Анализ общей структуры науки и метода, связь научной теории и практики . — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Анализ общей структуры науки и метода, связь научной теории и практики .

2017-06-09 199
Анализ общей структуры науки и метода, связь научной теории и практики . 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наука как таковая в нынешнем значении этого слова появилась в XVI веке, в эпоху протестантизма, ренессанса, рождения гуманизма. До этого человечество, разумеется, так же накапливало знания об окружающем мире, и совершались открытия, но как системная и целенаправленная деятельность, со своими правилами и методами наука сложилась лишь около 450 лет назад. За это время она претерпела значительные изменения, изменились взгляды и подходы, методы, происходили научные революции, но в тоже время были и достаточно стабильные этапы развития. «Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.[1] Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества».

Научный метод представляет собой совокупность способов получения знаний, исследования феноменов, систематизация, корректировку новых и полученных ранее знаний. При этом умозаключение делаются с помощью логических правил на основе эмпирических данных об объекте. Эмпирические данные получаются с помощью наблюдений и экспериментов. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории. Важной стороной научного метода, его неотъемлемой частью для любой науки, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. Это позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории.

Научная теория представляет собой систему обобщенного знания, которая объясняет совокупность тех или иных явлений происходящих в различных сферах жизни. Научная теория неразрывно связана с практикой, от которой исходит постановка перед теорией вопросы и требует ответа на них. Научная теория как форма организации знаний способствует не только систематизации фактов наблюдений и экспериментов, но и позволяет извлекать информацию о будущих явлениях, или явлениях выходящих за рамки опыта. Поэтому она отличается от простой регистрации наблюдений и характеризуется наличием следующих элементов:

Общих законов и сферы их применения, где она объясняет явления, которые происходят;

Сферы предсказания неизвестных явлений;

Логико-математического аппарата вывода следствия из законов;

Определение концептуальной схемы, без которого невозможно познание объектов этой теории.

Поскольку теория возникает как обобщение познавательной деятельности и результатов практики, то она способствует преобразованию природы и общественной жизни.[2]

Одной из причин появления науки было появление протестантизма, мировоззрения совершенно нового типа. Протестантизм провозгласил право каждого трактовать библию как ему угодно, то есть провозглашалась автономия воли, свобода мысли, слова и т.д. Тем самым сформировался фундамент индивидуализма. Протестантизм боролся с католической церковью, её иерархичностью и централизмом, как противоречащей подлинному христианству. Протестантское мировоззрение и все произошедшие от него, в своем ядре имеют главный принцип - это автономность, сепаратизм и все вытекающие из этого последствия. Сначала идет раскол внутри церкви, потом раскол на отдельные нации, отделение церкви от государства. В конце концов, настал черед раскола и для мировоззрения. Как известно мировоззрение - это в первую очередь неотъемлемая часть сознания человека, его фундамент. Его значение для человека как носителя заключается в представлении картины мира, знания о мире, ориентировании в нем, в целях повышения его жизнеспособности. Существуют множество мировоззрений отличающихся друг от друга, но, так или иначе, в структуре можно выделить следующие три части, отвечающие на соответствующие вопросы:

Что представляет собой окружающий мир? Какова его структура и происхождение? Каково будущее мира? Представление о бытии и мироздании (Где мы?)

Что представляет собой человек, его место в этом мире, происхождение людей? Кто относится к людям? Признаки разграничения людей от нелюдей, разделение свой/чужой. Структурная принадлежность человека к социальной группе (семья, род, племя, нация, сословие и т.д.). (Кто мы?)

Постановка целей человека и идентифицируемой им социальной группы людей и определение задач для каждого человека и группы в целом. (Куда мы?)

Все эти части мировоззрения взаимосвязаны, одно вытекает из другого, но все же имеется возможность выделить общую закономерность взаимодействия. В первую очередь формируется представление об окружающем жизненном пространстве, систематизируется эмпирические факты, полученные непосредственно чувственным восприятием. Основываясь уже на знаниях о мире, человек определяет место, которое он занимает в данном жизненном пространстве (в мироздании). Существует ли он сам по себе или находится, в какой либо структуре, кто ещё относится к этой структуре? В зависимости от ответа на этот вопрос уже определяется, кого следует считать своим кого чужим. Из анализа окружающего пространства и определения места в нем уже становится возможным для носителя мировоззрения определить план дальнейшей жизнедеятельности, какова должна быть стратегия его поведения для наилучшего существования, каковы смысл и цель жизни?[3]

Появление науки как раз и обусловлено сепаратистским подходом протестантских мировоззрений, а именно отделением первой части мировоззрения (описание мира) от двух других. Но так как мировоззрение - это фундаментальная часть сознания, то разрыв мировоззрения это первую очередь разрыв сознания. Таким образом, наука в чистом виде неполноценно выполняет и не может выполнять мировоззренческую функцию. Подобную суть науки ярко выражает учение позитивизма. Позитивизм это философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм отвергает апеллирование к какой-либо целесообразности. «Зачем узнавать какое значение для человека имеет, например, ураган, хорошо это или плохо? Вот есть предмет, надо его исследовать выявлять все существенные признаки, и описывать». С одной стороны такой подход верен, он позволяет избежать субъективных оценок при описании явлений, с другой стороны встает вопрос, какой вообще смысл исследовать что-либо, если это не прикладывать к человеческой деятельности. С позитивизмом в определенной степени перекликается сциентизм. Сциентизм - общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром. Сциентизм ставит науку во главу идейной и культурной жизни общества. Такой подход как мы уже поясняли, является в корне неверным, и даже утопичным. Тем самым становится, очевидно, позитивизм и сциентизм - это неполноценные мировоззрения, а сама наука в чистом виде, без прочих мировоззренческих составляющих бессмысленна. В противном случае всегда встает вопрос о проблеме целесообразности науки и отсутствия стратегии приоритетных исследований.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.