Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-06-05 | 137 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Е.Н. Кузеванова
Н.В. Мотовилова
БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ
(программа спецкурса для обучающихся 5,6 классов
общеобразовательных учреждений)
Иркутск
Е. H. Кузеванова
Н. В. Мотовилова
БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ
(программа спецкурса для обучающихся 5, 6 классов
общеобразовательных учреждений)
Иркутск
УДК 372.8
ББК 74.200.50
К 89
Программа утверждена на заседании кафедры естественно-математического образования ГАУ ДПО ИПКРО Иркутской области,
протокол № 4 от 27.06. 2014 г.
Рецензент:
Игольницына Л.М., д.б.н., профессор кафедры естественно-математического образования ГАУ ДПО ИПКРО Иркутской области.
Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В. Байкаловедение. Программа спецкурса для обучающихся 5, 6 классов общеобразовательных учреждений. - Иркутск, 2014. – 67 с.
«Байкаловедение. Программа спецкурса для обучающихся 5, 6 классов общеобразовательных учреждений» включает в себя описание разделов программы для 5, 6 класса, учебно-тематический план и модульные варианты проведения занятий, содержание практических занятий, списки рекомендуемой литературы.
© Кузеванова Е.Н., Мотовилова Н.В., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Пояснительная записка. Программа «Байкаловедение,» 5, 6 классы…………………………………………………………………….. | |
Структура программы……………………………………………………. | |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся, РАЗДЕЛ I | |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся, РАЗДЕЛ II. | |
Цель и задачи программы…………………………………………… | |
Содержание теоретических разделов | |
РАЗДЕЛ I, 5 класс (34 часа). «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней». ……………………………………………. | |
Раздел II, 6 класс (34 часа). «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале»……………………………………………… |
Содержание практических разделов | |
РАЗДЕЛ I, 5 класс (34 часа). «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней»……………………………………………... | |
Раздел II, 6 класс (34 часа). «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале»…………………………………………… | |
Литература для учителя…………………………………………………. | |
Литература для обучающихся………………………………………….. | |
Учебно-тематический план I раздела Программы «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» 5 класс (34 часа) | |
Учебно-тематический план II раздела Программы «Байкалове- | |
дение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале», 6 класс (34 часа)…………………………………………………………………………. | |
Приложение 1.Модульные варианты Программы "Байкаловедение", | |
5 класс ………………………………………………………………… | |
Приложение 2.Модульные варианты Программы "Байкаловедение", | |
6 класс………………………………………………………………… |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа "Байкаловедение", 5,6 классы
Предлагаемая программа является дополненной и переработанной программой спецкурса «Байкаловедение» для обучающихся 5,6 классов, которая была рекомендована решением областного экспертного совета по инновационной и опытно-экспериментальной деятельности ГУО и ПО Иркутской области к использованию в практической деятельности образовательных учреждений в качестве авторской радикальной (протокол от 27.11.2006 г.).
В соответствии со статьями 5 и 6 Закона «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» (2003 г.) и статьями 71 и 72 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002 г.) в содержании государственного образования России уделяется внимание развитию регионального компонента экологического образования, устойчивому развитию регионов, что, в конечном итоге, является основой устойчивого развития России.
Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодежи, которая через 10-20 лет после окончания средней школы будет принимать участие в решениях, связанных с экономическим развитием государства.
В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба в Иркутской области является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учетом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения в школах Иркутской области спецкурса «Байкаловедение» в качестве регионального компонента учебного плана.
Программа дает возможность в течение двух лет сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании Байкала и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах величайшего озера Земли и о методах гармонизации отношений «человек-природа» на его берегах. Внимание школьников привлекается к географическим, геологическим и климатическим особенностям Байкала – объекта всемирного наследия, к чувствительности биологического разнообразия Байкала к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности обучающихся в сохранении уникальной природы родного края.
Программа «Байкаловедение» позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.
Структура программы
Программа курса «Байкаловедение» построена в соответствии с уровнем знаний, получаемых обучающимися на уроках естественнонаучного цикла. Значительное место в курсе отведено практическим работам, экскурсиям, которые позволяют закреплять теоретические знания наблюдениями на природе, выполнением простейших исследований свойств, явлений и закономерностей живой природы.
Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из 2 разделов:
I раздел «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» 5 класс, 34 часа;
II раздел "Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале", 6 класс, 34 часа.
В программе представлены содержания практических занятий для 5 классов из 9 тем, и для 6 классов из 17 тем.
В программе даны календарно--тематические планы проведения занятий, а также модульные варианты проведения занятий (Приложения 1, 2).
В первом разделе Программы «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» предусмотрено формирование предметных и метапредметных компетенций по географии, геологии и методам исследования озера Байкал.
Во втором разделе Программы "Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале формируются предметные и метапредметные компетенции по биологическому разнообразию, условиям обитания растений и животных Байкала, природоохранным проблемам озера Байкал и современным методам решения таких проблем.
Распределение часов по темам носит рекомендательный характер и зависит от уровня подготовленности учителя и образовательных технологий, используемых на уроке. Количество часов по темам может быть изменено.
Экскурсии и выезды в Байкальский музей для практического закрепления учебного материала могут быть организованы исходя из возможностей и материального обеспечения образовательного учреждения. В иных случаях занятия по закреплению учебного материала на базе учебных кабинетов с использованием материалов учебника (фотографии, схемы, рисунки, задания).
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
I раздел программы «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней» 5 класс
Обучающиеся должны знать:
· особенности озера Байкал как объекта всемирного природного наследия (перечислять, приводить примеры);
·
· основные организации, изучающие Байкал, методы изучения Байкала (перечислять, приводить примеры);
· основные этапы происхождения Байкала на уровне общих представлений (возраст, причины землетрясений, предрифтовый и рифтовый периоды, геологические особенности формирования озера, история развития растительного и животного мира на Байкале и его берегах – перечислять, кратко характеризовать);
· особенности береговой линии Байкала (заливы, бухты, ссоры, острова, основные притоки озера (перечислять, кратко характеризовать, приводить примеры);
· общие сведения о горных породах и минералах на берегах озера (перечислять, приводить примеры, указывать на карте места расположения, кратко характеризовать);
· современное строение котловины озера Байкал (кратко характеризовать);
· особенности климатических и погодных условий на озере, температурный режим, течения, ледовый режим (пояснять на уровне общих представлений, приводить примеры);
· свойства байкальской воды (характеризовать на уровне общих представлений);
Обучающиеся должны уметь:
· выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
· показывать на карте место расположения озера Байкал;
· указывать на карте Байкала его основные физические параметры – длину, ширину, максимальную глубину;
· показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова, заливы, бухты, соры;
· рисовать обобщенную схему озера Байкал с расположением крупных островов, главных притоков и истока Ангары, крупнейших заливов и мест расположения геологических достопримечательностей;
· составлять схему геологического развития Байкала;
· указывать на схеме Байкала расположение основных геологических достопримечательностей Байкала;
· показывать направления основных течений на карте озера;
· работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
II раздел программы «Байкаловедение:
Живой мир Байкала. Человек на Байкале», 6 класс
Обучающиеся должны знать:
· разнообразие растительного и животного мира в Байкале и на его побережье (перечислять, приводить примеры редких, особо охраняемых и эндемичных видов);
· основные высотные пояса горных районов вокруг Байкала (перечислять и кратко характеризовать);
· основные особо охраняемые природные территории, окружающие Байкал (перечислять и кратко характеризовать);
· основные жизненные функции важнейших групп растений и животных озера Байкал (питание, развитие, размножение); особенности пищевых отношений;
· как и когда человек появился на Байкале (на уровне представлений);
· изменения на побережье Байкала и в озере Байкал, вызванные деятельностью человека (на уровне общих представлений);
· виды загрязнений, источники загрязнений (перечислить и кратко охарактеризовать);
· законы об охране природы и озера Байкал (на уровне общих представлений);
· важнейшие природоохранные проблемы на Байкале (перечислить и кратко характеризовать);
· понятие об устойчивом развитии и путях его достижения.
Обучающиеся должны уметь:
· выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их в рабочих тетрадях;
· пользоваться простейшими измерительными приборами и лабораторным оборудованием (лупой, учебным микроскопом и др.);
· рассматривать мельчайшие объекты живой природы под микроскопом;
· показывать на карте основные высотные пояса горных районов вокруг Байкала;
· составлять простейшие цепи питания байкальских организмов;
· оценивать по определенным критериям степень воздействия человека на озеро Байкал и его побережье;
· составлять небольшие рефераты на основе собственных наблюдений, практической работы, материалов учебника и дополнительной литературы, порекомендованной педагогом и подобранной самостоятельно.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка Всемирного наследия.
Задачи программы:
· формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды вокруг озера Байкал и непосредственно самого озера;
· формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
· формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
· воспитание природоохранных и ресурсосберегающих компетенций.
содержание теоретических разделов программы
РАЗДЕЛ I, 5 класс (34 часа)
«Байкаловедение: байкал с древних времен до наших дней»
Введение – 2 часа
Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. Основные географические характеристики. Характеристики Байкала как объекта Всемирного наследия.
Вода Байкала – 2 часа
Вода Байкала – возобновимый природный ресурс. Постоянные и временные притоки. Наиболее крупные притоки Байкала – Селенга, Баргузин, Турка, Култук, Слюдянка, Утулик, Снежная, Выдринная, Хара-Мурин, Голоустная, Бугульдейка, Верхняя Ангара, Кичера. Свойства байкальской воды. Содержание минеральных веществ. Прозрачность. Насыщенность кислородом. Байкал - фабрика чистой воды.
Раздел II, 6 класс (34 часа)
«Байкаловедение: Живой мир Байкала.
Человек на Байкале»
Введение – 1 час
Предмет, изучаемый в курсе. Его уникальность. Биологическое разнообразие, проблемы загрязнения и охраны озера Байкал.
Раздел I, 5 КЛАСС
«Байкаловедение: байкал с древних времен до наших дней»
Темы занятий:
1. Географическое положение озера Байкал.
2. Методы исследования Байкала.
3. Землетрясения.
4. Минералы.
5. Климат и погода на Байкале.
6. Ветры Байкала.
7. Течения Байкала.
8. Температурный режим Байкала.
9. Свойства байкальской воды.
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Раздел II, 6 класс
«Байкаловедение: Живой мир Байкала.
Человек на Байкале»
Темы занятий:
1. Вертикальная поясность горных районов вокруг Байкала.
1. Альпийский пояс.
2. Горные леса. Сравнение растительного и животного мира темнохвойной и светлохвойной тайги.
3. Степи.
4. Болота.
5. Птицы Байкала.
7. Высшие водные растения и водоросли Байкала.
8. Байкальские губки.
9. Моллюски.
10. Гаммариды.
11. Зоопланктон.
12. Планарии.
13. Рыбы Байкала.
14. Нерпа.
15. Экологические проблемы и пути их решения на Байкале.
16. Влияние туризма на Байкале.
17. Устойчивое развитие.
Байкала
Цель работы: Познакомиться с основными высшими водными растениями и водорослями, обитающими в Байкале.
Оборудование: Объекты для изучения. Лупы. Гербарные образцы.
Ход работы:
1. Рассмотреть объекты, пользуясь определителями, дать название.
2. Заполнить таблицу:
Рисунок | Название | Значение |
3. Сделать вывод об особенностях и биологии распределения высших водных растений и эндемичных байкальских водорослей.
Практическая работа № 12.Тема: Планарии
Цель работы: Познакомиться с байкальскими планариями.
Оборудование: Объекты для изучения.
Ход работы:
1. Рассмотреть и зарисовать внешнее строение планарий.
2. Познакомиться с образом жизни планарий.
3. Сделать вывод о том, какова роль планарий в пищевых отношениях обитателей озера Байкал.
Литература для учителя
Аннотированный список фауны озера Байкал и его водосборного бассейна. Т. 1. Озеро Байкал / Отв. ред. О.А. Тимошкин. - Новосибирск: Наука, 2001. – 832 с.
Атлас и определитель пелагобионтов Байкала / О.А. Тимошкин, Г.Ф. Мазепова, Н.Г. Мельник и др. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1995. – 694 с.
Безрукова Е.В. Растительность и климат юга восточной Сибири в позднем плейстоцене и голоцене по данным непрерывных байкальских разрезов: Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора геогр. наук. – Иркутск, 2000. – 46 с.
Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. –
296 с.
Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
Бухаров А.А., Фиалков В.А. Геологическое строение дна Байкала. Взгляд из «Пайсиса». – Новосибирск: Наука. – 118 с.
Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
Вотинцев К.К. Гидрохимия озера Байкал: Тр. Байкальской лимнол. ст. АН СССР. т. 20.– М.: Изд-во АН СССР, 1961. – 311с.
Вотинцев К.К., Мещерякова А.И., Поповская Г.И. Круговорот органического вещества в озере Байкал. – Новосибирск: Наука, 1975. – 188 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
Горюнова О.И., Свинин В.В. Ольхонский район. - Иркутск, "Арком", 1995. - 142 с.
Грачев М.А. О современном состоянии экологической системы озера Байкал. – Новосибирск, Изд-во СО РАН, 2002. - 155 с.
Догель В.А. Зоология беспозвоночных животных. - М.: Высш. шк., 1975. –
560 с.
Древности Байкала. Сб. научных трудов. - Иркутск, Изд-во Иркутского госуниверситета, 1991. - 251 с.
Жамбаева С.Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят. - Наука, Новосибирск, 2000. - 400 с.
Ижболдина Л.А. Мейо - и макрофитобентос озера Байкал (водоросли). – Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1990. – 176 с.
Ковда В.А. Основы учения о почвах. Общая теория почвообразовательного процесса. Кн. 1, М: Наука, 1973. – 473 с.
Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
Кожов М.М. Очерки по байкаловедению. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1972. – 254 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
Озеро Байкал: Географический атлас. - Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1996. – 118 с.
Пастухов В.Д. Нерпа Байкала: биологические основы рационального использования и охраны ресурсов. – Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 1993. – 272 с.
Попова С.М. и др. Палеолимнологические реконструкции (Байкальская рифтовая зона). – Новосибирск: Наука, Сиб. отделение, 1989. – 111 с.
О коррекции качества питьевой воды по содержанию биогенных элементов: Постановление РФ от 11.07.00 № 5 // Питьевая вода. - 2001. - № 1. – С. 3-4.
Проблемы Байкала / Отв. ред. Г.И. Галазий, К.К. Вотинцев. - Новосибирск: Наука, 1978. – 295 с.
Тимошкин О.А., Бондаренко Н.А., Оболкина Л.А., Мельник Н.Г. и др. Пелагические и донные сообщества Байкала: существует ли взаимосвязанная цикличность в их развитии? // Третья Верещагинская Байкальская конференция. – Иркутск, `2000. – С. 232-233.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
Серия карт детского журнала "Сибирячок": Найди места обитания животных. Найди места обитания птиц. Найди места обитания растений. Иркутск, 1992 -2002.
Сутурин А.Н. Байкал – участок мирового наследия: гордость или позор. – В сб.: Байкал – объект мирового природного наследия. Иркутск, 2000. – С. 4-11.
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ. - 2001.-160 с.
Саттон Д. Путь к новому мышлению. // Волна № 2(42) 2005. – С. 20-26.
Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.
Шимараев М.Н. Элементы теплового режима озера Байкал. – Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1977. - 149 с.
Экологический энциклопедический словарь / Ред. В.И. Данилов-Даниэльян, Ю.М. Арский и др. – М.: Изд. Дом «Ноосфера», 1999. – 932 с.
Интернет-ресурсы:
Учебные материалы по байкаловедению: www.ecosystema2008.narod.ru;
Зоологические экскурсии по Байкалу- zooex.baikal.ru;
О Байкале научно и популярно: http://www.obaykale.ru/
Литература для обучащихся
Байкал: Атлас. – М.: Роскартография, 1993. – 160 с.
Бухаров А.А. Байкал в цифрах. - Иркутск, 2001 - 72 с.
Воробьев С.А. Путешествие по Прибайкалью. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1991.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 368 с.
Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск, Вост. - Сиб. Кн. изд-во, 1987. – 384 с.
Голенкова А.И. Следопыты Байкала. Очерки. – Иркутск: Вост. - Сиб. Кн. Изд-во, 1986. – 224 с.
Голенкова А.И. Пик Черского. Иркутск: Вост. - Сиб. кн. изд-во, 1980.
Гурулев С.А., Что в имени твоем, Байкал? - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1982.
Кардашевская П.А. исследователи Байкала. Иркутск: РИО ИГУ, 2001.
Кожов М.М. Биология озера Байкал. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 315 с.
Калинович С.Е., В.Я. Кузеванов, Н.А. Пузанова, С.С. Калюжный, Е.П. Хмелькова, Э.Г. Еремченко. Растения западного побережья озера Байкал. Часть 1. Фотоальбом и справочник для определения древесных и травянистых растений в полевых и походных условиях (Учебно-методическое пособие). – Иркутск, Облмашинформ, – 2002. - 40 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2002. - 53 с.
Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма, 2002. – 192 с.
Тахтеев В.В. Байкаловедение: Материалы к семинарским занятиям. – Иркутск: Изд-во Иркутск. госуниверситета, 2000. – 104 с.
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. Иркутск, Изд-во ИГУ, 2001. -160 с.
Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск, 2002. - 96 с.
Устинов С.К. Заповедник на Байкале. - Иркутск: Вост-Сиб. Кн. изд-во, 1979. - 191 с.
Учебно-тематический план раздела I
«Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней», 5, 6 класс (34 часа)
№ | Тема | Содержание изучаемого материала | Цели урока | Форма урока | Практическая часть урока | Оборудование | Домашнее Задание | |
Введение – 2 час | ||||||||
1/1 | Введение 1 час | Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность. | Дать общие представления об уникальности Байкала | Урок- экскурсия, киноурок. | Работа со схемами, рисунками и фотографиями учебника. Практическая работа № 1. | Схемы, рисунки, фотографиии, карты учебника. | Рисунок и описание любимого места на Байкале. | |
2/2 | Введение (продолжение) 1 час | Критерии включения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. | Дать общие представления о критериях включения озера Байкал в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. | Урок- экскурсия, киноурок. | Работа со схемами, рисунками и фотографиями учебника. Практическая работа № 1. | Схемы, рисунки, фотографиии, карты учебника. | Рисунок и описание любимого места на Байкале. | |
Кто и как изучает Байкал – 6 часов |
3/1 | Кто изучает Байкал. 1 час. | Основные научные организации, изучающие озеро. | 1. Познакомить обучающихся с научными организациями, изучающими Байкал. 2. Заинтересовать современными методами изучения озера Байкал. | Урок – конференция. | Работа со схемами, рисунками, фотографиями и таблицами учебника. | Схемы, рисунки, фотографиии, таблицы учебника. | Описать наиболее интересные на взгляд учащегося открытия и изобретения, сделанные научными сотрудниками на Байкале. |
1. Познакомить с видами научно-исследовательских работ и их внедрением в практику экономики, экологии, образования. | Схемы, рисунки, фотографии, таблицы учебника. | ||||||
4/2 | Климат и геология Байкала. 1 час. | Познакомить с методами изучения истории климата и геологии Байкала. | 1. Заинтересовать методами изучения истории климата и геологии. 2. Пробудить интерес к геологии как комплексной науке, изучающей историю Земли и полезные ископаемые. | Урок – конференция. | Рисунки, фотографии, карты. | Сообщения о современных методах изучения климата и геологии. | |
5,6/3,4 | Методы изучения обитателей Байкала. 2 часа. | Изучение методов отлова и изучения мелких и крупных животных и растений Байкала. | 1. Познакомить с методами отлова и изучения мелких и крупных обитателей озера. 2. Патриотическое воспитание. | Урок – конференция. | Практическая работа № 2 Методы исследования Байкала | Портреты, рисунки, карты. | Сообщения о методах изучения водных обитателей озера. |
7/5 | Подводные исследования и дистанционные наблюдения. 1 час. | Классические и современные методы подводных исследований озера. | 1.Познакомить обучающихся с подводными методами изучения Байкала. 2. Заинтересовать романтикой подводных и дистанционных исследований. 3. Воспитание патриотических чувств. | Киноурок или урок-экскурсия. | Экскурсия в Байкальский музей. | Сочинение на тему: какие методы, на мой взгляд, самые привлекательные в изучении природы Байкала? | |
8/6 | Урок обобщения. 1 час. | Кто и как изучает Байкал. | Закрепить знания раздела «Кто и как изучает Байкал». | Тесты, задания, викторины. | Схемы, рисунки, фотографии, таблицы учебника. | Экскурсия на озеро. Летние задания. | |
Как образовался Байкал – 10 часов | |||||||
9,10/1,2 | Как образовался Байкал. 2 часа. | Рифтовое происхождение озера Байкал. | Знакомство с терминологией. Рифтовое происхождение озера. Землетрясения. Шкалы землетрясений. | Урок-конференция. | Экскурсия в Байкальский музей. Практич. работа № 3. | Схемы, рисунки, фотографии, таблицы учебника, Приложение 1 учебника. | На основе материалов учебника составить схему развития Байкальского рифта. |
11/3 | Дорифтовый этап. 1 час. | Этапы геологической истории развития Земли на месте современного Байкала. | Знакомство с этапами развития байкальской территории от 1 млрд лет назад до настоящего времени. | Урок-конференция. | Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. | Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике. | Сделать аппликацию этапов формирования Байкала, подписать и кратко охарактеризовать каждый этап. |
12/4 | Были ли динозавры на Байкале. 1 час. | Геология, растительный и животный мир на территории Байкала 250-70 млн лет назад. | Терминология. Оценка возможности обитания крупных пресмыкающихся на месте байкальской природной территории 250-75 млн лет назад. | Урок - конференция. Использование видеороликов. | Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. | Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике. | |
13/5 | Предрифтовый этап. 1 час. | Геология, растительный и животный мир на территории Байкала 70-30 млн лет назад. | Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны предрифтового этапа на байкальской территории. | Урок – конференция. | Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. | Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике. | |
14/6 | Рифтовый этап. Первая стадия (30-3 млн. лет назад). 1 час. | Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала в период 30 - 3 млн. лет назад. | Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны периода 30-3 млн лет назад на байкальской территории. | Урок - конференция. | Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. | Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике. | |
15, 16/ 7,8 | Рифтовый этап. Вторая стадия (3 млн лет назад - настоящее время). 2 часа. | Геология, растительный и животный мир на территории современного Байкала в период 3 млн. лет назад – настоящее время. | Познакомить с основными характеристиками климата, геологии, флоры и фауны периода 3 млн лет назад -настоящее время на байкальской территории. | Урок - конференция. | Работа со схемами, рисунками, фотографиями, таблицами в учебнике. | Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике. | |
17, 18/ 9,10 | Что мы узнали о происхождении Байкала. 2 часа. | Краткая история развития климата, геологии, растительного и животного мира с 1 млрд лет назад до настоящего времени. | Закрепить знания раздела 2 «Происхождение Байкала» | Урок-экскурсия. | Экскурсия в Байкальский музей СО РАН. | Схемы, рисунки, фотографии, таблицы в учебнике. Экспозиция «Развитие жизни на фоне абиотических изменений на Земле». | По итогам экскурсии и на основе материалов учебника и экспозиции Байкальского музея составить краткую схему истории развития озера Байкал. |
Геологические особенности Байкала – 8 часов | |||||||
19/1 | Береговая линия. 1 час. | Мысы, заливы, бухты, соры. | 1.Познакомить обучающихся с особенностями береговой линии озера. 2. Развитие навыков работы с георгафической картой, картами-схемами учебника. 3. Воспитание культуры учебного труда. | Урок – путешествие. Видеозарисовки. | Работа с картой, наглядными материалами учебника: схемами, фотографиями береговой линии. | Географическая карта оз. Байкал, схемы, фотографии береговой линии озера, видеофильмы. | Зарисовка схемы озера, с отметками наиболее крупных мысов, заливов, бухт, соров. |
20/2 | Рельеф дна. 1 час. | Подводные склоны, каньоны. Котловины. Подводные хребты. Острова. | 1. Ознакомление обучающихся с особенностями рельефа дна Байкала. 2. Развитие навыков работы с картами. 3. Воспитание любви к родному краю. | Урок-путешествие. Киноурок. | Работа с картами-схемами учебника. | Географическая карта оз. Байкал, карты- схемы в учебнике. | Работа с дополнительной литературой – определение происхождения названий некоторых островов, заливов. |
21/3 | Общие сведения о горных породах и минералах. 1 час. | Наиболее распространенные минералы и горные породы на Байкале. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы. | 1. 1. Привязка знаний о горных породах и минералах из курса географии к региональной местности. 2. Воспитание интереса к геологическим особенностям родного края. | Урок объяснения нового материала. | Работа с наглядными материалами учебника: фотографиями, заданиями. Практич. работа № 4. | Наглядные материалы учебника: фотографии, задания. | |
22/4 | Горное обрамление Байкала. 1 час. | Горные хребты, окружающие Байкал. Возраст горных пород. | 1. Познакомить обучающихся с горным окружением озера. 2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника. | Урок– путешествие. Киноурок. | Работа со схемой возрастного распределения горных пород со стр. 148, фотографиями учебного пособия. | Физико-географическая карта. Схема возрастного распределения горных пород, фотографии учебника. | Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии ландшафтов горного окружения озера Байкал. |
23, 24/ 5,6 | Памятные геологические места на Байкале. 2 часа. | Месторождения Слюдянского района. Юго-западный берег Байкала: осадочные породы. Золотые россыпи притоков. Мыс Большой Кадильный. Мыс Малый Кадильный. Село Большое Голоустное. Западный берег Байкала: Граниты-рапакиви. Тажеранский массив. | 1. Познакомить обу- чающихся с месторождениями Слюдянского района, примечательными геологическими территориями части юго-западного берега Байкала. 2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника. | Урок– путешествие. | Практическая работа с физико-географической картой, картами-схемами и фотографиями учебника. | Физико-географическая карта. Карты-схемы и фотографии учебника. | Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии и описания минералов и горных пород изучаемой территории. |
25/7 | Памятные геологические места Среднего Байкала. 1 час. | Малое море. Остров Ольхон. Ушканьи острова. | 1. Познакомить обу- чающихся с геологическими достопримечательностями Малого моря, острова Ольхон, Ушканьих островов. 2. Развивать навыки работы с физической картой и картами-схемами учебника. | Урок– путешествие. | Практическая работа с физико-географической картой, картами-схемами и фотографиями учебника. | Физико-географическая карта. Карты-схемы и фотографии учебника. | Работа с дополнительной литературой, интернетом: найти и принести на урок рисунки, фотографии и описания минералов и горных пород изучаемой территории. |
26/8 | Обобщающий урок. Что мы узнали о геологических особенностях Байкала. 1 час. | Обобщение знаний раздела 3 «Геологические особенности Байкала». | Закрепить знания раздела 3 «Геологические особенности Байкала». | Урок-экскурсия. По итогам экскурсии – закрепле-ние получен-ных знаний на обобщенной карте-схеме памятных геологических мест из учебника. | Экскурсия в Байкальский музей СО РАН. Работа с обобщенной картой-схемой из учебника о памятных геологических местах Байкала. | Экспозиция музея «Развитие жизни на Земле фоне абиотических изменений» | Описать свои впечатления от экспозиции и связать знания из учебника по разделу 3 «Геологические особенности Байкала» с экспонатами экспозиции. |
Климат и погода на Байкале, 6 часов | |||||||
27/1 | Климат и погода на Байкале. 1 час. | Особенности климата и погоды. Температура воздуха и воды. Атмосферные осадки. Туманы. Облачность. Продолжительность солнечного сияния. Смена сезонов. | 1. Познакомить обучающихся с особенностями климатических условий, погоды на Байкале. 2. Развитие логического мышления (причинно-следственные связи). | Киноурок | Терминология. Работа со схемами, фототографиями и заданиями учебника. Практическая работа № 5. | Схемы, фототографии, задания учебника. | Описать особенности погоды во время собственного путешествия или путешествия знакомых или родственников на Байкал, с использованием терминологии урока о климате и погоде |
28/2 | Ветры. 1 час. | Главные ветры: верховик, култук, баргузин, горная, сарма, шелонник. | 1. Познакомить обучающихся с ветрами Байкала. 2.Формирование навыков ориентации в экстремальных ситуациях. 3. Эстетическое воспитание. | Киноурок. | Практическая работа № 6. Зарисовка карты-схемы озера и обозначение не |
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!