Друг – тот, кто подает руку помощи — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Друг – тот, кто подает руку помощи

2017-06-05 312
Друг – тот, кто подает руку помощи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вступление по случаю визита главы исмаилитов мира

Агахана IV в Таджикистане

(Хорог, 24 мая 1995 года)

 

Ваше Высочество Великий имам мавлоно Шокарим ал-Хусайни!

Уважаемые гости! Дорогие соотечественники!

 

Прежде всего, мне хотелось бы выразить свое глубокое уважение Его Высочеству Великому имаму Агахану IV, который в эти дни является дорогим гостем каждой таджикской семьи. Я приветствую его и сопровождающую его делегацию на таджикиской земле.

У нашего народа есть такая хорошая пословица: настоящего друга узнают в тяготах и лишениях. Трагические события последних лет также отчетливо показали нам, таджикистанцам, кто нам друг, а кто – враг.

Его Высочество Великий имам Агахан IV был одним из первых, кто осознал положение в Таджикистане, дал ему правильную и разумную оценку и протянул народу нашей страны руку помощи.

Эта поддержка Его Высочества заключалась не только в оказании материальной помощи Таджикистану. Мы, руководство только что созданного государства Таджикистан, в труднейшие моменты процесса решения проблем, связанных с Таджикистаном, на международном уровне, ощущали также психологическую и моральную поддержку Его Высочества Агахана IV, являющегося одной из влиятельных личностей современного мира.

Позвольте, Ваше Высочество, еще раз выразить Вам искреннюю благодарность всего народа Таджикистана за эту бескорыстную помощь.

Я помню, что в своем содержательном послании мне, Вы выражали надежду на то, что усилия правительства Таджикистана по достижению национального применения и мирному решению важнейших проблем увенчаются успехом.

Теперь Вы являетесь свидетелем того, что страна таджиков за короткий период после гражданской войны восстановилась, наш исконно миролюбивый, справедливый и трудолюбивый народ занят обустройством своей Родины и улучшением своей повседневной жизни.

Война, которую развязали авантюристические круги и внутренние ограниченные карьеристские группировки с целью раздробить Таджикистан и посеять зерна вражды и ненависти между различными регионами страны, не достигла своих грязных целей.

К счастью, абсолютное большинство народа Таджикистана, в том числе достойные жители Бадахшана, разгадали истинные цели, подоплеку этой опасной авантюры и осудили ее.

Мы с первых дней своей работы направили все средства, все свои усилия на то, чтобы в республике как можно скорее были восстановлены национальное согласие, мир и стабильность, чтобы вооруженные лица сложили оружие, чтобы вынужденные беженцы вернулись к своим очагам, чтобы все мы сообща, как один, занялись обустройством нашей единой и единственной Родины – Таджикистана.

Если Родина спокойна, спокоен каждый из нас, если Родина процветает, процветает каждый из нас. Если в одном из уголков дома непорядок, то в другом его уголке также не может быть спокойствия.

Указ Президента от 2 декабря 1994 года о сдаче оружия показал положительные результаты. К настоящему времени в республике изъяты более 18 тысяч стволов оружия, десятки единиц военной техники, сотни тонн боеприпасов, незаконно находившихся в руках населения.

Это в свою очередь, способствовало резкому снижению уровня организованной преступности. Количество таких преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось более чем в два раза.

Усилиями центрального правительства и местных органов власти из 697 тысяч 653 вынужденных беженцев 671 тысяч 200 человек возвращены к местам своего постоянного проживания. То есть осталось всего лишь 15 тысяч 234 человека.

Этой работе в значительной мере способствовали шаги правительства по организованному возвращению беженцев к местам их постоянного проживания. Прошлой зимой, несмотря на сложную обстановку и неблагоприятные погодные условия, нам удалось направить в некоторые районы ГБАО определенное количество продовольствия и обеспечить возвращение сотен беженцев в их дома.

В настоящее время в Бадахшане осталось 11 тысяч 714 беженцев, которые в кратчайшие сроки также будут возвращены к местам своего постоянного проживания.

Однако, я практически в каждом своем выступлении говорю и вновь повторяю: пока хоть один наш соотечественник остается беженцем, я как Президент страны не могу быть спокойным.

Наряду с этой работой, благодаря последовательным усилиям правительства, дружественных государств, в особенности России, влиятельных международных организаций неуклонно продолжается процесс переговоров с оппозицией.

Вы знаете, что несколько дней назад правительственная делегация под руководством Президента провела в Кабуле переговоры с руководителями оппозиции Саидом Абдулло Нури.

Ответственно заявляю Вам: для меня нет ничего более святого, чем спокойствие и процветание Родины, спокойствие и благополучие каждой таджикистанской семьи.

Несмотря на различные эмоции, соображение и рассуждение, я пошел на этот шаг, поскольку хотел поговорить с лидером оппозиции лицом к лицу, с глазу на глаз. В конце концов, до каких пор мы будем игрушкой в руках других, вести переговоры друг с другом при посредничестве, по указаниям и под контролем других? Разве это не зазорно для нас?

На этой встрече мы обсудили все острые и требующие решения вопросы, связанные с положением в Таджикистане, положением на границе, возвращением беженцев, остающихся в Афганистане и других странах, вопросы повестки дня четвертого раунда переговоров в Алма-Ате и другие вопросы.

Дорогие друзья!

Вопросы, связанные с Бадахшаном, забота о жителях этой области, обеспечение спокойствия и устойчивого мира в этом регионе постоянно находятся в центре внимания правительства и лично меня как Президента страны.

Несмотря на очень сложное экономическое положение, которое всем нам известно, в течение 1993-1994 годов в область были направлены тысячи тонн самых необходимых продуктов питания, топлива и т.д. Необходимо признать следующий факт: в любом случае население Бадахшана обеспечивалось лучше, чем жители ряда других регионов республики. По данным статистики, например, если в1994 году на душу населения ежемесячно приходилось по 5,7 килограмма муки, то в ГБАО этот показатель составил 8,75 килограмма.

Мы постоянно стремимся к тому, чтобы те товары народного потребления, которые выделяются области из фонда государства, доставлялись своевременно и без потерь. К сожалению, по известным всем причинам – неблагоприятное экономическое положение, нехватка горючего, средств транспорта и т.п. – нам не всегда удавалось добиться этого.

Однако наряду с этим находятся такие лица, которые, используя объективные трудности в провокационных целях, распускают слухи о том, что правительство, якобы, не проявляет заботы о Бадахшане и не уделяет ему внимания. Между тем истинное положение обстоит совершенно иначе.

К сожалению, не все товары и продукты, направляемые в область, прибывают на место назначения полностью и без потерь.

Я категорически требую от руководителей области, правоохранительных органов пресечь подобное расхищение и обеспечить строгий контроль за полной доставкой до места назначения товаров переводимых из центра.

12 апреля нынешнего года правительство Таджикистана приняло постановление о программе развития Горно-Бадахшанской Автономной области в 1995 году и на период до 2000 года.

Должен сказать, что эта программа, как с социально-экономической, так и с политической точки зрения является очень важной и ценной. В связи с этим правительство уделит серьезное внимание ее полной реализации.

Прежде чем эта программа была принята, по поручению Президента в области побывала специальные группы из числа членов правительства, ученых и специалистов, которые, ознакомившись с положением на месте, представили свои заключения правительству.

В связи с этим в программе определены реалистичные и научно обоснованные приоритетные направления социально-экономического развития области.

Следует обратить внимание на то, что в настоящее время поездки подобных компетентных правительственных групп в Бадахшан стали традиционными.

Однако вы знаете, что какой бы совершенной ни была программа, если мы не подкрепим ее практической работы, своими совместными усилиями, она утратит свою ценность.

Согласно указанному постановлению, задействованные ведомства и организации должны ежеквартально отчитываться перед правительством о ходе реализации программы. Ход выполнения некоторых важнейших пунктов программы, в частности, строительство автомобильной дороги Куляб-Хорог, завершение ГЭС «Памир-1», создание каскада малых ГЭС, строительство малых предприятий по переработке полезных ископаемых и т.д. находятся под постоянным контролем президента.

Вы знаете, в сегодняшних условиях сдача в эксплуатацию таких объектов, как ГЭС «Памир-1» - дело не легкое. Однако правительство республики, учитывая огромное значение этого объекта для народного хозяйства ГБАО, принимает все необходимые меры для пуска его в эксплуатацию.

Для этого мы даже были вынуждены отвлечь средства и ресурсы с других необходимых республике объектов, например, Рогунской и Сангтудинской ГЭС, и направить их на строительство ГЭС «Памир-1».

И в дальнейшем для полного завершения этой стройки будут приниматься все необходимые меры.

Правительство также уделяет первостепенное внимание дальнейшему строительству дороги Куляб-Хорог. Ведь содержание этой дороги имеет не только жизненно важное социально-экономическое значение. Оно важно и с политической точки зрения, с точки зрения укрепления независимости нашей страны, установления сотрудничества с соседними странами. Это дорога через Кайракумское шоссе и морские коммуникации свяжет нас с другими государствами мира.

Дорогие друзья!

Итак, вот уже на протяжении нескольких лет каждый житель Горно-Бадахшанской Автономной области, каждая бадахшанская семья, можно сказать вся республика ощущает бескорыстную и бесценную помощь принца Агахана.

Сегодня я со всей благодарностью и с чувством огромно гордости могу сказать, что между правительством Таджикистана и фондом Его Высочества Агахана, лично между Президентом республики и Великим имамом мавлоно Шокарим ал-Хусайни установились очень искренние и дружеские отношения, доброжелательность и взаимопонимание.

Его Высочество в своих посланиях и телеграммах, а также через своих представителей постоянно интересуется положением в Таджикистане, его трудностями и проблемами и выражает готовность оказать всестороннюю помощь и поддержку.

Будущее сотрудничества между Республикой Таджикистан и Организациями Его Высочества является очень обнадеживающим. Вы знаете, что Фондом Агахана разработана специальная программа содействия развитию Бадахшана, которая охватывает пять важнейших сфер жизни области: сельское хозяйство, энергетику, горную промышленность, здравоохранение и образование.

Правительство республики со своей стороны окажет всестороннее содействие полной и успешной реализации данной программы.

По сути дела, правительственная программа развития Бадахшана в 1995 году и на период до 2000 года, о которой я сказал выше, и Программа Фонда Агахана, будучи скоординованными и согласованными, дополняют друг друга.

Следует сказать, что опыт развития экономики Бадахшана в будущем может быть использован и в других регионах Таджикистана.

Принц Агахан не отделяет Бадахшан от Таджикистана и готов внести вклад в инвестирование и других районов республики. То, что в столице нашей страны находится отделение Фонда Агахана, свидетельствует о добрых и далеко идущих намерениях Его Высочества.

Однако самым важным аспектом этих программ, как Программы правительства, так и Программы содействия развитию Бадахшана, на мой взгляд, является то, что мы сами, своими силами на этой земле должны накормить и одеть население, обеспечить его жильем, образованием и здравоохранением. Представление о том, что пока мы будем сидеть сложа руки, наше имущество само по себе прирастет, а наши желудки насытятся, является глубоким заблуждением.

И Программа правительства, и Программа Фонда Агахана смогут быть эффективно реализованы лишь в том случае, если мы рука об руку займемся упорным трудом, забудем войну и распри, ненависть и злобу, защитим рубежи страны от внешнего вмешательства, укрепим мир и спокойствие, дружбу и товарищество в нашей любимой стране.

В сегодняшних условиях Бадахшана я, в особенности, считаю первоочередной задачей защиту границ нашей Родины. В конце концов, наш народ всегда приравнивал защиту границ Родины от внешнего вмешательства к защите чести и достоинства. Охраняя границы нашей Родины, мы защищаем свое достоинство.

В заключение своего выступления хотел бы привести один совет Его Высочества Шокарима ал-Хусайни: мы должны верит друг другу, ибо обстановка недоверия никогда не поможет единству и взаимопониманию.

Ваше Высочество мавлоно Шокарим ал-Хусайни! Еще раз приветствую Вас на благодарной Вам земле Таджикистана. Надеюсь, что этот Ваш дружеский и братский визит будет способствовать еще большему укреплению мира и стабильности в регионе, благополучию и спокойствию в Таджикистане. Будьте уверены в том, что Ваша благородная деятельность и деятельность руководимыми Вами организаций и в дальнейшем получат поддержку в нашей стране.

 


ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ВСТРЕЧЕ С АКТИВОМ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ

(29 августа 1995 года)

 

Дорогие друзья!

Уважаемые учителя!

Сегодняшняя встреча для всех нас является, с одной стороны радостной, а с другой - грустной.

Радость вызывает то, что эта встреча проходит накануне празднования знаменательных для всех нас дат - Дня независимости Республики Таджикистан, 850-летия со дня рождения выдающегося сына Востока Мир Сайида Али Хамадони и начала нового учебного года.

Я, кроме того, рад, что сегодня имею возможность поговорить с вами откровенно, лицом к лицу, о тех, вызывающих озабоченность, трудностях и проблемах, которые накопились в системе школьного образования и воспитания подрастающих поколений.

С другой стороны, как я уже сказал, эта встреча для меня является грустной.

Я знаю, что вы, несмотря на свой самоотверженный труд и ту огромную ответственность, которая лежит на ваших плечах, испытываете большие трудности социального характера. Сегодня народ Таджикистана переживает самые трудные дни в своей жизни. Однако, как я уже неоднократно говорил ранее и вновь повторяю, пока мы не создадим достойные условия жизни для работников образования, науки, представителей интеллигенции, для тех, кто является творцом, воспитателем и хранителем духовности, нравственности и образования общества, не повысим их статус до надлежащего уровня, нам трудно будет рассчитывать на прогресс нашей страны.

Хочу заверить вас в том, что эта важная проблема постоянно находится в центре внимания правительства республики. Ни одно совещание, ни одна встреча или беседа, которые проводятся на уровне руководства страны, не проходят без обсуждения вопросов, связанных с заботой об учителях, работниках науки и образования, студентах, улучшением их социального положения.

Председателям областей, городов и районов, которые являются представителями президента на местах, с первого дня их назначения на эти должности, я дал специальное поручение взять под свой контроль вопросы заботы о школах и образовании. Всякий раз, когда я встречаюсь с ними, я предъявляю к ним строгий спрос за выполнение этого поручения.

Несмотря на сложное экономическое положение страны, правительство республики за последние один-два года изыскало возможности повышения до определенной степени заработной платы работникам отрасли образования, стипендий студентов и обеспечить их своевременную выплату.

Сегодня воплощаются в жизнь те льготы, которые заложены в законе об образовании. Заслуживает уважения то, что многие патриотически настроенные предприниматели откликнулись на наше обращение и внесли свой вклад в развитие школ и образования в стране.

К сожалению, число подобных благородных шагов пока незначительно. Я считаю, что менталитет наших бизнесменов и предпринимателей все еще на том уровне, когда они не могут связать свои личные интересы с интересами общества и интересами будущего поколения.

Если говорить о задачах и целях народного образования, следует подчеркнуть, что они заключаются в воспитании и совершенствовании будущего поколения в духе заботы о Родине, народе и обществе, такого поколения, на которое будет возложена ответственность за будущее Таджикистана.

Для воспитания и совершенствования этих поколений мы имеем все духовные, психологические, нравственные возможности и историческую базу. Наша древнейшая цивилизация, богатая история, огромное научное, литературное, художественное и духовное наследие, созданные нашими прадедами на протяжении тысячелетий, - все это является залогом того, что мы можем уверенно создать фундамент для воспитания будущих поколений нашей страны.

Приведу лишь один пример. Во время моего визита в Исламскую Республику Иран мне довелось побывать на архитектурном комплексе "Тахти-Джамшед". Сами развалины этого комплекса, сохранившиеся по прошествии тысячелетий, свидетельствуют о том, какой высокой культурой архитектуры, градостроительства, живописи и монументальной скульптуры обладали наши прадеды.

В этом городе система водоснабжения (водопровод), которую Европа освоила лишь в прошлом веке, уже существовала две с половиной тысячи лет назад.

Вспомните научные труды Абуали ибн Сино, Абурайхона Беруни, Фараби, Омара Хайяма и сотен других выдающихся представителей нашей нации, ставших основой для тех наук, которые сегодня именуются современными.

Почему я привел эти примеры?

Я хотел этим сказать, что сегодня, после обретения страной таджиков независимости и появления серьезной потребности в нахождении пути самостоятельного продвижения нашей республики к цивилизованному обществу, настало время организовать систему обучения и воспитания, школ и образования на фундаменте этих бесценных духовных, нравственных, культурных и этических богатств нашего народа с тем, чтобы национальная педагогика развивалась с учётом возможностей и требований современности и общечеловеческих ценностей.

Следует отметить, что в последнее время в этом направлении начата обнадеживающая работа. К таким шагам можно отнести принятие закона о языке, в обсуждение которого активный вклад внесли работники образования, "Положение об общеобразовательной школе" и, наконец, принятие закона об образовании избавляют работников образования от бесчисленного бумагописательства.

На основе этих важных документов и ряда других законодательных актов отрасль образования обретает новые формы и содержание. Сегодня в республике развивается процесс создания новых форм и структур обучения, включая колледжи, лицеи, гимназии. Уже сегодня в городе Душанбе, Турсунзадевском районе, городах Курган-Тюбе и Кулябе созданы двадцать три лицея и гимназии, которые приступили к работе. В новом учебном году в Душанбе начнет работу республиканский лицей для одаренных школьников, который будет находиться под покровительством Президента Республики Таджикистан. В среднеобразовательных школах необходимо ввести раздельное обучение. В высших учебных заведениях, уже начиная со второго курса обучения, следует ввести принятие экзаменов на основе тестов.

Имеющиеся результаты свидетельствуют о том, что такой метод имеет всесторонние преимущества перед традиционной методикой и отвечает международным стандартам.

Если, уж зашла речь о международных стандартах, приходится вновь повторить, что мы все еще отстаем от этого уровня. Разумеется, все понимают, что для достижения этого уровня мы должны располагать соответствующей материально-технической базой, включая компьютеры, наглядные пособия, технические и экспериментальные средства. Я уверен, что по мере улучшения экономического положения республики все эти вопросы будут решены. Озабоченность вызывает другое: мы до сих пор не можем правильно и эффективно использовать уже имеющиеся у нас возможности.

Сегодняшнее социально-экономическое положение страны показывает нам, кто из учителей является профессиональным, настоящим педагогом, а кто является случайной личностью. Те случайные для отрасли образования личности, которые не могли справиться с нынешними трудностями, сбежали из этой отрасли. По этой причине во многих средних школах республики, в высших учебных заведениях не хватает преподавателей. Однако это временное явление. Мы предпримем все меры по скорейшему решению этой проблемы.

В этой связи я, как Президент республики, хочу выразить благодарность всем настоящим преподавателям, которые правильно понимая нынешнее положение общества, не боясь трудностей, возникших в области образования, несмотря ни на что отдают всю свою душу нормализации и улучшению системы образования в стране.

С другой стороны, следует отметить, что многие молодые специалисты покидают места, куда они были направлены, из-за отсутствия жилья, несвоевременной выплаты заработной платы, отсутствия заботы о них со стороны местных органов власти. Правительство республики с целью улучшения использования молодых специалистов, закончивших высшие и средние специальные учебные заведения, получивших образование за счет бюджетных средств, должно принять специальное Постановление о том, чтобы они направлялись по распределению и заявкам министерств и ведомств и работали по месту распределения не меньше трех лет.

Местным органам власти, руководителям ведомств и организаций, колхозов и совхозов, отрасли образования необходимо обеспечить всем приходящим на работу молодым специалистам соответствующие условия, обеспечить им предоставление льгот, установленных государством для того, чтобы эти молодые специалисты трудились с полной отдачей.

Вместе с тем хотелось бы отметить низкий уровень некоторых выпускников университетов и педагогических институтов, не отвечающий современным требованиям. Среди студентов этих вузов зачастую имеются такие, кто выбрал эту профессию по случайности. Еще одной важной проблемой, требующей решения, является обеспечение школьников учебниками и другими учебными пособиями. До настоящего времени из перечня в 47 учебников и методической литературы отпечатано всего лишь десять наименований, причем не в полном количестве. Вину за это должны разделить "Тоджикматлубот", управление торговли "Тоджиккитоб" и ряд местных органов власти.

Вместе с тем, мы имеем возможность обеспечить не только себя, но другие библиотеки школ соседних республик книгами и учебниками на таджикском языке. В связи с этим министерству культуры и информации, "Тоджикматлуботу"', местным органам власти необходимо предпринять все необходимые срочные меры по обеспечению отрасли, образования и непосредственно школьников учебными пособиями и перевести эту работу в разряд своей первоочередной деятельности.

Следует также прояснить вопрос о независимости учреждений образования. В будущем возникнут такие образовательные учреждения, которые будут независимыми в выборе направлений стратегии развития, целей, содержания, методов работы, определения своей экономической и финансовой деятельности.

Ни в коем случае нельзя ставить преграды на пути проявления этих процессов, если они будут проходить в рамках закона.

Дорогие друзья!

В последние годы по инициативе местных хукуматов и соответствующих министерств создан ряд новых вузов, а также их филиалов и отделений в Хороге, Кулябе, Курган-тюбе, Турсунзадевском, Исфаринском, Канибадамском, Пенджикентском районах, Худжанде и Душанбе. Разумеется, это, с одной стороны станет фактором развития науки и культуры на местах.

Вместе с тем, прежде чем открывать вузы, их новые факультеты и филиалы следует определить, есть ли для этого соответствующая материально- техническая, кадровая база. К сожалению, министерство образования, финансов, экономических внешних связей и другие задействованные министерства не уделяют должного внимания этой работе.

В соответствии с Постановлением Правительства от 14 августа нынешнего года, пересмотрена структура высшего образования, в связи с чем, часть упомянутых вузов и отделений упразднятся. В связи с этим необходимо в ближайшее время провести аттестацию каждого высшего учебного заведения, всех учебных заведений сверху донизу.

Министерству образования следует в этой связи разработать конкретные мероприятия с целью ускорения процесса совершенствования структуры высшего образования.

Сегодня никто не сможет отрицать, что фундамент нашей будущей жизни закладывается именно в школе. Наряду с этим социальное развитие общества, его вхождение в рыночную экономику требуют внесения серьезных преобразований в содержание образования, которые в первую очередь, должны быть связаны с воспитанием такого гражданина, который бы опирался на высокие национальные, общечеловеческие и исторические ценности.

Сегодня необходимо подготовить таких специалистов, знания которых отвечали бы сегодняшним потребностям общества. В связи с этим, системе образования необходимо как можно скорее отказаться от старых стереотипов, осознать принципы демократического общества, способствовать созданию новой политической культуры, разъяснению среди населения сведений о рыночной экономике. Чем скорее мы избавимся от старых и привычных представлении об образовании, тем скорее мы приблизим воспитание и образование к мировым стандартам.

В связи с созданием рыночных условий нельзя избежать системы платного образования. Однако, в Конституции и в законе об образовании зафиксировано, что получение образования в средних общеобразовательных школах является бесплатным. Поэтому мы не должны допустить того, чтобы подрастающие поколения остались безграмотными.

Вместе с тем, если какое-либо предприятие, фирма или частное лицо имеют возможность открыть частную школу, такие шаги следует всецело поддерживать. Самое главное - такие школы должны работать в рамках закона. Хотелось бы также высказаться по вопросу зачисления студентов в вузы на договорной основе. Мы не против этого: пусть определенная часть граждан, если они имеют такие возможности, поступает в вузы на договорной основе, но при том обязательном условии, что они должны пройти приемные экзамены.

То общество, которое мы хотим построить, радикально отличается от того общества, в котором наш народ прожил на протяжении более семидесяти лет. Сегодня нравственные, политические и национальные ценности изменились и обрели новое содержание.

В связи с этим воспитание подрастающих поколений имеет стратегическое значение.

Одна из почетных задач школы заключается в воспитании в духе гуманизма подрастающих поколений, в обеспечении связи и преемственности поколений, с тем, чтобы они понимали свои права и обязанности перед народом и отчизной, обществом и государством. Другая задача современной школы заключается в разъяснении ученикам значения совместного развития культур народов, проживающих на территории Таджикистана и необходимости взаимного уважения культур и традиций всех народов страны.

Дорогие друзья!

Уважаемые учителя!

Как я уже сказал в начале своего выступления, то общество, которое не уважает представителей образования, преподавателей и учителей, не сможет добиться успеха на своем пути к развитию.

В заключение хотел бы сказать, что повышение авторитета учителей и системы образования во многом зависит и от вас самих.

Всегда, когда вы проявляете личный, добрый пример, повышаете уровень своих знаний, вы заслуживаете все большее уважение со стороны членов общества.

Поздравляя вас и в вашем лице всех работников системы образования республики с наступлением нового учебного года, желаю вам крепкого здоровья, терпения и стойкости, больших успехов в работе по воспитанию подрастающих поколений.

 


ОСТАВИМ ПАМЯТЬ О СЕБЕ

Выступление на торжественном собрании, посвященном 680-летию великого ученого и мыслителя Востока Мирсайида Али Хамадани

(4 сентября 1995 года)

 

Уважаемые дамы и господа!

Дороги гости!

Уважаемые друзья!

Я приветствую всех вас на праздновании 680-й годовщины со дня рождения великого ученого, поэта и мыслителя Мирсайида Али Хамадани. Яркая и светлая звезда вот уже на протяжении более чем 600 лет из глубины веков освещает нас светом знаний и мудрости. Этим ярким светилом, несомненно, является мудрый ученый, оригинальный писатель, пытливый мыслитель Мирсайид Али Хамадани, прозванный великим правителем, вторым Али.

Сегодня перед вами выступят ученые и специалисты с докладами о жизни, произведениях, научно-просветительских аспектах учения Мирсайида Али Хамадани.

Мирсайиду Али Хамадани была предназначена удивительная и славная судьба. Будучи выходцем из иранского хамадана, он дорог Таджикистану, является гордостью Индии и Пакистана, любимцем Афганистана.

Значительную часть жизненного пути Мирсайида Али Хамадани составляют его более чем двадцатилетние путешествия и странствования. По поручению своего наставника Махмуда Маздакони он побывал в Балхе и Бадахшане, Хатлоне и Маздаконе, Йезде и Сирии, Багдаде и Византии, Индии и Китае, Мавераннахре и Сарандебе, проводя научные и литературные диспуты с писателями и учеными.

В этом мире каждый человек, знакомясь и обогащаясь с другими людьми, оставляет память о себе для будущих поколений.

Мирсайид Али Хамадани был светом просветительства, благодаря любимым им искусствам, наукам и пропаганде религии создает, по словам великого ученого Икбола, в Индии, Китае, арабских странах своего рода маленький Иран.

Среди великих мыслителей для Мирсайида Али Хамадани не существовало преград. Достигнув зрелости на своей Родине, в Иранском Хамадане, он продолжил свою научную, литературную и просветительскую деятельность в Хатлоне и Бадахшане, Индии, Пакистане и Бухаре.

В этих странах он был не простым путешественником, а выполнял миссию посла науки и литературы, культуры и знаний.

По сути дела, такие великие личности, как Мирсайид Али Хамадани, не принадлежат только лишь одной какой-то нации или стране, какому-то религиозному течению. Их величие выходит за эти рамки, поскольку они, ради служения человечеству, расширяли границы мира, ярким свидетельством чего является их признание и уважение к ним со стороны различных наций и народов.

Несомненно, Мирсайид Али Хамадани относится к числу таких выдающихся личностей, слава о которых и влияние которых отчетливо осознаются в Таджикистане и Пакистане, Индии и Иране, Афганистане и Узбекистане, в арабских странах.

Именно поэтому письменные и печатные экземпляры его произведений хранятся в библиотеках Таджикистана, Узбекистана, Швеции, Англии, Франции, Голландии, Пакистана, Индии, Афганистана, Ирана, Китая, Турции и других стран.

Его научно-философские трактаты и труды переведены и опубликованы на урду, турецком, латинском, французском и узбекском языках.

В знак признания Али Хамадани и чувства искреннего уважения различных стран к нему созданы различные мемориальные памятники, посвященные ему. В их числе можно назвать памятники Алидам в Хамадане, величественную мечеть в кашмирском городе Срикагар, Мазар Похли в Пакистане и известный мавзолей в Хатлоне.

Очень велико значение многочисленных и высокоидейных трудов Мирсайида Али Хамадани для современных ему, а в особенности последующих их писателей и мыслителей.

Его трактаты перевели на различные языки Джафар Бадахши, Мухаммад Нурбахш, Розен Мюллер, Чарльз Солвет, Низомуддин Торуми. Абдурахмоно Джоми, Сулаймн Балхи, Ахмад Дониш оставляли комментарии и толкования его трактатов.

Бесценные произведения Мирсайида Али Хамадани, которые на протяжении вот уже шестисот лет наставляют народ на 6лагие дела, добрые слова, достижение справедливости, дружбы и товарищества, стали одной из общечеловеческих духовных ценностей.

Всем известно, что одной из величайших заслуг мудрецов являются уважение и любовь к человечеству. Несомненно, Али Хамадани также относится к числу таких мыслителей, сущность учения которых составляют идеи гуманизма и человеколюбия.

Краеугольным камнем произведений Мирсайида Али Хамадани являются описание человека, возвышение его роли и величия, защита его жизненных интересов, подчеркивание социального и политического значения каждой личности, уважение к женщине-матери, развитие и совершенствование философско-просветительских традиций самосознания и самопознания, пути и способы нравственного воспитания.

Этот благородный человек остался в памяти благодаря своим трудам, которые, выдержав испытание историей, являются ценными в любое время и в любую эпоху. Многие его ценные идеи полезны для осуществления задач светских режимов и для каждого социального строя, основанного на справедливости.

Наука о государственном управлении, соблюдение принципов справедливости и высокой духовности и сегодня могут служить основами государства и государственности.

Этот великий мыслитель видит главной основой государственности и важнейшее условие укрепления общества в спокойствии и согласии семьи.

Чистые и уважительные отношения в семье, межу отцом и матерью, матерью и детьми, родственниками, поддержка тем, кто не может работать, по мнению мыслителя, являются тем связующим звеном, которое может объединить одну семью с другой, одно общество с другим, и, наконец, всех поданных государства. Как вы видите, на данном трудном этапе построения своего государства мы нуждаемся именно в таком единении общества.

Следует отметить еще одно: согласно философии Мирсайида али Хамадани, если правитель имеет по отношению к гражданам десять преимуществ, то граждане по отношению к правителю имеют таких преимущества в два раза больше, то есть двадцать преимуществ.

Великий Мирсайид Али Хамадани, вопреки официального убеждения его эпохи, не считает правителей и халифов тенью бога на земле. По его убеждению, те правители, которые не соблюдают принципов справедливости добродеяний и подчиняются своим эмоциям, являются врагами всевышнего и его пророка.

Наиболее устойчивым звеном устойчивости государства, по мнению Амирджона, являются принципы: не предавать и обеспечивать единство слова и дела. Эта истина и сегодня весьма поучительна для руководителей всех звеньев нашей системы государственного управления.

В наше время, когда вследствие краха различных социально-политических режимов, возникновения нежелательных явлений, различных ожесточенных конфликтов человеческое сообщество сталкивается со многими сложными проблемами, мудрые мысли Мирсайида Али Хамадани могут служить для нас очень ценным наставлением.

В числе тех десяти условий, которые Али Хамадани считал необходимыми и обязательными для царей и правителей, он, в частности, назвал в первую очередь не защиту интересов конкретных людей или определенных групп, а защиту устремлений и чаяний трудящихся людей, простого народа.

Мыслитель даже ставил удовлетворение нуждающихся выше, чем поклонения и почитание всевышнего. По его мнению, человеческий фактор стоит выше фактора религиозного.

Главные философские устремления этого мудрого человека были направлены на достижение каждым членом общества высокого совершенства, с тем, чтобы он мог бы очистить наши материальный и телесный миры от недостатков, элементов распущенности и на основе терпимости, знаний и просвещенности, упорных усилий, преданности и дружбы достиг высшего физического и духовного совершенства.

Оригинальность нравственного учения Мирсайида Али Хамад


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.