Объяснения учителя будут понятны всем, если словесные пояснения иллюстрировать рисунками на классной доске или методическими пособиями. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Объяснения учителя будут понятны всем, если словесные пояснения иллюстрировать рисунками на классной доске или методическими пособиями.

2017-06-12 590
Объяснения учителя будут понятны всем, если словесные пояснения иллюстрировать рисунками на классной доске или методическими пособиями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Педагог внимательно следит за работой мысли ученика, постоянно ее направляя, поддерживая. Не следует "думать за ученика", а особенно рисовать за него, пусть он сам упражняет свою мысль, свои навыки, но не следует и упускать его работу из вида.

Указать на ошибку надо вовремя и вовремя оказать помощь.

 

Как же преподавателю наилучшим образом организовать свою работу в классе, когда учащиеся начали рисовать? Спустя 2—3 минуты после объяснения он обходит класс и наблюдает за работой детей. Заметив ошибку, обращает на нее внимание ученика. Таким образом, в результате первого обхода каждый ученик получает от педагога замечания, которые направляют его на правильный путь дальнейшего ведения работы. Обойдя весь класс, учитель снова возвращается к тому ученику, с которого он начал обход.

 

При изложении учебного материала перед учителем должна постоянно стоять задача — сделать все возможное, чтобы все ученики понимали его. Каждое слово учителя должно быть понято детьми. А для этого надо стараться избегать тех слов и выражений, которые ученику непонятны, которые он слышит впервые. Если же учитель не может обойтись без этих слов (например: тон, колорит, валер, лессировка), то он обязан тут же разъяснить ученикам их значение, рассказать об этом просто и ясно.

Надо заинтересовать учащихся, увлечь их. Учителю нельзя полностью самоустранятьс я, он должен постоянно руководить школьниками, помогать им решать сложные творческие задачи.

Особое внимание надо уделить вопросам методики преподавания композиции на уроках тематического рисования. Школьная практика показывает, что нередко учителя рисования пускают на самотек и уроки по сочинению тематических картин: дают только тему для композиции, а дети решают ее "кто во что горазд".

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ

Основной формой организации учебного процесса является урок. Четкое планирование работы по урокам обеспечивает распределение учебного материала на каждый день, месяц, четверть на всем протяжении учебного года.

 

Интенсивность отдельного урока определяется количеством нового учебного материала, нормой физической нагрузки на каждого ученика при продолжительности урока в 45 минут.

 

Работа по урокам определяется твердым недельным расписанием, что дает учителю возможность четко спланировать работу по программе на весь год. Приступая к планированию прежде всего необходимо хорошо изучить программу.

 

Планируя учебную работу по программе, педагогу необходимо, с одной стороны, выделить основное содержание учебного материала, а с другой — согласовать его с тем дидактическим материалом, который имеется в его распоряжении.

 

Годовой учебный план лучше всего составить в виде таблицы, в клетках которой распределяется учебный материал и по четвертям, и по отдельным урокам. В каждой клетке указывается вид учебной работы, тема урока и наглядно показывается содержание работы. Имея перед собой иллюстрированный план, учитель сразу видит, где целесообразнее дать школьникам то или иное задание.

 

Небольшой по размеру учебно-методический материал следует разложить по темам и хранить в отдельных папках или конвертах. Для материала крупного размера (репродукции, плакаты, методические таблицы) следует завести специальные папки. Более детальная подготовка преподавателя к учебным занятиям может быть выражена в составлении тематических разработок. В них определяется конкретное содержание каждого урока, указываются методика построения учебного процесса, оборудование и те мероприятия, которые необходимы для усвоения и закрепления учебного материала. Вышеизложенное дает возможность учителю увереннее приступать к составлению конспекта урока.

 

2. Контроль со стороны учителя за учебным процессом. Подготовка учителя к уроку. Общие требования к уроку изобразительного искусства.

Большое значение в правильной постановке преподавания изобразительного искусства в школе имеют хорошо налаженный учет знаний и оценка достигнутых учащимися навыков. Систематический учет и оценка знаний повышают дисциплину и успеваемость, способствуют серьезному отношению к рисованию.

 

Повседневный текущий учет дает учителю возможность своевременно выявить

слабых, отстающих учеников, изучить причины их отставания и организовать

им помощь.

 

Как правило, урок должен начинаться с повторения пройденного материала, который необходим для понимания новой задачи. Учитель совершает большую методическую ошибку, если он сам будет каждый раз напоминать классу изученный материал. Перед началом объяснения нового материала педагогу следует поставить перед классом ряд вопросов, относящихся к пройденному, вызвать двух-трех учеников для ответа и таким образом во вводной части урока установить логическую связь предыдущего урока с настоящим, проверив таким образом знания некоторых учеников. Все это поможет учени-кам правильно понять новую задачу и успешно ее решить.

 

Некоторые преподаватели рисования не ведут текущего учета. Школьник закончил классную работу и, естественно, желает знать, как оценит ее учитель. А учитель даже не собрал рисунки для проверки в конце урока. Конечно, в дальнейшем он не может рассчитывать на внимательное отношение учащихся к занятиям. В результате такие учителя жалуются, что дети несерьезно относятся к урокам, не любят рисовать, небрежно выполняют задания.

 

Подчеркиваем, что каждый рисунок должен быть оценен, каждый ученик должен получить оценку за любую свою работу. Необходимо всемерно поддерживать любовь к рисованию, а этому в немалой степени содействует своевременная оценка работы. При нормальной постановке учебно-воспитательной работы все дети охотно и с любовью рисуют. Отношение их к урокам рисования зависит в первую очередь от учителя. Небрежность со стороны учителя сразу оказывает свое отрицательное воздействие на дальнейший ход занятий.

 

 

Оценка работ должна проводиться систематически и фиксироваться в классном журнале. Журнал состоит из двух частей: в первой запи-сываются данные о посещаемости и успеваемости учащихся (т. е. да-ется характеристика их работы); во второй части отмечается тема и со-держание урока и задание на дом (т. е. характеристика работы учите-ля). При сопоставлении записей в первой и второй частях журнала легко установить, за что ученик получил данную оценку, а также и то, какую тему он пропустил и, следовательно, не усвоил.

 

Как вы помните из курса педагогики, существуют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный учет педагог обычно ведет при получении нового класса, когда надо выяснить, каковы уровень знаний и навыков, сте-пень подготовки по рисованию у каждого ученика. Например, к учи-телю четвертого класса пришли дети из начальной школы, где они три года занимались изобразительным искусством. Но по уровню их на-выков сразу видно, что задания по программе четвертого класса им не под силу. Необходимо выяснить, что дети знают из области наблюда-тельной перспективы, цветоведения, композиции и т. д.

 

Такой предварительный учет даст возможность методически правильно строить учебный процесс, основываясь на реальном представлении о подго-товленности школьников.

 

Текущий учет проводится в процессе учебной работы. Возможны два вида текущего учета: непосредственно после выполнения задания и во время изложения материала. Например: педагог объясняет методическую последовательность построения изображения на пло-скости. В процессе объяснения он задает вопрос: "Что называется линией горизонта?" Ученик дает четкий, обстоятельный ответ. Учи-тель говорит, что за ответ он ставит пятерку, и заносит эту оценку в классный журнал.

 

Другой пример. На занятиях декоративным рисованием препода-ватель отмечает работу ученика, которая хорошо скомпонована и ре-шена в цвете, но слаба по технике исполнения. Это естественно: уче-ник еще не приобрел опыта, и учитель не только демонстрирует дан-ную работу перед классом, но и отмечает успехи ученика в журнале оценкой "хорошо".

 

К сожалению, текущий учет не всегда и не во всех школах ведется с должным вниманием. Приходится встречать журналы, где у многих учеников в течение почти целой четверти не проставлено ни одной отметки по рисованию. Только в конце четверти появилась одна или, в лучшем случае, две отметки. Несомненно, что на основании одной или двух отметок нельзя правильно судить об успеваемости ученика.

Иногда в качестве поощрения можно несколько повысить отдель-ную отметку, учитывая трудолюбие и успехи ученика, конечно, по-ставив в известность об этом и его и весь класс; иногда, наоборот, по-низить, если заметны спад и небрежное отношение к работе.

 

Некоторые учителя этого не делают. Они считают, что выделять кого-то из учеников не следует, требовать от всех знания правил и за-конов реалистического искусства не надо, иначе у части учеников пропадет желание заниматься искусством. Они стараются свести уроки рисования к игре и таким путем привить любовь к изобрази-тельной деятельности. Это ложная точка зрения, свидетельствующая об одностороннем подходе к делу, ведущем к отрыву воспитания от образования.

 

Заинтересовать детей искусством можно и серьезным подходом к делу. Например, на уроках рисования с натуры важно привить детям любовь к внимательному наблюдению закономернос-тей строения форм природы, научить их открывать для себя в увиден-ном новое, до сих пор неизвестное. Все это делает процесс рисования интересным и увлекательным для учащихся.

 

Навыки и знания, приобретенные учащимися в период обучения, не являются бессмысленными, механическими, а составляют единое целое в общей системе всестороннего образования и воспитания в школе. Об общеобразовательном значении рисования мы уже много писали. Следовательно, знания и навыки в изобразительной деятель-ности должны оцениваться так же, как и по другим учебным предме-там — физике, математике, химии и т. п.

Текущий учет знаний и навыков можно проводить и совместно с учениками, привлекая их к просмотру и оценке работ своих товари-щей. Здесь учитель должен стремиться привлекать к участию в разбо-ре рисунков возможно большее число учеников. Добиться этого можно путем постановки целого ряда вопросов, которые будут определенным образом направлять внимание учащихся на те общие задачи, которые решал весь класс.

 

Оценивая качество работ учащихся по пятибалльной системе, надо иметь в виду, что в первом классе в первой четверти работы учащихся не следует оценивать баллом 2, 3, 4 и 5, так как они только начинают учиться. Здесь лучше всего ограничиваться только беседой с учащимися.

 

При работе в начальной школе хорошей формой учета знаний яв-ляется вопросно-ответная форма, причем вопросы, направляющие внимание учащихся на анализ рисунка, ставятся в той же последова-тельности, в какой проводилась работа над изображением, а каждый этап требовал новых знаний.

 

Только правильно поставленный текущий учет дает возможность систематически следить за работой учащихся.

Периодический, или четвертной, учет — оценка успеваемости за данную четверть путем выведения общей оценки за выполненные в это время работы ученика.

 

Общая оценка выводится на основании всего комплекса работ уче-ника — не только учебных, но и внеклассных. К сожалению, это не всегда делается: оценка успеваемости часто проводится формально. При таком формальном отношении учитель выводит общую отметку на основании только тех отметок, которые имеются в журнале, забы-вая при этом, что несколько его учеников хорошо оформили стенга-зету, принимали участие в оформлении школьного помещения к пра-здникам, сделали большие успехи, занимаясь в изокружке. Для объ-ективно правильной оценки за четверть надо учитывать все это.

 

Как уже говорилось, педагогическая работа очень сложна и много-гранна, она приносит учителю много радостей, но иногда и большие огорчения. Периодический учет знаний и навыков учащихся часто бывает причиной таких горестных переживаний. В такие минуты учи-тель начинает корить себя и считать себя неспособным к педагогиче-ской деятельности. Однако в действительности этот учитель является прекрасным педагогом и все его действия правильны.

 

Подобных переживаний в жизни учителя бывает немало. Это не должно обескураживать начинающего педагога. Даже в период педа-гогической практики студент может столкнуться с таким явлением. Все это лишний раз доказывает, как важен периодический учет в пе-дагогической работе учителя.

 

Итоговый учетэто оценка работы школьника за го д. Выводя го-довую оценку, преподаватель должен быть особенно внимательным. Здесь нельзя исходить из среднеарифметических данных. Иногда го-довая отметка может не сходиться со средними данными классного журнала.

 

Необоснованное завышение оценок по рисованию недопустимо: этим роняется уважение не только к учителю, но и к самому предмету рисования, не менее важному для формирования личности учащегося, чем другие общеобразовательные предметы. Годовая отметка — это не только оценка за прилежание, но и характеристика всех успехов ученика.

 

Оценка каждой работы должна быть объективной. Мы часто оце-ниваем не успехи школьника, не то, как он усвоил правила и законы изобразительного искусства, а его способности. Сравнивая рисунки учеников, часто следим не за грамотностью, не за тем, как выполнены те требования, которые предъявлял к работе педагог, а только за выразительностью рисунка, за тем, насколько один рисунок эффект-нее другого. Конечно, полностью отбрасывать эти моменты нельзя, но нельзя их и класть в основу оценки работ учащихся.

 

Для объективной оценки, помимо частных требований учителя (специальных заданий на усвоение правил перспективы, конструк-тивного построения, композиции и т. д.), необходимо выработать определенный критерий и систему оценки. Такая система объектив-

ной оценки должна вытекать из самой структуры рисунка, из тех ос-новных требований, которые учитель предъявляет обычно к своим ученикам, и той методики построения изображения, которой придерживаются и педагог, и его ученики. Сюда должны входить и грамотность, и выразительность детского рисунка '. Такая система может быть выражена в последовательных этапах оценки рисунка.

1. Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражены общая идея и содержание.

2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности (если работа велась с натуры или на основе натурных зарисовок в тематической композиции) или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное (в стилизованном рисунке, в декоративных изображениях).

Сюда же можно подключить оценку передачи пропорций, так как характер формы тесно связан с пропорциями предмета, с пропорци-ональным отношением частей к целому. Здесь мы опять-таки проверяем качество передачи индивидуальных черт предмета.

3. Качество конструктивного построения: как выражена конструк-тивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой (как говорят художники, "не разваливается ли форма").

4. Перспектива: как усвоил ученик правила перспективы, как он ими пользуется при построении изображения, как переданы явления линейной и воздушной перспективы.

5. Передача объема: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема предметов, как усвоены законы светотени, как переданы свет, тень, полутень, ре-флекс на предметах, какова объемно-пластическая выразитель-ность изображения.

6. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова вы-разительность линии, штриха, мазка.

7. Общее впечатление от работы. Возможности (способности) ученика, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы школьника.

' О критериях оценки и отбора лучших детских работ

Предварительная подготовка учителя к уроку ИЗО, планирование урока:

1этап. Предварительная подготовка учителя: изучение специальной методической и педагогической литературы, способы оформления конспекта изучение программы по своему предмету, изучение учебника и учебных пособий по своему предмету, учитель должен знать программы по смежным предметам, изучение опыта других учителей.

2 этап. Составление тематического плана года, четверти, где должно быть в краткой форме в виде таблицы отражена тема, задание, графическое решение, материалы, зрительный, литературный, музыкальный ряд, домашнее задание по всем урокам.

3 этап. Непосредственная подготовка учителя подготовка наглядных пособий используемых на уроке, написание конспекта урока.

Содержание конспекта: формальная, содержательная(ход урока) и аналитическая часть(самоанализ урока).

Формальная: программу по которой ведется урок, класс, тема года, четверти, урока, цель урока, задачи: развивающая, воспитательная, образовательная, материалы для учителя и учащихся к уроку, последовательность отдельных этапов;

Ход урока: таблица в которой фиксируется деятельность учителя и учеников, планирование времени на каждый структурный элемент урока, наглядные пособия используемые на уроке (изобразительный, музыкальный, литературный ряд); аналитическая часть: включает самоанализ урока, + и -. Непосредственно перед уроком учитель должен подготовить класс - проверить наличия технических средств, проветривание помещения, готовность обстановки к уроку. Существуют различные варианты оформление конспекта: конспект может быть полным и кратким, в виде таблицы, оформлен на карточке.

 

подготовка учителя к уроку ИЗО позволяет:

- четко осознать цель, стратегические и тактические задачи;

- целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы работы;

- спрогнозировать результаты своей деятельности.

Требование к современному уроку ИЗО:

- использование новейших достижений науки, передовой педагог. опыт;

- развивающий характер занятий;

-реализация дидактических принципов в оптимальных соотношениях;

-обеспечение надлежащих условий для продуктивно-познавательной деятельности с учетом особенностей, интересов;

- установление межпредметных связей;

-связь с ранее изученным (преемственность);

-активизация познавательных процессов, мотивации;

- логичность и эмоциональность педагогического процесса;

- эффективное использование педагогических средств;

- связь с жизнью;

-формирование умения учиться;

- ориентировка на зону ближайшего развития

 

Структура традиционного урока:

1) Организация занятия (установление дисциплины, регистрация отсутствующих в классном журнале, настрой на работу, проверка подготовки к уроку, проверка домашнего задания.

2) Сообщение нового материала (объяснение целей, задач, новой тем, разъяснение, диалог)

3) Практическая работа учащихся (выполнение рисунка, учитель следит за ходом работы, обходит класс, делает замечания, пояснения, иногда исправления

4) подведение итогов работы, завершение урока (выбор и показ наиболее удачных работ, объяснение достоинства и недостатков, задание на дом, уборка рабочих мест, выставление оценок)

Планирование учебной работы по изобразительному искусству на учебный год и на каждую четверть.

Для осуществления всех учебно-воспитательных задач на занятиях по изобразительному искусству школьная программа, предусматривает четыре вида занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве.

Занятия изобразительным искусством проводятся с первого по шестой класс. На весь курс обучения отводится 213 учебных часов. Из них 98 часов отведено на рисование с натуры, 39 часов — на деко­ративное рисование, 55 часов — на тематическое и 21 час — на беседы по искусству. По годам обучения часы занятий распределяются сле­дующим образом:

Виды занятий Количество часов в каждом классе          
  I II III IV V VI
Рисование с натуры 10 12 21 19 18 18
Декоративное рисование 10 9 5 5 5 5
.Рисование на темы 16 15 6 6 6 6
Беседы об искусстве 4 5 6 6
Итого: 36 36 36 35 35 35

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.