Объект и предмет социологии права. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Объект и предмет социологии права.

2017-06-11 790
Объект и предмет социологии права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Официально в 1962 году на 5 международном социологическом конгрессе утверждена.

Объект социологии права: правовая подсистема общества содержание этой подсистемы составляют человеческие, институциональные, процессуально-нормативные, духовные и др. элементы.

Объектом социологии права являются:

1) социальные явления, которые либо имеют правовое ядро, либо являются следствием правовых положений, либо подчиняются праву как одному из главенствующих факторов. Т.к. право играет важную роль в жизни современного общества, к сфере социологии права следует отнести такие социальные явления, как семья, государство в их отношении к обществу, договорные отношения между социальными субъектами;

2) социальные институты, которые воплощают в себе право;

3) функции, которые выполняет право в общественной жизни;

4) взаимодействие норм права с социальными нормами, обычаями, групповыми ценностями, моралью и др. формами социального контроля. Иначе, рассматриваемая область социологии изучает право как одну из форм социального контроля и место понимаемых т.о. норм права в системе социального контроля;

5) факторы, которые оказывают воздействие на правообразование, т.е. на формирование и общественное признание тех или иных правоотношений;

6) аспекты правоприменения - условия, в которых функционирует право и от которых зависит применение норм права в обществе.

В качестве предмета социологии права выступают общественные отношения, складывающиеся при формировании правовых актов, т.е. при подготовке перевода социальных отношений на язык юридических норм, а также и при реализации правовых предписаний в социальном поведении отдельной личности и социальных образований:

1) социальная обусловленность права, его институтов и норм, закономерность воздействия на право различных факторов

2) Механизм действия права в обществе, закономерности воздействия права и правоприменительной практики на социальную жизнь

3) Эффективность действия права, его институтов в регулировании поведения людей.

4) Динамика права, его трансформация в современном обществе.

5) Выделяет и освещает общегуманитарный смысл. Социальные функции, цели и ценности права

ЭРЛИХ

Евгений Эрлих (1862-1922), австрийский ученый-правовед, получил мировую известность как один из основателей социологии права и так называемого свободно-правового движения.

Е. Эрлих строит свою правовую концепцию исходя из принципа: "право определяется социальными отношениями, обществом". Под обществом он понимал совокупность "союзов", которые подразделил на самобытные и новые. Самобытные союзы - это род, семья, семейная общность, которые зарождаются внутри общества и являются как бы "естественными" образованиями. В примитивных обществах эти союзы были единственными организованными группами, из объединения которых возникло государство. Они выполняли все общественные функции, были одновременно "хозяйственными, религиозными, военными и правовыми союзами, с общностью в языке и обычаях".

Теперь эти задачи, по мнению Е. Эрлиха, принимают и исполняют другие союзы, которые уже созданы целенаправленной деятельностью человека. К ним относятся государство, магистраты, религиозные общины, политические партии, общественные группы, объединения, производственные, профессиональные союзы.

По утверждению Е. Эрлиха, право нужно искать в нормах, определяющих внутренний строй союзов, в их уставах, договорах.

Под правом Эрлих понимает нормы "самодействующего порядка общества, вытекающие из непосредственного наблюдения жизни, торговли, обычаев, привычек, из организационных и уставных положений различных союзов.

Право у Е. Эрлиха проявляется – во-первых, при решении споров в суде (нормы-решений), во-вторых – через нормы, по которым осуществляется повседневно человеческая деятельность (нормы организационные).

"Живое право", которое "господствует" в реальной общественной жизни. "Живым правом" является лишь то, что входит в жизнь, становится "живой" нормой, все остальное лишь голое учение, норма решения, догма или теория. То право, которое выкристаллизовывается в общественной жизни, есть настоящий правовой регулятор общественных отношений.

Общественное право выражается через порядок, сложившийся в обществе, союзах. Общественное право возникает прежде всего из фактов права, а не из юридически зафиксированных положений. Факты, с которыми человеческий ум связывает правовые идеи, считает Е. Эрлих, делятся на четыре типа: обычай, господство, владение, волеизъявление. К обычаю относятся старейшие и первоначальные факты, которые организовывали и скрепляли самобытные союзы. Господство выступает как юридически упорядоченное отношение, когда объем правомочий личности связывается с ее социальным положением в обществе. Владение рассматривается им как фактическая возможность распоряжаться экономически ценными благами. Правовое волеизъявление - это различные виды договоров (завещания, дарения).

Эрлих прослеживает несколько ступеней формирования правовых норм. Первая ступень - укрепление существующего порядка, что характерно для самобытных союзов, вторая - образование "новых" союзов, когда ослабевает первоначальный порядок, деятельность судьи уже не может ограничиться имеющимися нормами, решениями и он должен прибегать к их творческому нахождению. Третья ступень - развитие основ правовых положений через юриспруденцию.

Право первого порядка - самодействующий порядок общества, возникающий стихийно-естественно в процессе общественной жизни. Право второго порядка появляется и функционирует тогда, когда нарушен порядок союза, оно предназначено для урегулирования возникших проблем в обществе, союзах и реализуется судами и другими организациями.

Е. Эрлих провозглашает принцип свободного нахождения права как единственно правильный метод его применения, подчеркивая при этом, что правовые уложения лишь по видимости содержат норму решения вопроса, фактически же они указывают судье на самостоятельный поиск соответствующей правовой нормы. Он также обращал внимание на то, что никакая теория, никакие кодексы не могут воспрепятствовать изменению общественных явлений, а поэтому должны появляться новые правовые факты и нормы решения.

В концепции "свободного права" Е. Эрлих уделил особое внимание личности и профессиональной подготовке судьи. Настоящим судьей, полагал он, будет лишь тот, кто не только обладает острым взглядом "на сущность общественных явлений и в достаточной степени воспринимает потребности настоящего, но и понимает сущность исторического развития права. Только тот, "кто как хозяин владеет преданною мудростью столетий, призван идти путем справедливости"1. Кроме того, "нельзя устранить тот факт, что лица, призванные к применению права, как дети своего народа и своего времени будут применять право в интересах их народа и их времени, которое есть и их интересы…".


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.