Кейс стади (Case study) в теоретическом и практическом обучении — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кейс стади (Case study) в теоретическом и практическом обучении

2017-06-09 1107
Кейс стади (Case study) в теоретическом и практическом обучении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кейс стади (Case study) в теоретическом и практическом обучении

Учебно-методическое пособие

 

Рекомендовано Учебно-Методическим Советом Института социальных и политических наук для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению 040400 "социальная работа"

 

Авторы, составители:

Старшинова А. В., доктор социологических наук, профессор,

Зав. кафедрой социальной работы

Козловская О. В., кандидат философских наук, доцент

Архипова Е. Б., кандидат социологических наук, доцент

Миронова М. В., кандидат социологических наук, доцент

Панкова С. Н., кандидат социологических наук, доцент

Гоголева Е.А., ассистент

Шило А.С., ассистент

Якимова О.А., ассистент

Екатеринбург 2013


Рецензенты:

Забара Людмила Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии УрГПУ

Ивачев Петр Вениаминович, кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой социальной работы УГМА

 

Кейс стади (Case study) в теоретическом и практическом обучении: Учебно-методическое пособие

Авторский коллектив: Старшинова А. В. – общая редакция, Козловская О.В., Архипова Е.Б., Миронова М.В., Панкова С.Н., Гоголева Е.А., Шило А.С., Якимова О.А.

Авторы примеров кейсов: Махотина К.Ю., Галямшина Е.Д., Хардина О.В., Антропова Ю.С. Якушева Т.С. Якимова А.А. Сапрыкина Т.П. Смотрина О.Н., Кураева О.В.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению 040400 «Социальная работа» для специализаций: «Инновационные технологии социальной работы с различными группами населения», «Управление и администрирование в социальной работе».

Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по проведению исследований по сбору и анализу информации; по разработке текстов кейсов, примеры учебных разработок кейсов, применимых в учебном процессе при подготовке бакалавров, магистров, рабочую программу дисциплины «Объектно и субъектно- ориентированные case-технологии в социальной работе».

Рекомендуется магистрантам, преподавателям для обеспечения организации самостоятельной и практической деятельности магистрантов в рамках изучаемых дисциплин, практик, научно-исследовательской работы.

 


 

Содержание  
Введение  
1. Теоретические основы кейс стади  
1.1. Основные понятия Кейс стади (Case study)  
1.2. Кейс стади как метод обучения  
1.3. Типологии учебных кейсов  
1.4. Критерии для оценки качества кейса  
2. Подготовка кейса для работы с целевой группой  
2.1. Этапы подготовки кейса  
2.2. Определение целей и задач разработки учебного кейса  
2.3. Сбор информации  
2.4. Процесс подготовки текста кейса  
2.5. Подготовка методических рекомендаций  
3. Кейс стади как стратегия исследования  
3.1. Обоснование содержания исследования ситуации  
3.2. Методология исследования кейс стади  
3.3. Исследовательские вопросы  
3.4. Методы получения информации  
3.5. Анализ результатов исследования  
3.6. Презентация результатов исследования  
4. Применение кейс стади в практическом и теоретическом обучении  
«Случай депрессии на примере анализа фильма «Нация прозака» Махотина К.Ю.  
«Социальная работа с насилием на примере анализа романа Стивена Кинга «Роза Марена» Галямшина Е.Д.  
«Последствия социально-психологических экспериментов на примере фильма «Эксперимент» Хардина О.В.  
«Социальная работа с детьми, переживающими горе, на примере романа Дж. Сафрана Фоера «Жутко громко и запредельно близко» Антропова Ю.С.  
Учебный кейс «Теория бихевиоризма. Социальная работа с подростками с отклоняющимся поведением» Якушевой Т.С  
«Анализ интеграции в общество детей с синдромом Дауна на примере книги М.Ремера «Даун» Якимова А.А.  
«Case-технологии в социальной работе на примере фильма «Холодное лето пятьдесят третьего…» Сапрыкина Т.П.  
«Изучение случая рабства нелегальных мигрантов» Якушина И.Ю.  
«Анализ случая насилия в семье» Смотрина О.Н.  
«Проблема одиночества на примере анализа случая из жизни певицы Славы» Кураева О.В.  
5. Рабочая программа дисциплины «Объектно и субъектно- ориентированные case-технологии в социальной работе»  

Введение

Кейс стади (Case study), являясь инновационным подходом в образовании, способствуют реализации компетентностного подхода в процессе подготовки магистров. Ориентированные на развитие знаний, умений и навыков, связанных с проведением исследований, анализом и решением социальных ситуаций, кейс стади являются важной составляющей профессиональной подготовки магистра.

Учебно-методическое пособие подготовлено для студентов, обучающихся в магистратуре о направлению «Социальная работа», для студентов, изучающих курс «Объектно и субъектно-ориентированные case-технологии в социальной работе». Дисциплина относится к дисциплинам базового цикла социально-технологических дисциплин учебного плана программы магистратуры «Инновационные технологии социальной работы с различными группами населения» по направлению 040100 Социальная работа. Его изучение предполагается в течение одного семестра (1 семестр).

Цель создания пособия была связана с подбором материалов, которые могут использоваться в процессе изучения дисциплины, непосредственно связанной с возможностями кейс стади в социальной работе. Материал, представленный в пособии способствует освоению методологии кейс стади, методов проведения исследований, разработке и применению учебных кейсов в практическом и теоретическом обучении магистрантов.

Обучение в магистратуре по направлению «Социальная работа» и в частности по специализациям «Инновационные технологии социальной работы с различными группами населения», «Управление и администрирование в социальной работе» в силу содержательной специфики имеет потребность вовлечения магистров в проектную деятельность. Использование кейс предполагает, что магистранты становятся активными участниками образовательного процесса и участвуют в подготовке учебных кейсов.

В пособие включены примеры разработок кейсов, которые разработаны магистрантами первого года обучения в качестве отчетной работы по социально-проектной практике и дисциплине «Объектно и субъектно-ориентированные case-технологии в социальной работе». Эти работы могут рассматриваться в качестве примеров достижения результатов обучения. Работы могут быть использованы в учебном процессе в качестве учебных кейсов в ходе научно-педагогической практики магистрантами и в то же время вносят важный вклад в создание базы кейсов, которые могут использоваться в обучении бакалавров и магистров по направлению «Социальная работа». Приводимые примеры разработок во многом нестандартны, опираются на случаи из практики, публикации, художественные произведения и даже случаи из жизни звезд, но имеют главную ценность как примеры, связанные с их способностью магистрантов к саморазвитию и самостоятельной творческой деятельности, и являются примером их активного участия в образовательном процессе.

Например, творческая работа «Случай депрессии на примере анализа фильма «Нация прозака» магистранта Ксении Махотиной, которая приводится в качестве примера в настоящем пособии, опирается на анализ фильма, но одновременно позволяет проиллюстрировать теоретические вопросы, связанные с исследованием случаев депрессии.

Применение Кейс стади можно рассматривать как технологию, способствующую усилению практической составляющей в процессе обучения магистров по направлению «Социальная работа», тем боле что «case study» и «social work» изначально имеют сходства, основанные на особенностях анализа социальных ситуаций. В ходе социально-проектной практики магистранты разрабатывают учебные кейсы, применимые далее в научно-педагогической практике и научно-исследовательской деятельности. Магистранты могут применять собственные разработки в опыте обучения бакалавров и использовать кейс стади как методологию научного исследования.

Важную часть процесса обучения магистрантов занимает исследовательская деятельность. Кейс стади как стратегия исследовательской деятельности присутствует в индивидуальных и групповых формах научно- исследовательской деятельности магистрантов, в ходе которых магистранты анализируют проблемные ситуации, определяют методологию исследования, анализа, выбирают совокупность методов исследования и конструируют возможные решения.

Кейс стади, применяемая в учебном процессе как технология обучения, позволяет формировать совокупность компетенций, которыми овладевает магистр, вносит вклад в достижение основных результатов, которые сформулированы в стандарте и общей образовательной программе.

Выпускники готовятся благодаря разнообразному применению кейс стади в учебном процессе к научно-исследовательской деятельности, которая в будущем будет способствовать совершенствованию, разработке и внедрению современных эффективных технологий социальной работы с различными группами населения. Будущая возможная деятельность организационно-управленческая деятельность выпускника в органах управления социальной защиты населения, социальной политики, предполагает применение современных технологий управления и социальной работы, в которых не последнее место занимает социально-проектная деятельность. Кейс стади, как методология исследования и анализа ситуаций, непосредственно касается будущей социально-технологической деятельности, связанной с развитием, внедрением и реализацией инновационных технологий.

Изучение методологии разработки и технологии разработки учебных кейсов способствует достижению студентами результатов обучения в магистратуре, которые определены основной образовательной программой:. В качестве основных результатов рассматривается способность разрабатывать и реализовывать конкретные программы и проекты, связанные с конструированием и внедрением инновационных технологий поддержки, помощи, социального обеспечения и обслуживания, профилактики социального неблагополучия в социальной работе с разными группами населения; разрабатывать и применять современные эффективные технологии социальной работы по сохранению и/или достижению социального благополучия граждан: планировать, организовывать и предоставлять социальные услуги, помощь, проводить консультации, экспертизу по актуальным вопросам социальной работы, оценивать риски неблагополучия, проводить мероприятия по социальной профилактике и реабилитации, совершенствованию инфраструктуры и условий жизнедеятельности людей.

Учебно-методическое пособие включает пять частей. Первая часть, включает теоретические основы кейс стади: Основные понятия Кейс стади (Case study); Кейс стади как метод обучения; Типологии учебных кейсов; Критерии для оценки качества кейса.

Вторая часть - Подготовка кейса для работы с целевой группой- включает: Этапы подготовки кейса; Определение целей и задач разработки учебного кейса; Сбор информации; Процесс подготовки текста кейса; Подготовка методических рекомендаций.

Третья часть - Кейс стади как стратегия исследования- состоит из следующих частей: Обоснование содержания исследования ситуации; Методология исследования кейс стади; Исследовательские вопросы; Методы получения информации; Анализ результатов исследования; Презентация результатов исследования.

Четвертая часть - примеры творческих работ магистрантов – разработки кейсов, анализа ситуаций, которые могут быть применены преподавателями и студентами в исследовательской работе, практическом и теоретическом обучении бакалавров и магистров:

В последней части прилагается Рабочая программа дисциплины «Объектно и субъектно- ориентированные case-технологии в социальной работе».


1. Теоретические основы кейс стади

1.1. Основные понятия Кейс стади ( Case study)

Кейс стади (англ - case study) в переводе с английского имеет несколько значений:

1) учебный пример; изучение конкретного случая;

2) социологическое или психологическое исследование конкретного объекта;

3) досье, результат социологического или психологического исследования; социологический или психологический портрет (личности или группы);

4) изучение материалов дела.

Кейс стади, широком смысле, определяется как методология углубленного анализа отдельных ситуаций и составляющих ситуации (например, лиц, групп или событий), при этом акцентируется внимание на факторах их развития в отношении к контексту.

Можно рассматривать кейс стади как особую стратегию исследования, которая рассматривает ситуации, проблемы в комплексе факторов и следствий, структурных характеристик и контексте. Исследования могут быть ориентированы на описание или объяснение причин сложившихся ситуаций. Этот анализ может быть нацелен на некоторую перспективу, конструирование возможного развития ситуации и ретроспективу, в котором реконструируется предыдущее развитие событий. Р.Йин, в частности, определяет кейс стади как отдельный метод социологического исследования[1].

В социологической традиции кейс стади рассматривается как детальное исследование частного случая, относящегося к определенному классу феноменов. Кейс стади не может представлять надежную информацию обо всем этом классе. Тем не менее, его проведение часто полезно на предварительных стадиях исследования, поскольку делает возможным выдвижение определенных гипотез, которые могут подвергаться систематической проверке в отношении большого числа случаев. Кейс стади регулярно применяются в социологическом исследовании – иногда в качестве предварительного, но чаще в качестве основного исследовательского метода [2].

Можно определить значение кейса, которое представляет интерес для областей социальной практики, и в частности для теории и практики социальной работы. Термин «кейс», который составляет сущность методологии кейс стади «case» (от латинского глагола «cadere» - «падать») – означает происшествие или событие. Происшествие – то, что происходит неожиданно и является в определенном смысле вызовом нашим возможностям справиться с ним.

Другое значение «кейс» (англ. case – случай; обстоятельство, положение; дело, история; факт), понимается как реальная ситуация, которая имела место в прошлом, обнаруживает комплексную социальную проблему и необходимость ее выявления и решения[3].

«Кейс», как форма представления случая, - это история, повествующая о некоторых обстоятельствах, в которой мог оказаться конкретный человек. В результате развития ситуации перед действующими лицами встает выбор между несколькими альтернативами возможных действий. Это обстоятельства могут трактоваться по-разному, исходя из различий в ценностных ориентаций, социальных и профессиональных особенностей лиц, рассматривающих ситуацию.

«Кейс», как предмет исследования, – это ситуация, описанная таким образом, что в ней присутствует социально-значимая проблематика, противоречие, которое представляют интерес для социальной практики и решения проблем определенных социальных групп.

На основе основных характеристик кейса можно определить наиболее общую структуру. Кейс включает наиболее типичные компоненты: собственно описание ситуации, наличие проблемы, противоречия, альтернативные варианты развития и решения.

Кейс по социальной работе представляет собой описание ситуации (проблемы), с которой имеет дело будущий выпускник магистратуры по направлению «Социальная работа» как практикующий социальный работник, или руководитель в организации социальной политики, как исследователь, проводящий исследование, как студент, изучающий социальную практику и преподаватель, подбирающий практический материал для изучения определенной темы.

Кейс по социальной работе имеет специфику, связанной с особенностями социальной сферы, некоммерческим характером деятельности. Это предполагает создание и анализ ситуаций в отношении решения социально значимых проблем и достижения социальных благ. В основе решений – ценности, ориентированные на социальную ответственность каждого действующего субъекта.

Кейсы по социальной работе, вследствие близости содержания описываемых проблем к реальной практике, имеют большую степень разброса в отношении их качества. Достаточно часто анализируемые ситуации представляют собой случай из практики социальной работы. Личный характер источников кейсов не способствует тиражированию случаев для использования в образовательном процессе, а «реализм» ситуации не всегда способствует глубине и системности его анализа. В качестве источников создания кейсов могут использоваться источники, выходящие за рамки обыденной социальной практики (художественные тексты, материалы, конструирование ситуаций), позволяющие обобщить актуальные социальные проблемы, выйти на более глубокий уровень осмысления ситуаций.

Решения возможных проблемных социальных ситуаций включают две основные составляющие: технологии, нацеленные на оптимальное решение, которые являются характеристикой профессионализма специалистов и руководителей; социально значимую деятельность, социальную ценность, направленную на поддержание и развитие социальных систем.

Решения проблемных ситуаций, таким образом, опираются на формальный аспект, с одной стороны, связанный уже с институализированными социальными практиками и, с другой, - аспект неформальный, поисковый, направленный на создание новых оптимальных социальных инструментов. В кейсах по социальной работе существует необходимость учитывать системный социальный характер социальных ситуаций и ценностную природу решений в силу особого значения социальной политики в обществе.

Разработка кейсов по социальной работе для практики обучения в магистратуре, в связи с задачами достижения более высокого уровня подготовки может в большей степени быть ориентирована на научные цели, позволяющие не только найти оптимальные решения ситуаций, но и углубить представления о них при привлечении теоретического материала.

Кейс по социальной работе, таким образом, в процессе обучения в магистратуре выступает как опыт инновационной социальной практики, который ориентирован на углубление понимания социальных проблем, и социально конструирующей деятельности, способствующей позитивным социальным преобразованиям.

Учебный кейс – это описание некоторой ситуации с целью проведения анализа в учебной группе в соответствии с учебными целями. В самом общем виде ситуация представляет собой совокупность событий, связанных в единое целое определенной проблемой. Учебный кейс- это метод обучения, позволяющий создать благоприятную обучению и восприятию атмосферу, развивает инициативу, заставляет поставить себя на место практика, создает определенный социальный контекст. Метод ориентирован на развитие умений, навыков, способствует развитию навыков анализа больших массивов информации, осуществлению причинно-следственного анализа, развитие навыков конструирования ситуаций, решений, результатов.

Дж.Кеннет Матейка и Томас Дж.Чосс выделяют восемь образовательных целей, поставленных и достигаемых с помощью применения метода изучения кейсов[4]:

1. Более активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Кейсы представляют собой реальные ситуации (или ситуации вымышленные, но реалистичные), а следовательно, студенты вовлекаются в решение актуальных задач и проблем, что вызывает гораздо больший интерес и мотивацию к участию, нежели изучение абстрактных проблем, далеких от реальности.

2. Формирование у студентов умения воспринимать себя, как лицо, принимающее решения. Изучая реальные ситуации, студенты ассоциируют себя с лицом, принимающим решения и несущим ответственность за них. Это позволяет развить более глубокой осмысление и понимание проблемы на психологическом уровне.

3. Совершенствование у учащихся навыка теоретического знания для решения реальных проблем. «Кейс-стади» является одновременно и методом получения знаний и методом применения знаний, полученных на более ранних этапах. Кейсы помогают учащимся понять взаимосвязь между теорией и практикой, выработать собственные методы и модели использования накопленного теоретического материала.

4. Приобретение и совершенствование навыков принятия решения. Процесс принятия решения состоит из нескольких компонентов, таких как анализ проблемы, сбор данных, выработка и оценка альтернатив решения и собственно принятие решения – все эти навыки совершенствуются при использовании методики «кейс-стади». Постоянная практика принятия решения даже на таком, «игровом» уровне развивает у учащихся уверенность в себе и способности выбирать лучшую альтернативу из возможных в условиях временных и неформальных ограничений.

5. Развитие аналитических способностей и умения давать объективную оценку ситуации.

6. Приобретение навыка прогнозировать последствия принятого решения.

7. Развитие навыка групповой кооперации и умения работать в команде. Методика изучения кейсов предполагает работу в малых группах, а следовательно, студенты узнают, как наиболее эффективно распределять обязанности и организовывать процесс работы группы.

8. Развитие изобретательности и инициативности. Изобретательность и инициативность развиваются вследствие необходимости действовать в условиях временных и информационных ограничений, а также особой атмосферы соревновательности (между несколькими малыми группами), которая рождает в учащихся стремление быть лучшими.

«Таксономия образовательных целей Блума» предлагает подход, предполагающий иерархию целей, достигаемых применением методики изучения кейсов, по следующему принципу: каждая следующая категория целей включает в себя более сложные поведенческие аспекты, нежели предыдущая категория[5]. В таксономии Блума образовательные цели разделены на две основные группы: когнитивные (классифицированы интеллектуальные характеристики) и психоэмоциональные (классифицированы уровни эмоционального восприятия, чувствования).

В основании иерархии когнитивных целей лежит процесс познания. Познание это способность запоминать конкретные факты или абстрактные принципы и воспроизводить их в дальнейшем. Второй уровень – усвоение, которое характеризуется способностью понимать и интерпретировать полученную информацию. Третий уровень предполагает применение знаний, то есть их экстраполяцию, что означает способность двигаться от частного к общему и на основе конкретных фактов выводить законы и принципы более общего порядка. На четвертом уровне расположен анализ, так как он предполагает работу с информацией, то есть разложение на части, выявление взаимосвязей между ними, глубокое понимание структуры текста и смысла. Пятый уровень – это синтез, предполагающий построение целого из имеющихся частей, это может быть изложение имеющейся информации в той или иной форме с другой расстановкой акцентов, взгляд на события или отношения, описанные в тексте, с другой точки зрения или создание новой цепочки взаимосвязей и выведение новых абстрактных законов. Шестой уровень представлен оценкой – то есть вынесением суждений относительно имеющейся информацией. Оценки могут быть качественными или количественными, основанными на внутренних взаимосвязях или с привлечением внешних данных, исходя из общепринятых критериев, разработанных самим студентом применительно к данному случаю. По мнению Блума, кейсы позволяют развить и усовершенствовать все перечисленные когнитивные характеристики обучения. Особенно полезны кейсы для развития способностей к анализу, синтезу и оценке информации.

Цели психоэмоционального спектра также представлены в виде иерархии в порядке нарастания их важности для индивида. Первый уровень – восприятие, предполагает, что учащийся готов уделить внимание информации. Второй, - реакция, - то есть наличие у студента достаточной заинтересованности в материале, для того чтобы появилось желание работать с ним. Далее – осознание восприятия информации, а также содержащихся в ней ценностных ориентаций, как важных и значимых для индивида.

По мнению Блума, существует два ряда уровня осознания значимости: первый – простое восприятие ценностей в том виде, в котором они представлены, второй – придание особой важности представленным ценностям по сравнению с другими и их активная поддержка. Если информация содержит множество ценностных категорий, студент приобретает навык их структурирования и построения целой системы ценностей. Этот уровень Блум определяет как организацию. Последний уровень психоэмоциональных целей – характеризация – означает, что студент способен, исходя из построенной им ценности системы создать новую картину мира, своего рода персональную философию жизни. Кейсы, как полагает Блум, содержат не только фактическую информацию, но и оценки и ценности участников описываемой ситуации, которые становятся основой для создания студентами собственных ценностей и своего взгляда на мир[6].

Типологии учебных кейсов

Для применения кейсов в учебном процессе, необходимо определить, какие образовательные цели планирует достичь преподаватель при использовании данного метода.

В зависимости от образовательных целей, Г.Л. Куприяшин, ссылаясь на Вильямса Ноумса предлагает классификацию кейсов, которая учитывает сложность задания, содержащегося в кейсе[7][8].

Описательные кейсы (Descriptive Cases) и другие проблемные истории (Other Story Problems) иллюстрируют теоретический материал, демонстрируют связь между теорией и реальностью. Такие кейсы могут быть размещены как часть теоретического материала в заключительной части главы учебника или лекции. Заданием для студентов может быть в этом случае поиск взаимосвязи между фактами, описанными в кейсе и изученными ранее теоретическими основами.

Оценочные кейсы (Evaluation Case) описывают проблемные ситуации, которые обнаруживают проблему, а также то, как эта проблема была решена в действительности. Студентам предлагается оценить уже принятое решение. Информация в кейсе может быть структурирована, но студенты могут самостоятельно решать насколько информация является релевантной. После этого студенты должны выбрать концепцию, адекватную для применения в оценке ситуации. Такие кейсы развивают учащихся способность к анализу информации и ее интерпретации и оценке. Происходит совершенствование навыков вынесения суждения и формирования ценностных ориентаций.

Кейсы, предполагающие принятие решений (Decision Making) включают описание проблемы, а решение должно быть сделано студентами. Такие кейсы содержится большой объем информации, она слабо или неструктурированна, в большей или меньше степени релевантна, для того чтобы студенты могли разработать несколько альтернатив для последующей их оценки и выбора. смысл принятия решения состоит в том, чтобы освоить процесс анализа от определения проблемы до выбора альтернатив.

В зависимости от объема и структурированности информации Дж. Дженсен и Роберт Роджерс выделяют пять типов кейсов[9].

«Моментальный снимок», объективированный детализированный анализ одной исследрвательской проблемы (однократного событияв прошлом) в одном измерении.

«История с продолжением», качественный и количественный анализ ситуации, на разных этапах ее развития, в некоторых измерениях.

«До и после», изучение ситуации до и после некоторого критического события, то есть повлекшего значительные изменения в рассматриваемой ситуации.

«Лоскутное одеяло», синтез перечисленных видов кейсов, предназначенных для анализа одной исследовательской проблемы (ситуации). Этот подход используется для выработки холистического взгляда на динамику изменений исследуемого объекта.

Сравнительный мульти кейс, предполагающий анализ различных ситуаций, имеющих перекрестные проблемы. Сравнение проводится по качественным и количественным показателям с целью более глубокого изучения всех измерений исследовательской проблемы.

Подготовка кейса для работы с целевой группой

2.1. Этапы подготовки кейса

Подготовка кейса для работы с группой включает основные этапы:

Определение целей работы над составлением кейсов.

Сбор информации. на основе печатной литературы, художественного произведения. Проведение исследования. Организация деятельности социальной службы На основе материалов, полученных в ходе организационно-управленческой практики.

Подготовка теста кейса. Описание проблем на основе анализа первичных данных.

Подготовка методических рекомендаций

Презентация кейса. Проверка и корректировка, оценка кейса.

Сроки прохождения и содержание этапов планируется индивидуально в зависимости от контекста использования кейса (в рамках практики, курса, исследовательской работы).

Сбор информации

1. Ознакомление с информацией об изучаемой проблеме.

2. Формулировка проблемы, проблематика будущего исследования.

3. Выбор методов сбора информации: проведение исследования (анализ документов, опрос, наблюдение); работа с печатными изданиями.

4. Обоснование круга информантов, организаций, которые послужат основой для сбора информации кейса или текстов, материалов исследования, художественных текстов.

5. Определение непосредственных источников информации (статистика, отчеты о деятельности учреждений, публикации, исследования и др.).

2.4. Процесс подготовки текста кейса

Структура

Классическая структура кейса может быть хронологической, описывающей развитие ситуации, а также включать исходные данные о других проблемах и стратегиях решения.

«Предуведомление» в кейсе, чтобы сделать акцент, на что обратить особое внимание. Допустим, в первом параграфе описано, как главное действующее лицо решает проблему.

Подготовка демонстрационных материалов (цитаты, фрагменты фильма). Демонстрационные материалы — важная часть любой ситуационной задачи.

Вы должны четко представлять себе, какой цели служит демонстрационный материал. Если целью является заключение вывода, убедитесь, что демонстрационный материал способствует такому результату. Если целью является обеспечение исходных данных для анализа, убедитесь, что представлена вся необходимая информация.

Используйте в изложении прошедшее время. Не используйте слова «в настоящее время», чтобы описать событие, актуальное во время написания кейса. Это внесет путаницу для читателя через пять лет. Вместо этого употребите фразу «в течение 2012 г.», или «к лету 2012 г.», или какие-либо другие фразы с фактическими датами, на которые вы хотите обратить внимание.

2.5. Подготовка методических рекомендаций

Методические рекомендации представляют собой объяснение, каким образом возможно использование кейса в учебном процессе. После подготовки рекомендаций текст кейса приобретает завершенную форму.

Методические указания имеют следующие подразделы: введение, образовательные цели кейса, образовательные цели. основные проблемы и противоречия исследования; вопросы для обсуждения, анализа, рекомендации; приложения, ссылки, литература.

Введение, первая часть – необходимо указать, каким образом в рамках учебных курсов может использоваться в учебном процессе, какие теоретические, практически вопросы затрагивает кейс. В рамках каких предметных и для каких специалистов кейс представляет интерес. Возможно обоснование уровня подготовки студентов.

Образовательные цели – определение навыков, знаний, на развитие которых направлен кейс. Рекомендуется конкретная и точная формулировка достижения результатов в результате рассмотрения кейса.

Основные исследовательские проблемы, рассматриваемые в кейсе – включает описание проблем, блоки проблем, для анализа которых создан кейс. Здесь могут быть представлены вопросы и краткие ответы на них, моделируется решение, рекомендации в определенной области (например для специалистов по работе с определенной проблемой, на примере той, которая рассмотрена в кейсе).

Вопросы для обсуждения, анализа. Это подраздел, включающий в себя рекомендации о применении кейса в ученом процессе. необходимо описать задания, список вопросов для студентов.

Примерные вопросы[10]:

1. В чем состоит исследовательская проблема кейса?

2. Возможные пути решения проблемы?

3. Какое решение следует предпринять в рассматриваемой ситуации?

Сформулируйте вопросы для дискуссии в группе (клиентом, специалистами).

Возможные решения (вывод на основе анализа). Как можно предвидеть подобные ситуации. В чем состоит помощь. Для каких групп ситуация представляет интерес.

Заключение. Выводы о возможностях кейс-технологий применительно к решению практических задач (актуальность, например для социальной работе).

Подготовка оформленного кейса (в том виде, в каком он будет использоваться для работы с группой, индивидом) или проекта статьи (по результатам исследования).

Список используемых источников информации, материалов для анализа.

 

3. Кейс стади как стратегия исследования

Кейс стади как стратегия исследования – это глубинное, детальное исследование одного объекта, имеющего четкие временные и пространственные границы. Цель - изучить его уникальную структуру, скрытые механизмы его функционирования, совокупность его взаимосвязей как системы или динамику его развития. Результаты обычно имеют прикладной характер как рекомендации относительно данного феномена, а также других объектов, относящихся к этому же классу и находящихся в сходных условиях. Это определенная стратегия исследования, связанная с пониманием, углублением представлений о проблемной ситуации[11].

Проведение исследования может рассматриваться как метод сбора информации для подготовки кейсов, предназначенных для обучения (работы с группой), и может рассматриваться как самостоятельный жанр, позволяющий организовать исследование проблемы.

В зависимости от целей, которые ставит перед собой исследователь и/ автор учебного кейса исследование может быть организовано по-разному.

Логика кейс стади может быть способом построения отчетной работы по курсу, основой подготовки творческой самостоятельной работы и способом организации научного исследования. Методология кейс стади позволяет провести исследование различного масштаба и глубины анализа. Главное достоинство методологии – построение общений и проведение анализа на основе различных данных, методов сбора информации. Результат определяется во многом тем, какие задачи ставит перед собой исследователь. Поэтому перед определением методов исследования и анализа ситуации необходимо определить качество и необходимое содержание.

Методы получения информации

Основные методы получения информации: опрос, наблюдение, анализ документов. Каждый из указанных методов имеет модификации, которые <


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.082 с.