Ориентировка в пространстве. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Ориентировка в пространстве.

2017-06-09 515
Ориентировка в пространстве. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

У детей 5—6 лет закрепляют умение различать левую и правую руку, определять направление местонахождения предметов по отношению к себе: вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто где стоит!», «Угадай, что где находится!», «Укажи, где звенит колокольчик» и т. п. Их можно проводить как на занятиях по математике, так и в играх.

Как и в средней группе, дети упражняются в различении противоположных направлений, но задания усложняют. Выражается это в том, что увеличивают количество предметов (от 2 до 6), местоположение которых ребенку предлагают определить, а также расстояние между ребенком и предметами. Дети постепенно научаются определять направление местоположения любых предметов, находящихся на значительном расстоянии от них.

Детей учат не только определять, в каком направлении от них находятся предметы, но и самостоятельно создавать указанные ситуации: «Встань так, чтобы Аня оказалась впереди, а Женя — сзади тебя!», «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа — доска».

Развитие умения передвигаться в указанном направлении.

В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения

передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.

На музыкальных и физкультурных занятиях воспитатель для точного обозначения направления движения употребляет в речи наречия и предлоги: вверх, вниз, вперед, назад, налево (слева), направо (справа), рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до и др. Опираясь на умение детей ориентироваться на себе, он учит их производить движения в указанном направлении.

Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами — дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке. В начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?». В старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Далее проводят игры «Найди предмет», «Найди флажок», «Путешествие», «Разведчики». Игровое действие здесь также поиск спрятанной игрушки (вещи). Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.

Вначале, проводя эти игры, педагог дает указания в ходе действия: «Дойди до стола... Повернись направо... Дойди до окна... Повернись налево...» и т. д. Каждое указание он делает тогда, когда уже выполнено предыдущее, причем называние предмета должно следовать после того, как ребенок уже изменил направление движения, иначе дети ориентируются только на предмет, а не на указанное направление.

Проведение таких игр целесообразно ограничить небольшой площадью, а по мере накопления детьми опыта площадь может быть увеличена до размеров всей групповой комнаты или участка. Постепенно увеличивают количество заданий на ориентировку и изменяют порядок их предложения. Если вначале дети определяют лишь парные направления: вперед — назад, направо — налево, то позднее направления указывают в любом порядке: вперед — направо, направо — назад и т. д.

Для усвоения детьми правил поведения пешехода на улице, связанных с умением ориентироваться в направлениях направо и налево, рекомендуют игры «Правильно улицу пройдешь — в новый дом придешь, ошибешься — в старом останешься», «Правильно пройдешь — другой флажок возьмешь», «Передай пакет».

Задание в этих играх заключается в том, чтобы каждый ребенок правильно прошел по тротуару, придерживаясь правой его стороны,

 

 

 

 

или, переходя улицу, посмотрел сначала налево, а дойдя до середины улицы, — направо.

Полезны упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами на основе пробного хода в играх «Накорми лошадку», «Стук-стук в барабан», «Найди свой значок». Эти игры аналогичны, поэтому в качестве примера опишем последнюю. Вдоль стены размещают модели геометрических фигур. Сначала водящий с открытыми глазами подходит к фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами возвращается к стене с моделями и на ощупь находит нужную.

При ориентировке в пространстве у детей развивают быстроту и четкость реакции на звуковой сигнал (игры «Яков, где ты?», «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?»).

Важно научить детей, действуя по указанию, различать направления движений. С этой целью рекомендуют игры «Стук-стук в барабан», «Накорми лошадку» (в измененном варианте). Дети с закрытыми глазами двигаются к предмету, следуя указаниям воспитателя: «Сделай 2 шага вперед, повернись налево, сделай 3 шага» и т. д. Количество заданий вначале ограничивают 2—3, а позднее их число можно увеличить до 4—5.

Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий, требующих четкого различения основных пространственных направлений, создается заменой игрушек.

Установление пространственных отношений между предметами. Немаловажное значение приобретает обучение детей 5 — 6 лет умению определять положение предмета по отношению к другому предмету («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»), а также свое положение среди окружающих предметов («Я стою за стулом, между окнами, сзади Наташи» и т. д.).

Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны научиться мысленно представить себя в положении предмета.

В связи с этим сначала их упражняют в определении направления положения предметов от самого себя (при повороте на 90 и 180°: стол был впереди, повернулся ребенок — и стол оказался справа). Далее детей учат определять стороны тела друг друга, например где у них правая и где левая рука, затем стороны туловища куклы, мишки и т. д. (Учитывают, что ребенку значительно легче представить себя в положении любого одушевленного предмета, чем неодушевленного.)

Решению данной задачи посвящают часть 4—5 занятий по математике и родному языку. Занятия строят так: сначала воспитатель показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения (впереди, перед, сзади, за, слева, справа; в, на, над, под, из-за; рядом, напротив, навстречу, между) и обозначает их точными словами, затем меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет,

 

 

а дети каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу. Наконец, дети, выполняя указания педагога, сами создают соответствующие ситуации, а также ищут их в окружающей обстановке.

Далее предлагают игры «Где что стоит?», «Поручения», «Прятки», «Что изменилось?». («Лена была впереди Нины, а теперь она сзади Нины».)

Воспитатель (а позднее кто-либо из детей) прячет, меняет местами игрушки, вещи. Водящий ребенок рассказывает, где и что стоит, что изменилось, как расставлены игрушки, где спрятались дети и т. п. Можно провести упражнения-инсценировки настольного театра. Персонажи театра (котята, щенята и др.) прячутся за предметами, меняются местами, а дети описывают, где находится каждый из них.

Большую пользу приносит игровое упражнение «Найди такую же картинку». Материалом для него служат картинки, на которых изображены одни и те же предметы (например, домик, елочка, березка, заборчик, скамеечка) в разных пространственных взаимоотношениях. Пару составляют картинки с одинаковым расположением рисунков предметов. Упражнения с картинками проводятся, например, так: каждый из играющих получает по одной картинке. Парные картинки остаются у ведущего. Ведущий берет одну, из своих картинок и показывает ее, спрашивая: «У кого такая же?» Получает парную картинку тот, кто точно обозначит пространственные взаимоотношения между предметами, которые на ней нарисованы.

Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой. «Обучение ребёнка специальному вычленению пространственных признаков и отношений, обобщению их и осмысливанию приводит к тому, что не только качественно изменяется восприятие ребёнком любой доступной ему картинки, позволяя ему видеть логику пространственных отношений», но и значительно изменяется строй его речи».

Дети старшей группы должны научиться свободно ориентироваться в помещении дошкольного учреждения и в ближайших к нему улицах. Затруднения пятилетних детей в ориентировке в помещении и пр. объясняются не малой развитостью их памяти, а отсутствием умения выделять заметные ориентиры и устанавливать пространственные отношения между нами, т.е. составлять схему пути. Педагог должен показать детям, как одни предметы могут помочь держать в памяти расположение других предметов.

 

 


 

Работу начинают с ориентировки в групповой комнате. Педагог играет с детьми в

«прятки». Он прячет игрушку, а кто-либо из детей её отыскивает, следуя, например, таким указаниям: «От двери иди прямо к окну, поверни налево, дойди до журнального столика…». Позднее игрушку прячет кто-то из детей, он же указывает, как к ней надо идти. Следуя указаниям ребёнка, водящий находит игрушку. Такие игры – упражнения в дальнейшем можно проводить на прогулке.

Полезно давать детям задание найти спрятанную игрушку с помощью карточки, на которой изображены предметные ориентиры.

Игровое упражнение «Найди игрушку по картинкам». Воспитатель заранее прячет игрушку на групповой площадке и расставляет искусственные ориентиры на пути к ней. В качестве ориентиров могут быть использованы предметы, находящиеся на площадке. Ребёнку или нескольким детям вручают карточку, на которой в определённом порядке нарисованы те предметы, мимо которых надо пройти, чтобы найти спрятанную игрушку, например беседка, скамейка, песочный ящик и.т.д. Ребёнок последовательно находит ориентиры и отыскивает спрятанную игрушку. Остальные дети по своим карточкам следят за правильностью пути и могут помогать товарищу, произнося: «Тепло, холодно». После того как игрушка найдена, воспитатель прячет её в другое место. Если при этом используют искусственные ориентиры, то их переставляют. Детям вручают соответствующие карточки; игру повторяют. Такие упражнения особенно ценны, так как закладывают начатки умения читать схемы.

Важно научить детей ориентироваться в естественных условиях помещения детского сада и ближайшего к нему окружения, запоминать путь к тому или иному месту.

Педагог учит выделять предметы, которые могут служить ориентиром, устанавливать пространственные отношения между ними и направлением движения от одного предмета к другому.

Например, он говорит детям: «Сейчас мы пойдём в кабинет заведующей. Постарайтесь запомнить, как пройти к её кабинету.

 

 

Надо выйти на лестницу и спуститься на первый этаж. Повернуть в коридор налево и идти по нему до того места, где его пересекает другой коридор. Что нам поможет узнать, где надо свернуть? Верно, указатель; Кабинет заведующей влево по коридору». Здесь много дверей. Как запомнить, какая дверь в кабинет заведующей? Давайте сосчитаем, которая она по порядку!». В заключение детям предлагают вспомнить, как они шли к кабинету. Аналогичным образом педагог помогает им запомнить, как пройти к медсестре, на кухню и пр.

Когда дети впервые идут на экскурсию к почте, к магазину и.т.д. воспитатель вместе с ними выбирает предметы, которые могут помочь запомнить дорогу, устанавливает, в каком порядке они встречаются на пути, в каком направлении к ним надо идти.

В следующий раз он уже спрашивает детей, как дойти до почты и пр, помогает детям наводящими вопросами, оценивает правильность ответа.

Побуждение детей мысленно воспроизводить картину пути, использовать точные слова для обозначения пространственных отношений между предметами обеспечивает развитие способности рассматривать знакомую площадь (групповой комнаты, административных помещений детского сада, участка и пр.) с любого места.

Ориентировка на плоскости. В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве.

В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево.

Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.

Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить середину (центр) листа бумаги или таблицы, верхний и нижний, левый и правый края листа, верхний левый и правый, нижний левый и правый углы листа.

Данной работе посвящают основную часть 3—4 занятий. На первом занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов по отношению к листу. Дети описывают и воспроизводят образец.

Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля. Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили. Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.

Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке.

 

На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усвоение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ.

В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Названия частей суток связывают не только с конкретным содержанием деятельности детей и окружающих их взрослых, но и с более объективными показателями времени — явлениями природы (утро — встает солнце, становится все светлее и светлее и т. п.).

Воспитатель беседует с детьми о том, что, когда и в какой последовательности они и окружающие их взрослые делают в течение дня, о впечатлениях раннего утра, полудня, вечера. Он читает детям стихотворения и рассказы соответствующего содержания.

В качестве наглядного материала используют картинки или фотографии, где изображены дети в процессе различных видов деятельности на протяжении дня: уборка постели, утренняя гимнастика, умывание, завтрак и т. д. Уточнить представление о частях суток позволяют дидактические игры, например игра «Наш день».

Изменчивость и относительность таких обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра», затрудняет усвоение их детьми. Пятилетние дети путают эти слова. Смысловое значение данных слов педагог раскрывает, задавая детям вопросы: «Где мы были с вами вчера? Когда мы ходили в парк? Какое занятие у нас сегодня? Когда у нас будет занятие по рисованию?» И т. п.

Для упражнения детей в использовании временных терминов в старшей группе широко используют словесные дидактические игры и игровые упражнения, например «Продолжай!». Это упражнение можно проводить в форме игры с мячом. Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Например: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили...» «...вчера»,— заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было...» «...сегодня». «Рисовать мы будем...» «...завтра» и т. п.

Любят дети игру «Наоборот». Воспитатель произносит слово, смысл которого связан с представлением о времени, а дети подбирают слово, обозначающее другое время дня,

 

 

 

 

обычно в контрастном значении. Например, утро — вечер, завтра — вчера, быстро — медленно, рано — поздно и т. п.

На одном из занятий дети узнают о том, что сутки, которые в разговоре люди обычно называют словом день, сменяются одни другими. Семь таких дней составляют неделю. Каждый день недели имеет свое название. Последовательность дней недели всегда одна и та же: понедельник, вторник, среда...

Названия дней недели связывают с конкретным содержанием деятельности детей («По средам у нас занятия по математике и физкультуре, по четвергам —...»).

Теперь дети ежедневно называют утром текущий день недели, а также говорят, какой день недели был вчера, какой будет завтра.

Периодически на занятиях по математике детям предлагают назвать дни недели по порядку. Сказать, какой день идет до или после названного. Педагог чередует вопросы типа: «По каким дням у нас занятия по рисованию? А музыкальные? Куда мы ходили в среду?»

Когда дети научатся считать по порядку, название дня недели связывают с его порядковым номером.

Для закрепления знания последовательности дней недели может быть использована словесная дидактическая игра «Дни недели».

Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями.

 

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ.

Занятие 1.

Цель: Закрепить навыки счёта и отсчёта предметов в пределах 5, считать правой рукой слева направо, указывая на предметы по порядку, именовать итоговое число. При отсчёте запомнить число, брать предметы по одному, уметь отчитаться о выполненном задании; различать множества, состоящие из 2 и 3, 3 и 4 предметов.

Ход занятия: 1ая часть. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Ребята, сегодня у нас занятие по математике. Мы будем учиться считать, решать разные задачи: узнавать, сколько предметов, сравнивать их форму и размер. Надо внимательно слушать и стараться отвечать на вопросы правильно».

Педагог демонстрирует 2 игрушки или картинки(на картинках изображены разные виды транспорта: тачка и мотоцикл, двухколёсный и трёхколёсный велосипеды, детская коляска и автомобиль), затем задаёт вопросы: «У чего больше колёс: у тачки или мотоцикла? Как вы узнали? У какого велосипеда больше колёс?» и.т.п. Выслушав ответы детей, говорит:

 

«Когда хотят узнать, чего больше или меньше, предметы считают и сравнивают их число. Сегодня мы вспомним, как надо правильно считать». Далее спрашивает, указывая на 4 кукол, сидящих за игрушечным столом: «Кто пришел к нам в гости? Давайте угостим их чаем! что надо принести для чая? Кто догадается, что сначала надо сделать, чтобы не ошибиться и сразу принести столько блюдец, чашек и ложек, чтобы всем куклам хватило и не осталось лишних? Вспомните, как надо правильно считать?» При необходимости можно задать дополнительные вопросы. «Какой рукой надо считать? В каком направлении?» Одному ребенку предлагают сосчитать кукол; а другому — принести столько блюдец, чтобы всем куклам хватило. Внимание детей акцентируют на необходимости запомнить число. «Сколько надо принести блюдец? Не забудь!» — говорит педагог ребенку и напоминает, что, отсчитывая предметы, надо брать их по одному. Хвалит ребенка за правильные действия: «Правильно отсчитывает Сережа, берет по одному блюдцу!» И т. д. По очереди вызывают еще 2 ребят. Одному поручают принести чашки, другому -- ложки. Каждый раз дети сообщают, что они сделали, выясняют, хватило ли предметов, не остались ли лишние. Педагог заключает: «Чтобы принести нужное число предметов, надо уметь считать и отсчитывать. Сегодня мы с вами вспомнили, как надо правильно считать и отсчитывать». 2-я часть. У каждого ребенка карточка. На карточке нарисовано 3-5 каких-либо предметов.Внимание детей обращают на группы игрушек, расставленных в разных местах комнаты. Дают задание: взять карточку, сосчитать, сколько предметов на ней нарисовано, и подойти к тому месту, где стоит столько же игрушек. Проверял правильность выполнения задания, воспитатель предлагает l-2 детям каждой подгруппы сосчитать игрушки и рисунки на своей карточке. (Выясняется, что числи игрушек и рисунков у всех ребят данной подгруппы одинаковое.)

Занятие 2.

Ц е л ь: Закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5; упражнять в счете и отсчете предметов в пределах б и в запоминании чисел, в счете звуков и в установлении соответствия между численностями множеств звуков и вещей, в различении геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, шара, цилиндра, куба, учить находить фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Ход занятия. 1-я часть. На столе у воспитателя ширмочка и молоточек для отстукивания. У детей карточки с 2 свободными полосками и пеналы с набором геометрических фигур.

Воспитатель сообщает детям, чем они будут заниматься: На прошлых занятиях мы с вами вспоминали, как надо считать вещи и игрушки, а сегодня вспомним, как надо считать звуки. Вы будете считать, сколько раз ударит молоточек. Слушайте внимательно, чтобы не пропустить ни один звук и не забегать вперед». Педагог советует детям при счете звуков помогать себе рукой. Для этого поставить руку на локоть и на каждый звук делать взмах рукой. Звуки извлекаются за ширмой 2-5 раз. Всего дается 3-4 задания.

Далее детям предлагают положить перед собой карточки и дают задание: отсчитать и положить на верхнюю полоску столько прямоугольников, сколько раз упарит молоточек. Педагог стучит 3 раза, а затем спрашивает: «Сколько вы положили прямоугольников и почему? Положите на нижнюю полоску столько квадратов, сколько раз ударит молоточек. (Ударяет 4 раза.) Что вы сделали и почему? Больше (меньше) квадратиков или прямоугольников? Как вы догадались? Какое число больше (меньше): 3 или 4? Как сделать, чтобы фигур было поровну?».

Выясняют 2 способа выполнения задания: можно либо к 3 прямоугольникам добавить 1, и будет поровну, по 4, либо из 4 квадратиков убрать 1, будет поровну, по З. Продолжая работу, воспитатель дает следующее задание: «Сделайте так, чтобы квадратов стало столько же, сколько раз ударит молоточек». (Стучит 5 раз.) Задает вопросы: «Сколько стало квадратов и почему? Как получилось 5 квадратов? Как сделать, чтобы прямоугольников тоже стало 5? Добавьте 1 прямоугольник. Сколько стало прямоугольников? (Вызывает ребенка, который громко считает.) Теперь сделайте так, чтобы прямоугольников стало столько, сколько ударов услышите (Педагог стучит 4 раза.) Сколько стало прямоугольников? Как получилось 4 прямоугольника? Больше (меньше) квадратов или прямоугольников? Какое число больше (меньше): 4 или5?»

2-я часть: (игровое упражнение «Чудесный мешочек»). На детских столах стоят коробки (подносы) с геометрическими фигурами (кругами, квадратами, треугольниками, прямоугольниками, шарами, цилиндрами, кубами). Они разных цветов и размеров (по 1 фигуре каждого вида на ребёнка). На столе педагога расставлены такие же фигуры, но более крупного размера (в 1,5 раза больше). Соответствующие фигуры, но меньшего размера, в «чудесном мешочке».

Педагог указывает на одну из фигур, вызывает ребенка, тот на ощупь находит в мешочке модель фигуры такой же формы, но меньшего размера, и называет ее. Как ты догадался, что это круг (шар, квадрат и др.)?--. спрашивает воспитатель. Он предлагает всем детям найти в коробке фигуру такой же формы. После опроса вызывает другого ребенка (всего вызывает 6-7 детей).

 

Занятие 3.

Цель. Закрепить представление детей об образовании чисел от 1 до 5; способствовать развитию. понимания связей между числами в прямом и обратном порядке (2 больше 1, 1 меньше 2 и т. д.); продолжать закреплять навыки счета и отсчета предметов в пределах 5; упражнять в счете предметов на ощупь; закрепить умение устанавливать соотношения между 5 предметами по высоте; употреблять слова: самый высокий (самый низкий), выше, еще выше, ниже, пониже, повыше.

Ход занятия. 1-я часть. Педагог сообщает детям, что сейчас все вместе будут строить лесенку из кирпичиков. Он вызывает ребенка и просит его принести 1 кирпичик. Это нижняя ступенька лесенки. Поочередно вызывает еще 4 ребят. Каждым раз выясняют, сколько кирпичиков надо принести, чтобы следующая ступенька получилась выше. Дети приносят нужное

 

 

 

количество кирпичиков, ставят их один на другой и поясняют, что сделали, сколько кирпичиков принесли. Каждый раз сравнивают высоту новой и предшествующей ступенек. Когда лесенка построена, определяют, сколько кирпичиков пошло на каждую ступеньку. Дети все вместе (или те, которых воспитатель вызывает) считают кирпичики. Сравнивают количество кирпичиков, которое пошло на соседние ступеньки. Когда лесенка готова, становится ясно, какая ступенька выше, какая ниже. Сравнивают числа 1 и 2, 2 и 3 и т. д.

Воспитатель переходит к сравнению высоты ступенек, просит детей показать самую высокую, самую низкую ступеньки. Приглашает ребят вместе с зайчиком подняться по лесенке вверх и опуститься вниз, называя высоту каждой ступеньки: «Самая низкая, выше, выше, еще выше, самая высокая, ниже, пониже, еще ниже, самая низкая. Сколько всего ступенек?» Затем поручает ребенку принести столько зайчиков, сколько ступенек у лесенки; поставить по 1 игрушке на каждую ступеньку. Дети сравнивают числа зайчиков и ступенек

2-я часть (игровое упражнение «Пошли, вошли, пошли...»!). Воспитатель предлагает всем встать в круг, руки спрятать за спину. В руки каждого ребенка вкладывает карточку. На карточках нашиты пуговицы в количестве от 2 до 5 шт. Дети считают пуговицы, держа руки за спиной. 1-Та слова: У кого одна пуговица? У кого две пуговицы?» - дети показывают карточку с соответствующим числом пуговиц.

Далее воспитатель объясняет правила игры «Когда я скажу: «Пошли, пошли, пошли...» - вы будете держать карточки перед собой пуговицами вниз, чтобы их не было видно, и передавать карточки друг другу по кругу налево или направо, как я скажу. Когда я скажу «Стоп!», карточку, которая у вас останется, вы спрядете за спину и сосчитаете на ощупь, сколько пуговиц па вашей карточке. Подсматривать нельзя!»

Педагог становится с детьми в круг и говорит: «Налево пошли, пошли, пошли...» Ребенок, стоящий от воспитателя справа, передает ему карточку, сам получает карточку от соседа справа и т. д. Карточки постепенно передаются по кругу. На сигнал «Стоп!» дети прекращают передачу карточек, прячут руки с карточкой за спину, считают пуговицы на ощупь. «У кого 2 пуговицы? У кого 3 пуговицы?» - спрашивает воспитатель. Дети показывают карточки. Числа могут называться как по порядку, так и вразбивку. Игру повторяют 2-3 раза.

 

Занятие 4.

Цель: Познакомить детей с фигурой овальной формы; учить различать круг и фигуру овальной формы, употреблять выражение овальная форма; продолжать закреплять навыки счета и отсчета предметов; закреплять умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера, употребляя слова: самый большой, маленький, больше, меньше.

Ход занятия: 1-я часть. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

 

 

Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а затем это делают асе дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Задают вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует катить. Обобщая ответы детей, педагог подчеркивает, что дети легко нашли круг, так как у него нет углов, а у других фигур есть углы.

На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры, есть ли среди них круги?» Одному из детей предлагают показать круги.

Внимание детей обращают на то, что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры, похожие на круг. Это фигуры овальной формы. Воспитатель учит отличать их от кругов. Спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги?» Педагог обводит указкой круг и фигуру овальной формы, привлекая детей к совместному действию в воздухе. Один ребенок обводит все круги, другой - все фигуры овальной формы. Выясняют, что у фигур овальной формы, так же как и у кругов, нет углов. Этим они похожи друг на друга. Ребенку предлагают покатить круг, а затем фигуру овальной формы. Выясняют, что круг катится лучше, спрашивают почему.

Затем выясняют, чем ещё отличается фигура овальной формы от круга. Педагог накладывает фигуру овальной формы (меньшего размера) на круг, а потом круг на фигуру овальной формы (большего размера) и обращает внимание детей на то, что фигура овальной формы как бы удлинена, вытянута. Этим она отличается от круга.

Физкультурная минутка.

2-я часть: (работа с раздаточным материалом). У детей карточки с 2мя свободными полосками и конверты с моделями кругов (3 шт.) и фигур овальной формы (3 шт.) разного цвета и размера. Модели последовательно уменьшают в размере (например, диаметр круга от б до 2 см).

Воспитатель предлагает детям все фигуры овальной формы положить на верхнюю полоску карточки: Задают вопросы: «Сколько всего фигур овальной формы? Какого они цвета? Какого размера? Почему фигуры разного цвета и размера вы поместили на верхнюю полоску?»Н? «Верно, все они овальной формы», - подтверждает педагог ответы детей. Он предлагает обвести указательным пальцем все фигуры овальной формы, показать самую большую фигуру, самую маленькую, положить фигуры в ряд по порядку от самой большой до самой маленькой

Затем детям предлагают на нижнюю полоску в ряд по порядку положить все круги, начиная с самого маленького, выясняют, сколько всего кругов. Педагог предлагает 1 – 2 детям сначала назвать по порядку сравнительный размер кругов, а потом фигур овальной формы (Сравнивают количество разных фигур).

3-я часть: Воспитатель по очереди показывает таблицы с изображением предметов, составленных из кругов и фигур овальной формы: птица, мишка.

Детям предлагают назвать фигуры, составляющие аппликацию («Рисунок головы похож на круг, рисунок туловища – на фигуру овальной формы» и.т.д.)

 

 

После этого занятия целесообразно провести с подгруппами детей игру «Каждую фигуру на свое место» с целью знакомства детей с разновидностями фигур овальной формы (с разным соотношением осей).

Занятие 5.

Цель: Закрепить навыки счета и отсчета предметов в пределах 5; упражнять в запоминании одновременно 2 чисел, названий предметов и места их расположения; закрепить умение различать круг и фигуру овальной формы, квадрат и прямоугольник; определять отношения взаимного положения предметов на листе бумаги, обозначить эти отношения словами: вверху, внизу, слева, справа, посередине; располагать предметы по указанию воспитателя в определенной части листа.

Ход занятия: 1-я часть. Педагог по очереди показывает 4 таблицы. На 2 из них 3 геометрические фигуры (круг, фигура овальной формы и квадрат; прямоугольник, квадрат и треугольник) расположены вверху, внизу, посередине, а на других - слева, справа, посередине. Дают задание: показать фигуры, правильно их назвать и сказать, где они находятся. Первой надо назвать фигуру, которая находится посередине (в центре). Педагог может дать образец ответа. Если ребенок правильно назвал все фигуры и место их расположения, то ему все вместе хлопают в ладоши столько раз, сколько фигур на карточке.

2-я часть: (работа с раздаточным материалом). У каждого ребенка лист бумаги с набором моделей геометрических фигур.

Воспитатель сообщает детям о том, что сегодня они будут учиться запоминать, сколько, каких фигур и где надо положить.

Дают задание: положить 5 квадратов в ряд вверху листа («подальше от себя»), а 4 прямоугольника внизу листа («поближе к себе»); положить З кружка в ряд слева, а 2 фигуры овальной формы справа; положить 4 кружка вряд справа, а 3 фигуры овальной формы слева.

Выполняя задание, дети каждый раз поясняют, что сделали, сколько, каких фигур и где положили.

Педагог оценивает умение внимательно слушать и запоминать задание, отсчитывать нужное количество фигур и правильно их располагать. 3-я часть (работа с подгруппами детей).

Воспитатель вызывает (по очереди) детей и предлагает им встать в определенной части комнаты, сказать, что находится впереди, сзади, слева и справа от них. Всего вызывают 3-4 детей.

Занятие 6.

Цель: Показать образование чисел 6 и 7; научить детей вести счет и отсчет предметов в пределах 7; закрепить умение запоминать число предметов, находить направление на плоскости: слева, справа, посередине; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

 

Ход занятия: 1-я часть: Педагог указывает на 2 группы картинок, расположенных в один ряд па наборном полотне, на некотором расстоянии одна от другой. На картинках нарисованы синички и снегири. Воспитатель спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?>»

Ребенок размещает картинки в 2 ряда парами, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну - по 5. Воспитатель добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек?» Он считает синичек, выделяя интонацией новое слово шесть, и задает вопросы: «Сколько стало синичек? Как получилось б синичек? (Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало?).Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше: б или 5? Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну - по 6?

Далее добавляет снегиря и выясняет, сколько их стало, как получилось б снегирей. Затем убирает снегиря и спрашивает: «Как еще можно сделать, чтобы птиц стало поровну?» Подчеркивает, что, если убрать синицу, птиц станет поровну - по 5. Педагог убирает l синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось 5 синиц?» Снова добавляет по 1 птице в каждый ряди предлагает всем детям вместе (хором) сосчитать птиц. Аналогичным образом детей знакомят с образованием числа 7.

Физкультурная минутка: Детям предлагают поднять руки в стороны и сделать полуприседания под счет педагога до 6,7.

2-я часть: (работа с раздаточным материалом). Игровое упражнение «Покажи столько же». У каждого ребенка по 3 карточки, на которых нарисовано от 5 до 7игрушек. Детям предлагают сосчитать рисунки предметов па карточке и разложить карточки в ряд по порядку, чтобы слева лежала карточка с 5 предметами, за ней (посередине) - карточка с 6 предметами, справа - с 7 предметами.

На полку ставят несколько игрушек. Дети выбирают и показывают карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько игрушек на полочке. Каждый раз вызывают 2-3 детей, им предлагают объяснить, почему они подняли данную карточку.

3-я часть: Педагог по очереди вызывает 5-6 детей, указывает, где им, надо встать: «Сережа, подойди ко мне. Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя Вера, встань перед Ирой! И т. д.

Вызвав 5-6 человек, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади них стоит, Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где (от них) стоит (слева и справа).

Занятие 7.

Цель: Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7 и умение вести счет предметов в пределах 7; закрепить умение последовательно рассматривать расположение фигур орнамента, правильно называть фигуры и их пространственное расположение: посередине (в центре), вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур; упражнять в выборе фигур на ощупь; по зрительно воспринимаемому образцу.

Ход занятия: 1-я часть: (игровое упражнение «Что изменилось?.). На фланелеграфе располагают 5 фигур в следующем порядке: посередине —треугольник, вверху — квадрат, внизу — прямоугольник,: слева — фигура овальной формы, справа — круг.

Педагог объя


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.