Интеллектуальная гибкость — ригидность. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Интеллектуальная гибкость — ригидность.

2017-06-05 326
Интеллектуальная гибкость — ригидность. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стилевые черты формируются не сами по себе, а в тесном взаимодействии с мотивационными чертами. Хроническая неудовлетворенность (фрустрация) определенной потребности приводит к тому, что формируются черты характера, обслуживающие эту потребность.

Мотивационные черты — это психические свойства индивида, определяющие скорее выбор направленности, чем способа деятельности

Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Потребность — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. — это одновременно и нужда, испытываемая организмом в чем-то, находящемся вне его и необходимом для его жизнедеятельности.

Мотив — материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Помимо функции побуждения и направления деятельности мотив выполняет также смыслообразующую функцию, сообщая определенный личностный смысл целям, структурным единицам деятельности (действиям, операциям), а также обстоятельствам, способствующим или препятствующим реализации мотива.

15. Понятие объекта, субъекта и нормы в психодиагностике.

Объект – исследуемый

Субъект – исследователь

Объект психодиагностики:

1) Нормальное состояние

2) Отклоняющееся

Норма (2 аспекта):

1) Состояние объекта психодиагностики

2) Исходное начало для сравнения полученных данных в процессе обследования.

Норма понимается как состояние для объекта наиболее устойчивое и более всего соответствующее определённым условиям и задачам. Это лучшее из реально существующих однородных состояний.

Норма как адаптация. В основе – представление о человеке, как о соц.-биологическом существе, где в качестве нормального выступает состояние, обеспечивающее выживание, либо соответствие поведения соц. Нормам.

Второй вариант нормы строится на оценке поведения человека с точки зрения соц. Норм.

Норма как исходное начало. Обычный, типичный, средний. Используется формальный критерий для оценки полученных данных. Он связан со статистическим пониманием нормы. По функции совпадают с адаптационной нормой.

Сопоставление данных со статистической нормой позволяет определить место испытуемого среди других людей.

Норма как отсутствие отклонений. Всё, что не отклонение Б, облад. Признаками а, б, в есть норма А. Такой вариант нормы через исключение не раскрывает + содержательных характеристик.

Второй вариант нормы заимствован из психиатрии и предполагает сходство структуры больной и здоровой психики. Норма А по слабовыраженным признакам А1, Б1, В1 есть отклонение Б по сильновыраженным признакам а, б, в. Такой вариант нормы базируется на предположении о том, что психически здоровый человек имеет скрытые признаки патологии, и, соответстветствует норме до тех пор, пока эти признаки малы.

16. Подготовка к тестированию этап сбора данных.

Сбору данных и выбору диагностического инструмента должен предшествовать период предварительного ознакомления с данными об обследуемом (например, биографические факты, заключения других специалистов и т.д.), о специфике деятельности или группы, о ситуации обследования. С этой целью могут быть использованы анкеты, беседа или интервью.

Диагностическая задача состоит в адекватном выборе конкретных методик и включает три аспекта, учет которых обеспечивает её правильное решение:

1) содержание диагностики — что (какие качества или свойства), у кого и зачем подлежат диагностике.

Лучше использовать ступенчатую стратегию сбора данных, первоначально используя методики, которые позволяют получить наиболее общие представления о личности и выработать гипотезу. Диагноз и прогноз осуществляется на основе проверки гипотез с помощью методик, позволяющих получить более локальные данные. Для развернутого диагноза, о котором пойдет речь ниже, потребуются методики, как минимум, трех направлений диагностики:

- личностные особенности (в первую очередь, потребности, ценности, цели и способы их достижения), а также их природная (конституциональная) основа;

- оценка человеком своих личностных качеств и определенных ситуаций (рефлексивные особенности или сфера самосознания);

- история развития личности и настоящая жизненная ситуация (средовые факторы).

Соответственно целям и задачам психодиагностического исследования комплектуется набор диагностических средств, именуемой иногда диагностической батареей.

2) диагностическая ситуация — как внешняя (то есть условия диагностики – временные, пространственные и др.), так и внутренняя (мотивационная). Последняя чаще всего представлена в двух вариантах, условно называемых «ситуация клиента» и «ситуация экспертизы».

В первом случае клиент сам обращается за психологической помощью, он заинтересован в получении объективной информации и идет на сотрудничество с диагностом — это позволяет диагносту больше ориентироваться на свои методические предпочтения и меньше заботиться о защищенности методик от фальсификации результатов.

Во втором случае клиент либо не заинтересован в диагностике (например, когда его на службе принуждают участвовать в исследовании), либо заинтересован в тенденциозном искажении результатов (иногда выгодно представить себя в наилучшем свете или нарисовать социально желательную картину своего поведения — и тогда тебя примут, отберут и т.п., иногда выгодно, наоборот, преувеличить свои слабые стороны и — и тогда тебе окажут социальную помощь и пр.). Такая ситуация обязывает диагноста выбирать только те методики, которые защищены от фальсификации результатов, например, объективные тесты или опросники, содержащие шкалы достоверности;

3) пользователь диагностической информации, то есть, кто и как будет использовать результаты диагностики. Наиболее частые адресаты результатов диагностики:

- специалисты-смежники (врачи, педагоги) или заказчики (руководители, родители), то есть третьи по отношению к диагностическому процессу лица. В таком случае необходимо выбрать такие диагностические средства, которые позволят получить стандартизированные (переведенные в шкальные оценки) данные, которые возможно сравнить при разработке стратегии долгосрочных действий. Кроме того, информация, предоставляемая третьим лицам, должна исключать возможность использования её во вред клиенту и об этом надо думать уже при выборе методических средств (с вариативностью способов представления данных и языка описания) — этот вопрос регулируется этическими нормами психодиагностики (см. выше сноску 3);

- специалист, проводящий исследование, то есть сам психодиагност (например, при консультировании). В этом случае диагност имеет наибольшую свободу в выборе методических средств соответственно своему опыту и теоретическим позициям. Как правило, предпочтение отдается диалогическим, проективным техникам помогающим выстроить тактику взаимодействия и психологической помощи клиенту;

- клиент, то есть сам исследуемый. Иногда его просто информируют о результатах диагностики, часто — в письменной форме, в виде компьютерной компиляции. Соответственно при выборе методик необходимо учитывать легкость перевода получаемых данных на доступный для понимания неспециалистом язык. При выборе диагностических методик следует руководствоваться сведениями об их надежности и валидности по отношению к диагностической задаче.

 

На этапе сбора диагностических данных следует контролировать процесс и выполнять требования стандартизации психодиагностических процедур, что обеспечивает объективность исследования; а также — обеспечить соответствующую подготовку испытуемого, исключить из тестовой ситуации элементы неожиданности, которые могут внести искажение в выполнение теста (кроме тех случаев, которые предусматривают влияние диагноста на диагностический процесс — об интерактивных техниках также говорилось выше). Но в любом случае диагност должен стремиться к взаимопониманию с тестируемым.

Этап сбора данных завершается представлением полученных результатов в виде, который задан типом методики, — таблица «сырых» и стандартных оценок, графическое представление «профиля личности» или распределения выявленных характеристик в группе, расчет индексов (сплоченности), коэффициентов(интеллекта), уравнений (успешности) и т.п.

17. Процедура проведения теста.

Инструктаж

Ответ на вопросы

Фиксация времени

Слежка за испытуемыми

 

18. Первичная обработка тестовых испытаний.

 

 

19. Этап переработки и интерпретации в тестировании.

На данном этапе исследования реализуются те же принципы и подходы, что и при использовании других психологических методов. Полученные данные, как правило, обрабатываются качественно (с анализом содержания исходя из профессионального опыта и интуиции) и количественно (математико-статистический анализ — корреляционный, факторный, регрессионный и др.).

Интеграция разрозненных данных, сведение их в систему, может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях. В первом случае разрабатывается какая-либо схема сопоставления результатов отдельных методик без обращения к их теоретическим концепциям. Это может быть, например, пятибалльная шкала, крайние значения которой характеризуют «высокий» и «низкий показатели каждой методики. Теоретический уровень обобщения диагностических данных требует систематизации полученных результатов на основе какой-либо концепции и выражения их в соответствующих понятиях

20. Основные критерии анализа и интерпретации тестовых результатов.

21. Этап принятия решения.

22. Прогностичность результатов личностных методик.

23. Требования к экспериментатору при проведении тестовых испытаний.

24. Понятие и типы валидности.

25. Количественная оценка и основные подходы в исследовании валидности тестов.

26. Понятие надежности. Количественная оценка надежности теста.

27. Надежность критериально-ориентированных тестов.

28. Приемы стандартизации и нормирования тестов.

29. Понятие об адаптации тестов, психометрическая адаптация.

30. Разработка адаптация и использование методик.

31. Нормативные требования и предписания к пользователям и разработчикам.

32. Социально-этические аспекты психодиагностики.

33. Основные принципы построения, хранения и сообщения информации.

34. Новые технологии в психодиагностике. Автоматизация психодиагностических процедур Адаптивное тестирование.

35. Критериально-ориентированное тестирование КОРТ.

36. Специфика целей задач и подходов в практической психодиагностике различных направлений.

37. Типология и моделирование психодиагностических задач.

38. Принципы конструирования тестов.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.