Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-06-02 | 273 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
План: Введение - Общая характеристика средств физического
воспитания.
1. Физические упражнения - основное средство физического
воспитания.
2. Классификация физических упражнений.
3. Структура системы движений. Технические характеристики
движений.
4. Педагогическое значение физических упражнений.
5. Вспомогательные средства физического воспитания.
В физическом воспитании используют как общепедагогические
средства, так и специальные. К специальным средствам относят три
группы:
- физические упражнения;
- естественно средовые факторы;
- гигиенические факторы.
В предлагаемую группировку средств положены преимущественно
функциональные возможности каждого средства. Физическая культура не
должна использовать только физические упражнения. Она должна включать
общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных
сил природы, правильный режим труда и отдыха. Физические упражнения
относятся к основным средствам, т.к. они оказывают разностороннее
воздействие, позволяют решать все задачи физического воспитания.
Естественные силы природы и гигиенические факторы такими
возможностями не обладают, поэтому их считают дополнительными
средствами.
Физические упражнения - основное средство
Физического воспитания
Под ФУ понимаются двигательные действия человека, используемые
для решения задач физического воспитания с учетом его закономерностей.
Говоря о сущности ФУ (с точки зрения ФВ), можно назвать их
элементарной клеточкой и основной структурной единицей практики ФВ.
Физическим упражнением может быть двигательная деятельность,
двигательное действие, произвольное движение.
|
Двигательная деятельность человека складывается из системы
двигательных действий, объединенных единой целью. Двигательным
действием
называют
целенаправленное
проявление
двигательной
активности (двигательный акт) человека, направленное на решение
конкретной задачи. Например, игровая деятельность (игра в ручной мяч,
баскетбол, футбол и др.) имеет цель выиграть, победить соперника. Для
достижения этой цели применяются многие двигательные действия: ведение
мяча, передача, броски по воротам, в кольцо и др. Эти действия (приемы)
решают конкретные задачи в зависимости от условий: обвести партнера,
разыграть комбинацию, забросить мяч в ворота и т.д.
Двигательное действие формируется на основе имеющегося
двигательного опыта и состоит из определенной системы движений.
Движения - это материальная функция организма. Для физвоспитания
имеют значение произвольные, управляемые движения (в отличие от
врожденных, безусловно-рефлекторных). Отдельное движение рук, ног,
туловища является составным элементом двигательного действия. В
результате выполнения отдельных, связанных между собой движений
осуществляется двигательное действие: прыжок, бросок партнера,
гимнастическая комбинация, ведение мяча и т.д. Движения на точность и
согласование также являются физическими упражнениями.
Итак, речь идет о следующей схеме: движение - двигательное действие
- двигательная деятельность. Исходя из вышеизложенного, ФУ можно
определить как двигательное действие, созданное и применяемое для
физического совершенствования человека.
Следовательно, не каждое двигательное действие или деятельность
можно назвать ФУ. Трудовая, бытовая деятельность не относится к
физическим упражнениям, т.к. используемые в ней двигательные действия
направлены на создание материальных ценностей или на обеспечение
бытовых условий жизни (ходьба в магазин за покупками, приготовление
|
пищи и т.п.). Хотя многие двигательные действия, возникшие в сфере быта
и труда (ходьба, метание, плавание, преодоление препятствий, поднимание
тяжестей и т. д.), видоизменялись и, приобретая рациональные формы,
становились средствами физического воспитания (спортивная и
дозированная ходьба, метание диска и толкание ядра, различные стили
плавания, тяжелая атлетика и разновидности борьбы).
Некоторые виды физической работы также могут быть использованы в
качестве ФУ, если их режим подчинен закономерностям ФВ (в
подготовительном периоде с целью повышения ОФП работу на
лесозаготовках использовали лыжники североевропейских стран).
Следует отметить также, что ФУ - это не отдельное двигательное
действие (разовое выполнение), а процесс его многократного повторения.
Слово “упражнение” означает сознательное повторение действий с целью
усвоения рациональных форм и способов его выполнения, воздействия на
физическое развитие и психологические качества человека (на личность).
При этом ФУ как процесс повторения может быть организован в виде
многократного повторения одного двигательного действия (прыжка,
поднимания груза и т.д.) или в форме двигательной деятельности,
включающей различные действия (комплекс гимнастических упражнений,
подвижные игры и др.).
Трудовые двигательные действия могут оказывать при благоприятных
условиях положительное влияние на физическое развитие человека; однако
только комплексы ФУ, применяемые при проведении организованных форм
занятий, создают возможности для развития всех органов и систем
организма в оптимальном режиме.
Говоря “физические”, мы тем самым подчеркиваем характер
совершаемой работы (в отличие от умственной), ее преимущественную
зависимость от нервно-мышечного аппарата и внешне проявляемую, как
правило, в перемещениях тела или его частей. ФУ - сознательный, волевой
акт, оказывающий влияние на личность в целом, преимущественно
воздействуя на физическую структуру организма. ФУ - основное средство
физического воспитания, один из способов передачи общественно-
исторического опыта, его научных и практических достижений.
Способы повторения
Исторически сложившиеся формы организации процесса упражнения
содержат эти способы в различных сочетаниях. В последовательности
|
исторического становления выделяют невольные, имитационно-игровые,
естественно-прикладные, аналитические, спортивные и комплексные
упражнения.
Невольные упражнения – это стихийные упражнения, возникающие в
процессе
жизнедеятельности,
они
являются
вынужденными,
организуемыми преднамеренным применением. Примером вынужденных
упражнений является гимнастика детей грудного возраста. В этих случаях
происходит п р о с т о е повторение движений и накопление эффекта
упражнения для воспитания физических способностей.
Имитационно-игровые упражнения включают в себя игры, танцы и
прямые имитации. В танцах моделируются операционные моменты
жизнедеятельности, а само движение становится символическим
(ритуальные танцы). В играх обычно воспроизводят ситуацию, которую
часто моделируют при помощи мяча (“Волк и гуси”). Прямые имитации
воспроизводят основные виды двигательной деятельности и сопряженные с
ней трудности. Воздействие этих форм во многом еще стихийно, трудно
поддается контролю и регламентации. Способ - простое повторение.
Естественно-прикладные упражнения направлены на освоение
жизненно необходимых видов двигательной деятельности и на воспитание
требующихся для этого способностей. И то и другое основывается на
“к о н с п е к т и в н о м” повторении общественного опыта активной
двигательной деятельности (способ). Освоение движений (приемов,
действий) и их рациональных форм включает м о д и ф и ц и р о в а н н о е
повторение и отбор средств. В каждом подходе происходит изменение и
совершенствование способа, выбор рациональной формы. Здесь уже
появляется возможность контроля, регламентации и программирования
процесса упражнения.
Аналитические упражнения предполагают расчленение движений на
составные элементы и конструирование абстрактных, отвлеченных
двигательных действий. Для этой цели зачастую создаются специальные
снаряды (гимнастические снаряды, стенка, барьеры и др.). В этом случае
может осуществляться избирательное воздействие на совершенствование
|
отдельных органов и функций путем простого и модифицированного
повторения элементарных, простых и сложных двигательных действий.
Целесообразно проводить алгоритмизацию процесса упражнения.
Спортивно-состязательные упражнения кодируют и моделируют
систему отношений между человеком и активной двигательной
деятельностью в экстремальных условиях мобилизации усилий на
достижение максимального эффекта в специализированных видах
двигательных действий. Осуществляется целостное, системное воздействие
на личность и организм.
Модифицированное повторение двигательных действий сочетается с
м о д е л ь н ы м повторением и экстериоризацией для формирования
тактических способностей, умений наиболее рационально действовать в
меняющейся обстановке. Регламентация процесса упражнения и контроль в
ходе состязаний норм затруднены.
Освоение нравственных норм морали, эстетики и этики происходит
р а з в е р н у т ы м повторением в конкретных формах поведения в
процессе соревновательной деятельности.
Комплексные упражнения являются средством интегрального
воздействия на индивидуальное развитие. К ним относятся многоборья,
обеспечивающие развитие совокупности способностей и системы
упражнений (комплекс ГТО), способствующие последовательному
гармоническому развертыванию способностей на протяжении всего периода
биологического индивидуального развития. Основой гармонического
развития является конспективное и развернутое повторение исторически
отобранных, индивидуально и общественно значимых двигательных
действий.
Формы упражнений
Способы повторения
Невольные
Простой
Имитационно-игровые
Простой
Естественно-прикладные
Конспективный, модифицированный
Аналитические
Простой, модифицированный
Спортивно-состязательные
Простое,
модифицированный,
Комплексные
модельный
Развернутый
Конспективный, развернутый
Содержание и форма
Число используемых ФУ необычайно велико и многообразно по форме
и содержанию. Необходимо понимать суть этих определений, их
взаимосвязь для достижения большей эффективности в решении
педагогических задач физического образования. Содержание ФУ - это
составляющие двигательные действия и процессы, происходящие в
организме при их выполнении. Протекающие процессы обычно
рассматривают в следующих аспектах: физиологическом, биохимическом,
биомеханическом и психологическом.
В психологическом аспекте ФУ – это произвольные, управляемые
движения. Они требуют активной мыслительной деятельности для оценки
способа выполнения в зависимости от условий, для анализа действий,
|
управления эмоциональным состоянием и другими психическими
процессами.
В физиологическом аспекте при выполнении ФУ организм переходит
на повышенный уровень функциональной активности. Возрастает объем и
интенсивность метаболических (процессов обмена), диссимиляционных
(расщепления) и ассимиляционных (восстановления) процессов в
организме. Так, в научных исследованиях приводятся примеры 30-кратного
увеличения объема легочной вентиляции, 10-кратного объема крови. Такие
функциональные
сдвиги
стимулируют
последующие
процессы
восстановления и адаптации организма. Физические упражнения тем самым
содействуют повышению функциональных возможностей организма и
улучшению его структуры; они являются мощным фактором физического
развития организма.
Преподавателю физического воспитания необходимо также помнить и
о том, что при прекращении выполнения ФУ сохраняется следовый эффект,
т.е. определенное время сохраняются функциональные и эмоциональные
изменения. В результате эффективность последующих ФУ может
изменяться в большую или меньшую сторону. Так, выполнение упражнений
на внимание благоприятствует последующему освоению более сложных
действий. Выполнение упражнений, связанных с сильным раздражением
вестибулярного аппарата или изменением среды (плавание), ухудшают
последующее освоение высококоординационных двигательных действий,
особенно в равновесии. Уровень после действия вариативен и зависит от
самого ФУ, состояния, подготовленности и возраста занимающихся. В
практике физического воспитания необходимо учитывать его при
составлении комплексов ФУ и последовательности прохождения учебного
материала на уроках ФК.
Под формой ФУ понимают его внешнюю и внутреннюю структуру.
Внутренняя структура - это взаимосвязь процессов функционирования
организма: нервно-мышечной координации, моторных и вегетативных
функций, соотношения энергетических (аэробных и анаэробных) процессов.
Внешняя структура - это видимая форма двигательного действия. Говоря о
форме, чаще всего имеют в виду именно ее.
Форма
и
содержание
представляют
собой 2 органически
взаимосвязанные стороны двигательной деятельности. Ведущей из них
является содержание, т.к. в большинстве случаев именно высокий
функциональный уровень организма, высокое развитие у него основных
физических качеств позволяет достичь успеха в выполнении упражнения. С
другой стороны, несовершенная форма ФУ не позволяет наиболее полно и
экономно реализовать функциональные и энергетические ресурсы
организма
и
добиться
наилучшего
результата.
Относительно
самостоятельное значение формы проявляется и в том, что в некоторых
видах деятельности (художественная гимнастика, прыжки в воду и на
батуте, фигурное катание на коньках и др.) при оценке результатов
выступлений предпочтение отдают форме.
|
|
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!