Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-05 | 312 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вступление по случаю визита главы исмаилитов мира
Агахана IV в Таджикистане
(Хорог, 24 мая 1995 года)
Ваше Высочество Великий имам мавлоно Шокарим ал-Хусайни!
Уважаемые гости! Дорогие соотечественники!
Прежде всего, мне хотелось бы выразить свое глубокое уважение Его Высочеству Великому имаму Агахану IV, который в эти дни является дорогим гостем каждой таджикской семьи. Я приветствую его и сопровождающую его делегацию на таджикиской земле.
У нашего народа есть такая хорошая пословица: настоящего друга узнают в тяготах и лишениях. Трагические события последних лет также отчетливо показали нам, таджикистанцам, кто нам друг, а кто – враг.
Его Высочество Великий имам Агахан IV был одним из первых, кто осознал положение в Таджикистане, дал ему правильную и разумную оценку и протянул народу нашей страны руку помощи.
Эта поддержка Его Высочества заключалась не только в оказании материальной помощи Таджикистану. Мы, руководство только что созданного государства Таджикистан, в труднейшие моменты процесса решения проблем, связанных с Таджикистаном, на международном уровне, ощущали также психологическую и моральную поддержку Его Высочества Агахана IV, являющегося одной из влиятельных личностей современного мира.
Позвольте, Ваше Высочество, еще раз выразить Вам искреннюю благодарность всего народа Таджикистана за эту бескорыстную помощь.
Я помню, что в своем содержательном послании мне, Вы выражали надежду на то, что усилия правительства Таджикистана по достижению национального применения и мирному решению важнейших проблем увенчаются успехом.
Теперь Вы являетесь свидетелем того, что страна таджиков за короткий период после гражданской войны восстановилась, наш исконно миролюбивый, справедливый и трудолюбивый народ занят обустройством своей Родины и улучшением своей повседневной жизни.
|
Война, которую развязали авантюристические круги и внутренние ограниченные карьеристские группировки с целью раздробить Таджикистан и посеять зерна вражды и ненависти между различными регионами страны, не достигла своих грязных целей.
К счастью, абсолютное большинство народа Таджикистана, в том числе достойные жители Бадахшана, разгадали истинные цели, подоплеку этой опасной авантюры и осудили ее.
Мы с первых дней своей работы направили все средства, все свои усилия на то, чтобы в республике как можно скорее были восстановлены национальное согласие, мир и стабильность, чтобы вооруженные лица сложили оружие, чтобы вынужденные беженцы вернулись к своим очагам, чтобы все мы сообща, как один, занялись обустройством нашей единой и единственной Родины – Таджикистана.
Если Родина спокойна, спокоен каждый из нас, если Родина процветает, процветает каждый из нас. Если в одном из уголков дома непорядок, то в другом его уголке также не может быть спокойствия.
Указ Президента от 2 декабря 1994 года о сдаче оружия показал положительные результаты. К настоящему времени в республике изъяты более 18 тысяч стволов оружия, десятки единиц военной техники, сотни тонн боеприпасов, незаконно находившихся в руках населения.
Это в свою очередь, способствовало резкому снижению уровня организованной преступности. Количество таких преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось более чем в два раза.
Усилиями центрального правительства и местных органов власти из 697 тысяч 653 вынужденных беженцев 671 тысяч 200 человек возвращены к местам своего постоянного проживания. То есть осталось всего лишь 15 тысяч 234 человека.
Этой работе в значительной мере способствовали шаги правительства по организованному возвращению беженцев к местам их постоянного проживания. Прошлой зимой, несмотря на сложную обстановку и неблагоприятные погодные условия, нам удалось направить в некоторые районы ГБАО определенное количество продовольствия и обеспечить возвращение сотен беженцев в их дома.
|
В настоящее время в Бадахшане осталось 11 тысяч 714 беженцев, которые в кратчайшие сроки также будут возвращены к местам своего постоянного проживания.
Однако, я практически в каждом своем выступлении говорю и вновь повторяю: пока хоть один наш соотечественник остается беженцем, я как Президент страны не могу быть спокойным.
Наряду с этой работой, благодаря последовательным усилиям правительства, дружественных государств, в особенности России, влиятельных международных организаций неуклонно продолжается процесс переговоров с оппозицией.
Вы знаете, что несколько дней назад правительственная делегация под руководством Президента провела в Кабуле переговоры с руководителями оппозиции Саидом Абдулло Нури.
Ответственно заявляю Вам: для меня нет ничего более святого, чем спокойствие и процветание Родины, спокойствие и благополучие каждой таджикистанской семьи.
Несмотря на различные эмоции, соображение и рассуждение, я пошел на этот шаг, поскольку хотел поговорить с лидером оппозиции лицом к лицу, с глазу на глаз. В конце концов, до каких пор мы будем игрушкой в руках других, вести переговоры друг с другом при посредничестве, по указаниям и под контролем других? Разве это не зазорно для нас?
На этой встрече мы обсудили все острые и требующие решения вопросы, связанные с положением в Таджикистане, положением на границе, возвращением беженцев, остающихся в Афганистане и других странах, вопросы повестки дня четвертого раунда переговоров в Алма-Ате и другие вопросы.
Дорогие друзья!
Вопросы, связанные с Бадахшаном, забота о жителях этой области, обеспечение спокойствия и устойчивого мира в этом регионе постоянно находятся в центре внимания правительства и лично меня как Президента страны.
Несмотря на очень сложное экономическое положение, которое всем нам известно, в течение 1993-1994 годов в область были направлены тысячи тонн самых необходимых продуктов питания, топлива и т.д. Необходимо признать следующий факт: в любом случае население Бадахшана обеспечивалось лучше, чем жители ряда других регионов республики. По данным статистики, например, если в1994 году на душу населения ежемесячно приходилось по 5,7 килограмма муки, то в ГБАО этот показатель составил 8,75 килограмма.
|
Мы постоянно стремимся к тому, чтобы те товары народного потребления, которые выделяются области из фонда государства, доставлялись своевременно и без потерь. К сожалению, по известным всем причинам – неблагоприятное экономическое положение, нехватка горючего, средств транспорта и т.п. – нам не всегда удавалось добиться этого.
Однако наряду с этим находятся такие лица, которые, используя объективные трудности в провокационных целях, распускают слухи о том, что правительство, якобы, не проявляет заботы о Бадахшане и не уделяет ему внимания. Между тем истинное положение обстоит совершенно иначе.
К сожалению, не все товары и продукты, направляемые в область, прибывают на место назначения полностью и без потерь.
Я категорически требую от руководителей области, правоохранительных органов пресечь подобное расхищение и обеспечить строгий контроль за полной доставкой до места назначения товаров переводимых из центра.
12 апреля нынешнего года правительство Таджикистана приняло постановление о программе развития Горно-Бадахшанской Автономной области в 1995 году и на период до 2000 года.
Должен сказать, что эта программа, как с социально-экономической, так и с политической точки зрения является очень важной и ценной. В связи с этим правительство уделит серьезное внимание ее полной реализации.
Прежде чем эта программа была принята, по поручению Президента в области побывала специальные группы из числа членов правительства, ученых и специалистов, которые, ознакомившись с положением на месте, представили свои заключения правительству.
В связи с этим в программе определены реалистичные и научно обоснованные приоритетные направления социально-экономического развития области.
Следует обратить внимание на то, что в настоящее время поездки подобных компетентных правительственных групп в Бадахшан стали традиционными.
Однако вы знаете, что какой бы совершенной ни была программа, если мы не подкрепим ее практической работы, своими совместными усилиями, она утратит свою ценность.
|
Согласно указанному постановлению, задействованные ведомства и организации должны ежеквартально отчитываться перед правительством о ходе реализации программы. Ход выполнения некоторых важнейших пунктов программы, в частности, строительство автомобильной дороги Куляб-Хорог, завершение ГЭС «Памир-1», создание каскада малых ГЭС, строительство малых предприятий по переработке полезных ископаемых и т.д. находятся под постоянным контролем президента.
Вы знаете, в сегодняшних условиях сдача в эксплуатацию таких объектов, как ГЭС «Памир-1» - дело не легкое. Однако правительство республики, учитывая огромное значение этого объекта для народного хозяйства ГБАО, принимает все необходимые меры для пуска его в эксплуатацию.
Для этого мы даже были вынуждены отвлечь средства и ресурсы с других необходимых республике объектов, например, Рогунской и Сангтудинской ГЭС, и направить их на строительство ГЭС «Памир-1».
И в дальнейшем для полного завершения этой стройки будут приниматься все необходимые меры.
Правительство также уделяет первостепенное внимание дальнейшему строительству дороги Куляб-Хорог. Ведь содержание этой дороги имеет не только жизненно важное социально-экономическое значение. Оно важно и с политической точки зрения, с точки зрения укрепления независимости нашей страны, установления сотрудничества с соседними странами. Это дорога через Кайракумское шоссе и морские коммуникации свяжет нас с другими государствами мира.
Дорогие друзья!
Итак, вот уже на протяжении нескольких лет каждый житель Горно-Бадахшанской Автономной области, каждая бадахшанская семья, можно сказать вся республика ощущает бескорыстную и бесценную помощь принца Агахана.
Сегодня я со всей благодарностью и с чувством огромно гордости могу сказать, что между правительством Таджикистана и фондом Его Высочества Агахана, лично между Президентом республики и Великим имамом мавлоно Шокарим ал-Хусайни установились очень искренние и дружеские отношения, доброжелательность и взаимопонимание.
Его Высочество в своих посланиях и телеграммах, а также через своих представителей постоянно интересуется положением в Таджикистане, его трудностями и проблемами и выражает готовность оказать всестороннюю помощь и поддержку.
Будущее сотрудничества между Республикой Таджикистан и Организациями Его Высочества является очень обнадеживающим. Вы знаете, что Фондом Агахана разработана специальная программа содействия развитию Бадахшана, которая охватывает пять важнейших сфер жизни области: сельское хозяйство, энергетику, горную промышленность, здравоохранение и образование.
|
Правительство республики со своей стороны окажет всестороннее содействие полной и успешной реализации данной программы.
По сути дела, правительственная программа развития Бадахшана в 1995 году и на период до 2000 года, о которой я сказал выше, и Программа Фонда Агахана, будучи скоординованными и согласованными, дополняют друг друга.
Следует сказать, что опыт развития экономики Бадахшана в будущем может быть использован и в других регионах Таджикистана.
Принц Агахан не отделяет Бадахшан от Таджикистана и готов внести вклад в инвестирование и других районов республики. То, что в столице нашей страны находится отделение Фонда Агахана, свидетельствует о добрых и далеко идущих намерениях Его Высочества.
Однако самым важным аспектом этих программ, как Программы правительства, так и Программы содействия развитию Бадахшана, на мой взгляд, является то, что мы сами, своими силами на этой земле должны накормить и одеть население, обеспечить его жильем, образованием и здравоохранением. Представление о том, что пока мы будем сидеть сложа руки, наше имущество само по себе прирастет, а наши желудки насытятся, является глубоким заблуждением.
И Программа правительства, и Программа Фонда Агахана смогут быть эффективно реализованы лишь в том случае, если мы рука об руку займемся упорным трудом, забудем войну и распри, ненависть и злобу, защитим рубежи страны от внешнего вмешательства, укрепим мир и спокойствие, дружбу и товарищество в нашей любимой стране.
В сегодняшних условиях Бадахшана я, в особенности, считаю первоочередной задачей защиту границ нашей Родины. В конце концов, наш народ всегда приравнивал защиту границ Родины от внешнего вмешательства к защите чести и достоинства. Охраняя границы нашей Родины, мы защищаем свое достоинство.
В заключение своего выступления хотел бы привести один совет Его Высочества Шокарима ал-Хусайни: мы должны верит друг другу, ибо обстановка недоверия никогда не поможет единству и взаимопониманию.
Ваше Высочество мавлоно Шокарим ал-Хусайни! Еще раз приветствую Вас на благодарной Вам земле Таджикистана. Надеюсь, что этот Ваш дружеский и братский визит будет способствовать еще большему укреплению мира и стабильности в регионе, благополучию и спокойствию в Таджикистане. Будьте уверены в том, что Ваша благородная деятельность и деятельность руководимыми Вами организаций и в дальнейшем получат поддержку в нашей стране.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВСТРЕЧЕ С АКТИВОМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
(29 августа 1995 года)
Дорогие друзья!
Уважаемые учителя!
Сегодняшняя встреча для всех нас является, с одной стороны радостной, а с другой - грустной.
Радость вызывает то, что эта встреча проходит накануне празднования знаменательных для всех нас дат - Дня независимости Республики Таджикистан, 850-летия со дня рождения выдающегося сына Востока Мир Сайида Али Хамадони и начала нового учебного года.
Я, кроме того, рад, что сегодня имею возможность поговорить с вами откровенно, лицом к лицу, о тех, вызывающих озабоченность, трудностях и проблемах, которые накопились в системе школьного образования и воспитания подрастающих поколений.
С другой стороны, как я уже сказал, эта встреча для меня является грустной.
Я знаю, что вы, несмотря на свой самоотверженный труд и ту огромную ответственность, которая лежит на ваших плечах, испытываете большие трудности социального характера. Сегодня народ Таджикистана переживает самые трудные дни в своей жизни. Однако, как я уже неоднократно говорил ранее и вновь повторяю, пока мы не создадим достойные условия жизни для работников образования, науки, представителей интеллигенции, для тех, кто является творцом, воспитателем и хранителем духовности, нравственности и образования общества, не повысим их статус до надлежащего уровня, нам трудно будет рассчитывать на прогресс нашей страны.
Хочу заверить вас в том, что эта важная проблема постоянно находится в центре внимания правительства республики. Ни одно совещание, ни одна встреча или беседа, которые проводятся на уровне руководства страны, не проходят без обсуждения вопросов, связанных с заботой об учителях, работниках науки и образования, студентах, улучшением их социального положения.
Председателям областей, городов и районов, которые являются представителями президента на местах, с первого дня их назначения на эти должности, я дал специальное поручение взять под свой контроль вопросы заботы о школах и образовании. Всякий раз, когда я встречаюсь с ними, я предъявляю к ним строгий спрос за выполнение этого поручения.
Несмотря на сложное экономическое положение страны, правительство республики за последние один-два года изыскало возможности повышения до определенной степени заработной платы работникам отрасли образования, стипендий студентов и обеспечить их своевременную выплату.
Сегодня воплощаются в жизнь те льготы, которые заложены в законе об образовании. Заслуживает уважения то, что многие патриотически настроенные предприниматели откликнулись на наше обращение и внесли свой вклад в развитие школ и образования в стране.
К сожалению, число подобных благородных шагов пока незначительно. Я считаю, что менталитет наших бизнесменов и предпринимателей все еще на том уровне, когда они не могут связать свои личные интересы с интересами общества и интересами будущего поколения.
Если говорить о задачах и целях народного образования, следует подчеркнуть, что они заключаются в воспитании и совершенствовании будущего поколения в духе заботы о Родине, народе и обществе, такого поколения, на которое будет возложена ответственность за будущее Таджикистана.
Для воспитания и совершенствования этих поколений мы имеем все духовные, психологические, нравственные возможности и историческую базу. Наша древнейшая цивилизация, богатая история, огромное научное, литературное, художественное и духовное наследие, созданные нашими прадедами на протяжении тысячелетий, - все это является залогом того, что мы можем уверенно создать фундамент для воспитания будущих поколений нашей страны.
Приведу лишь один пример. Во время моего визита в Исламскую Республику Иран мне довелось побывать на архитектурном комплексе "Тахти-Джамшед". Сами развалины этого комплекса, сохранившиеся по прошествии тысячелетий, свидетельствуют о том, какой высокой культурой архитектуры, градостроительства, живописи и монументальной скульптуры обладали наши прадеды.
В этом городе система водоснабжения (водопровод), которую Европа освоила лишь в прошлом веке, уже существовала две с половиной тысячи лет назад.
Вспомните научные труды Абуали ибн Сино, Абурайхона Беруни, Фараби, Омара Хайяма и сотен других выдающихся представителей нашей нации, ставших основой для тех наук, которые сегодня именуются современными.
Почему я привел эти примеры?
Я хотел этим сказать, что сегодня, после обретения страной таджиков независимости и появления серьезной потребности в нахождении пути самостоятельного продвижения нашей республики к цивилизованному обществу, настало время организовать систему обучения и воспитания, школ и образования на фундаменте этих бесценных духовных, нравственных, культурных и этических богатств нашего народа с тем, чтобы национальная педагогика развивалась с учётом возможностей и требований современности и общечеловеческих ценностей.
Следует отметить, что в последнее время в этом направлении начата обнадеживающая работа. К таким шагам можно отнести принятие закона о языке, в обсуждение которого активный вклад внесли работники образования, "Положение об общеобразовательной школе" и, наконец, принятие закона об образовании избавляют работников образования от бесчисленного бумагописательства.
На основе этих важных документов и ряда других законодательных актов отрасль образования обретает новые формы и содержание. Сегодня в республике развивается процесс создания новых форм и структур обучения, включая колледжи, лицеи, гимназии. Уже сегодня в городе Душанбе, Турсунзадевском районе, городах Курган-Тюбе и Кулябе созданы двадцать три лицея и гимназии, которые приступили к работе. В новом учебном году в Душанбе начнет работу республиканский лицей для одаренных школьников, который будет находиться под покровительством Президента Республики Таджикистан. В среднеобразовательных школах необходимо ввести раздельное обучение. В высших учебных заведениях, уже начиная со второго курса обучения, следует ввести принятие экзаменов на основе тестов.
Имеющиеся результаты свидетельствуют о том, что такой метод имеет всесторонние преимущества перед традиционной методикой и отвечает международным стандартам.
Если, уж зашла речь о международных стандартах, приходится вновь повторить, что мы все еще отстаем от этого уровня. Разумеется, все понимают, что для достижения этого уровня мы должны располагать соответствующей материально-технической базой, включая компьютеры, наглядные пособия, технические и экспериментальные средства. Я уверен, что по мере улучшения экономического положения республики все эти вопросы будут решены. Озабоченность вызывает другое: мы до сих пор не можем правильно и эффективно использовать уже имеющиеся у нас возможности.
Сегодняшнее социально-экономическое положение страны показывает нам, кто из учителей является профессиональным, настоящим педагогом, а кто является случайной личностью. Те случайные для отрасли образования личности, которые не могли справиться с нынешними трудностями, сбежали из этой отрасли. По этой причине во многих средних школах республики, в высших учебных заведениях не хватает преподавателей. Однако это временное явление. Мы предпримем все меры по скорейшему решению этой проблемы.
В этой связи я, как Президент республики, хочу выразить благодарность всем настоящим преподавателям, которые правильно понимая нынешнее положение общества, не боясь трудностей, возникших в области образования, несмотря ни на что отдают всю свою душу нормализации и улучшению системы образования в стране.
С другой стороны, следует отметить, что многие молодые специалисты покидают места, куда они были направлены, из-за отсутствия жилья, несвоевременной выплаты заработной платы, отсутствия заботы о них со стороны местных органов власти. Правительство республики с целью улучшения использования молодых специалистов, закончивших высшие и средние специальные учебные заведения, получивших образование за счет бюджетных средств, должно принять специальное Постановление о том, чтобы они направлялись по распределению и заявкам министерств и ведомств и работали по месту распределения не меньше трех лет.
Местным органам власти, руководителям ведомств и организаций, колхозов и совхозов, отрасли образования необходимо обеспечить всем приходящим на работу молодым специалистам соответствующие условия, обеспечить им предоставление льгот, установленных государством для того, чтобы эти молодые специалисты трудились с полной отдачей.
Вместе с тем хотелось бы отметить низкий уровень некоторых выпускников университетов и педагогических институтов, не отвечающий современным требованиям. Среди студентов этих вузов зачастую имеются такие, кто выбрал эту профессию по случайности. Еще одной важной проблемой, требующей решения, является обеспечение школьников учебниками и другими учебными пособиями. До настоящего времени из перечня в 47 учебников и методической литературы отпечатано всего лишь десять наименований, причем не в полном количестве. Вину за это должны разделить "Тоджикматлубот", управление торговли "Тоджиккитоб" и ряд местных органов власти.
Вместе с тем, мы имеем возможность обеспечить не только себя, но другие библиотеки школ соседних республик книгами и учебниками на таджикском языке. В связи с этим министерству культуры и информации, "Тоджикматлуботу"', местным органам власти необходимо предпринять все необходимые срочные меры по обеспечению отрасли, образования и непосредственно школьников учебными пособиями и перевести эту работу в разряд своей первоочередной деятельности.
Следует также прояснить вопрос о независимости учреждений образования. В будущем возникнут такие образовательные учреждения, которые будут независимыми в выборе направлений стратегии развития, целей, содержания, методов работы, определения своей экономической и финансовой деятельности.
Ни в коем случае нельзя ставить преграды на пути проявления этих процессов, если они будут проходить в рамках закона.
Дорогие друзья!
В последние годы по инициативе местных хукуматов и соответствующих министерств создан ряд новых вузов, а также их филиалов и отделений в Хороге, Кулябе, Курган-тюбе, Турсунзадевском, Исфаринском, Канибадамском, Пенджикентском районах, Худжанде и Душанбе. Разумеется, это, с одной стороны станет фактором развития науки и культуры на местах.
Вместе с тем, прежде чем открывать вузы, их новые факультеты и филиалы следует определить, есть ли для этого соответствующая материально- техническая, кадровая база. К сожалению, министерство образования, финансов, экономических внешних связей и другие задействованные министерства не уделяют должного внимания этой работе.
В соответствии с Постановлением Правительства от 14 августа нынешнего года, пересмотрена структура высшего образования, в связи с чем, часть упомянутых вузов и отделений упразднятся. В связи с этим необходимо в ближайшее время провести аттестацию каждого высшего учебного заведения, всех учебных заведений сверху донизу.
Министерству образования следует в этой связи разработать конкретные мероприятия с целью ускорения процесса совершенствования структуры высшего образования.
Сегодня никто не сможет отрицать, что фундамент нашей будущей жизни закладывается именно в школе. Наряду с этим социальное развитие общества, его вхождение в рыночную экономику требуют внесения серьезных преобразований в содержание образования, которые в первую очередь, должны быть связаны с воспитанием такого гражданина, который бы опирался на высокие национальные, общечеловеческие и исторические ценности.
Сегодня необходимо подготовить таких специалистов, знания которых отвечали бы сегодняшним потребностям общества. В связи с этим, системе образования необходимо как можно скорее отказаться от старых стереотипов, осознать принципы демократического общества, способствовать созданию новой политической культуры, разъяснению среди населения сведений о рыночной экономике. Чем скорее мы избавимся от старых и привычных представлении об образовании, тем скорее мы приблизим воспитание и образование к мировым стандартам.
В связи с созданием рыночных условий нельзя избежать системы платного образования. Однако, в Конституции и в законе об образовании зафиксировано, что получение образования в средних общеобразовательных школах является бесплатным. Поэтому мы не должны допустить того, чтобы подрастающие поколения остались безграмотными.
Вместе с тем, если какое-либо предприятие, фирма или частное лицо имеют возможность открыть частную школу, такие шаги следует всецело поддерживать. Самое главное - такие школы должны работать в рамках закона. Хотелось бы также высказаться по вопросу зачисления студентов в вузы на договорной основе. Мы не против этого: пусть определенная часть граждан, если они имеют такие возможности, поступает в вузы на договорной основе, но при том обязательном условии, что они должны пройти приемные экзамены.
То общество, которое мы хотим построить, радикально отличается от того общества, в котором наш народ прожил на протяжении более семидесяти лет. Сегодня нравственные, политические и национальные ценности изменились и обрели новое содержание.
В связи с этим воспитание подрастающих поколений имеет стратегическое значение.
Одна из почетных задач школы заключается в воспитании в духе гуманизма подрастающих поколений, в обеспечении связи и преемственности поколений, с тем, чтобы они понимали свои права и обязанности перед народом и отчизной, обществом и государством. Другая задача современной школы заключается в разъяснении ученикам значения совместного развития культур народов, проживающих на территории Таджикистана и необходимости взаимного уважения культур и традиций всех народов страны.
Дорогие друзья!
Уважаемые учителя!
Как я уже сказал в начале своего выступления, то общество, которое не уважает представителей образования, преподавателей и учителей, не сможет добиться успеха на своем пути к развитию.
В заключение хотел бы сказать, что повышение авторитета учителей и системы образования во многом зависит и от вас самих.
Всегда, когда вы проявляете личный, добрый пример, повышаете уровень своих знаний, вы заслуживаете все большее уважение со стороны членов общества.
Поздравляя вас и в вашем лице всех работников системы образования республики с наступлением нового учебного года, желаю вам крепкого здоровья, терпения и стойкости, больших успехов в работе по воспитанию подрастающих поколений.
ОСТАВИМ ПАМЯТЬ О СЕБЕ
Выступление на торжественном собрании, посвященном 680-летию великого ученого и мыслителя Востока Мирсайида Али Хамадани
(4 сентября 1995 года)
Уважаемые дамы и господа!
Дороги гости!
Уважаемые друзья!
Я приветствую всех вас на праздновании 680-й годовщины со дня рождения великого ученого, поэта и мыслителя Мирсайида Али Хамадани. Яркая и светлая звезда вот уже на протяжении более чем 600 лет из глубины веков освещает нас светом знаний и мудрости. Этим ярким светилом, несомненно, является мудрый ученый, оригинальный писатель, пытливый мыслитель Мирсайид Али Хамадани, прозванный великим правителем, вторым Али.
Сегодня перед вами выступят ученые и специалисты с докладами о жизни, произведениях, научно-просветительских аспектах учения Мирсайида Али Хамадани.
Мирсайиду Али Хамадани была предназначена удивительная и славная судьба. Будучи выходцем из иранского хамадана, он дорог Таджикистану, является гордостью Индии и Пакистана, любимцем Афганистана.
Значительную часть жизненного пути Мирсайида Али Хамадани составляют его более чем двадцатилетние путешествия и странствования. По поручению своего наставника Махмуда Маздакони он побывал в Балхе и Бадахшане, Хатлоне и Маздаконе, Йезде и Сирии, Багдаде и Византии, Индии и Китае, Мавераннахре и Сарандебе, проводя научные и литературные диспуты с писателями и учеными.
В этом мире каждый человек, знакомясь и обогащаясь с другими людьми, оставляет память о себе для будущих поколений.
Мирсайид Али Хамадани был светом просветительства, благодаря любимым им искусствам, наукам и пропаганде религии создает, по словам великого ученого Икбола, в Индии, Китае, арабских странах своего рода маленький Иран.
Среди великих мыслителей для Мирсайида Али Хамадани не существовало преград. Достигнув зрелости на своей Родине, в Иранском Хамадане, он продолжил свою научную, литературную и просветительскую деятельность в Хатлоне и Бадахшане, Индии, Пакистане и Бухаре.
В этих странах он был не простым путешественником, а выполнял миссию посла науки и литературы, культуры и знаний.
По сути дела, такие великие личности, как Мирсайид Али Хамадани, не принадлежат только лишь одной какой-то нации или стране, какому-то религиозному течению. Их величие выходит за эти рамки, поскольку они, ради служения человечеству, расширяли границы мира, ярким свидетельством чего является их признание и уважение к ним со стороны различных наций и народов.
Несомненно, Мирсайид Али Хамадани относится к числу таких выдающихся личностей, слава о которых и влияние которых отчетливо осознаются в Таджикистане и Пакистане, Индии и Иране, Афганистане и Узбекистане, в арабских странах.
Именно поэтому письменные и печатные экземпляры его произведений хранятся в библиотеках Таджикистана, Узбекистана, Швеции, Англии, Франции, Голландии, Пакистана, Индии, Афганистана, Ирана, Китая, Турции и других стран.
Его научно-философские трактаты и труды переведены и опубликованы на урду, турецком, латинском, французском и узбекском языках.
В знак признания Али Хамадани и чувства искреннего уважения различных стран к нему созданы различные мемориальные памятники, посвященные ему. В их числе можно назвать памятники Алидам в Хамадане, величественную мечеть в кашмирском городе Срикагар, Мазар Похли в Пакистане и известный мавзолей в Хатлоне.
Очень велико значение многочисленных и высокоидейных трудов Мирсайида Али Хамадани для современных ему, а в особенности последующих их писателей и мыслителей.
Его трактаты перевели на различные языки Джафар Бадахши, Мухаммад Нурбахш, Розен Мюллер, Чарльз Солвет, Низомуддин Торуми. Абдурахмоно Джоми, Сулаймн Балхи, Ахмад Дониш оставляли комментарии и толкования его трактатов.
Бесценные произведения Мирсайида Али Хамадани, которые на протяжении вот уже шестисот лет наставляют народ на 6лагие дела, добрые слова, достижение справедливости, дружбы и товарищества, стали одной из общечеловеческих духовных ценностей.
Всем известно, что одной из величайших заслуг мудрецов являются уважение и любовь к человечеству. Несомненно, Али Хамадани также относится к числу таких мыслителей, сущность учения которых составляют идеи гуманизма и человеколюбия.
Краеугольным камнем произведений Мирсайида Али Хамадани являются описание человека, возвышение его роли и величия, защита его жизненных интересов, подчеркивание социального и политического значения каждой личности, уважение к женщине-матери, развитие и совершенствование философско-просветительских традиций самосознания и самопознания, пути и способы нравственного воспитания.
Этот благородный человек остался в памяти благодаря своим трудам, которые, выдержав испытание историей, являются ценными в любое время и в любую эпоху. Многие его ценные идеи полезны для осуществления задач светских режимов и для каждого социального строя, основанного на справедливости.
Наука о государственном управлении, соблюдение принципов справедливости и высокой духовности и сегодня могут служить основами государства и государственности.
Этот великий мыслитель видит главной основой государственности и важнейшее условие укрепления общества в спокойствии и согласии семьи.
Чистые и уважительные отношения в семье, межу отцом и матерью, матерью и детьми, родственниками, поддержка тем, кто не может работать, по мнению мыслителя, являются тем связующим звеном, которое может объединить одну семью с другой, одно общество с другим, и, наконец, всех поданных государства. Как вы видите, на данном трудном этапе построения своего государства мы нуждаемся именно в таком единении общества.
Следует отметить еще одно: согласно философии Мирсайида али Хамадани, если правитель имеет по отношению к гражданам десять преимуществ, то граждане по отношению к правителю имеют таких преимущества в два раза больше, то есть двадцать преимуществ.
Великий Мирсайид Али Хамадани, вопреки официального убеждения его эпохи, не считает правителей и халифов тенью бога на земле. По его убеждению, те правители, которые не соблюдают принципов справедливости добродеяний и подчиняются своим эмоциям, являются врагами всевышнего и его пророка.
Наиболее устойчивым звеном устойчивости государства, по мнению Амирджона, являются принципы: не предавать и обеспечивать единство слова и дела. Эта истина и сегодня весьма поучительна для руководителей всех звеньев нашей системы государственного управления.
В наше время, когда вследствие краха различных социально-политических режимов, возникновения нежелательных явлений, различных ожесточенных конфликтов человеческое сообщество сталкивается со многими сложными проблемами, мудрые мысли Мирсайида Али Хамадани могут служить для нас очень ценным наставлением.
В числе тех десяти условий, которые Али Хамадани считал необходимыми и обязательными для царей и правителей, он, в частности, назвал в первую очередь не защиту интересов конкретных людей или определенных групп, а защиту устремлений и чаяний трудящихся людей, простого народа.
Мыслитель даже ставил удовлетворение нуждающихся выше, чем поклонения и почитание всевышнего. По его мнению, человеческий фактор стоит выше фактора религиозного.
Главные философские устремления этого мудрого человека были направлены на достижение каждым членом общества высокого совершенства, с тем, чтобы он мог бы очистить наши материальный и телесный миры от недостатков, элементов распущенности и на основе терпимости, знаний и просвещенности, упорных усилий, преданности и дружбы достиг высшего физического и духовного совершенства.
Оригинальность нравственного учения Мирсайида Али Хамад
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!