Международные стандарты корпоративной социальной — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Международные стандарты корпоративной социальной

2017-06-11 2497
Международные стандарты корпоративной социальной 4.33 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Ответственности и роль корпоративной социальной отчетности

Характеристика основных стандартов

Социальной ответственности

В настоящее время выделяют четыре уровня разработки нормативных документов, регулирующих отношения в области КСО: глобальный (международный), государственный (национальный), корпоративный (уровень группы фирм) и внутрикорпоративный (уровень отдельной организации)[68].

На международном уровне с начала 90-х XX в. стали создаваться организации по выработке рекомендаций относительно новых форм корпоративного управления, среди которых: «Global Reporting Initiative» (Глобальная инициатива по отчетности), «Accountability» (Институт социальной и этической отчетности), «International Organization for Standardization» (Международная организация по стандартизации).

Основными вехами в истории развития международных стандартов КСО являются: «Саммит Земли» (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), где был поставлен вопрос о гармонизации интересов бизнеса и общества, в частности в области охраны окружающей среды; Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам устойчивого развития (Йоханнесбург, 2002 г.), где был принят план по развитию КСО и нефинансовой отчетности; Конференция ISO «Социальная ответственность касается всех нас» (Стокгольм, 2004 г.), на которой было принято решение о разработке международного стандарта по КСО ISO 26000.

Среди международных стандартов по КСО можно выделить две основные группы: декларации (Глобальный договор ООН) и собственно международные стандарты и руководства (ISO 26000, GRI, AA1000SES, AA1000AS, SA8000. Документы данного уровня имеют, как правило, общий характер, содержат базовые принципы и подходы и создают общие рамочные условия для нормативных документов последующих уровней.

В отличие от документов международного уровня, следование которым является добровольным желанием бизнеса, нормы и стандарты государственного уровня носят в большей степени обязательный характер. Законодательному регулированию, в первую очередь, подлежат наиболее значимые вопросы в области трудовых отношений и экологии. Примером документов данного уровня может служить Закон РФ «Об акционерных обществах», который регулирует деятельность и правовой статус акционерных обществ и связанных с ними правоотношений.

Корпоративный уровень нормативного регулирования КСО предполагает учет как базовых международных принципов, так и национальных норм. В России темой социальной ответственности занимаются такие организации, как Торгово-промышленная палата, Ассоциация менеджеров России, Российский союз промышленников и предпринимателей и др. Примером документов данного уровня является принятая в 2004 г. «Социальная хартия российского бизнеса», которая закрепила основные принципы ответственной деловой практики.

Документы внутрикорпоративного уровня характеризуются максимальной степенью специфики и учитывают особенности конкретной компании. Примерами таких документов являются: этический кодекс, устав, стандарты социально ответственного поведения, коллективный договор и др.

Стандарты можно разбить на категории в зависимости от их целевой функции или той степени, в которой они:

ü устанавливают связь между бизнесом и его устойчивыми показателями деятельности (например, DJSI, FTSE4Good);

ü предоставляют бизнесу возможность улучшить внутренние процессы, связанные с деятельностью в сфере социальной ответственности (например, BBC, AA1000S, EFQM);

ü определяют конечный результат или формат для раскрытия информации (например, GRI);

ü создают видимые сигналы, которые позволяют компаниям посредством сертификации и верификации устанавливать прочные, основанные на доверии отношения с различными группами пользователей (например, AA1000S, FSC, SA8000).

Основными стандартами в области КСО являются:

Global compact (Глобальный договор) – добровольный договор ООН с деловым сообществом, предложенный в 1999 году. Основная цель данного договора – объединение корпораций для участия в решении глобальных проблем цивилизации. Компании принимают обязательства привести деятельность в соответствие с десятью принципами в сфере соблюдения прав человека, трудового права, экологии и противодействия коррупции. В России такой договор подписали Объединенная компания «Русский алюминий», «Интеррос», АФК «Система».

Соглашения МОТ (Международная Организация Труда). Стандарты МОТ, как старейшего агентства ООН, описывают самые базовые принципы в области трудовых отношений, такие как запрет всех форм дискриминации, свобода собраний, независимость профсоюзов, право на коллективное отстаивание своих интересов, ограничения детского труда, а также ряд дополнительных соглашений в области безопасности труда, занятости инвалидов, использования детского труда и надомной работы. Основное преимущество использования данных стандартов заключается в том, что при правильной организации, их соблюдение позволяет избежать множества конфликтов и проблем в области права, безопасности работников и охраны труда.

Рекомендации OECD (Организации экономического сотрудничества и развития) для транснациональных корпораций. Данные рекомендации создавались как всеобъемлющий кодекс ответственного поведения компаний. Этот документ не является обязательным для компаний, однако обязывает правительства подписавших его стран создавать условия для того, чтобы он нашел широкое распространение, и стимулировать компании следовать своду включенных в него норм. На сегодняшний день это наиболее полный, авторитетный и признанный международный кодекс корпоративного поведения. Он может рассматриваться как основа для сравнительного анализа социального поведения компаний. Рекомендации OECD – единственный стандарт в области корпоративной ответственности, который поддерживается правительствами и профсоюзами во всем мире.

GRI (Global Reporting Initiative). Согласно GRI, социальный отчет должен отражать экономическую, социальную и экологическую политику компании. В каждой из трех сфер GRI предлагает набор количественных показателей. В основе данного подхода лежит концепция устойчивого развития, то есть нахождения баланса между потребностями нынешнего поколения в экономическом благосостоянии, благоприятной окружающей среде и социальном благополучии и аналогичными потребностями будущих поколений. В России в соответствии с GRI выпускают отчеты «Лукойл», «Норильский никель», «Еврохим» и др.

Стандарт ISO 14001. Это один из наиболее применяемых стандартов в области охраны окружающей среды. Он касается системы менеджмента организации и не зависит от отраслевой специфики, что позволяет быстро внедрять его практически на любом предприятии. Однако внедрение данного стандарта – достаточно сложный и дорогостоящий процесс, поэтому он применяется в первую очередь крупными компаниями. В ISO рассматриваются возможности разработки единого стандарта в области корпоративной социальной ответственности.

Стандарт SA8000. Идеологической основой стандарта SA8000 являются принципы, заложенные в 12 международных конвенциях МОТ. Они касаются принудительного и детского труда, равной оплаты мужского и женского труда, техники безопасности, здравоохранения и т.д., а также отражает принципы создания управленческих систем ISO. SA8000 содержит проверяемые показатели и процедуры сертификации. Сертификат подтверждает, что деятельность компании на всех участках цепочки создания стоимости спроектирована с соблюдением прав работников.

AA1000 – рамочный стандарт, разработанный в 1999 году некоммерческой организацией AccountAbility. AA1000 является первым стандартом, который дает основу для комплексной верификации социальной отчетности. Этот стандарт определяет требования к раскрытию информации о социальной эффективности компании во всех областях ее деятельности. Он устанавливает жесткие требования к отчетности и измерениям, проводимым внутри компании. Преимущество этого стандарта заключается в том, что он дает возможность учесть в системе управления социальными аспектами деятельности предприятия запросы и ожидания ключевых заинтересованных групп. Разработчик стандарта, Институт социальной и этической отчетности, объединил вокруг этой инициативы ведущие международные компании, экспертов, представляющих различные отрасли бизнеса, международные консалтинговые компании, которые активно используют этот стандарт в проектах верификации КСО.

На данный момент в международной практике ведения социальной отчётности компаний наибольшее распространение получили два стандарта: ГИО – «Глобальная инициатива по отчётности» (GRI, Global Reporting Initiative) и AA1000 (Ответственность – AccountAbility 1000).

Основной чертой стандарта ГИО является то, что социальный отчёт компании формируется на основе тех же принципов, на каких формируется обычная финансовая отчётность. Основное достоинство этого стандарта состоит в том, что компания, которая только начинает составлять социальную отчётность, сможет легко использовать и учесть в ней уже имеющуюся информацию о своей деятельности. Для тех компаний, которые не могут сразу и в полном объёме отвечать требованиям стандарта, предоставляются указания по постепенному введению отчётности на основе показателей ГИО (GRI).

В отличие от ГИО, стандарт AA1000 является не стандартом отчётности, а стандартом организации учёта, который позволяет как эффективно собирать информацию о социальных проектах компании, так и определить «слабые места» в социальной ответственности компании. AA1000 определяет процедуры, которым организация должна следовать с целью учёта, аудита и отчётности о своей деятельности. Согласно требованиям стандарта, основными этапами процесса социальной отчётности являются: планирование (идентификация заинтересованных сторон, определение/уточнение ценностей и задач компании и др.), отчётность (выявление наиболее актуальных вопросов, определение индикаторов оценки, сбор и анализ информации), подготовка отчёта и проведение аудита внешней организацией.

Достоинством стандарта AA1000 является то, что он позволяет реорганизовать компанию в соответствии с принципами социальной ответственности, а также автоматически добавляет в создаваемый компанией единый отчёт о своей деятельности социальную составляющую. В то же время, этот автоматизм достигается за счёт сравнительно высоких издержек, которые требуются на перестройку внутренней организации учёта в компании.

Указанные особенности позволяют считать ГИО (GRI) и AA1000 взаимодополняющими стандартами: их достоинства в максимальной степени проявляются именно при их сочетании. В идеальном случае компания может использовать рекомендации АА1000 для ведения учёта, аудита и создавать отчёты по стандарту ГИО (GRI).

Помимо признаваемых в качестве официальных стандартов КСО в мировой практике существует ряд неформальных нормативных документов, разработчиками которых являются бизнес-ассоциации, некоммерческие объединения и даже отдельные граждане. Среди них:

Хартия «Кейданрен» о достойном корпоративном поведении, разработанная в 1991 г. «Японской федерацией предприятий», объединяющей более 100 промышленных групп Японии. Хартия определяет, что корпорации, кроме получения прибыли через участие в честной конкурентной борьбе должны приносить пользу обществу.

Стандарты «Саншайн» по предоставлению корпоративных отчетов для заинтересованных сторон, принятые в 1996 г. некоммерческой ассоциацией, объединяющей природоохранные, религиозные организации и общества защиты прав потребителей. Согласно стандартам «Саншайн» в корпоративных отчетах должны содержаться сведения о продукции и услугах, о гарантиях занятости, безопасности, здравоохранения и равных возможностях при найме, о структуре собственности, финансовых показателях и воздействии на внешнюю среду, количестве созданных рабочих мест, о выполняемых государственных заказах, штрафах, которые были взысканы с компании.

Глобальные принципы Салливана, разработанные преподобным Леоном Салливаном, принятые в 1999 г. и представляющие собой расширенную версию добровольного кодекса поведения для компаний, ведущих бизнес в ЮАР. К глобальным принципам Салливана относятся поддержка экономической, социальной и политической справедливости, соблюдение прав человека, равные возможности при приеме персонала, поддержание терпимости, обучение и продвижение социально-уязвимых категорий работников.

 


 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.