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах эго фин.деятельности 4) Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управл-го решения в сфере формир-ия и использ-я фин.ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий 5) Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы эффективными не казались те или иные проекты управлен-их решений в области фин.деятельности в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией предприятия.

 

 

Денеж.поток.Его классифик.

Денеж.поток предпр-я-предст.собой совок-ть распределенных во времен.поступлений и выплат денеж.средств,генерируемых его хоз.деятельностью.В целях обеспеч.эффективн.целенапрвлен.управл-я денеж.потоками,их классифиц-т:

По месту исчисления объема

4.1валовый ден.поток-характер.всю совокупность поступл.или расходован.денж.ср-в в рассматриваем.периоде в разрезе отдельн.его интервалов.

4.2чистый ден.поток-характ.разницу м/ду положит.и отрицат.денеж.потоками(м/ду поступлен.и расходов.денеж ср-в) в рассм.периоде в разрезе отдел.его интервалов.

ЧДП=ПДП-ОДП.

5. По уровню достаточности объема.

5.1.избыточный ден.поток-характер.такой денеж.поток,при кот.поступлен.ден.ср-в превыш.реальную потребность пред-я в целенаправлен.их расходовании

5.2.дефицитный-характ-т так.ден.поток,при кот.поступл.денеж.ср-в ниже реальн.потребностей пред-я в целенаправлен.их расходован.

6.По методу оценки во времени:

6.1настоящий-харак-т денеж.поток как един.сопоставимую его вел-ну,приведен.по стоимости к текущем.моменту времени.

6.2 будущий денеж.поток-харктер.ден.поток пред-я как единую сопоставим.его вел-ну,приведен.по стоим.к конкр.предстоящему моменту времени.

7.По непрерывности формирования в рассматрив.периоде:

7.1регулярный-харак.поток поступ.или расх.по отдел.хоз.операц.

7.2дискретный-харак.пост.или расх.в единичных хоз.операциях.

Сущность и ф-ции финансов.

Наука о финансах – это учение о спец-х произв отнош-х,вызв-х разв-м товарно-ден-х отнош и сущ-ем гос-ва.

Две осн функции: -распредел. И –контрольная.

Распред функц. Отражает: 1) возмещение стоим потребл-х ср-в произв; 2) образ доходов в разл формах; 3) формирование страхов резервов; 4) формиров гос бюджета; 5)содерж и развитие соц сферы.

Контрольная ф-я связ-а с распределением ВВП по соотв фондам их расходам по целевому назнач проверкой соблюд закон-ом в сфере финн-в, а также своеврем-и вып-я финн-х обяз-тв.

По мнению Мертона фин теория базир на 3 блоках: 1) оптим исп-я ден ср-в с учетом фактора времени 2) оценка стоим активов 3) управление риском.

Гл. функц фин закл в управл-ии жизн-х потребн людей для реализ-ии кот и сущ субъекты эконом деятельности

 

Финансовые ресурсы и виды фин отношений

Фин рерурсы – это мат-ые носители фин-х отнош, кот проявл в аккумулиров-х централиз-х фондах ден ср-в гос-ва

Фин рес предпр – денежные ср-ва предпр-я, кот имеются в распоряж:

Капитал; инвестиции в произ-ю сферу; расходы на потребление; финн-й резерв.

По форме права разл.: собственные и заемные ср-ва.

Капитал –это часть финн ресурсов, напрвл-я на произв-торговые цели (извлечения прибыли)

Источники: Стоимость ВВП и нац-го дохода

ВВП=С+V+m

С—стоим израсход ср-в произв; m – чистый доход

Основ видами финн отнош:

1) Отнош м/д гос-м и хоз-ми субъектами по поводу уплаты налогов и сборов.

2) Денежн отнош м/дхоз-ми субъектами и банковской системой

3) Ден отнош хоз-х суб-в с вышестоящими органами связ-е с созд-м совм-х ден фондов.

 

 

3. Фин. с-ма, ее стр-ра. Сферы и звенья фин. с-мы, их взаимосвязь.

Фин. с-ма – совок-ть отд. звеньев и сфер финансов на всех уровнях управл-я эк-кой. Фин. с-ма гос-ва сост.: 1) общегос. финансы: гос. бюджет, целевые бюдж. и внебюдж. фонды, гос. страх-е, гос. кредит; 2) финансы орг-ции: финансы произв. пр-тий орг-ции, финансы непроизв. орг-ций; 3 ) финансы домохоз-в;4) фин. рынок: рынок ценн. бумаг, валютн. рынок, кредитн. рынок. Фин. отнош-я объективны, но они подверг-ся субъект. возд-виям, м. перестраив-ся в тех направл-х, к-ые гос-во, а именно фин. аппарат в лице Мин-ва по налогам и сборам, сочтет необх-мым, поэт. в деят-ти фин. с-мы немаловажн. роль вып-т фин. органы (институты, аппарат).

 

4. Гос. бюджет как гл. звено фин. с-мы.

Гос бюджет – это осн-й финн-й план формиров-я и использования денежных ср-в для обеспечения ф-й гос-х орг-в экон-го и соц-го развития рб

Общегос. (централизов.) финансы – с-ма ден. отнош-й, связан. с формир-ем централизов. доходов и фондом ден. ср-в и исп-е их на общегос. потреб-ти. Гос. бюджет явл. вед. звеном общегос. фин. с-мы. С его пом. Прав-во концентрирует в своих руках значит. часть фин. ресурсов гос-ва. Осн. группами доходов гос. бюджета явл.: налог. и неналог. доходы, безвозмездн. поступл-я. В расходн. части бюджета указыв. куда конкретно направл-ся ден. ср-ва и их кол-ые параметры. Ср-ва из гос. бюджета направл-ся на: 1) общегос. деят-ть 2) нац. оборону 3) судебн. власть, правоохр. деят-ть и обесп-е безоп-ти 4) нац. эк-ку 5) ООС 6) ЖКХ услуги и жилищ. строит-во 7) здравоохран. 8) физ. культуру, спорт, культуру и СМИ 9) образов-е 10) соц. пол-ку. Уровень бюдж. дефицита опред-ся отнош-ем абсол. вел-ны дефицита к V бюджета по расходам или к V ВВП. Фин. полож-е страны в целом счит-ся норм-ым, если уровень бюдж. дефицита не превыш. 2-3% ВВП. Осн. методами покрытия бюдж. дефицита явл.: увелич-е ден. эмиссии, привлеч-е заемн. ср-в, т.е. кредитов нац. банка РБ, кредитов междунар. финн. орг-ций и др. гос-в.

 

 

5. Бюджетн. устр-во и принципы построения бюдж. с-мы гос-ва.

В бюдж. с-му РБ, как самост. части включ-ся: республ. и местн. бюджет разл. уровней. Бюдж. с-ма организ-ся на основан. след. принципов: 1) Единство – обеспеч-ся единой законодат. базой, единой формой бюдж. докум-ции, исп-ем единой бюдж. классиф-ции, представл-ем необх-ой статист. инф-ции д/ составл-я консолидируемых бюджетов. 2) Полнота бюджета достиг-ся включ-ем в них всех налогов, определ-х законодат-вом РБ, а также опред-ем размера и порядка расходов-я бюдж. ср-в. 3) Реальность бюджета – финансир-е расходов исходя из V реально поступ-х доходов и ср-в, привл-х д/ покрытия дефицита бюджета. 4) Самост-ть бюджета означ., что республ. и местн. бюджеты всех уровней явл. самост-ми и отраж-т доходы и расходы, к-ми распоряж-ся соответств. гос. органы. Самост-ть закл. в том, что утвержд-е, принятие и исполн-е бюджетов разл. уровней провод-ся сомаст-но. 5) Гласность бюджета требует доведение до граждан ч/з СМИ хода обсуждения и принятия з-на о бюджете и реш-ии советов местн. депутатов на очередн. фин. год.

 

 

6. Гос. целевые бюдж. и внебюдж. фонды, их функц. назнач-е и источники формир-я. Целевые бюдж. и небюдж. фонды пр. соб. ср-ва Прав-ва и местн. органов власти, предназн. д/ финансир-я расходов целев. назнач-я, либо расходов, не включ-х в целев. бюджет. Целев. бюдж. фонды в РБ: инновац. фонды, ср-ва республ. фонда природы, нац. развития. Осн. доходами бюджета гос. внебюдж. ФСЗН РБ явл.: 1) взносы на гос. соц. страх-е, к-ые слагаются из обязат-х страхов взносов в ФСЗН и взносов на проф. пенсион. страх-е. 2) налог. доходы - %-ты, выплачив-ые за польз-е ден. ср-вами 3) доходы от капитализации временно свободн. ср-в гос. соц. страх-я. 4) администр. штрафы за наруш-е законодат-ва о гос. соц. страх-ии. Осн. расходами бюджета ФСЗН явл.: 1) выплата труд. пенсий и иных пенсион. выплат 2) выплата пособий: по времен. нетрудосп-ти, по берем-ти и родам, до 12 недельн. срока берем-ти, на погребл-е. 3) выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывш. в РБ в соотв-вии с законодат-вом и междунар. договорами РБ. 4) оказание матер. помощи нуждающ-ся нетрудосп-ым лицам. 5) выплата доп. проф. пенсий по достиж. пенс. возраста. 6) финансир-е меропр-тий по обеспеч-ю занят-ти насел-я. 7) финансир-е расходов на санат.–курортн. лечение и оздоровл-е. 8) финансир-е спец. учебно-спорт. учреждений федерации профсоюзов РБ. 9) финансир-е меропр-й по развитию стационарн. учреждений соц. обслуж-я. 10) финансир-е деят-ти ФСЗН, в т.ч. его матер.-тех. учреждения.

 

7 Гос. кредит, сущность, формы. Упр-е гос. долгом.

Гос. кредит – совок-ть ден. отнош-й, возник-щих м/ гос-вом – заемщиком ден. ср-в и физ и юр. лицами, а также иностр. прав-вами в проц. формир-я и исп-я общереспубл. фонда ден. ср-в. Бывает: внутр. и внешн. Гос. долг – сумма всех выпущ-х и непогаш-х долг. обяз-в гос-ва, а также %, к-ые необх-мо погасить по соотв-щим долг. обяз-вам. Гос. долг б.: 1) по виду займов: внутр., внешн. 2) по форме долг. обяз-ва: облигац. и безоблигац. 3) по срокам погаш.: кратко- и долгосрочн. Валов. внешн. долг – невыплачен. сумма факт. текущ. обяз-в, к-ая треб-т выплаты осн. долга и (или) % в некот-ый будущ. период вр. и к-ая пр. соб. обяз-ва резидентов РБ перед нерезид-тами. Вал. внешн. долг делится на: 1) сектор органа гос. упр-я 2) сектор органов ден.-кред. регулир-я 3) банк. сектор 4) др. Осн. относит. показ-лями оценки вал. внешн.долга РБ явл.: 1. отнош-е вал. внешн. долга к ВВП (%) (д.б. н/б 50%) 2. отнош-е вал. внешн. долга к экспорту товаров и услуг (%) (д.б. н/б 200%) 3. отнош-е расходов по обслуж-ю вал. внешн. долга к экспорту товаров и услуг (%) (н/б 25%) 4. доля резервн. активов в вал. внешн. долге страны (%) (чем больше, тем лучше).

 

 

8 Финансы пр-тий – основа фин. с-мы гос-ва. Виды фин. отнош-й.

Финансы орг-ции – с-ма ден. отнош-й, связ-х с формир-ем и исп-ем ден. фондов пр-тий. Они включ. след. ден. отнош-я: 1) м/ пр-тиями 2) м/ пр-тиями и гос. бюджетом, ФСЗН 3) м/ орг-циями и учрежд-ми банков (хран-е своб. ден. ср-в на счетах, получ. кредитов, их возврат + %). Финансы орг-ции сост. из 2 групп: фин. пр-тий произв. и непроизводств. сферы.

Финн произв сферы:

-фин предприятий пром-ти

-сельского хоз

-транспотра итд

Фин непроизв сферы:

Образования, здравохр-я, науки, культуры, спорт, оборона.

Клас-я фин-в в зав от форм собственности:

-пр-я гос-й формы соб-ти

-частной формы собств.

Критерий размера пр-й

-Фин-ы крупных и средних

-фин малых пр-й

 

9. Органы упр-я финансами и их осн. ф-ции.

С-ма упр-я финансами – взаимосвяз. комплекс мер и фин. институтов, подчиненных фин. пол-ке гос-ва. Объектом управл-я финансы стан-ся тогда, когда осущ-ся созд-е фин. отнош-й, проверка законности их осуществл-я, изуч-е, ан-з и совершенствов-е форм этих отнош-й. Субъектом управл-я финансы явл. тогда, когда происх-т проц. примен-я на практике установл-х форм фин. отнош-й. Стадии управл-я финансами связаны с фин. правом, фин. инф-цией, фин. планир-ем и контролем. Гос. управл-е финансами вкл. след. направл-я: 1) макроэкон. – выраб-ся м-ды фин. регулир-я, законодат. обеспеч-е, регулир-е валютн. курса и режима обращ-я иностр. валюты, пути преодол-я инфляции. 2) микроэкон. – обеспеч-е стабильн. функц-ния расч.-платежн. отнош-й, поддерж-е уровня и соотнош-я цен, формир-е конкурент. среды, обеспеч-е фин. источников, содействие развития стахов. рынка, рынка ценн. бумаг. 3) прямое админ. возд-вие – примен-е акцизн. налогооблож-я, фин. дотиров-е, устан-е льгот по налогам, примен-е фин. санкций, соц. защита малообесп. слоев насел-я. 4) прогноз-е экон. и соц. развития в совок-ти с важн. фин. показ-лями (VВВП, ставка рефинанс.). Совок-ть всех институтов и организ. стр-р пр. соб. фин. апп-т, к к-му отн.: 1. органы общ. управл-я (Парламент, Совет министров, Президент – их ф-ции: формир-е фин. пол-ки; разраб-ка, утв-е и контроль фин. законод-ва) 2. органы оперативн. управл-я (Мин-во финансов, Мин-во по налог. и сборам, Мин-во эк-ки, Нац. банк, гос. тамож. ком-т) 3. органы отраслевого упр-я финансами (финн. отделы и управл-я, Мин-ва, Ведомства).

10 Функц. эл-ты упр-я финансами:

1. Фин. планир-е разновидность управленч. деят-ти, направленной на опред-е необх-го V фин. ресурсов, их оптим. распред-е и эфф. исп-е. В фин. планир-ии исп. след. м-ды: нормат., коэфф., баланс., расчетно-аналит., оптимизации план. реш-й, экон-ко-матем. моделир-е. 2. Операт. управл-е – взаимосвяз. комплекс мер и фин. институтов, подчиненных финн. пол-ке гос-ва. Объектом управл-я финансы стан-ся тогда, когда осущ-ся созд-е фин. отнош-й, проверка законности их осуществл-я, изуч-е, ан-з и совершенствов-е форм этих отнош-й. Субъектом управл-я финансы явл. тогда, когда происх-т проц. примен-я на практике установл-х форм финн. отнош-й. 3. Фин. контроль – содействует успешной реал-ции фин. пол-ки гос-ва, способств-т эфф. формир-ю и исп-ю фин. ресурсов во всех сферах и звеньях эк-ки. Цель: выявл-е отклон-й от принят. станд-тов и наруш-й в законодат-ве, эфф-ти и экономии расход-я ресурсов, чтобы иметь возм-ть принять сооотв. меры, привлечь виновных и разраб-ть меропр-я по предотвращ-ю наруш-й. Фин. контроль различ.: 1) по времени провед-я: предварит., текущ., последующ. 2) по сп-бам провед-я: обязат. и инициативн. 3) по субъектам его осуществл-я: общегос., ведомств., внутрихоз., аудиторск. 4) по м-дам провед-я: 1. проверка – пров. по отд. направл-ям фин. хоз. деят-ти на основе отчетн. и первичн. док-тов 2. обследов-е – охватыв-т отд. уч-ки деят-ти субъектов хоз-вания, осущ-ся контр. обмеры расхода мат-лов, топлива, энергии. 3. мониторинг – пост. наблюд-е за своевр-тью и законн-тью поступл-я ден. ресурсов, их рац. исп-я. 4. надзор – контроль за соблюд-ем устан-х правил и нормативов, иначе лиш-е лицензии. 5. ревизия – полное обслед-е фин. хоз. деят-ти субъекта д/ проверки ее законн-ти, эфф-ти и целесообр-ти 6. ан-з – детальн. изуч-е год. бух. отч-ти с целью общ. оценки рез-тов деят-ти за прошедш. период и обоснов-е перспектив развития 7. фин. диагностика – совок-ть исследоват. процедур по оценке результ-ти финн. деят-ти субъектов.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.