Система физического воспитания в России — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Система физического воспитания в России

2017-06-02 397
Система физического воспитания в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Физическое воспитание - это общественное явление, т.к. оно возникает

вместе с обществом и развивается по его законам. Как и всякая

общественная система, социальная практика ФВ, формы ее организации

обусловлены общественными отношениями той или иной исторической

общественной формации и имеют свои особенности. Конкретная,

исторически сложившаяся форма социальной организации физического

воспитания населения носит название системы ФВ. Система - целое,

составленное из частей, объединенных общей функцией в упорядоченное

структурное образование.

Официальная постановка физического воспитания в дореволюционной

России была не лучшей. В гимназиях и других учебных заведениях не было

единых государственных программ по ФВ. Занятия велись на основе

заимствования

элементов

зарубежных

программ.

Наибольшее

распространение имела Сокольская гимнастика, использовались также

“немецкий турнен” и “шведская гимнастика”. В царской России не было ни

одного

учебного

заведения

по

подготовке

специалистов

ФВ.

Существовавшие спортивные клубы - “Кружки любителей ФК” - состояли

преимущественно из представителей привилегированных классов, их

численность составляла около 45 тыс. человек.

Передовое учение о ФВ как о неотъемлемой части общего

всестороннего

развития

человека,

обоснованное

достижениями

естественных наук, было создано в России П.Ф.Лесгафтом. После

революции 1917 года на первом этапе строительства нового общества

физическая культура носила “пролеткультовский уклон”, сторонники его

пытались

противопоставить

социалистическую

культуру

общечеловеческой. Пролеткультовская ФК представляла собой набор

простейших имитационных трудовых движений, символизирующих

освобождение и подготовку к труду.

Началом становления системы ФВ можно считать 1917 г.: с момента

введения всеобщего военного обучения трудящихся (Всеобуч). В главе

 

Всеобуча стоял Н.И.Подвойский - один из руководителей Октябрьского

вооруженного восстания в Петрограде. 11 миллионов трудящихся прошли

военную подготовку и получили физическую закалку в системе Всеобуча.

На органы Всеобуча было возложено также руководство физической

подготовкой в Красной Армии. Для обеспечения армии и военно-учебных

пунктов Всеобуча специалистами ФП в годы гражданской войны было

открыто свыше 20 курсов и школ, а также институты ФК в Петрограде и

Москве.

Дальнейшее становление физкультурного движения в стране можно

проследить по основополагающим моментам в хронологии дат:

1918 г. - ФВ введено в качестве обязательного предмета в школе.

1930 г. - в стране введен комплекс ГТО, ставший программной и

нормативной основой системы ФВ.

1931 г. - установлен День физкультурника.

1935 г. - образованы ДСО “Спартак”, “Локомотив”.

1935 г. - утверждено звание “Мастер спорта СССР”.

1939 г. - проведен 1-й Всесоюзный парад физкультурников.

30-е г. - начало 40-х годов - появление ряда обобщающих трудов по

социолого-педагогической характеристике ФВ, а также по общим

методическим положениям.

1940 г. - впервые создано руководство по ТМФВ для вузов (под общей

редакцией И.Н.Коряковского).

1949-1952

гг. – опубликован

ряд

крупнейших

трудов

общетеоретического и естественно научного характера в науке о ФВ (М.Ф.

Иваницкий, А.Н. Крестовников, А.Д. Новиков, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, И.М.

Саркизов-Серазини, С.В. Янанис).

1968 г. - обобщены результаты данного этапа научной разработки

теоретико-методических основ ФВ. Вышел первый учебник по курсу ТМФВ

для вузов (под общей редакцией А.Д. Новикова, Л.П. Матвеева).

1970 г. - введен комплекс ГТО для всех возрастных групп общества.

Основная функция системы ФВ как исторически обусловленного типа

социальной практики ФВ населения - оптимизация физического воспитания

населения. Социалистическая система ФВ имела свои особенности. В ее

основе лежала идея всестороннего гармонического развития человека.

Воспитание личности (а не индивидуума) определяло социальную

активность системы и ее связь с другими сторонами “коммунистического ”

воспитания.

Систематизирующие принципы ФВ в России.

Основополагающие или систематизирующие принципы ФВ отражают

наиболее общие закономерности функционирования ФК как части

культуры.

Общими, социальными принципами ФК являются:

- принцип оздоровительной направленности;

 

- принцип прикладной направленности;

- принцип всестороннего гармонического развития личности (ВГРЛ).

 

Принцип оздоровительной направленности является главенствующим в

действующей системе ФВ и заключается в обязательном достижении

оздоровительного эффекта независимо от решаемых задач физического

воспитания. Здоровье человека - общественное богатство, т.к. здоровый

человек

способен

высокопроизводительно

трудиться,

создавать

материальные и духовные ценности, производить и воспитывать молодое

поколение. Педагог-тренер должен не только следовать врачебному

постулату “не навреди”, но и своей практической деятельностью развивать

его дальше - “укрепляй и совершенствуй”.

Для реализации принципа оздоровительной направленности следует

выполнять следующие требования:

1. Планируя физическую нагрузку, руководствоваться необходимостью

укрепления здоровья занимающихся. (Пр.: в спорте для этого необходимо

соблюдать методические принципы систематичности, постепенности в

увеличении нагрузок, волнообразности их динамики, рационального

чередования физического утомления и восстановления, преемственности в

развитии тренированности и др.). Увеличение функциональных нагрузок

должно соответствовать приспособительным возможностям организма.

2. Использовать на занятиях научно обоснованные и проверенные

практикой формы и средства ФК. В последние годы все больше людей

начинают заниматься организованно и самостоятельно ФУ. Как правило,

большинство из них при этом недостаточно методически и физически

подготовлены, но надеются на “чудодейственное” восстановление здоровья

и ликвидацию функциональных отклонений в кратчайшие сроки.

Статистика свидетельствует об обратном (массовые неподготовленные

старты, телевизионные сеансы ритмической гимнастики для взрослого

населения и людей старшего возраста приносят больше вреда, чем пользы).

3.

Обеспечивать

регулярность

и

единство

врачебного

и

педагогического

контроля.

Чтобы

на

практике

выполнить

вышеперечисленные требования, необходим объективный контроль за

применением средств и методов ФВ занимающимися. Ответственность за

сохранение здоровья лежит на специалистах ФК и врачах, осуществляющих

контроль за ФВ. Причем, если специалисту ФК принадлежит ведущая роль

в планировании, выборе методики занятия, их проведении и оценке

эффективности, то окончательное слово в оценке состояния здоровья, его

диагностике и влиянии проводимых занятий принадлежит врачам. Такое

единство врачебного и педагогического контроля - неотъемлемая черта

физкультурного движения и спортивной практики.

Принцип прикладной направленности или связи ФК с трудовой и

оборонной деятельностью людей заключается в достижении максимального

 

прикладного эффекта в использовании средств физической культуры. Все

исторические системы ФВ носили прикладную направленность (в

частности, военно-физическую, а в период монокапитализма и трудовую). В

действующей системе этот принцип воплощается в практике собственно

профессиональной и военно-физической подготовки граждан.

Непосредственно прикладной эффект ФК связан с формированием

жизненно важных умений и навыков. Так, комплекс ГТО, являвшийся

программно-нормативной основой ФВ до 1992 года и в девизе которого

звучит прикладная направленность (“Готов к труду и обороне”), содержал

обязательные жизненно необходимые навыки в беге, плавании, метании,

подтягивании, стрельбе и др.

Руководствуясь данным принципом, для решения задач ФВ выбирают

те средства ФВ, которые обладают большей прикладностью для конкретной

трудовой деятельности (по развитию компонентов физических качеств,

мышечных групп и органов, режиму функционирования систем организма).

Овладение возможно большим объемом двигательных умений и

навыков, действиями повышенной координационной сложности создает

предпосылки для быстрого освоения новых видов трудовых действий и в

неизвестных условиях. Это также определяет прикладность средств ФВ и ее

связь с принципом ВГРЛ.

Принцип ВГРЛ становится необходимым условием общественного

прогресса. Он реализуется выполнением следующего требования: в

процессе ФВ обеспечивать единство всех сторон воспитания (волевого,

умственного и эстетического) при ведущей роли нравственного воспитания.

В процессе активной двигательной деятельности складываются ситуации и

определенные общественные отношения, позволяющие разносторонне

воздействовать на человека, формировать определенные формы поведения и

нравственные черты личности человека.

Ведущая роль нравственного воспитания в едином процессе

воспитания объясняется тем, что именно оно определяет направленность

использования результатов воспитания.

Общие черты социальных систем:

- н а п р а в л е н н о с т ь (освоение и развитие материальных и

духовных ценностей физической культуры);

- у п о р я д о ч е н н о с т ь (рациональное ролевое распределение ее

элементов, социальных групп и отдельных исполнителей);

- и е р а р х и ч н о с т ь (многоуровневая структурно-функциональная

организация - упорядочение связей и отношений от высшего к низшему).

 

Основы системы ФВ:

 

1. Идейные 2. Научно-тео- 3. Программно-нор- 4. Организа-

основы ретические мативные ционные

 

основы основы основы

 

И д е й н ы е о с н о в ы базируются на общественных науках. Они

используют положения учения об обществе, закономерностях его развития

и, в частности, о необходимости воспитания гармонически развитого

человека. Идейные позиции и концепции в области народного образования:

физическое воспитание - основная составная сторона воспитания члена

общества.

Идеалы гармонически развитой личности существовали и в античном

мире, и в эпоху Возрождения. Эти идеи высказывали революционные

демократы и просветители прошлого века. Умственное, физическое

воспитание и политехническое образование (производительный труд) они

считали единым средством производства всесторонне развитых людей.

Охарактеризовали и две прикладные функции ФВ: подготовку к труду и

военному делу.

Положения о ФВ находят свое дальнейшее отражение в директивных

документах правительства, в которых определены направления развития и

задачи ФВ. На основе их разрабатываются программы, конкретные цели и

задачи ФВ для различных возрастных групп.

Идейные основы определяются в конечном счете целями и задачами

ФВ (М.Ботвинник - инженер, доктор экономических наук, Н.Озеров -

артист, диктор, МС по легкой атлетике. Фишер - шахматист и в этом вся его

практическая ценность. Нет всестороннего развития при монокапитализме:

в ряде развитых капиталистических стран растет число безграмотных).

Н а у ч н о - т е о р и т и ч е с к и е о с н о в ы предполагают, что

система ФВ строится на прочной научно-методической концепции. Каждое

теоретическое положение и практические рекомендации должны быть

научно обоснованы. Сложился целый комплекс наук, которые связаны с ФК

и на которые опирается теория и практика ФВ. К ним относятся

общественно-педагогические, естественные и специальные науки.

В качестве общих научных предпосылок процесса ФВ используются

теоретические положения и фактический материал гуманитарных и

естественных наук: педагогики, психологии, социологии и медико-

биологических наук. Без них невозможно было бы научное становление

системы ФВ.

Непосредственно практика ФВ опирается на специализированные

отрасли науки: историю, управление и организацию ФК, ТМФК,

социологию ФК, биомеханику ФУ, специализированные разделы анатомии,

физиологии, биохимии, гигиены, педагогики, психологии и другие. Этот

комплекс наук развивался параллельно с практикой ФВ, их рост особенно

активизировался в послевоенные годы и продолжается в настоящее время.

Они позволяют поставить процесс ФВ, физического образования на

научную основу.

 

Наиболее обобщающей среди этих дисциплин является ТМФВ, которая

представляет собой основную педагогическую отрасль теории ФК. ТМФВ

направлена на разработку главных задач ФВ, решаемых в процессе ФВ,

выявление наиболее эффективных средств и методов их реализации,

формирование принципов оптимального построения многолетнего процесса

ФВ.

Развитие научных основ системы ФВ, дальнейший прогресс науки

происходит в результате взаимодействия 2-х тенденций: дифференциации

(специализация, выделение новых отраслей научных знаний – социология

ФК и С) и интеграции (обобщение- объединение частных знаний в общее).

Так, по мере накопления частных факторов и знаний теории и методики

отдельных видов спорта происходит разработка целостных концепций

общей теории ФВ. Тем самым достигается научно-практический эффект

(пр.: ТМФК).

На данном этапе основное направление научных исследований -

изучение и решение проблем массового физкультурного движения.

П р о г р а м м н о - н о р м а т и в н ы е о с н о в ы предполагают

построение ее в соответствии с возрастным развитием граждан в ней

определены нормативы и требования, предъявляемые к физической

подготовленности людей. Для формирования программно-нормативных

основ ФВ основополагающее значение имела разработка и создание

Всесоюзного физкультурного комплекса “Готов к труду и обороне”.

Впервые в истории в масштабе государственной и общественной практики

ФВ была разработана и введена целостная система конкретных установок

оценочных нормативов, охватывающая все население страны. Само

название комплекса определяет его социальное предназначение; в нем

нашли отражение все 3 исходных принципа системы ФВ: прикладности,

оздоровительной направленности и всестороннего, гармонического

развития личности.

Нормативы и требования комплекса ГТО определены для большинства

возрастных групп граждан (за исключением дошкольного возраста) и

включают показатели развития физических качеств и двигательного опыта

(жизненно необходимых умений и навыков).

На основе заложенных в комплексе ГТО принципов, возрастных норм

и требований разрабатывались государственные программы по ФВ школ,

ПТУ, ССУЗов и вузов, коллективов ФК, спортивных секций и других

государственных и общественных организаций. В программах были

отражены количественные нормативы и требования (min требования

государства к физической подготовленности граждан), средства ФВ,

содержание занятий и распределение их по времени. Российская спортивная

классификация - программно-нормативная

основа

спортивной

подготовленности людей, способствующая развитию массового спорта.

 

О р г а н и з а ц и о н н ы е о с н о в ы. Специфической чертой нашей

системы ФВ является сочетание государственных и общественных форм

организации и управления ФВ в различных звеньях.

Государственная форма организации и руководства осуществляется

государственными органами и учреждениями на основе единых программ

(комитеты по ФК и туризму; соответствующие отделы при министерствах и

ведомствах). ФВ в дошкольных учреждениях, школах, специальных

учебных заведениях осуществляется по государственной линии и включает

обязательный курс ФВ, профессионально-прикладной и военно-прикладной

физической подготовки. Занятия при этом регламентированы по

содержанию и времени, проводятся по расписанию или графику, как

правило,

штатными

специалистами

ФК.

Ответственность

перед

государством за выполнение норм и требований несут соответствующие

должностные лица, а проходящие обязательный курс сдают установленный

государством зачет.

Государство через свои органы должно обеспечить уровень физической

подготовленности

населения

для

успешного

функционирования

общественного производства и обороноспособности страны.

Общественно-самодеятельной формой организации и управления ФВ

являются ДСО, высший орган - Российский Олимпийский комитет. По мере

проникновения ФК в повседневный быт людей приобретают значение и

такие самодеятельные формы занятий, как семейные, по месту жительства

(в микрорайонах), в коллективах ФК и индивидуальные. Руководят и

организуют работу в этих формах выборные советы, общественные

комиссии при местных государственных органах, штатные и общественные

специалисты ФК и С. Особенностью этой физкультурной деятельности

является более полное удовлетворение потребностей и способностей

каждого человека. Это достигается за счет индивидуального выбора формы

и предмета занятий, установления реального уровня достижений.

Отдельные самодеятельные формы занятий не могут обеспечить

достаточный уровень физической подготовленности членов общества,

именно поэтому система ФВ включает государственные и общественные

структуры. Спортивные требования выше государственных. В данном

случае они помогают поднять уровень физической подготовленности

людей.

Таким образом проявляется связь и единство государственных и

общественных форм организации управления ФВ. В период рыночных

отношений возникли и коммерческие структуры.

 

Условия функционирования системы ФВ:

 

 

Кадры

Материально-

Пропаганда ФК

Научно-

 

 

техническая база

медицин-

 

ское обеспечение

Готовят учебные СК, КСК, культ.

Кино,

 

заведения

и комплексы, ста-

телевидение,

КНГ,

общественные

дионы, бассейны радио, устная и

физкультур-

(ДЮСШ,

стенная печать

ные диспансеры

ШВСМ,

коллективы ФК)

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.